Экспрессионистский танец (нем. «Ausdruckstanz» или «Neuer Tanz», швед. «Фриданцы») - термин, обозначающий движение, возникшее в 1900 г. как протест против художественного застоя классического балета и зрелости в будущем искусства в целом. Традиционный балет воспринимался как строгий, механический, жестко закрепленный в фиксированных и условных формах.
Этот новый танец был более свободным, естественным и менее подчиненным правилам. Он находился под сильным влиянием экспрессионизма изобразительного искусства. Экспрессионистский танец процветал до Второй мировой войны, когда он почти полностью исчез в Центральной Европе.
Типичным для экспрессионистского танца было множество сольных танцев вечеров. На них повлияло стремление людей создать и представить свои собственные хореографические произведения. Хореографы и танцоры часто были одним и тем же человеком.
Терминология разнообразна, и понятие «экспрессионистский танец» появилось примерно в середине 1900-х годов и перешло в более широкую концепцию современного танца к концу 1900-х годов. во многом воссоединились и слились с традиционным балетом.
Другие названия для него, вышедшие из употребления, включают Moderner Tanz, Absoluter Tanz, Freier Tanz, Tanzkunst и Bewegungskunst. Немецкий экспрессионистский танец связан с Танцтеатром.
Экспрессионистский танец отмечен переходами модернизма, витализма, экспрессионизма, авангард и общий протест против художественного застоя и старого общества. Балет воспринимался как поверхностное развлечение. Новый танец будет искусством, как индивидуальным, так и художественным. Танец описывали как искусство движения.
Это была революция. Это было бы более выразительно, больше духа и эмоций и меньше виртуозности. Танец будет импровизационным, раскованным и провокационным. Будущие движения за духовные и телесные реформы выразились в новом «естественном» танце обнаженными. В центре внимания оказались женщины. Ключевой героиней была Айседора Дункан, которая примерно в 1900 году переняла технику и костюм классического танца. Она даже сняла танцевальные туфли - «на пианино в перчатках не играешь». Она хотела объединить тело, разум и дух в своем искусстве и вместе с Ольгой Десмонд искала вдохновение в древнегреческом и египетском искусстве во времена ориентализма.
Революционные движения в Германии. и США были наиболее очевидными, две страны, у которых не было старых укоренившихся балетных традиций. Первыми в Европе были, например, Клотильда фон Дерп, Герта Фейст, Хильде Хольгер, Лой Фуллер, Джо Михали и особенно Мэри Вигман.
В школах экспрессионистского танца были особые философии и акценты в танце, такие как естественность, дыхание, напряжение / расслабление и т. Д. Это часто ассоциировалось с контактом с полом, «весом» танцевальные движения и эксперименты с музыкой. Большое внимание уделялось телу и физическим качествам. Рудольф фон Лабан был выдающейся теоретической фигурой, основанной на метафизических идеях. Некоторое время он служил в «Монте Верита», которая также стала центром нового танца. Одним из его учеников была Курт Джосс.
Мэри Вигман, которая была важной законодательницей мод в качестве танцора, хореографа и учителя. В своей школе в Дрездене (открывшейся в 1920 году) она преподавала ведущим начинающим танцорам Европы Грет Палукка, Харальд Кройцберг, Жанна Фальк, Дор Хойер и Ивонн Джорджи. Ханя Холм принесла свои теории в Соединенные Штаты, в то время как Биргит Окессон пошла своим путем с исследованиями танцев.
Школа Денишона в США была основана Рут Сен-Дени и Тед Шон с такими учениками, как Марта Грэм и Дорис Хамфри. Его независимый и новаторский танец стал основой современного танца, многие ветви которого простирались до сегодняшнего дня.
Буто вдохновлен немецким экспрессионистским танцем 1950-х годов.
Британский хореограф и артистка Лиз Аггисс, которая тренировалась с Ханей Холм и Хильде Хольгер, с 1986 года создает танцевальные экспрессионистские произведения. Её первое сольное шоу, Grotesque Dancer, было вдохновлено Валеска Герт. В 1992 году Хольгер возродила четыре танца для Аггисс из ее репертуара: Die Forelle (Форель) (1923), Le Martyre de San Sebastien (1923), Mechaniches Ballett (1926) и Golem (1937). Впервые они были исполнены, как Vier Tanze, на Манчестерском фестивале экспрессионизма в 1992 году. Софи Константи писала, что «вместе все четыре пьесы, исполненные Аггиссом с большой чувствительностью и апломбом... предоставили захватывающее представление о потерянном Ausdruckstanz в центральной Европе. '
Индийский танцор Патруни Чидананда Састри работал над хореографическим стилем «индийский экспрессионизм», где основная работа сосредоточена на правах квир и других социальных элементах