В греческой мифологии, менады ( / м я п Ae д г / ; Древнегреческий : μαινάδες [maiˈnades] ) были женщинами-последователями Диониса и наиболее значительными членами Тиаса, свиты бога. Их название дословно переводится как «бредовые». Вакханки были известны как Bassarids, Вакханках / б æ к я / или вакханки / б æ к ə н т ы, б ə к æ н т ы, - к ɑː н т ы / в римской мифологии после склонности эквивалентного римского бога Вакха, чтобы носить bassaris или лисицы кожу.
Часто менады изображались вдохновленными Дионисом в состоянии экстатического безумия благодаря комбинации танцев и опьянения. Во время этих обрядов, менады оденутся в желтовато - коричневых шкурах и нести тирс, длинную палку, завернутые в плюще или виноградных листьев и наконечники с сосновой шишкой. Они плели венки из плюща вокруг головы или носили шлемы быка в честь своего бога и часто держали в руках змей или носили их.
Эти женщины были мифологизированы как «сумасшедшие женщины», которые были медсестрами Диониса в Нисе. Ликург «гнался за кормилицей разъяренного Диониса через священные холмы Нисы, и священные орудия падали на землю из рук всех и каждого, когда кровожадный Ликург поразил их своим воловьим ртом». Ночью они уходили в горы и совершали странные обряды.
По словам Плутарха «s Жизнь Александра, менады называли Mimallones и Klodones в Македонии, эпитеты, полученных из женского искусства прядения шерсти. Тем не менее, эти воинственные партенои («девы») с холмов, связанные с псевдонимом Дионисия или «поддельным мужчиной Дионисом», разбили вторгшегося врага. В южной Греции они были описаны как Вакханках, Bassarides, Thyiades, Potniades и другие эпитеты.
Термин менада стал ассоциироваться с широким спектром женщин, сверхъестественных, мифологических и исторических, связанных с богом Дионисом и его поклонением.
Танцующая менада. Фрагмент красной фигуры Скифоса древнегреческого Пестума, созданной Пифоном, ок. 330-320 гг. До н. Э. Британский музей, ЛондонВ пьесе Еврипида « Вакханки» менады Фив убивают царя Пентея после того, как он запретил поклонение Дионису. Дионис, двоюродный брат Пенфея, сам заманивает Пентея в лес, где менады разрывают его на части. Его труп изуродован его собственной матерью Агавой, которая отрывает ему голову, полагая, что это голова льва. Группа менад также убивает Орфея, когда он отказывается развлекать их, оплакивая свою мертвую жену.
В керамическом искусстве игра Менад и Диониса часто изображается на кратерах, используемых для смешивания воды и вина. Эти сцены показывают, как менады в своем безумии бегают по лесам, часто разрывая на куски любое животное, с которым они случайно сталкиваются.
Немецкий филолог Вальтер Фридрих Отто пишет:
«Вакханки» Еврипида дают нам наиболее живую картину чудесных обстоятельств, в которых, как говорит Платон в « Ионе», опьяненные богом священнослужители черпают молоко и мед из ручьев. Они ударяют по камням тирсом, и вода хлестает. Они опускают тирс на землю, и родник вина пузырится. Если они хотят молока, они царапают землю пальцами и втягивают молочную жидкость. Мед стекает из тирса, сделанного из дерева плюща, они опоясываются змеями и кормят оленят и волчонок, как если бы они были младенцами, у груди. Огонь их не сжигает. Никакое железное оружие не может их ранить, а змеи безвредно слизывают пот с их разгоряченных щек. Свирепые быки падают на землю, жертвы бесчисленных рвущихся женских рук, а крепкие деревья совместными усилиями вырывают с корнем.
Сектантские обряды, связанные с поклонением греческому богу вина Дионису (или Вакху в римской мифологии), характеризовались маниакальными танцами под звуки громкой музыки и грохотом цимбал, в которых гуляки, называемые вакханками, кружились, кричали, становились пьяны и возбуждали друг друга во все большем и большем экстазе. Цель состояла в том, чтобы достичь состояния энтузиазма, в котором души празднующих были временно освобождены от своих земных тел и смогли общаться с Вакхом / Дионисом и получить проблеск и подготовку к тому, что они когда-нибудь испытают в вечности. Кульминацией обряда стало исполнение безумных подвигов силы и безумия, таких как выкорчевывание деревьев, разрывание голыми руками быка (символ Диониса) на части, акт, называемый спарагмос, и поедание его плоти в сыром виде, акт, называемый омофагией. Этот последний обряд был причастием, сродни причастию, в котором участники принимали силу и характер бога, символически поедая сырую плоть и выпивая кровь его символического воплощения. Символически съев его тело и выпив его кровь, священнослужители одержимы Дионисом.
Два сатира и менада. Сторона A древнегреческой красной фигурки чашечки-кратера из Апулии, 380–370 гг. До н.э. Лувр, Париж. Дионис и две менады, изображенные художником Амасисом около 550–530 гг. До н. Э.Менады встречаются в более поздних упоминаниях как жрицы дионисийского культа. В третьем веке до нашей эры, когда город в Малой Азии хотел создать менадический культ Диониса, Дельфийский оракул приказал им послать в Фивы как для обучения, так и для трех профессиональных менад, заявив: «Идите на святую равнину Фив, чтобы вы могли возьмите менад из семьи Ино, дочери Кадма. Они передадут вам и обряды, и передовой опыт, и они создадут танцевальные группы (тиасои) Вакха в вашем городе ».
Дионис прибыл на место своего рождения, в Фивы, где ни Пенфей, его двоюродный брат, ставший теперь королем, ни мать Пентея Агава, тетя Диониса (сестра Семелы) не признавали его божественность. Дионис наказал Агаву, сведя ее с ума, и в этом состоянии она убила своего сына и разорвала его на куски. Из Фив Дионис отправился в Аргос, где все женщины, за исключением дочерей царя Прита, присоединились к его поклонению. Дионис наказал их, сведя с ума, и они убили грудных младенцев, которые кормили их грудью. Он сделал то же самое с дочерьми Миньяса, короля Орхомена в Боэтии, а затем превратил их в летучих мышей.
По словам Опиана, Дионису в детстве нравилось разрывать детей на части и снова возвращать их к жизни. Его характеризуют как «бушующего» и «сумасшедшего», и поэтому природа менад, от которой они получили свое название, является его природой.
Однажды во время войны в середине третьего века до нашей эры очарованные Тииады (менады) заблудились и прибыли в Амфиссу, город недалеко от Дельф. Там они опустились в изнеможении на рыночной площади и были захвачены глубоким сном. Женщины Амфиссы окружили их защитным кольцом и, проснувшись, устроили им беспрепятственное возвращение домой.
Женщины Амфиссы, Лоуренс Альма-ТадемаВ другом случае Thyiades был снег в на Парнасе, и это было необходимо послать спасательный отряд. Одежда мужчин, участвовавших в спасении, замерзла. Вряд ли Тииады, даже если они носили оленьи шкуры на плечах, когда-либо были одеты теплее мужчин.
В царстве сверхъестественного находится категория нимф, которые ухаживают за молодым Дионисом и заботятся о нем и продолжают его поклонение, когда он достигнет совершеннолетия. Считается, что бог Гермес отнес молодого Диониса к нимфам Нисы.
В другом мифе, когда его мать, Семела, убита, забота о юном Дионисе переходит в руки его сестер Ино, Агавы и Автоное, которые позже изображаются как участвующие в обрядах и играющие ведущую роль среди других. менады.
Термин «менады» также относится к женщинам в мифологии, которые сопротивлялись поклонению Дионису и были сведены им с ума, вынуждены против своей воли участвовать в часто ужасающих обрядах. Сомневающиеся женщины Фив, прототипы менад или «сумасшедших», покинули свои дома, чтобы жить в дебрях близлежащей горы Киферон. Когда они обнаружили, что Пентей шпионит за ними, одетый как менада, они разорвали его на части.
Это также происходит с тремя дочерьми Миньяса, которые отвергают Диониса и остаются верными своим домашним обязанностям, испугавшись невидимых барабанов, флейт, тарелок и увидев плющ, свисающий с их ткацких станков. В наказание за свое сопротивление они становятся сумасшедшими, выбирая по жребию ребенка одного из своего числа и разрывая его на части, как женщины на горе поступали с молодыми животными. Похожая история с трагическим концом рассказана о дочерях Прота.
Однако не все женщины были склонны сопротивляться зову Диониса. Менады, одержимые духом Диониса, путешествовали с ним из Фракии в материковую Грецию в его поисках признания его божественности. Говорят, что Дионис танцевал с Парнаса в сопровождении дельфийских дев, и известно, что даже в молодости женщины в Беотии практиковали не только закрытые обряды, но также ношение тирса и танцы.
Возможным основанием мифа является древний праздник под названием Агриония. Согласно греческим авторам, таким как Плутарх, женщины-последователи Дионисия отправились на его поиски, а когда не смогли найти его, приготовили пир. Плутарх описывает этот праздник, как священник преследовал группу дев с мечом. Эти женщины должны были быть потомками женщин, принесших в жертву своего сына во имя Дионисия. Священник ловил одну из женщин и казнил ее. Позднее это человеческое жертвоприношение было исключено из фестиваля. В конце концов женщины освободятся от интенсивного экстатического переживания фестиваля и вернутся к своей обычной жизни. Агрионию праздновали в нескольких греческих городах, но особенно в Беотии. У каждого беотийского города был свой собственный миф, основанный на его основе, но схема была почти такой же: прибытие Диониса, сопротивление ему, бегство женщин на гору, убийство преследователя Диониса и возможное примирение с богом..
Названия менад в соответствии с различными рисунками на вазах были: Анте («Цветок»), Bacche, Kale («Красавица»), Kalyke («Бутон»), Choiros («Свинья»), Choro («Танец»), Chrysis. («Золото»), Киссо («Плющ»), Клито, Комодия («Комедия»), Доркис, Доро, Эудия («Спокойствие»), Эудаймония («Счастье»), Эвтимия («Хорошее настроение»), Erophyllis, Galene ( "Спокойствие"), Геба ( "Юность"), вот, Kraipale, Lilaia, Mainas, Makaria ( "Блаженны"), Molpe ( "Песня"), Myro, Naia, Nymphaia, Nymphe, ОПОРА ( "Урожай"), Oinanthe, Oreias («Горная нимфа»), Paidia, Pannychis (« Всенощное пиршество »), Periklymene («Известный»), Phanope, Philomela, Polyerate («Возлюбленный»), Rodo («Роза»), Sime ( "Snub-нос"), Terpsikome, Thaleia, Tragoedia ( "Трагедия") и Xantho ( "Fair-волосы").
Менады изображались в искусстве как неуравновешенные и неистовые женщины, охваченные пьяным восторгом, как в пьесе Еврипида « Вакханки». В пьесах Еврипида и других художественных формах и произведениях неистовые танцы бога являются прямым проявлением эйфорической одержимости, и эти поклонники, иногда поедая плоть человека или животного, временно воплотившего бога, приходят, чтобы отведать его божественность.
Изображения менад часто встречаются как на красно-, так и на чернофигурной греческой керамике, статуях и украшениях. Также в Коринфе были обнаружены фрагменты рельефов поклонниц Диониса. Марк У. Эдвардс в своей статье «Изображение менад на архаичных краснофигурных вазах» прослеживает эволюцию изображений менад на красных фигурных вазах. Эдвардс различает «нимф», которые раньше появляются на греческой керамике, и «менады», которые идентифицируются по их характерной оленьей шкуре или небрису и часто несут в руках змей. Однако Эдвардс не считает действия фигур на керамике отличительной чертой для различения менад и нимф. Скорее, различия или сходства в их действиях более разительны при сравнении глиняной посуды с черной и красной фигурой, в отличие от менад и нимф.
Жан Метцингер, 1906 год, танец, вакханка, холст, масло, 73 х 54 см. Тема менад оставалась популярной в искусстве, по крайней мере, до начала 20 века.
Маенада, несущая лань, фрагмент аттической чаши с красной фигурой ок. 480 г. до н.э., Лувр.
Древнегреческая терракотовая статуэтка танцующей менады, III век до нашей эры, из Таранто. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Статуя спящей Менады, лежащей на шкуре пантеры, расстеленной на каменистой поверхности; этот тип известен как лежащий гермафродит; Пентелийский мрамор; найден на юге Афинского Акрополя ; Адриановское время (117–138 гг. Н.э.) следует классическому направлению аттического искусства; Национальный археологический музей, Афины.
Кольцо с выгравированным изображением менады. Древнегреческие произведения искусства III – II веков до нашей эры. Лувр, Париж.
Римская фреска из Помпеи, изображающая менаду в шелковом платье, I век нашей эры.
Римская фреска менады из Каса дель Криптопортико в Помпеях.
Танец менад - Андриес Корнелис Ленс
Вакханки от Джона Рейнхарда Уэглина
Вакханки от Уильяма Этти
Вакханки по Фридерикам Уильяма Макмонниса, 1894. Бруклинского музея
Женская вакханка. Роял Вустер, 1898 год. Бруклинский музей.
Менада и Panther по Эрнст Хенель, 1886. Альбертинум, Дрезден
Менада и фавны, 1902–1912, Изабель Лилиан Глоаг.
Менада появляется в стихотворении Перси Биши Шелли « Ода западному ветру ».
В повести Ивана Тургенева « Первая любовь» вакханки символически используются во сне княгини Зинаиды.
Менады, наряду с Вакхом и Силеном, появляются в " Принце Каспиане " К.С. Льюиса. Их изображают дикими, свирепыми девушками, которые танцуют и совершают сальто.
Менадизм упоминается лауреатом Нобелевской премии по литературе 2013 года канадской Алисой Манро в ее сборнике рассказов « Беглец» (2004). Никакого объяснения значения этой ссылки не предлагается, но независимость и сила этой культистской группы женщин, казалось бы, была метафорой автономии, необходимой женщинам в современную эпоху, чтобы лучше обозначить претензии против репрессивного патриархата..
Poul Anderson «s „Goat Song“ изображает далеко будущую утопию, где вся деятельность человеческой была„ оптимизированная “в искусственном интеллекте SUM. Чтобы успокоить свой страх смерти, гражданам этой утопии обещают воскресение с использованием ДНК и записей памяти, собранных с помощью браслетов, которые носят все. Восстав против нечеловеческого контроля, один гражданин по имени Харпер (отождествляемый с Орфеем) пробуждает атавизм в группе женщин, которые проводят каникулы в дикой природе, живя менадами.
Рассказ Хулио Кортасара «Las Ménades», первоначально опубликованный в Final del juego в 1956 году, описывает концерт, в котором рассказчик эмоционально не реагирует на музыку, но некоторые женщины переполняются эмоциями и вырываются на сцену. обгоняет дирижера и музыкантов.
В Пирса Энтони «s серии Xanth, менады изображены как женщины бешеной с кровожадностью. Менады были временно подавлены Магом Греем, поскольку его талант сводит на нет магию. В сочетании с большим питоном, защищающим Пещеру Оракула, присутствие менад должно защищать гору Парнас (см. « Человек из Мундании »).
В « Баснях и размышлениях», седьмом томе серии графических романов Нила Геймана « Песочный человек», менады фигурируют в рассказе « Орфей», в котором они зверски убивают главного героя после того, как он отказывается с ними скакать (повторяя события настоящего греческого романа). миф об Орфее).
В романе ужасов « Доминион » Бентли Литтла менады в конечном итоге раскрываются как главные антагонисты в первой половине истории, во время которой они разрывают своих жертв в клочья и сговариваются, чтобы пробудить Диониса.
В романе « Баффи-истребительница вампиров» « Спроси злую шутку : дневник убийцы» менады изображаются как испорченные человеческие существа, служащие древнему и могущественному греческому вампиру Какистосу.
Менадами появляются Рик Риордан «s полубог Дневников где они являются главными врагами в истории„Лео Вальдес и Quest для Буфорд“. В поисках стола автоматов Буфорд, Лео, Джейсон и Пайпер сталкиваются с менадами, которые ищут Диониса. Они преследуют Лео и Пайпер в Бункер 9 и впоследствии попадают в золотую сеть.
В Sailor Moon две жрицы, охраняющие святыню Элизиума глубоко под землей (самое священное место Золотого Королевства), называются менадами. Однако они не имеют ничего общего с мифологическими менадами: они не бешеные и не опасные, их число стабильно, они не путешествуют (на самом деле им кажется, что им запрещено покидать) и никаким образом не связаны с Дионисом / Вакхом. (во всей франшизе ни разу не упоминается этот бог). Вместо этого они связаны с персонажем, названным в честь греческого олицетворения солнца (Гелиос).
В рассказе Дрездена Дрездена Джима Батчера " Последний звонок " в качестве главного антагониста изображена менада.
Вильям-Адольф Бугро, Вакханка, 1894 г.«Бассариды» (сочинены в 1964–65, премьера в 1966 году) на либретто У. Х. Одена и Честера Каллмана - самая известная опера, написанная Гансом Вернером Хенце.
В романах Шарлен Харрис « Южные тайны вампиров» и его телеадаптации « Настоящая кровь» HBO ( 2-й сезон, показ которого состоялся летом 2009 года) представлены менады в персонажах Каллисто и Марианн соответственно. В шоу Мэриэнн хочет принести в жертву Сэма Мерлотта в надежде вызвать своего бога, Диониса. Марианн изображает Мишель Форбс.
Менады появляются в «Девушке под любым другим именем», эпизоде « Атлантиды». Они также появляются в 4 сезоне Волшебников, где вместе с Бахусом проводят вечеринку, помогая ему преодолеть его магические недуги.
Менады являются принятым символом Тетово в Северной Македонии, они занимают видное место на гербе города. Включение изображений менады датируется 1932 годом, когда в городе была найдена небольшая статуэтка менады, датируемая 6 веком до нашей эры. «Тетовская менада» была изображена на реверсе македонской банкноты номиналом 5000 динар, выпущенной в 1996 году.
В их честь названа японская косметическая компания Nippon Menard Cosmetic Co.