Паниранизм - это идеология, пропагандирующая солидарность и воссоединение иранских народов, проживающих на иранском нагорье и в других регионах, имеющих значительное иранское культурное влияние, включая персов, азербайджанцев, гилаков, мазандераницев, курдов, талышей, таджиков, пуштунов, осетин и белуджей.. Первым теоретиком был доктор Махмуд Афшар Язди.
Иранский политолог доктор Махмуд Афшар разработал паниранистскую идеологию в начале 1920-х годов в противовес пантюркизму и панарабизму, которые рассматривались как потенциальные угрозы территориальной целостности Ирана. Он также продемонстрировал твердую веру в националистический характер иранского народа на протяжении всей долгой истории страны.
В отличие от аналогичных движений того времени в других странах, паниранизм был этнически и лингвистически инклюзивным и занимался исключительно территориальным национализмом, а не этническим или расовым национализмом. Накануне Первой мировой войны пантюркисты сосредоточили свое внимание на тюркоязычных землях Ирана, Кавказа и Средней Азии. Конечная цель заключалась в том, чтобы убедить это население отделиться от более крупных политических образований, к которым они принадлежали, и присоединиться к новой пантюркской родине. Именно последний призыв к иранским азербайджанцам, вопреки пантюркистским намерениям, побудил небольшую группу азербайджанских интеллектуалов стать самыми решительными защитниками территориальной целостности Ирана. После конституционной революции в Иране азербайджанские демократы восприняли романтический национализм как реакцию на пантюркистскую ирредентистскую политику, угрожающую территориальной целостности Ирана. Именно в этот период иранизм и политика лингвистической гомогенизации были предложены в качестве защиты от всех остальных. Вопреки тому, что можно было ожидать, главными новаторами этого оборонительного национализма были иранские азербайджанцы. Они считали, что обеспечение территориальной целостности страны было первым шагом в построении общества, основанного на законе и современном государстве. Благодаря этой структуре их политическая лояльность перевешивала их этническую и региональную принадлежность. Принятие этой интеграционистской политики проложило путь к возникновению культурного национализма титульной этнической группы.
С падением династии Каджаров, которая погрузилась в коррупцию, и возвышением в 1925 году Реза-шаха Пехлеви, который начал проводить светские реформы, ограничивающие власть шиитского духовенства, иранские националистические и социалистические мыслители надеялись, что эта новая эра также будет станьте свидетелями внедрения демократических реформ. Однако таких реформ не произошло. Это привело к постепенному росту слабо организованного паниранистского движения на низовом уровне, состоящего из националистических писателей, учителей, студентов и активистов, объединенных с другими продемократическими движениями.
В 1940-х годах, после англо-советского вторжения в Иран, паниранистское движение получило импульс и популярность в результате широко распространенного чувства незащищенности среди иранцев, которые видели, что король Реза Шах бессилен против такого иностранного присутствия в стране. В стране присутствовали солдаты из России, Англии, Индии, Новой Зеландии, Австралии, а позже и Америки, особенно в столице Тегеране. Оккупация союзников повлияла на серию студенческих движений в 1941 году. Одной из этих новых групп была подпольная националистическая партизанская группа под названием « Группа мести», также известная как Анджоман. Пан-иранист партия была основана позже двух из членов группы Revenge и двух других студентов в середине-конце 1940 - х годов в Тегеранского университета. Хотя паниранистское движение было активно на протяжении 1930-х годов, это был слабо организованный низовой альянс националистических писателей, учителей, студентов и активистов. Партия была первой организацией, официально занявшей паниранистскую позицию, которая верила в солидарность и воссоединение иранских народов, населяющих Иранское нагорье. В 1951 году лидеры партии Мохсен Пезешкпур и Дариуш Фороухар разошлись во мнениях относительно того, как партия должна действовать, и произошел раскол. Эти две фракции сильно различались по своей организационной структуре и практике. Фракция Pezeskpour, сохранившая название партии, верила, что она работает в системе Мохаммеда Резы Пехлеви. Фракция Forouhar, которая приняла новое название - Mellat Iran ( Партия нации Ирана), верила, что она работает против системы.
Иран-е Бозорг был периодическим изданием, издаваемым в городе Рашт армянским политическим активистом Григорием Егикяном ( армянский : Գրիգոր Եղիկյան). Он выступал за объединение иранских народов (например, афганцев, курдов и т. Д.), Включая армян. Якикиан считал, что с образованием и повышением уровня осведомленности людей такая цель стала достижимой мирными средствами. В журнале были использованы вклады ряда ведущих интеллектуалов того времени, в том числе Мохаммада Моина и Али Эсфандиари ( Нима Юший ), и он публиковал статьи, стихи, серию рассказов и некоторые новости. Он также опубликовал статьи в поддержку курдов, поднявших восстание в Турции, что вызвало протест турецкого адвоката в Раште и привело к запрету газеты по приказу министра суда. Якикиан безуспешно пытался снять запрет и в конце концов переехал в Тегеран, где опубликовал газету Irān-e Konuni.