Дама Алисия Маркова DBE | |
---|---|
Алисия Маркова в 1940 году | |
Родилась | Лилиан Алисия Маркс. (1910-12-01) 1 декабря 1910. Финсбери Парк, Лондон, Соединенное Королевство |
Умер | 2 декабря 2004 (2004) -12-02) (94 года). Бат, Сомерсет, Великобритания |
Национальность | Британец |
Род занятий | Балерина |
Титул | Prima ballerina assoluta |
Дама Алисия Маркова DBE (1 декабря 1910–2 декабря 2004) была британской балериной и хореографом, режиссером и педагогом классический балет. Наиболее известна своей карьерой с Сергеем Дягилевым Русскими балетами и гастролями по всему миру, она была широко признана одной из величайших танцоров классического балета двадцатого века. век. Она была первой британской танцовщицей, которая стала солисткой балетной труппы, и вместе с Дамой Марго Фонтейн она стала одной из двух английских танцоров, признанных прима балерина ассолута. Маркова была танцовщицей-основателем Rambert Dance Company, The Royal Ballet и American Ballet Theater, а также была соучредителем и директором English Национальный балет.
Маркова родилась как Лилиан Алисия Маркс 1 декабря 1910 года. Ее отец, Артур, был евреем по рождению; ее мать, Эйлин (урожденная Барри), обратилась в иудаизм.
Семья жила в двухкомнатной квартире в Финсбери-парке.
Маркова начала танцевать по совету врача. чтобы укрепить ее слабые конечности. Она дебютировала на сцене в возрасте десяти лет, исполнив роль Саломеи в пантомиме Дик Уиттингтон и его кот, в котором она была объявлена как Маленькая Алисия, ребенок Павловой . Она начала заниматься балетом у княгини Серафины Астафьевой, русской балерины, живущей в Лондоне. Астафьева была танцовщицей на пенсии Ballets Russes, известной балетной труппы, основанной импресарио Сергеем Дягилевым. Астафьева основала Российскую танцевальную академию в The Pheasantry, King's Road, Chelsea, и отвечала за обучение ряда известных британских танцоров, включая Марго Фонтейн и Антон Долин. синяя табличка теперь отмечает место ее бывшей студии.
В возрасте 13 лет Маркову наблюдал в классе Дягилев, который приезжал в гости. Лондон в поисках нового таланта для своей балетной труппы. Он пригласил ее присоединиться к Ballets Russes в Монте-Карло, что она и сделала в 1925 году, через месяц после своего 14-летия. В силу возраста она исполнила ряд ролей, специально поставленных для нее, а также выступила в разнообразном репертуаре новых и уже известных балетов. Наряду со многими известными танцорами в этот период она встретила ряд ведущих деятелей 20-го века, которые создавали работы для компании, включая Пабло Пикассо, Анри Матисс, Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Леонид Мясин, Джордж Баланчин и Бронислава Нижинская.
После смерти Дягилев в 1929 году, Маркова вернулась в Англию, где стала основательницей балерины The Ballet Club, компании, основанной Дамой Мари Рамбер. В этот период она была особенно известна исполнением произведений Фредерика Эштона, который был неизвестен в то время, но впоследствии стал одним из самых знаменитых хореографов Великобритании. Балетный клуб должен был стать первой профессиональной балетной труппой в Соединенном Королевстве, позже получившей название Ballet Rambert. Теперь известная как Rambert Dance Company, она остается старейшей танцевальной труппой в Великобритании.
В 1931 году Нинетт де Валуа основала балет Vic-Wells Ballet в помещение в лондонском театре Sadler's Wells. Бывшая коллега по труппе Дягилева, она пригласила Маркову присоединиться к труппе в качестве одного из танцоров-основателей, что она и сделала, образовав известное партнерство с Антоном Долиным. Де Валуа нанял Фредерика Эштона, который стал постоянным хореографом, а затем художественным руководителем труппы. В 1933 году де Валуа назначил Маркову первой прима-балериной компании, которая сейчас является всемирно известным Royal Ballet.
. Это произошло после того, как Общество Камарго посмотрело представление Жизель с Ольга Спессивцева и Долина в 1932 году, что Маркова впервые осознала возможности тогда забытого балета. Со временем это стало ее самой ценной ролью и той, чьи выразительные возможности она продолжала развивать на протяжении всей своей карьеры. Премьера ее роли состоялась в первый день Нового года в 1934 году в театре Вик.
В 1935 году Маркова и Долин покинули балет Вик-Уэллса, чтобы основать собственную гастрольную труппу, известную как Компания Маркова-Долина. В течение двух сезонов труппа много гастролировала, и в 1936 году князь Волконский присоединился к труппе в качестве балетмейстера. Позже в 1938 году Маркова присоединилась к Ballet Russe de Monte Carlo, гастролируя по миру в качестве звездной балерины труппы. Труппа была первой, кто гастролировал с балетом по Соединенным Штатам, представив это искусство публике, которая никогда раньше не видела балет. В то время она была ключевой фигурой в формировании Американского театра балета, танцуя с труппой в первые годы его существования.
Портрет Марковой в Вариации «Спящей красавицы» «Синяя птица». по заказу Игоря Стравинского для Американского театра балета (1941) Маркова в «Умирающем лебеде », 1948Маркова появлялась в балетах по всему миру, но помнят в основном за ее Жизель, а также за Умирающий лебедь и Лес Сильфиды. Во время Второй мировой войны она реорганизовала Les Ballets Russes в Соединенных Штатах и появилась в качестве танцовщицы с Долином в фильме Голливуд, A Песня для мисс Джули.
В 1950 году Маркова и Долин стали соучредителями Festival Ballet, труппы, созданной в честь приближающегося Фестиваля Британии и получившей поддержку польским бизнесменом Юлианом Брунсвегом. Долин должен был стать первым художественным руководителем труппы, а Маркова - прима-балериной. Труппа была создана для гастролей с балетом перед публикой, которая в противном случае не смогла бы познакомиться с балетом, и продолжила гастролировать по менее традиционным площадкам как в Соединенном Королевстве, так и за рубежом. Он также учредил ряд образовательных программ, призванных сделать балет доступным для новой аудитории. Она оставалась Прима-балериной до 1952 года, после чего продолжала регулярно выступать в качестве приглашенной танцовщицы до тех пор, пока не ушла из профессиональных танцев.
В 1960 году она сотрудничала с индийским классическим танцором Рамом Гопалом, чтобы создать дуэт "Радха-Кришна" на основе индуистской мифологии, в котором она танцевала как Радха, а он танцевал как Кришна. Сегодня память об их сотрудничестве проводится в Национальной портретной галерее в Лондоне, где ее бронзовый бюст стоит рядом с его портретом. В 1989 году Festival Ballet был переименован в English National Ballet, чтобы отразить роль компании как единственной британской труппы классического балета, занимающейся гастролями балетов по всей стране по доступной для публики цене.
Пуанты, принадлежащие Марковой, в настоящее время размещаются в The Shoe Room в Торонто.Маркова ушла из профессиональных танцев в январе 1963 года в возрасте 52 лет. После выхода на пенсию она продолжала играть активную роль в балетной и театральной индустрии как педагог, режиссер и хореограф. Она отвечала за постановку ряда балетов, которые она исполнила с Ballets Russes, а также тренировала танцоров для ролей, которые она создала для таких хореографов, как сэр Фредерик Эштон.
. В качестве учителя она проводила телевизионные мастер-классы, а также назначен профессором балета и исполнительского искусства в Университете Цинциннати. В свои более поздние годы она продолжала регулярно посещать преподавательский состав на жилых курсах балета, таких как Йоркширские балетные семинары и балетные семинары Абингдона, а также была президентом и постоянным приглашенным преподавателем в школах художественного образования в Лондон и Тринг. Она также была губернатором и постоянным приглашенным учителем в Королевской балетной школе.
. Она была предметом This Is Your Life дважды, в январе 1960 года, когда она была удивлена Имонн Эндрюс в Королевском фестивальном зале, и в октябре 1995 года, когда Майкл Аспел удивил ее в лондонском Королевском оперном театре. Маркова была патроном / президентом многих танцевальных организаций, в том числе была президентом English National Ballet, губернатором Королевского балета и вице-президентом Королевской академии танца.
Через некоторое время после перенесенного инсульта Маркова скончалась 2 декабря 2004 г. в больнице в Бате, через день после своего 94-го дня рождения. Она так и не вышла замуж. Панихида прошла в крематории Бата Хейкомб. Панихида в знак благодарности за ее жизнь и труд прошла в Вестминстерском аббатстве 8 марта 2005 года.
В рамках службы танцовщицы Английского национального балета труппа исполнила отрывки из балета Жизель (Дарья Климентова, Дмитрий Груздыев, Эрина Такахаши, Арионель Варгас) и Сильфида (Агнес Оукс и Симона Кларк ).
|
|
На Викискладе есть материалы, связанные с Алисией Марковой. |