« Авторские права » - термин, часто используемый в связи с законами об интеллектуальной собственности.
Права |
---|
Теоретические различия |
|
Права человека |
|
Права бенефициара |
|
Другие группы прав |
|
|
Этот термин считается прямым переводом французского термина droit d'auteur (также немецкий Urheberrecht). Впервые (1777 г.) его продвигал во Франции Пьер-Огюстен Карон де Бомарше, имевший близкие отношения с Бенджамином Франклином. Обычно он используется в связи с законами об авторском праве стран гражданского права и законодательством Европейского Союза. Права авторов на международном уровне защищены Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений и другими аналогичными договорами. «Автор» используется в очень широком смысле и включает композиторов, художников, скульпторов и даже архитекторов: как правило, автор - это человек, творчество которого привело к созданию охраняемого произведения, хотя точное определение варьируется от страны к стране.
Права авторов состоят из двух отдельных компонентов: имущественных прав на произведение и личных неимущественных прав автора. Экономические права - это право собственности, которое ограничено во времени и может быть передано автором другим людям так же, как и любое другое имущество (хотя многие страны требуют, чтобы передача была в форме письменного контракта ). Они предназначены для того, чтобы позволить автору или их владельцу получать финансовую прибыль от своего творчества, и включают право разрешать воспроизведение произведения в любой форме (статья 9 Бернской конвенции). Авторы драматических произведений (пьес и т. Д.) Также имеют право разрешить публичное исполнение своих произведений (статья 11 Бернской конвенции).
Защита личных неимущественных прав автора основана на представлении о том, что творческое произведение в некотором роде является выражением личности автора : моральные права, таким образом, являются личными для автора и не могут быть переданы другому лицу, кроме как по завещанию, когда автор умирает. Режим неимущественных прав в разных странах сильно различается, но обычно включает право называться автором произведения и право возражать против любого искажения или искажения произведения, которое может нанести ущерб его или ее чести или репутации (статья 6bis., Бернская конвенция). Во многих странах неимущественные права автора бессрочны.
Принято проводить различие в обращении с авторами и другими заинтересованными сторонами между юрисдикциями общего права и системами гражданского права. Как авторское право, так и авторские права возникли в восемнадцатом веке для решения схожих проблем: неравенства в отношениях между авторами и издателями (и между самими издателями), если интеллектуальная собственность не признается и не защищается, и необходимости обеспечивать доход для авторов, кроме покровительство. Обе системы предусматривают монопольное право, предоставленное автору на ограниченный срок, которое может быть передано другому лицу, которое изначально было правом копировать или иным образом воспроизводить произведение (отсюда «авторское право»), но с тех пор было расширено с учетом технологические разработки.
Существенной чертой авторских прав и многих законов об авторском праве является то, что объект, который охраняется, должен возникать в результате творчества автора, а не его или ее простых усилий или вложений (см. Feist v. Rural в Соединенных Штатах ): как французские, так и немецкие законы об авторском праве защищают «интеллектуальные произведения» ( oeuvres de l'esprit и persönliche geistige Schöpfungen, соответственно). Это привело к тому, что системы гражданского права установили прочную связь между правами (по крайней мере, на начальном этапе) и личностью автора: первоначальные права собственности корпорации строго ограничены или даже невозможны (как в Германии ). Юрисдикции общего права более склонны признавать корпоративную собственность на авторское право, как в США принцип работы по найму. Хотя следующее сравнение является упрощенным и зависит от точных законов отдельных стран, трудно увидеть эффективную (экономическую) разницу в двух ситуациях:
Системы гражданского права также активно защищают неимущественные права авторов, утверждая, что их творчество заслуживает защиты как неотъемлемая часть их личности. Защита личности в юрисдикции общего права долгое время была отделена от закона об авторском праве, воплощаясь в таких правонарушениях, как клевета (также выдавая за себя и злонамеренная ложь ). Таким образом, моральные права прямо не упоминались в британском законе об авторском праве до 1988 года, спустя более века после того, как Великобритания подписала Бернскую конвенцию. Разница в обоих направлениях: законы Великобритании и Ирландии об авторском праве защищают конфиденциальность объектов определенных фотографий и фильмов как моральное право в соответствии с законом об авторском праве, в то время как системы гражданского права рассматривают это как отдельное право на портретную съемку. Различные виды защиты прав на промышленный образец пересекают границу между двумя системами права.
Термин «авторские права» используется в законодательстве Европейского Союза, чтобы избежать двусмысленности, вместо более обычного перевода droit d'auteur и т. Д. Как «авторское право». Эквивалентный термин в британском и ирландском законодательстве - «авторское право (существующее) на литературное, драматическое, музыкальное или художественное произведение»; термин в мальтийском и кипрском законодательстве похож, за исключением того, что драматические произведения рассматриваются как подмножество литературных произведений.
Согласно законопроекту правительства канцлера Ангелы Меркель, одобренному бундестагом, нарушение авторских прав в Германии приравнивается к воровству. Приговоры к тюремному заключению за нарушение авторских прав, точно такие же, как и за кражу, составляют пять лет тюрьмы и являются самыми строгими в Европе. В правонарушении могут быть привлечены к ответственности даже дети до 18 лет. Кроме того, после решения от 20 октября 1993 года по делу Фила Коллинза была введена статья 12 (в Договоре об учреждении Европейского сообщества), согласно которой государства не могут дискриминировать товары из других стран.
С октября 2009 года, в соответствии с требованиями Закона о создании и Интернете n. 311, Высший орган по распространению произведений и защите прав в Интернете (HADOPI) может приказать интернет-провайдеру (провайдеру интернет-услуг) после расследования и серии предупреждений временно или навсегда приостановить доступ в Интернет для тех, кого уличили в незаконном скачивании материалов.
Итальянский закон об авторском праве регулируется в первую очередь Законом от 22 апреля 1941 г. 633, «Защита авторских и других прав, связанных с их осуществлением», и статьи 2575 и последующих статей Гражданского кодекса (Книга пятая - Раздел IX: О правах интеллектуальной собственности и промышленных изобретениях). В статье 54 L.218 / 95 говорится, что права собственности регулируются законодательством штата на использование, хотя появление Интернета усложняет идентификацию места, где осуществлялась деятельность.
Смежные права (на немецком языке verwandte Schutzrechte), часто называемые смежными правами, как более прямой перевод французского Droit Voisins, представляют собой имущественные права, предоставленные людям, которые не являются «авторами» произведения в творческом смысле этого слова. Обычно это исполнители, продюсеры фонограмм (пластинок, компакт-дисков и т. Д.), Продюсеры фильмов (в отличие от режиссеров или сценаристов) и вещательные организации. Смежные права обычно более ограничены, чем права авторов в странах гражданского права, хотя они могут быть эквивалентными в странах общего права, где оба подпадают под одну и ту же концепцию « авторского права ». Они не подпадают непосредственно под Бернскую конвенцию, но находятся под международной защитой других договоров, таких как Римская конвенция об охране исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.