Религиозные взгляды Адольфа Гитлера

редактировать
Адольф Гитлер в 1927 году, репетируя свои ораторские жесты; фото Генрих Хоффманн, Бундесархив.

Религиозные убеждения Адольфа Гитлера были предметом споров. Его взгляды на религиозные вопросы со временем значительно изменились. В начале своей политической жизни Гитлер публично выражал свое особенное мнение о христианстве, но постепенно дистанцировался от него. Некоторые историки описывают его более позднюю как показывают «антихристианскую». Он также критиковал атеизм.

Гитлер родился у практикующей католички матери и был крещен в римско-католической церкви. В 1904 году он был конфирмован в Римско-католическом соборе в Линце, Австрия, где жила семья. Согласно Джону Уилларду Толанду, свидетели указывали, что спонсор-спонсор Гитлера был «вытащить из слова... почти как если бы все подтверждение было ему противно». Риссманн отмечает, что, по словам нескольких свидетелей, которые жили с Гитлером в мужском доме в Вене, он больше никогда не посещал мессу и не принимал таинства после того, как покинул дом в 18 лет.

В своей книге Майн Кампф и в публичных выступлениях до и в первые годы своего правления Гитлер выразил себя как христианин. Гитлер и нацистская партия продвигали «позитивное христианство », движение, которое отвергало большинство христианских доктрин, такие как божественность Иисуса, а также еврейские элементы, такие как Ветхий Завет. В одном широко цитируемом замечании он описал как «арийского борца», который боролся против «власти и притязаний продажных фарисеев» и еврейского материализма. В своих личных дневниках Геббельс писал в апреле 1941 года, что, хотя Гитлер был «яростным противником» Ватикана и христианства, он «запрещает мне покидать церковь. По тактическим причинам ».

Гитлеровский режим предпринял попытку к Германии немецких протестантов в рамках единой протестантской церкви рейха (но этому сопротивлялась Исповедующая церковь ) и рано предприняли шаги к применению политицизма. Гитлер согласился на конкордат рейха с Ватиканом, но затем обычно игнорировал его и разрешал прес католической церкви. Небольшие религиозные меньшинства подверглись более суровым репрессиям, евреи Германии были изгнаны для истребления на основании нацистской расовой идеологии. Свидетелей Иеговы безжалостно преследовали за отказ от военной службы и верность гитлеровскому движению. Хотя он был готов откладывать конфликты по политическим причинам, некоторые историки предполагают, что у него могло быть намерение в конечном итоге уничтожить христианство в Германии или, по крайней мере, исказить его и подчинить нацистскому мировоззрению

. Содержание
  • 1 Историография
  • 2 Современники Гитлера о его религиозных убеждениях
    • 2.1 Шпир о религиозных убеждениях Гитлера
    • 2.2 Борман о религиозных убеждениях Гитлера
    • 2.3 Геббельс о религиозных убеждениях Гитлера
    • 2.4 Эрнст Ханфштенгль и Отто Штрассер о религиозных убеждениях Гитлера
    • 2.5 Другие источники
  • 3 Общественная и частная эволюция убеждений Гитлера
    • 3.1 Молодежь Гитлера
    • 3.2 Взрослая жизнь и политическая карьера
      • 3.2.1 Публичная риторика и писания Гитлера о религии
        • 3.2.1.1 Религия в Майн Кампф
        • 3.2.1.2 Гитлер о христианстве и «позитивном христианстве»
        • 3.2.1.3 Нацистский контроль власти
      • 3.2.2 Гитлер о мистицизме и оккультизме
      • 3.2. 3 Гитлер об атеизме
      • 3.2.4 Гитлер об индуизме
      • 3.2.5 Гитлер об исламе
      • 3.2.6 Гитлер об иудаизме
      • 3.2.7 Светские иные влияния
  • 4 Политика Гитлера в отношении религии
    • 4.1 Роль религии в нацистском государстве
      • 4.1.1 Церковная борьба Кирхенкампфа
      • 4.1.2 Долгосрочные планы церквей
      • 4.1.3 Атеизм
      • 4.1.4 Свидетели Иеговы
      • 4.1.5 Иудаизм
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Историография

Алан Буллок писал, что Гитлер был воспитан католиком, который, хотя и был впечатлен его организационной властью, отверг христианство на том, что он считал рациональными и моральными соображениями. Буллок писал, что Гитлер не верил ни в «Бога, ни в совесть», но находил «оправдание и отпущение» в том, что он повторяет точку зрения Гегеля о том, что герои выше Общепринятой морали и что «всемирно-исторические личности» как агенты, посредством которых осуществляется «Воля Мирового Духа», план Провидения. После своих первых военных успехов Гитлер «предался мании величия » и «греху hybris », преувеличенному самолюбию, полагая, что он больше, чем человек. Как только война закончилась, писал Баллок, Гитлер хотел искоренить и уничтожить влияние церквей, хотя до тех пор он будет осторожен по политическим причинам:

В глазах Гитлера христианство было религией, пригодной только для рабов; он особенно ненавидел его этику. Его учение, заявлено, было восстание против естественного закона отбора посредством борьбы и выживания наиболее приспособленных.

Алан Баллок, Гитлер: Исследование тирании

На рубеже веков. века, ведущий эксперт по Гитлеру Ян Кершоу написал влиятельную биографию Гитлера, в которой использовались новые источники для разъяснения религиозных взглядов Гитлера. Он тоже пришел к выводу, что Гитлер был антихристианским, но духовным:

... превращая немецкую армию в первую армию в мире, обучая, поднимая части, вооружая и прежде всего, духовно образование (in der geistigen Erziehung) было жизненно важные. Если этого не произойдет, то «Германия будет потеряна», - заявлено [Гитлер].

Ян Кершоу, Гитлер 1936–1945: Немезида

Однако Гитлер в некоторых случаях заявляет, что хочет передышки в конфликте [с церквями], его собственные подстрекательские комментарии дали его подчиненным всю им лицензию, чтобы поднять накал «Церковной борьбы», которые работают на фюрера... Нетерпение Гитлера к церквям вызывало частые вспышки гнева. враждебности. В начале 1937 года он заявляет, что «христианство созрело для разрушения» (Untergang), и что церкви должны поэтому уступить «верховенству государства», выступая против «самого ужасного института, который только можно вообразить»

Иэн Кершоу, Гитлер 1936–1945: Немезида

Британский историк Ричард Дж. Эванс, который пишет в основном о нацистской Германии и Второй мировой войне, отметил, что Гитлер утверждал, что нацизм основан на науке: «Наука, он заявил, что легко уничтожит последние остатки суеверий. «Германия не может терпеть вмешательства иностранных влиятельных, таких как Папа, а« священники », по его словам, были« черными жуками »,« абортами в черных рясах ».

Британский историк Ричард Овери, биограф Гитлера, считает, что Гитлер скептически относился к религии: «И Сталин и Гитлер хотели стерилизовать религию, подчиненную государству, в то время как медленная программа научного разоблачения Овери пишет, что Гитлер скептически относится ко всем религиозным убеждениям, но достаточно политически благоразумен, чтобы «не трубить публично о своих научных взглядах», отчасти для того, чтобы поддерживать различие между его собственным движением и безбожием советского коммунизма. В 2004 году он написал:

Он не был практикующим христианином, но каким-то образом сумел скрыть свой религиозный скептицизм от миллионов немецких людей. намного больше общим с революционным иконоборчеством большевистского врага. выдают глубокое презрение и безразличие... Гитлер считал, что все религии теперь «упадочны»; в Европе это был «крах христианства, который мы сейчас переживаем». Причиной кризиса стала наука. Гитлер, как и Сталин, очень современно смотрел на несовместимость религиозного и научного объяснения.

Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, Россия

Историк Перси Эрнст Шрамм, лицо Личное религиозное убеждение Гитлера после его отказа от христианских верований в юности как «вариант монизма, столь распространенного до Первой мировой войны ». По словам Шрамма, на эти взгляды косвенно повлияли работы Эрнста Геккеля и его ученика Вильгельма Бёльше.

Шрамм одного цитирует доктора Ханскарла фон Хассельбаха, из личных врачей Гитлера, который сказал: что Гитлер был «религиозным человеком или, по крайней мере, тем, кто боролся с религиозной ясностью». По словам фон Хассельбаха, Гитлер не разделял концепцию Мартина Бормана о том, что нацистские церемонии могут заменить церковные церемонии, и знал о религиозных потребностях масс. «Он часами обсуждал возможность преодоления конфессионального разделения народа и языка через поисковые системы, методы его работы и понимания мира человеком».

Личное представление Гитлера о Боге было таким же «Провидение» (божественное провидение ). Например, когда он выжил при покушении 20 июля 1944 года, он приписал это провидению, которое спасло его для выполнения своих задач. Фактически, с течением времени концепция Провидения Гитлера все больше и больше переплеталась с его верой в собственной неспособности ошибиться в суждениях. Альфред Йодль заявил в Нюрнберге, что Гитлер «почти мистически убежден в своейогрешимости как лидера нации и войны». Другой его врач, доктор Карл Брандт, сказал, что Гитлер видел себя «орудием провидения». Он был... поглощен желанием дать немецкому народу все и помочь ему выбраться из беды. Он был одержим мыслью, что это была его задача и что только он может ее выполнить ».

историк BBC Лоуренс Рис характеризует отношение Гитлера к религии как оппортунизм и прагматизм: «его отношение публично к Христианству - и его отношение к религии в целом - было оппортунистическим. Нет никаких свидетельств того, что сам Гитлер в личной жизни когда-либо выражал какую-либо индивидуальную веру в основные принципы христианской церкви ». Рассматривая религиозные аллюзии, обнаруженные в «Майн кампф», «наиболее последовательное« Майн кампф »в том, что Гитлер был готов поверить в Исходного Бога-творца, но« не принял общепринятого христианского видения рая и ада, а » также выживание индивидуальной «души» ».

Макс Домарус писал, что Гитлер заменил веру в иудео-христианского Бога верой в специфически немецкого «бога». Он продвигал идею этого бога как создателя Германии, но Гитлер «не был христианином в любом значении этого слова». Домарус пишет, что Гитлер не верил в организованную религию и не считал себя религиозным реформатором. Гитлер полностью отказался от веры в иудео-христианскую концепцию Бога в 1937 году, но продолжал использовать слово «Бог» в речах - но это был не Бог, «которому поклонялись тысячелетия», а новый и своеобразный немецкий «бог», который «Железу рос». Таким образом, Гитлер сказал британский журналист Уорд Цена в 1937 году: «Я верю в Бога, и я убежден, что он не оставит 67 миллионов немцев, которые работали так трудно вернуть себе достойное место в мире».

Хотя Гитлер «не соблюдал его заповеди», Домарус считал, что он сохранил элементы католического мышления своего воспитания даже в первые годы своего правления: «Еще в 1933 году он все еще публично называл себя католиком. Распространение яда своей жажды власти и самоидолопоклонства наконец отбросил свои личные религиозные убеждения, заявив товарищам: «Теперь я чувствую себя свежим, как жеребенок на пастбище». Автор Конрад Хайден процитировал слова Гитлера: «Мы не хотим другого бога, кроме самой Германии. Очень важно иметь фанатичную веру, надежду и любовь в Германии и для нее ». Дерек Гастингс считает «в высшей степени правдоподобным», что Гитлер был верующим католиком еще до суда в 1924 году, но пишет, что «нет никаких сомнений в том, что Гитлер был стойким против христианства на протяжении всего периода существования Третьего рейха».

Биограф Джон Толанд рассказывает, что после попыток убийств в 1939 году Гитлер сказал обеда, что Папа Пий XII предпочел бы, «заговор увенчался успехом» и « не был моим другом », но также пишет, что в 1941 году Гитлер все еще был« членом с хорошей репутацией Римской церкви, несмотря на свое отвращение к ее иерархии ». Согласно Гюнтеру Леви, Гитлер не был отлучен от католической церкви перед своей смертью. Тем не менее, эти авторы, похоже, упустили тот факт, что Гитлер был фактически отлучен от церкви вместе со всеми другими нацистскими лидерами в 1931 году. Он получил католические таинства крещения и конфирмации в младенчестве, мало свидетельств того, что он считал себя Он считал себя учением с подросткового возраста, какую бы культурную принадлежность он ни заявлял, и отлучение от церкви ничего для него не значило.

из Университета Дикина написал в 2012 году: «Был ли Гитлер атеистом? Вероятно, нет. Но по-прежнему очень трудно установить его личные религиозные убеждения, и дебаты продолжаются ». Хотя Гитлер категорически не был «христианином» согласно традиционному или ортодоксальному пониманию этого термина, он действительно говорил о божестве, чьей работой была природа и естественные законы, «объединяющие Бога и природу до такой степени» и что «они стали одним и тем же» по этой причине в некоторых недавних случаях утверждается, что Гитлер был деистом ». В своих работах о повторяющихся религиозных образах и символах Гитлера Кеннет Берк пришел к выводу, что «образ мыслей Гитлера - не что типов, как извращенные или карикатурные религиозной мысли».

считает Ричард Стейгманн-Галл Гитлер христианин. В 2003 году он видел доказательства того, что он продолжал свои имплантаты на самом деле Иисуса. Использование термина «позитивное христианство » в Программе нацистской партии 1920-х годов обычно рассматривается как тактическая мера, но Стейгманн-Галл считает, что это могло иметь «внутреннюю логику» и был «больше, чем политическая уловка ». Он считает, что Гитлер был христианином по крайней мере до начала 1930-х годов, и что он видел Иисуса как арийца, оппонента евреев.

современников Гитлера по его религиозным убеждениям

Шпеер о убеждениях Гитлера

В своих мемуарах доверенное лицо Гитлера, личный архитектор и министр Альберт Шпеер писал: «Гитлер среди своих политических соратников в Берлине выступил с резкие заявлений против церкви », но«он считал церковь инструмента, который может быть ему полезен»:

Примерно в 1937 года, когда Гитлер услышал, что по наущению партии и СС огромное количества его сторонники оставили церковь, потому что она упорно противостоящий Прежде всего, Геринг и Геббельс. Он сказал, что он тоже останется членом католической церкви, хотя и не имеет к ней реальной привязанности. И фактически он оставался в церкви до своего самоубийства.

— Выписка из ВнутриТретьего Рейха, мемуаров Альберта Шпеера

Дневники Геббельса также за указание об этой политике. Геббельс писал 29 апреля 1941 года, что, хотя Гитлер был «яростным противником» Ватикана и христианства, он «запрещает мне покидать церковь. По тактическим соображениям ».

Согласно Шпееру, личному секретарю Гитлера, Мартин Борман наслаждался записью любых резких заявлений Гитлера против церкви. Шпеер считал Бормана движущей кампании режима против церквей. Шпеер думал, что Гитлер одобряет цели Бормана, но был более прагматичным и хотел «отложить эту проблему на более благоприятное время»:

«Как только я уладю свою вторую проблему», [Гитлер] иногда заявляет: «Я рассчитываюсь с церковью. Я заставляю ее наматывать веревки ". Но Борман не хотел откладывать этот счет... он вынимал из кармана документ и начинал читать отрывки из вызывающей проповеди или пастырского письма. Часто Гитлер становился настолько возбужденным... и клялся в конечном итоге наказать оскорбляющего священнослужителя... То, что он не мог немедленно отомстить, доводило его до белого каления...

— Отрывок изнутри Третьего Рейха, мемуары Альберта Шпеер

Гитлер, писал Шпеер, рассматривал христианство как неправильную религию для «германского темперамента»: Шпеер писал, что Гитлер сказал: «Почему у нас не было религия японцев, которые считают жертву за отечество высшим благом? Ислам тоже был бы гораздо более совместим с нами, чем христианство. Почему это должно быть христианство с его кротостью и дряблостью? " Шпеер также писал о наблюдении у Гитлера «довольно многих примеров» и о том, что он отрицательно относится к мистическим представлениям Гиммлера и Розенберга.

Борман о религиозных убеждениях Гитлера

Мартин Борман, который был будучи личным секретарем Гитлера, убедил Гитлера позволить группе специально отобранных офицеров записывать в стенографию его личные беседы для потомков. Между 1941 и 1944 годами слова Гитлера были записаны в стенограммах, которые теперь известны как Застольные беседы Гитлера. Стенограммы касаются не только взглядов Гитлера на войну и иностранные дела, но и его характерного отношения к религии, культуре, философии, личных устремлений и его чувств к своим врагам и друзьям. Шпеер отмечал в своих мемуарах, что Борману нравилось записывать любые резкие заявления Гитлера против церкви: «Вряд ли он записал что-нибудь с большим энтузиазмом, чем осуждающие комментарии к церкви». В стенограммах Гитлер говорит о христианстве как о «абсурде» и «обмане», основанном на «лжи», с которой он «никогда не мог лично прийти к соглашению».

Среди историков широко распространено мнение, что взгляды, выраженные в Перевод «Застольной беседы» Тревора-Ропера заслуживает доверия и надежен, хотя, как и в случае со всеми историческими источниками, рекомендуется высокий уровень критического осознания его происхождения и цели. Замечания из «Застольного разговора», признанные подлинными, включают такие цитаты, как «Христианство является прообразом большевизма: мобилизация евреями масс рабов с целью подрыва общества». Основополагающая биография Алана Буллока Гитлер: Исследование тирании цитирует слова Гитлера: «В логической крайности христианство означало бы систематическое культивирование человеческой неудачи»; встречается также в Застольном разговоре, и повторяет другие взгляды, появляющиеся в Застольном разговоре, такие как: учение христианства - это восстание против естественного закона отбора путем борьбы и выживания наиболее приспособленных.

Майкл Берли противопоставил публичные заявления Гитлера о христианстве с теми, кто участвует в застольных беседах, предполагая, что настоящие религиозные взгляды Гитлера были «смесью материалистической биологии, ложного ницшеанского презрения к основным, в отличие от второстепенных, христианских ценностей, и интуитивного антиклерикализма. " Ричард Эванс также подтвердил точку зрения, что нацизм был светским, научным и антирелигиозным по мировоззрению в последнем томе своей трилогии о нацистской Германии: «Враждебность Гитлера христианству достигла новых высот или глубины во время войны»; его источником для этого был английский перевод Застольной беседы 1953 года. В застольном разговоре диктатор часто выражает резко отрицательные взгляды на христианство, например: «Самый тяжелый удар, который когда-либо нанес человечеству, было приходом христианства. Большевизм - незаконнорожденное дитя христианства. Оба являются изобретением евреев. умышленная ложь в вопросах религии была введена в мир христианством ».

В стенограммах, содержащихся в« Застольном разговоре », Гитлер выражает предпочтение науке перед христианством. 14 октября 1941 года в статье о судьбе христианства Гитлер говорит: «Наука не может лгать, потому что она всегда стремится, исходя из текущего состояния знаний, вывести истину. Когда она дела ет ошибку, онаделает это. добросовестно. Это христианство - лжец. Оно находится в постоянном конфликте с самим собой ». Религия рухнет раньше научных достижений, говорит Гитлер: «Догматства христианства раньше, чем наука. Религии придется делать все больше и больше уступок. Постепенно мифы рушатся. Все, что остается, - это доказать, что в природе существует нет границы между органическим и неорганическим образом. Когда понимание Вселенной станет широко распространенным, когда большинство людей узнает, что звезды - не источники света, а миры, возможно, обитаемые миры, подобные нашим, христианское учение будет признано абсурдным. »

Гитлер опасался краха пакта с церквями, что привело к обращению в атеизм, который он приравнивает к« состоянию животного »:« Я уверен, что любой пакт с церковью может предложить только предварительная выгода, так как рано или поздно научный дух раскроет вредный характер такого компромисса. Таким образом, государство будет основывать свое существование на фундаменте, который рухнет. Образованный человек сохраняется чувство тайн природы и преклонение перед непознаваемым. С другой, необразованный человек может перейти к атеизму (представляет собой возвращение к состоянию животного), как только он поймет, что государство в явном оппортунизме использует ложные идеи в своей религии, тогда как в других областях все основывается на чистой науке. Вот почему я всегда держал партию в стороне от религиозных вопросов ».

Согласно «Застольному разговору», Гитлер считал, что истинные христианские учения были искажены апостолом Св. Павла, который превратил их в своего рода еврейский большевизм, который, как считал Гитлер, проповедовал «равенство всех людей между собой и их послушание единственному богу. Это то, что стало причиной гибели Римской империи ».

В застольном разговоре Гитлер похвалил «Три книги против галилейцев Юлиана Отступника, , анти- Христианский трактат от н.э. 362 г., в записи от 21 октября 1941 г., где говорится: «Когда кто-то думает о мнениях, которые придерживаются в христианстве наших лучших умы сто, то стыдно осознавать, как мало что мы с тех пор эволюционировали. Я не знал, что Юлиан Отступник столь дальновидно выносил суждения о христианстве и христианах.... Изначально христианство было лишь воплощением большевизма-разрушителя. Тем не менее галилеянин, имеющий названный Христом. Его следует рассматривать как популярного лидера, который занял свою позицию против евреев... и несомненно, что Иисус не был евреем. Между тем евреи считали Его сыном блудницы - блудницы и римского солдата. Решительная фальсификация учения Иисуса была делом апостола Павла. Он отдался этой работе тонко и в личной эксплуатации. Ибо целью галилеянина было освободить свою страну от еврейского гнета. Он восстал против еврейского капитализма и евреи ликвидировали его. Павел из Тарса (его звали Савл до дороги в Дамаск) был одним из тех, кто наиболее жестко преследовал Иисуса ».

отдельный Ричард Кэрриер провел сравнение отрывков из немецкого, французского и английского изданий Таблицы Talk, и в каждом случае обнаружил, что английское издание Тревора-Ропера было переводом французского издания Франсуа Жено, а не немецких изданий; а также что французский перевод содержал основные искажения, которые в целом усиливали впечатление о Гитлеровском. ненависть к христианству. Кэрриер пришел к выводу, что «издание Тревора-Ропера следует отбросить как бесполезное». Кэрриер обнаружил, что есть сами заметки о бункере », и рекомендовал ученым работать напрямую с немецкими изданиями.

В своем предисловии к «Застольной беседе Тревора-Ропера» за 2013 год Герхард Рейнберг согласился с тем, что издание Тревора-Ропера «происходит от Genoud» французское издание, а не один из немецких текстов ». Изучив личную переписку и документы Тревора-Ропера, Микаэль Нильссон пришел к выводу, что Тревор-Ропер был полностью осведомлен о том, что его издание было основано на французском тексте, но не смог раскрыть проблемы в обществе.

Геббельс о религиозных убеждениях Гитлера

Дневники Геббельса, написанные министром пропаганды Гитлера Йозефом Геббельсом, дают важное понимание Мышление и действия Гитлера. В дневниковой записи от 28 декабря 1939 года Геббельс писал, что «фюрер страстно отвергает любую мысль об основании религии. Он не намерен становиться священником. Его единственная исключительная роль - роль ». В записи от 8 апреля 1941 года Геббельс писал: «Он ненавидит христианство, потому что оно искалечило все благородное в человечестве».

В 1937 году Геббельс отметил, что нетерпение Гитлера к церквям «вызывало частые вспышки враждебности. В начале 1937 года он заявляет, что «христианство созрело для разрушения» и что церкви должны уступить «первенству государства», выступая против любого компромисса «самым ужасным институтом, который только можно представить». В своей записи от 29 апреля 1941 года., Геббельс отметил долгие дискуссии о Ватикане и христиан и написал: «Фюрер - яростный противник всей этой чуши».

В 1939 году Геббельс писал, что фюрер знал, что ему «придется обходить стороной. к конфликту между церковью и государством », но в то же время« Лучший способ иметь дело с церквями - это утверждать, что он «позитивный христианин» ».

В другой записи Геббельс писал, что Гитлер был глубоко религиозным, но полностью антихристианским ". Геббельс писал 29 декабря 19 39:

фюрер глубоко религиозен, хотя и полностью антихристианен. Это видно по схожести их религиозных обрядов. Оба (иудаизм и христианство) не имеют точки соприкения с животным, и, таким образом, в конце концов они будут уничтожены.

Дневники Геббельса, 29 декабря 1939 г.

Геббельс отмечает в дневнике 1939 г. беседу, в которой Гитлер «выразил свое отвращение к христианству». Гитлер, писал Геббельс, видел дохристианскую эпоху Августа как высшую точку истории и не мог иметь отношения ни к готическому уму, ни к «задумчивому мистицизму» ».

Дневники также сообщают, что Иисус «тоже считал действовать против мирового господства евреев. Евреи распяли его. Но Павел фальсифицировал свое учение и подорвал древний Рим »

Эрнст Ханфштенгль и Отто Штрассер о Гитлере религиозные убеждения

Отто Штрассер: немецкий политик и один из первых членов нацистской партии.

Отто Штрассер был одним из членов левой фракции партии, он был одним из членов левой фракции партии. «Несмотря на то, что Гитлер никогда не отказывался от своего члена в католической церкви, до прихода к власти в 1933 году и примерно два месяца после этого», - писал Вейкарт, во время разговора со своим братом в 1920 году Штрассер заявил, что он разочарован Гитлером, потому что:

Мы христиане; без христианства Европа потеряна. Гитлер - атеист.

— Отто Штрассер

Эрнст Ханфштенгль был немецко-американским бизнесменом и близким другом Адольфа Гитлера. В конце концов он впал в немилость Гитлера и перешел из нацистской Германии в США. Позже он описал Гитлера как атеиста во всех смыслах и целях:

К тому времени он был практически атеистом

— Эрнст Ханфштенгль

Другие источники

Аншлюс привел к аннексии Австрии нацистской Германией в начале 1938 года. Канцлер Австрии Курт фон Шушниг поехал в Германию, чтобы встретиться с Гитлером, который, согласно более поздним показаниям Шушнига, начал угрожать. возмущались ролью Австрии в истории Германии: «Каждая национальная идея саботировалась Австрией на протяжении всей истории; и действительно, весь саботаж был главной деятельностью Габсбургов и католической церкви ». Это закончилось ультиматумом Гитлера по прекращению независимости Австрии и передаче страны нацистам.

После попыток убийства в 1944 году в рамках «заговора 20 июля » Гитлер приписал свое выживание судьбе. радиовещание на следующий день. Заместитель начальника прессы Германии заявил: «Немецкий народ должен рассматривать провал покушения на жизнь Гитлера как знак, что Гитлер выполнит свои задачи под защитой божественной силы».

После встречи с Гитлером, Кардинал Майкл фон Фаульхабер, человек, который «мужественно критиковал нападения нацистов на католическую церковь, ушел, веренный, что Гитлер был религиозным религиозным», - отметил Кершоу. В ноябре 1936 года католический прелат встретился с Гитлером в Бергхофе для трехчасовой встречи. Он покинул собрание и написал: «Рейхсканцлер, Бога, несомненно, живет верой в. Он признает христианство строителем западной культуры ». Кершоу цитирует случай Фаульхабера как пример способности Гитлера «заткнуть пыль в глазах даже закоренелых критиков», демонстрируя «очевидную способность Гитлера имитировать даже для критически настроенных церковных лидеров» образ лидера, стремящегося поддерживать и защищать христианство.

Общественная и частная эволюция убеждений Гитлера

Гитлеровская юность

Мать Мария со Святым Младенцем Иисусом Христом (1913), картина маслом Адольфа Гитлера.

Адольф Гитлер. вырос в римско-католической семье в Габсбурге, Австрия. Однако достоверные исторические подробности о его детстве отсутствуют. Согласно историку Гитлера Яну Кершоу, размышления Гитлера о своей жизни в Mein Kampf являются «неточными в деталях и окрашенными в интерпретацию», в то время как информация, которая была предоставлена ​​во время нацистского периода, «сомнительна», как и послевоенные воспоминания семьи и знакомых.

Гитлер был крещен как католик в том же году он родился, 1889. Отец Гитлера Алоис, хотя номинально католик, был несколько религиозно скептичным и антиклерикальным, в то время как его мать Клара была набожной практикующей католичкой. Уилсон писал: «Иногда многое делается из католического воспитания Гитлера... это было то, на чточасто ссылался сам Гитлер и почти всегда был яростно враждебен. «Биретта! Один лишь вид этих абортов в рясах сводит меня с ума! »Гитлер хвастался, что скептически относился к священникам-учителям, когда преподавал в религиозной школе. Он посещал несколько начальных школ. В течение шести месяцев семья жила напротив бенедиктинского монастыря в Ламбахе, и Иногда Гитлер посещал там хоровую школу. Позже Гитлер писал в «Майн кампф», что в это время он мечтал о дне принятия священного ордена.

22 мая 1904 года Гитлер был утвержден. Риссманну, в юности Гитлер находился под влиянием пангерманизма и начал отвергать католическую церковь, получая подтверждение только неохотно. Биограф Джон Толанд писал о церемонии 1904 года в соборе Линца, что спонсор подтверждения Гитлера сказал, что ему почти пришлось «вытащить из него слова... почти так, как будто все подтверждение было ему противно». Риссманн отмечает, что, по словам нескольких свидетелей который жил с Гитлером в мужском доме в Вьенне а, Гитлер больше никогда не посещал мессу и не принимал таинств после ухода из дома.

В 1909 году Гитлер переехал в Вену и, согласно Буллоку его интеллектуальные интересы колебались, и его чтение включало "Древний Рим, Восточные религии, Йогу, Оккультизм, Гипноз, Астрология, Протестантизм, каждый по очереди на мгновение возбудил его интерес... Он казался людям неуравновешенным. Он безудержно обуздал свою ненависть - к евреям, священникам, социал-демократам, Габсбургам ».

В Перси Эрнсте Шрамме » Анатомия диктатора », основанная на анализе стенограмм записей« Застольной беседы », цитируется, что Гитлер сказал, что« после тяжелой внутренней борьбы »он освободился от религиозных убеждений своей юности, поэтому что он чувствовал себя «свежим, как жеребенок на пастбище».

Взрослая жизнь и политическая карьера

Публичная риторика и писания Гитлера о религии

Хотя лично он скептически относился к общественным отношениям Гитлера В отношении религии он был одним из форм оппортунистического прагматизма. В религиозных делах он с готовностью принял стратегию, «которая соответствовала его непосредственным политическим целям». Обычно он адаптировал свое послание к воспринимаемым чувствам своей аудитории, и Кершоу считает, что немногие люди действительно могут утверждать, что «знают» Гитлера, который был "очень закрытым, даже скрытным человеком", способным обмануть "Еву Русские закоренелые критики "в отношении его истинных убеждений". В частном порядке он презирал христианство, но, выступая за власть в Германии, он делал заявления в пользу религии.

Публичные высказывания Гитлера были приправлены ссылками на «Бога» и «Дух». В Гитлер и Сталин: параллельные жизни Буллок писал, что Гитлер, как и Наполеон до него, часто использовал язык «божественного провидения » для защиты своего собственного личный миф, но в конечном итоге разделял с советским диктатором Иосифом Сталиным "те же материалистические взгляды, основанные на уверенности рационалистов девятнадцатого века в том, что прогресс науки разрушили бы все мифы и уже доказали, что христианская доктрина абсурдна":

нужно было защитить собственный миф Гитлера, как и заставляло его говорить о провидении необходимого, хотя и неосознанной проекции его чувство судьбы, которое дало ему как оправдание, так и отпущение грехов. «Русские, - заметил он однажды, - имели право нападать на своих священников, но имели право нападать на идею верховной силы. Это факт, что мы «слабые существа, и существует творческая сила».

— Отрывок из Гитлер и Сталин: параллельные жизни Алана Буллока

Гитлер обладал «способностью моделировать даже жестко настроенных церковных лидеров, образ лидера, стремящегося отстаивать и защищать христианство [от большевизма]», - написал Кершоу, что помогло отвести свою критику в его адрес со стороны церковных лидеров, которые сосредоточили свое осуждение на известных «антихристианских партийных радикалах».

Религия в Майн Кампф

Майн Кампф (1924–25), написанная, когда Гитлер был в тюрьме после неудачного путча 1923 года, содержит многочисленные ссылки на «Бога», «Создателя», «Провидение» и «Господа».

Лоуренс Рис направил направленную работу как «мрачный нигилизм », раскрывающий холодную вселенную без моральной структуры, кроме борьбы между разными людьми за превосходство: «Чего не хватает в Mein Kampf», - писал Рис - «И это факт, который не получил должного признания - это какой-то упор на христианство» - хотя Германия, как отметила, была христианской на протяжении тысячи лет. Итак, заключил Рис, «наиболее прочтение« Майн последовательная кампф »в том, что, хотя Гитлер был готов поверить в Исходного Бога-творца, он не принял общепринятые христианские представления о рае и аде или о существовании отдельной« души ».... мы животные, и, как животные, мы стоим перед выбором: уничтожить или быть уничтоженными ".

Пауль Бербен писал, что в отношении христианских конфессий Гитлер объявил себя нейтральным в Майн Кампф, но утверждал за четкое разделение Согласно Уильяму Ширеру, Гитлер «выступил против политического католицизма в Майн Кампф и атаковал две главные христианские церкви за их неспособность», чтобы церковь не заботилась о земной жизни людей, которая должна быть прерогативой государства.

В «Майн кампф» Гитлер писал, что Иисус «не скрывал своего к еврейскому народу, и когда» сообщил расовую проблему », а также предупредил, что ни одной политической партии не удастся« религиозная реформация ». кнут, чтобы прогнать из храма Господа этого врага всего человечества, как всегда, как инструмент для своего существования, как инструмент для своего существования.

Гитлер писал о важности определенного и общепр. инятого Weltanschauung (мировоззрения) и отметил, что ослабление религии в Европе привело к упадку низкой определенности - «тем не менее, этот наш человеческий мир был бы немыслим без практического существования религиозной веры». Различные до сих пор предложенные замены не могли «с пользой заменить удобной деноминации».

Политический лидер не должен оценивать ценности страны, во внимание некоторые из ее недостатков. Пока такой заменитель не будет распространяться, преступники думают об отмене существующей религии.

— Адольф Гитлер, Майнпетф

Исследуйте Камуя, как установить новый порядок, Гитлер утверждал, что величие могущественных организаций зависит от координированности всем другим, так что величие христианства выросло из «неумолимого и фанатичного провозглашения и защиты своего» учения ». Гитлер отверг мнение о том, что христианство принесло цивилизацию германским народам: «Поэтому возмутительно несправедливо говорить о дохристианских немцах как о варварах, у которых не было цивилизации. Они никогда не были таковыми ». Предвидя конфликт с католической церковью из-за эвтаназии в нацистской Германии, Гитлер писал, что церковь должна отказаться от миссионерской работы в Африке сосредоточиться на религии европейцев в том, что Богу больше угодно, если они усыновят сирот, а не "дайте жизнь больному ребенку, который станет причиной страданий и несчастий для всех". Он заявлен, что христианские церкви должны забыть о своих различиях и сосредоточиться на проблеме "расового заражения".

Две христианские конфессии безразлично смотрят на осквернение и разрушение уникального существа, которое было отдано миром как дар Божьей благодати. Однако для будущего мира не имеет значения, какой из двух победит над другими, католик или протестант. Но не имеет значения, выживет арийское человечество или погибнет.

— Адольф Гитлер, Майн Кампф

Когда он прибыл в Вену молодым человеком, Гитлер утверждал, что он еще не был антисемитом: «В евреях я все еще видел только человека, исповедующего другую религию, и поэтому, исходя из верности, я был против идей, потому что он считал, что антисемитизм, основанный на религиозной, а не на расовой почве, был ошибкой: «Антисемитизм христиан-социалистов». Вместо этого Гитлер утверждал, что евреев утверждает на основании «расы».

Пытаясь оправдать нацистскую агрессию, Гитлер провел параллель между милитаризмом и приходом к власти христианства официальная государственная религия :

Римской Империи :

«Сегодня может с болью» констатировать, что с появлением христианства первый духовный ужас проник в гораздо более свободный древний мир, но он этого не сделает. оспаривать тот факт, что с тех пор мир страдает и находится во власти этого принуждения, и это принуждение нарушается только принуждением, а террор - только террором. Только тогда можно конструктивно создать новое положение дел. Политические творческие склонен к компромиссам, философия - никогда. Политические партии даже считаются с противниками, философия заявляет о своей непогрешимости ».

В другом месте в «Майн Кампф» Гитлер говорит о «создателе вселенной» и «вечном провидении». Он также заявляет, что арийская раса была создана Богом, и что было бы грехом разбавить ее посредством смешения:

«У человека с völkisch, в частности, есть священный долг, каждый в своей собственной деноминации, заставляет людей перестать просто говорить о воле Бога поверхностно и на самом деле исполнять волю Божью и не позволять осквернять Божье слово. Ибо воля Бога дала людям их форму, их сущность и их способности. Любой, кто разрушает Его работу, объявляет войну Господу творение, божественная воля ».

«Майн кампф» Гитлер видел как против евреев, а не как одного из них: «И основатель христианства действительно не скрывал своей оценки еврейского народа». Когда он счел это необходимо, он изгнал этих методов рода из Храма Бога ».

пишет, что, по словам личного фотографа Гитлера Генриха Хоффмана, яростный антисемит Иеронимит католический священник Бернхард Стемпфле был членом гитлеровской гостиницы r в начале 1920-х годов и часто давал ему советы по религиозным вопросам. Он помог Гитлеру в написании «Майн кампф». Он был убит СС в чистке 1934 года.

Гитлер о христианстве и «позитивном отношении»

Статья 24 Гитлеровской национал-социалистической программы 1920 года одобряла то, что она называла « Позитивное христианство », но поставил религию ниже партийной идеологии, добавив оговорку, что она не должна оскорблять« моральные чувства немецкой расы ». Термин «неконфессиональный» мог толковаться по опасному, но развеял христианского сообщества Германии по поводу часто выражаемых антихристианских убеждений части нацистского движения. Далее было предложено определение «позитивного христианства », которое могло бы бороться с «еврейско-материалистическим духом».

В 1922 году, за десять лет до прихода Гитлера к власти, бывший премьер-министр из Бавария Граф фон Лерхенфельд-Кёферинг утвержден в речи перед ландтагом Баварии, что его вера «как человека и христианина» мешает ему от антисемитизма или от проведения антисемитской государственной политики. Гитлер перевернул взгляд Лерхенфельда на Иисуса на голову, сказав толпе в Мюнхене:

«Я хотел бы здесь обратиться к более великому, чем я, графу Лерхенфельду. Он сказал на последнем распространении ландтага, что его чувство «как человек и христианин» не позволили ему быть антисемитом. Я говорю: мое чувство христианина указывает мне на моего Господа и Спасителя как на борца. Оно указывает мне на человека, который в одиночестве был окружен всего последователями., признал этих евреев такими, какими они были, они были сражаться против них, которые Божья истина! были величайшими не как страдальцы, а как борцы. В безграничной любви как христианин и как человек я прочитал отрывок, который говорит нам как Господь восстал в Своемуществе и схватил бич, чтобы изгнать из Храма выводок змей и гадюк. Как ужасной была его борьба с еврейским ядом. Сегодня, спустя две тысячи лет, я с глубочайшим волнением осознаю еще глубже, чем когда-либо тот факт, что это было для этого t Ему пришлось пролить свою кровь на Кресте. Как христианин, я не должен позволять себе обмануть, но я обязан быть борцом за правду и справедливость ».

В своей речи 1928 года он сказал: «Мы не терпим никого в наших рядах, кто атакует идеи христианства... на самом деле наше - христианское движение».

В свете более поздних событий, Рис отмечает : «Наиболее убедительное объяснение заявлений [Гитлера] состоит в том, что Гитлер, как политик, просто осознал практическую реальность мира, в котором он жил... Если бы Гитлер слишком дистанцировался от христианства или своего движения, невозможно понять, как он мог когда-либо успеха на свободных выборах. Таким образом, его отношение к христианству на публике - в действительности его отношение к религии в целом - было оппортунистическим. Ричард Эванс, что разрыв между публичными и частными заявлениями Гитлера вызван желанием не вызывать ссоры, не вызывает никаких доказательств того, что сам Гитлер в личной жизни когда-либо выражал какую-либо индивидуальную веру в основные принципы христианской церкви ".

В 1932 году Гитлер придумал название «немецкие христиане» (Deutsche Christen) для пронацистской группы в протестантизме »Гитлер рассматривал отношения с политической точки зрения зрения. то образом сумел замаскировать свой религиозный скептицизм писал миллионов немецких избирателей », - Овери, который считал, что Гитлер какое-то время считал это устройство полезным, но в итоге ожидал, что христианство увядают и умирают перед" достижениями науки ". Этот ранний период движение" немецких христиан "стремилось превратить протестантские церкви в Германии в инструмент нацистской полити ки. Приверженцы пропагандировали идеи расового превосходства и расовой судьбы. Гитлер поддерживал формальную позицию. создание «немецких христиан » в 1932 году. Оно было националистическим и антисемитским, и некоторые из его радикалов призывали к отказу от Еврейских Писания (Еврейские Писания) и посланий Павла Нового Завета - из-за их еврейского авторства.

Движение Гитлера не было объединено в вопросах религии. Историки сходятся во мнении, что нацизм в целом либо не имеет отношения к этому, либо выступал против d к этому. Использование термина «позитивное христианство » в Программе нацистской партии 1920-х годов обычно рассматривается как тактическая мера, основанная на политике, а не на религиозных убеждениях. Автор Стейгманн-Галл выдвинул интерпретацию меньшинства, согласно которой позитивное христианство имело «внутреннюю логику» и было «больше, чем политическая уловка». Он считает, что Гитлер видел Иисуса как арийца, оппонента евреев. Хотя позже антихристианеборолись за «изгнание христианского влияния из нацизма», и движение становилось «все более враждебным церквям», Штайгманн-Галл писал, что даже в конце концов оно не было «однозначно антихристианским»

Самуэль Кёне, научный сотрудник Исследовательского института Альфреда Дикина, работающий над официальными нацистскими взглядами на религию, отвечает на вопрос: «Был ли Гитлер христианином?» таким образом: «Категорически нет, если мы рассматриваем христианство в его традиционной или ортодоксальной форме: Иисус как сын, умирающий за искупление грехов всего человечества. Нонсенс утверждал, что Гитлер (или кто-либо из нацистов) придерживался к христианству этой формы. [...] Скорее всего, нет ».

захват власти нацистами
Гитлер обменивался рукопожатием с католическими сановниками в Германии в 1930-е годы

До, как Рейхстаг проголосовал за разрешительный акт 1933 года, по которому Гитлер получил «Временный« диктаторские полномочия, с которым он продолжал окончательно демонтировать Веймарскую республику, Гитлер пообещал немецкому парламенту, что он не будет вмешиваться в права церквей. Однако, получив власть в Германии, Гитлер быстро нарушил это обещание.

В период с 1933 по 1934 год нацистскому лидеру требовалась определенная поддержка со стороны таких групп, как немецкие консерваторы и Партия католического центра в рейхстаге и консервативного президента фон Гинденбурга, чтобы добиться захвата власти с «видимостью законности». В прокламации от 1 февраля 1933 года Гитлер заявил: «Национальное правительство будет рассматривать как свою первейшую и первостепенную обязанность возродить в стране дух единства и сотрудничества. Оно будет защищать основные принципы, на которых мы нация защищена. Она определяет христианство нашей национальной морали.

21 марта 1933 года Рейхстаг собрался в Потсдамской гарнизонной церкви, чтобы показать «единство» национал-социализма со старой консервативной Германией президента фон Гинденбурга. Двумя днями позже нацисты добились принятия Закона о разрешении, дающего Гитлеру диктаторские полномочия. Менее чем через три месяца все не-нацистские партии и организации, включая Католическую Центристскую партию, прекратили свое существование.

Гитлер стремился получить голоса Католической Центристской партии и немецких консерваторов за Закон о разрешении, сочетающем в себе запугивание, переговоры и примирение. 23 марта 1933 года, незадолго до голосования за Закон о разрешении, он описал христианские верования как «важные элементы защиты души немецкого народа» и «Мы считаем, что духовные силы христианства незаменимые элементы в моральном подъеме Большого немецкого народа» ». «С прицелом на голоса Католической Центристской партии», - писал Ширер, он добавил, что надеется на улучшение отношений со Святым Престолом.

Центристская партия просила гарантийные прав церквей. Гитлер пообещал, что институты Веймарской республики и церкви были защищены, что его правительство рассматривает церковь как «самый важный фактор для поддержания нашей государственности». На фоне угрозы и разговоров о гражданской войне Центристская партия проголосовала за закон. Ложные обещания Гитлера защитные церкви и учреждения республики так и не были выполнены.

В январе 1934 года Гитлер разозлил церкви, назначив неоязычника Альфреда Розенберга официальным нацистским идеологом. Фюрер предпринял усилия по системе немецких протестов в рамках объединенной протестантской церкви Рейха в рамках движения Deutsche Christen, но попытка провалилась - сопротивлялись Исповедующая церковь. В книге «Арийский Иисус: христианские богословы и Библия в нацистской Германии» Сюзанна Хешель отметила, что немецкие христиане отличались от христиан тем, что отвергали еврейское происхождение христианства. В публичных заявлениях, сделанных во время своего правления, Гитлер продолжал положительно говорить о нацистском видении христианской немецкой культуры и своей вере в арийца Христа. Гитлер добавил, что Святой Павел, когда он принял решение убить евреев, сказал, что Гитлер повторил в частных беседах, в октябре 1941 года.

Ян Кершоу сказал, что Гитлер потерял интерес к поддержке Deutsche Christen примерно с 1934 года. Однако в речи 26 июня 1934 года Гитлер заявил:

Национал-социалистическое государство заявляет о своей приверженности позитивному христианству.. Это будет его честное стремление защитить обе великие христианские конфессии в их правах, уберечь их от вмешательства в их доктрины (Lehren) и в их обязанности составить гармонию с взглядами и потребностями современного государства.

В 1937 году Ганс Керрл, министр Гитлера по церковным делам, объяснил «позитивное христианство» как не «зависящее от Апостольского символа веры » и «веры во Христа как сына. Бога », на которое опиралось христианство, а, скорее, в лице нацистской партии :« Фюрер - провозвестник нового откровения », - сказал он.

Во время переговоров, ведущий к Рейхсконкордату с Ватиканом, Гитлер сказал: «Светские школы недопустимы, потому что в таких школах нет религиозного обучения, а общее нравственное обучение без религиозной основы строится на воздухе; следовательно, вся подготовка характера а религия должна происходить из веры ". Однако, когда Гитлер укрепил свою власть, школы стали основным полем битвы в нацистской кампании против церквей. В 1937 году нацисты запретили любому члену гитлерюгенда одновременно принадлежать к религиозному молодежному движению. Гитлерюгенд не допускал религиозного образования, и к 1939 году учителя-священнослужители были удалены практически из всех государственных школ. Гитлер иногда позволял оказывать давление на немецких родителей, чтобы они забирали детей из религиозных классов, чтобы вместо этого они получали идеологическое обучение, тогда как в элитных нацистских школах христианские молитвы были заменены тевтонскими ритуалами и поклонением солнцу. К 1939 году все католические религиозные школы были распущены или преобразованы в общественные учреждения.

пропагандистский аппарат нацистской партии активно продвигал Гитлера как спасителя христианства, а нацистск ая пропаганда поддерживала Немецкие христиане в формировании единой национальной церкви, которой можно было бы управлять и которой можно было бы манипулировать.

Если позитивное христианство означает любовь к ближнему, то есть заботу о больных, одежду для бедных, кормление голодные, напоение жаждущих, тогда это мы более позитивные христиане. Ибо в этих сферах сообщество народа национал-социалистической Германии проделало огромную работу

— Речь перед Старой гвардией в Мюнхене 24 февраля 1939 г.

Гитлер о мистицизме и оккультизме

Согласно Буллоку, а. будучи подростком в Вене, Гитлер много читал, в том числе книги по оккультизму, гипнотизму, астрологии. Однако его интерес к этим предметам был мимолетным, и нет никаких свидетельств того, что он когда-либо подписывался под какую-либо из этих школ. Буллок не нашел «никаких доказательств, подтверждающих когда-то распространенное мнение о том, что Гитлер прибегает к астрологии», и написал, что Гитлер высмеивал таких, как Гиммлер, в своей собственной партии, которые хотели восстановить языческую мифологию, и Гесса, который верил в астрологию. Альберт Шпеер писал, что Гитлер отрицательно относился к мистическим представлениям Гиммлера и Розенберга. Шпеер цитирует слова Гитлера о попытке Гиммлера мифологизировать СС:

Что за чушь! Здесь мы, наконец, достигли возраста, в котором весь мистицизм остался позади, и теперь [Гиммлер] хочет начать все сначала. С таким же успехом мы могли бы остаться с церковью. По крайней мере, это была традиция. Подумать только, что когда-нибудь я стану святым СС! Вы можете себе это представить? Я бы перевернулся в могиле...

— Адольф Гитлер, цитируемый в Альберте Шпеере Внутри Третьего Рейха

В речи 1938 года в Нюрнберге Гитлер отверг любую форму мистицизма, но выразил свою веру в Бога и что работа нацистов заключалась в исполнении божественной воли:

Мы не позволим мистически мыслящим оккультным людям, страстно желающим исследовать секреты потустороннего мира, проникнуть в наше Движение. Такие люди не национал-социалисты, а что-то другое, во всяком случае, не имеющее к нам никакого отношения. Во главе нашей программы стоят не секретные предположения, а ясное восприятие и прямое исповедание веры. Но поскольку мы ставим центральной точкой этого восприятия и исповедания веры поддержание и, следовательно, безопасность для будущего существа, созданного Богом, мы таким образом служим поддержанию божественной работы и исполняем божественную волю, а не в тайные сумерки нового молитвенного дома, но открыто перед лицом Господа.

Согласно Рону Розенбауму, некоторые ученые полагают, что молодой Гитлер находился под сильным влиянием, особенно в его расовых взглядах, обилие оккультных работ о мистическом превосходстве немцев, таких как оккультный и антисемитский журнал Ostara, и подтверждают заявление его издателя Ланца фон Либенфельса, которое посетил Гитлер его в 1909 году и высоко оценил его работу. Джон Толанд писал, что свидетельства указывают на то, что Гитлер был постоянным читателем Ostara. Толанд также включил стихотворение, которое Гитлер якобы написал во время службы в немецкой армии на Западном фронте в 1915 году.

Основополагающий труд по Ариософии, Оккультные корни нацизма автора Николас Гудрик-Кларк посвящает свою последнюю главу теме ариософии и Адольфа Гитлера. Не в последнюю очередь из-за сложности источников историки расходятся во мнении о важности ариософии для религиозных взглядов Гитлера. Как отмечалось в предисловии Рохана Батлера к книге «Оккультные корни нацизма», Гудрик-Кларк более осторожен в оценке влияния Ланца фон Либенфельса на Гитлера, чем Иоахим Фест в своей биографии Гитлер.

Сравнивая его с Эрихом Людендорфом, Фест пишет: «Гитлер отделился от таких привязанностей, в которых он столкнулся с обскурантизмом своих ранних лет, Ланц против Либенфельса и Общество Туле, опять же, давным-давно и в Майн Кампф сформулировало свое резкое презрение к этому вёлькиш романтизму, который, однако, был его собственным космос воображения сохранился рудиментарно ". Фест ссылается на следующий отрывок из Майн Кампф:

«Характерной чертой этих людей [современных последователей раннегерманской религии] является то, что они бредят старогерманским героизмом, смутной предысторией, каменными топорами, копьем и т. Д. щита, но на самом деле это величайшие трусы, которые только можно представить. Те же люди, которые размахивают научными имитациями старых немецких оловянных мечей и носят на головах одетую медвежью шкуру с бычьими рогами, проповедуют пока только борьбу духовным оружием, и убегайте как можно быстрее от всяк ого коммунистического блэкджека.

Неясно, является ли это заявление нападением на кого-то конкретного. Оно могло быть нацелено на Карла Харрера или в группе Штрассера. Согласно Гудрик-Кларк, «в любом случае, эта вспышка явно подразумевает презрение Гитлера к заговорщическим кругам и оккультно-расистским исследованиям и его предпочтение прямой активности». Гитлер также кое-что сказал. подобное в публичных выступлениях.

В более ранних литературных источниках говорится, что Гитлер не намеревался учреждать поклонение древнегерманским богам в отличие от верований некоторых других нацистских чиновников. В Застольных беседах Гитлера можно найти такую ​​цитату:

«Мне кажется, что нет ничего глупее, чем восстановить поклонение Вотану. Наша старая мифология прекратилась быть жизнеспособным, когда христианство насаждалось. Ничто не умирает, если оно не умирает.

Джексон Спилфогель и Дэвид Редлс в статье, опубликованной Центром Саймона Визенталя, утверждают, что влияние различных частей учения Е.П. Блаватской, основательницы Теософического общества с доктринами, изложенными в ее книге «Тайная доктрина», и адаптацией ее идей ее последователями через ариософию, Germanennorden и Общество Туле, оказавшее общепризнанное, но решающее влияние на развитие разума Гитлера. Ученые заявляют, что Гитлер сам может быть ответственным за то, что он отвратил историков от исследования его оккультных влияний. В то время как он публично осуждал и даже преследовал оккультистов, масонов и астрологов. ologers, его ночные частные беседы раскрыли его веру в идеи этих конкурирующих оккультных групп - продемонстрировали его обсуждение реинкарнации, Атлантиды, теории мирового льда и его убеждение, что эзотерические мифы и легенды о катаклизмах и битвах между богами и титанами были смутной коллективной памятью о монументальных ранних событиях.

В детстве Гитлер восхищался пышностью католических ритуалов и иерархической организацией духовенства.. Позже он обратился к этим элементам, организовав свою партию по иерархической схеме и включив литургические формы в события или используя фразеологию, взятую из гимнов. Из-за этих литургических элементов, заявления Дайма о статусе Гитлера как Мессии и тоталитарной природе идеологии нацистское движение, как и другие фашистские движения и коммунизм, иногда называют "политическая религия ", которая является антицерковной и антирелигиозной.

Хотя Гитлер выражал негативные взгляды на мистические представления некоторых из своих высокопоставленных нацистских подчиненных в частном порядке, он, тем не менее, назначил Генриха Гиммлера и Альфреда Розенберга на руководящие должности в нацистском движении. Уильям Ширер писал, что «под руководством Розенберга, Бормана и Гиммлера - при поддержке Гитлера - нацистский режим намеревался уничтожить христианство в Германии, если это возможно, и заменитьв 1941 году Гитлер все еще« был членом Римской церкви с хорошей репутацией, несмотря на свое отвращение к ее иерархии », и« он нес в себе свое учение о том, что Еврей был убийцей Бога. Таким образом, истребление могло быть произведено без угрызений совести , поскольку он просто действовал как мстительная рука Бога - до тех пор, пока это происходило безлично, без жестокости ».

Политика Гитлера в отношении религии

Роль религии в нацистском государстве

Нацистская идеология не могла принять автономный истеблишмент, легитимность которого не проистекала из правительство. Он желал подчинения церкви государству. Тем неменее, нацистская Германия не была формально атеистической, и кроме евреев и Свидетелей Иеговы, религиозные обряды были разрешены. Джулиан Баггини писал, что гитлеровская Германия была не «откровенно атеистическим государством», а «священным государством». представления о крови и нации.

Гитлер опасался результатов открытых нападений на глубоко укоренившиеся немецкие церкви, поскольку около двух третей немцев были протестантами, а большинство остальных были католиками. Немецкие консервативные элементы, такие как офицерский корпус армии, выступали против усилий нацистов против церквей, и Гитлеру необходимо было проявить осторожность. Гитлеровский режим ответил на идеологический вызов христианской морали, используя политические репрессии и преследования, а также бросив вызов христианским учениям посредством просвещения и пропаганды.

Церковная борьба Кирхенкампфа

Вице-канцлер Папен в Риме подписывает Рейх конкордат. Гитлер рано начал сдерживать церкви, от которых он чувствовал угрозу.

Гитлер обладал радикальными инстинктами в отношении нацистского конфликта с церквями, и хотя он иногда говорил о желании отсрочить борьбу и был готов сдержать свои антипатии. - клерикализм из политических соображений, Кершоу считает, что его «собственные подстрекательские комментарии дали его непосредственным подчиненным всю необходимую им лицензию, чтобы поднять накал в« церковной борьбе »».

Гитлер «хотел нейтрализовать любую политическую ситуацию. угроза со стороны организованной религии », - написал Овери. «Первым шагом было достижение соглашения с Римско-католической церковью, богословие которой было невосприимчивым к новым националистическим тенденциям...» Гитлер отправил католического консерватора Франца фон Папена на переговоры о Конкордате с Ватиканом. Он получил соглашение, что духовенство воздержится от политики в обмен на гарантии прав церкви. Гитлер был в восторге и получил поздравления от немецких католических лидеров. Однако нарушения договора начались практически сразу после его подписания. Гитлер обнародовал и начал работу по роспуску Католической лиги молодежи. Духовенство, монахини и лидеры мирян стали подвергаться преследованиям, что привело к тысячам арестов в последующие годы, часто по сфабрикованным обвинениям в контрабанде валюты или «безнравственности». Католические издания были закрыты. Гестапо начало нарушать неприкосновенность исповедания.

Когда начали проявляться планы Гитлера по геноциду, католические священники и епископы не проводили публичных протестов. Вместо этого они молились в поддержку дела Германии, стремясь показать, что их поддержка Гитлера не уменьшилась.

К началу 1937 года церковная иерархия в Германии, которая первоначально пыталась сотрудничать с Гитлером, стала очень разочарованный и Папа Пий XI издал энциклику Mit brennender Sorge, в которой Германия обвиняется в нарушении Конкордата и в посеве плевел «открытой фундаментальной вражды ко Христу и Его Церкви», и разоблачил языческий миф о «крови и земле». Вторжение Гитлера в Польшу, в которой преобладали католики, в 1939 году разожгло Вторую мировую войну. Керсоу писал, что в схеме Гитлера по германизации Востока, «в этой утопии не было бы места для христианских церквей».

Гитлер назначил Ханнса Керрла министром по делам Церковные дела в 1935 году. Керрл отверг Христа как основу христианства.

Что касается протестантизма, Гитлер предложил объединить 28 протестантских церквей Германии в одну Рейхскую церковь. Стейгманн-Галль писал, что Гитлер продемонстрировал предпочтение протестантизма католицизму, поскольку протестантизм был более подвержен переосмыслению и нетрадиционным прочтениям, более восприимчив к «позитивному христианству », и потому некоторые из его либеральных ветвей придерживались подобных взглядов. Интерес Гитлера был оппортунистическим: «С точки зрения Гитлера, национальная церковь представляла интерес исключительно с точки зрения контроля и манипуляции», - писал Кершоу. Он назначил своего друга Людвига Мюллера лидером движения и стремился создать пронацистскую и антисемитскую единую Рейхскую церковь. Сопротивление быстро возникло в форме Чрезвычайной лиги пасторов во главе с Мартином Нимёллером, которая к 1934 году насчитывала 40% духовенства и основала Исповедующую церковь, из которого некоторые священнослужители выступили против нацистского режима.

Когда немецкие христиане призвали отвергнуть Библию как «еврейское суеверие» и христианское призвание «любить ближнего своего», движение лишилось еще большей поддержки. Попытка Гитлера избрать Мюллера епископом провалилась, несмотря на запугивание. Затем он отказался от своих усилий по объединению протестантских церквей, назначил Ханса Керрла министром по делам церкви в декабре 1934 года и навсегда дистанцировался от так называемых «немецких христиан». По словам Штайгманн-Галля, он сожалел о том, что «церкви не поддержали его и его движение, как он надеялся». Гитлер заявил Альберту Шпееру: «Благодаря мне протестантская церковь могла стать официальной церковью, как в Англии ». Относительно умеренный, Керрл сначала добился определенных успехов, но на фоне продолжающихся протестов Исповедующей церкви против нацистской политики он обвинил диссидентов-церковников в том, что они не понимают нацистскую доктрину «Расы, крови и почвы». Керрл сказал, что нацистское позитивное христианство отвергает Апостольский символ веры и Божественность Христа как основу христианства, и назвал Гитлера вестником нового откровения. Гитлер отправил Неймоллера в концентрационные лагеря в 1938 году, где он оставался до конца войны. Гитлер в значительной степени игнорировал Керрла, который умер на своем посту в 1941 году и не был заменен.

Концентрационный лагерь Дахау имел собственные казармы священников для клерикальных врагов гитлеровского режима. (На фото после освобождения армией США.)

С середины 1930-х годов нацистское движение все чаще возглавляли яростные антихристиане, которых Гитлер назначал на ключевые посты. Как и в случае с «еврейским вопросом», радикалы подтолкнули церковь к борьбе, особенно в католических областях, так что к зиме 1935–1936 годов в этих регионах росло недовольство нацистами. Кершоу писал, что в начале 1937 года Гитлер снова сказал своему ближайшему окружению, что, хотя он «не хотел« церковной борьбы »на данном этапе», он ожидал «великой мировой борьбы через несколько лет». Тем не менее, писал Кершоу, нетерпение Гитлера по отношению к церквям «вызывало частые вспышки враждебности. В начале 1937 года он заявлял, что« христианство созрело для разрушения »и что церкви должны уступить« первенству государства », выступая против любого компромисс с «самым ужасным учреждением, которое только можно вообразить». Священников часто разоблачали, арестовывали и отправляли в концентрационные лагеря. В Дахау режим основал специальные казармы духовенства для церковных диссидентов. Церковная семинария была запрещена. Ее руководители, такие как Дитрих Бонхёффер, были арестованы. Причастный к убийству Гитлера в 1944 г. июльский заговор, позже он был казнен.

Долгосрочные планы для церквей

Овери писал, что христианство в конечном итоге несовместимо с национал-социализмом, как и с советским коммунизмом, и что «Гитлер ожидал, что болезнь христианства закончится сама собой, как только ложь станет очевидной.. Во время войны он размышлял о том, что в долгосрочной перспективе «национал-социализм и религия больше не смогут существовать вместе». Другие историки писали о более активных намерениях со стороны Гитлера и нацистского руководства. Кершоу отметил, что схема Гитлера поскольку германизация Восточной Европы не видела места для христианских церквей, и что Геббельс писал из разговоров с Гитлером, что существует неразрешимая оппозиция между христианским и германско-героическим мировоззрением, которое необходимо урегулировать после войны. Шпеер отметил в своих мемуарах, что церкви не должны были получить строительные площадки в новом Гитлеровском Берлине. Буллок писал: «Как только война закончится, Гитлер пообещал себе, он искоренит и уничтожит влияние христианских церквей. «План нацистов состоял в том, чтобы« дехристианизировать Германию после окончательной победы », - пишет историк немецкого сопротивления Антон Гилл.« Во второй половине тридцатых годов церковные чиновники были хорошо осведомлены о том, что Конечной целью Гитлера и других нацистов было полное уничтожение католицизма и христианской религии. Поскольку подавляющее большинство немцев были католиками или протестантами, эта цель должна была быть долгосрочной, а не краткосрочной целью нацистов », - писал Майкл Фейер.

в своем кратком свидетельстве для Нюрнберга. Суды, касающиеся преследования церквей нацистами, американское Управление стратегических служб (предшественник ЦРУ) составило отчет под названием «Генеральный план нацистов», в котором рассматривались преследования нацистами церквей и обнаружил, что у режима Гитлера был план ниспровергнуть и уничтожить немецкое христианство. Исследователь писал:

«Национал-социализм по самой своей природе враждебен христианству и христианским церквям [...] Конфликт был неизбежен [...] Важные лидеры национал-социалистической партии хотели бы справиться с этой ситуацией путем полного искоренения христианства и замены чисто расовой религии, приспособленной для нужд национал-социалистической политики. Эта радикально антихристианская позиция наиболее ярко представлена ​​в книге Альфреда Розенберга Миф двадцатого века... которая после Mein Kampf считается наиболее авторитетным заявлением национал-социалистической идеологии. [...] Таким образом, в заявлении от 5 ноября 1934 года Бальдур фон Ширах немецкий молодежный лидер заявил... «уничтожение христианства было открыто признано целью национал-социалистического движения». Однако соображения целесообразности сделали невозможным официально принять эту радикальную антихристианскую политику. Таким образом, фактически принятая политика заключалась в том, чтобы уменьшить влияние христианских церквей, насколько это возможно, с использованием всех доступных средств, не вызывая трудностей открытой войны на истребление ».

— OSS; Нацистский генеральный план; Приложение 4: Преследование христианских церквей, 6 июля 1945 г.

Согласно Кершоу, в 1937 г. Геббельс отметил, что Гитлер становится более радикальным в «церковном вопросе», и указал, что, хотя текущие политические обстоятельства требуют ожидания, его долгосрочный план состоял в том, чтобы в конечном итоге расторгнуть конкордат Рейха с Римом, полностью отделить церковь от государства и направить все силы партии на «уничтожение клерикалов» и положить конец Вестфальскому миру в «великом мировом противостоянии» В 1941 году, когда епископ граф Гален протестовал против нацистской эвтаназии и захвата церковной собственности, хотя Гитлер симпатизировал радикалам, которые хотели смерти Галена и конфискации церковной собственности, он подсчитал, что этот d еще больше повернуть католические районы против режима. «Только необходимость мира в отношениях с церквями, чтобы избежать ухудшения морального духа на внутреннем фронте, определила его позицию, - писал Кершоу, - события в Вартегау (где к 1941 году 94% церквей и часовен в епархии Позен-Гнесен были закрыты., 11% духовенства были убиты, а большая часть оставшихся отправлена ​​в тюрьмы и концентрационные лагеря) показали лицо будущего ».

Гитлер назначил неоязычника Альфреда Розенберга официальным нацистским идеологом

Атеизм

Мартин Борман, заместитель Гитлера и ведущий антихристиан нацистского движения

Национал-социалистическое движение не было формально атеистическим и обычно допускало религиозные обряды. Джулиан Баггини писали, что гитлеровская Германия была не «откровенно атеистическим государством», а тем, в котором «освящались» понятия крови и нации. 13 октября 1933 года заместитель фюрера Рудольф Гесс издал указ, гласящий: «Ни один национал-социалист не может понести какой-либо ущерб на том основании, что он не исповедует какую-либо конкретную веру или исповедание. на том основании, что он вообще не исповедует религию ". Однако «агрессивное распространение атеизма в Советском Союзе встревожило многих немецких христиан», - писал Джеффри Блейни, и Гитлер видел в христианстве «временного союзника» против большевизма, ухаживал и извлекал выгоду из страха среди немецких христиан перед воинствующий коммунистический атеизм. В том же году режим запретил большинство атеистических и свободомыслящих групп в Германии, кроме тех, которые поддерживали нацистов.

Когда в феврале 1933 года его критиковали за антихристианские настроения, Гитлер заявил, что это были нацисты, а не партия католического центра, взявшая на себя атеистическую политику. В ходе переговоров о конкордате с католической церковью Гитлер сказал, что поддерживает религиозное образование в школах. Однако, придя к власти, Гитлер начал политику подавления религиозных школ и церковных молодежных организаций. Практически из всех государственных школ были удалены учителя-священнослужители. К 1939 году все религиозные школы были распущены или преобразованы в общественные учреждения. В том году, отмечает Эванс, около 95% немцев все еще называли себя протестантами или католиками, в то время как только 3,5% «деистами» (gottgläubig ) и 1,5% атеистами. Большинство из этих последних категорий были «убежденными нацистами, которые покинули свою церковь по велению партии, которая с середины 1930-х годов пыталась уменьшить влияние христианства в обществе».

Джон Конвей отмечает, что Большинство из трех миллионов членов нацистской партии продолжали платить церковные налоги и регистрироваться как католики или протестантские христиане, «несмотря на все усилия Розенберга». Агрессивные антицерковные радикалы, такие как Йозеф Геббельс и Мартин Борман, считали кампанию kirchenkampf против церквей первоочередной задачей, а также антицерковными и антиклерикальными настроения среди рядовых партийных активистов были сильны. С 1938 года, пишет Овери, «Мартин Борман, глава канцелярии партии и видный партийный атеист, взял на себя ведущую роль в попытках прекратить всю государственную финансовую поддержку церквей и ограничить их правовой статус и деятельность, но необходимость мобилизация церковной поддержки военных усилий с сентября 1939 года привела, как это было в Советском Союзе после 1941 года, к ограниченному политическому перемирию между церковью и государством ». Шпеер считал Бормана движущей силой кампаниирежима против церквей и считал, что Гитлер одобряет его цели, но хотел «отложить эту проблему на более благоприятное время»:

Свидетели Иеговы

Иеговы Свидетели насчитывали около 30 000 в начале правления Гитлера в Германии. За отказ заявить о лояльности Рейху и отказ от призыва в армию они были объявлены врагами Германии и преследованы. Около 6000 человек были отправлены в концентрационные лагеря.

Иудаизм

Антииудаизм, а также расовый антисемитизм были центральными элементами философии Гитлера. Его режим осуществил Окончательное решение, стремясь истребить евреев, что привело к крупнейшему в истории геноциду. Идеология Гитлера представляла евреев как биологический вызов «чистоте» немецкой крови.

См. Также
Ссылки

Примечания

Библиография

Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Религиозными взглядами Адольфа Гитлера
Последняя правка сделана 2021-06-03 12:27:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте