Шансон | |
---|---|
Стилистическое происхождение | Поэзия |
Культурное происхождение | Средневековье эпоха, Франция |
Производные формы |
A шансон (US :, UK : ; Французский:, «песня », от латынь cantio, gen. cantionis) вообще любая лирическая французская песня, обычно полифоническая и светская. Певец, специализирующийся на шансонах, известен как «певец» или, если женщина, то «певица »; собрание шансонов, особенно из Средневековья или Ренессанса, - это шансонье.
Самыми ранними шансонами были эпические поэмы, исполненные под простые монофонические мелодии профессиональным классом жонглеров или менестрели. Обычно они рассказывали о знаменитых подвигах (гесте) героев прошлого, легендарных и полуисторических. Песня Роланда - самая известная из них, но в целом chansons de geste изучаются как литература, так как очень мало из их музыки сохранилось.
Куртуазный шансон или великое пение было ранней формой монофонического шансона, главного лирического поэтического жанра брюверов. Это была адаптация к старофранцузскому из Occitan canso. Это практиковалось в XII и XIII веках. С точки зрения тематики, как следует из названия, это была песня о изысканной любви, которую обычно писал мужчина своей благородной возлюбленной. Некоторые более поздние шансоны были полифоническими, а некоторые имели припевы и назывались chansons avec des refrains.
В своем типичном специализированном употреблении слово шансон относится к полифонической французской песне позднего средневековья и эпохи Возрождения. Ранние шансоны, как правило, входили в одну из форм fixes - баллада, rondeau или virelai (ранее chanson baladée) - хотя некоторые позже композиторы представили популярные стихи в самых разных формах. Самые ранние шансоны были для двух, трех или четырех голосов, первые три стали нормой, а к 16 веку расширились до четырех голосов. Иногда певцов аккомпанировали инструментам.
Первым крупным композитором шансонов был Гийом де Машо, который в XIV веке сочинил трехголосные сочинения в формах фиксов. Гийом Дюфе и Жиль Биншуа, написавшие так называемые бургундские шансоны (потому что они были из области, известной как Бургундия ), были наиболее важными авторами шансона следующее поколение (ок. 1420–1470). Их шансоны, хотя и несколько просты по стилю, также обычно трехголосные со структурным тенором. Музыковед Дэвид Фаллоус включает бургундский репертуар в «Каталог полифонических песен 1415–1480 годов». Эти произведения, как правило, по-прежнему состоят из трех голосов, с активным верхним голосом (дискантус), расположенным над двумя нижними голосами (тенор и альтус), обычно разделяющими тот же диапазон.
Более поздние 15-е и начало 16-го веков в жанре фигурируют Иоганн Окегем и Жоскен де Пре, произведения которых перестают быть быть ограниченным исправлениями форм и начинать включать в себя всепроникающую имитацию (все голоса разделяют материал и движутся с одинаковой скоростью), аналогичную той, которая встречается в современных мотетах и литургической музыке. Первым музыкальным сборником, напечатанным с подвижного шрифта, был Harmonice Musices Odhecaton, сборник из девяноста шести шансонов многих композиторов, изданный в Венеции в 1501 году Оттавиано Петруччи.
С конца 1520-х до середины века Клоден де Сермиси, Пьер Сертон, Клеман Жанекен и Филипп Вердело были составителями так называемых парижских шансонов, которые также отказались от фиксации форм, часто состояли из четырех голосов и были в более простом, более гомофоническом стиле. Иногда в этом жанре использовалась музыка, которая должна была вызывать определенные образы, такие как птицы или рынок. Многие из этих парижских работ были опубликованы Пьером Аттенаном. Композиторы их поколения, а также более поздние композиторы, такие как Орландо де Лассус, испытали влияние итальянского мадригала.
В 20 веке французские композиторы возродились Жанр. Клод Дебюсси написал Труа Шансон для хора a capella, завершенный в 1908 году. Морис Равель написал Труа Шансон для хор а капелла после начала Первой мировой войны как возврат к французской традиции, опубликовано в 1916 году.
Французская сольная песня, разработанная в конце 16 века., вероятно, из вышеупомянутых парижских работ. В 17 веке процветали air de cour, chanson pour boire и другие подобные жанры, обычно сопровождаемые лютней или клавишными, благодаря участию таких композиторов, как Antoine Boesset, Дени Готье, Мишель Ламбер и Мишель-Ришар де Лаланд.
В 18 веке во Франции в вокальной музыке преобладала опера, но сольная песня пережила ренессанс в 19 веке, сначала с салонными мелодиями, а затем к середине века с очень сложными произведениями под влиянием немецкого Lieder, которые были завезены в страну. Луи Нидермейер, находящийся под особым заклинанием Шуберта, был ключевой фигурой в этом движении, за ним следовали Эдуард Лало, Фелисьен Давид и многие другие.
Другое ответвление шансона, названное chanson réaliste (реалистическая песня), было популярным музыкальным жанром во Франции, в основном с 1880-х годов до конца Второй мировой войны. Родился из кафе-концертов и кабаре района Монмартр в Париже и находился под влиянием литературного реализма и натуралистических движений в литературе и Театр, шансон-реалист был музыкальным стилем, который в основном исполнялся женщинами и касался жизни бедных и рабочих Парижа. Среди наиболее известных исполнителей этого жанра Дамиа, Фрегель и Эдит Пиаф.
Композиторы французских художественных песен позднего периода XIX века , известные как mélodie, а не шансон, включали Эрнест Чоссон, Эммануэль Шабрие, Габриэль Форе и Клод Дебюсси, в то время как многие французские композиторы 20 века и нынешние продолжают эту прочную традицию.
В Франции сегодня «шансон» или «французский шансон» отличается от остальной французской «поп-музыки» тем, что следует ритмам французского языка, а не на английском языке, и более высокий стандарт для текстов.
В La Planche, Loire-Atlantique в 1992 году был основан Musée de la chanson française. Задача музея - вспомнить художников, заложивших основу наследия шансона.