Эммануэль Шабрие

редактировать
Французский композитор и пианист-романтик

фотография головы и плеч мужчины средних лет с короткой бородой и усами Шабрие в 1882 году

Алексис-Эммануэль Шабрие (французский: ; 18 января 1841 - 13 сентября 1894) был французским романтическим композитором и пианистом. Его буржуазная семья не одобряла его музыкальную карьеру, и он изучал право в Париже, а затем работал государственным служащим до тридцати девяти лет, погружаясь в модернистскую художественную жизнь французов. капитал и сочиняет в свободное время. С 1880 года и до своей последней болезни он был композитором на полную ставку.

Хотя Шабрие известен прежде всего двумя своими оркестровыми произведениями, España и Joyeuse marche, он оставил целый корпус опер (включая L'étoile ), песни и фортепианная музыка, но не симфонии, концерты, квартеты, сонаты, религиозная или литургическая музыка. Отсутствие академической подготовки дало ему возможность создавать свой собственный музыкальный язык, на который не влияли установленные правила, и многие более поздние композиторы считали его важным новатором и катализатором, проложившим путь французскому модернизму. Им восхищались и оказывали влияние такие разные композиторы, как Дебюсси, Равель, Рихард Штраус, Сати, Стравинский и группа композиторов, известная как Les six. Писавший в то время, когда французские музыканты были в основном сторонниками или противниками музыки Вагнера, Шабрие придерживался среднего курса, иногда добавляя вагнеровские черты в свою музыку, а иногда избегая их.

Шабрие был связан с некоторыми из ведущих писателей и художников своего времени. Среди его ближайших друзей был художник Эдуард Мане, и Шабрие собирал картины импрессионистов задолго до того, как они вошли в моду. Ряд таких картин из его личной коллекции известных ему художников сейчас хранится в некоторых ведущих художественных музеях мира. Он написал большое количество писем друзьям и коллегам, в которых рассказывается о его музыкальных взглядах и характере.

Шабрие умер в Париже в возрасте 53 лет от неврологического заболевания, вероятно, вызванного сифилисом.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Париж: двойная упряжь
    • 1.3 Композитор, работающий полный рабочий день
    • 1.4 Упадок и последние годы
  • 2 Произведения
    • 2.1 Оркестровый
    • 2.2 Сценические произведения
    • 2.3 Фортепиано
    • 2.4 Песни
  • 3 Влияние
  • 4 Шабрие и искусство
  • 5 Примечания, ссылки и источники
    • 5.1 Примечания
    • 5.2 Ссылки
    • 5.3 Источники
      • 5.3.1 Книги
      • 5.3.2 Журналы
  • 6 Внешние ссылки
Жизнь

Ранние годы

Провинциальная французская уличная сцена XIX века с умными зданиями Место рождения Шабрие в Амбере

Шабрие родился в Амбере, (Пюи-де-Дом ), город в Овернь регионе центральной Франции. Он был единственным сыном юриста Жана Шабрие и его жены Мари-Анн-Эвелины, урожденной Дюрозе или Дюрозе. Шабрие принадлежали к старому овернскому племени, по происхождению из крестьян (фамилия происходит от «шеврие» - стадо коз), но в последние поколения в семье преобладали купцы и юристы. Ключевым членом семьи была няня мальчика Энн Делайр (которую он называл «Нанин» и «Нанон»), которая оставалась с ним рядом на протяжении всей своей жизни.

Шабрие начал брать уроки музыки в возрасте шести лет. ; его ранние учителя были выходцами из космополитов: в Амбере он учился с карлистом испанским беженцем по имени Сапорта, а после того, как семья переехала в Клермон-Ферран в 1852 году, он учился в Императорском лицее с польский музыкант Александр Тарновский. Самыми ранними из сочинений Шабрие, сохранившимися в рукописи, являются фортепианные произведения 1849 года. Пьеса для фортепиано Le Scalp !!! (1856 г.) был позже преобразован в Марш-де-Сипай (1863 г.). Первым произведением, которому композитор дал номер опуса, был вальс для фортепиано «Юлия», соч. 1, 1857.

Тарновский сообщил родителям Шабрие, что их сын достаточно талантлив, чтобы продолжить музыкальную карьеру, но Жан Шабрие был полон решимости, чтобы его сын последовал за ним в профессию юриста. Он перевез семью в Париж в 1856 году, чтобы Шабрие мог поступить в лицей Сен-Луи. Оттуда Шабрие пошел на юридический факультет, но не стал пренебрегать музыкой, продолжая учебу по композиции, игре на скрипке и фортепиано. После окончания юридического факультета в 1861 году он поступил на французскую государственную службу в министерство внутренних дел, где проработал девятнадцать лет.

Париж: двойная упряжь

Шабрие пользовался большим уважением в министерстве, но его страстью была музыка, которой он посвящал свое свободное время. Он продолжил учебу с учителями, включая Эдуарда Вольфа (де ) (фортепиано), Ричарда Хаммера (скрипка), Теофиля Семета (fr ) и Аристида Энгьяра ( оба состава). В исследовании композитора, опубликованном в 1935 году Жак-Габриэль Прод'ом заметил, что было бы неправильно называть Шабрие просто любителем в этот период: «Ибо, пока в поисках техники своего искусства, он проявил любопытство к живописи и литературе «модернистов» своего времени, которым среди музыкантов было мало параллелей ».

С 1862 г. Шабрие входил в круг парнасцев в Париже. Среди его друзей были Огюст Вилье де л'Иль-Адам и Поль Верлен ; с последним он задумал комическую оперу в модном стиле Оффенбаха, Vaucochard et fils Ier. Он не завершил ее, но четыре фрагмента (датируемые примерно 1864 или 1865 годом) сохранились. Его постоянная официальная должность сильно ограничивала способность Шабрие сочинять крупномасштабные произведения. Он начал оперу на венгерскую историческую тему под названием «Жан Юньяд» на либретто Анри Фукье, но отказался от нее, выполнив четыре номера в 1867 году. В декабре 1872 года он добился успеха в частном театральном клубе., Cercle de l'union artistique с трехактным opérette bouffe Le Service Obligatoire, написанным в сотрудничестве с двумя другими композиторами, и который, согласно Викторен де Жонсьер, был признан публикой как несомненное доказательство таланта Шабрие. Другая попытка оперной комедии, Fisch-Ton-Kan, с Верленом и Люсьеном Виотти, была исполнена в марте 1875 года в том же клубе с Шабрие за фортепиано; сохранилось пять фрагментов. Он не сочинял никаких стихов Вилье де Лиль Адам или Верлена, хотя последний написал сонет «Эммануэль Шабрие» (опубликованный в «Амур», 1888 г.) в память об их дружбе.

рисунок человека в цилиндре и пальто, энергично играющего на рояле Шабрие Эдуард Деталь (1873)

Существует несколько описаний игры Шабрие на фортепиано примерно в это время; много лет спустя композитор Винсент д'Инди писал: «Хотя его руки были слишком короткими, пальцы слишком толстыми и в целом его манеры были несколько неуклюжими, он сумел достичь такой степени утонченности и владения выражением лица, что очень немногие пианисты - за исключением Листа и Рубинштейна - превзошли его ». Композитор и критик Альфред Бруно сказал о Шабрие: «Он играл на пианино так, как никто никогда не играл на нем раньше и никогда не будет…» Жена художника Ренуар, друг композитора писал:

Однажды пришел Шабрие; и он сыграл для меня свою España. Это звучало так, как будто разразился ураган. Он стучал и стучал по клавиатуре. [Улица] была полна людей, и они слушали, завороженные. Когда Шабрие дошел до последних грохочущих аккордов, я поклялся себе, что больше никогда не прикоснусь к пианино […] Кроме того, Шабрие сломал несколько струн и вывел пианино из строя ».

Оба родителя Шабрие умер в течение восьми дней в 1869 году. Во время франко-прусской войны (1870–1871) и Коммуны он продолжал занимать свой официальный пост, поскольку министерство переместилось из Путешествует в Бордо, затем в Версаль. В 1873 году он женился на Мари Элис Дежан, внучке Луи Дежана, которая приобрела состояние как основатель и менеджер Cirque d'été и Cirque Napoléon. У Алисы и Шабрие было трое сыновей, один из которых умер при рождении. Среди друзей Шабрие в Париже были композиторы Габриэль Форе, Эрнест Шоссон и д'Инди; художники, в том числе Анри Фантен-Латур, Эдгар Дега и Эдуард Мане, на чьих вечерах в четверг присутствовал Шабрие; и писатели, такие как Эми Ле Золя, Альфонс Доде, Жан Мореас, Жан Ришпен и Стефан Малларме.

В течение 1870-х годов Шабрие начал несколько театральных работ. Первой была завершена трехактная опера-буфф L'étoile (Звезда), заказанная Bouffes-Parisiens, духовным домом Оффенбаха. Он получил заказ благодаря своим многочисленным контактам в мире искусства и литературы: он познакомился с либреттистами Альбертом Ванлоо и Эженом Летерье через художника Альфонса Хирша, с которым он познакомился. известен как член группы Мане. Опера имела скромный успех, в 1877 году было показано 48 спектаклей, но при его жизни так и не была возрождена. Тем не менее это привлекло к нему внимание прессы и привлекло издательскую фирму Enoch Costallat, которая публиковала его работы до конца его жизни. Прежде всего, благодаря L'étoile он перестал считаться талантливым любителем. В том же году Сен-Санс впервые публично выступил со своим экспромтом 1865 года, своей первой фортепианной пьесой, имеющей реальную значимость и обладающую печатью оригинальности.

Композитор, работающий полный рабочий день

картина белого лысеющего мужчины с аккуратными усами и бородой Шабрие, 1880 г., автор Мане, Музей Ордрупгаарда, Дания

Как и многие прогрессивно мыслящие французские композиторы того времени, Шабрие очень интересовался музыкой Вагнера. В молодости он переписал всю партитуру Тангейзер, чтобы лучше понять творческий процесс композитора. Во время поездки в Мюнхен с Анри Дюпарком и другими в марте 1880 года Шабрие впервые увидел оперу Вагнера Тристан и Изольда ; он написал начальнику отдела кадров министерства, что ему нужно ехать в Бордо по личным делам, но конфиденциально признался, что в течение десяти лет хотел увидеть и услышать оперу Вагнера, и пообещал, что вернется к своему рабочему столу в следующую среду.. Д'Инди, который был в группе, записал, что Шабрие был тронут до слез, услышав музыку, говоря о прелюдии: «Я ждал десять лет своей жизни, чтобы услышать эту ля виолончелей».

Это событие привело Шабрие к выводу, что он должен целенаправленно преследовать свое призвание как композитор, и после нескольких периодов отсутствия он оставил Министерство внутренних дел в конце 1880 года. В исследовании 2001 года Стивен Хюбнер пишет, что, возможно, это было дополнительные факторы, повлиявшие на решение Шабрие: «растущая динамика его музыкальной карьеры… его большие надежды на проект Гвендолин и первые признаки нервного расстройства, вероятно, в результате сифилитического состояния, которое унесет его жизнь через 14 лет».

Проект, о котором говорит Хюбнер, был оперной трагедией Гвендолин, над которой Шабрие начал работать в 1879 году. Либреттистом был Катюль Мендес, описанный пианистом и ученый Грэм Джонсон как «безжалостно амбициозный член освещенного художественное учреждение ». Мендес написал тексты, написанные по крайней мере семью французскими композиторами, включая Форе, Массне, Дебюсси и Месседжер ; ни одна из его оперных работ не имела успеха, и Джонсон оценивает либретто Гвендолин как «катастрофическое». Шабрие работал над пьесой до 1885 года.

Дирижер Шарль Ламурё назначил Шабрие своим хормейстером и репетитором и включил его музыку в Концерты оркестра Ламурё. В 1881 году состоялась премьера фортепианного цикла Шабрие Pièces pittoresques. Сезар Франк прокомментировал: «Мы только что услышали нечто экстраординарное: эта музыка связывает наше время с временем Куперена и Рамо ». Шабрие побывал в Лондоне (1882 г.) и Брюсселе (1883 г.), чтобы услышать цикл Вагнера Кольцо, а в 1882 году Шабрие и его жена посетили Испанию, в результате чего была написана его самая известная работа «Испания» (1883 г.), представляющая собой смесь из популярные арии, которые он слышал, и его собственные оригинальные темы. Премьера состоялась в ноябре 1883 года под руководством его посвященного, Ламурё. Он имел, как называет Пуленк, «немедленный и восторженный успех», заработал репутацию Шабрие и по требованию публики получил несколько представлений в течение следующих месяцев. Среди почитателей был де Фалья, который заявил, что, по его мнению, ни одному испанскому композитору не удалось добиться столь подлинной версии хоты, как в пьесе

Парижская опера отказалась представить «Гвендолин», премьера которой состоялась в Ла Монне в Брюсселе при Генри Вердурдте в 1886 году. Она была хорошо принята, но закрылась после двух представлений, потому что импресарио обанкротился. Уильям Манн писал о музыке, что «в полном, восторженном познании зрелого Вагнера» Шабрие сочинил «великую музыку... такую ​​как длинное соло и хоровой ансамбль« Soyez unis »и всю любовь дуэтная музыка, и в них больше французов, чем Вагнера, и прежде всего в финальном «Либестоде».

Стремясь к постановке своей оперы, Шабрие также работал над некоторыми из своих зрелых песен - Sompting irrespectueuse, Tes yeux bleus, Chanson pour Jeanne, Lied, а также лирическая сцена для меццо, женского хора и оркестра La Sulamite и фортепианная версия песни Joyeuse Marche. Затем он нашел новый лирический проект, чтобы заняться - Le roi malgré lui (Король вопреки самому себе) - и закончил музыку за шесть месяцев. Премьера его состоялась в Комической опере в Париже, и благосклонный прием, казалось, обещал успех, но после третьего спектакля театр сгорел. Благодаря дружбе Шабрие с бельгийским тенором Эрнестом ван Дайком, а затем дирижером Феликсом Моттлем, директора оперных театров в Лейпциге и Мюнхене проявили интерес как к произведениям, так и к Шабрие. в результате совершил несколько счастливых поездок в Германию; его работы были представлены в семи городах Германии. В июле 1888 года он был назначен кавалером почетного легиона..

Шабрие оставил богатую и богатую корреспонденцию; Майерс видит в писателе «дар спонтанного самовыражения без оттенка неискренности или написания для эффекта». Он выражался на «раблезианском языке» и «с изобилием пикантного сленга». В 1994 году музыкальный ученый Роджер Делаж вместе с Франсом Дурифом и Тьерри Боденом выпустили 1300-страничное издание переписки композитора, содержащее 1149 писем, в том числе к его семье и Нанин, обмены с современными друзьями в музыкальный мир (иногда с музыкальными цитатами), переговоры с издателями, и одно сочувствие его сыну Андре по поводу смерти его любимой птицы (с легким упреком в том, что он перекормил существо).

Упадок и окончательный

надгробный памятник с бюстом мужчины на верхней Гробница Шабрие, кладбище Монпарнас (отдел 9), Париж.

В последние годы жизни Шабрие был обеспокоен финансовыми проблемами, вызванными крахом его банкиров, ухудшением здоровья, вызванным последней стадией сифилис и депрессия из-за пренебрежения его сценическими работами во Франции. Смерть любимой «Нанины» в январе 1891 года сильно на него повлияла. В 1892 году он писал своему другу Чарльзу Лекоку : «Никогда еще художник не любил больше, больше старался чтить музыку, чем я, никто не страдал от нее больше, и я буду страдать от нее навсегда. ". Он стал одержим композицией своей последней оперы Бризе, вдохновленной трагедией Гете и имеющей мелодические отголоски Вагнера; он закончил только один акт. Парижская премьера «Гвендолин», наконец, состоялась в декабре 1893 года. Композитор, болеющий физически и морально, сидя в сценической ложе со своей семьей, наслаждался музыкой, но не осознавал, что написал ее, и не понимал. он понимает, что аплодисменты были ему.

Шабрие в последний год своей жизни скончался от общего пареза и умер в Париже в возрасте 53 лет. Хотя он просил, чтобы его похоронили рядом с могилой Мане в Cimetière de Passy, участка не было, и он был похоронен в Cimetière du Montparnasse. Его вдова и дети также пострадали от вероятной инфекции: у нее были серьезные проблемы с глазами, она почти ослепла, а после смерти Шабрие стала парализованной и умерла в возрасте 51 года; старший сын, Марсель, умер в 35 лет, у него также проявились родственные симптомы, а второй сын, Чарльз, умер всего через пять недель, младший, Андре, также стал парализованным и умер в возрасте 35 лет.

Работы

Винсент д'Инди назвал Шабрие «великим примитивом... очень великим художником». В The Oxford Companion to Music (2011) Денис Арнольд и Роджер Николс пишут, что отсутствие у Шабрие формального музыкального образования в одной из крупных консерваторий позволило ему свобода «обойти обычные пути французской музыки 1860-х годов и исследовать новую гармоническую идиому и особенно новый способ письма для фортепиано». Музыкальный язык Шабрие представил несколько поразительных черт. Среди них Хюбнер выделяет пристрастие к мелодиям широкого диапазона с большими переходами от одной ноты к другой; частое удвоение мелодий басом или в октавах ; смесь ортодоксального и неортодоксального хроматического декора; и частое использование перекрестных ритмов и синкопа. Сообщается, что Шабрие сказал: «Моя музыка звенит печатью моих сабо из Овернья», и пианист и ученый Рой Ховат указывает на примеры этого в быстрых ритмах штамповки в фантазии Бурре, марш Joyeuse и несколько Pièces pittoresques.

Orchestral

музыкальная партитура с ярко иллюстрированной обложкой издание Joyeuse marche

1890 года

Дюпарк и Равель оба сомневались в мастерстве Шабрие как оркестратора в его ранних работах ; Пуленк не согласился, считая, что Шабрие с самого начала был мастером оркестровки. Пуленк писал: «Тот факт, что Шабрие всегда сочинял за фортепиано - как это делали Дебюсси и Стравинский, - не помешал ему найти редкую оркестровую окраску: уникальное достижение в то время, когда Франк, д'Инди и Сен-Санс почти никогда не появлялись. с проторенных троп ».

Работа, которой наиболее известен Шабрие, - это его рапсодия« Испания », ставшая популярной во всем мире (за исключением Испании, где она не имела успеха). Ритмическая энергия Испании также присутствует в марше Joyeuse, которое идет дальше в оркестровом изобретении. Не все оркестровые пьесы Шабрие выдержаны в таком ярком ключе: его «Ламенто» (1874), не публиковавшееся при его жизни, представляет собой необычайно острое произведение.

Некоторые фортепианные произведения Шабрие были позже оркестрованы. Композитор аранжировал четыре части Пасторальной сюиты из десяти Pièces pittoresques. Шабрие начал оркестровку Bourrée fantasque в 1891 году (завершенную в 1994 году Робином Холлоуэем), но его друг и чемпион Феликс Моттл организовал это в 1898 году, оказавшись популярным; он сделал то же самое для Trois valses romantiques в 1900 году, а в 1917–18 Равель аранжировал «Menuet pompeux» из пьес Питтореск. оркестровые произведения всегда пользовались популярностью у публики и критиков, но меньше мнения о его серьезных сценических работах, и в частности о влиянии музыки Вагнера. Для некоторых критиков вагнеровский этос и французская чувствительность просто несовместимы, и, следовательно, большая часть музыки Гвендолин и Бризе былаочерчена; другие утверждали, что Шабрие изменил свои влияния, что музыка звучит не особенно по-вагнеровски. Хюбнер помещает истину где-то посередине, отмеченное влияние Вагнера в сходстве между Гвендолин и Летучим голландцем и Тристаном и Изольдой, но отмечая «невагнеровскую лаконичность» Шабрие, Сохранение обычных номеров, а также узнаваемых мелодических и инструментальных характеристик Шабрие. Он предполагает предполагаемую предполагаемую производственную репертуар таких произведений, как Гвендолин, «значительного музыкального и драматического интереса».

сценическая сцена, изображающая старика за прялкой молодой, разговаривающей с женщиной; оба в старинном англо-саксонском платье Сцена из первой парижской постановки «Гвендолин», 1893 г.

«Этуаль», opéra bouffe в трех действиях (1877) была первой умеренно успешной оперой Шабрие, и она наиболее часто возрождается. Хотя в 2016 году рецензент охарактеризовал сюжет как «заведомо непостижимый и нелогичный», либретто было профессиональным и отточенным, в отличие от других либретто, приложений Шабрие. Критик Элизабет Форбс называет партитуру «легкой, как пух чертополоха… в лучших традициях оффенбахской оперы буфф, где каждый певец прекрасно охарактеризован в своей музыке».

Une éducation manquée (Незаконченное образование), одноактная опера о молодой паре, ищущей существенного в первую брачную ночь, в 1879 году получила единственное частное представление и не исполнялась публично до 1913 года. Forbes писал в 1992 году: «Почему этому очаровательному маленькому произведению пришлось так много лет ждать публичного выступления, остается загадкой. Тема раскрыта с величайшей деликатностью… Музыкальное произведение весьма очаровательно, особенно центральный дуэт двух высоких голосов., в то время как бас имеет прекрасный комический номер ».

Единственной законченной серьезной оперой Шабрие была Гвендолин, написанная между 1879 и 1885 годами и премьера которой состоялась в 1886 году. Либретто Мендеса было обязательством: Анри Бюссер пишет, что ему не хватало воодушевления и движения, которые требовались композитору d; Пуленк с пренебрежением относился к «глупости Мендеса… чуши»; а другой критик писал в 1996 году: «Драматургия Мендеса не только болезненно тонка, но и требует много времени, чтобы развиваться». Арнольд и Николс отмечают, что работа значительно менее вагнеровская, чем это часто предполагалось: «конечно, модальная, асимметричная, слабо сформулированная тема увертюры в некоторой степени индивидуальна». Музыка не удовлетворила ни сторонников Вагнера, ни антивагнеровского лобби: Шабрие заметил: «Вагнерен называет меня реакционером, а буржуа считает меня вагнеренцем». Операция от времени возрождается, но не получила постоянного места в международном репертуаре.

Арнольд и Николс пишут, что часть лучшей музыки Шабрие вошла в его комическую оперу Le Roi malgré lui (Opéra-Comique, 1887), «но, к сожалению, произведение обременено одним из самых сложных и непонятных либретто всех времен ». Равель полюбил это произведение, что сказал, что предпочел бы написать его, чем цикл Вагнера Кольцо ; Рассматривая редкое возрождение в 2003 году, критик Эдвард Гринфилд заметил, что, несмотря на сюжет, музыка заставила понять точку зрения Равеля. После той же постановки критик Руперт Кристиансен писал: «Le Roi malgre lui не знает, фарс ли это Продолжай Оффенбаха или националистический эпос Вагнера. оперетта «- лучший способ описать эту проблемную пьесу».

Последней оперой Шабрие была опера «Бризе» на другое либретто Мендеса. Смертельно больной, Шабрие завершил только первое из трех запланированных действий, а остальные были слишком неубедительными, чтобы кто-либо из его коллег мог попытаться. Это должна быть романтическая трагедия, действие которой происходит в Коринфе во времена Римской империи. Существующий номер редко ставится, но запись концертного выступления 1994 года выпущена на компакт-диске. Пуленка не впечатлило либретто, но Мессагер подумал, что музыка Бризеиса показывает, каких высот Шабрие мог бы достичь, если бы он жил.

Фортепиано

Хотя фортепианные произведения - не известная часть произведений Шабрие. oeuvre, Пуленк поставил цикл Pièces pittoresques в один ряд с прелюдиями Дебюсси по важности для французской музыки. В своем предисловии к изданию фортепианных произведений 1995 года Хауат пишет, что именно Шабрие, больше, чем любой другой композитор, вернул французской музыке «основные французские черты ясности, эмоциональной жизненности, остроумия и нежности», когда другие французские композиторы были под Вагнера или сухого академизма.

Ранние произведения Шабрие были для фортепиано соло, и в дополнение к небольшому корпусу из примерно двадцати завершенных зрелых сочинений, сохранились некоторые ювенилии. Большинство стандартных произведений были опубликованы при жизни композитора, но пять завершенных произведений и незаконченное Каприччио (1883 г.) были изданы посмертно.

Некоторые из зрелых произведений известны в их более поздних оркестровых версиях, в том числе Joyeuse marche и четыре номера Pièces pittoresques, составляющие пасторальную сюиту. Поездка в Испанию, которая вдохновилаанию, также дала Шабрие материал для Habanera (1885), которая стала одним из его самых популярных фортепианных произведений.

Среди произведений Шабрие для четырех рук - «Сувениры из Мюнхена». Хотя «Тристан и Изольда» Вагнера произвел на него глубокое пять впечатлений, его непочтительный характер заставил его объединить тем из оперы в комическую кадриль. Пуленк назвал это «непреодолимо смешным… Основные темы Тристана с накладными носами и добавленными бородами».

Винсент д'Инди написал, изучив Trois valses romantiques и играл их с композитором: «Таким образом, я работал над этими вальсами con amore, изо всех сил стараясьить все обозначения, отмеченные с величайшей точностью... а их много! На репетиции, которая была у Плейеля, Шабрие остановил меня замертво посреди праздника. первый вальс, и обратившись ко мне взглядом одновременно изумленным и лукавым, сказал: «Но мой мальчик, это совсем не то!... »И, не совсем зная, как реагировать, я попросил объяснений, он парировал:« Ты играешь это, как будто это музыка члена Института!... »И я получил чудесный урок игры на алле Шабри: противоположные акценты, пианиссими на грани исчезновения, внезапные всплески середина изысканной мягкости, а также незаменимая жестикуляция, передавая тело внутрь тоже чувство музыки».

Шабрие оказал большое влияние на Дебюсси, как и позже на Равеля и Пуленка; Ховат написал, что фортепианная музыка Шабрие, такая как «Су-буа» и «Мореск» в Pièces pittoresques, исследовала новые звуковые миры, которые Дебюсси эффективно использовал 30 лет спустя.

Песни

Есть сорок три опубликованных песни Шабрие. Он начал писать песни - мелодии - когда ему было около двадцати одного года; первые девять были написаны между 1862 и 1866 годами. Джонсон замечает, что странно, что во всех своих песнях Шабрие ничего не ставил своим другом Верленом, но среди известных поэтов, чьи стихи Шабрие вставлены в ранние песни, были Теодор де Банвиль («Ложь») и Альфред де Мюссе («Adieux à Suzon»).

В 1888 году Шабрие сделал шестнадцать обработок французских народных песен для антологии под названием Le plus Jolies Chansons du Pays de France. Он был одним из первых композиторов, работающих с народными песнями, пионером Равеля, Бартока, Бриттена и других. Джонсон пишет, что манера Шабрие в этих пьесах «обманчиво легкая и сдержанная», но фортепианное сочинение постоянно огромного очарования музыке. Более поздняя группа песен (1889 г.) со связующей темой - это то, что Шабрие назвал своей «птицефабрикой» на стихи Эдмона Ростана и Роземона Жерара, с сюжетами, в том числе жирными индейками, маленькими утята, розовые свиньи и щебечущие цикады.

Большинство песен написаны для сольного голоса и фортепиано, но есть дуэт (комикс «Duo de l'ouvresse de l'Opéra-Comique», 1888) и в постановке Шабрие из «Приглашения в путешествие» (1870) Бодлера Бодлера к голосу и фортепиано присоединяется соло-фагот. Последняя песня Шабрие, «Ode à la Musique», на слова Ростана, это для сольного сопрано, фортепиано и женского хора.

Влияние

Музыковед Дэвид Чарльтон оценил свое влияние, сказав: «Хотя музыкальный язык Рейера, Массне и Сен-Санса представляет синтез современной практики, язык Эммануэля Шабрие (1841–1894) стал катализатором: его работа стала колыбелью французского модернизма ".

Ах! Шабрие, я люблю его, как отца! Снисходительный отец, всегда веселый, с карманами, набитыми вкусными кусочками. Музыка Шабрие - это сокровищница, которую невозможно исчерпать. обойтись.

Фрэнсис Пуленк

Дебюсси, Равель и Пуленк - все признавали влияние Шабрие на их музыку »Дебюсси написал в 1893 году« Шабрие, Мусоргский, Палестрина, voilà ce que j'aime »- это то, что я люблю, и сказал, что он не мог бы написать La Damoiselle élue без «Суламита» Шабрие в качестве модели. Хюбнер замечает отголоски Шабрие в «La soirée dans Grenade» Дебюсси в Estampes и прелюдии для фортепиано "Général Lavine - эксцентричный ". Влияние на Равеля еще более замет но. В 1975 году в исследовании двух композиторов Делаж писал: «По правде говоря, есть несколько произведений Равеля, которые в некоторой степени не перекликаются с тем или иным сочинением Шабрие, и гармонические процедуры не заимствованы у него». Равель выразил явное почтение Шабрие в его «A la manière de Chabrier», основанном на фортепианной пьесе Шабрие «Меланколия».

Пуленк сказал, что он имел в виду «Л'Этуаль», когда писал Les mamelles de Tirésias. Хюбнер отмечает, что влияние Шабрие на Пуленка и других участников Les Six было особенно сильным, хотя более поздних композиторов больше привлекает юмористическая, пародийная сторона творчества Шабрие, чем романтическая и серьезная. Другие композиторы, чья музыка демонстрирует влияние Шабрие, включая Шарля Лекока, Мессагера и Сати.

Композиторы из других стран, которые показывают влияние Шабрие, включают Стравинского, чьи произведения Петрушка имеет тематические и мелодические отголоски Шабрие и Малера, который называл Испанию «истоками современной музыки» и заявлен на «Танцевальный деревенский дом» в движении Рондо Бурлеске своего Девятая симфония. Рихард Штраус, который был поклонником Шабрие, дирижировал первым исполнением одного акта Бризеиса, и критик Джеральд Ларнер отмечает, что на Штрауса, очевидно, повлияло произведение, когда он пришел сочинять свою Саломею восемь лет позже.

Шабрие и искусство
группе мужчин среднего возраста, стоящих и сидящих вокруг пианино Autour du piano, 1885, Анри Фантен-Латур ; Шабрие за роялем и Винсент д'Инди стоя, крайний справа

Шабрие был известен своими постоянными контактами с современными художниками, особенно с художниками импрессионистской школы. Он оставил богатую коллекцию картин современных французских художников; Эдвард Локспайзер считал, что «если когда-нибудь его можно будет собрать заново, [сборник] будет конкурировать среди сборников других композиторов только с сборником Шоссона, который в основном состоит из Делакруа». На распродаже его коллекции в отеле Drouot 26 марта 1896 года были выставлены работы Сезанна, Мане, Моне, Ренуара и <92.>Сислей.

Сам Шабрие часто рисовался или зарисовывался его друзьями-художниками. Два из этих портретов воспроизведены выше: рисунок Шабрие за фортепьяно (1887), сделанный Эдуардом Деталлем, и «Портрет Шабрие» Мане (холст, масло, 1881). Он замечен за фортепиано в Autour du piano Анри Фантен-Латур (справа). Другие портреты Шабрие включают рисунок мелком, сделанный Джеймсом Тиссо (1861 г.); в сценической ложе в «Оркестре оперы» Дега (ок. 1868); справа: Bal masqué à l'opéra Мане (1873 г.), пастельный набросок Мане (1880 г.), портрет Марселена Десбутена (ок. 1881 г.) и бюст (1886 г.) Константин Менье.

Джонсон комментирует, что, хотя сейчас кажется необычным, что владелец таких великолепных произведений искусства должен беспокоиться о деньгах, это было до того, как картины импрессионистов стали популярными и дорогими, и «в любом случае это был композитор. который считал свою коллекцию духовной необходимостью, а не финансовым активом ». Шабрие был также коллекционером авангардного письма; а также Верлен, среди прочих, он искал работы Ренье, Виллетт и Гилл.

Примечания, ссылки и источники

Примечания

Ссылки

Источники

Книги

  • Шабрие, Эммануэль (1994). Соответствие. Эд Делаж Р., Дуриф Ф. Клинксик. ISBN 978-2-252-02966-4.(Формат = Год - Буквенный номер - Номер ноты)
  • Деледж, Роджер (1982). Шабрие, музыкальная иконография. Женева: Минкофф и Латте. ISBN 978-2-8266-0638-3.
  • Делаж, Роджер (1999). Эммануэль Шабрие (на французском). Париж: Файярд. ISBN 978-2-213-60508-1.
  • Десаймар, Джозеф (1934). Emmanuel Chabrier d'après ses lettres (на французском языке). Париж: Фернан Рош. OCLC 217973854.
  • Ховат, Рой (1995). «Введение». Произведения для фортепиано: Эммануэль Шабрие. Нью-Йорк: Дувр. ISBN 978-0-486-28574-0.
  • Хюбнер, Стивен (2006). Французская опера в Fin de Siècle. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-518954-4.
  • Джонсон, Грэм (2011). Габриэль Форе. Фарнем и Берлингтон: Ashgate. ISBN 978-0-7546-5960-0.
  • Майерс, Ролло (1969). Эммануэль Шабрие и его окружение. Лондон: J. M. Dent Sons. OCLC 468885958.
  • Николс, Роджер (1987). Вспомнил Равель. Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-14986-5.
  • Пуленк, Фрэнсис (1981) [1961]. Эммануэль Шабрие. пер. Синтия Джолли. Лондон: Добсон. ISBN 978-0-234-77252-2.
  • Пуленк, Фрэнсис; Стефан Одель (редактор) (1978). Мои друзья и я. пер. Джеймс Хардинг. Лондон: Деннис Добсон. ISBN 978-0-234-77251-5. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка )
  • Stove, RJ (2012). César Франк: Его жизнь и времена. Лэнхэм: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-8207-2.

Журналы

Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Эммануэлем Шабрие.
Викиисточник имеет текст Британская энциклопедия 1911 года статья об Алексисе Эммануэле Шабрие.
Последняя правка сделана 2021-05-19 09:13:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте