Позитивное христианство (немецкий : Positives Christentum) было движением в нацистской Германии, которое смешало убеждение, что расовая чистота немецкого народа должна поддерживаться путем смешивания нацистской идеологии с элементами христианства. Адольф Гитлер использовал этот термин в статье 24 Платформы нацистской партии 1920 года , заявив: «Партия представляет точку зрения позитивного христианства». Неконфессиональный, термин мог толковаться по-разному. Нацистское движение было враждебно устоявшимся церквям Германии. Новая нацистская идея позитивного христианства развеяла опасения христианского большинства Германии, заявив, что нацистское движение не было антихристианским. Тем не менее, в 1937 году Ханс Керрл, нацистский министр по делам церкви, объяснил, что «позитивное христианство» не «зависело от Апостольского символа веры » и не зависело от « вера в Христа как сына Бога », на которую опиралось христианство, скорее, она была представлена нацистской партией :« Фюрер - вестник новое откровение », - сказал он. В соответствии с нацистским антисемитизмом сторонники позитивного христианства также стремились отрицать семитское происхождение Христа и Библии. Основываясь на таких элементах, позитивное христианство отделилось от никейского христианства, и в результате оно считается отступническим всеми исторически сложившимися тринитарными христианскими церквями, независимо от того, являются ли они католическими, православный или протестант.
Гитлер назвал себя христианином в речи 12 апреля 1922 года. Гитлер также назвал себя христианином в Майн кампф. Однако историки, в том числе Ян Кершоу и Лоуренс Рис, характеризуют его принятие термина позитивное христианство и его участие в религиозной политике как обусловленное оппортунизмом и прагматическим признанием политического значение христианских церквей в Германии. Тем не менее, попытки режима навязать нацистское «позитивное христианство» контролируемой государством протестантской церкви Рейха по сути провалились, и это привело к образованию диссидентской Исповедующей церкви, которая видела большую опасность для Германии со стороны «новая религия». Католическая церковь также осудила языческий миф вероисповедания о «крови и почве» в папской энциклике 1937 года Mit brennender Sorge.
Официальный нацистский идеолог Альфред Розенберг сыграл важную роль в развитии " положительное христианство », которое он задумывал в разногласии как с Римом, так и с протестантской церковью, которую он называл« отрицательным христианством ». Ричард Штайгманн-Галл спрашивает, сделало ли это Розенберг подлинным антихристианские. Розенберг рассматривал позитивное христианство как переходную веру и на фоне провала попыток режима контролировать протестантизм с помощью пронацистских «немецких христиан » Розенберга вместе с другими радикалами Робертом Лей и Бальдур фон Ширах поддерживал неоязыческое «Немецкое движение веры », которое более полно отвергало иудео-христианские концепции Бога. Во время войны Розенберг разработал план будущего религии в Германии, который предусматривал «изгнание иностранных христианских религий», замену Библии на Mein Kampf и замена христианского креста на свастику в нацистских церквях.
Сторонники позитивного христианства утверждали, что традиционное христианство подчеркивает пассивные, а не активные аспекты жизни Христа, подчеркивая его чудесное рождение, его страдания, его жертву на кресте и потустороннее искупление. Они хотели заменить это учение «позитивным» акцентом на Христа как активного проповедника, организатора и борца, который выступал против узаконенного иудаизма своего времени. В разные периоды нацистского режима предпринимались попытки заменить традиционное христианство его «позитивной» альтернативой.
Позитивное христианство отличалось от основного христианства тем положительным христианством:
Стейгманн-Галль прослеживает истоки позитивного христианства до высшей критики девятнадцатого века, с акцентом на различие между историческим Иисусом и божественным Иисусом теологии. Согласно некоторым школам мысли, фигура-спаситель ортодоксального христианства сильно отличалась от исторического галилейского проповедника. Ларс стремился поместить Иисуса в контекст древнего иудаизма, некоторые писатели реконструировали исторического Иисуса, который соответствовал расистской и антисемитской идеологии. В трудах таких антисемитов, как Эмиль Бюрнуф, Хьюстон Стюарт Чемберлен и Поль де Лагард, Иисус был переопределен как арийский герой. кто боролся против евреев и иудаизма. В соответствии с их происхождением из высшей критики, такие авторы часто либо отвергали, либо преуменьшали чудесные аспекты евангельских повествований, превращая распятие в трагическую коду жизни Иисуса, а не его предвиденную кульминацию. И Бюрнуф, и Чемберлен утверждали, что население Галилеи в расовом отношении отличалось от населения Иудеи. Лагард настаивала на том, что немецкое христианство должно стать «национальным» по своему характеру.
Различные историки приписывают происхождение «позитивного христианства» больше политической проницательности и оппортунизму нацистского руководства. Ведущие нацисты, такие как Гиммлер, Розенберг, Борман и Геббельс, поддерживаемые Гитлером, были враждебны христианству и в конечном итоге планировали дехристианизировать Германию. Однако Германия была христианской более тысячи лет, и Гитлер осознал практическую реальность политического значения церквей в Германии и решил, что любые шаги против церквей должны предприниматься поэтапно. По словам Поля Бербена, позитивное христианство, таким образом, стало пропагандироваться как «термин, который может быть дополнен любым требуемым толкованием, в зависимости от обстоятельств», и партия объявила себя за свободу вероисповедания при условии, что эта свобода не «подвергает опасности государство или столкновение со взглядами «германской расы» ».
Историк Дерек Гастингс писал о католических корнях в националистических и разочарованных католических кругах Мюнхена, о явном одобрении« позитивное христианство »в программе нацистской партии. Эта группа помогла сформировать свои догматы, хотя они и подозрительно относились к ультрамонтанизму и политическому католицизму.
В Майн Кампф Гитлер заверил своих читателей, что обе христианские конфессии (католицизм и протестантизм) были действенной базой для немецкого народа при условии, что церкви не вмешивались в государственные дела. В частном порядке Гитлер презирал христианство своим друзьям, но, проводя кампанию за власть в Германии, он публично делал заявления в пользу религии. «Наиболее убедительное объяснение этих утверждений», - писал Лоуренс Рис,
, состоит в том, что Гитлер, как политик, просто осознал практическую реальность мира, в котором он жил... Если бы Гитлер слишком дистанцировался от себя или своего движения от Христианству почти невозможно понять, как он мог когда-либо добиться успеха на свободных выборах. Таким образом, его отношение к христианству на публике - в действительности его отношение к религии в целом - было оппортунистическим. Нет никаких доказательств того, что сам Гитлер в своей личной жизни когда-либо выражал какую-либо индивидуальную веру в основные принципы христианской церкви.
Позитивное христианство было сильно поддержано нацистским движением, которое продвигал свои идеалы в своих журналах Der Stürmer и Völkischer Beobachter, в обоих из которых подчеркивался «нордический » характер Иисуса. Однако партия осторожно подчеркнула, что позитивное христианство не предназначалось ни как третье исповедание, ни как противоречие традиционным теологиям существующих церквей. Еще в 1920 году нацисты провозгласили в своей программе из 25 пунктов, что «партия как таковая отстаивает точку зрения позитивного христианства, не привязывая себя конфессионально к какой-либо одной деноминации. Она борется с еврейско-материалистическим духом внутри и вокруг нас". Несмотря на это, ряд нацистов открыто бросили вызов установленным церквям.
Ханс Керрл (в центре). Как рейхсминистр по церковным делам, он описал Гитлера как «вестника нового откровения» и сказал, что «позитивное христианство» не зависит от Апостольского символа веры или веры в Христа как сына Божьего <184.>Альфред Розенберг был «уполномоченным фюрера по полному интеллектуальному и философскому образованию и обучению национал-социалистической партии». Сторонник позитивного христианства, он планировал «уничтожение иностранных христианских верований, импортированных в Германию», а также замену Библии и христианского креста на Майн Кампф и свастику.Альфред Розенберг, редактор Völkischer Beobachter, написал Миф двадцатого века, в котором он утверждал, что католическая и протестантская церкви исказили христианство в таким образом, что игнорировались «героические» и «германские» аспекты жизни Иисуса. Для Розенберга позитивное христианство было переходной идеологией, которая проложила бы путь к построению новой полностью расистской веры. Вместо креста его символом был шар солнца в форме солнечного креста, и в принципе это было возвышение нордической расы, отказ от божественного откровения и продвижение немецких Бог. Для Розенберга арийско-нордическая раса была божественной, и бог был в крови, а ее культура была царством небесным, в отличие от еврейской расы, которая была злой и сатанинской расой, противостоящей божественной арийско-нордической расе. Адольф Гитлер одобрял работу и подчеркивал желательность позитивного христианства, но дистанцировался от более радикальных идей Розенберга, желая сохранить поддержку консервативного христианского электората и общества. элита.
Как аспект Gleichschaltung, режим планировал нацифицировать протестантскую церковь в Германии (евангелическую церковь) путем объединения 28 отдельных государственных церквей в единую национальную церковь это контролировалось фракцией немецких христиан. Однако подчинение протестантских церквей оказалось более трудным, чем предполагал Гитлер. В 1933 году «немецкие христиане» хотели, чтобы нацистские доктрины о расе и лидерстве были применены к имперской церкви, но у них было только около 3000 из 17000 пасторов Германии. В июле руководители церкви представили конституцию Рейхской церкви, которую Рейхстаг одобрил. Церковная Федерация предложила высококвалифицированному пастору Фридриху фон Бодельшвингу стать новым рейхс-епископом, но Гитлер одобрил своего друга Людвига Мюллера, нациста и бывшего военно-морского капеллана, в качестве рейхсепископа.. Нацисты терроризировали сторонников Бодельшвинга и распустили различные церковные организации, обеспечив избрание Мюллера епископом Рейха. Ееретические взгляды Мюллера против святого Павла и семитского происхождения Христа и Библии быстро отдалили часть протестантской церкви. Пастор Мартин Нимёллер ответил Пасторской чрезвычайной лигой, которая вновь подтвердила Библию. Движение переросло в Исповедующую церковь, из которой некоторые священнослужители выступили против нацистского режима.
Людвиг Мюллер был избран первым рейхсбишофом новой Reichskirche (так называемой Немецкой евангелической церкви ) в сентябре 1933 года. Однако богословские инициативы немецких христиан встретили сопротивление многих пасторов, в первую очередь Нимёллера, чью Пасторскую Лигу чрезвычайной помощи поддержали почти 40 процентов евангельских пасторов. После этой неудачи Гитлер отказался от попыток прямой нацификации церквей и потерял интерес к поддержке «немецких христиан».
Немецкое движение веры, основанное Якобом Вильгельмом Хауэром принял более тщательно арийскую форму идеологии, утверждая, что представляет собой сущность «протестантского» духа, смешивая аспекты христианства с идеями, заимствованными из «арийских» религий, таких как ведический индуизм и «арье» - персидская религиозность (манихейство и др.). Они пытались отделить нацистских чиновников от церковных принадлежностей, запретив рождественские представления и призвав положить конец ежедневным молитвам в школах.
К 1934 году Исповедующая церковь объявила себя законной протестантской церковью Германия. Несмотря на свою близость к Гитлеру, Мюллеру не удалось объединить протестантизм в единую церковь, в которой доминируют нацисты. В 1935 году нацисты арестовали 700 исповедующих пастырей. Мюллер подал в отставку. Чтобы спровоцировать новые усилия по координации протестантских церквей, Гитлер назначил другого друга, Ханса Керрла, на должность министра по делам церкви. Относительно умеренный, Керрл сначала добился определенных успехов в этом отношении, но на фоне продолжающихся протестов Исповедующей церкви против нацистской политики он обвинил церковников в непонимании нацистской доктрины «расы, крови и почвы» и дал следующее объяснение этому. Нацистская концепция позитивного христианства, говорящая группе покорного духовенства:
Партия стоит на основе позитивного христианства, а позитивное христианство - это национал-социализм... Национал-социализм - это исполнение воли Бога... Воля Бога проявляется в немецкой крови... Доктор Зёлльнер и [католический епископ Мюнстера] граф Гален пытались разъяснить мне, что христианство состоит в вере во Христа как сына Бога. Это заставляет меня смеяться... Нет, христианство не зависит от Апостольского символа веры... Истинное христианство представлено партией, и теперь партия, и особенно фюрер, призывает немецкий народ к настоящее христианство... фюрер - вестник нового откровения ».
Нацистская политика вмешательства в протестантизм не достигла своих целей. Большинство немецких протестантов не поддержали ни одну из сторон. «Немецкие христиане», или Исповедующая церковь. Обе группы также боролись со значительными внутренними разногласиями и разделениями. Мэри Фулбрук написала в своей истории Германии:
Нацисты в конце концов отказались от своих попыток кооптации Христианство, и мало притворялось, что они скрывают свое презрение к христианским верованиям, этике и морали. Не понимая, что некоторые немцы искренне хотели объединить приверженность христианству и нацизму, некоторые члены СС даже стали рассматривать немецких христиан почти как угроза чем Исповедующая церковь.
С падением нацистского режима в 1945 году позитивное христианство как движение ушло в тень. Тем не менее, его продолжают поддерживать некоторые группы христианской идентичности.