Третья международная теория

редактировать

флаг Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии (1977–2011 гг.

Третья международная теория, также известная как Третья универсальная теория (арабский : نظرية عالمية ثالثة), была предложенным стилем правления от Муаммара Каддафи в начале 1970-х годов, на котором было официально основано его правительство, Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия. Частично он был вдохновлен исламским социализмом, арабским национализмом, африканским национализмом и частично принципами прямой демократии.

. Он имеет сходство с система югославского муниципального самоуправления в Титоист Югославия и югославский Третий путь в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах, разработанные Эдвард Кардель. Он был предложен Каддафи в качестве альтернативы капитализму и коммунизму для стран третьего мира, основываясь на заявленном убеждении, что обе эти идеологии оказались несостоятельными.

Высший совет национального руководства был создан для распространения и внедрения этой теории, и она нашла частичную реализацию в Ливии. К 2011 году в результате падения и смерти Каддафи его система была ликвидирована и заменена Национальным переходным советом.

Содержание

  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Интеллектуальный и политический контекст
  • 2 Доктрина
    • 2.1 " Власть народа »
      • 2.1.1 Народные конгрессы
    • 2.2 Социализм
    • 2.3 Общественный аспект теории
      • 2.3.1 Отношения с исламом
  • 3 Реализация в Ливии
    • 3.1 Политика и правительство Ливии под Каддафи
    • 3.2 Модификация теории в Ливии
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Внешние ссылки

История вопроса

Муаммар Каддафи, автор Третьей международной теории, здесь в 2009 году.

Ключевые положения Третьей международной теории изложены в Зеленой книге (опубликовано в 1976–1979 гг.). Это система взглядов, в которой детально критикуются европейская демократия и советский марксизм.

Интеллектуальный и политический контекст

В 60-70-е годы в странах арабо-мусульманского Востока получили распространение различные теории «национальных брендов социализма», получившие название «исламский социализм».. Этот социализм был основан на принципах национализма, религии и равенства, и его идеи вдохновили ряд революций, народных восстаний и переворотов в арабском мире. Точно так же в Ливии 1 сентября 1969 года группа офицеров ливийской армии, принадлежащих к Движению свободных офицеров, юнионистов и социалистов, свергла монархию и провозгласила Ливийскую Арабскую Республику. Верховная власть была временно передана Совету революционного командования (СРК), возглавляемому 27-летним полковником Муаммаром Каддафи.

Антиимпериалистическая ориентация ливийской революции проявилась отчетливо. в первые месяцы нового режима. 7 октября 1969 г. на 24-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Постоянный представитель Ливии объявил о своем намерении ликвидировать все иностранные базы на ливийской земле.

После этого руководство Ливии проинформировало послов США и Великобритании о расторжении соответствующих соглашений. Практически одновременно с этим началось наступление на положение иностранного капитала в экономике.

Первые результаты и ближайшие задачи ливийской революции были зафиксированы в публичном заявлении от 11 декабря 1969 года, Временной конституционной декларации. Ислам был объявлен официальной государственной религией. Было провозглашено, что одной из основных целей революции было построение такой формы социализма, которая основывалась бы на «религии, морали и патриотизме». Каддафи и его соратники намеревались добиться этого за счет «социальной справедливости, высокого уровня производства, устранения всех форм эксплуатации и справедливого распределения национального богатства».

Совет революционного командования должен был действовать как центр политической организации общества, с правом назначать министров кабинета, объявлять войну и заключать контракты, издавать указы, имеющие силу закона, и заниматься ключевыми аспектами внутренних дел и внешней политики. Председатель IBS Каддафи был назначен главой Ливийской Арабской Республики.

В 1973 году Каддафи организовал Арабский социалистический союз, который стал единственной легальной политической организацией в стране. В 1977 г. Всеобщий народный конгресс, представляющий многочисленные национальные комитеты, принял указ («Декларация Сабха») об установлении «режима народной власти» (так называемой «прямой народной демократии»). в Ливии, и страна была переименована в Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию. Совет революционного командования также был переименован и преобразован в Генеральный секретариат Конгресса. На практике Арабский социалистический союз затем слился с аппаратом Всеобщего народного конгресса. В Генеральный секретариат Всеобщего народного конгресса были избраны Каддафи (Генеральный секретарь) и четыре его ближайших соратника - майор Абдессалам Джаллуд, а также генералы Абу-Бакр Юнис Джабр, Мустафа аль-Харруби и Хувейлди аль. -Хмейди.

Два года спустя пять лидеров ушли в отставку с государственных постов, уступив их профессиональным менеджерам. С тех пор и до своей смерти Каддафи официально носил титул лидера ливийской революции, а группа из пяти лидеров получила название «Революционное руководство». Кроме того, была создана иерархия революционных комитетов с целью реализации политики революционного руководства в системе народных собраний.

Доктрина

Официальной идеологической доктриной является Третья международная теория, описанная в «Зеленой книге» Каддафи (1976–1979). Копии «Зеленой книги» всегда продавались в ливийских книжных магазинах на многих языках до революции.

Книга представляет собой сборник цитат ливийского лидера, разделенный на три части и охватывающий следующие важные аспекты существования:

  1. Решение проблемы Демократии (Народная Власть);
  2. Решение проблемы экономики (Социализм);
  3. Общественный аспект «Третьей Интернациональной Теории».

«Власть народа»

Первая часть «Зеленой книги» - «Решение проблемы демократии: власть народа». Этот политический аспект Третьей Международной теории, опубликованной в январе 1976 года, отвергает традиционные формы демократии, такие как парламент, политические партии, референдумы, и очерчивает основные принципы прямой народной демократии, основанной на собраниях народных представителей и народных комитетах. В книге утверждается, что представительная демократия на самом деле не что иное, как разновидность диктатуры.

Согласно «Зеленой книге», в борьбе за власть всегда побеждает инструмент власти - личность, партия, класс; а проигравший всегда - народ, а значит, это не настоящая демократия. Политическая борьба часто приводит к приходу к власти инструмента правления, который представляет меньшинство, и это делается законными демократическими средствами. Таким образом, все существующие политические режимы фальсифицируют подлинную демократию и являются диктатурами.

Парламентаризм, по словам Каддафи, является извращенным решением проблемы демократии. Парламент не может говорить от имени народа, потому что демократия означает правление народа, а не тех, кто действует от его имени. Способы избрания в парламент нельзя назвать демократическими, потому что массы полностью отключаются от депутатов. Депутаты монополизируют власть масс и право решать за них свои дела. По сути, парламент представляет не народ, а партию, победившую на выборах. Фактически, народ используется политическими силами в борьбе за власть. Система выборных парламентов - это демагогическая система, поскольку голоса можно покупать и манипулировать ими, то есть представительство в парламенте - это мошенничество. В целом, теория представительного правительства, утверждает Каддафи, является устаревшей практикой, изобретенной философами и мыслителями в то время, когда правители приказывали простому народу, как скоту.

Партия, согласно «Зеленой книге», является современным инструментом диктаторского правления - это власть части над целым. Партии создаются группами людей, чтобы действовать в своих интересах или навязывать свои взгляды общественности и утверждать свою идеологию. Количество сторон в системе не меняет существа дела. Более того, чем многочисленнее партии, тем интенсивнее борьба за власть между ними, что, в свою очередь, подрывает программы, направленные на благо всего общества. Интересы общества и его развития приносятся в жертву партизанской борьбе за власть.

Кроме того, партии могут быть коррумпированы и их можно подкупить извне и изнутри. «Оппозиция» - это не орган, контролирующий деятельность людей правящей партии, она лишь ждет подходящего момента, чтобы занять место правящей партии у корыта власти. Контроль находится в руках правящей партии (через парламент), а власть в руках контролирующей партии.

Каддафи сравнивает партию и клан. По его мнению, в борьбе за власть партия ничем не отличается от борьбы за власть между племенами и кланами. Оба типа борьбы изображаются как оказывающие негативное разрушительное воздействие на общество.

Референдум также называют фальсификацией демократии. Избиратели могут сказать только «да» или «нет». Теория утверждает, что каждый должен иметь возможность обосновать свое желание и причину своего одобрения или неодобрения. Следовательно, чтобы быть полностью демократическим, необходимо создать такой инструмент правления, который был бы идентичен всей нации в целом, а не представительному органу, действующему от его имени.

Народные съезды

Каддафи предлагает создать особую иерархическую структуру съездов и комитетов, в результате чего «управление становится популярным, контроль становится популярным, а старое определение демократии как« «контроль народа над правительством» заменяется новым определением «контроль народа над собой» ».

«Единственным средством народной демократии являются народные собрания. Любая другая система правления недемократична. Все существующие мировые системы правления недемократичны, если они не придерживаются этого метода правления. Народные собрания являются конечная цель движения народов по пути к демократии. Народные собрания и народные комитеты представляют собой конечный результат борьбы народов за демократию ».

В предлагаемой Джамахирии все население разделено на Народные съезды, которые избирают Народные комитеты, которые, в свою очередь, образуют второй тур Народных съездов, которые избирают государственные комитеты, выполняющие функцию государственного управления. Вопросы, рассматриваемые на Народных собраниях, окончательно формулируются каждый год на Всеобщем народном собрании. Соответственно, итоги и решения Всеобщего Конгресса доводятся до нижних уровней в обратном порядке.

На Всеобщем народном конгрессе, на котором собраны руководящие органы народных собраний, народные комитеты, профсоюзы и профессиональные ассоциации, обсуждаются наиболее важные общественные вопросы и принимаются окончательные законодательные решения.

В первой части «Зеленой книги» Каддафи также излагает свои взгляды на свободу слова. По его словам, «человек как личность должен иметь свободу выражения, и даже если он сумасшедший, он / она должны иметь право свободно выражать свое безумие». Человек как юридическое лицо также может свободно выражать себя как таковое. В первом случае человек представляет только себя, во втором - только группу лиц, образующих юридическое лицо.

«Общество состоит из множества физических и юридических лиц. Следовательно, если человек безумен, это так. не означает, что остальная часть общества тоже сошла с ума. Пресса - это способ выражения общества, а не отдельного лица или организации. Газета, если она принадлежит физическому лицу, выражает только взгляды своего владельца. Утверждение, что она представляет общественное мнение несостоятельно и не имеет под собой основы, потому что в действительности оно выражает взгляды отдельного человека, и с точки зрения подлинной демократии недопустимо, чтобы человек владел печатными СМИ и другими видами средств массовой информации, которые предоставляют общественности информация »

Социализм

Вторая часть« Зеленой книги »-« Решение экономической проблемы (социализм) »- излагает экономический аспект Третьей Международной теории (опубликовано 2 февраля 1978 г.).

Эта часть критикует наемный труд, сравнивая его с рабством, и провозглашает право работника на любой производимый им продукт. Человек должен работать в соответствии со своими полномочиями, а также должен быть в состоянии удовлетворить свои потребности, и все излишки должны быть направлены на накопление общественного богатства. Накопление излишков одним человеком снижает [возможность удовлетворения] потребностей другого человека, и поэтому недопустимо.

В сентябре 1977 года Каддафи выдвинул в качестве основы экономической жизни принцип «самости». -государство в экономике ». В соответствии с этим принципом предполагалось, что предприятия должны быть переданы в коллективное управление тем, кто на них работает. Слоган «Партнеры, а не сотрудники» получил теоретическое обоснование во второй части Зеленой книги, и в ноябре того же года эту идею начали реализовывать на некоторых промышленных предприятиях.

В ходе развития своих экономических идей Каддафи выдвинул еще один лозунг: «Недвижимость - собственность ее обитателя». То есть человек, живущий в доме, был владельцем, а не арендатором. В мае 1978 г. был принят закон, запрещающий сдачу в аренду жилых помещений, а арендаторы становились собственниками сдаваемых в аренду квартир и домов.

Под лозунгом «Партнеры, а не сотрудники» рабочие и служащие под руководством народных комитетов взяли на себя управление предприятиями и учреждениями не только в сфере производства, но и в торговле, а также в предоставлении различных услуг. Бывшие собственники получили компенсацию и возможность участвовать в управлении этими предприятиями, но в «равноправном партнерстве с производителями». Эта кампания была описана как «захват народа» и была формой ликвидации частной собственности на бизнес со стороны высшего и среднего классов.

Функционированию политической системы «Джамахирии» на местах и ​​особенно в производстве препятствовало как сопротивление высших классов, так и недостаточная подготовка к проводимой деятельности и неспособность нового руководства. персонал для управления экономикой. Это привело к недовольству и волнениям среди населения против политических и экономических нововведений ливийского руководства. Некоторые из мусульманского духовенства обвинили Каддафи в «отступлении от Корана».

В ответ власти приложили серьезные усилия для ограничения влияния духовенства. Каддафи провел по телевидению публичный опрос представителей оппозиционного духовенства на предмет Корана. По словам Каддафи, он доказал, что они не могут ответить на его вопросы, и впоследствии использовал это как причину, чтобы лишить некоторых из них права проводить религиозные службы.

Окончательный результат экономических реформ в России. Джамахирия должна была стать «достижением нового социалистического общества», этапом, на котором прибыль и деньги исчезают из общества и оно становится полностью продуктивным, а производство полностью удовлетворяет материальные потребности всех членов общества. На этом этапе прибыль и деньги должны были исчезнуть сами по себе.

Благодаря успешным поискам нефти, начатым в 1961 году, Ливия стала процветающим государством с самым высоким доходом на душу населения в Африке. В 1970 году цены на нефть на мировых рынках значительно выросли, что привело к накоплению значительных средств в Ливии, как поставщике нефти в западные страны. Государственные доходы от экспорта нефти должны были использоваться для финансирования городского развития и создания современной системы социального обеспечения.

В то же время, чтобы повысить международный престиж Ливии, огромные суммы были потрачены на создание хорошо оснащенной современной армии. На Ближнем Востоке и в Северной Африке Ливия служила носителем идей арабского национализма и непримиримым врагом Израиля и США. Резкое падение цен на нефть в середине 1980-х годов и санкции ООН за укрывательство палестинских сепаратистов (в 1992 году) привели к значительному ослаблению Ливии. 12 сентября 2003 г. Совет Безопасности ООН снял санкции, введенные в 1992 г.

Общественный аспект теории

Третья часть - «Общественный аспект Третьей Международной теории» была опубликована 1 июня 1979. Это касалось многих аспектов жизни, включая женщин, систему образования, спорт и слияние языков мира. В этой части представлено глобальное видение правильного сосуществования. Основные принципы сводятся к следующему: каждая нация должна иметь свою собственную религию и должна осознавать важность непрерывной социальной цепи («семья - племя - нация - мир», «от малого к великому»)..

Согласно «Зеленой книге»: «если национальный дух сильнее религиозного духа, то борьба между разными народами, которые раньше объединялись в одну религию, усиливается, и каждая из этих наций достигает независимость, возвращение к характерной для нее социальной структуре ». «Племя - это то же самое, что и семья, но оно увеличилось за счет увеличения роста потомства, то есть племя представляет собой большую семью. Нация - это племя, но племя, которое выросло в результате увеличения потомство, т.е. нация - это большое племя. Мир - это нация, но нация, разделенная на множество наций в результате роста населения, то есть мир - это великая нация ».

« Племя есть естественная социальная защита личности, обеспечивающая его социальные потребности ». В Ливии, согласно принятой социальной традиции, племя коллективно обеспечивает выкуп своих членов, коллективно выплачивая за них выкуп, уплачивая их штрафы, мстя за них и коллективно защищая их.

Особое место в Зеленой книге отведено женщинам, их физическому телосложению и социальной роли в обществе:

  • Первое - «Женщина - человек, как и мужчина»;
  • Во-вторых, женщина - это особь женского пола, а мужчина - мужского пола. Ввиду этого у женщины «обычное заболевание в виде ежемесячных кровотечений, но если этого не происходит, значит, она забеременела».
  • В-третьих - склонность к отказать женщине в ее естественной роли матери и заменить ее яслями - это начало отрицания гуманного человеческого общества и его превращения в биологическое общество, живущее искусственной жизнью (в результате этого в Ливии нет детские сады, и женщина, родив ребенка, никогда больше не ходит на работу).
  • В-четвертых, мужчины в мире растений и животных по своей природе сильны и суровы, а женщины в мире растений и животных мира и народов мира по своей природе красивы и нежны.

Соответственно, Каддафи пришел к выводу, что «права человека принадлежат всем - мужчинам и женщинам, но обязанности не равны».

. Также затрагивается проблема языка: «Люди останутся недоразвитыми, пока не будет общего языка». Однако этот вопрос может быть решен только путем слияния языков в серии этапов, в течение нескольких поколений, при условии, что со временем эти поколения утратят свои унаследованные черты: «чувственное восприятие, вкусы и темперамент своих отцов и дедов».

В Зеленой книге также есть оригинальный взгляд на спорт и зрелище:

  • «Спорт может быть только индивидуальным, как молитва»;
  • «Массовый спорт - это социальная потребность человека. существа, поэтому недопустимо ни со спортивной, ни с демократической точки зрения «передавать» спорт другим [профессионалам] »;
  • « Коллективный спорт - это дело масс »;
  • «Стадионы существуют для того, чтобы ограничить доступ масс к спортивным площадкам»;
  • "бокс и различные виды борьбы предполагают, что человечество не полностью избавилось от пережитков варварства »

Такой подход к спорту привел к тому, что большинство стадионов Ливии были открыты только во время военных парадов, а любые виды борьбы были строго запрещены.

Отношения с исламом

В отсутствие конкретных предписаний для Преобразование общества в так называемый «исламский социализм», Каддафи постоянно вносил коррективы в эту теорию. До «Зеленой книги» ислам считался одной из идей логические источники официальной идеологии, но третья часть этой книги, вышедшая летом 1979 года, не оценивала ее правдивость на основе заповедей ислама.

Напротив, «истинность» самих исламских положений оценивалась с точки зрения их совместимости с теорией. Было заявлено, что движущей силой истории является национальная и социальная борьба. В то же время, как уточнил Каддафи, «если бы мы ограничились поддержкой только мусульман, это было бы примером фанатизма и эгоизма: истинный ислам - это тот, который защищает слабых, даже если они не мусульмане»..

В последующих пояснениях и комментариях к «Зеленой книге» многие ее положения претерпели значительные изменения, но при этом остались основным катехизисом идеологии в Ливии.

Реализация в Ливии

Теория частично была реализована в Ливии. В марте 1977 года была провозглашена «Декларация Сабхи», и республика была преобразована в Джамахирию (Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия ). Те формы частной собственности, которые считались эксплуататорскими, были упразднены (в то время как частный семейный бизнес в сфере услуг был сохранен).

С наступлением глобализации и информационной революции Каддафи немного изменил свою теорию, представив тезис об эпохе больших пространств, в которой национальное государство становится незаметным. Слово «Джамахирия» (арабский : جماهيرية jamāhīriyyah, приблизительно «[состояние] масс») является арабским неологизмом. Это прилагательное женского рода nisba, образованное от термина «джамахир» (массы). Это перекликается с арабским термином «Республика», «Джумхурия» (формально женское прилагательное нисба от джумхур «люди»).

Форма правления Каддафи «Джамахирия» должна была отличаться как от монархии, так и от республики, отсюда и название «Третьей» международной теории.

Политика и правительство Ливии при Каддафи

При Каддафи Ливией управлял военный режим, исповедующий идеи арабского национализма, социализма и ислама. Высшим органом государственной власти был Всеобщий народный конгресс (ВНК), состоящий из представителей народных комитетов. На практике GPC выполнял функции парламента. Его члены избирались на местном и региональном уровнях, хотя часть из них была назначена лично Каддафи. Каддафи также назначил своих министров из числа членов ВКП. Хотя сам Каддафи не занимал никаких официальных постов, он оставался ведущей политической фигурой в Ливии.

Ислам является государственной религией Ливии, но влияние мусульманского духовенства ограничено. В стране объявлена ​​прямая демократия, и доходы от нефти позволяют поддерживать высокий уровень жизни ливийского населения. Присутствие иностранного капитала сокращается, предприятия в сфере крупного и среднего бизнеса принадлежат государству.

Основа справедливости - Коран. Судопроизводство ведется в иерархической системе судов. Мелкие иски рассматриваются в мировых судах. Далее следуют суды первой ступени, апелляционные суды и Верховный суд.

Официальным основным принципом правительства в Ливии было: «Власть, богатство и оружие - в руках народа».

Модификация теории в Ливии

Трансформация ливийского общества в Джамахирию сопровождалась множеством зигзагов и шла медленнее, чем предполагал Каддафи. Созданная им система, возможно, пробудила ливийский народ к политической активности, но, как он должен был признать, «участие народа в правительстве было неполным».

Поэтому на заседании Всеобщего народного конгресса состоялось в городе Сирт 18 ноября 1992 г. было принято решение о создании новой политической структуры: это должно было инициировать переход страны к высшему уровню демократии - «Образцовой Джамахирии». Речь шла о создании вместо первичных общественных собраний (народных съездов) 1500 коммун, которые представляют собой самоуправляемые мини-государства в пределах штата, каждая из которых имеет все полномочия в пределах своего округа, включая выделение бюджетных средств.

Необходимость реорганизации прежней политической системы, как объяснил Каддафи, была в первую очередь связана с тем, что она «не смогла обеспечить подлинную демократию из-за сложности структуры, которая создавала разрыв между массами и руководством. и характеризовалась чрезмерной централизацией ».

В целом после 1992 года Джамахирия проводила политику построения «исламского социалистического общества», в котором доминировал лозунг «Сила, богатство и оружие - в руках народа!».

См. Также

  • флаг Портал Ливии

Примечания

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 09:00:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте