Les Mamelles de Tirésias | |
---|---|
opéra bouffe от Francis Poulenc | |
Дизайн оперы, 2001 | |
Перевод | Грудь Тиресия |
Либреттист | Пуленк |
Язык | Французский |
На основе | Грудь Тирезия., Гийом Аполлинер |
Премьера | 3 июня 1947 (1947-06-03). Комическая опера, Париж |
Les Мамель де Тиресиас (Грудь Тиресиаса) - это opéra bouffe автора Фрэнсис Пуленк, в прологе и двух действиях, основанных на одноименной пьесе Гийома Аполлинера. Опера была написана в 1945 году и впервые исполнена в 1947 году. Пьеса Аполлинера, написанная в 1903 году, была переработана с мрачным прологом к моменту ее премьеры во время Первой мировой войны во Франции. В опере Пуленк включил в себя как фарс, так и серьезные аспекты оригинальной пьесы, которая, по словам одного критика, демонстрирует «задорную топчанку», скрывающую «более глубокую и печальную тему - необходимость заселить и заново открыть для себя Францию. разорена войной ".
Гийом Аполлинер был одним из поэтов, которых Пуленк встретил в подростковом возрасте. Книжный магазин Адриенн Монье, Maison des Amis des Livres, был местом встречи писателей-авангардистов, включая Аполлинера, Макса Якоба, Поля Элюара и Луи Арагон. Аполлинер, внебрачный сын польской дворянки, был охарактеризован критиком Эдвардом Локспайзером как видным лидером богемской жизни Монпарнаса. Среди его достижений было то, что он прославил художника Дуанье Руссо и изобрел термин «сюрреализм», одним из ведущих представителей которого он был. В июне 1917 года зрители первого спектакля «Сюрреалистической драмы Аполлинера» «Мамель де Тирезиас» в театре на Монмартре включали Жан Кокто, Серж Дягилев, Леонид Мясин, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Эрик Сати и молодой Пуленк. Много лет спустя Пуленк сказал, что, хотя его безмерно позабавил этот фарс, в то время ему не приходило в голову, что он когда-либо положит его на музыку.
Пуленк впервые применил слова Аполлинера к музыке в своем 1919 году. песенный цикл La Bestiaire, а также вернулся к творчеству поэта за хоровое произведение Sept chansons (1936). В 1930-х он впервые задумал поставить «Мамель де Тирезиас» в качестве оперы; в 1935 году он адаптировал сценарий в качестве либретто с благословения вдовы Аполлинера и начал делать наброски музыки в 1939 году, причем большая часть композиции была написана в период с мая по октябрь 1944 года. Хотя пьеса была написана в 1903 году, к моменту премьеры Франция была в гуще событий Первой мировой войны, и Аполлинер переделал пьесу, добавив мрачный пролог. Пуленк стремился отразить и фарс, и серьезность пьесы. Критик Джереми Сэмс описывает оперу как «задорную погромщиков», скрывающую «более глубокую и печальную тему - необходимость заселить и заново открыть для себя Францию, разоренную войной».
С одобрения мадам Аполлинер Пуленк изменил дату и настройку по сравнению с оригиналом. «Я выбрал 1912 год, потому что это был героический период Аполлинера, первых битв за кубизм... Я заменил Монте-Карло на Занзибар, чтобы избежать экзотики, и потому что Монте-Карло, который я обожаю и где Аполлинер провел первые 15 лет своей жизни, достаточно тропический для парижанина, каким я являюсь ».
Камински пишет, что музыка, в то время как в очереди из Offenbach, Chabrier и Ravel L'heure espagnole впечатляет слушателя потоком «миниатюр и виньеток», танцы (вальс для Терезы, полька для Лакуфа и Престо) и стилизации из другой лирической музыки, такой как ариетты в стиле opéra comique или хоралы (после дуэли).
Премьера оперы состоялась 3 июня 1947 года в Комической опере в Париже в костюмах и декорациях Эрте. Пуленк вспоминал: «Восхитительные декорации, которые Эрте создал для Opera-Comique с лампами в стиле вагона-ресторана 1914 года в финале, были именно тем, что я искал. Что касается женской одежды, то они были точными копиями одежды платья (что в то время e назывались «туалетами»), которые Эрте разработал для коллекции Пуаре 1912 года ».
Опера была возрождена в Париже в 1972 году, за ней последовали Лилль в 1985 году и Сент-Этьен. в 1989 г. За пределами Франции его видели в Массачусетсе в 1953 г., Базеле в 1957 г. и в Альдебурге в 1958 г. в аранжировке композитора для два фортепиано (играли Пуленк и Бенджамин Бриттен ; Питер Пирс исполнил роль мужа Терезы, перестроенную в соответствии с его диапазоном.) Дальнейшие местные премьеры состоялись в Филадельфии в 1959 г., Нью-Йорк в 1960 г., Милан в 1963 г., Лондон в 1979 г., Дюссельдорф в 1982 г., Токио в 1985 году и в Барселоне Liceu в сезоне 2009-2010 гг.
Роль | Тип голоса | Премьера актерский состав, 3 июня 1947 г.. (Дирижер: Альберт Вольф ) |
---|---|---|
Директор театра | баритон | Роберт Жанте |
Тереза / Тирезиас | сопрано | Дениз Дюваль |
Ее муж | баритон e. иногда поется. тенором | Полом Пайеном |
месье Лакуф | тенор | Альбан Дерройа |
месье Престо | баритон | Марсель Эно |
Жандарм | баритон | Эмиль Руссо |
Продавец газет | меццо-сопрано | Джейн Атти |
Репортер из Парижа | тенор | Серж Ралье |
Сын | тенор | Жак Хивер |
Элегантная дама | сопрано | Ирэн Громова |
Женщина | меццо-сопрано | Ивонн Жирар-Дюси |
Бородатый джентльмен | бас | Габриэль Джуллия |
Хор народа Занзибара |
В кратком прологе режиссер представляет произведение, обещая зрителям моральный урок о необходимости иметь детей.
Тереза устает от своей жизни покорной женщины и становится мужчиной Тирезиасом, когда ее груди превращаются в воздушные шары и уносятся прочь. Ее мужу это не нравится, тем более, когда она связывает его и одевает как женщину.
Между тем пара пьяных игроков по имени Престо и Лакуф нежно стреляют друг в друга, и собравшиеся горожане оплакивают их. Тереза отправляется завоевывать мир как генерал Тиресиас, оставив своего пленного мужа вниманию местного жандарма, обманутого его женской одеждой.
За кулисами генерал Тиресиас начинает успешную кампанию против деторождения и приветствуется населением. Боясь, что Франция останется бесплодной, если женщины откажутся от секса, муж клянется найти способ рожать детей без женщин. Лакуф и Престо возвращаются из мертвых и выражают одновременно интерес и скептицизм.
Занавес поднимается до криков «Папа!» Проект мужа имел впечатляющий успех, и он родил 40 049 детей за один день. Посетивший Париж журналист спрашивает, как он может позволить себе прокормить выводок, но муж объясняет, что все дети очень преуспели в карьере в искусстве и благодаря своим заработкам сделали его богатым человеком. Прогнав журналиста, муж решает вырастить собственного журналиста, но не полностью доволен результатами.
Жандарм прибыл, чтобы сообщить, что из-за перенаселения все жители Занзибара умирают от голода. Муж предлагает распечатать продовольственные карточки у гадалки с таро . Тут же появляется такая гадалка, под маской довольно знакомая.
Гадалка предсказывает, что плодородный муж станет мультимиллионером, а бесплодный жандарм умрет в крайней нищете. Возмущенный жандарм пытается арестовать его, но он душит его и оказывается не кем иным, как Тиресиасом. Пара примиряется, и весь состав собирается у рампы, чтобы призвать аудиторию:
|
|