Клоден де Сермизи (ок. 1490 - 13 октября 1562) был французским композитором Ренессанс. Вместе с Клеманом Жанекеном он был одним из самых известных композиторов французских шансонов в начале 16 века; кроме того, он был выдающимся композитором духовной музыки. Его музыка оказала влияние на современные итальянские стили.
Сермиси, скорее всего, родился в Пикардии, Бургундии или Иль-де-Франс, основываясь на сходстве его фамилии с местными названиями. Когда-то в молодости он, возможно, учился у Жоскена де Пре, если верить Пьеру Ронсару, но многие музыковеды считают это утверждение недостоверным; во всяком случае, он впитал некоторые музыкальные идеи старшего композитора либо рано, либо позже, когда он познакомился с его музыкой. Жоскен, возможно, находился при французском дворе между 1501 и примерно 1503 годами, хотя это никогда не было окончательно установлено, так что тогда отношения между учителем и учеником были возможны; Местонахождение Сермиси до 1508 года неизвестно, но присутствие в Королевской часовне, безусловно, было возможным.
В 1508 году молодой Сермиси был назначен певцом в Королевской капелле Людовика XII, где он также был священником. Дата его рождения определяется по дате его присоединения к королевской часовне; 18 лет было примерно подходящим возрастом для такого назначения. В 1515 году он отправился в Италию с Франциском I, а в 1520 году он участвовал в музыкальных праздниках, устроенных Франциском I и Генрихом VIII Английским на Поле Ткани of Gold, режиссер Жан Мутон, где он почти наверняка был певцом. Возможно, он тоже был композитором той музыки. В 1532 г. он также участвовал в аналогичной встрече королей в Булони, для которой написал церемониальный песнопение.
Некоторое время в начале 1520-х годов Сермиси был каноником в Нотр-Дам-де-ла-Ротонда в Руане, но он ушел оттуда в 1524 году, чтобы занять аналогичную должность в Амьен. К 1532 году он был музыкальным руководителем Королевской капеллы, все еще при Франциске I, правившем до 1547 года. На этом посту от него ожидалось, что он будет учить мальчиков хора и заботиться о них, а также находить талантливых певцов для набора. В 1533 году, помимо должности в Королевской часовне, он стал каноником Сент-Шапель, что потребовало бы его проживания в Париже. Он приобрел там большой дом, достаточно большой, чтобы укрыть беженцев из церкви в Сент-Квентине, когда испанцы разграбили их город в 1559 году. В 1554 году ему также дали prebend в церкви Святой Екатерины. в Труа. О его последних годах известно немного биографических данных, но, судя по датам публикации произведений, он, судя по датам публикации, работал как композитор до конца своей жизни. Он был похоронен в Сент-Шапель.
Сермиси писал духовную и светскую музыку, и все это для голосов. Из его духовной музыки уцелело 12 полных месс, в том числе мессы Реквиема, а также около 100 мотетов, некоторых магнификатов и набор Плач. В отличие от многих его современников, писавших духовную музыку во Франции, нет никаких свидетельств того, что он имел какие-либо гугенотские симпатии; казалось, что он всю жизнь оставался верным католиком.
Его интерес к священным жанрам неуклонно возрастал на протяжении всей его жизни, что соответствовало снижению интереса к светским формам, используя даты публикации в качестве ориентира (фактические даты сочинений чрезвычайно трудно установить для композиторов этого периода., если произведение не было написано для конкретного случая). Поскольку преобладающий стиль полифонии среди современных композиторов на протяжении его поздней карьеры был плотным, цельным, с повсеместным имитацией, что отражено в музыке Мутона и Гомбер, примечательно, что он стремился избегать этого стиля, предпочитая более четкие текстуры и короткие фразы: стиль, больше похожий на шансоны, которые он написал ранее в своей карьере. Кроме того, он варьировал текстуру в своей композиции, чередуя полифонические отрывки с гоморитмическими аккордовыми, что очень похоже на текстуру его светской музыки.
Сермиси написал две из немногих полифонических установок Passion, которые можно найти во французской музыке того периода; музыкальная обстановка проста по сравнению с его массами и песнопениями, и он стремился сделать слова понятными. Выбранные Евангелия были Евангелием св. Матфей и св. Иоанн. Настройки Сермизи были опубликованы в 10-м томе Motets, опубликованном Pierre Attaignant.
Безусловно, самый известный вклад Сермизи в музыкальную литературу - это его создание шансонов, которых насчитывается примерно 175. Они аналогичны таковым в Janequin, но менее программны; его стиль в этих произведениях также был описан как более изящный и отполированный, чем у композитора-соперника. Обычно шансоны Сермизи - хордовые и слоговые, избегая более показной полифонии композиторов из Нидерландов, вместо этого стремясь к легкости и изяществу. Сермиси любил быстрые повторяющиеся ноты, которые придают текстуре общую легкость и танцевальное качество. Еще одна стилистическая черта, которую можно увидеть во многих шансонах Сермиси, - это первоначальная ритмическая фигура, состоящая из длинного-короткого-короткого (минимум-крючком-крючком, или половина четверти четверти), фигуры, которая должна была стать определяющей характеристикой canzona позже в этом веке.
Тексты, которые выбирал Сермиси, обычно были от современных поэтов, таких как Клеман Маро (он написал больше стихов Маро, чем любой другой композитор). Типичными темами были безответная любовь, природа и выпивка. Некоторые из его песен посвящены теме несчастной молодой женщины, застрявшей с непривлекательным и непристойным стариком, чувство, свойственное не только его возрасту.
Большинство его шансонов рассчитаны на четыре голоса, хотя некоторые он написал для три в начале своей карьеры, до того, как четырехголосное письмо стало нормой. Влияние итальянского frottola очевидно, и сами шансоны Сермиси оказали влияние на итальянских композиторов, поскольку его музыка многократно переиздавалась как во Франции, так и в других частях Европы.
Сермиси был хорошо известен во всей Западной Европе, а копии его музыки можно найти в Италии, Испании, Португалии, Англии и других странах. Рабле упомянул его в Гаргантюа и Пантагрюэль (книга 4) вместе с несколькими другими современными композиторами. Музыка Сермиси многократно переписывалась для инструментов, в том числе альтов и лютни, а также органа и других клавишных инструментов исполнителями из Италии, Германии и Польши в г. дополнение к Франции. Несмотря на то, что Сермиси был католиком, многие из его мелодий были заимствованы протестантскими музыкантами в следующем поколении: даже лютеранский хорал мелодия («Was mein Gott will, das g'scheh allzeit ") основан на шансоне Сермиси (Il me Suppit de tous mes maulx).