Айседора Дункан

редактировать
Американская танцовщица и хореограф
Айседора Дункан
Портрет Айседоры Дункан cropped.jpg
РодиласьАнджела Айседора Дункан. (1877 -05-26) 26 мая 1877 г.. Сан-Франциско, Калифорния, США
Умер(1927-09-14) 14 сентября, 1927 (50 лет). Ницца, Франция
НациональностьАмериканец, француз, советский
Известен какТанец и хореография
ДвижениеМодерн / современный танец
Супруг (ы)Сергей Есенин ​​(m.1922; разделение 1923) ​
Партнер (ы)Эдвард Гордон Крейг. Пэрис Сингер. Романо Романелли. Мерседес де Акоста

Анджела Айседора Дункан (26 мая 1877 г. или 27 мая, 1878 - 14 сентября 1927) был американским танцором, который выступал с большим успехом по всей Европе. Родилась и выросла в Калифорнии, она жила и танцевала в Западной Европе и Советском Союзе с 22 лет до своей смерти в возрасте 50 лет, когда ее шарф запутался в колесах и оси. автомобиля, в котором она ехала в Ницце, Франция.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Работа
  • 3 Философия и техника
  • 4 Фотогалерея
  • 5 Личная жизнь
  • 6 Позже
  • 7 Смерть
  • 8 Наследие
  • 9 В популярной культуре
  • 10 См. Также
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • 13 Библиография
  • 14 Дополнительная литература
  • 15 Внешние ссылки
Ранние годы

Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско, младшая из четырех детей Джозефа Чарльза Дункана (1819–1898), банкир, горный инженер и знаток искусств, и Мэри Айседора Грей (1849–1922). Ее братьями были Огюстен Дункан и Раймонд Дункан ; ее сестра, Элизабет Дункан, также была танцовщицей. Вскоре после рождения Айседоры выяснилось, что ее отец использовал средства двух банков, которые он помог создать, для финансирования своих частных спекуляций с акциями. Хотя он избежал тюремного заключения, мать Айседоры (возмущенная его изменами, а также финансовым скандалом) развелась с ним, и с тех пор семья боролась с бедностью.

После развода родителей мать Айседоры переехала с ней. семью в Окленд, Калифорния, где она работала швеей и учителем игры на фортепиано. В возрасте от шести до десяти лет Айседора ходила в школу, но бросила ее, сочтя это затруднительным. Она и трое ее братьев и сестер зарабатывали деньги, обучая танцев местных детей.

В 1896 году Дункан стала частью театральной труппы Августина Дейли в Нью-Йорке, но вскоре она разочаровалась в формы и жаждал другой среды с меньшей иерархией. Ее отец, его третья жена и их дочь умерли в 1898 году, когда британский пассажирский пароход SS Mohegan сел на мель у побережья Корнуолла.

Ворк
Фото Арнольд Генте из Дункана, выступающего босиком во время ее американского турне 1915–1918 гг. Айседора Дункан № 29 Абрахама Валковица, одно из многих произведений искусства, которые она вдохновила.

Дункан. новаторский подход к танцам был очевиден с тех пор, как она преподавала в подростковом возрасте, где она «следовала [своей] фантазии и импровизировала, обучая любой красивой вещи, которая приходила [ей] в голову». Желание путешествовать привело ее в Чикаго, где она прошла прослушивание во многие театральные труппы, и наконец нашла место в труппе Августина Дейли. Это привело ее в Нью-Йорк, где ее уникальное видение танца столкнулось с популярными пантомимами театральных трупп. В Нью-Йорке Дункан брал уроки у Мари Бонфанти, но быстро разочаровался в балетной рутине.

Чувствуя себя несчастной и недооцененной в Америке, Дункан переехала в Лондон в 1898 году. Она выступала в гостиных богатых, черпая вдохновение в греческих вазах и барельефах из Британского музея. Заработок от этих мероприятий позволил ей арендовать студию, что позволило ей развивать свою работу и создавать более масштабные выступления для сцены. Из Лондона она поехала в Париж, где ее вдохновили Лувр и Всемирная выставка 1900 года.

В 1902 году Лой Фуллер пригласила Дункана в турне с ней.. Это привело Дункан по всей Европе, поскольку она создавала новые работы, используя свою новаторскую технику, которая подчеркивала естественные движения в отличие от жесткости традиционного балета. Таким образом она провела большую часть своей жизни, путешествуя по Европе и Америке. Несмотря на неоднозначную реакцию критиков, Дункан стала довольно популярной благодаря своему отличительному стилю и вдохновила многих визуальных художников, таких как Антуан Бурдель, Дама Лаура Найт, Огюст Роден, Арнольд Реннебек, Андре Дюнуайе де Сегонзак и Абрахам Валковиц, чтобы создать работы на ее основе.

Дункану не нравились коммерческие аспекты публичного выступления, такие как гастроли и контракты, потому что она чувствовала, что они отвлекают ее от ее настоящей миссии, а именно создания красоты и воспитания молодежи. Для достижения своей миссии она открыла школы, в которых молодые женщины учили ее философии танца. Первый был основан в 1904 году в Берлине - Грюневальд, Германия. Это учреждение было местом рождения «Исадораблей » (Анна, Мария-Тереза, Ирма, Лизель, Гретель и Эрика), протеже Дункана, которые продолжили ее наследие. Дункан законно усыновил всех шести девочек в 1919 году, и они взяли ее фамилию. Примерно через десять лет в Берлине Дункан основал школу в Париже, которая вскоре была закрыта из-за начала Первой мировой войны.

В 1910 году Дункан встретил оккультиста Алистера Кроули на вечеринке., эпизод, рассказанный Кроули в его «Признаниях». Он называет Дункан «Король Лавинии» и использовал то же придуманное имя для нее в своем романе Лунное Дитя. Кроули писал о Дункане, что она «обладает этим даром жестов в очень высокой степени. Пусть читатель изучит ее танец, если возможно, наедине, чем на публике, и узнает превосходную« бессознательность »- то есть магическое сознание - с которым она подходит. действие на мелодию ". На самом деле Кроули больше привлекала богемная спутница Дункана Мэри Демпси (также известная как Мэри Д'Эсте или Дести), с которой у него был роман. Дести приехала в Париж в 1901 году, где вскоре встретила Дункана, и они стали неразлучны. Дести, которая также появилась в Moonchild (как «Лиза ла Джуффрия») и стала членом оккультного ордена Кроули, позже написала мемуары о своем опыте с Дунканом.

В 1911 году французский модельер Поль Пуаре арендовал особняк - Pavillon du Butard в Ла-Сель-Сен-Клу - и устраивал пышные вечеринки, в том числе один из самых известных гранд-праздников, La fête de Bacchus 20 июня 1912 г., воссоздавая Вакханалию, устроенную Людовиком XIV в Версале. Айседора Дункан в греческом вечернем платье от Пуаре танцевала на столах среди 300 гостей; Было выпито 900 бутылок шампанского до рассвета.

Дункан ок. 1916–1918

Дункан, который, как говорят, позировал фотографу Идверд Мейбридж, делал акцент на «эволюционном» танцевальном движении, настаивая на том, что каждое движение рождается из предыдущего, что каждое движение дали начало следующему и так далее в органической последовательности. Ее танец определил силу прогресса, перемен, абстракции и освобождения. Во Франции, как и везде, Дункан восхищала публику.

В 1914 году Дункан переехала в Соединенные Штаты и перевела там свою школу. В его пользование был предоставлен таунхаус на Грамерси-Парк, а его студия была поблизости, на северо-восточном углу 23-й улицы и Четвертой авеню (ныне Парк-авеню Юг. Отто Кан, глава Kuhn, Loeb Co., дал Дункану возможность использовать очень современный театр Century Theatre на West 60th Street и Central Park West за ее выступления и постановки, в том числе постановку Царя Эдипа, в которой участвовали почти все окружение и друзья Дункана. Во время своего пребывания в Нью-Йорке Дункан позировала для ряда исследований фотографа Арнольда Генте.

Дункан должен был покинуть Соединенные Штаты в 1915 году на борту RMS Lusitania на его плохом самолете. Путешествие было судьбоносным, но историки считают, что ее финансовое положение в то время заставило ее выбрать более скромный переход. В 1921 году левые симпатии Дункан привели ее в Советский Союз, где она основала школу в Москве. Однако невыполнение советским правительством обещаний поддержать ее работу заставило ее вернуться на Запад и оставить школу своей протеже Ирме. В 1924 году Дункан сочинила танцевальную программу под названием Варшавянка на мелодию польской революционной песни, известной на английском языке как Whirlwinds of Danger.

Философия и техника
Дункан в позе в греческом стиле и в своей фирменной греческой тунике.. Она черпала вдохновение из классического греческого искусства и объединила его с американским атлетизмом, чтобы сформировать новую философию танца, противостоящую жесткости традиционного балета.

Нарушая условности, Дункан воображала, что она проследила танец до его корней как священное искусство. На основе этого понятия она разработала стиль свободных и естественных движений, вдохновленный классическим греческим искусством, народными танцами, социальными танцами, природой и природными силами, а также подход к новому американскому атлетизму, который включал в себя прыжки, бег, прыжки, прыжки и метание..

Философия танца Дункан отошла от жесткой балетной техники к тому, что она воспринимала как естественное движение. Чтобы превратить танец в вид высокого искусства, а не просто развлечение, она стремилась соединить эмоции и движение: «Я проводила долгие дни и ночи в студии в поисках того танца, который мог бы быть божественным выражением человеческого духа через посредство тела. движение ". Она считала, что танец призван окружить все, что может предложить жизнь - радость и печаль. Дункан черпал вдохновение из Древней Греции и сочетал его с свободолюбием. Ее движения были женственными и возникли из самых глубоких чувств ее тела. Примером тому служит ее революционный костюм из белой греческой туники и босых ног. Вдохновленная греческими формами, ее туники также давали свободу движений, чего не допускали корсеты балетных костюмов и пуанты. Костюмы были не единственным источником вдохновения для Дункан из Греции: она также была вдохновлена ​​древним греческим искусством и использовала некоторые его формы в своем движении (как показано на фотографиях).

Айседора Дункан, Арнольд Genthe.

Дункан писал об американских танцах: «Пусть они выходят большими шагами, прыжками и скачками, с поднятым лбом и широко раскинутыми руками, чтобы танцевать». Ее внимание к естественному движению подчеркивало шаги, такие как прыжок, за пределами кодифицированной балетной техники. Дункан также назвала море первым источником вдохновения для ее движения. Кроме того, она считала, что движение происходит от солнечного сплетения, которое, по ее мнению, является источником всех движений. Именно эта философия и новая танцевальная техника принесли Дункану титул создателя современного танца.

Фотогалерея
Личная жизнь
Дункан с детьми Дейрдра и Патрик, 1913 год

Как в профессиональной, так и в личной жизни Дункан пренебрегает традиционными обычаями и моралью. Она была бисексуальной и атеисткой и намекнула на свой коммунизм во время своего последнего турне по Соединенным Штатам в 1922–1923 годах: она махала красным шарфом и обнажала грудь на сцене в Бостон, провозглашая: «Это красный! Я тоже!»

Дункан родила троих детей, все вне брака. Первый, Дейрдра Беатрис (родилась 24 сентября 1906 г.), художник театра Гордон Крейг, а второй, Патрик Август (родился 1 мая 1910 г.), Пэрис Сингер, one из множества сыновей швейной машины магната Исаака Сингера. Ее первые двое детей утонули на попечении своей няни в 1913 году, когда сбежавшая машина въехала в реку Сена.

. После аварии Дункан несколько месяцев выздоравливала на Корфу вместе со своим братом и сестра, затем несколько недель на морском курорте Виареджо с актрисой Элеонорой Дузе. Тот факт, что Дузе только что разорвал отношения с мятежной и эпицентной молодой феминисткой Линой Полетти, породил предположения относительно характера отношений Дункана и Дузе, но никогда не было никаких указаний на то, что эти двое были связаны романтическими отношениями.

Дункан и Сергей Есенин

В своей автобиографии Дункан рассказывает, что она умоляла молодого итальянского незнакомца, скульптора Романо Романелли, переспать с ней, потому что она отчаянно нуждался в еще одном ребенке. Она забеременела и 13 августа 1914 года родила сына; однако ребенок умер вскоре после рождения.

В 1921 году, после окончания русской революции, Дункан переехала в Москву, где познакомилась с поэтом Сергеем Есениным, который был на восемнадцать лет младше нее.. 2 мая 1922 года они поженились, и Есенин сопровождал ее в турне по Европе и США. Однако брак был недолгим, и в мае 1923 года Есенин покинул Дункан и вернулся в Москву. Два года спустя, 28 декабря 1925 г., он был найден мертвым в своей комнате в отеле «Англетер» в Санкт-Петербурге в результате очевидного самоубийства.

Дункан был убит. отношения с поэтом и драматургом Мерседес де Акоста, о чем свидетельствуют многочисленные разоблачающие письма, которые они писали друг другу. В одном из них Дункан написал: «Мерседес, веди меня своими маленькими сильными руками, и я пойду за тобой - на вершину горы. На край света. Куда ты пожелаешь».

Более поздняя жизнь

К концу 1920-х годов исполнительская карьера Дункан пошла на убыль, и она стала известна своими финансовыми проблемами, скандальной любовной жизнью и слишком частым публичным пьянством, как и своим вкладом в искусство. Последние годы жизни она переезжала из Парижа в Средиземное море, влезая в долги в отелях. Она проводила короткие периоды в квартирах, арендованных от ее имени все меньшим числом друзей и сторонников, многие из которых пытались помочь ей в написании автобиографии. Они надеялись, что это может быть достаточно успешным, чтобы поддержать ее. В напоминающем эскизе Зельда Фицджеральд написала, как она и Ф. Скотт Фицджеральд, ее муж, сидел в парижском кафе и смотрел на несколько пьяного Дункана. Он говорил о том, насколько это запомнилось, но Зельда вспомнила, что, пока все глаза смотрели на Дункана, Зельда смогла украсть со стола солонку и перец.

В своей книге Айседора, интимный портрет, Сьюэлл Стоукс, которая познакомилась с Дунканом в последние годы своей жизни, описывает ее экстравагантную своенравность. Автобиография Дункана Моя жизнь была опубликована в 1927 году. Австралийский композитор Перси Грейнджер назвал автобиографию Айседоры «шедевром, обогащающим жизнь».

Смерть
Могила Дункана в Кладбище Пер-Лашез

В ночь на 14 сентября 1927 года в Ницце, Франция, Дункан был пассажиром в автомобиле Amilcar CGSS, принадлежащем [fr ], механик французско-итальянского происхождения. На ней был длинный струящийся шелковый шарф с ручной росписью, созданный художником российского происхождения Романом Чатовым, подарком ее подруги Мэри Дести, матери американского кинорежиссера Престона Стерджеса. Дести, проводившая Дункана, попросила ее надеть накидку в автомобиле под открытым небом из-за холодной погоды, но она согласилась только надеть шарф. Когда они уходили, она, как сообщается, сказала Дести и некоторым товарищам: «Adieu, mes amis. Je vais à la gloire!» («Прощайте, друзья мои. Иду к славе!»); но, по словам американского писателя Гленуэя Уэскотта, Дести позже сказал ему, что на самом деле прощальные слова Дункана были: «Je vais à l'amour» («Я ухожу любить»). Дести посчитала это неудобным, так как это предполагало, что они с Фальчетто собирались в ее отель на свидание.

Ее шелковый шарф, накинутый на шею, запутался вокруг колес с открытыми спицами и задней оси, что тянуло ее за собой. из открытой машины и сломав ей шею. Дести сказала, что она позвонила, чтобы предупредить Дункана о шарфе, почти сразу после того, как машина уехала. Дести доставил Дункан в больницу, где она была объявлена ​​мертвой.

Как The New York Times отметила в некрологе, Дункан "трагически погиб в Ницце на Ривьере ". «Согласно сообщениям из Ниццы, Дункан необычным образом швырнуло из открытого автомобиля, в котором она ехала, и мгновенно убила ее, упав на каменную мостовую». Другие источники отметили, что она была почти обезглавлена ​​из-за внезапного затягивания шарфа на шее. Авария послужила поводом для резкого замечания Гертруды Стайн о том, что «аффектации могут быть опасны». На момент смерти Дункан была советским гражданином. Ее завещание было первым из советских граждан, получивших завещание в США

Дункан была кремирована, а ее прах был помещен рядом с прахом ее детей в колумбарий на кладбище Пер-Лашез в Париже. На надгробии ее могилы начертано École du Ballet de l'Opéra de Paris («Балетная школа Парижской оперы»).

Наследие

Дункан известна как «Мать танца». В то время как ее школы в Европе просуществовали недолго, работа Дункан оказала влияние на искусство, и ее стиль все еще танцуется на основе инструкций Марии-Терезии Дункан, Анны Дункан и Ирмы Дункан, трех из ее шести приемных дочерей. Процесс усыновления так и не был подтвержден, но все шесть танцоров Айседоры сменили фамилию на Дункан. Через свою сестру Елизавету подход Дункана переняла Ярмила Ержабкова из Праги, где сохранилось ее наследие. К 1913 году ее уже праздновали. Когда был построен Театр Елисейских полей, скульптор Антуан Бурдель вырезал изображение Дункана на его барельефе над входом и включило его в роспись фрески девяти муз работы Мориса Дени в зале. В 1987 году она была введена в Национальный музей танца и Зала славы.

. Анна, Лиза, Тереза ​​и Ирма, ученики первой школы Айседоры Дункан, продолжили эстетические и педагогические принципы работы Айседоры в Нью-Йорке. и Париж. Хореограф и танцовщица Джулия Левиен также сыграла важную роль в продвижении работы Дункана, создав Танцевальную гильдию Дункана в 1950-х годах и основав компанию Столетия Дункана в 1977 году.

Еще одно средство, с помощью которого Танцевальные техники Дункана были воплощены в формировании Общества наследия Айседоры Дункан Миньон Гарланд, которую обучили танцу двое из ключевых учеников Дункана. Гарланд была такой поклонницей, что позже она жила в здании, построенном на том же месте и по адресу, что и Дункан, прикрепила памятную доску возле входа, которая все еще стоит на месте по состоянию на 2016 год. Гарланд также удалось переименовать в Сан-Франциско переулок на тот же квартал от Аделаида Плейс до Айседора Дункан Лейн.

В медицине синдром Айседоры Дункан относится к травмам или смерти в результате запутывания галстука с колесом или другими механизмами.

В популярной культуре

Дункан привлекал внимание литературы и искусства с 1920-х годов по настоящее время в романах, фильмах, балете, театре, музыке и поэзии.

Дункан изображался в романах, включая Алистера Кроули Лунное дитя (как «Лавиния Кинг»), опубликованном в 1923 году, и Аптон Синклер <73 Конец света (1940) и Между двумя мирами (1941), первые два романа в его серии Лэнни Бадда, получившей Пулитцеровскую премию. Она также является героем романа Амелии Грей Айседора (2017). Два персонажа из серии романов Серия неудачных событий названы в ее честь, Айседора Куагмайр и Дункан Куагмайр.

Среди фильмов с участием Дункана:

Балет, основанный на Дункане, включает:

На сцене театра, Дункан изображается в:

Дункан фигурирует в музыке в:

  • Популярный телеканал 1970-х годов sitcom Мод упоминает ее в своей заглавной песне: «Айседора была первой любительницей бюстгальтеров / Разве я не рад, что она появилась ? "
  • Селия Круз записала трек под названием Isadora Duncan с Fania All-Stars для альбома Cross Over, выпущенного в 1979 году.
  • Рок-музыкант Вик Чеснатт включил песню о Дункане в свой дебютный альбом Little.
  • Рок-группа Burden of a day включила песню о Дункане в свой альбом Oneonethousand
  • Альтернативная рок-группа July Talk упоминает ее в своей песне My Neck: «Айседора Дункан, вам нужны кабриолеты?»

В стихотворении «Fever 103» Сильвии Плат, оратор ссылается на шарфы Айседоры.

См. также
Примечания
Ссылки
Библиография
  • Де Фина, Памела. Мария Тереза: Божественное существо, ведомое высшим порядком. Pittsburgh: Dorrance, 2003. ISBN 0-8059-4960-7
  • Дункан, Анна. Анна Дункан: По стопам Айседоры. Стокгольм: Dansmuseet, 1995. ISBN 91-630-3782-3
  • Дункан, Дорали; Пратл, Кэрол и Сплатт, Синтия (ред.) Жизнь в искусстве. Айседора Дункан и ее мир. Предисловие Агнес де Милль. Текст Синтии Сплатт. Твердая обложка. 199 страниц. W. W. Norton Company, 1993. ISBN 0-393-03507-7
  • Дункан, Ирма. Техника Айседоры Дункан. Иллюстрировано. Фотографии Ханса В. Бризекса. Позирует Айседора, Ирма и ученики Дункана. Австрия: Карл Пиллер, 1937. ISBN 0-87127-028-5
  • Дункан, Айседора. Моя жизнь. Нью-Йорк: Бони и Ливерит, 1927. OCLC 738636
  • Дункан, Айседора; Чейни, Шелдон (ред.) Искусство танца. Нью-Йорк: Театральное искусство, 1928. ISBN 0-87830-005-8
  • Курт, Питер. Айседора: сенсационная жизнь. Little Brown, 2001. ISBN 0-316-50726-1
  • Левиен, Джулия. Танец Дункана: Руководство для молодых людей от шести до шестнадцати лет. Иллюстрировано. Dance Horizons, 1994. ISBN 0-87127-198-2
  • Питер, Франк-Мануэль (ред.) Айседора и Элизабет Дункан в Германии. Кельн: Wienand Verlag, 2000. ISBN 3-87909-645-7
  • Савинио, Альберто. Айседора Дункан, «Рассказывать, uomini, la vostra storia». Bompiani, 1942, Adelphi, 1984.
  • Шанке, Роберт Эта яростная лесбиянка: История Мерседес де Акоста. Карбондейл, Иллинойс: Southern Illinois Press, 2003.
  • Stokes, Sewell. Айседора, интимный портрет. Нью-Йорк: Brentanno's Ltd, 1928.
  • Стерджес, Престон ; Стерджес, Сэнди (адаптиров. И ред.) (1991), Престон Стерджес о Престоне Стерджесе, Бостон: Faber Faber, ISBN 0571164250
Дополнительная литература
Внешние ссылки

Архивные коллекции

Другие

Последняя правка сделана 2021-05-24 07:26:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте