Спящая красавица (Русский : Спящая красавица / Спящая красавица) балет в прологе и трех действиях, впервые исполненный в 1890 году. Музыка написана Петром Ильичом Чайковским (его опус 66). Партитура была написана в 1889 году и является вторым из трех его балетов. Первоначальный сценарий был разработан Иваном Всеволожским и основан на книге Шарля Перро La Belle au bois dormant. Хореографом оригинальной постановки был Мариус Петипа.
Премьера спектакля состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Петербург 15 января 1890 года. Произведение стало одним из самых известных балетов классического репертуара.
К Чайковскому обратился директор Императорских театров в Петербурге. Петербург, Иван Всеволожский 25 мая 1888 г. о возможной балетной обработке по повести Ундина. Позже было решено, что Шарль Перро La Belle au bois dormant станет историей, музыку для которой Чайковский сочинит для балета. Чайковский, не колеблясь, принял заказ, хотя он знал, что его единственный предыдущий балет, Лебединое озеро, не вызвал большого энтузиазма на этом этапе его карьеры.
Чайковский основывал свою работу на версии братьев Гримм «Дорнрёшен» Перро. В этой версии родители принцессы переживают столетний сон, чтобы отпраздновать свадьбу принцессы с принцем. Однако Всеволожский включил в балет других персонажей Перро из своих рассказов, таких как Кот в сапогах, Красная Шапочка, Золушка, Синяя птица, Синяя Борода, Рики Пучка и Том Палец. Среди других французских сказочных персонажей, которые будут представлены: Красавица и Чудовище, Симпатичная Златовласка и Белая кошка. Тем не менее, Чайковский был счастлив сообщить директору Императорского театра, что он с большим удовольствием изучал произведение и ушел с достаточным вдохновением, чтобы отдать ему должное.
Хореографом был Мариус Петипа, балетмейстер Императорского балета, который написал очень подробный список инструкций по музыкальным требованиям. Чайковский быстро работал над новой работой на Фроловском; он начал первые наброски зимой 1888 года и начал оркестровку работы 30 мая 1889 года.
В центре внимания балета, несомненно, были две главные конфликтующие силы добра (Фея Сирени) и зло (Карабос ); у каждого есть лейтмотив, представляющий их, который проходит через весь балет, служа важной нитью основного сюжета. Акт III работы, однако, полностью отделяется от двух мотивов и вместо этого сосредотачивается на отдельных персонажах различных придворных танцев.
Премьера балета получила более положительные отзывы прессы, чем Лебединое озеро, но Чайковский никогда не мог позволить себе роскошь стать свидетелем того, как его работы сразу же стали популярными в театрах за пределами России. Он умер в 1893 году. К 1903 году «Спящая красавица» была вторым по популярности балетом в репертуаре Императорского балета (первым был «Петипа / Пуни Дочь фараона ). выступили 200 раз всего за 10 лет.
Актеры оригинального состава в костюмах для первого акта. В центре - Карлотта Брианца в роли Авроры. Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1890 г.Спектакль, поставленный в Ла Скала в Милане, не вызывал особого интереса, и только в 1921 году в Лондоне балет наконец получил широкую известность и со временем прочно вошел в классический репертуар. В 1999 году в балете Мариинского театра была произведена реконструкция оригинальной постановки 1899 года, включая репродукции оригинальных декораций и костюмов. Хотя постановка Кирова 1951 года Константина Сергеева доступна на DVD / видео, «аутентичная» версия 1999 года так и не была выпущена в продажу.
«Спящая красавица» - самый длинный балет Чайковского, длится почти четыре часа в полном объеме (без антрактов). Полная партитура длится практически 3 часа. Это почти всегда обрезано.
На премьере царь Александр III вызвал Чайковского в императорскую ложу. Царь сделал простое замечание «Очень мило», что, казалось, рассердило Чайковского, который, вероятно, ожидал более благоприятного ответа.
Св. Петербург премьера (мировая премьера)
Москва премьера
Другие известные постановки
Сеттинг
Пролог (Крещение) . Король Флорестан XXIV и его королева приветствовали своего первого ребенка, принцессу Аврору, и объявили грандиозную церемонию крещения в ее честь. На церемонию приглашены шесть фей, чтобы одарить ребенка подарками. Каждая фея приносит в дар добродетель или положительные качества, такие как красота, отвага, сладость, музыкальный талант и озорство. Самая могущественная фея, Фея Сирени, прибывает со своим окружением, но прежде, чем она успевает одарить свой дар, появляется злая фея Карабос со своими миньонами. Карабос яростно спрашивает короля и королеву, почему она не получила приглашения на крестины. Вина падает на Каталабутте, церемониймейстера, который отвечал за составление списка приглашенных. Карабосс радостно срывает свой парик и бьет его своим посохом, прежде чем в отместку наложить проклятие на маленькую принцессу: Аврора действительно вырастет красивой, здоровой, восхитительной юной леди, но в свой шестнадцатый день рождения она уколет себе палец на шпинделе и штампе. Король и королева в ужасе просят Карабос о пощаде, но она не показывает ничего. Однако вмешивается Фея Сирени. Хотя у нее недостаточно силы, чтобы полностью отменить проклятие, она изменяет его, позволяя веретену вызвать мирный 100-летний сон для принцессы, а не смерть. По прошествии 100 лет ее разбудит поцелуй прекрасного принца. Обрадованный тем, что жизнь Авроры в конечном итоге будет сохранена, суд успокоился.
Акт I (Заклинание) . Это день шестнадцатого дня рождения принцессы Авроры. Празднования продолжаются, хотя король все еще обеспокоен предзнаменованием Карабос. Церемониймейстер обнаруживает, что несколько крестьянок резвятся с вязальными спицами, и предупреждает короля, который сначала приговаривает женщин к суровому наказанию. Королева мягко убеждает его пощадить невинных граждан, и он соглашается. Проходит сложный вальс, и появляется принцесса Аврора. Любящие родители познакомили ее с четырьмя женихами. Аврора и женихи исполняют знаменитое Адажио Розы. Вскоре появляется незнакомец в плаще и предлагает принцессе подарок: веретено. Никогда не видевшая его раньше, Аврора с любопытством рассматривает странный объект, когда ее родители отчаянно пытаются вмешаться. Как и предполагалось, она уколола палец. Сначала казалось, что она быстро выздоравливает, но она падает в обморок и падает. Незнакомец в плаще оказывается Карабос, который считает, что ее проклятие все еще в силе и что принцесса мертва. И снова Фея Сирени подавляет шум и напоминает Королю и Королеве, что Аврора просто спит. Принцессу уносят в постель, а Фея Сирени окутывает все королевство заклинанием дремоты, которое будет разрушено только после пробуждения Авроры. Толстый слой колючих растений покрывает дворец, скрывая его от глаз.
Карлотта Брианца в роли принцессы Авроры и Павел Гердт в роли принца Дезире в костюмах для Большой процессии III акта в оригинальной постановке Петипа «Спящая красавица».. (Мариинский театр, Санкт-Петербург). Санкт-Петербург, 1890 г.)Акт II (Видение) . Сто лет спустя принц Дезире посещает охоту. Хотя его товарищи беззаботны, принц недоволен и в конце концов просит, чтобы его оставили в покое. Самостоятельно в лесу его встречает Фея Сирени, которая выбрала его, чтобы разбудить Аврору. Она показывает ему видение прекрасной принцессы, и принц немедленно поражается. Фея Сирени объясняет ситуацию, и Дезире умоляет отвести ее к принцессе. Фея Сирени ведет его в потаенный замок. Карабос делает последнюю попытку укрепить свое мстительное проклятие, но Фее Сирени и принцу удается наконец победить ее вместе. Оказавшись внутри замка, Дезире пробуждает Аврору поцелуем. Остальная часть двора тоже просыпается, и король и королева сердечно одобряют, когда принц предлагает жениться, а принцесса соглашается.
Акт III (Свадьба)
Королевская свадьба продолжается. В числе гостей Феи Драгоценностей: Бриллиант, Золото, Серебро и Сапфир, и, конечно же, Фея Сирени. Присутствуют сказочные персонажи, в том числе Кот в сапогах и Белый Кот, Принцесса Флорина и Синяя птица и другие. Аврора и Дезире исполняют грандиозное па-де-де, и весь ансамбль танцует. Принц и принцесса женаты, их союз благословляет Фея Сирени.
Феи
Четыре жениха
Охотничий отряд принца
Сказочный персонаж s
Названия всех номеров, перечисленных здесь, взяты из оригинального сценария Мариуса Петипа, а также оригинальные либретто и программы первой постановки 1890 года. Упоминаются основные изменения, которые были внесены в партитуру оригинальной постановки Петипа, и помогают объяснить, почему партитуру часто звучат в разных версиях в театрах сегодня.
Все либретти и программы произведений, исполняемых на сцене Императорских театров назывались на французском языке, который был официальным языком Императорского двора, а также на языке, на котором происходит балетная терминология.
Пролог - Крещение принцессы Авроры
Акт I - Les quatre fiancés de la Princesse Aurore
Акт II .
Акт III - Les Noces de Désiré et d'Aurore
Walt Disney Company зарегистрировала товарный знак с патентом США и Управление по товарным знакам, поданное 13 марта 2007 г., на имя «Принцесса Аврора», которое охватывает производство и распространение кинофильмов; производство телевизионных программ; производство звуковых и видеозаписей. Некоторые предполагают, что это может ограничить возможность исполнить этот балет, из которого Дисней приобрел часть музыки для своего анимационного фильма 1959 года Спящая красавица.
На Викискладе есть материалы, связанные с Спящая красавица. |
Спящая красавица, Кировский балет, 1965 Коринф Фильмы