Александр Глазунов

редактировать
Русский композитор (1865–1936)

Портрет Глазунова Илья Репин, 1887

Александр Константинович Глазунов (русский : Алекса́ндр Константи́нович Глазуно́в, 10 августа 1865 - 21 марта 1936) был русским композитором, учителем музыки и дирижером позднерусского романтического периода. Он был директором Санкт-Петербургской консерватории в период с 1905 по 1928 год и сыграл важную роль в реорганизации института в Петроградскую консерваторию, а затем в Ленинградскую консерваторию после большевистской революции. Он продолжал возглавлять консерваторию до 1930 года, хотя в 1928 году покинул Советский Союз и не вернулся. Самым известным учеником под его руководством в первые советские годы был Дмитрий Шостакович.

Глазунов был известен тем, что успешно сочетал национализм и космополитизм в русской музыке. Хотя он был прямым продолжателем национализма Балакирева, он больше склонялся к эпическому величию Бородина, впитывая при этом ряд других влияний. Сюда входили оркестровая виртуозность Римского-Корсакова, лиризм Чайковского и контрапунктное искусство Танеева. Более молодые композиторы, такие как Прокофьев и Шостакович, в конечном итоге сочли его музыку старомодной, признавая при этом, что он оставался композитором с внушительной репутацией и стабилизирующим влиянием во времена перемен и потрясений.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Вундеркинд
    • 1.2 Наставник Беляева
    • 1.3 Слава
    • 1.4 Дирижер
    • 1.5 Консерватория
    • 1.6 Эмиграция
    • 1.7 В браке
    • 1.8 Смерть
  • 2 Произведения и влияние
    • 2.1 Феноменальная память
    • 2.2 Композиции
    • 2.3 Глазунов и Стравинский
    • 2.4 Глазунов и модернизм
    • 2.5 Глазунов и Шостакович
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки

Биография

Вундеркинд

Глазунов родился в Санкт-Петербурге в семье богатого издателя. Он начал учиться игре на фортепиано в девять лет и начал писать в 11 лет. Милий Балакирев, бывший лидер националистической группы «Пятерка », признал талант Глазунова и довел его творчество до широкой публики. внимание Николая Римского-Корсакова. «Как-то случайно Балакирев принес мне сочинение четырнадцатилетнего или пятнадцатилетнего старшеклассника Александра Глазунова», - вспоминал Римский-Корсаков. «Это была оркестровая партитура, написанная по-детски. Талант мальчика был несомненно очевиден». Балакирев познакомил его с Римским-Корсаковым вскоре после этого, в декабре 1879 года. Римский-Корсаков впервые представил это произведение в 1882 году, когда Глазунову было 16. Бородин и Стасов, среди прочих, щедро хвалили обоих. произведение и его композитор.

Римский-Корсаков преподавал Глазунова в частном порядке. «Его музыкальное развитие шло не по дням, а буквально по часам», - писал Римский-Корсаков. Изменился и характер их отношений. К весне 1881 года Римский-Корсаков считал Глазунова скорее младшим коллегой, чем студентом. Хотя часть этого развития могла быть связана с необходимостью Римского-Корсакова найти духовную замену Модесту Мусоргскому, умершему в марте того же года, это могло также быть связано с наблюдением за его успехами в первом из восьми завершенных Глазунова. симфонии (он оставил девятую незаконченной после своей смерти).

наставник Беляева

Портрет Митрофана Беляева Ильи Репина ( 1886)

Важнее этой похвалы было то, что среди поклонников произведения был богатый лесопромышленник и музыкант-любитель Митрофан Беляев. С музыкой Глазунова Беляева познакомил Анатолий Лядов, и он очень интересовался музыкальным будущим подростка, а затем распространял этот интерес на целую группу композиторов-националистов. Беляев взял Глазунова в путешествие по Западной Европе в 1884 году. Глазунов встретил Листа в Веймаре, где исполнялась Первая симфония Глазунова.

Также в 1884 году Беляев сдавал аренду зал и нанял оркестр, чтобы сыграть Первую симфонию Глазунова плюс оркестровую сюиту, только что сочиненную Глазуновым. Воодушевленный успехом репетиции, Беляев решил в следующем сезоне дать публичный концерт произведений Глазунова и других композиторов. Этот проект перерос в Русские симфонические концерты, которые были открыты в сезоне 1886–1887 гг.

В 1885 году Беляев открыл собственное издательство в Лейпциге, Германия. изначально издавал музыку Глазунова, Лядова, Римского-Корсакова и Бородина за свой счет. За его помощью стали обращаться молодые композиторы. Чтобы помочь выбрать из своих предложений, Беляев попросил Глазунова работать вместе с Римским-Корсаковым и Лядовым в консультативном совете. Сформировавшаяся группа композиторов стала известна в Беляевском кружке.

Слава

Глазунов вскоре получил международное признание. Он вышел из творческого кризиса 1890–1891 годов с новой зрелостью. В течение 1890-х годов он написал три симфонии, два струнных квартета и балет. Когда в 1905 году его избрали директором Санкт-Петербургской консерватории, он был на пике творческих способностей. Его лучшими произведениями этого периода считаются его Восьмая симфония и его Концерт для скрипки. Это было также время его наибольшего международного признания. Он дирижировал последним русским историческим концертом в Париже 17 мая 1907 года и получил почетные степени доктора музыки университетов Оксфорда и Кембриджа. Были также циклы общеглазуновских концертов в Санкт-Петербурге и Москве по случаю его 25-летия как композитора.

Дирижер

Глазунов дебютировал как дирижер в 1888 году. В следующем году он дирижировал его Вторая симфония в Париже на Всемирной выставке. В 1896 году он был назначен дирижером Русских симфонических концертов. В марте того же года он дирижировал посмертной премьерой студенческой увертюры Чайковского Гроза. В 1897 году он провел провальную премьеру Рахманинова Симфония № 1. Это послужило катализатором трехлетней депрессии Рахманинова. Жена композитора позже утверждала, что Глазунов в то время выглядел пьяным. Хотя это утверждение не может быть подтверждено, оно не является неправдоподобным для человека, который, по словам Шостаковича, спрятал за столом бутылку алкоголя и потягивал ее через трубку во время уроков.

Пьяный он или нет, Глазунов был Недостаточно времени для репетиций с симфонией, и, хотя он любил искусство дирижирования, он так и не овладел им полностью. Время от времени он дирижировал своими собственными сочинениями, особенно балетом Раймонда, хотя, возможно, знал, что у него нет к этому таланта. Иногда он шутил: «Вы можете критиковать мои сочинения, но вы не можете отрицать, что я хороший дирижер и замечательный директор консерватории».

Несмотря на трудности, которые он перенес во время Первой мировой войны и последовавших за ней Гражданская война в России, Глазунов оставался дирижером. Вел концерты на заводах, в клубах и Красной Армии. Он сыграл видную роль в российском наблюдении в 1927 году по случаю столетия смерти Бетховена как оратор и дирижер. После отъезда из России он провел вечер своих произведений в Париже в 1928 году. Затем последовали выступления в Португалии, Испании, Франции, Англии, Чехословакии, Польше, Нидерландах и США.

Консерватория

В 1899 году Глазунов стал профессором Санкт-Петербургской консерватории. После русской революции 1905 года и увольнения, а затем повторного найма Римского-Корсакова в том же году Глазунов стал его директором. Он оставался таковым до революционных событий 1917 г., кульминацией которых было 7 ноября. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си мажор, соч. «100», которую он дирижировал, состоялась на первом после этого концерта в Петрограде. После окончания Первой мировой войны он сыграл важную роль в реорганизации Консерватории - на самом деле, это могло быть основной причиной, по которой он так долго ждал, чтобы отправиться в изгнание. Во время своего пребывания в должности он неустанно работал над улучшением учебной программы, повышением стандартов для студентов и сотрудников, а также защищал достоинство и автономию института. Среди его достижений - оперная студия и студенческий филармонический оркестр.

Глазунов проявлял отцовскую заботу о благополучии нуждающихся студентов, таких как Дмитрий Шостакович и Натан Мильштейн. Он также лично обследовал сотни студентов в конце каждого учебного года, составляя краткие комментарии к каждому.

Хотя трезвость Глазунова можно было поставить под сомнение, его престиж - нет. Благодаря его репутации, Консерватория получила особый статус среди высших учебных заведений после Октябрьской революции. Глазунов установил прочные рабочие отношения с большевистским режимом, особенно с Анатолием Луначарским, министром образования. Тем не менее консерватизм Глазунова подвергся нападкам в Консерватории. Профессора все чаще требовали более прогрессивных методов, а студенты - более широких прав. Глазунов считал эти требования одновременно деструктивными и несправедливыми. Устав от консерватории, он воспользовался возможностью поехать за границу в 1928 году на празднование 100-летия Шуберта в Вене. Он не вернулся. Максимилиан Стейнберг руководил Консерваторией в его отсутствие, пока Глазунов окончательно не ушел в отставку в 1930 году.

Эмиграция

Глазунов гастролировал по Европе и США в 1928 году, а к 1929 году поселился в Париже. Он всегда утверждал, что причиной его длительного отсутствия в России было «плохое здоровье»; это позволило ему оставаться уважаемым композитором в Советском Союзе, в отличие от Стравинского и Рахманинова, уехавших по другим причинам. В 1929 году он дирижировал оркестром парижских музыкантов в первой полной электрической записи «Времен года». В 1934 году он написал свой Концерт для саксофона, виртуозное и лирическое произведение для саксофона альт.

Семейная жизнь

В 1929 году, в возрасте 64 лет, Глазунов женился на 54 -летняя Ольга Николаевна Гаврилова (1875–1968). В прошлом году дочь Ольги Елена Гаврилова была солисткой в ​​первом парижском исполнении его фортепианного концерта № 2 си мажор, соч. 100. Впоследствии он удочерил Елену (ее иногда называют его падчерицей), а затем она использовала имя Елена Глазунова. В 1928 году Елена вышла замуж за пианиста Сергея Тарновского, который руководил профессиональными и коммерческими делами Глазунова в Париже, например, вел переговоры о его выступлениях в США с Солом Юроком. (Тарновский был также известным учителем игры на фортепиано, среди учеников которого был Владимир Горовиц.) Елена позже появилась как Елена Гюнтер-Глазунова после ее второго брака с Гербертом Гюнтером (1906–1978).

Смерть

Глазунов умер в Нейи-сюр-Сен (близ Парижа) в возрасте 70 лет в 1936 году. Объявление о его смерти шокировало многих, долгое время ассоциировавших Глазунова с музыкой прошлое, а не настоящее, и предполагалось, что он уже много лет был мертв.

В 1972 году его останки были повторно захоронены в Ленинграде.

Труды и влияние

Феноменальная память

Глазунов был признан великим вундеркиндом своего дела и с помощью своего наставника и друга Римского-Корсакова закончил некоторые из великих произведений Александра Бородина, наиболее известными из которых являются: Третья симфония и опера Князь Игорь, в том числе популярные половецкие пляски. Утверждается, что он реконструировал увертюру по памяти, услышав ее на фортепиано только однажды, хотя это утверждение сомнительно, поскольку увертюра с ее запутанным контрапунктом не может быть сыграна ни одним пианистом. Гораздо более вероятно, что, как засвидетельствовано Шостаковичем в «Свидетельстве», Глазунов просто сочинил увертюру, отдавая должное Бородину.

Композиции

Александр Глазунов
Chant du ménestrel, Op. 71 Исполняется оркестром Скидмор-колледжа. Предоставлено Musopen

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

В настоящее время самые популярные работы Глазунова - это его балеты Времена года и Раймонда, некоторые из его более поздних симфоний, в частности Четвертая, Пятый и Шестой, полонез из Les Sylphides и два его концертных вальса. Его Концерт для скрипки, который был излюбленным инструментом Яши Хейфеца, до сих пор иногда играют и записывают. Его последняя работа, Концерт для саксофона (1934), показала его способность адаптироваться к западной музыкальной моде того времени. Более ранние бунты экспериментальных, сериалистических и минималистских движений прошли мимо него, и он никогда не уклонялся от безупречной манеры, которую он совершенствовал на рубеже веков.

Музыкальное развитие Глазунова было парадоксальным. Его считали кумиром композиторы-националисты, которые в основном были самоучками и, за исключением Римского-Корсакова, глубоко недоверчиво относились к академической технике. Первые две симфонии Глазунова можно рассматривать как антологию националистических приемов, практикуемых Балакиревым и Бородиным; то же самое можно сказать и о его симфонической поэме Стенька Разин с использованием народной песни «Волжские бурлаки» и востоковедными практиками, во многом похожими на те, которые использовались Пятерка. К 20 годам он понял, что полемические битвы между академизмом и национализмом больше не актуальны. Хотя он основывал свои композиции на русской популярной музыке, техническое мастерство Глазунова позволяло ему писать сложные, культурные идиомы. В своей Третьей симфонии он сознательно попытался интернационализировать свою музыку в манере, подобной Чайковскому, которому это произведение посвящено.

Третья симфония была переходным произведением. Глазунов признал, что его состав доставил ему немало хлопот. С Четвертой симфонией он вошел в свой зрелый стиль. Посвященная Антону Рубинштейну, Четвертая была написана как преднамеренно космополитическая работа русским, обращенным на Запад, но при этом оставалась безошибочно русской по тону. Он продолжал синтезировать националистическую традицию и западную технику в Пятой симфонии. К тому времени, как Глазунов написал Седьмую симфонию, его обязанности в консерватории снизили темп его сочинения. После Восьмой симфонии его пьянство, возможно, начало сказываться и на его творчестве. Он набросал одну часть Девятой симфонии, но оставил работу незавершенной.

Глазунов написал три балета; восемь симфоний и множество других оркестровых произведений; пять концертов (2 для фортепиано; 1 для скрипки; 1 для виолончели; 1 для саксофона); семь струнных квартетов; две фортепианные сонаты и другие фортепианные пьесы; разные инструментальные произведения; и несколько песен. Вместе с хореографом Мишелем Фокиным он работал над балетом Сильфиды. Это был сборник фортепианных произведений Фредерика Шопена в оркестровке Глазунова. Серж Дягилев предоставил ему возможность написать музыку к «Жар-птице» после того, как Лядов не смог этого сделать. Глазунов отказался. В конце концов, Дягилев разыскал неизвестного тогда Игоря Стравинского, написавшего музыку.

И Глазунов, и Рахманинов, первую симфонию которых Глазунов якобы так плохо дирижировал его премьеры (по мнению композитора) в более поздние годы считались «старомодными». В последние годы восприятие музыки Глазунова стало более благоприятным благодаря обширным записям его полных оркестровых произведений.

Глазунов и Стравинский

В автобиографии 1935 года Игорь Стравинский признался, что в молодости он очень восхищался совершенством музыкальной формы Глазунова, чистотой контрапункта, легкостью и уверенностью его письма. В 15 лет Стравинский транскрибировал один из струнных квартетов Глазунова для фортепиано соло. Он также намеренно смоделировал свою Симфонию на E ♭, соч. 1, о симфониях Глазунова, которые тогда были в моде. Он использовал Восьмую симфонию Глазунова, соч. 83, который был написан в том же ключе, что и его, как образец, на котором основываются исправления к его симфонии.

Это отношение изменилось со временем. В своих мемуарах Стравинский назвал Глазунова одним из самых неприятных людей, которых он когда-либо встречал, добавив, что единственное плохое предзнаменование, которое он испытал при первом (частном) исполнении своей симфонии, было то, что Глазунов впоследствии подошел к нему и сказал: «Очень хорошо, очень хорошо." Позже Стравинский поправил свои воспоминания об этом инциденте, добавив, что, когда Глазунов проходил мимо него в проходе после выступления, он сказал Стравинскому: «Довольно тяжелые инструменты для такой музыки».

Со своей стороны, Глазунов не поддержал современного направления музыки Стравинского. Он был не одинок в этом предубеждении - их общий учитель Римский-Корсаков до конца своей жизни был столь же глубоко консервативным, приверженцем академического процесса, который он помогал прививать в консерватории. В отличие от Римского-Корсакова, Глазунов не беспокоился о потенциальном тупике, в который может попасть русская музыка, строго следуя за академическими кругами, и не разделял неохотного уважения Римского-Корсакова к новым идеям и методам.

Скорее всего, Глазунов относился к Стравинскому. сдержанно, но никак не с откровенным хамством. Другое дело его мнение о музыке Стравинского в присутствии других. Как сообщается, во время выступления Feu d'artifice (Фейерверк) он сделал комментарий: «Kein talent, nur Dissonanz» («без таланта, только диссонанс»). (Также в зале был Сергей Дягилев, который на основе этой музыки разыскал молодого композитора для Русских балетов.) Глазунов в конце концов посчитал Стравинского просто опытным оркестратором. В 1912 году он сказал Владимиру Теляковскому: «Петрушка - это не музыка, а отлично и умело оркестрован».

В 1962 году, когда Стравинский вернулся в Советский Союз, чтобы отпраздновать свое 80-летие, он посетил Ленинградскую консерваторию и, по словам его соратника Роберта Крафт, простонал и сказал: «Глазунов!» когда он увидел на выставке фотографию композитора.

Глазунов и модернизм

Стравинский был не единственным композитором, чьи модернистские тенденции не нравились Глазунову. Шостакович упомянул о нападках Глазунова на «recherché cacophonists» - термин старшего композитора для нового поколения западных композиторов, начиная с Дебюсси. Когда опера Франца Шрекера Der ferne Klang была поставлена ​​в Ленинграде, Глазунов произнес оперу «Schreckliche Musik!» - Ужасная музыка. Он также, возможно, иногда задавался вопросом, сыграл ли он роль в порождении музыкального хаоса. Однажды, глядя на партитуру Дебюсси Prélude à l'après-midi d'un faune, он прокомментировал: «Он сработан с большим вкусом... И он знает свою работу... Мог бы может быть, Римский и я повлияли на оркестровку всех этих современных дегенератов? »

Однако к чести Глазунова, даже после того, как он присвоил музыкальное произведение как« какофоническое », он не переставал его слушать.. Вместо этого он продолжал слушать, пытаясь понять это. Таким образом он «проник» в музыку Вагнера; он ничего не понял о Die Walküre в первый раз, когда он услышал это - или во второй, третий или четвертый. На десятом слушании он наконец понял оперу и очень понравился.

Глазунов и Шостакович

Дмитрий Шостакович поступили в Петроградскую консерваторию в 13 лет, став самым молодым студентом там. Учился игре на фортепиано у Леонида Николаева и композиции у зятя Римского-Корсакова Максимилиан Штейнберг. Он оказался дисциплинированным и трудолюбивым учеником. Возможно, Глазунов узнал в Шостаковиче отголосок своей юности. Он внимательно следил за своей успеваемостью в классе Штейнберга и, присуждав ему докторскую степень, рекомендовал Шостаковича для получения более высокой степени, которая обычно приводила бы к профессуре. Из-за финансовых затруднений его семьи Шостакович не смог воспользоваться этой возможностью. Глазунов также организовал премьеру Первой симфонии Шостаковича , которая состоялась 12 марта 1926 года с Ленинградской филармонией под управлением Николая Малко. Это было через 44 года после того, как в том же зале впервые была представлена ​​Первая симфония Глазунова. В другом случае дежавю ранней жизни Глазунова симфония произвела почти такую ​​же сенсацию, как появление на сцене 19-летнего Шостаковича, неловко поклонившегося. В своих воспоминаниях Свидетельство Шостакович посвящает Глазунову несколько страниц. Он упоминает, что Глазунов в то время был далеко впереди в знании и понимании средневековой и домозартийской музыки.

Примечания

Ссылки

Источники

  • Оссовский, Александр, Александр Константинович Глазунов: Его жизнь и творчество; Санкт-Петербург, Александр Силоти Издательство Концертов, 1907.
  • Фигес, Орландо, Танец Наташи: Культурная история России (Нью-Йорк: Метрополитен Букс, 2002). ISBN 0-8050-5783-8 (hc.).
  • Хут, Эндрю, Примечания для Warner 61434, Глазунов: Симфония № 5; Времена года; Королевский шотландский национальный оркестр дирижер Хосе Серебряье.
  • Хут, Эндрю, Ноты для Warner 61939, Глазунов: Симфония № 8; Раймонда; Королевский шотландский национальный оркестр под управлением Хосе Серебрие.
  • Хут, Эндрю, Ноты для Warner 63236, Глазунов: Симфонии № 4 и 7; Королевский шотландский национальный оркестр под управлением Хосе Серебрие.
  • Макдональд, Ян, Новый Шостакович (Бостон: Northeastern University Press, 1990). ISBN 1-55553-089-3.
  • Римский-Корсаков, Николай, Летоппис Моей Музыкальной Жизни (Санкт-Петербург, 1909), издано на английском языке как My Musical Life (Нью-Йорк) : Кнопф, 1925, 3-е изд. 1942). ISBN н / д.
  • Норрис, Джеффри и Марина Фролова-Уокер, «Глазунов, Александр Константинович» в Нью-Гроув
  • Шварц, Борис, «Глазунов, Александр Константинович» в Нью-Гроув
  • Тейлор, Филипп, Ноты для Чандоса 9751, Глазунов: Симфония № 1, «Славянская»; Концерт для скрипки; Юлия Краско, скрипка; Российский государственный симфонический оркестр дирижер Валерий Полянский.
  • Волков, Соломон, тр. Буи, Антонина В., Свидетельство: Мемуары Дмитрия Шостаковича (Нью-Йорк: Свободная пресса, подразделение Simon Schuster, Inc., 1995). ISBN 0-02-874052-1.
  • Волков, Соломон, тр. Буис, Антонина В., Санкт-Петербург: Культурная история (Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1979). ISBN 0-06-014476-9.
  • Уолш, Стивен, Стравинский, Творческая весна: Россия и Франция, 1882–1934 гг. (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1999 г.)). ISBN 0-679-41484-3.
  • Уайт, Эрик Уолтер, Стравинский: Человек и его работы (Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1966). Номер каталога карточек Библиотеки Конгресса: 66-27667.

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с Александром Глазуновым.
Викиисточник содержит текст Британской энциклопедии 1911 года. статья Глазунов Александр Константинович.
Последняя правка сделана 2021-06-10 21:01:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте