Часть серии о |
Культура Финляндии |
---|
История |
Люди |
Языки |
Мифология и фольклор |
Кухня |
Фестивали |
Религия |
Изобразительное искусство |
Литература |
Музыка и исполнительское искусство |
СМИ |
Спорт |
Памятники |
Символы |
|
|
Музыка Финляндии | |
---|---|
Жанры | |
Особые формы | |
Этническая музыка | |
Традиционная музыка | |
Другая музыка | |
Региональная музыка | |
Местные формы | |
Связанные области |
|
|
Музыка Финляндии можно условно разделить на категории народной музыки, классического и современного музыкального искусства и современной популярной музыки.
Народная музыка Финляндии принадлежит к более широкой музыкальной традиции, которая была распространена среди прибалтийско-финских народов и исполнялась в так называемом метре Калевалы. Хотя старинные народные песни становились все реже в западной Финляндии, они оставались обычными в восточных частях страны, в основном в Карелии. После выхода «Калевалы» этот вид пения снова стал набирать популярность. На западе страны преобладают более распространенные традиции северной народной музыки. У саамов северной Финляндии есть свои музыкальные традиции, в совокупности саамская музыка. Финская народная музыка в последние десятилетия пережила возрождение корней, а также стала частью популярной музыки.
В области классической и современной художественной музыки Финляндия произвела пропорционально исключительное количество музыкантов и композиторов.
Современная популярная музыка включает в себя известную сцену хэви-метала, как и другие страны Северной Европы, а также ряд известных рок- и поп-групп, джазовых музыкантов, исполнителей хип-хопа и создателей танцевальной музыки. Существует также Schlager сцена с танцами эстрады, где местное разнообразие танго также популярны.
В Финляндии существуют две основные традиции народной музыки, а именно музыка калевальской формы и скандинавская народная музыка или музыка пелиманни ( северогерманский спельман, «музыкант»). Первый считается старшим. Его наиболее важная форма называется рунонлауланта («пение стихов», или пение), которая традиционно исполняется в хореическом тетраметре с использованием только первых пяти нот шкалы. Используя аллитерацию, этот тип пения использовался для рассказа историй о таких героях, как Вяйнямейнен, Лемминкяйнен и Куллерво. Песни запоминались, а не записывались, и исполнялись солистом или солистом и хором в антифонии (см.: Калевала ). Vantaa Камерный хор является примером хор, который поет такие стихи в современных обработках.
Суомен лаулу в исполнении хора в 1929 году.Музыка пелиманни - это финская версия скандинавской народной танцевальной музыки, и она тональна. Он пришел в Финляндию из Центральной Европы через Скандинавию, начиная с 17 века, а в 19 веке заменил калевальскую традицию. Музыка пелиманни обычно игралась на скрипке и кларнете. Позже использовались также фисгармония и различные типы аккордеонов. К распространенным танцам в традициях пелиманни относятся полька, мазурка, шоттише, кадриль, вальс и менуэт.
Рифмовое пение на санях, называемое рекилаулу, также стало популярным в 17 веке. Несмотря на сопротивление большинства церквей Финляндии, рэкилаулу оставался популярным и сегодня является обычным элементом в поп-песнях. С 1920-х годов несколько популярных финских исполнителей использовали рэкилаулу как неотъемлемую часть своего репертуара. Ранние пионеры в этой области поп - rekilaulu включен Артур Кайлендер, а Эркки Rankaviita, Kuunkuiskaajat и Pinnin Pojat сохранили традиции живы.
В начале 20 века регион Каустинен стал центром новаторства в музыке пелиманни. Фриити Ояла и Антти Ярвеля были скрипачами того времени. Конста Юлха и другие члены Purpuripelimannit (образованной в 1946 году) стали, пожалуй, самой влиятельной группой этого классического периода. Известные финские народные музыкальные группы сегодня в традиции Каустинена включают JPP, Frigg (хотя частично норвежский) и Troka. Группа, больше ориентированная на более ранние традиции пения Калевалы и кантеле, - это Вярттина. Другой важный современный народный музыкант - аккордеонистка Мария Каланиеми.
Сикерма Лаулаунайтельмаста выступила в 1929 году.Сегодня к распространенным инструментам относятся также трубы, рожки и свисток. Важными музыкальными виртуозами являются Лина Йоутсенлахти, Теппо Репо и Вирпи Форсберг. Более традиционные финские инструменты включают кантеле, который представляет собой хордофон, который использовался в « Калевале » героем Вяйнямёйненом. Более примитивные инструменты, такие как jouhikko ( смычковая лира ) и säkkipilli (финская волынка ) вышли из употребления, но теперь обретают новую популярность в народном возрождении.
В 20 - м веке, влияния от современной музыки и танцев, таких как джаз и фокстрот привело к своеобразнейше финских форм танцевальной музыки, таких как хумппа и Енка.
Сами северной Финляндии, Швеции и Норвегии известны высоко духовных песен, называемых йойк, напоминающим несколько типов американских индейцев пение. Это же слово иногда относится к песням lavlu или vuelie, хотя это технически неверно. Хип - хоп исполнитель АМОК известен постукивание в Инари саами, языке саами из района Инари.
В 18 веке в Турку были организованы публичные концерты, и Эрик Тулиндберг написал шесть очень известных струнных квартетов. После присоединения Финляндии к России в 1809 году города Вийпури и Хельсинки стали культурными центрами, и опера стала очень популярной. Первая финская опера была написана немецким композитором Фредриком Пациусом в 1852 году. Пациус также написал национальный гимн Финляндии Maamme / Vårt land (Наша земля) и в 1838 году основал Akademiska Sångföreningen, старейший до сих пор действующий хор в Финляндии.
В 1874 году было основано Общество культуры и просвещения (Kansanvalistusseura), чтобы предоставить возможности для художественного самовыражения, начиная с фестиваля Ювяскюля в 1881 году. Фестиваль, основанный на эстонских корнях, существует до сих пор. В 1883 году был основан хор Хельсинкского университета (Ylioppilaskunnan Laulajat) как один из немногих хоров, говорящих на финском языке в основном на шведском языке. В том же году дирижер Роберт Каянус основал так называемый Хельсинкский филармонический оркестр, а Мартин Вегелиус основал то, что сейчас известно как Академия Сибелиуса.
В 1890-е годы распространился финский национализм, основанный на « Калевале», и Жан Сибелиус прославился вокальной симфонией « Куллерво». Вскоре он получил стипендию на изучение поэтических певцов в Карелии и продолжил свое восхождение как первый выдающийся финский музыкант. В 1899 году он написал « Финляндию», сыгравшую важную роль в обретении Финляндией независимости. Он остается одним из самых популярных национальных деятелей Финляндии и является символом нации.
Наряду с Сибелиусом национальный романтизм породил ряд композиторов, которые внесли свой вклад в формирование особого финского музыкального стиля. Хейно Каски был композитором небольших произведений камерной музыки, обширная продукция Эркки Мелартина включает шесть симфоний, Юрьё Килпинен сочинил огромное количество сольных песен, а также Леэви Мадетоя, Тойво Куула. В 1930-е годы стали популярны такие композиторы, как Ууно Клами и Юрьё Килпинен. Подход Килпинена был несколько националистическим, тогда как Клами имел карельское влияние, а также склонялся к французским моделям.
В Финляндии очень живая классическая музыка. Композиторов сопровождает большое количество великих дирижеров, таких как Микко Франк, Эса-Пекка Салонен (также известный композитор), Юкка-Пекка Сарасте, Осмо Вянска, Сусанна Мялкки, Лейф Сегерстам и Сакари Орамо OBE. Многие финские певцы и инструменталисты также добились международного успеха. Среди них оперные певцы Мартти Талвела, Карита Маттила, Матти Салминен, Сойле Исокоски и Топи Лехтипуу, пианисты Ральф Готони, Олли Мустонен и Паавали Юмппанен, а также кларнетист Кари Крикку и скрипач Пекка Куусисто. Практически все выдающиеся финские музыканты исполняют как классическую, так и современную художественную музыку, старая и новая музыка неотделимы друг от друга.
Открытие новой Финской национальной оперы в 1993 году и нового Helsingin Musiikkitalo в 2011 году укрепило позиции классической и художественной музыки в национальной инфраструктуре. Сеть оркестров в Финляндии может быть пропорционально самой плотной в мире, с 30 оркестрами-членами Ассоциации финских симфонических оркестров.
Айно Акте и другие известные оперные певцы основали Финскую оперу в 1911 году. На следующий год Акте также начал фестиваль в Савонлинне ; это было предшественником оперного фестиваля в Савонлинне, который стартовал в 1960-х, незадолго до того, как новая финская опера стала известной в 1970-х. «Похьялайся» Леэви Мадетоя 1924 года, оперная аллегория о российском угнетении в предыдущие десятилетия, стала популярной в 1920-х годах. Примерно в то же время Аарре Мериканто написал оперу « Юха» на либретто Айно Акте, который отверг ее и попросил Леэви Мадетоху написать вместо нее другую версию; Джуха Мериканто была впервые исполнена после смерти композитора в 1958 году и в настоящее время считается недооцененным шедевром.
Аулис Саллинен положил начало новой волне финской оперы в 1970-х с «Всадника» и «Красной линии». Красная линия вскоре была признана во всем мире благодаря многочисленным репродукциям в Москве, Лондоне и Нью-Йорке. Наряду с сценическими работами Саллинена опера Йоонаса Кокконена « Последние искушения» внесла большой вклад в новый подъем финской оперной музыки. Более поздние основные оперы финских композиторов, включают среди прочих Саариахо «s L'Amour де поясницы и Адрианы матер, а также Олли Кортекангас » s ИСАНе tyttö ( „Девушка папы“).
Первая волна постклассической музыки в Финляндии зародилась в 1920-х годах благодаря молодым модернистам Аарре Мериканто, Вяйне Райтио и Сулхо Ранта. Однако это движение было приручено растущими националистическими тенденциями в искусстве перед Второй мировой войной. В 1940-х годах Эрик Бергман и Йоонас Кокконен приобрели популярность и внесли важные технические новшества в финскую музыку. Новое поколение финских композиторов, таких как Эйноухани Раутаваара и Уско Мериляйнен, обратилось в модернизм, а неоклассический стиль нашел свое отражение в музыке Эйнара Энглунда. В 1950-х годах международное внимание к финской музыке возросло, и вскоре это помогло модернизировать финскую музыку.
Формирование ушей открыто! Общество 1977 года оказалось серьезным изменением в финском музыкальном искусстве. Из его кругов вышло несколько композиторов и музыкантов, добившихся всемирного успеха, например, дирижер-композитор Эса-Пекка Салонен, композиторы Ээро Хямеенниеми, Кайя Саариахо, Магнус Линдберг и Юни Кайпайнен. Раннее открытие ушей! Общество внимательно следило за центральноевропейским модернизмом в духе Пьера Булеза и Карлхайнца Штокхаузена, но также проявляло большой интерес к композиторам послевоенной польской школы, таким как Витольд Лютославский. Уши открыты! последовало формирование Avanti! Камерный оркестр 1983 года, который предоставил композиторам и инструменталистам прекрасную платформу для представления новых произведений и стилистических течений в Финляндии.
В 21 веке модернистское движение несколько ослабло, но все еще представлено такими композиторами, как Вели-Матти Пуумала и Лотта Веннякоски. Юхани Нуорвала - редкий минималист, тогда как Осмо Тапио Ряйхала и Себастьян Фагерлунд больше склоняются к постмодернизму.
Даже выполнение современных арт музыкальных цветов в Финляндии, специализированные группы, как Uusinta камерного ансамбля и Загроса. Важнейшими площадками для современной художественной музыки являются известные фестивали Time of Music в Виитасаари, Musica nova Helsinki и Tampere Biennale, а также серия концертов Klang Concert Series в Хельсинки.
Iskelmä (происходит от немецкого слова Schlager, что означает хит) - традиционное финское слово, обозначающее легкую популярную песню. Георг Мальмстен начал свою карьеру в 1930-х годах. После Второй мировой войны и до-рок музыки такие имена, как Олави Вирта или Тапио Раутаваара, например, были среди самых популярных певцов-мужчин в Финляндии, а Тойво Кярки и Рейно Хелисмаа - самыми популярными авторами песен. Такие зарубежные музыкальные жанры, как танго, нашли бы свою отечественную аудиторию как финское достояние. Лайла Киннунен, Карола, Анникки Тяхти, Брита Койвунен и Виено Кекконен были одними из самых известных финских певиц того времени. С конца 1960-х годов Ирвин Гудман ( он же Антти Хаммарберг), сочетавший искельмские и протестные песни, приобрел популярность благодаря юмористическим мелодиям, сочиненным Векси Салми, который стал одним из самых кропотливых сочинителей текстов для других финских исполнителей. Юха «Ватт» Вайнио был еще одним популярным автором песен, известным не только финскими исполнениями многих международных хитов, но также своими собственными песнями и самостоятельным исполнителем. В 1970-е годы чрезвычайно успешные записи компиляций различных исполнителей "Finnhits" продолжили традицию искельма. Также сельская приправленная хумппа окажется успешной вариацией iskelmä, позже пародировала группу Eläkeläiset. Другие популярные финский iskelmä певцы среди всех Katri Елены, Дэнни (он же Илкк Липсан ), Фреди, Эйно Грон, Эркки Джунккаринен, Фредерик (аки Илкка Sysimetsä), Марион Рунг, Тапаните Кансы, Кирка (он же Кирилл Babitzin), Матти и Teppo, Яри Силланпяя и Кикка Сирен. За ежегодным конкурсом песни «Евровидение » жадно следят в Финляндии и с энтузиазмом принимают участие певцы, избранные национальным жюри на конкурс, и наконец добились успеха в 2006 году с мелодичной тяжелой рок-группой Lordi.
Как и финская музыка в целом, искельма написана в основном на минор, хотя из этого правила есть много исключений. Мелодии имеют отчетливый финский «привкус», который в некоторой степени связан с русскими и итальянскими мелодиями и гармониями, хотя также можно услышать скандинавское и англо-американское влияние.
Музыка Искельма - это в основном танцевальная музыка, и она в основном, если не исключительно, исполняется на танцевальных сценах и залах по всей стране. Самый известный и, возможно, самый любимый и уважаемый, хотя и не самый исполняемый или танцевальный жанр танцев - это танго. Ярким свидетельством этого является то, что ежегодный финский конкурс художников-искельмей носит название « Тангомарккинат », что означает «Рынок танго»; Многие из суперзвезд современной Искельмы выиграли этот конкурс, и это главное зрелище в Финляндии, даже в некоторой степени сопоставимое с фестивалем Сан-Ремо в Италии.
Искельма - это, как правило, негородская музыка, и ее наибольшая популярность приходится на сельскую местность и небольшие города.
Традиционно аккордеон был основным инструментом в музыке искельма, и на нем до сих пор играют, но в большинстве случаев он был заменен гитарой, электрическим пианино и синтезатором. Они, с барабанами, электрическим басом и случайным использованием саксофона, образуют основной инструментарий искельмы.
Рок прибыл в Финляндию в 1950-х годах. Love Records, основанная в 1960-х годах, была одним из первых отечественных лейблов, посвященных финской рок-музыке, хотя в список лейбла входили также джазовые и политические песни. В конце 1960-х Blues Section, группа, вдохновленная Джими Хендриксом и The Who, приобрела репутацию «первой финской группы международного уровня». Другой группой, получившей некоторую репутацию, был Apollo, в состав которого входил великий джазовый барабанщик Эдвард Весала. В те первые дни финского рока музыка не имела типичного финского «колорита», и в случае большинства групп деятельность была ограничена исполнением музыки, созданной международными суперзвездами. Вышеупомянутая блюзовая секция позже превратилась в всемирно признанную "супербанду" Wigwam, в которую входил английский певец Джим Пембрук, который также написал тексты и многие мелодии / гармонии для их песен. Однако на заре существования группы были также песни с финскими текстами, написанные Юккой Густафссоном, такие как классическая Luulosairas.
В 1970-е годы прогрессивные рок-группы Wigwam и Tasavallan Presidentti получили признание критиков в Соединенном Королевстве, но слава ускользнула от них. Пекка Стренг был одним из великих пионеров финской рок-музыки с его очень личным прогрессивным фолк-роком и финскими текстами с духовным содержанием. В 2000-х наступил Streng-ренессанс, и одна из его песен даже стала международным клубным хитом. Хард-рок-группа под названием Hurriganes была популярна не только в Швеции, но и в Финляндии, но не за ее пределами. Гектор, Джус Лескинен, Дэйв Линдхольм и многие другие успешные артисты 1970-х годов пели свои тексты на финском языке, и эта тенденция сохраняется и по сей день. В 1970-е годы жанр « суомирок » зародился благодаря новаторской работе художников, упомянутых выше.
Suomirock - слово, буквально означающее финскую рок-музыку. Однако его истинное значение более конкретное: это рок / поп-музыка с финскими текстами. Как жанр и название, он действительно начал свою жизнь в 1980-х годах после панк-движения. Это рок / поп-музыка, которая не только имитирует международные тенденции или иным образом имеет международное звучание и английские тексты, но и является формой рок-музыки, которая является узнаваемой финской и имеет финские тексты. В последнее время все чаще используется термин «суомипоп». Границы между тем, что считается «роком» и «поп-музыкой», стали довольно размытыми и произвольными и во многом зависели от личных предпочтений. Так же, как в какой-то степени с рок / попом и искельмой. Традиционно в искельма-музыке сами артисты, за редким исключением, не писали свои песни или тексты, но на рок-сцене певец / автор песен считался важным. Так и есть, но в 2000-е все более типично, что новые исполнители, такие как победитель конкурса песен Idols Ари Койвунен, исполняют даже тяжелый рок в манере, которая раньше была характерна только для искельмской сцены.
Панк - движение прибыло в Финляндии в 1977 году и имел большое влияние на финской культуре молодежи, Пеллы Милджоон является самым известной финской панк - певицей. Terveet Kädet также положила начало хардкор-панк-волне в Финляндии. Другая популярная группа, Eppu Normaali, также образовалась в этот период (позже изменив свой стиль с панка на рок / поп). В то же время, Финляндия также имела массивное движение Ted от Элвиса и рокабилль поклонников, позже пародировал финскую текстовую панк - группа Liimanarina.
В 1980-х наиболее популярными артистами были панковские динго и тяжелые души Йо, которые пели свои тексты на финском языке. В андерграунде Исмо Аланко, которого многие считают выдающимся финским рок-поэтом, приобрел легендарный статус со своими панковскими группами Hassisen Kone и Sielun Veljet. Кауко Ройхка был еще одним грамотным андерграундным кумиром, музыкально склонявшимся к Velvet Underground. В 1980 - е годы показали короткую международную известность за панк - стиль глэм - рок группы Hanoi Rocks. Hanoi Rocks были названы влиятельными группами, такими как Guns N 'Roses. Smack и Peer Günt были другими успешными финскими группами того же стиля. Хэви-метал был очень популярен в Финляндии в 80-е годы, когда продюсировали такие группы, как Stone, о которых вспоминают с любовью спид-металлисты. Хардкор-панк также популярен в Финляндии, включая такие группы, как Endstand, Abduktio, I Walk the Line и Lighthouse Project.
В начале 1990-х финская рок-пародийная группа The Leningrad Cowboys, перегруппировавшаяся международная рок-комедийная группа, выросшая из финской комедийной группы Sleepy Sleepers, участники которой использовались в качестве актеров в комедийном фильме Аки Каурисмяки « Ленинградские ковбои, идут в Америку», добилась успеха. Успешно гастролировал по Центральной Европе и выступил вживую на церемонии MTV Music Awards в Нью-Йорке в 1994 году вместе с полным хором Red Army, исполнив " Sweet Home Alabama ". Это была самая большая телеаудитория среди всех финских музыкальных исполнителей. Ленинградские ковбои славились эпатажными нарядами, в том числе нелепыми прическами в стиле рок-а-билли и ультратонкими туфлями. Группа не смогла добиться большего успеха в США, но оставалась популярной в некоторых частях Европы.
Хотя финские группы, как правило, пишут свои тексты на английском языке, чтобы оставить свою музыку открытой для стран за пределами коренных финских границ, в 1990-х годах такие группы, как Apulanta, Miljoonasade, Ultra Bra и шаманская арт-панк-группа CMX, нашли свою долю успеха. с финскими текстами. Трудно определить электронный кантри-гараж-рок-группа 22 Pistepirkko получила отличные отзывы в финской рок-прессе и достигла своего рода культового статуса в Центральной Европе. Некоторые другие известные финские культовые рок-группы этой эпохи - это психоделические, Hendrixian Kingston Wall, которые на позднем этапе своего существования далеко вошли в психоделию, под влиянием шаманизма и некоторых жанров электронной танцевальной музыки, а также психоделических, но готических, мрачных и тяжелых. Мана Мана.
Группа, которая недавно добилась коммерческого успеха, называется The Rasmus. После одиннадцати лет совместной работы и нескольких отечественных релизов группа, наконец, покорила Европу. Их альбом Dead Letters был продан 1,5 миллиона копий по всему миру и принес им восемь золотых и пять платиновых обозначений. Сингл " In the Shadows " попал в топ-10 чартов в одиннадцати странах и был самым популярным видео на MTV Europe в 2005 году. Уроженцы Хельсинки выпустили свой следующий альбом Hide From The Sun на внутреннем рынке в 2005 году. дата выпуска 10.10.2006. Чтобы продвинуть релиз альбома в США, группа гастролировала с валлийской группой Lostprophets, группой, которая добилась большого успеха как в Европе, так и в Соединенных Штатах. Новый альбом Black Roses выйдет в сентябре. Продюсировал альбом Десмонд Чайлд, а первый сингл называется Livin 'in a World Without You. Этот альбом был выпущен во всем мире 29 сентября. Сингл livin in a world without you был выпущен 10 сентября 2008 года.
Финляндия известна своими многочисленными исполнителями хэви-метала, в том числе поджанрами дэт-метала, блэк-метала, дум-метала, фолк-метала, пауэр-метала и симфоник-метала.
В Финляндии проходит дум-метал сцена, больше ориентированная на депрессивное настроение этого жанра, вызывающая сильное горе. Группы играют очень медленными темпами и мелодичными тонами, создавая атмосферу мрака и меланхолии. Эта сцена была начата группой Rigor Mortis (которая из-за более старой американской группы с тем же названием изменила свое название на Spiritus Mortis), которая возникла в 1987 году. Среди известных групп - Reverend Bizarre, Minotauri, Dolorian, Shape of Отчаяние, Терготон, Скептицизм и Нечестие.
В конце 1990-х симфоническая группа Apocalyptica исполнила кавер-версии Metallica как квартет для виолончелей и продала полмиллиона пластинок по всему миру. Недавно ушедшие на пенсию Timo Rautiainen и Trio Niskalaukaus были одними из самых популярных металлических коллективов Финляндии в начале 2000-х, поднявшись из пепла культовой группы конца 1980-х - начала 1990-х Lyijykomppania. Детская пауэр-метал группа Hevisaurus также стала популярной, в основном в своей стране.
Несколько финских металлических групп добились значительного всемирного успеха на андеграундной металлической сцене. Некоторыми замечательными примерами таких групп являются Stratovarius и Sonata Arctica, широко известные как одна из лучших в мире групп пауэр-метала, и Children of Bodom с их творческим сочетанием пауэр-метала и мелодик-дэт-метала.
Nightwish считается пионером симфонического металла, который включает в себя пауэр-метал, а также готик-метал в своей музыке. До 2005 года вокалисткой группы было классическое певческое сопрано Тарья Турунен. Группа получила платиновый и золотой сертификаты за продажи своих альбомов во многих странах. стран и является третьим по продажам финским художником. Группа также была номинирована на несколько наград, среди которых 11 премий Emma-gala, награда Echo, музыкальная награда Mtv Europe, награда World Music и награда Metal Storm. В 2000 году группа участвовала в финском отборе на Евровидение и заняла второе место.
Kotiteollisuus, несомненно, одна из самых популярных групп в Финляндии, выпустившая один платиновый и несколько золотых альбомов и получившие награды Emma в 2003 и 2005 годах за лучшую металлическую запись (Helvetistä itään) и лучший DVD (Kotiteollisuus DVD) соответственно.
Совсем недавно финская хард-рок-группа Lordi выиграла песенный конкурс «Евровидение 2006» с рекордными 292 очками, что принесло Финляндии первую победу. Они использовали песню " Hard Rock Hallelujah ", и они отметили это бесплатным концертом на Рыночной площади в Хельсинки, Финляндия, 26 мая 2006 года.
HIM в 2005 годуС начала 2000 года HIM достигли больших продаж и большего международного успеха, чем любая другая группа из Финляндии. Их первый официальный американский релиз Dark Light стал золотым. Несколько финских групп последовали примеру этой группы. Entwine, Lullacry и Poisonblack - это всего лишь несколько финских групп этих жанров.
Другие известные метал-группы - Amorphis, Beherit, Impaled Nazarene, Turisas и Ensiferum.
В Финляндии также есть своя доля хип-хоп-групп, поскольку в конце 1990-х - начале 2000-х годов финская хип-хоп сцена набрала силу. Одна из первых пластинок финского хип-хопа с английскими текстами, восходящая к растущей андеграундной культуре, была записана на Vernissa (C) Manus / (P) Johanna Kustannus в 1991 году группой Damn The Band. Позже в Финляндии появились Nuera с MC's Skem (Генри Капрали) и Dream (Петри Лаурила) из региона Тампере. Первый релиз Nueras датирован 1992 годом. Те же ребята вместе с DJ K2 также стояли за хип-хоп-радиошоу на YleX. Первая популярная хип-хоп группа, нарушившая табу на сочинение рэп-текстов на финском языке (рэп на финском языке не считался серьезным бизнесом, потому что первые исполнители, сделавшие это в начале 1990-х годов, такие как Raptori, Nikke T и Pääkköset, были юмористическим проектом и были популярны в основном среди детей) Fintelligens, возможно, одна из самых успешных хип-хоп-групп в Финляндии. Не будем забывать и о Ceebrolistics: их первый кассетный сингл Sping был выпущен в 1995 году, их тексты были на финском и английском языках. Несколько других важных, очень популярных, но андеграундных групп были MC Taakibörsta, Notkea Rotta и Paleface, и это лишь некоторые из тех, кто принадлежал к той же эпохе.
Сегодня рэп - один из основных жанров финской поп-музыки, и есть много исполнителей, которые достигли большой популярности. Тем не менее, можно сказать, что рэп-сцена - это в первую очередь андеграундное движение. Но даже независимые исполнители, такие как ASA, часто с очень политическими и критическими текстами довольно популярны. Альбом ASA "leijonaa mä metsästän" стал третьим в финском чарте альбомов в 2005 году. Финские рэп-исполнители, такие как Paleface с английскими текстами, не достигли международного успеха. Исключением является / breakbeat- / электро- / хип - хоп-группа Bomfunk эмси, который с их MC Raymond Ebanks стала популярной в Центральной Европе, так как они были самым продаваемым европейский хит - сингл 2000 года « Freestyler » вместе с транс музыки акта Darude международный хит «s " Sandstorm ".
В 1990-х годах новой популярной тенденцией была так называемая музыка евроданса, и у этого стиля также были финские последователи, многие из которых, однако, сегодня совершенно забыты. Несколько групп также написали свои тексты на английском языке, но не попали на международный музыкальный рынок. Если упомянуть нескольких художников, это были Хаусмиллы, Айкаконэ и Моветрон.
Некоторые современные исполнители поп / рок-музыки, такие как Майя Вилккумаа, Санни Куркисуо, Дженни Вартиайнен, Нелли Матула, Ансси Кела, Ирина, Чису, Анна Пуу, Анна Эрикссон, Ханна Пакаринен и Антти Туйску, а также поп-рок-группы, такие как Scandinavian Music Group, и PMMP, очень популярны в Финляндии, и все они в основном поют на финском, что может способствовать их относительно низкой известности на международном уровне. Poets of the Fall - это пример финской поп / рок-группы, которая давно поет на английском языке.
С конца 1990-х - начала 2000-х годов художницы стали играть более заметную роль на финской поп-музыке не только как исполнители, но и как авторы песен. Например, талантливая певица и автор песен Чису, пишущая финские тексты, является хорошим примером этого явления с парой ее песен, которые в будущем могут считаться классикой наряду с песнями Эппу Нормаали, Туомари Нурмио и других.
Некоторые искельма, рок- и поп-песни достигли статуса классических, стандартом для статуса является то, что многие имеют некоторую связь с песней, и это не является «хитом сегодняшнего дня». Хотя различия между «поп», «рок» и «искельма» значительны по социальному значению - стереотипно «искельма» - это музыка для людей старшего возраста и сельской местности, «рок» и «поп» - для молодежи и людей, живущих в городах. - границы между «жанрами» популярной музыки на самом деле довольно расплывчаты. Это, по-видимому, верно, особенно в отношении небольшого числа популярных песен, которые снова и снова исполняются в оригинальной форме или преобразованы в новые музыкальные идиомы и диалекты.
В 2000-х появилось андеграундное движение новой финской народной музыки. Такие артисты, как Joose Keskitalo, Kuusumun Profeetta, Paavoharju и другие, внесли что-то новое на финскую музыкальную сцену, хотя широкой популярности они не достигли. Несмотря на то, что их тексты написаны на финском языке, эти группы также получили международное признание и даже стали культовыми. Также очень известные артисты со статусом «классика» Й. Карьялайнен и Паули Ханхиниеми в своем современном творчестве перешли в сторону фолк-музыки, хотя эта музыка, несмотря на признание критиков, осталась незамеченной. широкая публика.
Еще одно новое явление 2000-х, помимо очень популярных рэп- и андеграундных фолк-сцен, - это « суомиреггае ». Благодаря своим финским текстам с моральным и духовным содержанием эти артисты, такие как Soul-Captain Band, Kapteeni Ä-ni, Jukka Poika и Raappana, также достигли не только культовой, но и более широкой популярности.
Андерграундные сцены различных жанров сейчас очень оживлены в Финляндии, и многие группы и артисты бросают вызов жанровым ограничениям. Хорошим примером является очень популярный финский андерграундный рэп-исполнитель ASA (ранее известный как MC Avain ), который использовал фольклорных исполнителей в качестве аккомпанирующей группы. О таких группах, как Profeetta ja UMU, очень сложно сказать, какой жанр они представляют.
В области электронной музыки Джори Халкконен, а также Джими Тенор и Пан Соник добились всемирного андеграундного успеха в течение десяти лет. В сфере транса Финляндия родила всемирно известных ди-джеев, таких как DJ Orkidea, Alex Kunnari, DJ Proteus, JS16, Super8 amp; Tab, Yotto и Paavo Siljamäki. Другие известные финские исполнители - Месак, Иматран Войма, Mr Velcro Fastener, EODEM, Luomo aka Vladislav Delay, Brothomstates, Lackluster, Pan Sonic, Op: l Bastards и Ovuca. Некоторые из самых известных электронных музыкальных лейблов среди всех Sähkö Recordings, Kahvi Отчетов, Dum Отчетов (управляемый Киммо Rapatti ака Mono Junk ) и Ювяскюля «ы РИКОС записей. Бесспорным пионером финской электронной музыки является Эркки Куренниеми, который построил свои легендарные синтезаторы DIMI в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Есть также финская андеграундная культура психического транса, которая в основном активна в столичном районе Хельсинки. Финский стиль ( суомисаунди ) психотранс-музыки известен во всем мире и имеет заметную аудиторию за рубежом, например, в Японии и России. Главными героями финского пси-транса являются такие артисты, как Mullet Mohawk, Texas Faggott и Squaremeat. Безусловно, самым популярным финским исполнителем электронной музыки является Дарудэ (Вилле Виртанен), который добился международного успеха со своим синглом " Sandstorm ", занявшим первое место в чартах, и следующим хитом "Before the Storm". Его музыка представляет собой сочетание хард-хауса и прогрессивного транса. Финская сцена Hard Dance также приобрела некоторые поклонники, в первую очередь благодаря ди - джею Proteus из Хельсинки, получившему титул лучшего ди-джея на церемонии Hard Dance Awards в 2004 и 2005 годах. В Финляндии также есть популярная и международно признанная хардкор-сцена Freeform, с FINRG лейбл пользуется большим успехом в Великобритании, Австралии, а в последнее время - в Канаде и США.
В экспериментальной электронике, нойзу и эмбиентной электронной музыке Финляндия представлена такими исполнителями, как Петри Кульюнтауста, Pink Twins, Ихокас, Рихмасто, Nemesis, Нико Скорпио, Dystopia, Ozone Player, Winterplanet, Corporate 09, Moya81, Outer Space Alliance.
Джаз пришел в Финляндию в связи с визитом американских иммигрантов в 1926 году. Одним из первых финских джазовых коллективов был Dallapé, который действует и по сей день. Клаус Салми, Ойген Мальмстен, Эрик Линдстрем, Тойво Кярки, Осси Аалто и Кауко Виитамаки - одни из первых профессиональных финских джазовых музыкантов. Джазовые группы в основном давали танцевальные концерты, поэтому музыка должна была подходить для танцев. Популярными жанрами были аккордеон-джаз, регтайм, свинг, джазовый шлягер и вальс.
Первые десятилетия финской джазовой музыки в значительной степени основывались на подражании иностранным образцам для подражания до 1960-х годов, когда новое поколение джазовых музыкантов начало создавать более оригинальную музыку, сочетая американские традиции и влияние финской народной музыки. В эту группу талантливых и хорошо подготовленных музыкантов входили Эса Петман, Хейкки Сарманто, Ээро Койвистойнен и Хенрик Отто Доннер. Эдвард Весала «s и Paroni Paakkunainen » s Soulset группа удалось добиться успеха в международных конкурсах и фестивалях. Первый финский джазовый фестиваль Pori Jazz впервые был организован в 1966 году.
В 1970-х финские джазовые музыканты начали смешивать в своей музыке джаз, фанк и прогрессивный рок. Пекка Пойри, Sakari Kukko, Пекка Pohjola, Юкка Tolonen и Олли Авенлати были одними из самых известных финских джазовых музыкантов в 1970 - е годы. САКАРИ Kukko в Piirpauke играл джаз, который был под сильным влиянием финской народной музыки и прогрессивного рока. Музыка Вигвама и Тасаваллана Президентти обычно считается прогрессивным роком, но в ней также присутствуют элементы джазового фьюжн. Живые концерты часто включали длинные импровизированные соло талантливого виртуоза. УМО Джаз - оркестр был основан в 1975 году, который дал возможность многих финских джазменов, чтобы заработать себе на жизнь, играя джаз.
В 1980-х и 1990-х годах на джазовую сцену пришло больше талантливых, образованных и профессиональных джазовых музыкантов, и финский джаз стал более признанным во всем мире, чем когда-либо. Юкка Линкола, Юкка Перко и Тапани Ринне со своим Риннерадио создавали музыку, сочетающую в себе разные музыкальные стили. Ииро Рантала, Рами Эскелинен и Эерик Сиикасаари основали Trio Töykeät в 1988 году, и к группе пришел интерес во всем мире. Другие известные джазовые музыканты этой эпохи - это Севери Пюйсало, Ленни-Калле Тайпале, Вернери Похьола, Маркус Кетола и Анна-Мари Кяхяра, и это лишь некоторые из них. Марти «Mape» Лаппалайнен основал Espoo Big Band и April Jazz Festival в 1980-х годах.
После 1990-х годов финский джаз развился во многих различных музыкальных направлениях, и даже сэмплеры использовались для создания более уникальных звуков. Квинтет Five Corners, U-Street All Stars и Quintessence играли ню-джаз с элементами электронной и поп-музыки. Оддарранг, Далиндео, Мопо, Теему Вииникайнен, Тимо Ласси, Юкка Эскола, Мануэль Дункель и Микко Иннанен представляют настоящее и будущее финской джазовой музыки. Сегодня в Финляндии более 200 профессиональных джазовых музыкантов.
В то время как возвращение к фолку и социально активной музыке происходило в Соединенных Штатах, Великобритании и других странах мира, возрождение финских корней началось в 1960-х годах. Музыкальный фестиваль Ilmajoki и Kaustinen фольклорный фестиваль, быстро стали музыкальные центры страны и помогли возродить традиционную финскую народную музыку в возрождении корней. «Runosong» возродили новое поколение исполнителей, в том числе Рейо Кела, Киммо Похьонен и Хейкки Лайтинен, создавшие произведение искусства « Калевалы».
Международный фольклорный фестиваль, созданный в 1968 году в Каустинене, был главным событием в популяризации финского народа. 1970-е годы ознаменовались дальнейшим возрождением финской народной музыки, включая таких исполнителей, как Конста Юлхя, JPP и Вярттина. Jylhä и его группа Purppuripelimannit больше всего сделали эту сцену популярной в Финляндии.
В последние годы некоторые не саамские исполнители, в том числе Enigma и Ян Гарбарек, использовали джойк и другие саамские стили в своей музыке, а Мари Бойн из Норвегии, вероятно, является самой всемирно известной саамской звездой. Признанный критиками альбом Теллу Тюркка Suden Aika в 1996 году ознаменовал дальнейшее возвращение рунной песни на финскую музыкальную сцену.
Финская волынка säkkipilli, хотя ранее вымершая, также возрождается народными музыкантами, такими как Петри Прауда.
С 1960-х годов репутация Симфонического оркестра Лахти как одного из самых важных оркестров Скандинавии закрепилась за дирижером Осмо Вянскя ; это способствовало буму популярности оперы в 1980-х годах, в то время как в других местах эта форма все больше воспринималась как архаичная. Оперный фестиваль в Савонлинне вновь открылся в 1967 году.
Мартти Талвела, Карита Маттила и Йорма Хиннинен стали международными оперными звездами, в то время как такие композиторы, как Калеви Ахо, Олли Кортекангас, Пааво Хейнинен, Аулис Саллинен, Эйноухани Раутаваара, Атсо Алмила и Илкка Куусисто, написали успешные оперы, особенно успешные на международном уровне.
В военных оркестрах являются частью вооруженных сил Финляндии. Всего в Финляндии тринадцать военных оркестров. Они относительно небольшие по размеру, но часто усилены другими местными профессиональными ветряными игроками.
Это все полностью профессиональные оркестры с периодической поддержкой призывников: Вдобавок; есть большой военный оркестр, состоящий только из призывников с профессиональными дирижерами, который называется «Призывной оркестр финских сил обороны». В его составе около 60-70 музыкантов, он работает в Лахти и ориентирован на проведение маршевых шоу и масштабных концертов.
Бокс-сет из 3 компакт-дисков под названием «Путеводитель по Скандинавии для новичков» был выпущен Nascente / Demon Music Group в мае 2011 года. Это был первый раз, когда в одном альбоме были объединены различные жанры скандинавской музыки - поп, фолк, джаз и эксперимент.. Финские художники признаки включают Värttinä, Киммо~d Pohjonen, Марию Каланьеми, Вуокко Ховатт, Санны Керки Саонио~d, Ислайю и Wimme.