Женщины в танце

редактировать
Литография А.Э. Шалон (слева направо) Карлотта Гризи, Мари Тальони, Люсиль Гран и Фанни Серрито в Па-де-Катр, 1845 г.

Важное место женщин в танце можно проследить до самых истоков цивилизация. Наскальные рисунки, египетские фрески, индийские статуэтки, древнегреческое и римское искусство и записи придворных традиций Китая и Японии - все это свидетельствует о важной роли, которую женщины играли в ритуальных и религиозных танцах с самого начала. В Средневековье то, что стало известно как балет, зародилось на итальянских придворных фестивалях, когда женщины часто играли роли мужчин. Однако именно во Франции конца 17 века Парижская опера произвела первых знаменитых балерин. В то время как женщины начали доминировать на балетной сцене в 18 веке, именно с появлением романтического балета в 19 веке они стали бесспорным центром притяжения, где звезды играли ведущие роли в произведениях Мариус Петипа, появлявшийся в театрах Европы от Ла Скала в Милане до Мариинского театра в Санкт-Петербурге. В последнее время женщины играли ведущую роль в развитии различных форм современного танца, включая фламенко и экспрессионистский танец.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Античность
    • 1.2 Китай и Япония
    • 1.3 Индия
    • 1.4 Средние века
  • 2 Возникновение балета
  • 3 Романтический балет
  • 4 Балет 20-го века
  • 5 Другие формы танца
    • 5.1 Фламенко
    • 5.2 Современный танец в США
    • 5.3 Экспрессионистский танец
    • 5.4 Танец живота
    • 5.5 Кабаре
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Литература
История

Женщины всегда играли доминирующую роль в танце, как видно из его самой ранней истории, вплоть до появления формальных танцев в 15 веке, которые превратились в балет.

Античность

Наскальные рисунки еще с 6000 г. до н.э. представлены сцены танцующих женщин. Примеры можно увидеть в пещере Аддаута около Палермо и в Рока-дельс-Морос в Каталонии. В Древнем Египте женщины исполняли ритуальные танцы для религиозных церемоний, таких как похороны, о чем свидетельствуют фрески на гробницах фараонов. Самые старые записи организованного танца и профессиональных танцовщиц происходят из Египта. Особенно в Старом Царстве женщины были организованы в группы, известные как кхенер, к которым, по-видимому, мужчины присоединились только на более позднем этапе.

На Индийском субконтиненте тоже. есть ранние свидетельства танцующих женщин, в первую очередь бронзовая статуэтка из Мохенджо-Даро в долине Инда, датируемая примерно 2500 г. до н. э. В то время как раннее участие мужчин в танцевальных ритуалах, по-видимому, было связано с охотой и боями, женский танец был прежде всего связан с плодородием, как сельскохозяйственным, так и человеческим.

Танцы на классическом Крите и Греции, похоже, находились под влиянием танцев Древнего Египта. Есть много примеров древнегреческого искусства VI и V веков до нашей эры, изображающих танцующих женщин. Девы Делоса танцевали в кругу в честь Аполлона, а Терпсихора была музой танца. В VI веке до н.э. хорос стал постоянной чертой греческого театра, в то время как женщины, известные как дионисийки, часто изображаемые на греческих вазах, танцуют по-френси, прославляя Диониса, бога мира. вино. В Древнем Риме певицы и танцоры выступали на ежегодных празднованиях Исиды, которые включали мистические пьесы, представляющие воскресение Осириса.

Библия содержит несколько рассказов о танцах женщин, в частности о праздновании, которое проводила Мириам после перехода через Красное море, когда женщины, как говорят, танцевали и играли в руки. -ударные. После того, как Давид вернулся после убийства Голиафа, женщины вышли петь и танцевать. В Новом Завете Матфей рассказывает историю о том, как Саломея танцевала для Ирода, чтобы получить голову Иоанна Крестителя.

Китай и Япония

В Китае тоже есть долгая зарегистрированная история женщин-танцоров со времен династии Чжоу. (ок. 1046–256 до н. Э.), Достигнув пика в династии Тан (618–907 гг. Н.э.). Хоровые танцы, исполнявшиеся женщинами династии Чжоу, были известны как си. Древние театральные зрелища, называемые байси, вероятно, вовлекали танцующих девушек в платьях с развевающимися шелковыми рукавами. Тексты из периода весны и осени (771–476 до н.э.) содержат описания профессиональных танцующих девушек, в то время как танец Нишан Юйи, созданный императором Ли Лунцзи (685–762), этапы девственницы танцуют как в волшебном мире. В Японии XII века сирабёси были известны своими танцами и поэзией. Одной из самых известных была придворная танцовщица Сидзука, фигурирующая в японской литературе того периода.

Индия

В Индии девять классических танцев. Некоторые из них исполняются исключительно женщинами, например, Мохиниаттам. Другие исполняются с мужчинами, например Катхак.

Средние века

В Средневековье, с распространением христианства по Европе, церковь в целом не одобряла танцы, хотя на народных гуляниях часто танцевали, особенно в начале мая. Во Франции и Италии цепные и круговые танцы, такие как кароль и треска, были популярны с 4 по 14 века. Обычно их танцевали в замкнутом кругу, где мужчины и женщины держались за руки. В Италии оживленное сальтарелло из Неаполя стало популярным в XIV и XV веках. Группы куртизанок в мужских костюмах исполняли танец на маскарадах.

Возникновение балета

В 15 веке в Италии стали проводиться придворные празднества. все более сложные, часто с официальными танцами. Одним из первых мастеров был Доменико да Пьяченца (ок. 1400–1470), который составил руководство по танцам: De arte saltandi et choreas ducendi. Во Франции профессиональные танцы тоже начали формироваться, когда танцоры выступали для Генриха III Франции в Фонтенбло в начале 1580-х годов. Дальнейшие презентации были сделаны для Людовика XIII, который часто сам играл главную роль. Но, прежде всего, во время правления Людовика XIV (1643–1715) были заложены основы так называемого балета. Король не только записал правила танца, но и основал Королевскую академию танца в 1661 году, которая превратилась в сегодняшний балет Парижской оперы. Многие из ранних балетов были созданы итальянско-французским композитором Жаном Батистом Люлли и французским хореографом Пьером Бошаном, которому часто помогал Мольер.

Первоначально женские партии в ранние балеты снимали молодые люди; но в 1681 году молодая женщина, известная как мадемуазель де Лафонтен, танцевала в «Триумфе любви» Люлли. В период с 1681 по 1693 год она стала ведущей балериной по меньшей мере в 18 других постановках Парижской оперы, что доказало первостепенное значение женщин в балете. Де Лафонтен сменила Мария-Тереза ​​де Сублиньи, которая стала первой балериной, выступившей в Лондоне, когда она появилась с Клодом Баллоном в 1699 году. Считалась лучшей балериной своего времени. с красивыми глазами и прекрасной фигурой, Сублиньи танцевала в Парижской Опере с 1688 года до выхода на пенсию в 1707 году.

Следующей ведущей танцовщицей Оперы была Франсуаза Прево (1680–1741), точность, легкость и грация которого внесли большой вклад в классический балет. Она убедила дирижера Жана-Фери Ребеля сочинить сюиты специально для балета. Его Caprice, Boutade, Les Caractères de la danse и La Terpsichore принесли ей немалый успех. В частности, ее личная интерпретация шагов в Caprice послужила примером для других солисток, в то время как она превратила Caractères в последовательность, иллюстрирующую разные типы любовников, как мужчин, так и женщин. Прево обучил двух очень успешных танцовщиц, Мари Камарго (1710–1770) и Мари Салле (1707–1756), которые добавили свои личные предпочтения к своим персонажам, каждая из которых развила индивидуальный стиль. Они займут ее место прима-балерин после того, как она ушла из оперы в 1730 году.

Камарго оказался огромным успехом, не только благодаря ее великолепной работе ног (особенно ее entrechat à quatre ), но потому, что она представила немного более короткие юбки и новые прически. Она также отказалась от обуви на высоком каблуке и ввела танцевальные тапочки, которые облегчили выполнение более сложных упражнений. Танцуя сложные номера, которые раньше исполнялись исключительно мужчинами, Камарго еще больше укрепил имидж балерины.

Салле искал большего от балета, чем искусной демонстрации техники, как это предпочитали сторонники традиционного балета. Она считала, что музыка, шаги, декор и костюмы должны способствовать изящному, выразительному представлению, сочетающему пантомиму с танцем в том, что стало известно как ballet d'action. Поскольку многие в Парижской опере не разделяли ее взглядов, она решила переехать в более либеральный Лондон. В Ковент-Гарден она произвела фурор в 1734 году в роли Галатеи в балете «Пигмалион», который она поставила сама. Отказавшись от обычной одежды балерины, она решила носить простую кисейную тунику и позволить волосам свободно падать на плечи. В следующем году она даже решила одеться мужчиной, исполняя роль Купидона, но отзывы были крайне критичными. В результате она вернулась в Париж, где танцевала в Опере до выхода на пенсию в 1740 году в молодом возрасте 33 лет. После этого она время от времени танцевала для двора в Версале.

В течение второй половины 18 века. главной звездой Парижской оперы была Мари-Мадлен Гимар, которая, возможно, не обладала техникой Салле, но, тем не менее, была известна своими чувственными движениями, многочисленными поклонниками и экзотической одеждой. Среди других звезд Мари Аллар (1738–1802), которая поступила в Парижскую оперу в 1756 году, где ее обучал Гаэтан Вестрис, став не только этюлем, но и его женой. Несмотря на то, что она была довольно тучной и часто беременной, она была известна своей впечатляющей походкой.

Романтический балет

Наиболее успешным периодом для артисток балета были 1830-е и 1840-е годы, когда они стали великими звездами романтического балета. Итальянско-шведская Мари Тальони (1804–1884) не только преуспела в Парижской опере, когда она танцевала Сильфиду в 1832 году, но и распространила свою известность на петербургский Мариинский балет, а также на сценах Берлина, Милана и Лондона вплоть до ее выхода на пенсию в 1847 году. Именно она разработала балетные en pointe (танцы на кончиках пальцев ног), одновременно вводя новую моду в одежде и укладка волос, ставшая популярной во всей Европе. Австрийка Фанни Элсслер (1810–1884) приобрела известность и богатство, танцуя кокетливую испанскую каучу в Le Diable boiteux, выступая не только в Австрии, Германии, Франции, Англии и России, но и также в США. Тем не менее, в 1845 году она отказалась танцевать со своими соперницами Мари Тальони, Карлоттой Гризи, Фанни Черрито и Люсиль Гран в Жюле Перро 's Pas de Quatre.

Представленный в Театре Ее Величества в Лондоне, Pas de Quatre произвел фурор, объединив четырех величайших балерин того времени. Помимо Мари Тальони, итальянский Гризи (1819–1899) прославился и в Париже, и в Санкт-Петербурге благодаря своей Жизели, а Черрито из Неаполя стал звездой Ла Скала в кино. Милан. Гран (1819–1907), датчанин, обучавшийся у Бурнонвиля, жил в Париже, но также танцевал в Лондоне, Санкт-Петербурге и Милане, прежде чем обосноваться в Германии.

Несколько известных итальянских балерин появились во второй половине XIX века, достигнув своего зенита в России. Уроженка Италии Вирджиния Цукки (1849–1933) сначала танцевала в Италии и Германии, но ее интерпретация балета Мариуса Петипа в России была настолько успешной, что царь настоял на том, чтобы она присоединилась к труппе. Балет Мариинского театра в Санкт-Петербурге. В середине 1880-х она сыграла в фильмах Коппелия, La fille mal gardée и La Esmeralda, произведя революцию в балете в России благодаря необычайной силе своих постановок. 320>Пиерина Леньяни (1863–1930) из Милана пошла по тому же пути, также танцуя в Мариинском с 1892 года, где она сыграла знаменитые роли в балетах Петипа, в том числе Золушка, Лебединое озеро и Раймонда, получив титул prima ballerina assoluta. Карлотта Брианца (1867–1930), также из Милана, впервые получила известность в Ла Scala, с которым она гастролировала по США. Больше всего ее помнят за то, что она танцевала Аврору на премьере оперы Петипа Спящая красавица в 1890 году.

балет XX века

Новые, более динамичные подходы к балету, разработанные с начала XX века, наиболее влиятельные Сергея Дягилева Ballets Russes, продвигая новаторское сотрудничество между хореографами, композиторами и танцорами. Одной из первых звезд была Анна Павлова (1881–1931), получившая известность благодаря танцам Умирающего лебедя в постановке Михаила Фокина до присоединения к Русскому балету в 1909 году. Ее соперница, Тамара Карсавина (1885–1978), также выступавшая с Русскими балетами, запомнилась прежде всего тем, что исполнила главную роль в «Жар-птице» Фокина . Ольга Спесивцева (1895–1991) танцевала с Мариинским в Санкт-Петербурге, но также гастролировала с Русскими балетами, танцуя Аврору в лондонской «Спящей принцессе» Дягилева (1921).

Балет также начал развиваться в Лондоне, в основном благодаря усилиям двух женщин. Родившаяся в Польше Мари Рамбер (1888–1982), которая также имела опыт работы с Ballets Russes, в 1926 году основала Ballet Club (позже Rambert Dance Company), представив новых хореографов, таких как Фредерик Эштон. Еще более влиятельная, Нинетт де Валуа (1898–2001) проработала три года с Ballets Russes, прежде чем в 1931 году создала лондонский Vic-Wells Ballet (позже ставший Королевским балетом), где Алисия Маркова (1910–2004) - первая прима-балерина, сыгравшая в балетах из классических постановок Мариинского театра. Маркова ушла, чтобы создать свою гастрольную труппу в 1937 году. Десять лет спустя Марго Фонтейн (1919–1991) стала прима-балериной труппы. Пик ее славы пришелся на 1961 год, когда она начала сотрудничество с Рудольфом Нуреевым, сначала в Жизель, до выхода на пенсию в 1979 году.

По мере развития балета в Соединенных Штатах Мария Талчиф (1925–2013), первая крупная американская прима-балерина, была продвинута хореографом Брониславой Нижинской (1891–1972), когда она присоединилась к Русскому балету Монте-Карло в Нью-Йорке в 1942 году. Она танцевала как артистка. солистка в аранжировках Джорджа Баланчина для Песни Норвегии в 1944 году. Как жена Баланчина, она вскоре стала звездой New York City Ballet. Люсия Чейз (1897–1986) была соучредителем Американского театра балета в 1939 году и стала его художественным руководителем более 40 лет, руководя постановкой большого количества новых балетов. За эти годы появилось несколько выдающихся американских балерин, в том числе Гелси Киркланд (1952 г.р.), сыгравшая главную роль в Жар-птице, когда ей было всего 17 лет, и Сюзанн Фаррелл (1945 г.р.), ставшая звездой балета Баланчина Дон Кихот в 1965 году.

Другие формы танца
Танцовщица фламенко

Женщины также внесли значительный вклад в большинство других форм танца, в частности фламенко, современный танец, экспрессионистский танец, танец живота и кабаре, которые привели к музыкальному театру.

фламенко

Музыка фламенко возникла на юге Испании в 15 веке, вероятно, в результате влияния мавров, возможно, из Индии. В то время как многие певцы, появившиеся в 18 веке, были мужчинами, женщины становились все более известными как танцоры. Одним из первых была Хуана ла Макаррона (1860–1947), которая впервые выступила в Севилье с певцом Сильверио Франконетти, но вскоре стала популярной не только в Испании, но и во всей Европе. Лола Флорес (1923–1995) запомнился пением и танцами андалузского фольклора, особенно фламенко, copla и chotis. Ангелита Варгас (род. 1946) считается одной из величайших звезд андалузского танца фламенко, гастролирует по Европе, Соединенным Штатам, Японии и Австралии.

Современный танец в США

Под руководством женщин, различные стили современный танец начал развиваться к концу 19 века. Лой Фуллер (1862–1928) из Чикаго была одним из пионеров. Она использовала свой собственный естественный подход к движению и импровизации, позже став звездой театра Folies Bergères в Париже. Айседора Дункан (1877–1927) из Сан-Франциско, вдохновленная греческим искусством, проложила путь к современному стилю свободного танца, полагая, что более важно выражать сущность жизни через движение, чем следовать предписаниям классический балет. Выросшая на ферме в Нью-Джерси Рут Сен-Дени (1879–1968) разработала собственные интерпретации восточного танца как выражения спиритизма. Американка Марта Грэм (1894–1991) оказала значительное влияние на развитие современного танца через свой нью-йоркский Центр современного танца Марты Грэм. Другие женские фигуры, внесшие свой вклад в развитие событий в середине 20-го века, включают Дорис Хамфри (1895–1958), ставившую афроамериканские спиричуэлы, и Хелен Тамирис (1905–1966), сыгравшую важная роль в постановке ранних мюзиклов. Еще одним крупным хореографом бродвейских мюзиклов была немецкая Ханя Холм (1893–1992), ученица Мэри Вигман.

Экспрессионистский танец

Немец Мэри Вигман считается создательницей экспрессионистского танца. Вдохновленная восточной перкуссией, она часто подчеркивала мрачность. Герта Файст (1896–1990), также из Германии, была танцовщицей и хореографом-экспрессионистом. Она основала свою школу в Берлине, сочетая гимнастику с нудизмом и танцами, хотя ее амбиции позже были серьезно ограничены нацистами. Также партнер Вигмана Грет Палукка (1902–1993) открыла свои собственные школы в Германии в 1920-х и 1930-х годах, но позже они были закрыты из-за ее еврейского происхождения. Одна из ее учениц, Дор Хойер (1911–1967), которая также была соратником Мэри Вигман, разработала свои собственные программы перед Второй мировой войной в Германии, Нидерландах, Дании. и Швеция. После войны она стала руководителем балета Гамбургской государственной оперы.

Танец живота

Несмотря на то, что танец живота возник в далеком прошлом, в Европе и Северной Америке он был завезен в конце 19 века. Несколько египетских киноактрис исполняли танец живота в мюзиклах 1930-х и 1940-х годов. Ранние звезды включали Тахиа Кариока (1919–1999), Самиа Гамаль (1924–1994) и Нелли Мазлум (1929–2003). С 1960-х годов танец живота становился все более популярным в Соединенных Штатах с такими звездами, как Далила (танцовщица живота) (1936–2001), Далена и Серена (1933–2007).

Кабаре

Женщины начали петь и танцевать в кабаре Парижа в 1890-х годах, подчеркивая женское тело, вводя соблазнительные движения, подчеркивая их грудь и бедра. Большинство из них не имели формального образования, за исключением Клео де Мерод (1875–1966), который покинул Парижскую оперу, чтобы выступить в Folies Bergère. Главным хореографом был уроженец Алжира Марикита (1830–1922), ставший руководителем балета в Фоли-Бержер и Комической опере. Звезды того периода включали испанскую La Belle Otero из Галисии, получившую известность в Cirque d'été Шарля Франкони в 1890 году, Эмильен д'Алансон. (1869–1946), которая танцевала в Folies Bergère, и родившаяся в Голландии Мата Хари (1876–1917), которая с 1905 года прославилась своим храмовым танцем в индонезийском стиле, сначала в Париже, а затем в других европейских столицах. Ла Гулю (1866–1929) известен тем, что танцевал канкан в Мулен Руж в 1890-х.

См. Также
Ссылки
Литература

Последняя правка сделана 2021-06-21 14:14:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте