Все или ничего (доспехи)

редактировать
Несгибаемый, как показано в Морском ежегоднике Брасси (1888 г.), где изображена бронированная центральная цитадель

Все или Ничто - это метод брони военного корабля, наиболее известный своим применением на дредноуте линкорах. Концепция предполагает усиленную броню наиболее важных для корабля областей, в то время как остальная часть корабля получает значительно меньше брони. В концепции «все или ничего» избегалась легкая или умеренная толщина брони: броня использовалась максимально возможной толщины или не использовалась вообще, тем самым обеспечивая «полную или незначительную защиту». По сравнению с предыдущими системами бронирования, корабли типа «все или ничего» имели более толстую броню, покрывающую меньшую часть корпуса. Броненосный линкор HMS Inf flexible, спущенный на воду в 1876 г., отличался хорошо бронированной центральной цитаделью с относительно небронированными концами; однако к эпохе HMS Dreadnought линкоры были бронированы по всей длине корабля с различными зонами тяжелой, средней или легкой брони. ВМС США приняли на вооружение то, что формально называлось «все или ничего», на линкорах стандартного типа, начиная с класса, заложенного в 1912 году. Императорский флот Японии вскоре внедрил систему на своих линкорах класса Нагато, начиная с 1917 года, а броня «Все или Ничего» была позже принята на вооружение другими военно-морскими силами после Первой мировой войны, начиная с Royal Navy в своем классе Nelson.

Содержание
  • 1 Обоснование
  • 2 Эволюция
  • 3 На практике
  • 4 В действии
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Обоснование

Традиционно система брони военного корабля разрабатывалась как отдельно от проектной схемы, так и после нее. Конструкция и расположение различных подсистем (силовая установка, рулевое управление, хранение и управление топливом, связь, определение дальности и т. Д.) Были спланированы и спроектированы таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективное и экономичное использование водоизмещения корпуса. Затем оружейники попытаются разработать барьеры и дефлекторы, которые защищали бы жизненно важные участки корпуса, надстройки и ее внутренние отсеки от вражеского артиллерийского огня, подводных мин и торпедных атак. Также будет уделено внимание ограничению симпатического повреждения отсеков и пространств корпуса, вызванного первичным повреждением тех отсеков корпуса, которые непосредственно подверглись обстрелу или подводным взрывам.

Результатом такого подхода было то, что оружейники «украшали» корпус, внутренние отсеки и помещения военного корабля броней, а не в соответствии с какой-либо общей схемой или защитным дизайном. В совокупности общий вес брони, полученный из-за отсутствия общего плана защиты, в целом был намного больше, чем то, которое могло бы удержать реальное водоизмещение корпуса. Следовательно, военно-морские архитекторы корпуса и его двигательной установки потребовали бы уменьшения веса применяемой брони до тех пор, пока водоизмещение корпуса и дедвейт корпуса не вернут форму корпуса корабля по дальности, скорости и устойчивости исходных проектных характеристик, поскольку указано.

Однако продолжающееся развитие орудий большего калибра, большей скорости пули, более точного огня на больших дистанциях и более энергичного взрывного наполнения снарядов требовало радикального улучшения броневой защиты. Необходимо было найти некоторые средства для интеграции броневой защиты в общую конструкцию военного корабля с самого начала. Рациональное применение брони должно было обеспечить наиболее эффективное использование водоизмещения корпуса для обеспечения плавучести против собственного веса брони корабля. «Все или ничего» было дизайнерским решением.

Философия конструкции брони «все или ничего» потребовала полного переосмысления конструкции линкора, систем брони и интеграции архитектуры конструкции корабля с системой защиты брони. С переосмыслением дизайна военно-морские архитекторы должны были изучить каждую систему и функцию военного корабля и определить функции и системы, которые были критически важны. Системы оценивались с точки зрения приоритета, взаимосвязи и расположения в корпусе и надстройке.

Конструкция была предназначена для обеспечения того, чтобы линкоры могли (а) выжить против самых тяжелых бронебойных снарядов, применявшихся в начале 20 века, (б) иметь мощное вооружение и ( в) сохранять полезную скорость и выносливость. Это стало возможным благодаря тому, что в прежних конструкциях линкоров не использовались большие площади относительно легкой брони. Сэкономленный вес был использован для усиления брони, защищающей жизненно важные части корабля, сосредоточенные в компактном пространстве. Логика конструкции была проста: если корабль попадет в жизненно важные области (магазины боеприпасов и топлива; двигательная установка; отдел управления огнем, управления и связи), его выживание окажется под угрозой. С другой стороны, если бы корабль был поражен в не жизненно важных зонах (невзрывоопасные склады, места для стоянки и отдыха экипажа, офисы и административные помещения), это, скорее всего, не привело бы к разрушению корабля.

В идеальной форме системы вся броня линкора сконцентрирована, чтобы сформировать бронированную «цитадель» вокруг журнальных мест корабля. Цитадель представляет собой бронированный ящик одинаковой толщины, предназначенный для защиты от самых крупных орудий противника. Двигательная установка, системы связи, оружие, склады боеприпасов, а также средства управления и контроля корабля были расположены в единой области внутри и под бронированной цитаделью. Сняв броню со всех других частей корабля, можно было сделать броню цитадели толще. За исключением башен, подъемников боеприпасов, боевой рубки и части рулевого механизма, ничто в виде брони не защищало остальную часть корабля. Когда были вызваны боевые станции, весь экипаж отступил в эту зону за бронированными переборками и бронированными водонепроницаемыми дверями.

«Полудредноут» Сацума с поясом и броней башни показаны (заштрихованные области).

Цитадель может быть визуализирована как открытое дно (закрытый верх) прямоугольный бронеплот с наклонными бортами, находящийся внутри корпуса корабля. Из ящика шахты, известные как барбеты, вели вверх к пушечным башням корабля и боевой рубке. Хотя было желательно, чтобы цитадель была как можно меньше, замкнутое пространство было важным источником запаса плавучести и помогало предотвратить затопление корабля при затоплении других отсеков. Благодаря разделению на отсеки и дублированию ключевых систем любой ущерб, нанесенный кораблю за пределами этого бронированного ящика, скорее всего, останется живым. Пока эти системы внутри ящика оставались нетронутыми, корабль мог продолжать бой. Фактически, в схеме была принята уязвимость от среднекалиберных и осколочно-фугасных снарядов, поражающих небронированные части корпуса, чтобы повысить устойчивость против бронебойных снарядов большого калибра без увеличения общего веса брони. Небронированные части корабля не будут оказывать достаточного сопротивления бронебойным снарядам для срабатывания их стреляющих механизмов (рассчитанных на взрыв после пробития брони), поэтому снаряды проходят сквозь них без взрыва, в то время как жизненно важные части могут иметь броню, достаточно толстую, чтобы противостоять самые тяжелые снаряды.

Для увеличения толщины брони, доступной для данного веса, было желательно, чтобы цитадель была как можно меньше. Один из способов добиться этого заключался в том, чтобы сконцентрировать главную батарею в трех башнях из трех или даже в двух башнях из четырех (четырехъядерных) орудийных установок, в отличие от четырех сдвоенных башен, типичных для Первой мировой войны. В некоторых случаях башни имели полностью выдвинутую вперед компоновку, например, Royal Navy Nelson class и French Navy Dunkerque. класс. Другой путь - более компактное и эффективное оборудование, такое как использование во французском флоте котлов Indret с наддувом для класса Dunkerque или решение ВМС США объединить турбины с двойным редуктором с экстремальными условиями пара (сверхвысокая температура и давление) в Класс Северная Каролина, Класс Южная Дакота и Класс Айова.

Эволюция

Большинство линкоров вплоть до Первой мировой войны В винтажном стиле броня располагалась в виде поясов различной толщины вокруг корпуса, концентрируя основную толщину в той точке, куда попадет большая часть вражеских снарядов. Эти доспехи, полученные в результате многолетнего опыта, были эффективной защитой, когда корабли сражались с близкого расстояния. По мере роста калибра орудий и улучшения систем управления огнем дальность поражения увеличивалась, так что большее количество попаданий могло быть результатом прямого огня по тонкой палубной броне корабля, а не по его броне. хорошо защищенные борта.

USS Nevada (BB-36), первый в США линкор «все или ничего»

Хотя ВМС США начали работу над первым «все или ничего» в 1911 году с Невада, Королевский флот не верил, что дальнобойная стрельба будет важна или что места для магазинов корабля уязвимы. Однако опыт Первой мировой войны, в частности Ютландская битва, показал, что корабль мог выдержать значительные повреждения, пока он находился за пределами их журнальных мест, но любой снаряд, пробивший оборону этих пространств, имел катастрофические последствия. последствия. Логический вывод заключался в том, что не было смысла иметь броню, которая не могла бы остановить проникновение снаряда в пространство магазина, и что любая броня, которая не способствовала этой цели, была потраченной впустую броней. Наиболее важным выводом артиллерийских испытаний на SMS Baden было то, что средняя броня толщиной 7 дюймов (18 см) была совершенно бесполезна против крупнокалиберных снарядов. В результате британский флот принял на вооружение класс Нельсона броню "все или ничего", впервые разработанную ВМС США.

Конец Первой мировой войны и Вашингтонский договор временно приостановил строительство новых линкоров. Перерыв был использован для улучшения защиты линкоров следующего поколения. Именно тогда самолеты и авиабомбы начали оказывать влияние на морскую войну. С подписанием Вашингтонского договора союзники имели избыток старых линкоров, особенно бывшего германского имперского флота, которые были израсходованы на артиллерийские и бомбовые испытания.

В свете этих экспериментов считалось, что авиационные бомбы и снаряды из орудий вражеских линкоров будут сплавлены и взорваться только после проникновения в жизненно важные органы корабля. Если на пути через корабль не было ничего, что могло бы активировать взрыватель, то снаряд или бомба могли пройти сквозь корабль без детонации, а если он взорвался, взрыв будет за пределами его брони. Корабль не утонет, если не будут пробиты его собственные магазины; таким образом, максимальная толщина брони будет вокруг области магазина, что приведет к окончательному проявлению схемы «все или ничего».

На практике

Ни один военно-морской флот не строил чисто боевые корабли «все или ничего», хотя большинство флотов в какой-то степени применяют эту теорию. Даже японский гигант класса Ямато был вооружен по принципу «все или ничего», поскольку просто не было другого способа обеспечить героический уровень защиты, в котором они нуждались. Из линейных кораблей, спроектированных и построенных с соблюдением всех ограничений Вашингтонского договора, Королевский флот класса Nelson и французский флот Dunkerque класс ближе всего подошел к идеалу. Даже в эти корабли была включена некоторая «защита от осколков» для защиты ключевых систем и персонала от повреждений осколками.

От класса Nevada до его класса Iowa, ВМС США впервые применили подход «все или ничего», не доводя его до логического уровня. вывод. Например, США проектировали свои линкоры так, чтобы обеспечивать дополнительную защиту экипажа, а не полагаться только на бронированную палубу цитадели. У этих судов было три бронепалубы: жертвенная бронированная верхняя палуба для обезглавливания и взрыва бомб и снарядов; осколочная палуба между верхней палубой и палубой цитадели для защиты большей части экипажа от осколков снарядов и бомб; и тяжелая бронированная палуба цитадели, защищающая машины и магазины. На кораблях класса Iowa осколочная палуба находится под палубой цитадели. В быстрых линкорах времен Второй мировой войны и модернизированных линкорах стандартного типа вторичное вооружение также находилось в бронированных башнях, тот же тип маунтов также встречается на авианосцах и крейсерах нового флота, поскольку это была жизненно важная защита. против вражеских самолетов (особенно Камикадзе ). США также могли позволить себе построить большие части своих линкоров с использованием стали со специальной обработкой (STS), пластичной брони, которая обеспечивала как защиту конструкции, так и защиту от осколков.

Опасения при постройке чистого корабля "все или ничего" заключались в том, что у них были районы, все еще уязвимые для орудий даже скромных военных кораблей, огня из стрелкового оружия, повреждений от взрыва собственных орудий корабля, бомб, обстрелов и торпеды. Например, повреждения от взрыва должны были ухудшить карьеру кораблей класса Nelson, и ситуация усугублялась расположением их орудий. Например, в надстройке размещались важнейшие командные пункты, средства связи и радиолокационное оборудование. Независимо от используемой схемы бронирования, многие критические области, такие как руль, гребные винты и носовая часть, не могли быть защищены, поэтому повреждение этих областей могло снизить маневренность и плавучесть корабля. Например, Бисмарк и Хиеи были потеряны из-за повреждения руля направления; Относительно большие и «мягкие» небронированные носовые конструкции японских супербоевых кораблей Ямато и Мусаси оказались их ахиллесовой пятой, поскольку наводнение сделало их нестабильными и неуправляемыми задолго до того, как им действительно угрожала опасность потопления. Командные помещения, средства связи и радар надстройки также оставались уязвимыми; например, Хиеи оказалась неэффективной из-за насыщенной бомбардировки небольшими снарядами, которые подожгли ее надстройку, Тирпиц получил значительные повреждения надстройки в Операции Вольфрам и USS South Dakota был вынужден отказаться от участия в ночном бою, когда относительно поверхностные повреждения ее надстройки вывели из строя ее радары и разрушили ее и без того скомпрометированные электрические системы. Вторичные батареи (в том числе орудия двойного назначения и тяжелые зенитные орудия) имели меньшую защиту, находясь за пределами главной бронетанковой цитадели, а легкие зенитные орудия находились на открытых установках с небольшой броней или без нее (особенно дополнительные зенитные орудия, добавленные в переоборудование класса Yamato в 1944 г., поэтому бомбардировки с пикирования и бомбардировки истребителями Tirpitz (Operation Tungsten ) и Yamato (Operation Ten-Go ) привел к тяжелым потерям среди зенитчиков.

В действии

Столкновение между флотом линкоров и флотом линкоров, которое ожидали все стороны, так и не произошло, так что выгоды от всех - Конструкция корабля «или ничего» в таком бою так и не была полностью проверена.

Однако в Перл-Харборе была продемонстрирована способность американского линкора стандартного типа пережить повреждения. Хотя все восемь американских линкоров были подбиты и повреждены, а четыре потоплены, шесть из них удалось вернуть в строй. Аризона была потеряна из-за катастрофического взрыва ее журнальных мест. Существуют конкурирующие теории относительно того, как это произошло, но в конечном итоге никакая практическая толщина палубной брони не могла защитить любой линкор от вертикальной бомбардировки.

Во время Второй мировой войны произошло несколько стычек между кораблями. В Атлантике к ним относятся битва при Мерс-эль-Кебире в июле 1940 года, битва при Дакаре в сентябре 1940 года, битва за Датский пролив и последнее сражение при Бисмарке в мае 1941 года, битва при Касабланке в ноябре 1942 года и битва при мысе Нордкап в 1943 году. Вторая морская битва за Гуадалканал в ноябре 1942 года и битва у пролива Суригао в октябре 1944 года, часть более крупной битвы у залива Лейте.

Принц Уэльский выдержал много попадал в битву за Датский пролив, но не был в опасности затонуть из-за своей брони "все или ничего"

В битве за Датский пролив HMS Prince of Wales был неоднократно поражен бронебойными снарядами диаметром 15 дюймов (38 см), причинив повреждения, не создавая серьезной опасности для корабля. HMS Hood, построенный с использованием более ранней концепции полосатой брони, скорее всего, был утерян, когда бронебойный снаряд от Bismarck прошел через более тонкий верхний пояс или тонкобронированную палубу в магазин, хотя также построенные с использованием более старой конструкции полосатой брони, Kriegsmarine Bismarck-class оказалось трудно потопить, в основном потому, что они были хорошо сложены и хорошо разделены. Бисмарк выдержал страшное наказание во время своей последней битвы. Хотя экспедиция подтвердила, что несколько тяжелых британских снарядов пробили цитадель Бисмарка, некоторые барбеты главной башни были пробиты, и корабль был практически уничтожен над бронепалубой бронебойными снарядами, взорванными из верхнего пояса средней толщины. это не помешало им проникнуть. Корабль-близнец Бисмарка «Тирпиц» сильно пострадал от воздушных ударов Королевского флота во время операции «Вольфрам», но его жизненно важные органы остались относительно невредимыми. Тирпиц был в конечном итоге потоплен высотной бомбардировкой с использованием массивных бомб «Таллбой», которые никакое практическое количество брони не могло улучшить; В частности, «Tallboy» попал на миделе между катапультой самолета и воронкой, проделав очень большую дыру в боку и днище корабля, полностью разрушив всю секцию поясной брони на месте удара бомбы, что способствовало быстрому опрокидыванию линкора.

Наиболее прямая демонстрация преимуществ - и ограничений - схемы бронирования по принципу «все или ничего» по сравнению с полосатым бронированием произошла в Морском сражении за Гуадалканал. В первую ночь (13 ноября 1942 г.) соединение американских крейсеров-эсминцев атаковало превосходящие силы японцев в упор, непреднамеренно компенсируя преимущество тяжелых японских линкоров их преимуществом в объеме огня. Японский линкор Hiei, построенный с использованием схемы поэтапного бронирования, был смертельно поврежден пожарами, вызванными 8-дюймовыми бронебойными снарядами с USS San Francisco, которые пробили казематы вторичных батарей, защищенные верхним поясом средней толщины, похожим на Bismarck. Как и в «Бисмарке», верхнего пояса оказалось достаточно, чтобы взорвать снаряды, но недостаточно, чтобы исключить их, и смертельный удар, который вывел из строя рулевой механизм, позволил Хиеи быть потопленным воздушной атакой на следующий день. Во вторую ночь (14–15 ноября 1942 г.) USS South Dakota был поражен с близкого расстояния 27 обычными, фугасными и бронебойными снарядами различного калибра, большая часть из которых прошла через его небронированную надстройку без детонации. и причинил относительно небольшой ущерб. Оба снаряда, поразившие броню Южной Дакоты, разлетелись, в том числе 14-дюймовый (36 см) бронебойный снаряд японского линкора Киришима, который поразил тяжело бронированную барбету башни III ГК.. Никакие снаряды не пробили броню Южной Дакоты, а прочность корпуса, плавучесть, устойчивость, рулевое управление и тяга существенно не пострадали. Хотя Южной Дакоте не грозила опасность затонуть, она была выведена из строя из-за повреждений, нанесенных огнем меньшего калибра ее радарам и электронным системам, что сделало ее неэффективной для ночного боя.

Битва при проливе Суригао была последней встречей линкоров и линкоров. Как только японские войска (после того, как они сначала были уничтожены торпедами американских эсминцев) достигли главного рубежа США, решающим фактором стала гораздо большая численность американских войск плюс их превосходные радары, поэтому схемы брони американских линкоров не тестировались.

См. Также
Примечания
Ссылки
  • Иллюстрированное руководство по линкорам и линейным крейсерам, Джон Джордан, 1985, Salamander Books.
  • Юренс, Уильям; Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. Младший; Робертс, Джон и Фиск, Ричард (2002). «Судебно-медицинский анализ HMS Hood и DKM Bismarck» (pdf). Общество морских архитекторов и морских инженеров. Проверено 10 февраля 2012 г.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 00:21:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте