В этой статье основное внимание уделяется техническому термину литургическая драма; общие аспекты средневекового представления см. в статье Средневековый театр.
Премодернистское представление имело место на плавной границе между более или менее институционализированными формами; обряды и пьесы существовали среди других публичных церемоний, таких как королевская огласка, религиозное покаяние или судебное наказание. Следовательно, необходимо говорить о мозаике средневековой театральности.
Начиная с 10 века, пасхальные литургии включали в себя ранние формы перформанса и ролевых игр. Некоторые из них представляют собой короткие отрывки текста, другие довольно длинные и развернутые. В 15-м и 16-м веках пьесы «Страсти» и Корпус-Кристи превратились в высокоразвитые спектакли, которые в некоторых местах существовали до 17 века.
Досовременное сочетание литургии, ритуала и исполнения делает особенно трудным применение термина «Драма ». Не всегда можно понять взаимосвязь между письменным текстом, постановкой и исполнением. Сами тексты часто являются частью литургического обряда, что затрудняет определение начала или конца пьесы в литургическом или паралитургическом контексте.
Сегмент пасхальной литургии Quem Quaeritis? («Кого вы ищете?») Представлял собой обмен одним вопросом, одним ответом и одним приказом между Ангелами у гроба Христа и три Марии (Дева Мария, Мария Магдалина и Мария, сестра Лазаря). Тем не менее, понятие драмы не может быть адекватно использовано для описания Quem Queritis, поскольку драма как понятие не встречается в самих средневековых источниках; Использование термина «драма» открывает обширное поле анахронических недоразумений.
Пасхальные пьесы были ядром средневековых представлений в литургии, но были и дополнительные формы, такие как пьесы святых, рассказы о чудесах, легенды и апокалиптические пьесы. Большая часть сюжетного материала взята из Библии или христианской легенды.
Вопреки более ранним теориям, прослеживающим развитие европейского театра от католической литургии, в различных пьесах средневековья нет логического или хронологического развития; Объем текста, его сложность и драматическая структура из многих известных сегодня источников не развиваются систематически. Другое распространенное заблуждение средневекового исполнения - забывает, что музыка всегда играла важную роль в литургических обрядах и пьесах.
Обряды на латыни всегда совершались в церкви в контексте литургической церемонии. Поскольку они так сильно интегрированы в литургию (Месса или Литургия часов ), сомнительно, считаются ли они исполнением. Пьесы на латинском языке также ставились в церквях без литургического контекста. Народные пьесы чаще всего исполнялись в общественных местах за пределами церкви, обычно на сценах особняка на общественной площади. На сценах были воздвигнуты декорации, изображающие рай, ад, дом Понтия Пилата или Гроб Господень.
Говорить о актерах уместно только в пьесах; в церкви обряды совершались священнослужителями и монахами, которые не считали себя действующими в каком-либо любительском или профессиональном смысле. Своего рода режиссер арбитражник между сценой и публикой; он комментировал сцену, рассказывал отрывки и следил за порядком.
В то время как большинство представлений ограничивалось несколькими часами, некоторые пьесы могли достичь монументальных размеров: Страстная игра Больцано длилась семь дней в 1514 году, а спектакль был поставлен в Валансьен. в 1547 году, всего 25.
В то время как литургические обряды являются постоянным элементом христианской жизни, пьесы - нет. Есть отрывки из европейской истории, в которых пьесы почти неизвестны. Средневековый город был культурой, ориентированной на выступления. Священнослужители и торговые братства поощряли сценические выступления в церкви и за ее пределами. Актеров-любителей набирали из числа школьников и подмастерьев. Исполняемые темы были преимущественно взяты из христианских источников, однако комические и современные темы присутствовали почти во всех выступлениях более или менее сдержанно. Импровизация нравилась публике.
Поскольку христианская литургия - это воспроизведение решающих моментов в жизни Христа, неудивительно, что средневековые представления стирают грань между реальностью и вымыслом, представляемым публике. Антисемитское насилие могло произойти после того, как толпы стали свидетелями игры страстей; иногда зрители прерывали представление, прыгая на сцену, чтобы «спасти» страдающего Христа.