Анна Павлова

редактировать
Анна Павлова
Анна павлова -c. 1905.jpg Павлова, гр. 1905
РодиласьАнна Матвеевна Павлова. 12 февраля 1881 года. Санкт-Петербург, Российская Империя
Умер23 января 1931 (1931) -01-23) (49 лет). Гаага, Нидерланды
НациональностьРусский
Род занятийБалерина
Годы активности1899 –1931
Родитель (и)Любовь Федоровна Павлова. Матвей Павлович Павлов

Анна Павловна Павлова (английский язык:, Русский : Анна Павловна Павлова ) Анна Матвеевна Павлова (Русский : Анна Матвеевна Павлова ; 12 февраля [OS январь 31] 1881 г. - 23 января 1931 г.), русская прима-балерина конца XIX - начала XX веков. Была ведущей артисткой Императорского Русского Балета и Русских балетов из Сергея Дягилева. Павлова получила наибольшее признание за создание роли Умирающего лебедя и со своей собственной труппой стала первой балериной, которая гастролировала по всему миру, включая Южную Америку, Индию и Австралию.

Содержание

  • 1 Молодость
  • 2 Императорская балетная школа
  • 3 Карьера
    • 3.1 Санкт-Петербург
      • 3.1.1 Мариус Петипа
      • 3.1.2 Мишель Фокин
    • 3.2 Русские балеты
    • 3.3 Балетная труппа Павловой
      • 3.3.1 Путешествие по миру
      • 3.3.2 Англия
      • 3.3.3 США
  • 4 Личная жизнь
  • 5 Смерть
  • 6 Наследие
  • 7 Пуанты
  • 8 Хореографическая нотация
  • 9 Репертуар
  • 10 Галерея
  • 11 См. Также
  • 12 Примечания
  • 13 Источники
  • 14 Внешние ссылки
    • 14.1 Архивные коллекции
    • 14.2 Другое

Молодость

Анна Матвеевна Павлова родилась в госпитале Преображенского полка, Санкт-Петербург, где служил ее отец Матвей Павлович Павлов. В одних источниках говорится, что ее родители поженились незадолго до ее рождения, в других - спустя годы. Ее мать Любовь Федоровна Павлова происходила из крестьян и некоторое время работала прачкой в ​​доме русско-еврейского банкира Лазаря Полякова. Когда к Анне пришла известность, сын Полякова Владимир заявил, что она внебрачная дочь его отца; другие предполагали, что сам Матвей Павлов якобы происходил из крымских караимов (в одном из Евпаторийских кенес, посвященных Павловой, есть даже памятник), но оба легенды не находят исторических подтверждений. Анна Матвеевна сменила отчество на Павловна, когда начала выступать на сцене.

Учащиеся Императорского хореографического училища в Un context de fées Мариуса Петипа. Десятилетняя Анна Павлова участвовала в этой работе в своем первом балетном спектакле. На фото она слева держит птичью клетку. Санкт-Петербург, 1891.

Павлова была недоношенной, регулярно болела и вскоре была отправлена ​​в село Лигово, где за ней ухаживала бабушка. Страсть Павловой к искусству балета началась, когда мать отвела ее на спектакль Мариуса Петипа из оригинальной постановки Спящая красавица в Императорский Мариинский театр. Пышное зрелище произвело на Павлову впечатление. Когда ей было девять, мать отвела ее на прослушивание в знаменитую Императорскую балетную школу. Из-за ее молодости и того, что считалось ее "болезненной" внешностью, она была отвергнута, но в возрасте 10 лет, в 1891 году, ее приняли. Впервые она вышла на сцену в спектакле Мариуса Петипа «Сказка», который балетмейстер поставил для учащихся училища.

Императорское хореографическое училище

Годы обучения юной Павловой были тяжелыми. Классический балет давался ей нелегко. Ее сильно изогнутые ступни, тонкие лодыжки и длинные конечности сталкивались с маленьким компактным телом, излюбленным для балерин того времени. Однокурсники дразнили ее такими прозвищами, как «Метла» и «La petite sauvage». Невзирая на это, Павлова тренировалась, чтобы улучшить свою технику. Она практиковалась и практиковалась после изучения шага. Она сказала: «Никто не может добиться успеха в одиночку. Бог дает талант, работа превращает талант в гения». Она брала дополнительные уроки у известных учителей того времени - Кристиана Йоханссона, Павла Гердта, Николая Легата - и у Энрико Чеккетти, считается величайшим балетным виртуозом того времени и основателем метода Чеккетти, очень влиятельной балетной техники, используемой по сей день. В 1898 году она вошла в класс совершенства Екатерины Вазем, бывшей примы-балерины Императорских театров Санкт-Петербурга.

На последнем курсе Императорской балетной школы она исполнила много ролей в основной труппе. Она закончила учебу в 1899 году в возрасте 18 лет и была выбрана для поступления в Императорский балет в ранге корифея, опередив кордебалет. Официально дебютировала в Мариинском театре в спектакле Павла Гердта «Притворные дриады» («Ложные дриады»). Ее выступление получило похвалу от критиков, в частности от великого критика и историка Николая Безобразова.

Карьера

Санкт-Петербург. Петербург

Мариус Петипа

В разгар строгого академизма Петипа публика была поражена стилем Павловой, сочетанием подарка, которому мало внимания уделялось академические правила: она часто выступала с согнутыми коленями, плохой явкой, неуместными порт-де-бюстгальтерами и неправильно размещенными турами. Такой стиль во многом восходит к временам романтического балета и великим балеринам прошлого.

Павлова выступала в различных классических вариациях, pas de deux и pas de trois в таких балетах, как La Camargo, Le Roi Candaule, Marcobomba и Спящая красавица. Энтузиазм часто сбивал ее с пути: однажды во время выступления в роли Темзы в спектакле Петипа Дочь фараона ее энергичные двойные повороты привели ее к потере равновесия, и она в итоге упала в ящик суфлера.. Ее слабые лодыжки затрудняли исполнение роли феи Кандид в опере Петипа «Спящая красавица», что побудило балерину пересмотреть прыжки феи на пуантах, к большому удивлению балетмейстера. Она отчаянно пыталась подражать знаменитой Пиерине Леньяни, приме-балерине императорских театров. Однажды во время урока она попыталась исполнить знаменитые фуэте Леньяни, в результате чего ее учитель Павел Гердт пришел в ярость. Он сказал ей:

... оставь акробатику другим. Я совершенно не могу вынести того, какое давление оказывают эти шаги на твои нежные мышцы и суровый свод стопы. Я прошу вас никогда больше не пытаться подражать тем, кто физически сильнее вас. Вы должны понимать, что ваша изысканность и хрупкость - ваши главные достоинства. Всегда нужно заниматься танцами, которые раскрывают свои редкие качества, а не пытаться завоевать похвалу простыми акробатическими трюками.

Павлова быстро поднялась по служебной лестнице, став фаворитом старого маэстро Петипа. Именно от самого Петипа Павлова узнала главную роль в Пахите, принцессу Аспичию в «Дочери фараона», царицу Нисию в «Королеве Кандол» и «Жизель». Она была названа танцовщицей в 1902 году, премьерой танцовщицы в 1905 году и, наконец, прима-балериной в 1906 году после громкого выступления в «217» Жизель «93». Петипа пересмотрел для нее много grand pas, а также множество дополнительных вариаций. Ее очень чествовали фанатичные балетоманы царского Санкт-Петербурга, легионы ее поклонников называли себя Павловаци.

Когда балерина Матильда Кшесинская была беременна в 1901 году, она тренировала Павлову в роли Никии в Баядерке. Кшесинская, не желая отставать, была уверена, что Павлова не справится с этой ролью, поскольку ее считали технически неполноценной из-за ее маленьких щиколоток и гибких ног. Вместо этого зрители были очарованы Павловой и ее хрупким, неземным взглядом, который идеально подходил для этой роли, особенно в сцене «Царство теней».

Мишель Фокин

Анна Павлова в фильме «Фокин / Сен-Санс» Умирающий лебедь, Санкт-Петербург, 1905

Павлова, пожалуй, наиболее известна тем, что сыграла роль Умирающий лебедь, соло в постановке Мишеля Фокина. Балет, созданный в 1905 году, исполняется на Le cygne из Карнавал животных Камиллы Сен-Санс. Павлова также поставила несколько соло, одно из которых - «Стрекоза», небольшой балет на музыку Фрица Крейслера. При исполнении роли Павлова была в тонком платье с прикрепленными к спине большими крыльями стрекозы.

Павлова соперничала с Тамарой Карсавиной. По фильму Портрет Жизели, Карсавина вспоминает неисправность гардероба. Во время одного из выступлений у нее упали погоны, и она случайно обнажилась, и Павлова довела смущенную Карсавину до слез.

Русские балеты

В первые годы существования Русских балетов Павлова недолго работала у Сергея Дягилева. Первоначально она должна была танцевать главную партию в Михаиле Фокине Жар-птица, но отказалась от этой роли, так как не могла смириться с Игорем Стравинским » авангардная оценка, а роль досталась Тамаре Карсавиной. Всю свою жизнь Павлова предпочитала мелодичную танцевальную музыку старых маэстро, таких как Чезаре Пуни и Людвиг Минкус, и мало заботилась ни о чем остальном, что отклонялось от салонного балета. музыка 19 века.

Фотооткрытка с изображением Анны Павловой в роли принцессы Аспичьи в версии Александра Горского «Петипа / Пуни» Дочь фараона для Большого театра. Москва, 1908

Балетная труппа Павловой

Путешествие по миру

После первого парижского сезона «Русских балетов» Павлова покинула его, чтобы создать свою труппу. Она выступала по всему миру, репертуар состоял в основном из сокращений произведений Петипа и специально поставленных для нее произведений. Становление независимой было

«очень предприимчивым и смелым поступком. Она гастролировала одна... в течение двадцати лет до самой смерти. Она путешествовала по всему миру, чтобы путешествия были возможны, и познакомила с балетом миллионы людей, которые никогда не видели любая форма западных танцев ».

Павлова также исполнила множество« этнических »танцев, некоторым из которых она научилась у местных учителей во время своих путешествий. Помимо танцев родной России, она исполняла мексиканские, японские и восточно-индийские танцы. Поддерживаемый ее интересом, Удай Шанкар, ее партнер по Кришна Радха (1923), продолжил возрождать искусство танца, которым так долго пренебрегали, в своей родной Индии. Также она гастролировала по Китаю.

В 1916 году она выпустила 50-минутную адаптацию «Спящей красавицы» в Нью-Йорке. Членами ее компании были в основном англичанки с русскими именами. В 1918–1919 годах ее труппа гастролировала по Южной Америке, за это время Павлова оказала влияние на молодую американскую балерину Рут Пейдж.

В 1915 году она снялась в фильме Тупая девушка из Портичи, в котором она сыграла немую девушку, преданную аристократом.

Англия

Покинув Россию, Павлова переехала в Лондон, Англия, поселившись в 1912 году по адресу: Дом Айви на Норт-Энд-роуд, Голдерс-Грин, к северу от Хэмпстед-Хит, где она жила до конца своей жизни. В доме было декоративное озеро, где она кормила своих домашних лебедей, и где сейчас стоит ее статуя работы шотландского скульптора Джорджа Генри Полина. Дом был показан в фильме Анна Павлова. Сейчас это Лондонский еврейский культурный центр, но синяя табличка отмечает его как место, представляющее значительный исторический интерес, поскольку это дом Павловой. Находясь в Лондоне, Павлова оказала влияние на развитие британского балета, в первую очередь вдохновив карьеру Алисии Марковой. У паба Gate, расположенного на границе Аркли и Тоттеридж (лондонский район Барнет), на стенах есть история, описывающая визит Павловой и ее танцевальной труппы.

В Лондоне, Англия, есть как минимум пять памятников Павловой: современная скульптура Павловой в образе стрекозы, созданная Томом Меррифилдом на территории Ivy House, скульптура Скотта Джорджа Генри Полина посередине пруда Айви-Хаус синяя табличка на фасаде Айви-хауса, статуэтка, сидящая с урной, в которой хранится ее прах, в крематории Голдерс-Грин, и позолоченная статуя на вершине театра Виктория Палас. Когда Victoria Palace Theater в Лондоне, Англия, открылся в 1911 году, позолоченная статуя Павловой была установлена ​​над куполом театра. Он был снят в целях безопасности во время Второй мировой войны и был утерян. В 2006 году на его месте была восстановлена ​​копия оригинальной статуи.

В 1928 году Анна Павлова пригласила петербургского дирижера Ефрема Курца аккомпанировать ей в танце, чем он и занимался до ее смерти в 1931 году. За пять лет ее жизни одна из ее солисток, Клео Норди, другая балерина из Санкт-Петербурга, стала ее преданной ассистенткой, оставив балет Парижской оперы в 1926 году, чтобы присоединиться к ее труппе и аккомпанировать во время ее второго австралийского турне в Аделаиду ​​, Брисбен и Сидней в 1929 году. На обратном пути на корабле Норди вышла замуж за британского музыкального директора Павловой Уолфорда Хайдена.. Норди поддерживала пламя Павловой в Лондоне вплоть до 1970-х годов, где она обучила сотни учеников, включая многих звезд балета.

Арнольд Генте, Анна Павлова, 1915, Библиотека Конгресса

Соединенные Штаты

Между 1912 и 1926 годами Павлова почти ежегодно совершала поездки по США, путешествуя с побережья. к берегу.

«Целое поколение танцоров обратилось к искусству из-за нее. Она пробудила Америку так, как никто не делал со времен Элсслера.… Америка стала сознавать Павлову и, следовательно, балет. Танцы и страсть, танец и драма были слиты ».

Бостон

Павлова была представлена ​​публике в Соединенных Штатах Максом Рабиноффом, когда он был управляющим директором Бостонской Гранд Опера Труппа с 1914 по 1917 год и в это время выступала вместе с ее Русской балетной труппой.

Луи

В 1914 году Павлова выступала в Сент-Луисе, штат Миссури, после того, как в последнюю минуту была помолвлена ​​Хэтти Б. Гудинг, ответственной за серию достойных музыкальных мероприятий, представленных публике Сент-Луиса. в сезоне 1913–14. Гудинг отправился в Нью-Йорк, чтобы договориться с музыкальными менеджерами о предлагаемых аттракционах. Из длинного списка она выбрала тех, кто представляет самые высокие в своей специальной области и которые, как она чувствовала, наверняка понравятся жителям Сент-Луиса. Список начинался с мадам Луизы Гомер, примадонны контральто Metropolitan Grand Opera Co., за ней следовали Йозеф Хоффман, пианист, и Анна Павлова и Русский балет. В последнем случае расходы составили 5500 долларов (142 278 долларов в долларах 2019 года) на две ночи, а поступления - 7 500 долларов (194 015 долларов в долларах 2019 года), что дало чистую прибыль в размере 2000 долларов (51 737 долларов в долларах 2019 года); другие ее вечера были пропорционально успешными в финансовом отношении. Предварительные продажи были больше, чем в любом другом городе США. На концерте Павловой, когда Гудинг в последний час нанял русскую танцовщицу на две ночи, нью-йоркские менеджеры усомнились и с тревогой бросились на помощь четырем специальным агентам. Увидев заказы на обе ночи, они тихо ускользнули обратно в Нью-Йорк, полностью убедившись в ее способности привлекать публику в Сент-Луисе, который до сих пор всегда назывался «худшим шоу-городом» в стране.

Личная жизнь

Виктор Дандре, ее менеджер и компаньон, утверждал, что он был ее мужем в своей биографии танцовщицы в 1932 году: Анна Павлова: In Art Life (Дандре 1932, авторская предисловие). Он умер 5 февраля 1944 года и был кремирован в крематории Голдерс-Грин, а его прах был помещен ниже праха Анны.

Виктор Дандре писал о многочисленных благотворительных танцевальных выступлениях Павловой и благотворительных усилиях по поддержке русских сирот в пост- Первой мировой войне Париж

... которым грозила опасность оказаться буквально в улица. Они уже страдали от ужасных лишений, и казалось, что скоро у них не будет никаких средств для продолжения образования.

Пятнадцать девочек были усыновлены в дом, купленный Павловой недалеко от Парижа в Сен-Клу, под присмотром графини де Герн и поддерживаются ее выступлениями и средствами, запрошенными Павловой, включая множество небольших пожертвований от членов Camp Fire Girls of America, которые сделали ее почетным членом.

В течение своей жизни у нее было много домашних животных включая сиамскую кошку, различных собак и множество видов птиц, включая лебедей. Дандре указала, что она всю жизнь любила животных, и об этом свидетельствуют фотографические портреты, на которых она сидела, на которых часто фигурировало животное, которое она любила. Был сделан формальный студийный портрет ее с Джеком, ее любимым лебедем.

Смерть

Файл: Aankomst danseres Anna Pavlova.ogv Play media Анна Павлова прибыла в Гаагу в 1927 году Прах Анна Павлова, больше, чем у Виктора Дандре, Крематорий Голдерс Грин

Во время путешествия из Парижа в Гаагу Павлова сильно заболела, и ее состояние ухудшилось по прибытии в Гаагу. Она послала в Париж своего личного врача, доктора Залевски, чтобы он помог ей. Ей сказали, что у нее пневмония и ей нужна операция. Ей также сказали, что она никогда больше не сможет танцевать, если она продолжит танцевать. Она отказалась от операции, сказав: «Если я не умею танцевать, я лучше умру». Она умерла от плеврита в спальне рядом с японским салоном отеля Des Indes в Гааге, за двадцать дней до своего 50-летия.

Виктор Дандре писал, что Павлова умерла через полчаса после полуночи в пятницу, 23 января 1931 года, вместе со своей горничной Маргерит Летьен, доктором Залевски и им самим у ее постели. Ее последними словами были: «Приготовь мой костюм« Лебедь »». Дандре и Летиен одели ее тело в ее любимое бежевое кружевное платье и поместили в гроб с веточкой сирени. В 7 часов утра приехал православный священник, чтобы помолиться над ее телом. В 7:30 ее гроб был доставлен в часовню морга, примыкающую к католической больнице в Гааге.

В соответствии со старой балетной традицией, в тот день, когда она должна была выступить в следующий раз, представление продолжалось. как и было запланировано, с единственным прожектором, кружащим вокруг пустой сцены, где она должна была быть. Панихида прошла в Русской Православной Церкви в Лондоне. Павлова была кремирована, а ее прах помещен в колумбарий в крематории Голдерс-Грин, где ее урна была украшена балетными туфлями (которые с тех пор были украдены).

Прах Павловой вызывал много споров после попыток Валентины Жиленковой и мэра Москвы Юрия Лужкова отправить их в Москву для захоронения в Новодевичье кладбище. Эти попытки были основаны на утверждениях, что это было предсмертное желание Павловой, чтобы ее прах был возвращен в Россию после падения Советского Союза . Эти утверждения позже были признаны ложными, поскольку нет никаких доказательств того, что это было ее желанием. Единственное документальное свидетельство, свидетельствующее о возможности такого шага, содержится в завещании мужа Павловой, который оговорил, что, если российские власти согласились на такой шаг и относились к ее останкам с должным благоговением, то смотрители крематория должны согласиться на это. Несмотря на этот пункт, завещание не содержит официального запроса или планов посмертной поездки в Россию.

Самая последняя попытка перевезти останки Павловой в Россию была предпринята в 2001 году. Крематорий Голдерс Грин принял меры, чтобы их доставили самолетом в Россию для погребения 14 марта 2001 года на церемонии, на которой присутствовали различные российские высокопоставленные лица.. Позже от этого плана отказались после того, как российские власти отозвали разрешение на переезд. Позже выяснилось, что ни семья Павловой, ни российское правительство не санкционировали переезд и что они согласились, что останки должны остаться в Лондоне.

Наследие

Памятная монета, Центральный банк России

Павлова вдохновила хореографа Фредерика Эштона, когда 13-летним мальчиком он увидел ее танец в Муниципальном театре в Лиме, Перу.

Десерт Павлова, как полагают, был создан в честь танцовщицы в Веллингтоне во время ее турне по Новой Зеландии и Австралии в 1920-х годах. Национальность его создателя уже много лет является источником споров между двумя народами.

Харабе Тапатио, известный на английском языке как «Мексиканский танец шляп», приобрел популярность за пределами Мексики, когда Павлова создала постановочную версию в пуантах., за что ее обожающие мексиканские зрители осыпали ее шляпами. Позже, в 1924 году, Харабе Тапатио был провозглашен национальным танцем Мексики.

В 1980 году Игорь Карл Фаберже лицензировал коллекцию винных бокалов из полного свинцового хрусталя диаметром 8 дюймов в ознаменование столетия со дня рождения Павловой. Очки были изготовлены в Японии под контролем Монетного двора Франклина. На ножке каждого стакана появляется матовое изображение Павловой. Первоначально в каждом наборе было 12 стаканов.

Жизнь Павловой запечатлена в фильме 1983 года Анна Павлова.

Танцы Павловой вдохновили многих работ ирландского живописца Джона Лавери. Критик The Observer писал 16 апреля 1911 года: «Портрет русской танцовщицы Анны Павловой, сделанный господином Лавери, запечатлен в мгновение грациозного невесомого движения... Ее чудесного, подобного перьям полета, который похоже, нарушает закон гравитации ».

A Макдоннелл Дуглас MD-11 голландской авиакомпании KLM с регистрацией PH-KCH носила ее имя. Он был доставлен 31 августа 1995 года.

Павлова появляется как персонаж в романе Розарио Ферре «Полет лебедя».

Павлова появляется как персонаж четвертого эпизода британского сериала Мистер Селфридж, которого играет реальная балерина Наталья Кремень.

Павлова появилась в роли самой себя, которую сыграла Мария Талльчиф, в фильме 1952 года.

Пуанты

Ее ноги были чрезвычайно изогнуты, поэтому она укрепила свои пуанты, добавив кусок твердой кожи на подошву для поддержки и сглаживая коробку обувь. В то время многие считали это «обманом», поскольку балерину той эпохи учили, что она, а не туфли, должна удерживать свой вес на пуантах. В случае с Павловой это было чрезвычайно сложно, так как форма ступни требовала, чтобы она балансировала на больших пальцах ног. Со временем ее решение стало предшественником современных пуантов, поскольку работа на пуантах стала менее болезненной и более легкой для изогнутых ног. Согласно биографии Марго Фонтейн, Павловой не нравилось, как ее изобретение выглядело на фотографиях, поэтому она удаляла его или изменяла фотографии так, чтобы казалось, что она использует обычные пуанты.

Хореографическая нотация

На рубеже ХХ века Императорский балет начал проект, в котором значительная часть репертуара балета использовалась в методе хореографической нотации Степанова. Большинство нотных хореографий были записаны во время репетиций танцоров. После революции 1917 г. это собрание нот было вывезено из России бывшим постановщиком Императорского балета Николаем Сергеевым, который по этим документам поставил такие произведения, как «Щелкунчик», «Спящие». Красавица и Лебединое озеро, а также окончательные версии Мариуса Петипа «Жизель» и «Коппелия» для балета Парижской оперы и балета Вик-Уэллса в Лондоне (предшественник Королевского балета ). Производство этих произведений легло в основу, на которой в той или иной степени будут базироваться все последующие версии. В конце концов, эти записи были приобретены Гарвардским университетом, и теперь они являются частью тайника материалов, относящихся к Императорскому балету, известного как Сборник Сергеева, который включает не только нотные балеты, но и репетиции. оценки, используемые компанией на рубеже двадцатого века.

Нотации Жизели и полнометражной Пахиты были записаны примерно в 1901–1902 годах, тогда как сам Мариус Петипа проводил Анну Павлову на репетициях. Павлова также включена в некоторые другие нотные хореографии, когда она участвовала в выступлениях в качестве солистки. Некоторые из скрипичных или фортепианных сокращений, используемых в качестве репетиционных партитур, отражают вариации, которые Павлова выбрала для танца в конкретном представлении, поскольку в то время классические вариации часто исполнялись ad libitum, то есть по выбору танцора. Одна из вариаций, в частности, была исполнена Павловой в нескольких балетах, написанных Риккардо Дриго для исполнения Павловой в балете Петипа «Королевская кандола» с сольной арфой. Эта вариация до сих пор исполняется в постановке балета Мариинского театра классической большой Пахиты.

Репертуар

В репертуаре Павловой следующие роли:

ДатаБалетРоль (и)МестоположениеЗаписки
1891Сказка
1905Умирающий лебедь Умирающий лебедьСанкт-Петербург
1921Ла-Пери (Дюкас) ПериПариж
Жизель
Ла Камарго
Les Dryades prétenduesСанкт-Петербург
Королева КандолКоролева Нисия
Маркобомба
Пахита Пахита
Дочь фараона Принцесса Аспичия, река Темза
Спящая красавица

Галерея

См. Также

Примечания

Источники

  • Дандре, Виктор (1932). Анна Павлова: В искусстве и жизни. Лондон: USA Arno Press NYC, перепечатка (опубликовано в 1979 г.)

Внешние ссылки

Архивные коллекции

Другое

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Анной Павловой.
Последняя правка сделана 2021-06-11 16:23:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте