Раймонда | |
---|---|
Акт I оригинальной постановки «Раймонды» на сцене Мариинского театра. В центре - Пиерина Леньяни, исполнитель главной роли. | |
Хореограф | Мариус Петипа |
Музыка | Александр Глазунов |
Либретто | Графиня |
Премьера | 19 января [OS 7 января] 1898. Императорский Мариинский театр, Санкт-Петербург, Россия |
Оригинальная балетная труппа | Императорский балет |
Дизайн | О. Аллегри, К. Иванов, Петр Ламбин |
Жанр | Большой балет |
Раймонда (рус. : Раймонда) - это балет в трех действиях, четыре сцены с апофеозом, хореография Мариуса Петипа на музыку Александра Глазунова, его Опус 57. Впервые он был представлен Императорским балетом в Императорском Мариинском театре 19 января [OS 7 января] 1898 года в Санкт-Петербурге, Россия. Балет создан специально для бенефиса итальянской балерины Пиерины Леньяни, создавшей главную роль. Среди самых знаменитых отрывков балета - Pas classique hongrois (a.k.a. Raymonda Pas de dix) из третьего акта, который часто исполняется самостоятельно.
Сегодня «Раймонда» исполняется многими балетными труппами по всему миру с хореографией, заимствованной прежде всего из возрождения Кировского балета в постановке Константина Сергеева, возрождения 1948 года. Сергеев сильно изменил, а в некоторых случаях полностью изменил хореографию Мариуса Петипа, особенно в танцах для кордебалета. Хореография в редакции Сергеева остается традиционным текстом для большинства мировых постановок «Раймонды», среди которых версия Рудольфа Нуриева для Парижской оперы и версия для Американский театр балета соответственно.
Хореография и мизансцена оригинальной постановки Императорского балета «Раймонда» в постановке 1898 года записана в методике спектаклей с участием известной русской балерины Ольги Преображенской в названии. роль. Сегодня это обозначение является частью Сергеевского собрания Гарвардского университета. В 2011 году Сергей Вихарев использовал эту нотацию для почти полной реконструкции оригинальной постановки «Раймонды» 1898 года для Teatro alla Scala.
Раймонда - творение Мариуса Петипа (знаменитого метра балета Петербургских Императорских театров), композитора Александра Глазунова, директор петербургских Императорских театров Иван Всеволожский и автор и обозреватель графиня Лидия Пашкова.
Роль | Св. Петербург 1898 | Москва 1900 | Москва 1908 |
---|---|---|---|
Раймонда | Пиерина Легнани | Екатерина Гельцер | |
Жан де Бриенн | Сергей Легат | Михаил Мордкин | |
Генриетта | Ольга Преображенская | ||
Клеманс | |||
Беранже | Николай Легат | ||
Бернар | |||
Абдерахман | Павел Гердт | М. Щипачёв | |
Графиня Сибилла |
Полнометражный фильм «Раймонда» многократно возрождался на протяжении всей его истории спектаклей, самые известные постановки были поставлены Михаилом Фокиным для Русские балеты (1909); Анна Павлова для гастрольной труппы (1914); Джордж Баланчин и Александра Данилова для Русского балета Монте-Карло (1946); Константин Сергеев для Кировского балета (1948); Рудольф Нуриев для Американского театра балета (1975) и для балета Парижской оперы (1983); Юрий Григорович для Балета Большого театра (1984); Анна-Мари Холмс (в сокращении из 2-х действий) для Финского национального балета (2004), версия, которая затем была поставлена для American Ballet Theater (2004) и Голландский национальный балет (2005).
В мире было много постановок только отрывков из полнометражной «Раймонды», большей частью взятых из Grand Pas Classique hongrois из третьего акта, который считается одним из величайших шедевров Мариуса Петипа.. Наиболее известные из этих постановок были поставлены Джорджем Баланчиным для New York City Ballet (1955, 1961, 1973); Рудольф Нуриев для Гастроли Королевского балета (1964); и Михаил Барышников для Американского театра балета (1980, 1987).
В 2005 году Австралийская балетная труппа исполнила современную версию «Раймонды», действие которой происходит в 1950-х годах, где Раймонда - звезда Голливуда, снявшая свой последний фильм перед тем, как выйти замуж за европейского принца. Он был поставлен Стивеном Бейнсом и не имеет ничего общего с оригинальным балетом.
Сцена 1: Пир Раймонды
В замке Дорис, идет подготовка к празднованию именин юной графини Раймонды. Графиня Сибилла, ее тетя, упрекает присутствующих, в том числе двух подруг Раймонды Генриетту и Клеманс, а также двух трубадуров Беранже и Бернара, за их безделье и страсть к танцам, рассказывая им о легендарной Белой леди, защитнице замка, который предупреждает семью Дорис каждый раз, когда один из ее членов находится в опасности, и наказывает тех, кто не выполняет свои обязанности. Молодые люди смеются над суевериями графини и продолжают праздновать. Сенешаль замка Дорис объявляет о прибытии гонца, посланного женихом Раймонды, благородным рыцарем-крестоносцем Жаном де Бриеном, с письмом для своей возлюбленной. Раймонда радуется, когда она читает, что король Венгрии Андрей II, за которого сражался Жан де Бриенн, возвращается домой с триумфом, а Жан де Бриенн прибудет в замок Дорис на следующий день для их свадьбы. Внезапно празднование прерывается, когда сенешаль объявляет о прибытии незваного сарацинского рыцаря Абдерахмана и его свиты, которые остановились в замке в поисках убежища на ночь. Очарованный красотой Раймонды, Абдерахман сразу влюбляется в нее и решает сделать все, чтобы завоевать ее. Вечеринка длится до поздней ночи, и, оставшись одна и измученная днем, Раймонда ложится на диван и засыпает. Когда она спит, ей начинает сниться, что Белая Дама появляется, освещенная лунным светом, и властным жестом приказывает Раймонде следовать за ней.
Сцена 2: Видения
Белая Дама, не издав ни звука, продвигается по террасе. Раймонда следует за ней в бессознательном состоянии. По сигналу Белой Дамы сад окутывает туман. Мгновение спустя туман рассеивается, и появляется Жан де Бриенн. Радуясь, Раймонда бежит к нему в объятия, и они окружены славой, рыцарями и небесными девушками. Сад освещен фантастическим светом, и Раймонда выражает свою радость Белой Леди, которая прерывает ее энтузиазм видением того, что ее ждет. Раймонда хочет вернуться к жениху, но вместо этого находит Абдерахмана, занявшего место Жана де Бриенна. Абдерахман заявляет о своей страстной любви к ней, но Раймонда, хотя и смущенная и расстроенная, быстро отвергает его. Бесы и эльфы появляются отовсюду вокруг Раймонды, которая умоляет Белую леди спасти ее, а Абдерахман пытается силой захватить Раймонду. Раймонда вскрикивает и падает в обморок на землю. Страшное видение исчезает вместе с Белой Дамой.
Дворик замка
Праздник в честь приезда Жана де Бриена. Раймонда приветствует своих гостей, но не может скрыть беспокойства, вызванного опозданием Жана де Бриенна. Абдерахман неоднократно приближается к ней и раскрывает свою страсть к ней, но, помня предупреждения Белой Дамы, Раймонда отвергает его с презрением. Абдерахман становится еще настойчивее и понимает, что единственный способ овладеть Раймондой - это силой. Он призывает своих рабов танцевать для нее, после чего он вызывает своих чашоносцев, и они наливают зелье в чашу всем, в результате чего все гости напиваются. Пользуясь случаем, Абдерахман хватает Раймонду в попытке похитить ее, но, к счастью, Жан де Бриенн прибывает как раз вовремя, в сопровождении короля Андрея II и его рыцарей. Жан де Бриен спасает Раймонду от рук сарацинов и пытается схватить Абдерахмана. Король приказывает двум соперникам положить конец этому делу на дуэли, во время которой Белая Дама появляется на башне замка. Абдерахман ошеломлен и умирает, убитый мечом Жана де Бриенна. Раймонда радостно обнимает своего жениха, и они подтверждают свою любовь, когда король соединяет их руки.
Свадьба
Раймонда и Жан де Бриен наконец поженились, и король Венгрии Андрей II благословляет молодоженов. В его честь все при дворе одеты по венгерской моде и исполняют ряд танцев в венгерском стиле, заканчивая Апофеозом, когда все собираются вместе на рыцарском турнире.
Взято из оригинальной театральной программы 1898 года и оригинальной опубликованной партитуры.
Акт I (сцена 1) - La fête de Raymonde
Акт I (сцена 2) - Visions
Акт I (сцена 3) - L'aurore
Акт II - Cour d'amour
Акт III - Le festival des noces
На Викискладе есть материалы, связанные с Raymonda. |