Витализм - это вера в то, что «живые организмы фундаментально отличаются от неживых существ, поскольку они содержат некоторые нефизические элементы или регулируются другими принципами, чем неодушевленные предметы ". В тех случаях, когда витализм явно призывает к жизненному принципу, этот элемент часто называют «жизненной искрой», «энергией» или «élan vital », что некоторые приравнивают к душе. В XVIII и XIX веках витализм обсуждался биологами, между теми, кто считал, что известная механика физики в конечном итоге объяснит разницу между жизнью и неживым, и виталистами, которые утверждали, что жизненные процессы не могут быть сведенным к механистическому процессу. Некоторые биологи-виталисты предложили проверяемые гипотезы, чтобы показать несоответствия с механистическими объяснениями, но эти эксперименты не подтвердили витализм. В настоящее время биологи считают, что витализм в этом смысле опровергнут эмпирическими данными, и поэтому рассматривают его либо как вытесненную научную теорию, либо, с середины 20 века, как лженаука.
Витализм имеет долгую историю в медицинской философии: многие традиционные методы лечения утверждали, что болезнь возникает в результате некоторого дисбаланса жизненных сил.
Представление о том, что функции тела обусловлены виталистическим принципом, существующим во всех живых существах, имеет корни, уходящие по крайней мере в древний Египет. В греческой философии, милетская школа предложила естественные объяснения , выведенные из материализма и механизма. Однако ко времени Лукреция это описание было дополнено (например, непредсказуемым клинаменом из Эпикура ), а в стоической физике, пневма взяла на себя роль логотипов. Гален считал, что легкие вытягивают пневму из воздуха, которую кровь передает по всему телу.
В Европе средневековая физика находилась под влиянием идеи пневмы, помогая формировать более поздние теории эфира.
Среди виталистов были английский анатом Фрэнсис Глиссон (1597–1677) и итальянский врач Марчелло Мальпиги ( 1628–1694). Каспар Фридрих Вольф (1733–1794) считается отцом эпигенеза в эмбриологии, то есть он отмечает момент, когда Эмбриональное развитие начали описывать в терминах размножения клеток, а не воплощения предварительно сформированной души. Однако такой степени эмпирического наблюдения не соответствовала механистическая философия: в своей работе (1759 г.) он пытался объяснить возникновение организма действиями vis essentialis (организующей, формирующей силы), заявив: «Все верующие в эпигенез - виталисты ". Карл Райхенбах (1788–1869) позже разработал теорию одической силы, формы жизненной энергии, пронизывающей живые существа.
В 17 веке современная наука ответила на действие Ньютона на расстоянии и механизм картезианского дуализма виталистскими теориями: что, в то время как химические превращения, которым подвергаются неживые вещества, обратимы, так называемое «органическое» вещество постоянно изменяется в результате химических превращений (таких как приготовление пищи).
Как сформулировали Чарльз Берч и Джон Б. Кобб, «претензии виталистов снова вышли на первый план» в 18 веке: «Последователи [Георга Эрнста] Шталя были активны, как и другие, такие как гений врача Фрэнсис Ксавье Биша отеля Dieu ". Однако «Биша отошел от типичной для французской виталистической традиции тенденции к постепенному освобождению от метафизики, чтобы объединиться с гипотезами и теориями, соответствующими научным критериям физики и химии» Джон. Хантер признал «живой принцип» в дополнение к механике.
Иоганн Фридрих Блюменбах также сыграл важную роль в установлении эпигенеза в науках о жизни в 1781 году, опубликовав «Über den Bildungstrieb und das Zeugungsgeschäfte». Блюменбах разрезал пресную воду Гидра и установил, что удаленные части будут регенерироваться. Он сделал вывод о наличии «формирующего влечения» (Bildungstrieb) в живой материи. Но он указал, что это имя,
как имена, применяемые к любому другому виду жизненной силы, само по себе ничего не объясняет: оно служит просто для обозначения особой силы, образованной сочетанием механического принципа с тем, что поддается влиянию.
Йенс Якоб Берцелиус, один из отцов современной химии начала XIX века, утверждал, что в живой материи должна существовать регулирующая сила, чтобы поддерживать свои функции. Химики-виталисты предсказали, что органические материалы нельзя синтезировать из неорганических компонентов, но Фридрих Велер синтезировал мочевину из неорганических компонентов в 1828 году. Однако современные отчеты не подтверждают распространенное мнение, что витализм умер когда Велер сделал мочевину. Этот миф Велера, как его назвал историк Петер Рамберг, возник из популярной истории химии, опубликованной в 1931 году, которая, «игнорируя все претензии на историческую достоверность, превратила Велера в крестоносца, который предпринимал попытку за попыткой синтезировать натуральный продукт, который опровергал бы витализма и приподнимите завесу невежества, пока «однажды не случилось чудо».
Между 1833 и 1844 годами Иоганнес Петер Мюллер написал книгу по физиологии под названием Handbuch der Physiologie, который стал ведущим учебником в этой области на протяжении большей части XIX века. Книга показала приверженность Мюллера витализму; он спросил, почему органическое вещество отличается от неорганического, затем приступил к химическому анализу крови и лимфы. Он подробно описывает кровеносную, лимфатическую, дыхательную, пищеварительную, эндокринную, нервную и сенсорную системы у самых разных животных, но объясняет, что наличие души делает каждый организм неделимым целым. Он также утверждал, что поведение световых и звуковых волн показывает, что живые организмы обладают жизненной энергией, которую нельзя полностью объяснить физическими законами.
Луи Пастер (1822–1895) после его знаменитого опровержения спонтанности поколение провел несколько экспериментов, которые, по его мнению, поддерживали витализм. По словам Бектеля, Пастер «включил ферментацию в более общую программу, описывающую особые реакции, которые происходят только в живых организмах. Это неуменьшаемые жизненные явления». Отвергая утверждения Берцелиуса, Либиха, Траубе и других о том, что ферментация является результатом воздействия химических агентов или катализаторов внутри клеток, Пастер пришел к выводу, что ферментация является «жизненно важным действием»
<158.>20 векГанс Дриш (1867–1941) интерпретировал свои эксперименты как показывающие, что жизнь не управляется физико-химическими законами. Его главный аргумент заключался в том, что если разрезать эмбрион после его первого или двух делений, каждая его часть вырастет в полноценную взрослую особь. Репутация Дриша как биолога-экспериментатора ухудшилась в результате его виталистических теорий, которые ученые с его времени рассматривали как лженауку. Витализм - это вытесненная научная гипотеза, и этот термин иногда используется как уничижительный эпитет. Эрнст Майр (1904–2005) писал:
Это было бы быть антиисторичным, чтобы высмеивать виталистов. Читая работы одного из ведущих виталистов, таких как Дриш, приходится соглашаться с ним в том, что многие из основных проблем биологии просто не могут быть решены с помощью такой философии, как проблема Декарта, в которой организм просто рассматривается как машина.... Логика критики виталистов была безупречной.
Витализм стал настолько сомнительной верой за последние пятьдесят лет, что ни один биолог, живущий сегодня, не захотел бы быть классифицированным как виталист. Тем не менее остатки виталистического мышления можно найти в работах Алистера Харди, Сьюэлла Райта и Чарльза Берча, которые, кажется, верят в своего рода нематериальный принцип в организмах.
Среди других виталистов были Йоханнес Рейнке и Оскар Хертвиг . Рейнке использовал слово неовитализм для описания своей работы, утверждая, что в конечном итоге это будет подтверждено экспериментально и что это было улучшением по сравнению с другими виталистическими теориями. Работа Рейнке оказала влияние на Карла Юнга.
Джона Скотта Холдейна в начале своей карьеры принял антимеханистский подход к биологии и идеалистическую философию. Холдейн видел в своей работе подтверждение своей веры в то, что телеология была важным понятием в биологии. Его взгляды стали широко известны после выхода его первой книги «Механизм, жизнь и личность» в 1913 году. Холдейн позаимствовал аргументы виталистов, чтобы использовать их против механизма; однако он не был виталистом. Холдейн рассматривал организм как фундаментальный элемент биологии: «мы воспринимаем организм как саморегулирующуюся сущность», «всякая попытка проанализировать его на компоненты, которые можно свести к механическому объяснению, нарушает этот центральный опыт». Работы Холдейна оказали влияние на органицизм.
Холдейн также заявил, что чисто механистическая интерпретация не может объяснить характеристики жизни. Холдейн написал ряд книг, в которых попытался показать несостоятельность как витализма, так и механистического подхода к науке. Холдейн объяснил:
Мы должны найти другую теоретическую основу биологии, основанную на наблюдении, что все рассматриваемые явления имеют тенденцию быть настолько скоординированными, что выражают то, что является нормальным для взрослого организма.
—К 1931 году биологи " почти единодушно отказался от витализма как признанного убеждения ».
Современная наука и техника иногда описывают возникающие процессы, в которых свойства системы не могут быть полностью описаны в с точки зрения свойств составляющих. Это может быть связано с тем, что свойства составляющих не до конца поняты, или потому, что взаимодействия между отдельными составляющими также важны для поведения системы.
Следует ли объединять эмерджентность с традиционными виталистическими концепциями - предмет семантических споров. По данным Emmeche et al. (1997):
С одной стороны, многие ученые и философы рассматривают эмерджентность как имеющую лишь псевдонаучный статус. С другой стороны, новые разработки в физике, биологии, психологии и междисциплинарных областях, таких как когнитивная наука, искусственная жизнь и изучение нелинейных динамических систем, сильно сосредоточились на высокоуровневом «коллективном поведении» сложных систем., который часто называют действительно эмерджентным, и этот термин все чаще используется для характеристики таких систем.
—Популярной виталистической теорией 18 века был «животный магнетизм » в теориях Франца Месмера (1734–1815). Однако использование (общепринятого) английского термина животный магнетизм для перевода магнетизма животных Месмера может вводить в заблуждение по трем причинам:
Идеи Месмера стали настолько влиятельными, что король Франции Людовик XVI назначил две комиссии для исследования месмеризма ; один возглавлял Жозеф-Игнас Гильотен, другой, возглавляемый Бенджамином Франклином, включал Байи и Лавуазье. Комиссары узнали о теории месмерики и увидели, как ее пациенты впадают в припадки и транс. В саду Франклина пациента привели к каждому из пяти деревьев, одно из которых было «загипнотизировано»; он обнял каждого по очереди, чтобы получить «жизненную жидкость», но упал в обморок у ног «неправильной» жидкости. В доме Лавуазье перед «чувствительной» женщиной держали четыре обычных чашки воды; четвертая вызвала конвульсии, но она спокойно проглотила завороженное содержимое пятой, полагая, что это была простая вода. Члены комиссии пришли к выводу, что «жидкость без воображения бессильна, тогда как воображение без жидкости может производить эффекты жидкости».
Витализм имеет долгую историю в медицине. философия: многие традиционные методы исцеления утверждали, что болезнь возникает из-за дисбаланса жизненных сил. В западной традиции, основанной Гиппократом, эти жизненные силы были связаны с четырьмя темпераментами и юмором ; Восточные традиции постулировали дисбаланс или блокировку ци или праны. Одним из примеров подобного понятия в Африке является концепция йоруба для ase. Сегодня формы витализма продолжают существовать в качестве философских позиций или принципов в некоторых религиозных традициях.
Дополнительная и альтернативная медицина терапии включают энергетические терапии, связанные с витализмом, особенно методы биополевой терапии, такие как терапевтическое прикосновение, Рейки, внешняя qi, чакра исцеление и SHEN терапия. В этих методах лечения полем «тонкой энергии » пациента управляет практикующий врач. Считается, что тонкая энергия существует за пределами электромагнитной энергии, производимой сердцем и мозгом. Беверли Рубик описывает биополе как «сложное, динамическое, чрезвычайно слабое электромагнитное поле внутри и вокруг человеческого тела...»
Основатель гомеопатии, Самуэль Ганеман, продвигали нематериальный, виталистический взгляд на болезнь: «... они являются исключительно духовными (динамическими) нарушениями подобной духу силы (жизненного принципа), которая оживляет человеческое тело». Взгляд на болезнь как на динамическое нарушение нематериальной и динамической жизненной силы преподается во многих гомеопатических колледжах и составляет фундаментальный принцип для многих современных практикующих гомеопатов.
Витализм иногда критиковали как задаваемый вопросом, изобретая имя. Мольер классно пародировал это заблуждение в Le Malade imaginaire, где шарлатан «отвечает» на вопрос: «Почему опиум вызывает сон?» с «из-за его спящей добродетели (т. е. снотворной силы)». Томас Генри Хаксли сравнил витализм с утверждением, что вода такая, какая она есть из-за ее "водность". Его внук Джулиан Хаксли в 1926 году сравнил «жизненную силу» или élan vital для объяснения работы железнодорожного локомотива с его élan locomotif («локомотивная сила»).
Еще одна критика заключается в том, что виталисты не смогли исключить механистические объяснения. Это довольно очевидно в ретроспективе органической химии и биологии развития, но критика восходит как минимум к столетию. В 1912 году Жак Лоеб опубликовал «Механистическую концепцию жизни», в которой описал эксперименты по изучению того, как морской еж мог иметь булавку для своего отца, как выразился Бертран Рассел («Религия и Наука). Он предложил такую задачу:
Лоэб обратился к витализму более подробно:
Бектел заявляет, что витализм «часто рассматривается как неподдающийся опровержению и, следовательно, пагубная метафизическая доктрина». Для многих ученых «виталистические» теории были неудовлетворительными «удерживающими позициями» на пути к механистическому пониманию. В 1967 году Фрэнсис Крик, один из первооткрывателей структуры ДНК, заявил: «Итак, для тех из вас, кто может быть виталистом, я сделаю это пророчество: во что все верили вчера, и вы верите сегодня, только чудаки поверят завтра ».
Хотя многие виталистические теории на самом деле были фальсифицированы, особенно месмеризм, псевдонаучное удержание непроверенных и непроверяемые теории существуют и по сей день. Алан Сокал опубликовал анализ широкого признания профессиональными медсестрами «научных теорий» духовного исцеления. (Псевдонаука и постмодернизм: антагонисты или попутчики?). Использование техники под названием терапевтическое прикосновение было особенно рассмотрено Сокалом, который пришел к выводу, что «почти все псевдонаучные системы, которые будут рассмотрены в этом эссе, философски основаны на витализме», и добавил, что «господствующая наука отвергла витализм с тех пор. по крайней мере, 1930-е годы, по множеству веских причин, которые со временем только усилились ».
Джозеф К. Китинг-младший обсуждает прошлую и настоящую роль витализма в хиропрактике и называет витализм "форма биотеологии ". Далее он объясняет, что:
Китинг считает витализм несовместимым с научным мышлением:
Китинг также упоминает точку зрения Скиннера:
Согласно Уильямсу,« [сегодня] сегодня витализм - одна из идей, которые составляют основу многих псевдонаучных систем здравоохранения, утверждающих, что болезни вызваны нарушением или дисбалансом жизненной силы организма ».« Виталисты заявляют, что они научные, но на самом деле они отвергают научный метод с его основными постулаты причины и следствия и доказуемости. Они часто считают субъективный опыт более достоверным, чем объективная материальная реальность ».
Виктор Стенгер утверждает, что термин« биоэнергетика »« применяется в биохимии для обозначения легко измеримых обменов энергией внутри организмов, а также между организмами и окружающей средой, которые возникают в результате обычных физических и химических процессов. Однако это не то, что имеют в виду новые виталисты. Они представляют биоэнергетическое поле как целостную живую силу, которая выходит за рамки редукционистской физики и химии ».
Такое поле иногда называют электромагнитным, хотя некоторые защитники также делают путанные апелляции к квантовой физике. Джоан Стефанатос утверждает, что «Принципы энергетической медицины берут начало в квантовой физике». Стенгер предлагает несколько объяснений того, почему эта линия рассуждений может быть неуместной. Он объясняет, что энергия существует в дискретных пакетах, называемых квантами. Энергетические поля состоят из их компонентов. части и поэтому существуют только тогда, когда присутствуют кванты. Следовательно, энергетические поля не являются целостными, а представляют собой скорее систему дискретных частей, которые должны подчиняться законам физики. Это также означает, что энергетические поля не являются мгновенными. Эти факты квантовой физики имеют место ограничения на бесконечное, непрерывное поле, которое используется некоторыми теоретиками для описания так называемых «энергетических полей человека». Стенгер продолжает, объясняя, что влияние электромагнитных сил были измерены физиками с точностью до одной части на миллиард, и пока нет никаких доказательств того, что живые организмы излучают уникальное поле.
Виталистическое мышление также было идентифицировано в наивных биологических теориях детей: " Недавние экспериментальные результаты показывают, что большинство дошкольников склонны выбирать виталистические объяснения как наиболее правдоподобные. Витализм вместе с другими формами промежуточной причинности составляют уникальные причинные устройства для наивной биологии как основной области мышления. "
Викиверситет содержит обучающие ресурсы по витализму |