USS Oklahoma (BB-37)

редактировать

USS Oklahoma BB-37.jpg USS Oklahoma (BB-37) на якоре
История
США
Имя :Оклахома
Тезка:Штат Оклахома
Заказ :4 марта 1911 г.
Строитель:New York Shipbuilding Корпорация, Камден, Нью-Джерси
Заложен:26 октября 1912 г.
Запущен:23 марта 1914 г.
Введен в эксплуатацию:2 мая 1916 года
Списан:1 сентября 1944 года
Судьба:Потоплен в атаке на Перл-Харбор, 7 декабря 1941 года; снят с мели на слом; затонул на буксире 1947
Общие характеристики
Класс и тип:Невада-класс линкор
Водоизмещение:27500 длинных тонн ( 27,900 t )
Длина:
Ширина :95 футов 6 дюймов (29,1 м))
Осадка:28 футов 6 дюймов (8,7 м)
Установленная мощность:
Силовая установка:
Скорость :20,5 узлов (38,0 км / ч; 23,6 миль / ч)
Диапазон:8000 морских миль (15000 км; 9200 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч).
Состав:
  • В состоянии постройки:
  • 864 офицера и члена экипажа
  • С 1929 года:
  • 1398
Вооружение:
Броня:
Самолеты имели:

USS Oklahoma (BB-37) - линкор типа Nevada, построенный New York Shipbuilding Corporation для США. Военно-морской флот, известный тем, что был первым американским классом сжигающих нефть дредноутов.

Введенный в строй в 1916 году, Оклахома участвовал в Первой мировой войне в составе, защищая конвои союзников. на пути через Атлантику. После войны она служила как в боевом флоте США, так и в разведывательном флоте. Оклахома была модернизирована между 1927 и 1929 годами. В 1936 году она спасла американских граждан и беженцев от гражданской войны в Испании. По возвращении на Западное побережье в августе того же года Оклахома провела остаток своей службы в Тихом океане.

7 декабря 1941 г. во время атаки японцами на Перл-Харбор несколько торпед самолетов-бомбардировщиков попали в корпус Оклахомы, и корабль перевернулся. Всего погибло 429 членов экипажа; выжившие спрыгнули с корабля на 50 футов (15 м) в раскаленную воду или переползли через причальные линии, соединявшие Оклахому и Мэриленд. Некоторым морякам удалось спастись, когда спасатели просверлили отверстия и открыли люки, чтобы спасти их. В 1943 году Оклахома была исправлена ​​и спасена. В отличие от большинства других линкоров, которые были восстановлены после Перл-Харбора, Оклахома была слишком повреждена, чтобы вернуться в строй. В конце концов, с ее обломков было снято оставшееся вооружение и надстройка, а в 1946 году его продали за лом. Халк затонул во время шторма в 1947 году, когда его отбуксировали из Оаху, Гавайи, на верфь в залив Сан-Франциско.

Содержание
  • 1 Дизайн
  • 2 История обслуживания
    • 2.1 Строительство
    • 2.2 Первая мировая война
    • 2.3 Межвоенный период
    • 2.4 Нападение на Перл-Харбор
      • 2.4.1 Спасение
      • 2.4.2 Заключительное путешествие
  • 3 Памятники и извлечение останков
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Цитаты
    • 6.2 Источники
    • 6.3 Прочая литература
  • 7 Внешние ссылки
Дизайн
Открытие Оклахомы 23 марта 1914 года

Оклахома была второй из двух Линейные корабли типа «Невада» . Оба были заказаны в акте о присвоении военно-морского флота 4 марта 1911 года. Он был последним в серии из 22 линкоров и семи броненосных крейсеров, заказанных ВМС США в период с 1900 по 1911 год. Корабли типа «Невада» были первыми из линейных кораблей типа Standard ВМС США, 12 из которых были построены к 1923 году. С помощью этих кораблей ВМФ создал флот современных линкоров, похожих по дальности стрельбы, скорости, радиус поворота и защита. Однако по мере развития военно-морской техники в корабли типа Standard были внесены значительные улучшения. Основными нововведениями стали тройные турели и комплексная защита. Тройные башни уменьшили длину корабля, нуждающегося в защите, за счет размещения 10 орудий в четырех башнях вместо пяти, что позволило увеличить толщину брони. Nevadas были также первыми военными кораблями США, у которых вместо угольных котлов использовались мазутные котлы, где нефть имела больше извлекаемой энергии на тонну, чем уголь, что увеличивало дальность полета кораблей. Оклахома отличалась от своей сестры Невада тем, что была оснащена паровыми двигателями тройного расширения, технологией, намного более древней, чем новые редукторные турбины.

Невады. 48>стандартное водоизмещение 27 500 длинных тонн (27 941 т) и водоизмещение при полной нагрузке 28 400 длинных тонн (28 856 т). Она была 583 футов (178 м) в общей длине, 575 футов (175 м) по ватерлинии и имела ширину 95 футов 6 дюймов ( 29,11 м) и осадкой 28 футов 6 дюймов (8,69 м).

Она была оснащена 12 дизельными котлами Babcock Wilcox, управляющими двумя двойными действующие, вертикальные паровые двигатели тройного расширения, которые обеспечивали 24 800 л.с. (18 500 кВт) для максимальной скорости 20,5 узлов (38,0 км / ч; 23,6 миль / ч). У нее была расчетная дальность полета 8000 морских миль (15000 км; 9200 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч).

В заводском исполнении броня на Оклахоме состояла из поясная броня толщиной от 13,5 до 8,0 дюймов (от 343 до 203 мм). Палуба броня была 3 дюйма (76 мм) толщиной со второй палубой 1,5 дюйма (38 мм), а броня башни составляла 18 дюймов (457 мм) или 16 дюймов (406 мм) в передней части, 5 дюймов. (127 мм) сверху, 10 дюймов (254 мм) по бокам и 9 дюймов (229 мм) сзади. Броня на ее барбете была 13,5 дюймов. Ее боевая рубка была защищена 16-дюймовой броней, а на крыше - 8-дюймовой броней.

Ее вооружение состояло из десяти 14-дюймовых (356 мм) / 45 калибра. орудия, размещенные в двух тройных и двух сдвоенных установках. В строящемся состоянии он также нес 21 5-дюймовую (127-мм) / 51-ю пушку, в основном для защиты от эсминцев и торпедных катеров. У нее также было два (в некоторых источниках - четыре) 21-дюймовых (533 мм) торпедных аппарата для торпеды Bliss-Leavitt Mark 3. Ее экипаж состоял из 864 офицеров и рядовых.

История службы

Конструкция

Крупный план корпуса в день запуска

Закладка киля Оклахомы 26 октября 1912 года Нью-Йоркская судостроительная корпорация из Камден, штат Нью-Джерси, предложившая 5 926 000 долларов на постройку корабля. К 12 декабря 1912 г. она была завершена на 11,2%, а к 13 июля 1913 г. - на 33%.

Она была запущена 23 марта 1914 г., спонсировалась Лорена Дж. Крус, дочь губернатора Оклахомы Ли Круса. Запуску предшествовало заклинание, первое для американского военного корабля за полвека, которое произнес Элайджа Эмбри Хосс, и в нем приняли участие различные высокопоставленные лица из Оклахомы и федерального правительства. Впоследствии ее перевели в док возле нового аргентинского линкора Moreno и китайского крейсера Fei Hung, который вскоре стал греческим Элли, достройка.

Оклахома во время ее ходовых испытаний

Ночью 19 июля 1915 года под носом <были обнаружены большие пожары. 28>главная батарея башня, третья, вспыхнувшая на американском линкоре менее чем за месяц. Однако к 22 июля военно-морские силы считали, что пожар в Оклахоме был вызван «дефектной изоляцией» или ошибкой рабочего верфи. Огонь настолько задержал постройку линкора, что Невада смогла провести его ходовые испытания и сдать его в строй перед Оклахомой. 23 октября 1915 г. она была завершена на 98,1%. Она была введена в состав в Филадельфии 2 мая 1916 года под командованием капитана Роджера Уэллса.

Мировая война I

После ввода в эксплуатацию корабль оставался вдоль восточного побережья США, в основном посещая различные верфи ВМФ. Сначала она не смогла присоединиться к оперативной группе Девятой дивизии линкоров, посланной для поддержки Великого флота в Северном море во время Первой мировой войны потому что там не было нефти. В 1917 г. она прошла переоборудование: две пушки 3 дюйма (76 мм) / 50 калибра были установлены перед грот-мачтой для противовоздушной обороны и девять из 5-дюймовых / 51 орудия калибра снимаются или перемещаются. В то время как условия на корабле были стесненными, моряки на корабле имели множество преимуществ для обучения. Они также участвовали в спортивных соревнованиях, в том числе соревнованиях по боксу, борьбе и гребле с экипажами линкора Техас и буксира Онтарио. Дух товарищества, построенный на этих небольших соревнованиях, привел к созданию во всем флоте многих спортивных команд, которые к 1930-м годам настраивали экипажи друг против друга за моральный дух.

13 августа 1918 года Оклахома была передана в Шестую дивизию линкора под командованием контр-адмирал Томас С. Роджерс и отправился в Европу вместе с Невадой. 23 августа они встретились с эсминцами Balch, Conyngham, Downes, Kimberly, Allen и Сэмпсон, 275 миль (443 км) к западу от Ирландии, прежде чем отправиться в Берехейвен, где они ждали 18 дней, прежде чем прибыл линкор Юта. Дивизия оставалась на якоре, ей было поручено защищать американские конвои, прибывающие в этот район, но ее вызывали из гавани только один раз в 80 дней. 14 октября 1918 года под командованием Чарльза Б. Маквея младшего она сопровождала военные корабли в порт Соединенного Королевства, вернувшись 16 октября. В остальное время корабль проводил учения на якоре или в близлежащем заливе Бантри. Чтобы скоротать время, команды играли в американский футбол и соревновались в парусном спорте. В период с 21 октября по 2 ноября в Оклахоме в результате пандемии гриппа 1918 года пострадали шесть человек. Оклахома оставалась у Берехейвена до конца войны 11 ноября 1918 года. Вскоре после этого несколько членов экипажа из Оклахомы участвовали в серии боев с членами Шинн Фейн, вынудив командира корабля извиниться и выплатить денежную компенсацию двум мэры городов.

Межвоенный период

Оклахома после ее модернизации, миновав Алькатрас

Оклахома уехала в Портленд 26 ноября, к нему присоединились Аризона 30 ноября, Невада 4 декабря и корабли Девятого дивизиона линкора вскоре после этого. Корабли были назначены в качестве сопровождения конвоя океанского лайнера SS George Washington, на борту которого находился президент Вудро Вильсон, и через несколько дней прибыли на этом корабле во Францию. Она отбыла 14 декабря в Нью-Йорк, а затем провела начало 1919 года, проводя зимние боевые учения у берегов Кубы. 15 июня 1919 года она вернулась в Брест, сопровождая Уилсона во второй поездке, и вернулась в Нью-Йорк 8 июля. Будучи частью Атлантического флота в течение следующих двух лет, Оклахома была отремонтирована, а ее экипаж обучен. В 1918 году вторичная батарея была уменьшена с 20 до 12 орудий 5-дюймового / 51 калибра. В начале 1921 года она отправилась на западное побережье Южной Америки для совместных учений с Тихоокеанским флотом, и вернулась позже в том же году на Перуанский столетний юбилей.

Затем она присоединилась к Тихоокеанскому флоту, а в 1925 году вместе с несколькими другими линкорами отправилась в важный учебный поход. Они покинули Сан-Франциско 15 апреля 1925 г., прибыли на Гавайи 27 апреля, где провели военные игры. Они отправились в Самоа 1 июля, пересекли экватор 6 июля. 27 июля они прибыли в Австралию и провели там ряд учений, прежде чем провести время в Новой Зеландии, а позже в том же году вернулись в Соединенные Штаты. В начале 1927 года она прошла транзитом через Панамский канал и переехала в разведывательный флот.

. В ноябре 1927 года она вошла в военно-морскую верфь Филадельфии для капитального ремонта. Она была модернизирована за счет установки восьми орудий 5 дюймов / 25 калибра, а максимальная высота ее башен была увеличена с 15 до 30 градусов. На башне №3 была установлена ​​катапульта самолета . В период с сентября 1927 года по июль 1929 года она также была существенно усилена, с добавлением противоторпедных выступов, а также дополнительными 2 дюймами (51 мм) стали на ее бронепалубе. Капитальный ремонт увеличил ее ширину до 108 футов (33 м), самую широкую в ВМС США, и снизил ее скорость до 19,68 узлов (36,45 км / ч; 22,65 миль / ч).

Оклахома в Гибралтаре во время гражданской войны в Испании, апрель 1936

Оклахома снова присоединилась к разведывательному флоту для учений в Карибском бассейне, затем вернулась на западное побережье в июне 1930 года для операций флота до весны 1936 года. Этим летом она несла гардемаринов в европейский учебный круиз, посещая северные порты. Путешествие было прервано началом гражданской войны в Испании. Оклахома отплыла в Бильбао, прибыв 24 июля 1936 года, чтобы спасти американских граждан и других беженцев, которых она доставила в Гибралтар и французские порты. Она вернулась в Норфолк 11 сентября и на западное побережье 24 октября.

Операции Тихоокеанского флота в Оклахоме в течение следующих четырех лет включали совместные операции с армией и подготовка резервистов. Оклахома базировалась в Перл-Харборе с 29 декабря 1937 года для патрулирования и учений, и только дважды возвращалась на материк, один раз для добавления зенитных орудий и брони к ее надстройке в Пьюджет-Саунд ВМС Двор в начале февраля 1941 г. и один раз для замены брони в Сан-Педро в середине августа того же года. По пути 22 августа на Оклахому обрушился сильный шторм. Одного человека выбросило за борт, трое других получили ранения. На следующее утро сломанный гребной вал правого борта вынудил судно остановиться, оценить повреждения и отплыть в Сан-Франциско, ближайшую военно-морскую верфь с подходящим сухим доком. Она оставалась в сухом доке на ремонте до середины октября. Затем корабль вернулся на Гавайи. Вашингтонский военно-морской договор не позволил ВМС заменить Оклахому, что привело к серии переоборудования, чтобы продлить срок его службы. Но корабль планировалось списать 2 мая 1942 года.

Атака на Перл-Харбор

Оклахома опрокидывается на фотографии, сделанной во время атаки на Перл-Харбор.

7 декабря 1941 года, когда японцы атаковали Перл-Харбор, штат Оклахома, был пришвартован у причала «Фокс 5» на Battleship Row, на внешней стороне линкора Maryland. Она была немедленно атакована самолетами с японских авианосцев Акаги и Кага и была поражена тремя торпедами. Первая и вторая ударили с разницей в секундах, поразив мидель корабля примерно в 07:56, на 20 футов (6,1 м) ниже ватерлинии между дымовой трубой и грот-мачтой. Торпеды оторвали большую часть ее противоторпедной выпуклости и пролили масло из измерительных трубок соседних топливных бункеров, но ни одна из них не пробила корпус. Около 80 человек поднялись, чтобы укомплектовать зенитные орудия на палубе, но не смогли их использовать, потому что замки для стрельбы находились в арсенале. Большинство людей занимали боевые посты ниже ватерлинии корабля или искали укрытие на третьей палубе, согласно протоколу во время воздушного нападения. Третья торпеда ударила в 08:00 около 65 кадра и попала близко к месту первых двух, пробив корпус, разрушив соседние топливные бункеры на второй палубе платформы и разорвав стволы доступа к двум носовым котельным, а также поперечная переборка кормовой котельной и продольная переборка двух передних огневых рубок.

Когда она начала опрокидываться в левый борт, попали еще две торпеды, и ее люди были обстреляли, когда они покинули корабль. Менее чем через двенадцать минут он перевернулся, пока его мачты не остановились, коснувшись дна, правого борта над водой и обнаженной части киля. Считается, что всего корабль принял на себя восемь попаданий. Однако многие из ее экипажа остались в бою, взбираясь на борт Мэриленда, чтобы помочь обслужить ее зенитные батареи. Четыреста двадцать девять ее офицеров и рядовых погибли или пропали без вести. Один из убитых, отец Алоизиус Шмитт, был первым американским капелланом любой веры, умершим во Второй мировой войне. Еще тридцать два человека были ранены, и многие оказались в ловушке опрокинутого корпуса. Попытки их спасти начались через несколько минут после опрокидывания корабля и продолжались до ночи, в некоторых случаях спасая людей, застрявших внутри корабля на несколько часов. Хулио ДеКастро, гавайский рабочий верфи, организовал команду, которая спасла 32 моряка из Оклахомы. Это была особенно сложная операция, поскольку разрезание корпуса высвободило захваченный воздух, подняв уровень воды вокруг погребенных людей, а разрезание в неправильных местах могло воспламенить хранящееся топливо. Вполне вероятно, что до некоторых выживших так и не удалось добраться вовремя.

В честь некоторых из тех, кто умер позже, были названы корабли, в том числе Ensign John C. England USS England (DE-635) и USS England (DLG-22) названы. USS Stern (DE-187) был назван в честь энсина Чарльза М. Стерна, младшего USS Austin был назван в честь главного плотника Джона Арнольда Остина, который также был посмертно награжден Военно-морским крестом за действия во время нападения. Помимо Военно-морского креста Остина, Почетной медалью были награждены прапорщик Фрэнсис К. Флаэрти и моряк Джеймс Р. Уорд, а три военно-морского флота и медали корпуса морской пехоты были вручены другим людям в Оклахоме во время атаки.

Утилизация

Аэрофотоснимок спасательных операций 19 марта 1943 года в направлении острова Форд, с корабль наполовину выправился.

К началу 1942 года было решено, что Оклахома может быть спасена и что она представляет собой навигационную опасность, так как въехала в навигационный канал гавани. Несмотря на то, что это было непомерно дорого, работа по спасению Оклахомы началась 15 июля 1942 года под непосредственным командованием капитана Ф. Х. Уитакера и команды с военно-морской верфи Перл-Харбора.

Подготовка к ремонту перевернутого корпуса заняла менее восьми месяцев. Воздух закачивался во внутренние камеры и импровизированные воздушные шлюзы, встроенные в корабль, вытесняя 20 000 тонн (19 684 длинных тонны; 22 046 коротких тонн) воды через торпедные отверстия. Четыре тысячи пятьсот тонн (4429 длинных тонн; 4960 коротких тонн) кораллового грунта были отложены перед носом корабля, чтобы предотвратить скольжение, и две баржи были размещены на обоих концах корабля, чтобы контролировать подъем корабля.

К перевернутому корпусу была прикреплена 21 буровая вышка ; каждая несла тросы из высокопрочной стали, которые подсоединялись к гидравлическим лебедкам на берегу. Операция по восстановлению (parbuckling ) началась 8 марта и была завершена к 16 июня 1943 года. Затем группы военно-морских специалистов вошли на ранее затопленный корабль для удаления человеческих останков. Коффердамы затем были размещены вокруг корпуса, чтобы можно было провести основной ремонт, чтобы корабль мог быть снят с мели; эта работа была завершена к ноябрю. 28 декабря «Оклахому» отбуксировали в сухой док № 2 на военно-морской верфи Перл-Харбора. Оказавшись в доке, ее основные орудия, оборудование, оставшиеся боеприпасы и магазины были удалены. Сильнейшие структурные повреждения корпуса были также отремонтированы, чтобы сделать корабль водонепроницаемым.

USS Wisconsin привязан за бортом корпуса Оклахомы на военно-морской верфи Перл-Харбора 11 ноября 1944 года. Обратите внимание на большую разницу в длине. из двух линкоров.

Оклахома была выведена из эксплуатации 1 сентября 1944 года, и все оставшееся вооружение и надстройки были затем удалены. Затем она была выставлена ​​на аукцион Бруклинской военно-морской верфи 26 ноября 1946 года с ее двигателями, котлами, турбогенераторами, устройствами рулевого управления и около 24000 тонн (23 621 длинная тонна; 26 455 коротких тонн) конструкционной стали. считается подлежащим утилизации. Он был продан компании Moore Drydock Co. из Окленда, штат Калифорния, за 46 127 долларов.

Заключительный рейс

В мае 1947 года началась операция по буксировке двух буксиров, чтобы переместить корпус Оклахомы из Перл-Харбора в Залив Сан-Франциско. Должна прибыть в День поминовения, делегация из почти 500 жителей штата Оклахома во главе с губернатором Роем Дж. Тернером планировала посетить корабль и отдать дань уважения

17 мая, когда произошла катастрофа. корабли вошли в шторм более чем в 500 милях (800 км) от Гавайев. Буксир Геркулес направил свой прожектор на бывший линкор, обнаружив, что он начал сильно крениться. После радиосвязи с военно-морской базой в Перл-Харборе оба буксира получили указание развернуться и вернуться в порт. Без предупреждения «Геркулес» был оттянут назад мимо «Монарха», которого тащили назад со скоростью 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час). Оклахома начала тонуть прямо вниз, в результате чего вода затопила кормы обоих буксиров.

Оба капитана буксира, к счастью, ослабили свои кабельные барабаны, соединяющие 430-метровые буксирные тросы с Оклахомой. Поскольку линкор быстро затонул, линия от «Монарха» быстро исчерпала себя, выпустив буксир. Однако телеграммы Геркулеса не отпускали до последнего момента, в результате чего она металась над могилой затонувшей Оклахомы. Точное местонахождение линкора неизвестно.

Мемориалы и извлечение останков

Во время дноуглубительных работ в 2006 году ВМС США извлекли часть Оклахомы со дна Перл-Харбора. ВМС считает, что это будет частью бокового порта заднего управления огнем опорной башней мачты. Он был доставлен самолетом на базу ВВС Тинкер, а затем доставлен в Маскоги в 2010 году, где 40-футовый (12 м), 25000-фунтовый (11340 кг), Инкрустированная ракушками секция мачты теперь постоянно находится на открытой экспозиции.

Опора мачты из Оклахомы в Мемориальном парке войны в Маскоги, Оклахома. Мачтовая секция передана на постоянной основе ВМФ.

Корабельный колокол и два его винта находятся в Научном музее Киркпатрика в Оклахома-Сити. Кормовое колесо Оклахомы находится в Центре истории Оклахомы в Оклахома-Сити.

7 декабря 2007 года, в 66-ю годовщину нападения на Перл-Харбор, был посвящен мемориал 429 членам экипажа, погибшим в результате нападения. Остров Форда, недалеко от входа в причал линкора Миссури в качестве музея. Миссури пришвартован там, где была пришвартована Оклахома, когда она была затоплена. Мемориал военного корабля США Оклахома является частью Национального мемориала Перл-Харбора и представляет собой набор выгравированных стен из черного гранита и столбов из белого мрамора.

Только 35 из 429 моряков и морских пехотинцев Погибшие в Оклахоме были опознаны через годы после теракта. Останки 388 неопознанных моряков и морских пехотинцев были сначала захоронены как неизвестные на кладбищах Нууану и Халава, но все они были обнаружены в 1947 году в результате безуспешной попытки опознать других сотрудников. В 1950 году все неопознанные останки из Оклахомы были захоронены в 61 гробу в 45 могилах на Национальном мемориальном кладбище Тихого океана.

. В апреле 2015 года Министерство обороны объявило об изменении политики, которое установило пороговые критерии. для раскрытия неизвестных, что неопознанные останки членов экипажа Оклахомы будут эксгумированы для анализа ДНК с целью возвращения идентифицированных останков их семьям. Процесс начался в июне 2015 года, когда были раскопаны четыре могилы, две индивидуальные и две групповые. В декабре 2017 года было идентифицировано 100 человек; По состоянию на конец 2018 финансового года, 181 человек, неизвестный в Оклахоме, был выявлен Бухгалтерским агентством Министерства внутренних дел / Министерства внутренних дел. 26 февраля 2019 года был опознан 200-й неизвестный. 6 декабря 2019 года министерство обороны США объявило, что 236 останков были идентифицированы с американского военного корабля США Оклахома и что 152 еще не идентифицированы

В январе 2016 года последний выживший, Эд Вези, скончался в возрасте 95 лет.

См. Также
  • icon Портал линкоров
Примечания
Ссылки

Цитаты

Источники

Прочая литература

Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, относящиеся к USS Oklahoma (BB-37).

Координаты : 24 ° 58′N 150 ° 6′W / 24,967 ° N 150.100 ° Вт / 24,967; -150,100 (Приблизительное место падения военного корабля США Оклахома (BB-37))

Последняя правка сделана 2021-06-20 07:57:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте