Шарль Лекок

редактировать
Французский музыкальный композитор XIX и XX веков

фотография белого мужчины средних лет с залысинами, очками и усами, в полупрофиле, лицом вправо Лекок в 1874 году

Александр Шарль Лекок (3 июня 1832 года - 24 октября 1918 г.) был французским композитором, известным своими опереттами и комическими операми. Он стал самым выдающимся преемником Жака Оффенбаха в этой сфере и пользовался значительным успехом в 1870-х и начале 1880-х годов, прежде чем изменение музыкальной моды конца 19 века сделало его стиль композиции менее популярным. Среди его немногих серьезных работ - опера Плутус (1886), которая не имела успеха, и балет Le cygne (1899). Его единственное произведение, сохранившееся в регулярном современном оперном репертуаре, - это его комическая опера 1872 года La fille de Madame Angot («Дочь мадам Анго»). Другие из его более чем сорока сценических работ периодически возрождаются.

После учебы в Парижской консерватории Лекок разделил первое место с Жоржем Бизе в конкурсе сочинителей оперетты, организованном в 1856 году Оффенбахом. Следующей успешной композицией Лекока была opéra-bouffe, Fleur-de-Thé (Чайный цветок) двенадцать лет спустя. Его комические оперы Les cent vierges (Сто девственниц, 1872), La fille de Madame Angot (1872) и Giroflé-Girofla (1874) имели успех и обеспечили ему международную репутацию. Критики отметили элегантность музыки в лучших произведениях Лекока. Среди других его популярных произведений в 1870-х годах были «Маленькая невеста» (Маленькая невеста, 1875) и Le petit duc («Маленький герцог», 1878). Хотя некоторые из его работ в начале 1880-х годов были хорошо приняты, и он продолжал сочинять более двух десятилетий после этого, его более поздние работы никогда не вызывали такого же восхищения.

Содержание

  • 1 Жизнь и карьера
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Первый успех
    • 1.3 1870-е годы
    • 1.4 Поздние годы
  • 2 Работы
  • 3 Примечания, ссылки и источники
    • 3.1 Примечания
    • 3.2 Ссылки
    • 3.3 Источники
  • 4 Внешние ссылки

Жизнь и карьера

Ранние годы

Лекок родился в Париже, сын переписчика в Коммерческом суде Сены. Его отец не был высокооплачиваемым, но содержал семью из пяти детей. В детстве Лекок страдал от болезни бедра, из-за которой он всю жизнь ходил на костылях. Его первым музыкальным инструментом был флаг ; учитель музыки, разглядев его талант, уговорил родителей купить пианино. К 16 годам Лекок давал частные уроки игры на фортепиано, которые финансировали уроки, которые он сам брал по гармонии.

Он был принят в Парижскую консерваторию в 1849 году, изучая гармонию в François Bazin, орган с François Benoist и композиция с Fromental Halévy. Среди его одноклассников были Жорж Бизе и Камиль Сен-Санс ; последний стал его другом на всю жизнь. В конце второго года обучения он получил вторую премию по контрапункту и был лучшим учеником в классе органа Бенуа. Он мало думал о Галеви как об учителе, и его не вдохновляло стремление к высшей музыкальной награде - Prix de Rome. В любом случае он не смог бы этого сделать, потому что в 1854 году ему пришлось преждевременно покинуть консерваторию, чтобы помочь своим родителям, давая уроки и играя в танцевальных классах.

Первый успех

белый мужчина средних лет с залысинами, пенсне, усами и боком - бакенбарды Жак Оффенбах

Когда Лекок покинул консерваторию, популярным стал жанр популярного музыкального театра, известный как opérette. Он был введен композитором Эрве, и его главным представителем был Жак Оффенбах, который представил свои произведения в Театре буфф-парижан с 1855 г. В 1856 г. он организовал открытый конкурс для начинающих композиторов. Жюри, состоящее из французских композиторов и драматургов, в том числе Даниэль Обер, Галеви, Амбруаз Тома, Шарль Гуно и Эжен Скриб, рассмотрели 78 работ; всех пяти участников из финального списка попросили написать либретто «Чудо доктора», написанное Людовиком Галеви и Леоном Батту. Совместными победителями стали Бизе и Лекок. Ричард Траубнер в своей истории оперетты отмечает, что версия Бизе сохранилась лучше, чем версия Лекока, о которой забыли. Бизе стал и оставался верным другом Оффенбаха; Лекок и Оффенбах невзлюбили друг друга, и их соперничество в более поздние годы было не совсем дружественным. В постановке Лекока «Чудо доктора» было дано одиннадцать спектаклей в театре Оффенбаха, но за этим ранним успехом последовали одиннадцать лет безвестности и рутинной работы учителем, аккомпаниатором и репетитором.

Между 1859 и 1866 годами Лекок написал шесть спектаклей. -актные произведения, которые были представлены на Folies-Nouvelles, Théâtre des Folies-Marigny, Théâtre du Palais-Royal и других местах, без каких-либо отличное впечатление. Состояние композитора улучшилось, когда он был нанят племянником Фроменталя Галеви Уильямом Буснахом в Théâtre de l'Athénée, для которого Лекок написал музыку для своей первой двухактной пьесы opéra-bouffe по имени L'amour et son carquois (Амур и его колчан), представленный в январе 1868 года. В апреле того же года он добился своего первого значительного успеха с Fleur-de-Thé ( Чайный цветок) трехактный буф, играющий на модном Дальнем Востоке. Произведение было успешно представлено в Лондоне и Нью-Йорке в 1871 году.

1870-е годы

Франко-прусская война 1870–1871 годов временно прервала подъем Лекока, и он был мрачен. о его перспективах после него. В более долгосрочной перспективе война работала ему на пользу, так как она привела к падению Второй империи, с которой Оффенбах был тесно связан в общественном сознании, и после сокрушительного поражения Франции от Пруссии. Немецкое происхождение Оффенбаха сделало его непопулярным в некоторых кругах. В то время как Оффенбах пытался восстановить свое место в парижских театрах, Лекок начал занимать его место.

два комических актера в костюмах периода 1800 года Сцена из фильма La fille de Madame Angot, Париж, 1873

После начала войны Лекок временно переехал в Брюссель, где его премьера Les cent vierges (Сотня Virgins, 1872), La fille de Madame Angot (Дочь мадам Анго, 1872) и Giroflé-Girofla (1874), все они имели большие успехи в Париже и других странах. Самым заметным из этих успехов была La fille de Madame Angot. На парижской премьере в феврале 1873 года Сен-Санс сказал: «Это гораздо серьезнее, чем вы думаете; это беспрецедентный успех!» В первую ночь в Париже были зашифрованы все числа. Работа была представлена ​​на 411 спектаклях в Париже и была показана в 103 городах Франции и в театрах других стран: ее лондонская премьера состоялась в течение трех месяцев после первых спектаклей в Париже. В 1874 году лондонская газета The Morning Post писала, что двенадцатью месяцами ранее почти никто в Англии не слышал о Лекоке, но теперь сомнительно, был ли кто-нибудь, «кто не играл на пении или не свистел на одной или нескольких песнях Лекока. очаровательные мелодии ». Популярность композитора как оперного композитора была настолько велика, что он чувствовал себя обязанным использовать псевдоним («Жорж Штерн») для своей серьезной музыки, такой как Miettes musicales, Op. 21.

1870-е годы были самым плодотворным десятилетием Лекока. Ноты аранжировок из его оперетт разошлись очень быстро. Снова поселившись в Париже, он наладил продуктивные партнерские отношения с Виктором Конингом, со-либреттистом «La fille de Madame Angot», а теперь владельцем Театра Ренессанса. Лекок закрепил свою репутацию композитора комической оперы еще двумя давно известными пьесами: La petite mariée (Маленькая невеста, 1875) и Le petit duc (Маленький герцог, 1878).); они остались во французском, но не в международном репертуаре оперетты. В «Le petit duc» он работал с любимыми либреттистами Оффенбаха, Анри Мейля и Людовиком Галеви, что, по словам Траубнера, «не оставляло сомнений в том, что композитор сменил Оффенбаха». Тем не менее, к этому времени Оффенбах восстановил большую часть своей довоенной популярности у парижской публики, а превосходству Лекока на короткое время угрожали успешные мадам Фавар (1878) и La fille du tambour-major (1879), но последняя была последней завершенной работой Оффенбаха, и он умер в 1880 году.

Более поздние годы

Le coeur et la main, один из успехов Лекока в 1880-е

На рубеже десятилетий у Лекока был годовой перерыв в творчестве из-за болезни и домашних проблем. Он вернулся с комической оперой Жано (1881), которая провалилась. Лекок использовал в качестве либреттистов Мейлака и Галеви, но всем трем сотрудникам мешала настойчивость Конинга в сюжете, вращающемся вокруг его звездной певицы, Жанны Гранье, в бриджах роли странствующего мальчика-менестреля, банального устройства, которое публика рассматривается как клише. Неудача привела к разрыву ассоциации Лекока с Конингом и эпохой Возрождения. Он передал свою преданность Театру модов, где были поставлены пять из его следующих опер. Его выбор вызвал некоторое удивление, так как театр, которым руководил актер-менеджер Жюль Брассер, не имел репутации opérette или opéra-bouffe и был отмечен порой нескромным содержанием его произведений. Самыми успешными из произведений Лекока для модернистов были opéra bouffe Le jour et la nuit (День и ночь, 1881) и opéra comique Le coeur et la main (Сердце и the Hand, 1882), обе вариации на его знакомую тему брачных ночей, прерванных фарсовыми осложнениями. В Словаре музыки и музыкантов Гроува, Эндрю Лэм описывает их как последние реальные успехи Лекока.

В отличие от его предшественника Оффенбаха и его преемника Андре Messager, Лекок не мог или не хотел менять свой стиль, чтобы удовлетворить меняющиеся вкусы публики. Лэмб пишет, что он согласился с тем, что мода на комическую оперу изменилась, и обратился к другим жанрам. В 1886 году его опера «Плут», «мораль», основанная на пьесе Аристофана, была представлена ​​в Комической опере. После премьеры парижский корреспондент The Era назвал его «самым неудачным и незначительным из своих произведений… совершенно лишенным оригинальности, совершенно лишенным вдохновения и без подлинной искры от начала до конца». Тираж закрылся после восьми представлений.

В 1899 году Лекок написал балет Le Cygne для Комической оперы по сценарию Катюля Мендеса. Последней его важной опереттой, по мнению Лэмба, была комическая трехактная опера La belle au bois dormant (Спящая красавица, 1900); после чего он написал еще одну полнометражную работу (Йетта, 1903) для Брюсселя и четыре коротких пьесы для Парижа.

Лекок был назначен кавалером Почетного легиона в 1900 году и продвинулся по службе. Офицеру в 1910 году. Он умер в своем родном городе Париже в возрасте 85 лет.

Работы

В исследовании 2017 года Лоуренс Сенелик отмечает, что, в то время как оперы Оффенбаха часто возрождаются, оперы Лекока - это " материал случайных возрождений антиквариата "…" единичных произведений, представляющих ценность для любопытства ". За восемь сезонов с 2012 по 2020 год в международном архиве Operabase зарегистрировано десять постановок или запланированных постановок четырех пьес Лекока: шесть постановок «Мадам Анго», два из трехактной оперы 1887 года комик Али. -Баба и по одному от Le docteur Miracle и Le petit duc. За тот же период Operabase записывает более пятисот постановок почти сорока различных опер Оффенбаха.

Яркий театральный плакат с изображением молодой женщины в окружении экстравагантно одетых мужчин Жирофле-Жирофла, 1874 г.

Несколько авторов обсуждали, почему музыкой Лекока пренебрегают. В 1911 году анонимный критик в The Observer писал: «Лекоку удалось стать грозным соперником Оффенбаха. Как композитор он был одним из самых счастливых мелодистов, но так и не достиг высот очаровательной пошлости и шумной оригинальности. его более известного современника ". Лэмб пишет, что большая часть музыки Лекока отличается легкостью, хотя «он также мог принять более лирический и возвышенный стиль, чем Оффенбах». Траубнер отмечает, что Лекок сознательно стремился поднять комическую оперу из сатирической и забавной opéra-bouffe его предшественников до якобы более высокого жанра комической оперы. Флориан Бруяс в своей «Истории оперетты во Франции» делает то же самое. Когда Жирофле-Жирофла открывался в Театре Возрождения в 1874 году, рецензент в Chronique Musicale писал, что музыка ему кажется лучше, чем у Оффенбаха - или даже более ранних произведений Лекока, включая La fille де мадам Анго - но она была написана в стиле, который, возможно, был слишком утонченным, чтобы понравиться публике оперетты. Этот стиль вошел в моду в 1870-х и 1880-х годах, но вышел из моды на рубеже веков.

В исследовании 2015 года Роберт Летелье делит жанр оперетты по хронологии. и шрифт, с «имперской» опереттой Оффенбаха, за которой последовала «буржуазная» оперетта Лекока, которая была заменена «Belle Epoque» Мессагера. Как и рецензент Observer, он отмечает элегантность лучшей музыки Лекока. Он также критикует Лекока за злоупотребление его композиторским талантом, особенно в его ранних работах, путем установления незначительных либретти. Это, по мнению Летелье, привело к забвению многих превосходных музыкальных произведений, утраченных, когда работы с плохими либретти терпели неудачу. Траубнер отмечает, что многие критики оценивают Лекока выше, чем Оффенбаха, как оркестратора и гармониста, хотя в мелодическом плане он не соперничал с «поразительной непосредственностью» мелодий Оффенбаха. Лекок не любил, когда его сравнивали с Оффенбахом, и старался изо всех сил избегать ритмических приемов, знакомых по произведениям более старых композиторов. Исследование композитора Куртом Гэнцлем заключает:

Его работы никоим образом не меняют. ему не хватает комических мотивов, но его музыкальный оборот в комических ситуациях всегда был более благородным, чем веселые пошлости и бурлескный смех таких музыкантов, как Эрве. Возможно, именно это отсутствие очень очевидного колорита привело к тому, что его работам непропорционально пренебрегают в наше время, когда в репертуаре Франции остаются только La fille de Madame Angot и, в меньшей степени, Le petit duc.

Ссылки и источники

Примечания

Ссылки

Источники

  • Алмейда, Антонио де (1976). Песни Оффенбаха из великих оперетт. Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 978-0-486-23341-3.
  • Бруяс, Флориан (1974). Histoire de l'opérette en France, 1855–1965 (на французском языке). Лион: Эмануэль Витте. OCLC 1217747.
  • Гаммонд, Питер (1980). Оффенбах. Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 978-0-7119-0257-2.
  • Затирка, Дональд Джей ; Гермин Вайгель Уильямс (2003). Краткая история Opera. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-11958-0.
  • Хардинг, Джеймс (1980). Жак Оффенбах: биография. Лондон: Джон Колдер. ISBN 978-0-7145-3835-8.
  • Летелье, Роберт (2015). Оперетта: Справочник. Том I. Ньюкасл: Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-6690-3.
  • Сенелик, Лоуренс (2017). Жак Оффенбах и создание современной культуры. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-87180-8.
  • Траубнер, Ричард (2016). Оперетта: Театральная история. Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-138-13892-6.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-14 07:13:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте