Хукбальд Сент-Аманский ( с. 850 - 20 июня 930, также Hucbaldus или Hubaldus) был бенедиктинский монах активен как музыкальный теоретик, поэт, композитор, педагог и агиографом. Он долгое время был связан с аббатством Сен-Аманд, поэтому часто известен как Хакбальд из Сент-Аманда. Глубоко под влиянием Боэции " De Institutione Musica, Хукбальд Сент-Аманский в ( De) Musica, ранее известный как De гармоника institutione, направлено на примирении через много примеров, записанных в древнегреческой музыкальной теории и современная практика григорианского хорала. Среди ведущих теоретиков музыки эпохи Каролингов он, вероятно, был почти современником коллеги-теоретика Аврелиана Римского, неизвестного автора Musica enchiriadis, а также анонимных авторов других текстов по теории музыки Commemeratio brevis, Alia musica и De модис.
Хакбальд родился в Северной Франции около 850 года, точное место рождения и дата неизвестны. Он учился в аббатстве Эльноне (позже названном аббатством Сен-Аманд в честь его основателя 7-го века), где его дядя Майло был главным магистром исследований ( схоластик), в епархии Дорник. Хакбальд быстро продвинулся в науках квадривиума, в том числе в области практической музыки, и, согласно хвалебному биографическому отчету XI века, в раннем возрасте сочинил гимн в честь святого Андрея, который встретил такой успех, что взволновал его. ревность его дяди. Говорят, что в результате Хакбальд был вынужден покинуть Сент-Аманд и искать защиты у епископа Невера.
Он также участвовал в исследованиях таких будущих мастеров, как Ремигиус Осерский и Наследник Осерского, возможно, как ученик придворного философа Иоганна Скотта Эриугена («Иоанн Шотландец», т. Е. Ирландец ). В 872 году он снова вернулся в Сен-Аманд в качестве преемника монастырской школы своего дяди, с которым он, по-видимому, должен был примириться. Между 883 и 900 годами Хюкбальд выполнил несколько миссий по реформированию и реконструкции после нормандских разрушений различных музыкальных школ, в том числе школ Сен-Бертена и Реймса. Однако в 900 году он вернулся в Сен-Аманд, где оставался до дня своей смерти 20 июня 930 года.
Единственная теоретическая работа, которая может быть положительно приписана ему, - это его Musica (ранее известная как De Harmonica Institute), написанная, вероятно, около 880 года. Работа показывает значительное влияние сочинений Боэция и, в более широком смысле, Птолемея.
Musica enchiriadis, опубликованный с другими сочинениями второстепенного значения в Gerbert «s Scriptores де Musica, и содержащий полную систему музыкальной науки, а также инструкции в отношении обозначений, теперь доказано, что возникли в другом месте примерно в то же время и были работы неизвестных писателей, принадлежащих к той же интеллектуальной среде. Эта работа отмечена главным образом эссе о новой форме нотации, которую сегодня называют дасейской нотацией, и его удобочитаемой передачей первой записи западной полифонической музыки.
Некоторые священные сочинения можно с уверенностью отнести к Hucbald, некоторые из них можно найти в Winchester Troper и Sarum antiphoner. Литературные источники предполагают, что он написал много других ныне утерянных произведений. Среди его работ - известная песня «Carmina clarisonae calvis cantate Camenae» для Карла Смелого. В 146 гекзаметрах начало каждого стиха начинается с буквы С, инициала Карла Кальвуса.