Антон Рубинштейн

редактировать
Русский пианист, композитор и дирижер

Антон Рубинштейн
Рубинштейн repin.jpg Портрет Рубинштейна Илья Репин
РодилсяАнтон Григорьевич Рубинштейн. 28 ноября [ОС 16 ноября] 1829 г.. Вихватинец, Балтский уезд, Подольская губерния, Российская Империя
Умер20 ноября [OS 8 ноября] 1894. Петергоф, Санкт-Петербург, Российская Империя
НациональностьРусский
Род занятийПианист, композитор и дирижер

Антон Григорьевич Рубинштейн (Русский : Антон Григорьевич Рубинштейн, тр. Антон Григорьевич Рубинштейн; 28 ноября [OS 16 ноября] 1829 г. - 20 ноября [OS 8 ноября] 1894 г.) Русский пианист, композитор и дирижер, ставший ключевой фигурой в русской культуре, когда он основал Санкт-Петербургскую консерваторию. Он был старшим братом Николая Рубинштейна, основавшего Московскую консерваторию.

. Как пианист Рубинштейн входит в число великих виртуозов игры на клавишных инструментах XIX века. Он прославился своей серией исторических сольных концертов - семи огромных последовательных концертов, посвященных истории фортепианной музыки. Рубинштейн играл в этом сериале по России и Восточной Европе, а также в США, когда он там гастролировал.

Хотя Рубинштейн больше всего запомнился как пианист и педагог (особенно после того, как учитель композиции в Чайковском ), Рубинштейн также был плодовитым композитором на большей части своей жизни. Он написал 20 опер, самая известная из которых - Демон. Он написал много других произведений, в том числе пять фортепианных концертов, шесть симфоний и множество фортепианных сольных произведений, а также большое количество произведений для камерного ансамбля.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь и образование
  • 2 Путешествия и выступления
    • 2.1 Берлин
    • 2.2 Возвращение в Россию
    • 2.3 Еще раз за границу
    • 2.4 Открытие Санкт-Петербургской консерватории
    • 2.5 Американский тур
    • 2.6 Дальнейшая жизнь
  • 3 Пианизм
    • 3.1 «Ван II»
    • 3.2 Техника
    • 3.3 Тон
    • 3.4 Программы
    • 3.5 Рахманинов о Рубинштейне
  • 4 Дирижер
  • 5 Учитель
  • 6 Композиция
  • 7 Реплика Рубинштейна
  • 8 Голос Рубинштейна
  • 9 Литература
  • 10 Источники
    • 10,1 На русском
    • 10,2 На немецком
    • 10,3 На Английский
  • 11 Внешние ссылки

Ранняя жизнь и образование

Братья Рубинштейны: Антон и Николай, (1862)

Рубинштейн родился еврейскими родителями в село Вихватинец в Подольской губернии, Российская Империя (ныне Офатинцы в Приднестровье, Республика Молдова ), на реке Днестр, примерно в 150 километрах (93 мили) к северо-западу от Одессы. Еще до того, как ему исполнилось 5 лет, его дед по отцовской линии приказал всем семье Рубинштейнов перейти из иудаизма в русское православие. Хотя он был воспитан как христианин, Рубинштейн позже стал атеистом.

Русские называют меня немцем, немцы называют меня русским, евреи называют меня христианином, христиане - евреем. Пианисты называют меня композитором, композиторы называют пианистом. Классики считают меня футуристом, футуристы называют меня реакционером. Мой вывод таков, что я не рыба и не птица - жалкий человек.

Антон Рубинштейн, Геданкенкорб (1897)

Отец Рубинштейна открыл карандашную фабрику в Москве. Его мать, опытный музыкант, начала давать ему уроки игры на фортепиано в пять лет, пока учитель [fr ] не услышал и не принял Рубинштейна как бесплатного ученика. Рубинштейн впервые появился на благотворительном благотворительном концерте в возрасте девяти лет. Позже в том же году мать Рубинштейна отправила его в сопровождении Виллуэна в Париж, где он безуспешно пыталась поступить в Парижскую консерваторию..

Рубинштейн и Виллуинг оставались в Париже в течение года. В декабре 1840 года Рубинштейн играл в Salle Érard для публики, в которую входили Фредерик Шопен и Ференц Лист. Шопен пригласил Рубинштейна в свою студию и играл для него. Лист посоветовал Виллоингу отвезти его в Германию для изучения композиции; однако Виллуинг взял Рубинштейна в длительный концертный тур по Европе и Западной России. Наконец они вернулись в Москву в июне 1843 года. Решив собрать деньги для продолжения музыкальной карьеры как Антона, так и его младшего брата Николая, их мать отправила Рубинштейна и Виллуинга в тур по России, после чего братья отправились отправились в Санкт-Петербург играть для царя Николая I и императорской семьи в Зимнем дворце. Антону было 14 лет; Николаю было восемь.

Путешествие и представление

Берлин

Весной 1844 года Рубинштейн, Николай, его мать и его сестра Люба отправились в Берлин. Здесь он встретился и получил поддержку Феликса Мендельсона и Джакомо Мейербера. Мендельсон, который слышал Рубинштейна, когда он гастролировал с Виллуэнгом, сказал, что ему больше не нужно учиться игре на фортепиано, но послал Николая к Теодору Куллаку для обучения. Мейербер направил обоих мальчиков к Зигфриду Дену для работы по композиции и теории.

Летом 1846 года пришло известие, что отец Рубинштейна тяжело болен. Рубинштейн остался в Берлине, а его мать, сестра и брат вернулись в Россию. Сначала он продолжил учебу у Дена, затем у Адольфа Бернхарда Маркса, серьезно сочиняя музыку. Сейчас ему 17, и он знал, что больше не сможет считаться вундеркиндом. Он разыскал Листа в Вене, надеясь, что Лист примет его в ученики. Однако после того, как Рубинштейн сообщается: «Талантливый человек должен достичь цели своих амбиций собственными усилиями без посторонней помощи». На тот момент Рубинштейн жил в крайней нищете. Лист ничем не помог ему. Другие звонки Рубинштейна потенциальным покровителям не результата. После неудачного года в Вене и концертного турне по Венгрии он вернулся в Берлин и продолжил давать уроки.

Назад в Россию

Революция 1848 года заставила Рубинштейна отступить. в Россию. Проведя следующие пять лет в основном в Санкт-Петербурге, Рубинштейн преподавал, давал концерты и часто выступал при императорском дворе. Великая княгиня Елена Павловна, невестка царя Николая I, стала его самой преданной покровительницей. К 1852 году он стал ведущим фигурой в музыкальной жизни Санкт-Петербурга, выступая в качестве ведущего инструменталистами и вокалистами, прибывшими в российскую столицу.

Он также усердно сочинял. После ряда задержек, в том числе некоторых трудностей с цензором, первая опера Рубинштейна Дмитрий Донской (ныне утрачена, за исключением увертюры) была поставлена ​​в Большом театре в Санкт-Петербурге в 1852 году. Три одноактных постановки. последовали оперы, написанные для Елены Павловны. Он также обладает и дирижировал своими произведениями, в том числе Оанской симфонией в ее первоначальной четырехчастной форме, его Вторым фортепианным концертом и сольными произведениями. Отчасти отсутствие успеха на русской оперной сцене побудило Рубинштейна еще раз задуматься о поездке за границу, чтобы закрепить за собой репутацию серьезного артиста.

Еще раз за границей

«Ван II»: Лист считал Рубинштейна физически похожим на Людвига ван Бетховена.

В 1854 году Рубинштейн начал четырехлетнее концертное турне по Европе. Это был его первый крупный концертный тур за десятилетие. Сейчас ему 24 года, и он чувствовал себя готовым предложить себя публике как полноценный пианист, а также достойный композитор. Вскоре он восстановил репутацию виртуоза. Игнац Мошелес написал в 1855 году то, что стало широко распространенным мнением о Рубинштейне: «По силе и исполнению он никому не уступает».

Как и было в то время, многое из того, что Рубинштейн играл собственные сочинения. На нескольких концертах Рубинштейн то дирижировал оркестровыми произведениями, то играл в солиста в одном из своих фортепианных концертов. Одним из звездных достижений для него было руководство оркестром Leipzig Gewandhaus в его Ocean Symphony 16 ноября 1854 года. Хотя отзывы о заслугах Рубинштейна как композитора были неоднозначными, они были более благосклонны к нему как к исполнителю, когда несколько недель спустя он был сольный концерт..

Рубинштейн провел один перерыв в поездке зимой 1856–1857 годов с Еленой Павловной и большей императорской королевской семьи в Ницце. Рубинштейн участвовал в дискуссиях с Еленой Павловой о планах поднять уровень музыкального образования у себя на родине; первые плоды эти принесли с основанием Русского Музыкального Общества (РМС) в 1859 году.

Открытие Санкт-Петербургской Консерватории

Открытие Св. Петербургская консерватория, первая музыкальная школа в России и развитие RMS в соответствии с ее уставом, последовала в 1862 году. Рубинштейн не только основал ее и был ее первым директором, но и набрал внушительный резерв талантов на ее факультет.

Некоторые в российском обществе были удивлены, что русская музыкальная школа на самом деле попыталась стать русской. Одна «модница», когда Рубинштейн сказал, что занятия будут вестись на русском, а не на иностранном языке, воскликнула: «Что, музыка на русском! Это оригинальная идея! » Рубинштейн: Суп

И, конечно, было удивительно, что теория музыки впервые преподавалась на русском языке в нашей консерватории... До сих пор, если кто-то хотел ее изучить, он был обязан уроки у иностранца, или поехать в Германию.

Были и те, кто боялся, что в школе будет недостаточно русского. Рубинштейн вызвал резкую критику со стороны русской националистической музыкальной группы, известной как Пятерка. Михаил Цетлин (он же Михаил Цетлин) в своей книге о Пятерке пишет:

Сама идея консерватории подразумевала, правда, дух академизма, который мог легко превратить ее в цитадель. о рутине, но то же самое можно сказать и о консерваториях по всему миру. На самом деле Консерватория действительно подняла уровень музыкальной культуры в России. Нетрадиционный путь, выбранный Балакиревым и его друзьями, не обязательно был подходящим для всех остальных.

Именно в этот период Рубинштейн достиг наибольшего композиторского успеха, начиная с его Четвертого фортепианного концерта в 1864 году и кульминацией его оперы «Демон» в 1871 году. Между этими двумя произведениями находятся оркестровые произведения «Дон Кихот», которые Чайковский счел «интересными и хорошо сделанными», хотя и «эпизодическими», и опера «Иван IV Грозный», премьера которой была поставлена ​​Балакиревым. Бородин пишет: Ивана IV, что «музыка хорошая, просто не узнаешь, что это Рубинштейн. Нет ничего мендельсоновского, ничего такого, как он писал раньше ».

Американское турне

К 1867 году продолжающаяся напряженность в отношениях с лагерем Балакирева, а также связанные с этим вопросы, вызвали серьезные разногласия среди преподавателей консерватории. Рубинштейн подал в отставку и вернулся к гастролям по Европе. В отличие от предыдущих гастролей, он начал все чаще показывать других композиторов. В предыдущих гастролях Рубинштейн играл преимущественно свои произведения.

Надгробие Антона Рубинштейна на Тихвинском кладбище, Санкт-Петербург

По приказу Steinway Sons фортепианная компания, Рубинштейн гастролировал по Соединенным Штатам в сезоне 1872–1873 годов. Контракт Стейнвея с Рубинштейном требовал от него дать 200 концертов по неслыханной для того времени цене в 200 за концерт (оплачивается золотом - Рубинштейн не доверял ни банкам США, ни бумажным деньгам США), плюс все оплаченные расходы. Рубинштейн пробыл в Америке 239 дней, дав 215 концертов - иногда по два или три в таком же количестве городов.

Рубинштейн писал о своем опыте в Америке:

Да сохранят нас небо от такого рабства! В этих условиях для искусства нет шансов - человек просто превращается в автомат, выполняющий механическую работу; у художника не остается достоинства; он потерян... Квитанции и неизменно начали приносили удовлетворение, но все это было так утомительно, что я начал презирать себя и свое искусство.

Несмотря на свои страдания, Рубинштейн заработал на своем американском турне достаточно денег, чтобы обеспечить ему финансовую безопасность нашуюся часть его жизни. жизнь. По возвращении в Россию он «поспешил вложиться в недвижимость», купив дачу в Петергофе, недалеко от Санкт-Петербурга, для себя и своей семьи.

Дальнейшая жизнь

Рубинштейн продолжал гастролировать как пианист и выступать как дирижер. В 1887 году он вернулся в Санкт-Петербургскую консерваторию с использованием общих стандартов. Он удалил студентов с более низкими уровнями, уволил и понизил в должности многих профессоров, ужесточил вступительные и экзаменационные требования и пересмотрел учебную программу. Он проводил еженедельные занятия для учителей по всей литературе по клавишным инструментам и лично обучал некоторых из наиболее одаренных учеников-пианистов. В 1889–90 учебном году он еженедельно читал лекции для студентов. Он снова ушел в отставку - и покинул Россию - в 1891 году из-за требований империи, чтобы принять Консерваторию, и ежегодные премии студентам, присуждался по этническим квотам, а не исключительно по заслугам. Эти квоты были разработаны, чтобы поставить евреев в невыгодное положение. Рубинштейн поселился в Дрездене и снова начал давать концерты в Германии и Австрии. Почти все эти концерты были благотворительными акциями.

Рубинштейн также тренировал несколько пианистов и обучал своего единственного частного ученика по игре на фортепиано, Йозефа Хофманна. Хофманн стал одним из лучших клавишников 20-го века.

Несмотря на свои взгляды на этническую политику в России, Рубинштейн иногда возвращался туда, чтобы навестить друзей и семью. Свой последний концерт он дал в Санкт-Петербурге 14 января 1894 года. Из-за стремительного улучшения здоровья Рубинштейн летом 1894 года вернулся в Петергоф. 20 ноября того же года он скончался там от болезни сердца на некоторое время.

Бывшая Троицкая улица в Санкт-Петербурге, на которой он жил, теперь носит имя Рубинштейна в его честь.

Пианизм

«Ван» II "

Многие современники считали его поразительно похожим на Людвига ван Бетховена. Игнац Мошелес, близко знавший Бетховена, писал: «Черты лица Рубинштейна и короткие неудержимые волосы напоминают мне Бетховена». Лист называл Рубинштейна «Ван II». Это сходство ощущалось и в игре Рубинштейна на клавишных. Американская пианистка Эми Фэй, которая много писала о европейской, игра Рубинштейна была слишком сложной для слушателей, вернулись домой хромыми, зная, что они стали свидетелями силы природы. классической музыкальной сцене, признала, что хотя Рубинштейн «обладает гигантским духом, и он очень поэтичен и оригинален... для целого вечера он слишком силен... для целого вечера он слишком силен... для целого вечера он слишком силен, но Таусиг на весь вечер». Она слышала, как Рубинштейн играл «потрясающую пьесу Шуберта», ка к сообщается, Фантазия странников. Представление вызвало у нее такую ​​сильную головную боль, что остальная часть концерта была для нее испорчена.

Клара Шуман оказалась особенно неистовой. Услышав, как он играет Мендельсона Трио до минор в 1857 году, она написала, что «он так напугал меня, что я не знала, как себя контролировать... уничтожили скрипку и виолончель, чтобы я... ничего о них не слышал ". Не улучшилось и положение Клары несколько лет спустя, когда Рубинштейн дал концерт в Бреслау, она отметила в своем дневнике:« Я была в ярости, потому что он больше не играет. Возможная культурная публикация мирится с таким выступлением! »

С другой стороны, когда Рубинштейн играл Бетховена «Эрцгерцог» со скрипачом Леопольдом Ауэром и виолончелистом Альфредо Пьятти в 1868 году, Ауэр вспоминает:

На репетиции он был очень любезен... Я до сих пор помню, как Рубинштейн сел за рояль, слегка запрокинув голову льва, и начал пять вступительных тактов основной темы... Великолепие, с помощью которой Рубинштейн представил эти пять мер, красота тона, обеспечиваемая его мягкостью прикосновения, искусство, с которым он манипулировал педалью, неописуемы...

Скрипач и композитор Анри Вьёкстан добавляет:

Его власть над фортепиано - нечто невероятное; он переносит вас в другой мир; все механическое в инструменте забывается. Я до сих пор нахожусь под влиянием всеобъемлющей гармонии, искрящихся пассажей и грома сонаты соч. Бетховена. 57 [Аппасси оната ], которую Рубинштейн исполнил для нас с невероятным мастерством.

Венский музыкальный критик Эдуард Ханслик в обзоре 1884 года выразил то, что Шенберг называет «точкой зрения большинства». Жаловавшись на более чем трехчасовую продолжительность сольного выступления Рубинштейна, Ханслик признает, что чувственный элемент игры пианиста доставляет удовольствие слушателям. По словам Ханслика, как достоинства, так и недостатки Рубинштейна проистекают из неиспользованной природной силы и элементарной свежести. «Да, он играет как бог, - пишет Ханслик в заключение, - и мы не обидимся, если время от времени он превращается, как Юпитер, в быка».

Сергей Рахманинов ' сокурсник по фортепиано Матвей Прессман добавляет:

Он очаровал вас своей силой, он очаровал вас элегантностью и грацией своей игры, своим бурным, пылким темпераментом, своей теплотой и обаянием. Его крещендо не имело границ для роста мощи его звучности; его diminuendo достигло невероятного пианиссимо, звучащего в самых дальних уголках огромного зала. В игре Рубинштейн творил, причем творил неподражаемо и гениально. Он часто относился к одной и той же программе совершенно по-разному, когда играл ее во второй раз, но, что еще более поразительно, в обоих случаях все получалось чудесно.

Рубинштейн также был знатоком импровизации - практики, в которой Бетховен преуспел. Композитор Карл Гольдмарк написал об одном концерте, в котором Рубинштейн импровизировал на мотив из последней части Бетховена Восьмой симфонии :

, он противопоставил его басу; затем развил ее сначала как канон, затем как четырехголосную фугу и снова превратил ее в нежную песню. Затем он вернулся к первоначальной форме Бетховена, позже изменив ее на веселый венский вальс с его собственными своеобразными гармониями, и, наконец, бросился на каскады блестящих пассажей, идеальный шторм звука, в котором исходная тема все еще была безошибочной. Это было превосходно ».

Техника

Рубинштейн за фортепиано

Виллуинг работал с Рубинштейном над положением рук и ловкостью пальцев. Наблюдая за Листом, Рубинштейн узнал о свободе движений рук. Теодор Лешетицкий, который преподавал фортепиано в Санкт-Петербургской консерватории, когда она открывалась, сравнивал мышечное расслабление за фортепиано с глубоким дыханием певца. Он замечал своим ученикам, «какие глубокие вдохи Рубинштейн делал в начале длинных фраз, и также, какой у него был покой и какие драматические паузы ».

В своей книге« Великие пианисты »бывший New York Times критик Гарольд С. Шенберг описывает игру Рубинштейна как эту «необычайной широты, мужественности и живости, безмерной звучности и технического величия, в котором слишком часто проявлялась техническая небрежность». Когда Рубинштейн был захвачен моментом исполнения, казалось, его не заботило, сколько неправильных нот он сыграл, пока играл концепция пьесы, которую он как проходила игра. СамРубинштейн после концерта в Берлине в 1875 году признался: «Если бы я мог собрать все ноты, я мог бы дать с ними второй концерт».

Отчасти проблема могла бы быть были огромными руками Рубинштейна. Они были огромными, и многие наблюдатели их комментировали. Йозеф Хофманн заметил, чтоый палец Рубинштейна «был пятой толщиной с мой большой - подумайте! Тогда его пальцы были квадратными на концах с подушечками на них. Это была чудесная рука ». Пианист Йозеф Левинн описал их как «толстых, пухлых... с такими широкими на кончиках пальцами, что ему часто было трудно не взять две ноты сразу». Немецкий учитель фортепиано Людвиг Деппе посоветовал американской пианистке Эми Фэй внимательно следить за тем, как Рубинштейн бьет по струнам: «В нем ничего не стеснялось! Он развел руками, как будто собирался принять участие их Вселенная, и берет с величайшей свободой и самоотверженностью! "

Из-за моментов в игре Рубинштейна некоторые более академические, полированные игроки, особенно обученные в Германии, серьезно усомнились в величии Рубинштейна. Те, кто ценил интерпретацию больше или больше, чем чистую технику, находили много похвалы. и дирижер Ганс фон Бюлов называл Рубинштейна «Микеланджело музыки». Немецкий критик Людвиг Реллштаб называл его «Геркулесом фортепьяно; Юпитером Тонаном инструмента».

Тон

Прессман засвидетельствовал певческое качество игры Рубинштейна и многое другое: «Его звук был поразительно полным и глубоким. Патти пела, как Рубини sang."

Шенберг оценил фортепианный тон Рубинштейна как самый чувственный из всех великих пианистов. Пианист Рафаэль Жозеффи сравнил его с «золотым валторн». Сам Рубинштейн сказал интервьюеру: «Сила с легкостью - это один из секретов моего прикосновения… Я часами сидел, пытаясь имитировать тембр голоса Рубини в своей игре».

Рубинштейн сказал молодым Рахманинов как он добился такого тона. «Просто нажимайте на клавиши, пока кровь не из кончиков ваших пальцев». Когда хотел, Рубинштейн мог играть необычайно легко, изящно и изящно. Однако он редко проявлял эту сторону своей натуры. Он быстро понял, что публикация приходила слышать его гром, поэтому он приспособил их. Напористая игра и мощный темперамент Рубинштейна произвели особенно сильное впечатление во время его американского турне, где раньше никто не слышал такой игры. Во время этого турне Рубинштейн привлекал больше внимания прессы, чем любая другая фигура, до появления Игнация Яна Падеревски позже позже.

Программы

Концертные программы Рубинштейна часто были гигантскими. Ханслик представнул в своей рецензии 1884 года, что пианист более 20 пьес на одном концерте в Вене, в том числе три сонаты (Шуман фа-диез минор плюс ре минор Бетховена и соч. 101 в А). Рубинштейн был человеком очень крепкого телосложения и, по-видимому, никогда не уставал; аудитория стимулировала его надпочечники до такой степени, что он вел себя как супермен. У него был колоссальный репертуар и столь же колоссальная память, пока ему не исполнилось 50, когда у него начались провалы в памяти, и ему пришлось играть с печатной ноты.

Рубинштейн был известен своей серией исторических сольных концертов - семь последовательных. концерты по истории фортепианной музыки. Каждая из этих программ была огромной. Вторая, посвященная Бетховену сонатам, состояла из Moonlight, Tempest, Waldstein, Appassionata, ми минор, ля мажор (соч.101), ми мажор (соч.109) и до минор (соч. 111). Опять же, все это было включено в один концерт. Четвертый концерт, посвященный Шуману, содержал Фантазию до, Крейслериана, Симфонические этюды, Сонату фа-диез минор, набор коротких фигурок и Карнавал. Это не включает выходов на бис, которые Рубинштейн щедро распылял на каждом концерте.

Рубинштейн завершил свое американское турне этой серией, отыграв сольных концертов за девять дней в Нью-Йорке в мае 1873 года.

Рубинштейн сыграл эту серию исторических сольных концертов в России и по всей Восточной Европе. В Москве он давал этот серию вечеров по вторникам в Дворянском зале, повторяя каждый концерт на следующее утро в Немецком клубе для студентов, бесплатно.

Рахманинов о Рубинштейне

Сергей Рахманинов впервые посетил исторические концерты Рубинштейна двенадцатилетним учеником по классу фортепиано. Сорок четыре года спустя он сказал своему биографу Оскару фон Риземану: «[Его игра] захватила все мое воображение и оказала заметное влияние на мои амбиции как пианиста».

Рахманинов объяснил фон Риземану: «Это было не столько его объяснил, которое завораживала, сколько глубокая, духовно утонченная музыкальность, которая говорила от каждой ноты и каждого такта, которые он играл, и выделял его как самого оригинального и великолепного. непревзойденного пианиста в мире ».

Представляет интересное подробное описание Рахманинова фон Риземану:

Однажды он повторил весь финал Сонаты [Шопена] си минор, возможно, ему не удалось добиться успеха в коротком крещендо в конце, как он бы хотел. Слушал завороженно и мог слышать отрывок снова и снова, уникальна была красота тона... Я никогда не слышал виртуозного произведения Балакирева «в том виде, в каком его играл Рубинштейн, и его интерпретации маленькой фантазии Шумана« Птица как Пророк была неподражаема » в поэтической изысканности: описать diminuendo пианиссимо в конце «отлетающей птички» было бы безнадежно неадекватно. Неповторимы также волнующие душу образы в Крейслериане, последнем отрывке (соль минор), в котором я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь играл в таком же манере. Одним из величайших секретов Рубинштейна было использование педали. Он сам с радостью выразил свои мысли по этому поводу, сказав: «Педаль - это душа фортепиано». Ни один пианист не должен забывать об этом.

Биограф Рахманинова Барри Мартин предполагает, что, возможно, не случайно две пьесы, которые Рахманинов удостоил похвалы из концертов Рубинштейна - Аппассионата Бетховена и Шопена <Соната «Похоронный марш» от 146>- обе стали краеугольными камнями сольных программ самого Рахманинова. Мартин также утверждает, что Рахманинов мог основывать свою интерпретацию сонаты Шопена на обходе Рубинштейна, ресторан на сходство между письменными описаниями версии Рубинштейна и аудиозаписью произведений Рахманинова.

Рахманинов признал, что Рубинштейн не был идеальным по нотам. на этих концертах, вспоминая провал в память во время Балакирева Исламея, где Рубинштейн импровизировал в стиле пьесы, пока не вспомнил остальную часть через четыре минуты. Однако в защиту Рубинштейна Рахманинов сказал, что «за каждую возможную ошибку, которую может предоставить [Рубинштейн], он давал взамен идеи и музыкальные образы, которые могли бы компенсировать миллион ошибок».

Дирижирование

Рубинштейн руководил программой Русского музыкального общества с момента организации основания в 1859 году до своего ухода из нее и Санкт-Петербургской консерватории в 1867 году. Он также участвовал в дирижировании как до, так и после. его пребывание в RMS. На трибуне Рубинштейн был столь же темпераментен, как и на клавишных, что вызвало неоднозначную реакцию как у оркестровых музыкантов, так и у публики.

Учитель

Как учитель композиции, Рубинштейн вдохновлять своих учеников был известен за его щедрость во времени и усилиях он потратил на работу с ними, даже после целого дня административной работы. Он также мог быть требовательным и ожидать от них того же, что и давал им. По словам одного из однокурсников Чайковского, Александра Рубца, Рубинштейн иногда начинал урок с чтения некоторых стихов, а затем назначал их для сольного голоса или хора, в зависимости от предпочтений ученика. Это задание должно было быть выполнено на следующий день. В других случаях он ожидал, что студенты будут импровизировать менуэт, рондо, полонез или какую-либо другую музыкальную форму.

Рубинштейн постоянно предупреждал своих учеников, чтобы они не боялись робости, не останавливались на трудном месте в композиции. но оставить это и двигаться вперед. Он также написал их наброски с указанием того, в какой форме будет написано это произведение, и исключено сочинения за фортепиано. Среди известных учеников - пианисты Йозеф Хофманн и Сандра Друкер.

Композиция

Фотография Рубинштейна, сделанная Дж. Ганцем, Брюссель

К 1850 году Рубинштейн решил, что он не хочет быть известным исключительно как пианист, «но как композитор, исполняющий свои симфонии, концерты, оперы, трио и т. д. »Рубинштейн был плодовитым композитором, написавшим не менее двадцати опер (в частности, Демон, написанных после романтической поэмы Лермонтова и ее преемницы Купец Калашников ), пять фортепианных концертов, шесть симфоний и набор фортепианных сольных произведений, а также значительный выпуск произведений для камерного ансамбля, два концерта для виолончели и один для скрипки, отдельно стоящих оркестровых произведений и тональных стихов (включая одно под названием «Дон Кихот»). Эдвард Гарден пишет в New Grove,

Рубинштейн усердно сочинял на протяжении всех периодов своей жизни. Он был в состоянии и желал броситься к публикации полдюжины песен или альбома пьес для фортепиано со слишком беглой легкостью, зная, что его репутация удовлетворительное финансовое вознаграждение за приложенные усилия.

Рубинштейн и Михаил Глинка, который считается первым выдающимся русским композитором-классиком, оба учились в Берлине у педагога Зигфрида Дена. Глинка, созданная для 12 лет до Рубинштейна, использует возможность накопить большие резервы композиционных навыков, которые он может использовать, чтобы открыть новую территорию русской музыки. Рубинштейн, наоборот, решил проявить свои композиционные таланты в немецких стилях, проиллюстрированных в учении Дена. Роберт Шуман и Феликс Мендельсон оказали сильнейшее влияние на музыку Рубинштейна.

Следовательно, музыка Рубинштейна не демонстрирует ни одного национализма Пятерки. Рубинштейн также имел тенденцию поспешно сочинять свои пьесы, в результате чего хорошие идеи, подобные тем, что были в его «Океанской симфонии», развивались не совсем образно. Как позже заметил Падеревский, «у него не было необходимой для композитора концентрации терпения...». Он был склонен баловаться высокопарными клише в моменты кульминации, которым предшествовали очень длинные восходящие последовательности, которые впоследствии имитировались Чайковского в его менее вдохновляющих пьесах ».

Тем не менее, Четвертый фортепианный концерт Рубинштейна

оказал большое влияние на фортепианные концерты Чайковского, особенно первый (1874–185) и великолепный финал, с его вступлением и блестящим принципом. сюжет, лежит в основе очень похожего материала в начале финала Концерта для фортепиано с оркестром Балакирева ми-бемоль мажор [...] Первая часть концерта Балакирева была написана, частично под влиянием Второй концерт Рубинштейна, 1860-е годы.

После смерти Рубинштейна его произведения начали терять популярность, хотя его фортепианные концерты оставались в репертуаре в Европе до Первой мировой войны, а его основные произведения сохранили опору в он русский концертный репертуар. Возможно, несколько лишенная индивидуальности, музыка Рубинштейна не могла конкурировать ни с устоявшейся классикой, ни с новым русским стилем Стравинского и Прокофьева.

В последние годы его произведения стали исполняться немного чаще и в России. и за рубежом и часто встречал положительную критику. Среди его наиболее известных работ - опера «Демон», его фортепианный концерт № 4 и его симфония № 2, известная как «Океан».

Реплика Рубинштейна

Рубинштейн при жизни был известен своим сарказмом и иногда проницательной проницательностью. Во время одного из приездов Рубинштейна в Париж французский пианист Альфред Корто сыграл для него первую часть Бетховена «Аппассионата ». После долгого молчания Рубинштейн сказал Корто: «Мой мальчик, никогда не забывай, что я собираюсь тебе сказать. Музыка Бетховена не должна изучаться. Она должна быть перевоплощена». Сообщается, что Корто никогда не забывал эти слова.

Собственные фортепианные ученики Рубинштейна были привлечены к ответственности: он хотел, чтобы они думали о музыке, которую они играли, подбирая тон пьесе и фразе. Его манера обращения с ними была сочетанием грубой, иногда резкой критики и хорошего юмора. Хофманн писал об одном таком уроке:

Однажды я довольно плохо сыграл рапсодию Листа. Немного погодя Рубинштейн сказал: «То, как вы сыграете эту пьесу, устроит тетушку или маму». Затем, встав и подошел ко мне, он сказал: «А теперь давайте посмотрим, как мы играем в такие вещи». [...] Я начал снова, но я не сыграл больше нескольких тактов, когда Рубинштейн громко сказал: «Ты начал?» «Да, Мастер, конечно». «Ой, - неопределенно сказал Рубинштейн, - я не заметил». [...] Рубинштейн меня не особо наставлял. Просто он позволял мне учиться у него... Если ученик своим собственным обучением и умственной силой достигал желаемой точки, которую ему показало волшебство музыканта, он полагался на свои собственные силы, зная, что он всегда будет находить эту точку. опять же, даже если он один или два раза заблудится, что может сделать каждый с честным стремлением.

Настаивание Рубинштейна на абсолютной верности напечатанной записке удивило Хофманна, так как он слышал, как его учитель позволял себе вольность на своих концертах.. Когда он попросил Рубинштейна разрешить этот парадокс, Рубинштейн ответил, как и многие учителя на протяжении веков: «Когда ты такой же старый, как я, ты можешь делать то же, что и я». Затем Рубинштейн добавил: «Если сможешь».

Рубинштейн также не изменил тон своих комментариев на высокопоставленных. После того, как Рубинштейн вновь стал директором Санкт-Петербургской консерватории, Царь Александр III подарил ветхий старый Большой театр в качестве нового дома консерватории - без средств, необходимых для восстановления и перестройки объекта. На приеме, устроенном в честь монарха, царь спросил Рубинштейна, доволен ли он этим подарком. Рубинштейн прямо ответил, к ужасу толпы: «Ваше Императорское Величество, если я дал вам красивую пушку, установленную и рельефную, без боеприпасов, вы бы ее приняли?»

Голос Рубинштейна

Следующая запись была сделана в Москве в январе 1890 года по поручению Томаса Эдисона. Слышно, как Рубинштейн делает приветственное замечание о граммофонном магнитофоне.

Антон Рубинштейн:Какая замечательная вещь.Какая прекрасная вещь.... хорошо...
Юлиус Блок:Наконец-то.Наконец-то.
Елизавета Лавровская :Ты омерзительна. Как вы смеете называть меня лукавым?Пративный *** да как вы смеете называть меня коварной?
Василий Сафонов :(поет)
Петр Чайковский :Эта трель могла быть лучше.Эта трель могла быть и лучше.
Лавровская:(поет)
Чайковский:Блок молодец, но Эдисон даже лучше.Блок молодец, но у Эдисона ещё лучше!
Лавровская:(поет) А-о, а-о.А-о, а-о.
Сафонов:Петр Юргенсон в Москве.Петр Юргенсон в Москве. (на немецком языке)
Чайковский:Кто сейчас говорит? Похоже на голос Сафонова.Кто сейчас говорит? Кажется голос Сафонова.
Сафонов:(свист)

Литература

Источники

На русском языке

  • Апетян З.А. ред. Воспоминантя о Рахманинове (Москва, 1988)
  • Баренбойм, Лев Аронович, Антон Григорьевич Рубинштейн (2 т.), Москва 1957–62
  • Хопрова, изд. Татьяны, Антона Григорьевича Рубинштейна, (Санкт-Петербург, 1997) ISBN 5-8227-0029-2
  • Рубинштейн, Антон Григорьевич, изд. Л. Баренбойм, Литературное наследие (3 тома), (на русском языке), (Москва, 1983)

На немецком языке

  • Литцманн, Бертольд, Клара Шуман (3 тома) (Лейпциг: Breitkopf Härtel, 1906)

На английском языке

  • Боуэн, Кэтрин Дринкер, Свободный художник (Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1939)
  • Браун, Дэвид (1978). Чайковский: Ранние годы, 1840–1875. W.W. Norton Comoany Inc.
  • Браун, Дэвид (1986). Чайковский: Годы странствий, 1878–1885. W.W. Norton Company, Inc.
  • Кук, Джеймс Фрэнсис, Великие пианисты по игре на фортепиано (Филадельфия: Theo Presser Co., 1913)
  • Гарден, Эдвард, изд. Стэнли Сэди, Рубинштейн, Антон Григорьевич, Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание (Лондон: Macmilian, 2001), 29 томов. ISBN 0-333-60800-3.
  • Гериг, Реджинальд Р., Великие пианисты и их методы (Ньютон, Эббот, Дэвид и Чарльз, 1976)
  • Холден, Энтони, Чайковский: биография (Нью-Йорк: Random House, 1995)
  • Мартин, Барри (1990). Рахманинов: композитор, пианист, дирижер. Олдершот, Англия: Scolar Press.
  • Познанский, Александр, Чайковский: В поисках внутреннего человека (Нью-Йорк, Schirmer Books, 1991)
  • Сакс, Харви (1982). Виртуоз. Темза и Гудзон.
  • Шенберг, Гарольд К. (1963). Великие пианисты. Саймон и Шустер.
  • Тейлор, Филип С. (2007). Антон Рубинштейн: Жизнь в музыке. Издательство Иллиной университета. ISBN 978-0-253-34871-5.
  • Цетлин, Михаил (Панин, Джордж пер. И ред.), Пятерка: Эволюция русской музыкальной школы (Westpost, Коннектикут: Greenwood Press, Publishers, 1975, 1959)

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Антон Рубинштейн.
Викиисточник содержит текст энциклопедии 1911 г. Britannica статья Рубинштейн, Антон Григорович.
Последняя правка сделана 2021-06-11 19:12:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте