Ирак Фейсал I

редактировать
Король Сирии и Ирака 20-го века

Король Ирака
Фейсал I. يصل الأول
Фейсал I, король Сирии и король Ирака cropped.jpg Король Ирака Фейсал около июня 1933 года
Король Ирака
Правление23 августа 1921 - 8 сентября 1933 года
ПредшественникВоенная оккупация
ПреемникГази I
Премьер-министры См. Список
Король Сирии
Правление8 Март 1920 - 24 июля 1920
ПредшественникВоенная оккупация
ПреемникМонархия упразднена
Премьер-министрыСм. Список
Родился(1885-05-20) 20 мая 1885. Мекка, Османская империя
Умер8 сентября 1933 (1933-09-08) (48 лет). Берн, Швейцария
ЗахоронениеКоролевский мавзолей, Ad Хамия
СупругаХузайма бинт Насер
ПроблемаПринцесса Ирака Азза. Принцесса Ирака Раджиха. Принцесса Ирака Раифа. Король Гази I. Ирака.
Полное имя
Фейсал бин Хусейн бин Али аль-Хашеми
Дом Хашимит
ОтецХусейн бин Али
МатьАбдия бинт Абдулла
Религиясуннитский ислам

Фейсал Ибн Хусейн бин Али аль-Хашеми (арабский : فيصل بن الحسين بن علي الهاشمي, Файгал аль-Аввал ибн аль-Хусайн Али аль-Хашими; 20 мая 1883 г. - 8 сентября 1933 г.) был королем Арабского Сирийского королевства или Великой Сирии в 1920 году и был королем Ирака с 23 августа 1921 по 1933 год. Он был третьим сыном Хусейна бин Али, Великого Шарифа Мекки, который провозгласил себя королем арабских земель в октябре 1916 года.

Фейсал способствовал единству между суннитами и шиитами мусульманами, чтобы поощрять общую лояльность и продвигать панарабизм в целях создание арабского государства, включающего Ирак, Сирию и остальную часть Плодородного полумесяца. Находясь у власти, Фейсал попытался разнообразить свою администрацию, включив в состав офисов различные этнические и религиозные группы. Однако попытка Фейсала пан-арабского национализма, возможно, способствовала изоляции определенных групп.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Первая мировая война и арабское восстание
  • 3 После Первой мировой войны
    • 3.1 Участие в мирной конференции
    • 3.2 Великая Сирия
    • 3.3 Соглашение Фейсала-Вейцмана
  • 4 Король Сирии и Ирака
  • 5 Смерть
  • 6 Брак и дети
  • 7 Фильм
  • 8 Родословная
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки
  • 12 Дополнительная литература
Ранняя жизнь

Фейсал родился в Мекке, Османской империи (в современной Саудовской Аравии ) в 1885 г., третий сын Хусейна бин Али, Великого Шарифа Мекки. Он вырос в Стамбуле и узнал о лидерстве от своего отца. В 1913 году он был избран представителем города Джидда в османском парламенте.

после объявления Османской империей войны Антанте в декабре 1914 г. Отец Фейсала отправил его с миссией в Константинополь, чтобы обсудить просьбу османов об участии арабов в войне. По пути Фейсал посетил Дамаск и встретился с представителями арабских тайных обществ аль-Фатат и Аль-Ахд. После посещения Константинополя Фейсал вернулся в Мекку через Дамаск, где он снова встретился с арабскими тайными обществами, получил Дамасский протокол и присоединился к группе арабских националистов Аль-Фатат.

Первая мировая война и арабское восстание
Делегация эмира Фейсала в Версале во время Парижской мирной конференции 1919 года. Слева направо: Рустум Хайдар, Нури ас-Саид, принц Фейсал, капитан Пизани (позади Фейсала), Т. Э. Лоуренс, неизвестный член его делегации, капитан Тахсин Кадри.

23 октября 1916 года в Хамра в Вади-Сафра Фейсал встретил капитана Т. Э. Лоуренс, младший офицер британской разведки из Каира. Лоуренс, который представлял себе независимое послевоенное арабское государство, искал подходящего человека, чтобы возглавить хашимитские силы и добиться этого. В 1916–18 Фейсал возглавил Северную армию восстания, которое противостояло османам на территории, которая впоследствии стала западной Саудовской Аравией, Иорданией и Сирией. В 1917 году Фейсал, желая создать империю для себя, а не для своего отца, попытался договориться с османами о соглашении, согласно которому он будет править османскими вилайетами Сирии и Мосулом как вассалом Османской империи. В декабре 1917 года Фейсал связался с генералом Джемалом-пашой, заявив о своей готовности перейти на сторону Османской империи при условии, что они предоставят ему империю, и сказал, что соглашение Сайкса-Пико разочаровало его в Союзники, и он теперь хотел работать со своими единомышленниками-мусульманами. Только нежелание Трех пашей отдать субподряд правящей части Османской империи Фейсалу сохраняло его верность отцу, когда, наконец, до него дошло, что османы просто пытались разделить и победить силы Хашимитов. В своей книге Семь столпов мудрости Лоуренс попытался наилучшим образом осветить двурушничество Фейсала, поскольку это противоречило бы образу, который он пытался продвигать, о Фейсала как верного друга союзников, преданных британцами. и французы, утверждая, что Фейсал всего лишь стремился разделить «националистические» и «исламистские» фракции в правящем Комитете Союза и Прогресса (CUP). Израильские историки Эфраим Карш и его жена Инари написали, что правдивость рассказа Лоуренса остается под вопросом, учитывая, что главный спор внутри КЕП был не между исламистом Джемалом-пашой и националистом Мустафой Кемалем, как утверждал Лоуренс, а скорее между Энвер-пашой и Джемал-пашой. Весной 1918 года, после того, как 21 марта 1918 года Германия начала операцию Майкл, которая на какое-то время должна была предопределить поражение союзников, Фейсал снова связался с Джемалом-пашой с просьбой о мире при условии, что ему будет позволено править Сирия как вассал Османской империи, которую Джемаль уверен в победе, отказался рассматривать. После 30-месячной осады он завоевал Медину, разгромив оборону, организованную Фахри-пашой, и разграбил город. Эмир Фейсал также сотрудничал с союзниками во время Первой мировой войны в их завоевании Великой Сирии и захвате Дамаска в октябре 1918 года. Фейсал стал частью нового Арабское правительство в Дамаске, сформированное после захвата этого города в 1918 году. Роль эмира Фейсала в арабском восстании описана Лоуренсом в «Семи столпах мудрости». Однако точность этой книги, не в последнюю очередь то значение, которое автор придавал своему вкладу во время Восстания, подвергалась критике со стороны некоторых историков, в том числе Дэвида Фромкина.

После Первой мировой войны

Участие в мирной конференции

Сирийское королевство в 1918 году

В 1919 году Эмир Фейсал возглавил арабскую делегацию на Парижскую мирную конференцию и при поддержке знающей и влиятельной Гертруды Белл, выступал за создание независимых арабских эмиратов для преимущественно арабских территорий, ранее принадлежавших Османской империи.

Великая Сирия

Британские и арабские войска заняли Дамаск в октябре 1918 г., за которым последовало Мудросское перемирие. С окончанием турецкого правления в октябре того же года Фейсал помог создать арабское правительство под защитой Великобритании в контролируемой арабами Великой Сирии. В мае 1919 года были проведены выборы в Сирийский национальный конгресс, который собрался в следующем месяце.

Соглашение Фейсала-Вейцмана

Фейсал (справа) с Хаимом Вейцманом в Сирии, 1918 год Коронация принца Фейсала как короля Ирака

4 января 1919 года, эмир Фейсал и доктор Хаим Вейцман, президент сионистской организации, подписали Соглашение Фейсала-Вейцмана об арабо-еврейском сотрудничестве, в котором Фейсал условно принял Декларацию Бальфура, официальное заявление от имени британского правительства Артура Бальфура, обещающее британскую поддержку развитию еврейской родины в Палестине. После того, как арабским государствам была предоставлена ​​автономия от европейских держав, спустя годы после Соглашения Фейсала-Вейцмана, и эти новые арабские страны были признаны европейцами, Вейцман утверждал, что, поскольку выполнение в конечном итоге было сохранено, соглашение о еврейской родине в Палестине все еще остается в силе.. На самом деле, однако, у этого долгожданного партнерства было мало шансов на успех, и к концу 1920 года он оказался мертвой буквой. Фейсал надеялся, что сионистское влияние на британскую политику будет достаточным, чтобы предотвратить французские замыслы в Сирии, но сионистское влияние никогда не могло конкурировать с Французские интересы. В то же время Фейсалу не удалось заручиться значительной симпатией среди своих сторонников из арабской элиты к идее еврейской родины в Палестине даже при свободном арабском сюзеренитете.

Король Сирии и Ирака
Фейсал в традиционной одежде

7 марта 1920 года Фейсал был провозглашен королем Арабского королевства Сирия (Великий Сирия) правительством Сирийского национального конгресса Хашима аль-Атасси. В апреле 1920 года конференция в Сан-Ремо дала Франции мандат на Сирию, что привело к франко-сирийской войне. В битве при Майсалуне 24 июля 1920 года французы победили, и Фейсал был изгнан из Сирии.

В марте 1921 года на Каирской конференции британцы решили что Фейсал был хорошим кандидатом для управления британским мандатом в Ираке из-за его очевидного примирительного отношения к великим державам и на основании совета Т. Е. Лоуренса, более известного как Лоуренс Аравийский. Но в 1921 году мало кто из жителей Ирака знал, кто такой Фейсал, или когда-либо слышал его имя. С помощью британских официальных лиц, включая Гертруду Белл, он успешно провел кампанию среди арабов Ирака и заручился поддержкой населения суннитского меньшинства. Однако шиитское большинство отнеслось к Фейзалу равнодушно, и его появление в шиитском порту Басра было встречено безразлично.

Британское правительство, держатели мандатов в Ираке, были обеспокоены беспорядками в колонии. Они решили отойти от прямого управления и создать монархию во главе Ирака, сохраняя при этом свой мандат. После плебисцита, показавшего 96% голосов, Фейсал согласился стать королем. 23 августа 1921 года он стал королем Ирака. Ирак был новым образованием, созданным из бывших османских вилайетов (провинций) Мосул, Багдад и Басра. Османские вилайеты обычно назывались в честь их столицы, и поэтому вилайет Басра был южным Ираком. На этом фоне не было никакого чувства иракского национализма или даже иракской национальной идентичности, когда Фейсал занял свой трон. Как ни странно, присутствующая группа сыграла God Save the King, поскольку в Ираке еще не было государственного гимна и он не будет до 1932. Во время своего правления в качестве короля Фейсал поощрял пан-арабский национализм, который предполагал, в конечном итоге, объединение французских мандатов Сирии и Ливана с британским мандатом Палестины под его правлением. Фейсал прекрасно понимал, что его власть опиралась на суннитских арабов Ирака, которые составляли меньшинство. Напротив, если бы Сирия, Ливан и Палестина были включены в его царство, то арабы-сунниты составили бы большинство его подданных, сделав арабских шиитов и курдов Ирака меньшинствами. Более того, арабские шииты Ирака традиционно смотрели на Персию как на лидерство, и объединяющий клич панарабизма мог бы объединить арабских суннитов и шиитов вокруг здравого смысла арабской идентичности. В Ираке большинство арабов были шиитами, которые не ответили на призыв к Шарифу Хусейну присоединиться к «Великому арабскому восстанию», поскольку Шариф был суннитом из Хиджаза, что сделало его вдвойне аутсайдером. Вместо того чтобы рисковать гневом османов ради такого аутсайдера, как Хусейн, шииты Ирака проигнорировали Великое арабское восстание. В Османской империи государственной религией был суннитский ислам, и шииты были маргинализованы из-за своей религии, что сделало шиитское население более бедным и менее образованным, чем суннитское население.

Статуя короля Фейсала на площади, названной в его честь, в конце улицы Хайфа в Багдаде

Фейсал стимулировал приток сирийских изгнанников и соискателей должности, чтобы улучшить иракско-сирийские отношения. Чтобы улучшить образование в стране, Фейсал нанял врачей и учителей на государственную службу и назначил Сати аль-Хусри, бывшего министра образования в Дамаске, своим директором министерства образования. Этот приток вызвал сильное недовольство местных жителей по отношению к сирийцам и ливанцам в Ираке. Тенденция сирийских эмигрантов в министерстве образования к написанию и выпуску школьных учебников, прославляющих Омейядский халифат как «золотой век» арабов, вместе с весьма пренебрежительными замечаниями об Имаме Али вызвала большое оскорбление в Шиитская община в Ираке вызвала протесты и заставила Фейсала отозвать оскорбительные учебники в 1927 году и снова в 1933 году, когда они были переизданы. Сам Фейсал был толерантным человеком, провозгласившим себя другом шиитской, курдской и еврейской общин в своем королевстве, и в 1928 году критиковал политику некоторых из своих министров, направленную на увольнение всех евреев Ирака с государственной службы, но его политику продвижение пан-арабского национализма для продвижения его личных и династических амбиций оказалось подрывной силой в Ираке, поскольку оно вбивало клин между арабской и курдской общинами. Политика Фейсала приравнивать ватанию («патриотизм» или в данном случае иракство) к тому, чтобы быть арабами, маргинализировала курдов, которые боялись, что им нет места в Ираке, где доминируют арабские страны, даже в государстве, которое приравнивает быть иракцем к тому, чтобы быть арабом.

Фейсал также разработал автомобильные маршруты по пустыне из Багдада в Дамаск и Багдада в Амман. Это привело к большому интересу к месторождению Мосул и, в конечном итоге, к его плану построить нефтепровод к средиземноморскому порту, который поможет Ираку экономически. Это также привело к усилению стремления Ирака к большему влиянию на арабском Востоке. Во время своего правления Фейсал приложил большие усилия, чтобы превратить армию Ирака в мощную силу. Он попытался ввести всеобщую военную службу, чтобы добиться этого, но это не удалось. Некоторые считают это частью его плана по продвижению своей панарабской повестки дня.

Королевский штандарт как король Сирии Королевский штандарт как король Ирака

Во время Великого сирийского восстания против французского владычества в Сирии Фейсал не особенно поддерживал повстанцев отчасти потому, что британского давления, отчасти из-за его собственного осторожного характера, и главным образом потому, что у него были основания полагать, что французы были заинтересованы в том, чтобы поставить Хашимита для управления Сирией от их имени. В 1925 году, после восстания сирийских друзов, французское правительство начало консультироваться с Фейсалом по сирийским вопросам. Он посоветовал французам восстановить власть хашимитов в Дамаске. Французы посоветовались с Фейсалом, потому что были вдохновлены его успехом в качестве навязанного лидера в Ираке. Как выяснилось, французы просто подыгрывали Фейсалу, поскольку они хотели создать у него впечатление, что он может быть восстановлен в качестве короля Сирии, чтобы отговорить его от поддержки сирийских повстанцев, и как только они подавили сирийское восстание, они потеряли интерес к Хашимитское правление Сирии.

В 1929 году, когда в Иерусалиме вспыхнули кровавые беспорядки между арабской и еврейской общинами, Фейсал решительно поддержал арабскую позицию и оказал давление на британцев с целью проарабского решения Палестины. кризис. В записке, излагающей его взгляды на Палестину, представленной британскому верховному комиссару сэру Хьюберту Яну 7 декабря 1929 года, Фейсал принял декларацию Бальфура, но только в самом минимальном смысле, поскольку декларация обещала «еврейский национальный дом». Фейсал заявил, что он готов принять Палестинский мандат как «еврейский национальный дом», куда могли бы отправиться евреи, спасающиеся от преследований со всего мира, но он был непреклонен в том, что еврейского государства не существует. Фейсал утверждал, что лучшим решением для Великобритании было предоставление независимости Палестине, которая была бы объединена в федерацию, возглавляемую его братом, эмиром Абдуллой Трансиордании, что позволило бы создать еврейский «национальный дом» под его суверенитетом. Фасиал утверждал, что необходим компромисс, при котором палестинцы откажутся от своей оппозиции еврейской иммиграции в Палестину в обмен на то, что сионисты откажутся от своих планов однажды создать еврейское государство на Святой Земле. Фейсал предпочел решение «палестинского вопроса», которое, как он признал, могло быть непрактичным в данный момент, было для федерации, которая объединила бы Ирак, Сирию, Ливан и Палестину под его руководством.

Фейсал видел Англо-иракский договор 1930 года как препятствие на пути его панарабской программы, хотя и обеспечил Ираку определенную политическую независимость. Он хотел убедиться, что у договора есть встроенная дата окончания, потому что договор еще больше разделил Сирию и Ирак, первый из которых находился под контролем Франции, а второй - под властью Великобритании. Это помешало объединению двух основных арабских регионов, которые играли важную роль в панарабской повестке дня Фейсала. По иронии судьбы, арабские националисты в Ираке положительно восприняли договор, потому что они видели в нем прогресс, который казался лучше, чем арабская ситуация в Сирии и Палестине. Планы Фейсала по созданию более крупного иракско-сирийского государства под его руководством вызвали серьезную оппозицию со стороны Турции, которая предпочла иметь дело с двумя слабыми соседями вместо одного сильного, а также со стороны короля Египта Фуада и Ибн Сауда, которые оба считали себя законными лидеры арабского мира. Когда Нури аль-Саид посетил Йемен в мае 1931 года, чтобы спросить имама Яхья Мухаммад Хамид ад-Дина, заинтересован ли он в присоединении к «Арабскому альянсу» под руководством Фейсала, имам ответил с растерянным взглядом, какова была бы цель «арабского альянса», и объяснить значение фразы «арабский мир», с которой он был незнаком.

Фейсал и Мустафа Кемаль во время визит в Турцию

В марте 1932 года, всего за несколько месяцев до обретения независимости, Фейсал написал меморандум, в котором жаловался на отсутствие иракской национальной идентичности, написав:

«Ирак - это королевство, которым управляет суннитское арабское правительство, основанное на обломках. Османского правления. Это правительство управляет курдским сегментом, большая часть которого невежественна, включая людей с личными амбициями, которые заставляют его покинуть его [правительство] под предлогом того, что оно не принадлежит к их этнической принадлежности. [Правительство также правит] невежественным шиитским большинством, принадлежащим к той же этнической принадлежности. правительства, но преследования, обрушившиеся на них в результате турецкого правления, не позволившие им принять участие в управлении и осуществлять его, вбили глубокий клин между арабским народом, разделенным на эти две секты. К сожалению, все это заставило это большинство или тех, кто питает особые устремления, в том числе религиозных, соискателей постов без квалификации и тех, кто не получил материальной выгоды от нового правила, притвориться, что их все еще преследуют, потому что они шииты ».

Фейсал I, король Ирака

В 1932 году британский мандат закончился, и Фейсал сыграл важную роль в обеспечении независимости своей страны. 3 октября Королевство Ирак присоединилось к Лига Наций.

В августе 1933 года такие инциденты, как бойня в Симеле, вызвали напряженность между Соединенным Королевством и Ираком. Премьер-министр Рамси Макдональд приказал Верховному комиссару Фрэнсис Хамфрис в Ирак сразу после того, как узнал об убийстве ассирийских христиан. Британское правительство потребовало, чтобы Фейсал остался в Багдаде, чтобы наказать виновных, будь то христианин или мусульманин. В ответ, Фейсал телеграфировал в иракское представительство в Лондоне: «Хотя все нормально сейчас в Ираке и, несмотря на мое подорванное здоровье, я буду ждать прибытия сэра Фрэнсиса Хамфриса в Багдад, но нет причин для дальнейшего беспокойства. Сообщите британскому правительству содержание моей телеграммы ".

В июле 1933 года, прямо перед смертью, Фейсал отправился в Лондон, где выразил свою тревогу по поводу нынешнего положения арабов, возникшего в результате арабской - Еврейский конфликт и рост еврейской иммиграции в Палестину по мере ухудшения политической, социальной и экономической ситуации в арабских странах. Он попросил британцев ограничить еврейскую иммиграцию и покупку земли.

Смерть
Король Могила Фейсала в Багдаде

Король Фейсал умер от сердечного приступа 8 сентября 1933 года в Берне, Швейцария. На момент смерти ему было 48 лет. Фейсал сменил трон от его старшего сына Гази.

Площадь названа в его честь в конце Хайфы, Багдад, где стоит его конная статуя. Статуя была сбит с ног после свержения монархии в 1958, но позже восстановлен.

Брак и дети

Фейсал был женат на Хузе Има бинт Насер и имела с ней одного сына (короля Гази) и трех дочерей:

Film

Фейсал изображался в фильмах по крайней мере четыре раза: в Сирокко (1951), посвященном сирийскому восстанию против Франции, которого играет Джефф Кори ; в эпосе Дэвида Лин Лоуренс Аравийский (1962), которого играет Алек Гиннесс ; в неофициальном продолжении «Лоуренса», Опасный человек: Лоуренс после Аравии (1990), которого играет Александр Сиддиг ; и в фильме Вернера Херцога Королева пустыни (2015), которого играет. На видео он был изображен в Приключениях молодого Индианы Джонса : Глава 19 Ветры перемен (1995) Энтони Заки.

Родословная
  • v
  • t
Хашемиты
}}
Хашим. (одноименный предок).
Абд аль-Мутталиб
Абу Талиб Абдаллах
Мухаммад. (Исламский пророк ).
Али. (четвертый халиф ).Фатима
Хасан. (пятый халиф ).
Хасан аль-Му'танна
Абдулла
Муса аль-Джаун
Абдулла
Муса
Мухаммад
Абдулла
Али
Сулейман
Хусейн
Исса
Абд аль-Карим
Мута'ин
Идрис
Катада. (Шариф из Мекки ).
Али
Хасан. (Шариф из Мекки ).
Абу Нумайи I. (Шариф из Мекки ).
Румайтаха. (Шариф из Мекки ).
'Аджлан. (Шариф из Мекки ).
Хасан. (Шариф Мекки ).
Баракат I. (Шариф Мекки ).
Мухаммад. (Шариф Мекки ).
Баракат II . (Шариф Мекки ).
Абу Нумайй II. (Шариф Мекки ).
Хасан . (Шариф Мекки ).
Абдулла. (Шариф Мекки ).
Хусейн
Абдулла
Мухсин
Ауон, Раи Аль-Хадала
Абдул Му'ин
Мухаммад. (Шариф Мекки ).
Али
Монарх Хусейн. (Шариф Мекки Король Хиджаза ).
Монарх Али. (К. хиджаза ).Монарх Абдулла I. (Король Иордании ).Монарх Фейсал I. (Король Сирии Король Ирака ).Зейд. (претендент на Ирак ).
'Абд Аль -Ила. (Регент Ирака ).Монарх Талал. (Король Иордании ).Монарх Гази. (Король Ирака ).Раад. (претендент на Ирак ).
Монарх Хусейн. (Король Иордании ).Монарх Фейсал II. (Король Ирака ).Зейд
Монарх Абдулла II. (Король Иордании ).
Хусейн. (Наследный принц Иордании ).

.

См. Также
  • flag Иракский портал
  • icon Азиатский портал
  • icon Портал Первой мировой войны
Ссылки
Внешние ссылки
Дополнительная литература
  • Масальха Н. (октябрь 1991 г.). «Панарабизм Фейсала, 1921–33». Ближневосточные исследования. 27 (4): 679–693. doi : 10.1080 / 00263209108700885. JSTOR 4283470.
  • Саймон, Реева С. (июнь 1974 г.). «Хашимитский« заговор »: попытки объединения хашимитов, 1921–1958». Международный журнал исследований Ближнего Востока. 5 (3): 314–327. doi : 10,1017 / s0020743800034966. JSTOR 162381.
  • Аллави, Али А. (2014). Фейсал I из Ирака. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-12732-4.
  • Трипп, Чарльз (2007). История Ирака (3-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-87823-4.
Ирак Фейсал I Дом Хашим Родился: 20 мая 1883 года Умер: 8 сентября 1933 года
Королевские титулы
Новое создание . Арабское восстание Король Сирии. 8 марта 1920 - 24 июля 1920Королевство упразднено. Установлен мандат Франции (Субхи Баракат как Президент Сирии )
Новое создание . Каирская конференция Король Ирака. 23 августа 1921 - 8 сентября 1933Преемник. Ази I
Титулы под предлогом
Новое творение . Упразднение королевства. Установление французского мандата- ТИТУЛАР - . Король Сирии. 24 июля 1920 г. - 8 сентября 1933 г.. Причина нарушения правопреемства:. Царство упразднено в 1920 г.Преемник. Кази I
Последняя правка сделана 2021-05-20 09:26:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте