Йоханнес де Гарландия (теоретик музыки)

редактировать
музыковед 13 века

Йоханнес де Гарландия (Иоганн Галлик ) (ок. 1270–1320) был французским теоретиком музыки позднего ars antiqua периода средневековой музыки. Он известен своей работой над первым трактатом по изучению практики нотной записи ритма De mensurabili musica.

Содержание
  • 1 Жизнь и проблемы идентификации
  • 2 Работы
  • 3 Ссылки
  • 4 Библиография
Жизнь и проблемы идентификации

До середины 1980-х считалось что Йоханнес де Гарландия жил в первой половине 13 века и написал два трактата, De Mensurabili Musica и De plana musica, и, таким образом, был тесно связан с композиторами Школа Нотр-Дам, по крайней мере один из которых - Перотен - возможно, был еще жив в начале своей карьеры. К сожалению, связь его имени с этими двумя работами началась только после 1270 года, и теперь кажется вероятным, что Гарландия был неким Жеаном де Гарландией, хранителем книжного магазина в Париже, записи о котором появляются в различных официальных парижских изданиях. документы между 1296 и 1319 годами. Скорее всего, он был редактором двух предыдущих анонимных трактатов, и, хотя он много сделал для их разъяснения и передачи потомкам, он их не писал.

Источники, пишущие о Гарландии в конце 13 и начале 14 веков, также называют его магистром, что указывает на то, что он, вероятно, был учителем в Парижском университете.

Работы

De mensurabili musica, написанная, скорее всего, около 1240 года, является самым важным трактатом в ранней истории ритмической нотации, поскольку она является первым, предлагающим обозначение ритма. В частности, он описывает уже применяемую практику, известную как модальный ритм, в которой использовались ритмические режимы. В этой системе заметки на странице назначаются группам длинных и коротких значений в зависимости от их контекста. De mensurabili musica описывает шесть ритмических режимов, соответствующих поэтическим стопам: длинный-короткий (trochee ), короткий-длинный (ямб ), длинный-короткий-короткий (дактиль ), короткий-короткий-длинный (анапест ), длинный-длинный (spondee ) и короткий-короткий (пиррова ). Нотация еще не дошла до того момента, когда появление каждой ноты давало ее продолжительность; это еще нужно было понять, исходя из позиции ноты во фразе, какой из шести ритмических режимов использовался, и ряда других факторов.

Модальный ритм является определяющей ритмической характеристикой музыки школы Нотр-Дам, придавая ей совершенно отчетливое звучание, которое должно было преобладать на протяжении 13 века. Обычно один режим преобладает через фразу, переходя в другой режим только после каденции. Только с развитием музыки ars nova в начале 14 века регулярный модальный ритм сломался и был заменен более свободными ритмами, что стало возможным благодаря развитию точной нотации.

Неизвестно, какая часть трактата была написана анонимно и сколько Гарландия отредактировала его, за исключением того, что Гарландия, вероятно, полностью написала некоторые из последующих глав. Франко Кельнский, писавший около 1280 г. (см. Фробениус, «Zur Datierung»), явно заимствовал части неотредактированной версии. Достижением Гарландии было ее усовершенствование и распространение; его положение продавца книг может иметь какое-то отношение к его широкому распространению и влиянию.

Ссылки
Библиография
Последняя правка сделана 2021-05-24 11:54:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте