Гийом де Машо (французский: ; также Machau и Machault ; c.1300 - апрель 1377) был французским поэтом и композитором позднего средневековой музыки, который был центральной фигурой ars nova стиль. Чрезвычайно влиятельный, Махаут считается самым важным композитором и поэтом XIV века и первым известным композитором, чье имя известно. Дэниел Лич-Уилкинсон назвал его «последним великим поэтом, который был также композитором. ", и вплоть до 15 века поэзия Махао вызывала большое восхищение и подражание другим поэтам, включая Джеффри Чосера.
Один из первых композиторов, о котором имеется значительная биографическая информация, а его сохранившиеся произведения значительно превосходят его по численности. современники. Мачаут сочинил широкий спектр стилей и форм и сыграл решающую роль в разработке мотета и форм светской песни (особенно lai и исправления форм : рондо, вирелай и баллада ). Машо написал Messe de Nostre Dame, самое раннее известное полное урегулирование из ординария мессы, приписываемое одному композитору. Некоторые из его самых известных рондо - Ma fin est mon beginnce и Rose, liz, printemps, verdure.
Гийом де Машо родился около 1300 года и получил образование в районе Реймса. Его фамилия, скорее всего, происходит от соседнего города Мачо, в 30 км к северо-востоку от Реймса в регионе Арденны. Он работал секретарем Иоанна I, графа Люксембурга и короля Богемии с 1323 по 1346 год, а также стал каноником (1337). Он часто сопровождал короля Иоанна в его различных поездках, многие из которых были военными экспедициями по Европе (включая Прагу ). Он был назван каноником Вердена в 1330 году, Арраса в 1332 году и Реймса в 1337 году. К 1340 году Махаут жил в Реймсе, оставив другие канонические должности по просьбе Папа Бенедикт XII. В 1346 году король Джон был убит в битве при битве при Креси, а Махаут, который был известен и пользовался большим спросом, поступил на службу к различным другим аристократам и правителям, включая дочь короля Иоанна Бонна (которая умерла от Черной смерти в 1349 году), ее сыновья Жан де Берри и Чарльз (позже Карл V, герцог Нормандии) и другие такие как Карл II Наваррский.
Машо пережил Черную смерть, опустошившую Европу, и провел свои последние годы, живя в Реймсе, сочиняя и руководя созданием его полных рукописей. Его стихотворение Le voir dit (вероятно, 1361–1365) претендует на то, чтобы рассказать о позднем романе с 19-летней девушкой Перонн д'Арментьер, хотя точность произведения как автобиографии оспаривается. Когда он умер в 1377 году, другие композиторы, такие как Франсуа Андриё, написали элегии, оплакивающие его смерть.
Как композитор XIV века, светские песни Махаут включают монофонические lais и virelais, которые продолжают в обновленной форме некоторые из традиций трубадуры. Он также работал в полифонических формах баллад и рондо и написал первую полную постановку из Ordinary of the Mass, которую можно отнести к одному композитору..
В текстах произведений Мачаут почти всегда говорится о изысканной любви. Существует несколько работ, посвященных определенному событию, например M18, «Костяной пастор / Костяной пастор / Костяной пастор». Махаут в основном сочинял в пяти жанрах: лай, вирелай, мотет, баллада и рондо. В этих жанрах Machaut сохранил базовые исправления форм, но часто использовал настройку творческого текста и каденции. Например, большинство фраз рондо оканчиваются длинным мелизмом в предпоследнем слоге. Однако некоторые рондо Махао, такие как R18 «Puis qu'en oubli», в основном являются слоговыми.
Мотеты Мачаута часто содержат священные тексты в теноре, например, в M12 «Corde mesto cantando / Helas! Pour quoy virent / Libera me». Два верхних голоса в этих трехчастных композициях, напротив, поют светские французские тексты, создавая интересные согласования между священным и светским. Однако в других своих жанрах он не использует священные тексты.
Циклическая установка Мессы Маха, идентифицированная в одном источнике как Messe de Nostre Dame (Месса Богоматери), была составлена в начале 1360-х годов, вероятно, для Реймсский собор. Хотя это и не первая циклическая масса - Tournai Mass более ранняя, - она была первой произведением одного композитора и задумана как единое целое. Махаут, вероятно, был знаком с мессой Турне, поскольку месса Маха разделяет с ней многие стилистические черты, включая бестекстовые интермедии.
Является ли масса Мачао на самом деле циклической, оспаривается; после долгих споров между музыковедами по-прежнему существуют серьезные разногласия. Однако существует консенсус, что эта масса в лучшем случае является предшественницей циклических масс более позднего 15-го века, созданных такими, как Жоскен де Пре. Масса Мачао отличается от них следующим образом: (1) он не удерживает тональный центр на протяжении всей работы, поскольку масса использует два различных режима (один для Kyrie, Gloria и Credo, еще один для Sanctus, Agnus и Ite missa est); (2) отсутствует расширенная мелодическая тема, которая четко проходит через все движения, и масса не использует технику пародии ; (3) есть много свидетельств того, что эта масса не была составлена в одном творческом акте. Тот факт, что движения были помещены вместе, не означает, что они были задуманы как таковые.
Тем не менее, можно сказать, что месса стилистически согласована, и, конечно, все выбранные песнопения - это празднование Марии, матери Иисуса. Кроме того, утверждение о том, что месса циклична, добавляет веса тому, что произведение было написано или собрано для исполнения на определенном празднике. Возможность того, что это было связано с коронацией Карла V, которая когда-то была широко принята, в современной науке считается маловероятной. Намерение композитора, чтобы произведение было исполнено как единое целое, делает Messe de Nostre Dame, как правило, циклической композицией.
Лирика Гийома де Машо включает около 400 стихотворений, в том числе 235 баллад, 76 рондо, 39 виреле, 24 lais, 10 жалоб и 7 королевских шансон, и Мачо многое сделал для совершенствования и систематизировать эти фиксированные формы. Некоторые из его лирических произведений включены в его повествовательные стихи или «dits», такие как Le remède de fortune («Лекарство от несчастья»), которое включает по одному лирике каждого жанра, и Le voir dit («Правдивая история» "), но большинство из них включены в отдельный неупорядоченный раздел под названием Les loanges des dames. То, что большинство его текстов не связано с музыкой (в рукописях музыкальные и немузыкальные разделы разделены), предполагает, что он обычно писал текст, прежде чем переложить некоторые на музыку.
Помимо его латинских песнопений религиозного характера и некоторых стихов, призывающих к ужасам войны и плена, подавляющее большинство лирических стихотворений Махаут отражают условности куртуазной любви и включают высказывания служение даме и радость и страдания поэта. С технической точки зрения Машо был мастером сложных схем рифм, и это беспокойство делает его предшественником Grands Rhétoriqueurs 15 века.
В повествовательной продукции Гийома де Машо преобладает «дит» (буквально «разговорный», то есть стихотворение, которое не предназначено для исполнения). Эти повествовательные стихи от первого лица (все, кроме одного, написаны октосложно рифмованными двустишиями, например романс или «романс» из того же периода) следует многим условностям Романа де ла Роуз, включая использование аллегорических снов (песен), аллегорических персонажей и ситуации, когда рассказчик-любовник пытается вернуться к своей даме или удовлетворить ее.
Махо также является автором поэтической хроники рыцарских подвигов Петра I Кипрского (премия Александра) и поэтических сочинений утешения и моральной философии. Его необычное саморефлексивное использование самого себя (как своей лирической персоны) в качестве рассказчика своих песен также дает некоторые личные философские прозрения.
В конце своей жизни Машо написал поэтический трактат о своем ремесле (его Пролог). Это отражает его концепцию организации поэзии по установленным жанрам и схемам рифм, а также упорядочение этих жанров по отдельным разделам рукописей. Эта озабоченность упорядочиванием своих произведений отражена в указателе к MS A, озаглавленном «Vesci l'ordonance que G. de Machaut veut qu'il ait en son livre» («Вот порядок, в котором Г. де Машо хочет, чтобы его книга имела
Поэзия Машо оказала непосредственное влияние на произведения Юсташа Дешама, Жана Фруассара, Кристин де Пизан, Рене д'Анжу и Джеффри Чосер и многие другие. Существует гипотетическая (хотя и маловероятная) возможность того, что Чосер и Машо могли встретиться, когда Чосер был взят в плен недалеко от Реймса в 1359 году или в Кале в 1360 году, когда оба поэта были заняты официальным делом по ратификации Бретиньский договор (Машо со своим покровителем Жаном де Берри, уезжавшим в Англию, и Чосер в качестве посыльного к принцу Лайонелу ).
Согласно историку кулинарии Уильяму Войсу Уиверу, дворяне XIV века в Франкоязычный Лузиньян двор в Никосии, Кипр, часто слушал повествования о премии Маха д'Александри для развлечения во время королевских банкетов. Сказки, подобные рассказам Маха, о героических Фигуры крестоносцев усилили самооценку, которую придворные Лузиньяна культивировали как дальние притязания на Иерусалим.
Стихотворение, приведенное ниже, Puis qu'en oubli, принадлежит ему 18-е рондо.
Puis qu'en oubli sui de vous, dous amis,. Vie amoureuse et joie a Dieu commant.. мар vi le jour que m'amour en vous mis,. Puis qu'en oubli sui de vous, dous amis.. Mais ce tenray que je vous ay promis,. C'est que ja mais n'aray nul autre amant.. Puis qu'en oubli sui de vous, dous amis,. Vie amoureuse et joie a Dieu commant. | Так как ты меня забыл, милый друг,. Я прощаюсь с любовью и счастьем.. Неудачным был тот день, когда я вложил в тебя свою любовь,. Поскольку я забыт от тебя, милый друг.. Но я сдержу то, что обещал тебе,. А именно, у меня никогда не будет другого любовника.. Поскольку ты меня забыл, милый друг,. люблю жизнь, и до счастья, прощаюсь. |
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Гийомом де Машо. |
Викицитатник содержит цитаты, связанные с : Guillaume de Machaut |
Wikisource содержит текст 1911 Encyclopædia Britannica статьи Machaut, Guillaume de. |