Морское сражение за Гуадалканал

редактировать
Морское сражение 1942 года в Тихом океане во время Второй мировой войны

Морское сражение за Гуадалканал
Часть Тихоокеанский театр Второй мировой войны
Дым поднимается от двух японских самолетов . Дым поднимается от двух японских самолетов, сбитых у побережья Гуадалканала 12 ноября 1942 года. Снято с президента военного корабля США Адамса ; корабль справа: USS Betelgeuse.
Дата12–15 ноября 1942 года
МестоположениеГуадалканал, Соломоновы острова
РезультатСтратегический американский победа
Воюющие стороны
США Япония
Командиры и лидеры
Сила
  • 1 авианосец
  • 2 линкора
  • 6 тяжелых крейсеров
  • 4 легких крейсера
  • 16 эсминцев
  • 11 транспортов
Потери и потери

Первая фаза (13 ноября): . 2 легких крейсера. 4 эсминца. 2 тяжелых крейсера серьезно повреждены..

Вторая фаза (14/15 ноября): . 3 эсминца. 1 линкор со средней степенью повреждения... Плюс (13–15 ноября): . 36 самолетов., всего 1732 убитых
Первая фаза: . 1 линкор. 1 тяжелый крейсер э. 2 эсминца. 7 транспортов.. Вторая фаза: . 1 линкор. 1 эсминец. 4 транспортера (сначала выброшенные на берег).. Плюс: . 64 самолета., всего 1900 убитых (не считая транспортных потерь)

Морское сражение при Гуадалканале, иногда называемое Третьим и Четвертым сражениями на острове Саво, битва на Соломоновых островах, битва в пятницу 13-го или, в японских источниках, Третья битва на море Соломона (第三 次 ソ ロ モ ン海 戦, Дай-сан-дзи Соромон Кайсен), происходивший с 12 по 15 ноября 1942 г., был решающим сражением в серии морских сражений между союзниками (в основном американцами) и Имперские японские войска во время многомесячной кампании на Гуадалканале на Соломоновых островах во время Второй мировой войны. Боевые действия состояли из комбинированных боевых действий с воздуха и моря в течение четырех дней, в основном около Гуадалканала, и все они были связаны с усилиями Японии по усилению сухопутных войск на острове. Единственные два адмирала ВМС США, погибшие в надводном бою, погибли в этом бою.

Союзные войска высадились на Гуадалканале 7 августа 1942 года и захватили аэродром, позже названный Хендерсон-Филд, строившийся японскими военными. Было несколько последующих попыток захватить аэродром Императорской Японской Армией и Флотом с использованием подкреплений, доставленных на Гуадалканал кораблями, но в конечном итоге они потерпели неудачу. В начале ноября 1942 года японцы организовали транспортный конвой, чтобы доставить 7000 солдат пехоты и их оборудование на Гуадалканал, чтобы снова попытаться вернуть себе аэродром. Несколько японских боевых кораблей были назначены для бомбардировки Хендерсон-Филд с целью уничтожения самолетов союзников, которые представляли угрозу для конвоя. Узнав об усилиях Японии по подкреплению, американские войска начали атаки самолетов и военных кораблей, чтобы защитить Хендерсон-Филд и помешать японским наземным войскам достичь Гуадалканала.

В результате битвы обе стороны потеряли множество боевых кораблей в двух чрезвычайно разрушительных надводных боях ночью. Тем не менее США удалось отбить попытки японцев бомбардировать Хендерсон-Филд линкорами. Самолеты союзников также потопили большую часть японских войсковых транспортов и не позволили большинству японских войск и техники достичь Гуадалканала. Таким образом, битва повернула вспять последнюю крупную попытку Японии вытеснить союзные силы с Гуадалканала и близлежащего Тулаги, что привело к стратегической победе США и их союзников и определило окончательный исход сражения. Кампания Гуадалканала в их пользу.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Первое морское сражение за Гуадалканал, 13 ноября
    • 2.1 Прелюдия
    • 2.2 Действие
    • 2.3 Последствия
  • 3 Другие действия, 13–14 ноября
  • 4 Вторая морская битва за Гуадалканал, 14–15 ноября
    • 4.1 Прелюдия
    • 4.2 Действие
    • 4.3 Последствия
  • 5 Значение
  • 6 Примечания
    • 6.1 Сноски
    • 6.2 Цитаты
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Предыстория

Шестимесячная кампания на Гуадалканале началась 7 августа 1942 года, когда силы союзников (в основном США) высадились на Гуадалканал, Тулаги и Флоридские острова на Соломоновых островах, довоенных колониальных владениях Великобритании. Высадка должна была помешать японцам использовать острова в качестве баз, с которых можно было бы угрожать маршрутам снабжения между США и Австралией, и обезопасить их как отправные точки для кампании по нейтрализации основных имперских войск. Японская военная база в Рабаул и поддержка союзной кампании в Новой Гвинее. Японцы заняли Тулаги в мае 1942 года и начали строительство аэродрома на Гуадалканале в июне 1942 года.

К ночи 8 августа 11000 солдат союзников захватили Тулаги, близлежащие небольшие острова и строящийся японский аэродром в Лунга-Пойнт на Гуадалканале (позже переименованный в Хендерсон-Филд). Самолеты союзников, выполнявшие рейсы из Хендерсона, были названы «Cactus Air Force » (CAF) после кодового названия Союзников для Гуадалканала. Чтобы защитить аэродром, морские пехотинцы США установили оборону по периметру вокруг мыса Лунга. Дополнительное подкрепление в течение следующих двух месяцев увеличило численность американских войск на мысе Лунга до более чем 20 000 человек.

В ответ японский Императорский генеральный штаб назначил 17-ю армию Императорской японской армии, командование размером корпуса, базирующееся в Рабауле под командованием генерал-лейтенанта Харукичи Хякутаке, с задачей вернуть себе Гуадалканал. Подразделения 17-й армии начали прибывать на Гуадалканал 19 августа, чтобы вытеснить войска союзников с острова.

Из-за угрозы, исходящей от самолетов CAF, базирующихся на Хендерсон-Филд, японцы не могли использовать большие, медленные транспортные корабли для доставки войск и припасов на остров. Вместо этого они использовали военные корабли, базирующиеся в Рабауле и Шортлендских островах. Японские военные корабли - в основном легкие крейсеры или эсминцы Восьмого флота под командованием вице-адмирала Гуничи Микава - обычно могли совершить обратный рейс » Слот "на Гуадалканал и обратно за одну ночь, тем самым сводя к минимуму их подверженность воздушным атакам. Однако доставка войск таким образом помешала доставить большую часть тяжелого снаряжения и припасов солдат, таких как тяжелая артиллерия, автомобили, а также много продовольствия и боеприпасов, на Гуадалканал. Эти высокоскоростные рейсы на Гуадалканал происходили на протяжении всей кампании и стали известны как «Токийский экспресс » союзными войсками и «Крысиный транспорт» у японцев.

Вид с воздуха на Хендерсон-Филд на Гуадалканал, конец августа 1942 года. Вид смотрит на северо-запад с рекой Лунга и мысом Лунга в верхней части изображения.

Первая попытка японцев вернуть Хендерсон-Филд потерпела неудачу, когда Войска из 917 человек были разбиты 21 августа в битве при Тенару. Следующая попытка имела место с 12 по 14 сентября и закончилась поражением 6000 человек под командованием генерал-майора Киётакэ Кавагути в битве у хребта Эдсона.

В октябре японцы снова попытались отбить Хендерсон-Филд, доставив на Гуадалканал еще 15 000 человек - в основном из 2-й пехотной дивизии армии. В дополнение к доставке войск и их оборудования курсами Токийского экспресса, японцы также успешно протиснули один большой конвой более медленных транспортных судов. Подход транспортного конвоя был обеспечен в результате ночной бомбардировки Хендерсон-Филд двумя линкорами 14 октября, в результате которой были серьезно повреждены взлетно-посадочные полосы аэродрома, уничтожена половина самолетов CAF и сожжена большая часть доступного авиационного топлива. Несмотря на повреждение, персонал Хендерсона смог восстановить две взлетно-посадочные полосы для обслуживания, и были доставлены запасные самолеты и топливо, постепенно восстанавливая CAF до уровня до бомбардировки в течение следующих нескольких недель.

Следующая попытка Империи отвоевание острова с вновь прибывшими войсками произошло с 20 по 26 октября и было разбито с большими потерями в битве за Хендерсон-Филд. В то же время адмирал Исороку Ямамото (командующий японским Объединенным флотом ) вступил в бой с военно-морскими силами США в битве у островов Санта-Крус, в результате чего в тактической победе японцев. Однако американцы одержали стратегическую победу, поскольку японский флот потерпел неудачу в достижении поставленных целей, и японские авианосцы были вынуждены отступить из-за потерь для авианосца и экипажей. После этого корабли Ямамото вернулись на свои основные базы в Трук в Микронезии, где у него была штаб-квартира, и Рабаул, а три авианосца вернулись в Японию для ремонта и переоборудования.

Соломоновы Острова. «Слот» (пролив Нью-Джорджия ) проходит по центру островов, от Бугенвиля и Шортленда (в центре) до Гуадалканала (внизу справа).

Японская армия планировала еще одну атаку на Гуадалканал в Ноябрь 1942 г., но для продолжения операции требовалось дополнительное подкрепление. Армия запросила у Ямамото помощь, чтобы доставить на остров необходимое подкрепление и поддержать запланированное наступление на союзные силы, охраняющие Хендерсон-Филд. Ямамото предоставил 11 больших транспортных судов для перевозки 7000 солдат из 38-й пехотной дивизии, их боеприпасов, продовольствия и тяжелой техники из Рабаула в Гуадалканал. Он также послал 9 ноября из Трука группу поддержки военных кораблей, в которую входили линкоры Хиеи и Киришима. Оснащенные специальными осколочными снарядами, они должны были бомбардировать Хендерсон-Филд в ночь с 12 на 13 ноября и уничтожить его и самолеты, находившиеся там, чтобы позволить медленным, тяжелым транспортным средствам добраться до Гуадалканала и безопасно разгрузиться на следующий день. Войсками корабля командовал с Хиея недавно назначенный вице-адмирал Хироаки Абэ. Из-за постоянной угрозы, исходящей от японской авиации и военных кораблей, силам союзников было трудно пополнить запасы своих сил на Гуадалканале, который часто подвергался атакам со стороны имперских сухопутных и морских сил в этом районе. В начале ноября 1942 года разведка союзников узнала, что японцы снова готовятся к попытке отбить Хендерсон-Филд. Поэтому США направили на Гуадалканал оперативную группу 67 (TF 67) - большой конвой с подкреплением и пополнением запасов, разделенный на две группы под командованием контр-адмирала Ричмонда К. Тернера. 11 ноября. Корабли снабжения защищали две оперативные группы - под командованием контр-адмиралов Дэниел Дж. Каллаган и Норман Скотт - и самолеты с Хендерсон-Филд на Гуадалканале. Транспортные корабли несколько раз подвергались атакам 11 и 12 ноября около Гуадалканала японскими самолетами, базировавшимися в Буине, Бугенвиль, на Соломоновых островах, но большинство из них было выгружено без серьезных повреждений. Двенадцать японских самолетов были сбиты зенитным огнем с кораблей США или истребителями, летевшими с Хендерсон-Филд.

Первое морское сражение за Гуадалканал, 13 ноября

Прелюдия

Карта местоположения Гуадалканала и крупный план

Военный корабль Эйба собрал 70 морских миль (81 миль ; 130 км ) к северу от Пролив Незаменимого и продвинулся к Гуадалканалу 12 ноября, предполагаемое время прибытия военных кораблей - раннее утро 13 ноября. Конвой из более медленных транспортных кораблей и 12 эсминцев сопровождения под командованием Райзо Танака начал движение по проливу «Слот» (пролив Новой Джорджии) из Шортлендских островов с расчетным временем прибытия на Гуадалканал в течение ночи. от 13 ноября. Помимо линкоров Hiei (флагман Абэ) и Kirishima, в состав сил Абэ входили легкий крейсер Nagara и 11 эсминцев (Samidare, Мурасаме, Асагумо, Терузуки, Амацукадзе, Юкикадзе, Икадзути, Инадзума, Акацуки, Харусаме и Юдачи ). Еще три эсминца (Шигуре, Сирацую и Югуре ) будут обеспечивать арьергард на Островах Рассела во время набега Абэ в воды. "пролив Саво" вокруг и около острова Саво у северного побережья Гуадалканала, который вскоре получил прозвище "пролив Железного дна " в результате многочисленных кораблей, потопленных в этой череде сражений и стычки. Американский самолет-разведчик заметил приближение японских кораблей и передал предупреждение командованию союзников. Предупрежденный таким образом, Тернер отделил все пригодные для использования боевые корабли, чтобы защитить войска на берегу от ожидаемого японского морского нападения и высадки войск, и приказал судам снабжения на Гуадалканале выйти к вечеру 12 ноября. Каллаган был на несколько дней старше по сравнению с более опытным Скоттом, и поэтому ему было поручено общее командование.

Каллаган подготовил свои силы к встрече с японцами той ночью в звуке. Его сила состояла из двух тяжелых крейсеров (Сан-Франциско и Портленд ), трех легких крейсеров (Helena, Juneau и Атланта ), а также восемь эсминцев: Cushing, Laffey, Sterett, O'Bannon, Аарон Уорд, Бартон, Монссен и Флетчер. Адмирал Каллаган командовал из Сан-Франциско.

Во время подхода к Гуадалканалу японские войска прошли через сильный и сильный дождь шквал, который вместе со сложным строем плюс некоторые запутанные приказы от Эйба разбили строй на несколько групп. Войска США двигались единой колонной в проливе Айронботтом, с эсминцами в передней и задней части колонны и крейсерами в центре. На пяти кораблях была установлена ​​новая, намного более совершенная РЛС SG, но из-за развертывания Каллагана ни один из них не находился в передней части колонны, и он не выбрал ни одного для своего флагмана. Каллаган не представил план сражения командирам своих кораблей.

Действие

Примерные маршруты японских войск под Абэ (красная линия) и американских войск под Каллаганом (черная линия), когда они на раннем этапе движутся навстречу друг другу. 13 ноября в проливе Железного Дна между островом Саво, мысом Эсперанс и мысом Лунга на Гуадалканале. Зеленая зона возле мыса Лунга на Гуадалканале отмечает местонахождение Хендерсон-Филд.

13 ноября примерно в 01:25, в почти полной темноте из-за плохой погоды и темной луны, корабли Императорские японские войска вошли в пролив между островом Саво и Гуадалканалом и приготовились обстреливать Хендерсон-Филд специальными боеприпасами, заряженными для этой цели. Корабли прибыли с неожиданного направления, не в прорезь, а с западной стороны острова Саво, таким образом, попав в звук с северо-запада, а не с севера. В отличие от своих американских коллег, японские моряки интенсивно тренировались и тренировались в ночном бою, часто проводя ночные тренировки и учения с боевой стрельбой. Этот опыт будет иметь значение не только для предстоящего столкновения, но и для нескольких других действий флота у Гуадалканала в ближайшие месяцы.

Несколько американских кораблей обнаружили приближающихся японцев на радаре, начиная примерно с 01:24, но имел проблемы с передачей информации Каллагану из-за проблем с радиооборудованием, отсутствия дисциплины в отношении процедур связи и общей неопытности в работе сплоченной военно-морской единицы. Сообщения отправлялись и принимались, но не доходили до командира вовремя для обработки и использования. С его ограниченным пониманием новой технологии Каллаган потратил впустую время, пытаясь согласовать информацию о дальности и пеленге, передаваемую радаром, с его ограниченным изображением, но безрезультатно. Не имея современного боевого информационного центра (CIC), где поступающую информацию можно было быстро обрабатывать и координировать, оператор радара сообщал о судах, которых не было в поле зрения, в то время как Каллаган пытался визуально координировать бой., с моста. (Анализ этого и других ранних наземных действий после боя привел бы непосредственно к внедрению современных CIC в начале 1943 года.)

Через несколько минут после первоначального радиолокационного контакта две силы заметили друг друга примерно в одно и то же время, но и Эйб, и Каллаган не решались отдавать свои корабли в бой. Абэ был явно удивлен близостью американских кораблей, и с палубами, уложенными Сан Шики специальными бомбардировочными (а не бронепробивающими) боеприпасами, на мгновение он не был уверен, следует ли ему отойти, чтобы дать своим линкорам время перевооружиться. или продолжайте дальше. Он решил продолжить. Каллаган, очевидно, намеревался попытаться пересечь Т японцев, как Скотт сделал это на мысе Эсперанс, но - смущенный неполной информацией, которую он получал, а также тем фактом, что японцы строй состоял из нескольких разрозненных групп - он отдал несколько сбивающих с толку приказов о движении кораблей и слишком долго откладывал свои действия.

Группа кораблей США начала разваливаться, по-видимому, еще больше задерживая приказ Каллагана начать огонь, как он сначала пытался чтобы выяснить и выровнять позиции своих кораблей. Между тем, соединения двух сил начали пересекаться, поскольку отдельные командиры кораблей с обеих сторон с нетерпением ждали разрешения открыть огонь.

Позиция японских и американских кораблей в 01:45 13 ноября

В 01:48 Акацуки и Хиеи включил большие прожекторы и осветил Атланту всего на расстоянии 3000 ярдов (2700 м) - почти дальность выстрела для основных орудий линкора. Несколько кораблей с обеих сторон спонтанно начали стрелять, и соединения двух противников быстро рассыпались. Понимая, что его силы почти окружены японскими кораблями, Каллаган издал сбивающий с толку приказ: «Странные корабли стреляют по правому борту, даже корабли ведут огонь по порту », хотя никакого предварительного планирования не было. присвоили любые такие идентификационные номера для ссылки, и корабли больше не были в связном построении. Большинство оставшихся кораблей США открыли огонь, хотя некоторым пришлось быстро сменить цель, чтобы попытаться выполнить приказ Каллагана. Когда корабли двух сторон смешались, они сражались друг с другом в совершенно беспорядочной и хаотической ближней схватке, в которой превосходные японские оптические прицелы и хорошо отработанные ночные боевые упражнения оказались смертельно эффективными. Офицер на Монссене впоследствии сравнил это с «дракой в ​​баре после того, как погасли огни».

По крайней мере шесть американских кораблей, включая Лаффи, О'Бэннон, Атланту, Сан-Франциско, Портленд и Хелена - стреляла в Акацуки, которая привлекла к себе внимание своим прожектором. Японский эсминец получил несколько ударов, взорвался и затонул в течение нескольких минут.

Возможно, из-за того, что он был головным крейсером в строю США, Атланта стала мишенью огня и торпед с нескольких японских кораблей, в том числе, вероятно, Nagara, Инадзума и Икадзути - в дополнение к Акацуки. Стрельба нанесла серьезный ущерб Атланте, а удар торпеды типа 93 отключил все ее инженерные мощности. Подбитый крейсер попал на линию огня Сан-Франциско, который случайно выстрелил по нему, нанеся еще больший ущерб. Скотт и многие члены экипажа моста были убиты. Не имея энергии и не имея возможности стрелять из своего оружия, Атланта вышла из-под контроля и вышла из боя, когда японские корабли прошли мимо нее. Ведущий американский эсминец "Кушинг" также попал под перекрестный огонь между несколькими японскими эсминцами и, возможно, Нагарой. Она тоже была сильно ранена и замерла в воде.

Хиеи, с ее девятью зажженными прожекторами, огромными размерами и курсом, ведущим ее прямо через строй США, стала центром артиллерийской стрельбы с многих американских кораблей.. Эсминец Laffey пролетел так близко к Хиею, что они не столкнулись на 20 футов (6 м). Хиеи не удалось разрядить свои основные или второстепенные батареи настолько низко, чтобы поразить Лаффи, но Лаффи смог обстрелять японский линкор 5-дюймовыми (127,0-мм) снарядами и пулеметным огнем, нанеся тяжелые повреждения надстройке и мост, ранив Эйба и убивая его начальника штаба. Таким образом, Абэ был ограничен в своей способности управлять своими кораблями до конца битвы. Стеретт и О'Бэннон также выпустили несколько залпов по надстройке Хиеи с близкого расстояния и, возможно, одну или две торпеды по ее корпусу, нанеся дополнительный урон, прежде чем оба эсминца скрылись в темноте.

Линкор Хиеи в 1942 году

Не имея возможности стрелять своими основными или вспомогательными батареями по трем эсминцам, доставляющим ей столько неприятностей, Хиеи вместо этого сосредоточился на Сан-Франциско, который проходил всего в 2500 ярдах (2300 м).) далеко. Вместе с Киришимой, Инадзумой и Иказучи четыре корабля неоднократно наносили удары по Сан-Франциско, отключив его рулевое управление и убив Каллагана, капитана Кассина Янга и большую часть персонала мостика. Первые несколько залпов с Хиеи и Киришимы состояли из специальных осколочно-бомбардировочных снарядов, которые уменьшили повреждение внутренней части Сан-Франциско и, возможно, спасли ее от полного затопления. Не ожидая столкновения между кораблями, экипажам двух японских линкоров потребовалось несколько минут, чтобы переключиться на бронебойные боеприпасы, и Сан-Франциско, почти беспомощный для защиты, сумел на мгновение отплыть. рукопашного боя. Во время обмена она приземлила по крайней мере один снаряд в комнату рулевого механизма Хиеи, залила ее водой, вызвала короткое замыкание генераторов рулевого управления с усилителем и серьезно помешала Хиеи рулевое управление. Хелена последовала за Сан-Франциско, чтобы защитить ее от дальнейшего вреда.

Два американских эсминца внезапно погибли. Либо Нагара, либо эсминцы Терузуки и Юкикадзе наткнулись на дрейфующий «Кушинг» и обстреляли ее, вырубив все ее системы. Не в силах дать отпор, команда Кушинга покинула корабль. Кушинг затонул несколько часов спустя. Лаффи, сбежав от помолвки с Хиеи, встретила Асагумо, Мурасаме, Самидаре и, возможно, Терузуки. Японские эсминцы обстреляли Лаффи, а затем попали в нее торпедой, которая сломала киль. Через несколько минут огонь достиг ее боеприпасов магазинов, и она взорвалась и затонула.

Портленд - после того, как он помог потопить Акацуки - был поражен торпедой Инадзумы или Икадзути, причинив ей серьезные повреждения. корма и заставляет ее держаться по кругу. Завершив свой первый круг, она смогла произвести четыре залпа по Хиею, но в остальном не приняла большого участия в битве.

Юдачи и Амацукадзе независимо друг от друга атаковали пять тыловых кораблей американского формирования. Две торпеды Амацукадзе попали в Бартон, сразу же потопив ее с тяжелыми человеческими жертвами. Амацукадзе повернул обратно на север и позже также ударил Джуно торпедой, в то время как крейсер вел перестрелку с Юдачи, останавливая ее мертвой в воде, ломая ее киль и вышибая большинство ее систем. Затем Джуно повернул на восток и медленно выскользнул из зоны битвы.

Монссен избежал крушения «Бартон» и продолжил свой путь в поисках целей. Ее заметили Асагумо, Мурасаме и Самидаре, которые только что закончили взорвать Лаффи. Они задушили Монссен стрельбой, серьезно повредив ее и вынудив команду покинуть корабль. Некоторое время спустя корабль затонул.

Пролив Железного Дна. Большая часть боевых действий надводных кораблей 13 ноября произошла в районе между островом Саво (в центре) и Гуадалканалом (слева).

Амацукадзе подошла к Сан-Франциско с намерением прикончить ее. Сосредоточившись на Сан-Франциско, Амацукадзе не заметил приближения Хелены, которая произвела несколько полных залпов по Амацукадзе с близкого расстояния и выбила ее из строя. Сильно поврежденный Амацукадзе сбежал под прикрытием дымовой завесы, в то время как Хелена была отвлечена атакой Асагумо, Мурасаме и Самидаре.

Аарон Уорд и Стеретт независимо друг от друга искали цели, оба зрячие Юдачи, который, казалось, не знал о приближении двух американских эсминцев. Оба американских корабля поразили Юдачи одновременно артиллерийским огнем и торпедами, сильно повредив эсминец и заставив его команду покинуть корабль. Однако корабль затонул не сразу. Продолжая свой путь, Стеретт внезапно попала в засаду Терузуки, сильно пострадала и была вынуждена отступить с поля боя на восток. Аарон Уорд оказался в дуэли один на один с Киришимой, которую эсминец проиграл с тяжелыми повреждениями. Она также пыталась уйти с поля боя на восток, но вскоре замерла в воде, потому что двигатели были повреждены.

Роберт Леки, морской пехотинец на Гуадалканале, описал битву:

Взошли звездные оболочки, ужасные и красные. Гигантские трассеры мелькали в ночи оранжевыми сводами.... море казалось листом полированного обсидиана, на который, казалось, были сброшены и обездвижены военные корабли, сосредоточенные в концентрических кругах, подобных ударным волнам, которые образуются вокруг камня, упавшего в

Ира Вулферт, американский военный корреспондент, был с морскими пехотинцами на берегу и написал о сражении:

Действие было кратко освещено ослепляющими вспышками японских прожекторов, которые сразу же загорелись. они включались вспышками выстрелов из крупнокалиберных орудий, фантастическими потоками трассирующих снарядов и огромными оранжевыми взрывами, когда взрывались два японских эсминца и один из наших эсминцев... С пляжа это было похоже на открывающуюся дверь в ад и закрытие... снова и снова.

После почти 40 минут ожесточенного ближнего боя обе стороны прервали контакт и прекратили огонь в 02:26, ​​после того как Эйб и капитан Гилберт Гувер ( капитан Хелены и старший выживший офицер США) приказали своим войскам разойтись. У Абэ был один линкор (Киришима), один легкий крейсер (Нагара) и четыре эсминца (Асагумо, Тэрузуки, Юкикадзе и Харусамэ) с легкими повреждениями и четыре эсминца (Инадзума, Икадзути, Мурасаме и Самидаре) с умеренными повреждениями. У США был только один легкий крейсер (Helena) и один эсминец (Fletcher), которые все еще были способны оказывать эффективное сопротивление. Хотя, возможно, для Эйба это было непонятно, теперь для него был открыт путь обстрелять Хендерсон-Филд и прикончить военно-морские силы США в этом районе, что позволило войскам и припасам безопасно высадиться на Гуадалканале.

В этот решающий момент. В этот момент Абэ решил отказаться от миссии и покинуть этот район. Предполагается несколько причин, по которым он принял это решение. Большая часть специальных боеприпасов для бомбардировки была израсходована в бою. Если бомбардировка не приведет к разрушению аэродрома, то его боевые корабли будут уязвимы для воздушного нападения CAF на рассвете. Его собственные травмы и смерть некоторых из его сотрудников в результате боевых действий, возможно, повлияли на решение Эйба. Возможно, он также не был уверен, сколько его или американских кораблей все еще были боеспособны из-за проблем со связью с поврежденным Хиеи. Кроме того, его собственные корабли были разбросаны, и для скоординированного возобновления миссии по атаке на Хендерсон-Филд и остатки вооруженных сил США потребовалось некоторое время, чтобы собрать их заново. По какой-то причине Абэ призвал к разъединению и общему отступлению своих боевых кораблей, хотя Юкикадзе и Тэрузуки остались, чтобы помочь Хиею. Самидаре забрал выживших из Юдачи в 03:00 перед тем, как присоединиться к другим японским кораблям, уходящим на север.

Последствия

Хиеи, прицепивший нефть, бомбят американские бомбардировщики B-17 с большой высоты к северу от Саво. О. 13 ноября 1942 года. Портленд ремонтировал в сухом доке в Сиднее, Австралия, через месяц после битвы

В 03:00 13 ноября адмирал Ямамото отложил запланированную высадку транспортов, которые вернулись на корабль. Шортлендс в ожидании дальнейших приказов. Рассвет обнаружил трех искалеченных японцев (Хиеи, Юдачи и Амацукадзе) и три искалеченных американских корабля (Портленд, Атланта и Аарон Уорд) в непосредственной близости от острова Саво. Амацукадзе была атакована американскими пикирующими бомбардировщиками, но избежала дальнейших повреждений, когда направилась в Трук, и, в конце концов, вернулась в строй несколько месяцев спустя. Заброшенный остов Юдачи был потоплен Портлендом, чьи орудия все еще работали, несмотря на другие повреждения корабля. Буксир Bobolink курсировал вокруг пролива Айронботтом в течение дня 13 ноября, помогая поврежденным американским кораблям и спасая американских выживших из воды.

Утром и ранним днем ​​авианосец IJN Дзюнъё под командованием вице-адмирала Какудзи Какута, находившийся примерно в 200 милях к северу от Соломоновых островов, направил несколько боевых воздушных патрулей, состоящих из Mitsubishi A6M Zero истребители и бомбардировщики Nakajima B5N и Aichi D3A (для помощи в навигации), чтобы прикрыть искалеченный Хиеи. Кроме того, было направлено еще несколько патрулей с наземных баз в Рабауле и Буине. Пока эти патрули атаковали американские самолеты, посланные с Хендерсон-Филд и с авианосца Энтерпрайз, чтобы прикончить линкор, японцам в конце концов не удалось спасти свой большой корабль.

Хиеи неоднократно атаковали торпедоносцы морской пехоты Grumman TBF Avenger с Хендерсон-Филд, ВМС TBF и пикирующие бомбардировщики Douglas SBD Dauntless с Enterprise, которые вылетели Нумеа 11 ноября, а также бомбардировщики Boeing B-17 Flying Fortress США Армейские ВВС '11-я бомбардировочная группа из Эспириту-Санто. Абэ и его сотрудники перешли в Юкикадзе в 08:15. Абэ приказал Киришиме взять Хиеи на буксир в сопровождении Нагары и его эсминцев, но попытка была отменена из-за угрозы нападения подводных лодок и возрастающей непригодности Хиея для плавания. Получив больший урон от воздушных атак, Хиеи затонула к северо-западу от острова Саво, возможно, после того, как ее затопила оставшаяся команда поздним вечером 13 ноября.

Портленд, Сан-Франциско, Аарон Уорд и Стеретт в конечном итоге были в состоянии добраться до портов в задней части для ремонта. Однако «Атланта» затонула возле Гуадалканала в 20:00 13 ноября. Позднее в тот же день Джуно вылетела из района Соломоновых островов вместе с Сан-Франциско, Хеленой, Стереттом и О'Бэнноном. Джуно была торпедирована и потоплена японской подводной лодкой I-26 (9 ° 11′10 ″ ю.ш. 159 ° 53′42 ″ E / 9,18611 ° S 159,89500 ° E / -9,18611; 159,89500 Координаты : 9 ° 11′10 ″ S 159 ° 53′42 ″ E / 9.18611 ° ю.ш. 159.89500 ° в.д. / -9.18611; 159.89500 ). 100+ выживших Джуно (из общего числа 697 человек) были оставлены на произвол судьбы в открытом океане в течение восьми дней, прежде чем с опозданием прибыл спасательный самолет. Ожидая спасения, все, кроме десяти членов экипажа Джуно, погибли от полученных травм, стихийных бедствий или нападений акул. Среди погибших были пять братьев Салливан.

Большинство историков, похоже, согласны с тем, что решение Эйба отступить представляло собой стратегическую победу Соединенных Штатов. Хендерсон-Филд оставался в строю со штурмовиками, готовыми удержать медленные имперские транспорты от приближения к Гуадалканалу со своими драгоценными грузами. Кроме того, японцы потеряли возможность уничтожить военно-морские силы США в этом районе, что потребовало бы времени, чтобы оправиться от этого даже сравнительно богатым ресурсами США. Как сообщается, разъяренный адмирал Ямамото освободил Абэ от командования, а затем приказал принудительно уйти в отставку из армии. Однако, похоже, что Ямамото, возможно, был больше зол на потерю одного из своих линкоров (Хиеи), чем на отказ от миссии по снабжению и неспособность полностью уничтожить силы США. Незадолго до полудня Ямамото приказал вице-адмиралу Нобутакэ Кондо, командующему Вторым флотом в Трук, сформировать новое бомбардировочное подразделение вокруг Киришимы и атаковать Хендерсон-Филд в ночь с 14 на 15 ноября.

Включая гибель Джуно, общие потери США в этой битве составили 1439 человек убитыми. Японцы потеряли от 550 до 800 человек убитыми. Анализируя эффект этого сражения, историк Ричард Б. Франк утверждает:

Это действие не имеет себе равных для яростных, близких и запутанных боев во время войны. Но результат не был решающим. Самопожертвование Каллагана и его оперативной группы позволило Хендерсон Филду получить отсрочку на одну ночь. Он отложил, но не остановил высадку крупных японских подкреплений, и о большей части (японского) Объединенного флота еще ничего не известно ".

Другие действия, 13–14 ноября

японский тяжелый крейсер Kinugasa

Хотя подкрепление на Гуадалканале было отложено, японцы не оставили попытки завершить первоначальную миссию, хотя и на день позже, чем планировалось изначально. Во второй половине дня 13 ноября Танака и 11 транспортов возобновили свой путь к Гуадалканалу. Японским силам крейсеров и эсминцев 8-го флота (базировавшимся в основном в Рабауле и первоначально назначенным для прикрытия разгрузки транспортов вечером 13 ноября) была дана задача, которую сила Абэ не смогла выполнить - бомбардировка Хендерсона. Поле. Линкор "Киришима", отказавшись от спасательной операции на Хиеи утром 13 ноября, направился на север между Санта-Исабель и островами Малаита с сопровождающими его военными кораблями. встретиться со вторым флотом Кондо, идущим из Трука, чтобы сформировать новое бомбардировочное подразделение.

В состав крейсеров 8-го флота под командованием Микавы входили тяжелые крейсеры Chōkai, Кинугаса, Майя и Сузуя, легкие крейсера Исузу и Тенрю и шесть эсминцев. Силы Микавы смогли беспрепятственно проскользнуть в район Гуадалканала, потрепанные военно-морские силы США отошли. Сузуя и Майя под командованием Сёдзи Нисимура обстреляли Хендерсон-Филд, в то время как остальные силы Микавы курсировали вокруг острова Саво, защищаясь от любых наземных атак США (которые в действительности не произошли). В результате 35-минутной бомбардировки были повреждены различные самолеты и объекты на аэродроме, но не вывели его из строя. Крейсерские силы прекратили обстрел около 02:30 14 ноября и очистили местность и направились в сторону Рабаула курсом к югу от Группа островов Новая Джорджия.

Днем 14 ноября бомбардировочные силы Кондо направляются к Гуадалканалу. Снятый с тяжелого крейсера Atago, за тяжелым крейсером Takao следует линкор «Киришима».

На рассвете самолеты из Хендерсон-Филд, Эспириту-Санто и Энтерпрайз находились в 200 морских милях. (230 миль; 370 км) к югу от Гуадалканала - начали свои атаки, сначала на силы Микавы, направлявшиеся от Гуадалканала, а затем на транспортные силы, направлявшиеся к острову. Атаки на силы Микавы потопили Кинугасу, убив 511 членов ее команды, и повредили Майю, заставив ее вернуться в Японию для ремонта. Неоднократные воздушные удары по транспортным силам привели к подавлению сопровождающих японских истребителей, потопили шесть транспортов и вынудили еще одного с тяжелыми повреждениями повернуть назад (позже он затонул). Выжившие из транспортов были спасены эсминцами сопровождения конвоя и возвращены на Шортлендс. Сообщается, что в общей сложности погибло 450 военнослужащих. Оставшиеся четыре транспорта и четыре эсминца продолжили движение к Гуадалканалу после наступления темноты 14 ноября, но остановились к западу от Гуадалканала, чтобы дождаться исхода боевых действий надводных кораблей, разворачивающихся поблизости (см. Ниже), прежде чем продолжить.

Специальные силы Кондо встретились. в Онтонг Ява вечером 13 ноября, затем изменил курс и утром 14 ноября дозаправился вне досягаемости бомбардировщиков Хендерсон-Филд. Американская подводная лодка Trout преследовала, но не смогла атаковать Киришиму во время дозаправки. Бомбардировочные силы продолжали двигаться на юг и подверглись воздушной атаке ближе к вечеру 14 ноября, во время которой они также были атакованы подводной лодкой Flying Fish, которая выпустила пять торпед (но не произвела ни одного попадания), прежде чем сообщить о своем контакте. по радио.

Вторая морская битва за Гуадалканал, 14–15 ноября

Прелюдия

Первая фаза сражения, 23: 17–23: 30, 14 ноября. Красные линии - это силы японских военных кораблей, а черная линия - военные корабли США.

Войска Кондо подошли к Гуадалканалу через Незаменимый пролив около полуночи 14 ноября, а четверть луны обеспечивала умеренную видимость около 7 км (3,8 миль; 4,3 мили). В состав сил входили Киришима, тяжелые крейсеры Атаго и Такао, легкие крейсеры Нагара и Сендай, а также девять эсминцев, некоторые из которых остались в живых (вместе с Киришимой и Нагара) о первой ночной помолвке двумя днями ранее. Кондо поднял свой флаг на крейсере Atago.

Низко на неповрежденных кораблях адмирал Уильям Хэлси-младший отделил новые линкоры Вашингтон и Южная Дакота. из группы поддержки «Энтерпрайза» вместе с четырьмя эсминцами в составе TF 64 под командованием адмирала Уиллиса А. «Чинг» Ли для защиты Гуадалканала и Хендерсон-Филд. Это была царапина; линкоры проработали вместе всего несколько дней, и их четыре эскорта состояли из четырех разных дивизий - выбранных просто потому, что из имеющихся эсминцев у них было больше всего топлива. Войска США прибыли в пролив Айронботтом вечером 14 ноября и начали патрулирование вокруг острова Саво. Военные корабли США выстроились в колонну с четырьмя эсминцами во главе, за ними следовал Вашингтон, а Южная Дакота замыкала их. В 22:55 14 ноября радар Южной Дакоты и Вашингтона начал обнаруживать приближающиеся корабли Кондо возле острова Саво на расстоянии около 18 000 м (20 000 ярдов).

Действие

Кондо разделил свои силы на несколько групп, одна группа - под командованием Синтаро Хашимото и состоящая из Сендай и эсминцев Шикинами и Уранами («C» на картах) - движение вдоль восточной стороны острова Саво, а эсминец Ayanami («B» на картах) облетает юго-западную сторону острова Саво против часовой стрелки, чтобы проверить присутствие союзных кораблей. Японские корабли заметили силы Ли около 23:00, хотя Кондо ошибочно идентифицировал линкоры как крейсеры. Кондо приказал группе кораблей Сендай - плюс Нагара и четыре эсминца («D» на картах) - вступить в бой и уничтожить силы США, прежде чем он ввел бомбардировочные силы Киришимы и тяжелые крейсеры («E» на картах) в Айронботтом. Звук. Корабли США («А» на картах) засекли силы Сендая на радаре, но не обнаружили другие группы японских кораблей. С помощью радиолокационного наведения два американских линкора открыли огонь по группировке Сендай в 23:17. Адмирал Ли приказал прекратить огонь примерно через пять минут после того, как северная группа исчезла с радаров его корабля. Однако Сендай, Уранами и Шикинами не пострадали и покинули опасную зону.

Вторая фаза боя, 23: 30–02: 00. Красные линии - это японские военные корабли, а черные линии - это военные корабли США. Пронумерованные желтые точки обозначают тонущие военные корабли.

Тем временем четыре американских эсминца в авангарде американского формирования начали атаковать как Аянами, так и группу кораблей Нагара в 23:22. Нагара и сопровождающие ее эсминцы ответили точным огнем и торпедами, а эсминцы Walke и Preston были подбиты и потоплены в течение 10 минут с тяжелыми человеческими жертвами. У эсминца Benham торпедой оторвалась часть его носовой части, и он был вынужден отступить (на следующий день он затонул), а эсминец Gwin попал в машинное отделение и был выведен из строя. бой. Тем не менее, американские эсминцы выполнили свою миссию в качестве экранов для линкоров, поглощая первоначальный удар от контакта с противником, хотя и с большой ценой. Ли приказал убрать Бенхэма и Гвина в 23:48.

Вашингтон прошел через территорию, все еще занятую поврежденными и тонущими американскими эсминцами, и обстрелял Аянами из ее вторичных батарей, поджег ее. Вслед за ней Южная Дакота внезапно пострадала от серии сбоев в электросети, как сообщается, во время ремонта, когда ее главный инженер заблокировал автоматический выключатель в нарушение процедур безопасности, в результате чего ее цепи неоднократно переходили в серию , что сделало ее радар, радио и большую часть ее артиллерийских батарей неработоспособными. Однако она продолжала следовать за Вашингтоном к западной стороне острова Саво до 23:35, когда Вашингтон изменил курс налево, чтобы пройти на юг за горящими эсминцами. Южная Дакота попыталась последовать за ним, но ей пришлось повернуть на правый борт, чтобы избежать Бенхэма, в результате чего силуэт корабля вырисовывался в огне горящих эсминцев, что сделало его более близкой и легкой целью для японцев.

Получение сообщений о После уничтожения американских эсминцев с Аянами и других своих кораблей Кондо направил свои бомбардировочные силы в сторону Гуадалканала, полагая, что военные корабли США потерпели поражение. Его силы и два американских линкора теперь направлялись друг к другу.

Почти слепая и неспособная эффективно стрелять своим основным и вспомогательным вооружением, Южная Дакота была освещена прожекторами и подверглась артиллерийскому огню и торпедам большинства кораблей. японских войск, включая Киришиму, начало около полуночи 15 ноября. Несмотря на то, что Южная Дакота смогла нанести несколько ударов по Киришиме, Южная Дакота получила 26 попаданий, некоторые из которых не взорвались, что полностью вырвало из строя ее средства связи и оставшиеся операции по управлению стрельбой, подожгло части ее верхних палуб и заставило ее попытаться держитесь подальше от помолвки. Все японские торпеды не попали. Адмирал Ли позже описал кумулятивный эффект от обстрела Южной Дакоты как «сделать один из наших новых линкоров глухим, немым, слепым и бессильным». Потери экипажа Южной Дакоты составили 39 убитых и 59 раненых, и она отвернулась от боя в 00:17, не сообщив об этом адмиралу Ли, хотя и была замечена наблюдателями Кондо.

Вашингтон стреляет по Киришиме во время битвы 15 ноября.

Японские корабли продолжали концентрировать огонь на Южной Дакоте, и ни один из них не заметил приближения Вашингтона в пределах 9 000 ярдов (8 200 м). Вашингтон какое-то время отслеживал большую цель (Киришиму), но воздерживался от стрельбы, поскольку существовала вероятность, что это могла быть Южная Дакота. Вашингтону не удалось отследить передвижения Южной Дакоты, потому что она находилась в слепой зоне на радаре Вашингтона, и Ли не мог поднять ее по радио, чтобы подтвердить ее позицию. Когда японцы осветили и обстреляли Южную Дакоту, все сомнения были устранены относительно того, какие корабли были друзьями или врагами. С такой близкой дистанции Вашингтон открыл огонь и быстро поразил Киришиму не менее чем девятью (а возможно, до 20) снарядами главной батареи и не менее семнадцатью второстепенными, выведя из строя все основные орудийные башни Киришимы, вызвав сильное наводнение и поджег ее. Киришима попала ниже ватерлинии, и у него заклинило руль направления, из-за чего он неконтролируемо повернул к левому борту.

В 00:25 Кондо приказал всем своим кораблям, которые смогли, сойтись и уничтожить все оставшиеся корабли США.. Однако японские корабли все еще не знали, где находится Вашингтон, а другие уцелевшие корабли США уже покинули район боевых действий. Вашингтон взял курс на северо-запад к островам Рассела, чтобы отвлечь японские силы от Гуадалканала и предположительно поврежденной Южной Дакоты. Имперские корабли наконец заметили Вашингтон и нанесли несколько торпедных атак, но она избежала их всех, а также не села на мель на мелководье. В конце концов, полагая, что транспортному конвою свободен путь к Гуадалканалу (но явно не обращая внимания на угрозу воздушного нападения утром), Кондо приказал своим оставшимся кораблям прервать контакт и удалиться из района около 01:04, что большая часть японских военных кораблей выполнила это к 01:30.

Последствия

Аянами был затоплен Уранами в 2:00, а Киришима перевернулся и затонул в 03:25 15 ноября. Уранами спас выживших от Аянами, а эсминцы Асагумо, Терузуки и Самидаре спасли оставшуюся команду от Киришимы. В бою погибли 242 американских и 249 японских моряков. Бой был одним из двух надводных сражений линкоров против линкоров за всю Тихоокеанскую кампанию Второй мировой войны, второй произошел у пролива Суригао во время битвы при заливе Лейте.

Два Японские транспорты «Хирокава Мару» и «Кинугава Мару» выброшены на берег и сгорят на Гуадалканале 15 ноября 1942 г.

Четыре японских транспорта вышли на берег у Тассафаронги на Гуадалканале к 04:00 15 ноября, Танака и эсминцы эскорта ушли и помчались обратно в Слот в направлении более безопасные воды. Транспортные средства были атакованы, начиная с 05:55, американской авиацией из Хендерсон-Филд и других мест, а также полевой артиллерией сухопутных войск США на Гуадалканале. Позже эсминец Meade подошел и открыл огонь по выброшенным на берег транспорту и окрестностям. Эти атаки подожгли транспорты и уничтожили все находившееся на них оборудование, которое японцам еще не удалось выгрузить. Лишь от 2000 до 3000 военнослужащих добрались до Гуадалканала, и большая часть их боеприпасов и продовольствия была потеряна.

Реакция Ямамото на неспособность Кондо выполнить свою миссию по нейтрализации Хендерсон-Филд и обеспечению безопасной высадки войск и войск. поставки были более мягкими, чем его предыдущая реакция на уход Эйба, возможно, из-за культуры и политики Имперского флота. Кондо, который также занимал должность заместителя командующего Объединенным флотом, был членом высшего штаба и "клики" линкоров Имперского флота, в то время как Абэ был профессиональным специалистом по эсминцам. Адмиралу Кондо не сделали выговор или переназначили, а вместо этого оставили командовать одним из крупных корабельных флотов, базирующихся в Труке.

Значение

Неспособность доставить на Гуадалканал большую часть войск и особенно припасы в конвое помешали японцам начать новое наступление, чтобы отбить Хендерсон-Филд. После этого Имперский флот был в состоянии доставлять только предметы к существованию и немного пополнения для сил японской армии на Гуадалканале. Из-за продолжающейся угрозы со стороны самолетов союзников, базирующихся в Хендерсон-Филд, а также близлежащих американских авианосцев , японцам пришлось по-прежнему полагаться на поставки боевых кораблей Токийского экспресса своим войскам на Гуадалканале. Однако этих припасов и пополнений было недостаточно для поддержания японских войск на острове, которые к 7 декабря 1942 года теряли около 50 человек каждый день из-за недоедания, болезней и наземных и воздушных атак союзников. 12 декабря ВМС Японии предложили оставить Гуадалканал. Несмотря на сопротивление руководителей японской армии, которые все еще надеялись, что Гуадалканал может быть отброшен у союзников, Императорский генеральный штаб Японии - с одобрения императора - согласился 31 декабря на эвакуацию все японские войска с острова и установление новой линии обороны для Соломоновых островов на Новой Джорджии.

Обломки одного из четырех японских транспортов "Кинугава Мару", выброшенных на берег и уничтоженных на Гуадалканале 15 ноября 1942 года, сфотографировано один год Крушение "Ямадзуки Мару" и японской сверхмалой подводной лодки у берегов Гуадалканала

Таким образом, морское сражение за Гуадалканал было последней крупной попыткой японцев захватить контроль над морем. вокруг Гуадалканала или вернуть себе остров. Напротив, ВМС США после этого смогли по желанию пополнить запасы сил США на Гуадалканале, включая доставку двух свежих дивизий к концу декабря 1942 года. Неспособность нейтрализовать Хендерсон Филд обрекала японские усилия на успешную борьбу с завоеванием Гуадалканала союзниками. Последнее японское сопротивление в кампании на Гуадалканале закончилось 9 февраля 1943 года успешной эвакуацией большей части выживших японских войск с острова японским флотом в ходе операции «Ке». Опираясь на свой успех на Гуадалканале и в других местах, союзники продолжили свою кампанию против Японии, которая завершилась поражением Японии и окончанием Второй мировой войны. Президент США Франклин Рузвельт, узнав о результатах битвы, прокомментировал: «Казалось бы, поворотный момент в этой войне наконец-то наступил».

Историк Эрик Хаммел так резюмирует значение Морского сражения за Гуадалканал:

12 ноября 1942 г. (Японский) Императорский флот имел лучшие корабли и лучшую тактику. После 15 ноября 1942 года его лидеры упали духом, и ему не хватило стратегической глубины, чтобы противостоять растущему военно-морскому флоту США и его значительно улучшающимся вооружениям и тактике. Японцы никогда не поправлялись, а после ноября 1942 года ВМС США не переставали поправляться.

Генерал Александр Вандегрифт, командующий войсками на Гуадалканале, почтил память моряков, участвовавших в сражении:

Мы считаем, что враг, несомненно, потерпел сокрушительное поражение. Мы благодарим адмирала Кинкайда за его вчерашнее вмешательство. Мы благодарим Ли за его настойчивые усилия прошлой ночью. Наш собственный самолет отлично справился с безжалостным поражением врага. Мы ценим все эти усилия, но мы отдаем дань уважения Каллагану, Скотту и их людям, которые с великолепным мужеством, несмотря на кажущиеся безнадежными обстоятельствами, отбили первую вражескую атаку и проложили путь к последующему успеху. Для них люди Кактуса в глубочайшем восхищении поднимают свои потрепанные шлемы.

Примечания

Сноски

Цитаты

Ссылки

Дополнительная литература

  • Barham, Eugene Alexander (1988). 228 суток американского эсминца Laffey, DD-459. OCLC 17616581.
  • Calhoun, C. Raymond (2000). Моряк консервной банки: жизнь на борту военного корабля США Sterett, 1939–1945. Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-228-5.
  • Кумб, Джек Д. (1991). Крушение Токийского экспресса. Гаррисберг, Пенсильвания: Стэкпол. ISBN 0-8117-3030-1.
  • Д'Альбас, Андриё (1965). Гибель флота: японские военно-морские действия во Второй мировой войне. Девин-Адэр Паб. ISBN 0-8159-5302-X.
  • Fuquea, David C. (18 июня 2004 г.). «Командиры и решения командования: влияние на морские сражения на Соломоновых островах, ноябрь 1942 г.» (Академический отчет). Центр исследований военно-морской войны, Военно-морской колледж. Проверено 4 августа 2009 г.
  • Щедрый, Уильям Томас-младший (2003). Душистый горошек на войне: история USS Portland (CA-33). Университетское издательство Кентукки. ISBN 0-8131-2286-4.: Онлайн-просмотры отрывков из книги
  • Грейс, Джеймс У. (1999). Морское сражение за Гуадалканал: Ночные действия, 13 ноября 1942 г. Аннаполис, Мэриленд : Издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-327-3.
  • Хон, Томас К. (1981). «Сходство прошлых и настоящих угроз противостояния». Труды Военно-морского института США (Том 107, № 9, сентябрь 1981 г.). Аннаполис, Мэриленд. С. 113–116. ISSN 0041-798X.
  • Хорнфишер, Джеймс Д. (2011). Ад Нептуна: ВМС США на Гуадалканале. Нью-Йорк: Bantam Books. ISBN 978-0-553-80670-0.
  • Лакруа, Эрик; Линтон Уэллс (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны. Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3.
  • МакГи, Уильям Л. (2002). Соломоновы кампании, 1942–1943: От Гуадалканала до Бугенвиля - поворотный пункт войны в Тихом океане, Том 2 (Десантные операции в южной части Тихого океана во время Второй мировой войны). Публикации BMC. ISBN 0-9701678-7-3.
  • Паркин, Роберт Синклер (1995). Кровь на море: американские эсминцы, потерянные во Второй мировой войне. Da Capo Press. ISBN 0-306-81069-7.
  • Стаффорд, Эдвард П.; Пол Стиллвелл (Введение) (2002). The Big E: История USS Enterprise (переиздание). Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-998-0.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Морским сражением за Гуадалканал.

Последняя правка сделана 2021-05-31 12:49:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте