Саси аль-Сури ( арабский : ساطع الحصري, август 1880 - 1968) был османским, сирийским и иракским писателем, педагогом и влиятельным арабским националистическим мыслителем 20 века.
Аль-Хусри сирийского происхождения родился в Сане, Йемен, в семье чиновника из богатой Алеппинской семьи. Частые переезды означали, что он никогда не получал формального образования в медресе, а вместо этого провел годы становления в Мектеб-и Мюлкие, колледже государственного управления в Константинополе.
Прежде чем изучать арабский язык, он выучил турецкий и французский. Когда он говорил, у него, как сообщается, был турецкий акцент.
В 1900 году он окончил Королевскую академию и работал школьным учителем в Янине в Эпире, в то время входившем в состав европейских территорий Османской империи. В этот период он начал проявлять интерес к вопросам национальности и столкнулся с конкурирующими течениями европейского национализма. После пяти лет в Янине он занял высокий административный пост в Македонии, где активно работали офицеры, которые позже сформируют Комитет за союз и прогресс (CUP). После младотурецкой революции 1908 года он был назначен в мае 1909 года директором учительского института Дарюлмуаллимин в Константинополе, где он инициировал серьезные реформы в педагогике и системе государственного образования. В этот период он стал редактором двух важных образовательных обзоров (« Tedrisat-ı İbtidaiye Mecmuası », « Muallim »). С 1910 по 1912 год он посетил европейские страны, чтобы изучить современные методы обучения. Первоначально сторонник османизма и младотурков, с 1916 г. перешел к арабизму.
Османское правительство предоставило аль-Хусри должность генерального директора по вопросам образования в провинции Сирия в начале Первой мировой войны в 1914 году. В 1919 году, после создания независимого арабского государства в Сирии при Фейсале, аль-Хусри переехал в Дамаск, где он был назначен генеральным директором образования, а затем министром образования.
Аль-Хусри последовал за Фейсалом в Ирак в 1920 году после того, как французы наложили свой мандат на Сирию, и с 1921 по 1927 год занимал должность директора общего образования. За это время он опубликовал « Аль-Кираа аль-Халдуния», первый учебник по современному арабскому языку, который был принят министерством образования примерно на столетие. В дополнение к другим должностям, он впоследствии занимал пост главы Высшего педагогического колледжа до 1937 года. В течение этих лет он играл влиятельную роль в продвижении арабского национализма через систему образования и привлекал учителей из Сирии и Палестины для преподавания. Арабская история и культура. По словам Малика Муфти, его «главным достижением было привить политической и военной элите страны постоянную приверженность видению сильного и интегрированного Ирака, которому суждено однажды возглавить весь арабский мир».
В 1941 году националистические армейские офицеры из первого поколения, попавшего под влияние идей аль-Хусри, совершили государственный переворот против пробританской монархии и правительства, на короткое время установив про-осевский режим при Рашиде Али аль-Хусри. Гайлани. Когда британские войска восстановили монархию, аль-Хусри был депортирован, как и более сотни сирийских и палестинских учителей, которых он уговорил приехать в Ирак.
Следующим крупным предприятием Аль-Хусри была реформа системы образования в Сирии. В 1943 году новоизбранный президент Сирии Шукри аль-Куватли пригласил его в Дамаск, тогда еще находившийся под французским мандатом, чтобы составить новую учебную программу в соответствии с принципами арабского национализма для системы среднего образования страны. Аль-Хусри разработал учебную программу, основанную на его националистических идеях, которая значительно уменьшила французский культурный элемент и оторвалась от французской образовательной модели. Несмотря на резкое сопротивление французов и оговорки различных политических деятелей, новая учебная программа была введена в декабре 1944 года, но внезапное изменение вызвало путаницу, а нехватка новых школьных учебников никак не повлияла на ее восприятие. Через год прежняя учебная программа была восстановлена.
В 1947 году аль-Хусри переехал в Каир, заняв должность в Управлении по культуре Лиги арабских государств. Он пробыл там 18 лет, в течение которых написал большую часть своих работ. Он вернулся в Багдад в 1965 году и умер там в декабре 1968 года.
Подход Аль-Хусри к арабскому национализму находился под влиянием европейских мыслителей девятнадцатого века, особенно немецких националистов-романтиков, таких как Гердер и Фихте. Историк Махер Шариф описывает его как имеющего «культурно-сентиментальный» подход к национализму. Концепция нации аль-Хусри является примордиалистской. Он рассматривал нацию как живое существо и, как и другие мыслители его школы, настаивал на ее давнем историческом существовании, даже если ее члены не осознавали этого или отказывались считаться арабом. Для аль-Хусри основными составляющими элементами нации были общий язык и общая история. Он отверг идею о том, что другие факторы, такие как действия государства, религия или экономические факторы, могут сыграть роль в возникновении националистических настроений; это было исключительно эмоциональное явление, возникшее из единства языка и культуры.
Аль-Хусри отверг идею исламской нации на том основании, что она будет охватывать слишком широкие культурные и географические рамки. Он утверждал, что даже если бы это было конечной целью, ее, тем не менее, было бы невозможно достичь без достижения сначала арабского единства. Он также стремился дистанцировать арабский язык от ислама, утверждая, что и арабы, и арабский язык существовали до него.
Аль-Хусри рассматривал местные тенденции как главное препятствие на пути к реализации националистических целей, но он указал на опыт Германии и Италии как на указание на то, что они в конечном итоге будут преодолены. Коммунистический интернационализм также представлял собой угрозу, но к середине 1920-х годов, когда Халифат был отменен, аль-Хусри был уверен, что вызов, брошенный панисламизмом, также побежден.
Шариф заявляет, что аль-Хусри «установил барьер между цивилизацией, с одной стороны, и культурой, с другой, с точки зрения того, что первая, которая включает в себя науку, технологию и способы производства, по сути своей« универсальна », в то время как последний, который включает обычаи и язык, является «национальным» ». Следовательно, арабская нация должна принять все, что Запад может предложить ей в первой сфере, но при этом она должна ревностно сохранять свою собственную культуру. Это различие оказало влияние на более поздних националистических теоретиков.
Аль-Хусри уделял особое внимание вопросам языка - сложной проблеме в арабском мире из-за широко распространенной диглоссии. Он считал, что языковая реформа была необходима, учитывая ситуацию, когда большинство арабов не могли использовать классический арабский язык, универсальный арабский письменный язык, но не могли успешно общаться друг с другом на очень разных диалектах арабского мира. Его предложение заключалось в том, что, по крайней мере, в качестве временной меры до улучшения образования, следует разработать несколько упрощенную форму классического арабского языка, которая должна быть в некоторой степени ближе к разговорным диалектам, но при этом сохранить свое положение универсального языка, который должен быть обычно говорят все арабы.