Панарабизм

редактировать

Арабский мир

Панарабизм ( арабский : الوحدة العربية или العروبة) - это идеология, которая поддерживает объединение стран Северной Африки и Западной Азии от Атлантического океана до Аравийского моря, которое называют арабским миром. Это тесно связано с арабским национализмом, который утверждает, что арабы составляют единую нацию. Его популярность достигла пика в 1950-х и 1960-х годах. Сторонники панарабизма часто придерживались социалистических принципов и решительно выступали против политического вмешательства Запада в арабский мир. Он также стремился расширить возможности арабских государств против внешних сил путем формирования союзов и, в меньшей степени, экономического сотрудничества.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Истоки и развитие
  • 2 Попытки арабского союза
  • 3 Отклонить
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Истоки и развитие

Истоки панарабизма часто приписывают Джурджи Зайдану (1861–1914) и его движению Нахда (Возрождение). Он был одним из первых интеллектуалов, поддержавших панарабизм как культурную националистическую силу. Зайдан оказал решающее влияние на принятие модернизированной версии коранического арабского языка ( Modern Standard Arabic ) в качестве универсального письменного и официального языка во всем арабском мире вместо принятия местных диалектов в различных странах. Зайдан написал несколько статей в начале 20-го века, в которых подчеркивалось, что арабоязычные регионы, простирающиеся от Магриба до Персидского залива, составляют единый народ с общим национальным сознанием, и что эта языковая связь превосходит религиозные, расовые и специфические территориальные связи, частично вдохновленные его статус левантийского христианского эмигранта в Египте XIX века. Он также популяризировал через свои исторические романы светское понимание арабской истории, включающее доисламский и исламский периоды в общую историю, которую все арабы могли считать своей собственной. Как политический проект, панарабизм впервые был выдвинут Шарифом Хусейном ибн Али, шарифом Мекки, который добивался независимости арабов Машрика от Османской империи и создания единого арабского государства в Машрике. В 1915 и 1916 годах переписка Хусейна и Мак-Магона привела к соглашению между Соединенным Королевством и Шарифом о том, что, если арабы Машрика успешно восстают против османов, Соединенное Королевство поддержит требования независимости арабов Машрика. Однако в 1916 году Соглашение Сайкса-Пико между Соединенным Королевством и Францией определило, что части Машрика будут разделены между этими державами, а не образуют часть независимого арабского государства. Когда Османская империя капитулировала в 1918 году, Соединенное Королевство отказалось соблюдать букву своих договоренностей с Хусейном, и эти две страны взяли на себя опеку над Месопотамией, Ливаном, Палестиной и тем, что стало современной Сирией. В конце концов, Хусейн стал королем только Хиджаза, на тогдашнем менее стратегически важном юге, но потерял трон халифата, когда королевство было разграблено силами Саудитов Наджди Ихван и насильственно включено в недавно созданное Королевство Саудовская Аравия.

Более формализованная панарабская идеология, чем у Хусейна, была впервые поддержана в 1930-х годах, в частности, сирийскими мыслителями, такими как Константин Зурейк, Сати аль-Хусри, Заки аль-Арсузи и Мишель Афлак. Афлак и аль-Арсузи были ключевыми фигурами в создании Арабской партии Баас (Возрождения), а первый долгое время был ее главным идеологом, сочетая элементы марксистской мысли с национализмом, в значительной степени напоминающим европейскую партию XIX века. романтический национализм. Было сказано, что Арсузи был очарован нацистской идеологией «расовой чистоты» и оказал влияние на Афлак.

Абдулла I из Иордании мечтал объединить Сирию, Палестину и Иорданию под своим руководством в то, что он назвал бы Великой Сирией. Он безуспешно предложил план на этот счет Соединенному Королевству, которое в то время контролировало Палестину. План не пользовался популярностью среди большинства арабов и вызывал недоверие лидеров других стран Ближнего Востока к Абдалле. Недоверие экспансионистских устремлений Абдаллу было один из главных причин основания Лиги арабских государств в 1945 году После того, как Абдалла был убит на палестинский националист в 1951 году, видение Великой Сирии было исключено из иорданской повестки дня.

Хотя панарабизм зародился во время Первой мировой войны, Египет (самая густонаселенная и, возможно, самая важная арабская страна) не интересовался панарабизмом до 1950-х годов. Таким образом, в 1930-х и 1940-х годах египетский национализм, а не панарабизм, был доминирующим способом выражения мнений египетских политических активистов. Джеймс Янковски писал о Египте в то время:

Что наиболее важно, так это отсутствие арабского компонента в раннем египетском национализме. Стремление египетского политического, экономического и культурного развития на протяжении девятнадцатого века работало против, а не против «арабской» ориентации.... Эта ситуация - ситуация с расходящимися политическими траекториями для египтян и арабов - во всяком случае, усилилась после 1900 года.

Попытки арабского союза

Он не был до Насера, что арабский национализм (в дополнении к арабскому социализму ) стал государственной политикой и средство, с помощью которых определить позицию Египта на Ближнем Востоке и в мире, как правило, сочлененные визави сионизм в соседнем государстве Израиля.

При президенте Египта Гамале Абдель Насере панарабизм доминировал в политике 1950-х и 1960-х годов.

Многие известные арабские лидеры предприняли несколько попыток создать панарабское государство, но все они в конечном итоге закончились неудачей. Министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден призвал к единству арабов в 1940-х годах, после чего последовали конкретные предложения от пробританских лидеров, включая короля Трансиордании Абдаллу и премьер-министра Ирака Нури аль-Саида, но предложения Египта о более широкой группировке независимых арабов государства победили с созданием в 1945 году Лиги арабских государств, региональной международной организации. В значительной степени это отражает популярность, которую Насер приобрел среди масс в арабском мире после Суэцкого кризиса, Объединенная Арабская Республика (ОАР) в 1958 году. был первым случаем фактического слияния двух ранее независимых арабских стран. Наспех сформированный под руководством президента Насера, но по инициативе сирийских лидеров, которые опасались захвата власти коммунистами или «реакционерами» и надеялись возглавить новое образование, ОАР была унитарным государством, а не федеральным союзом, и его критики не считали это маловероятным. больше, чем небольшая страна, аннексированная более крупной. Так продолжалось до 1961 года, когда офицеры сирийской армии совершили государственный переворот и вышли из союза. Поскольку широкая общественность оказывала на политиков давление с целью поддержать идею единства, Египет, Сирия и Ирак в 1963 году заключили неудавшееся соглашение об образовании Объединенной Арабской Республики, которая должна была иметь «федеративную структуру», оставляя каждому государству-члену свою идентичность и идентичность. учреждения ". К 1961 году Египет стал единственным оставшимся членом, но продолжал называть себя «ОАР» (тем самым подразумевая, что он был открыт для объединения с другими арабскими странами), но в конечном итоге в 1973 году он переименовал себя в «Арабскую Республику Египет».

Также в 1958 году между Иорданией и Ираком была основана арабская федерация, соперник, возглавляемый хашимитами. Напряженность в отношениях с ОАР и революция 14 июля привели к распаду Арабской Федерации всего через шесть месяцев. Другая попытка, Соединенные Арабские Штаты, существовала как конфедерация между Объединенной Арабской Республикой и Йеменским королевством мутаваккилитов, но распалась в 1961 году.

Две последующие попытки представляли энтузиазм Ливии «s Муаммара Каддафи, в Федерации арабских республик, которая длилась пять лет, и Исламской Республики арабских, которые никогда не появились на практике. Помимо насильственного объединения большей части Аравийского полуострова саудовскими правителями Неджда в 1920-х годах, единство семи Арабских Эмиратов, составляющих Объединенные Арабские Эмираты, и объединение Северного Йемена и Южного Йемена сегодня являются редкими примерами реального объединения.. Нынешнее сирийское правительство, а бывшее правительство Ирака возглавляли соперничающие фракции Партии Баас, которая продолжает поддерживать панарабизм и организована в нескольких других странах.

Отклонить
Государства и территории в Лиге арабских государств

Упадок панарабизма объясняется несколькими факторами. Проблемы сохранялись по широкому кругу вопросов с момента зарождения панарабской философии в конце 1800-х годов, которая до своего упадка держала панарабизм на пути к причинной неудаче. Факторы включают: продвижение панисламизма, сектантские и социальные различия в различных арабских обществах; конкуренция между различными арабскими лидерами за право голоса в арабском и исламском мире; и, в меньшей степени, военное поражение против силы противника.

Поощрение панисламизма было ключевым аспектом в арабском и мусульманском обществах. Такая философия диктовала единую исламскую «умму» или тесные связи всех исламских сообществ, чтобы поддерживать и продвигать сущность одной семьи, одного дела. Философия панарабизма вступила в противоречие с философией панисламизма, как это было разъяснено религиоведами и шейхами в различных арабских странах, особенно в странах Персидского залива. Вера, которой придерживались критики, подчеркивала, что панарабизм отделился от уммы в том смысле, что он продвигал только арабское единство и идеалы, а не исламские. Религиозный консерватизм в обществе побудил панисламизм победить альтернативные идеи, такие как панарабизм.

Различные сектантские и социальные различия в различных арабских обществах были еще одним фактором, способствующим упадку панарабизма. Спорадические религиозные разногласия между суннитами и шиитами, усугубляемые внутренними и внешними факторами, вызвали пересмотр в арабских кругах вопроса о жизнеспособности панарабизма, хотя этот вопрос был религиозно ориентирован. Социальные различия придерживались той же линии. Такие страны, как Ливан и Сирия, считающиеся светскими, вызвали столкновение мыслей с такими, как религиозная Саудовская Аравия, чья давняя пропаганда религии противоречила целям светской иерархии, например, в двух левантийских странах.

Смотрите также: арабская холодная война

Различные арабские лидеры соревновались, чтобы стать ведущими голосами арабского и исламского мира. Такая конкуренция время от времени приводила к трениям между лидерами этих арабских стран. ОАР, которая была сформулирован Египет «s Гамаль Абдель Насер и Сирии «s Аль-Куатлите, был назначен быть коллективным голосом для арабского мира и острие панарабизма. Будучи единственным физическим воплощением панарабизма, он не получил ожидаемой похвалы от других арабских стран, особенно в Персидском заливе, что еще больше усугубило упадок панарабизма.

В меньшей степени военное поражение «заклятого врага» Израиля заставило оба выдающихся источника панарабизма пересмотреть свою философию. ОАР, состоящий из Египта и Сирии, получил идеологическую нагрузку в связи с неблагоприятным исходом, положив тот самый панарабизм вопроса. Победа Израиля в Шестидневной войне 1967 года и неспособность Египта и Сирии обеспечить экономический рост серьезно подорвали доверие к панарабизму. «К середине 1970-х, - согласно Политической энциклопедии Ближнего Востока Continuum, - идея арабского единства становилась все менее и менее очевидной в арабской политике, хотя она оставалась желаемой целью среди масс».

К концу 1980-х годов панарабизм начал вытесняться как националистической, так и исламистской идеологиями.

В арабских обществах сформировалась панисламская философия, согласно которой с помощью уммы, коллективного мусульманского единства, палестинское дело может быть решено против Израиля. Различные панисламские правительства за пределами арабского мира, например, в Иране и Турции, заявляли о своих попытках возглавить мусульманский мир в этом деле.

Смотрите также
использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-29 06:41:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте