Рейхсконкордат

редактировать
Договор, заключенный между Ватиканом и формирующейся нацистской Германией Подписание Рейхсконкордата 20 июля 1933 года в Риме. (Слева направо: немецкий прелат Людвиг Каас, вице-канцлер Германии Франц фонен, секретарь по чрезвычайным церковным делам Джузеппе Пиццардо, кардинал статс-секретарь Эухенио Пачелли, Альфредо Оттавиани и член Рейхсминистериума внутренних дел [Министерство внутренних дел] Рудольф Буттманн )

Рейхсконкордат («Конкордат между Святым Престолом и Германским Рейхом ") - договор, заключенный между Ватиканом и формирующейся нацистской Германией. Он был подписан 20 июля 1933 года. кардинал государственного сектора Эухенио Пачелли, который позже стал Папой Пием XII, от имени Папы Пия XI и вице-канцлера Франц фон Папен от имени президента Пауля фон Гинденбурга и правительства Германии. Он был ратифицирован 10 сентября 1933 года и вступил в силу с этой даты. на языке у. Когда епископы вступают в должность, статья 16 гласит, что они должны принести присягу на верность губернатору или президенту Германского рейха, установленного в соответствии с конституцией. Договор также требует от всего духовенства воздерживаться от работы в политических партиях и для них. Нацистские нарушения начались почти после его подписания и усилились, что привело к протесту со стороны церкви, в том числе в энциклике 1937 года Мит Бреннендер Зорге Папы Пия XI. Нацисты планировали устранить влияние церкви, ограничив ее организации чисто религиозной деятельностью.

Рейхсконкордат - самый противоречивый из нескольких конкордатов, о которых Ватикан договорился во время понтификата Пия XI. Это часто обсуждается в работах, посвященных возвышению Гитлера в начале 1930-х годов и Холокосту. Некоторые описывают конкордат как придание моральной легитимности нацистскому режиму вскоре после того, как Гитлер приобрел квази диктаторские полномочия через Закон о разрешении 1933 года, Сам закон благодаря поддержке Католической Центристской партии.

Договор налагает ограничения на политическую деятельность немецкого духовенства католической церкви. Например, после принятия Нюрнбергских 1935 года была проведена политика невмешательства. Большинство немецких церковных иерархов считали договоромом мира между церковью и государством. С точки зрения Римско-католической церкви утверждалось, что Конкордат предотвратил еще большее зло, развязанное против церкви. Хотя некоторые немецкие епископы были без энтузиазма, а союзники в конце Второй мировой войны сочли это неуместным, Папа Пий XII успешно выступил за сохранение конкордата в силе. Он действует до сих пор.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Нацистский период
    • 2.1 Нацисты приходят к власти
    • 2.2 Переговоры
    • 2.3 Конкордат
    • 2.4 Прием
    • 2.5 Нарушения
    • 2.6 Вторая мировая война
  • 3 После Второй мировой войны
  • 4 Оценка
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Нижние ссылки

История вопроса

«Рейхсконкордат» между Германией и Святой Престол был подписан 30 июля 1933 г. и ратифицирован в сентябре того же года. Договор был расширением использования конкордатов, уже подписанных с Пруссией и Баварией. Конкордаты используются для заключения государственных органов государственного управления, защищающих права государства.

Kulturkampf
Отто фон Бисмарк стал канцлером Германии в 1871 году и основал Kulturkampf Культурная борьба против Римско-католической церкви в Германии.

В отчетах о дипломатических отношениях между Германией и Ватиканом в 20-м веке обычно отправной точкой является политическая сцена конца 19-го века. В работе Культуркампф («Битва за культуру») канцлера Бисмарка («Битва за культуру») 1871–1878 гг. Была предпринята попытка отстаивать протестантское видение национализма в новой Германской империи, и антиерикализм был объединен с подозрением католического населения, лояльность которого, как предполагалось, была связана с Австрией и Францией. Партия католического центра сформирована в 1870 году, была установлена ​​для религиозных интересов католиков и протестантов, но была преобразована Kulturkampf в «политический голос католиков». Культурная борьба Бисмарка в степени потерпела неудачу.

Бисмарк стремился ограничить власть католической церкви в Германии. Он считал Римскую Церковь «внутренним врагом». Его Kulturkampf включал роспуск католических организаций, конфискацию церковного имущества, изгнание или тюремное заключение духовенства и продолжающуюся вражду с Ватиканом. По словам романиста Джеймса Кэрролла, конец Kulturkampf сигнализировал, что «Церковь успешно противостояла ему лицом к лицу [Бисмарком], которого, согласно восхищенному Генри Киссинжеру,« перехитрили »никем». Твердое сопротивление католической церкви Бисмарку и Kulturkampf, включая пассивное сопротивление со стороны Церкви в целом и отлучение церкви сотрудничающих священников, было использовано в качестве ориентира для оценки церкви нацистов.

Конец Первой мировой

политической нестабильности 1918 года и принятия рейхом Веймарской конституции было сочтено желательное формальное изменение отношений между церковью и государством. Службы, связанные с государственными субсидиями, системами, предоставляемыми католическими школами. оложением духовенства. Правительство Рейха, в свою очередь, из соображений внешней политики хотело дружеские отношения со Святым Престолом. Кроме того, Германия могла предотвратить установление новых епархиальных границ, которые ослабили бы связи Германии с уступленными территориями на востоке, такими как Данциг и Верхняя Силезия.

Переговоры, конкретные пункты, а не общего конкордата, имели место между 1919 и 1922. Но даже после того, как между двумя сторонами возникли противоречия, переговоры потерпели неудачу, в первую очередь потому, что и в Рейхстаге, и в Рейхсрате доминировало большинство, по ряду причин, не хотел формального пакта с Ватиканом. В отсутствие соглашения, касающегося конкретных проблемных областей Рейхом, Святой Престол заключил более широкие конкордаты с тремя немецкими государствами, в которых были сконцентрированы католики: Баварией (1924 г.), Пруссией (1929 г.) и Баденом (1932 г.).

Папа Пий XI

Пий XI был избран Папой в 1922 году. Его понтификат совпал с ранними последствиями Первой мировой войны. Старые европейские монархии были в степени сметены, и на континенте сформировался новый и ненадежный порядок. На Востоке возник Советский Союз. В Италии к власти пришел фашистский диктатор Бенито Муссолини, в то время как в Германии хрупкая Веймарская республика рухнула с захватом власти нацистами. Главный дипломатический подход Папы Пия заключен в создание конкордатов. Как писал Хебблтуэйт, эти конкордаты не оказались «прочными или заслуживающими доверия» и «провалили цель по защите институциональных прав церкви», поскольку «вступала в период, когда такие соглашения рассматривались как простые клочки бумаги».

В 1929 году Пий подписал Латеранский договор и конкордат с Италией, подтвердив существование независимого Ватикана государства в обмен на признание Королевства. Италии и обязательство власти нейтралитет в мировых конфликтах. В статье 24 конкордата папство обязалось «оставаться вне временных конфликтов, если заинтересованные стороны не апеллируют к умиротворяющей миссии Святого Престола». Среди других крупных конкордатов были подписаны с Германией (1933), Австрией (1935), Югославией (1935) и Латвией (1938). Конкордаты обычно соблюдались участвующими странами, за исключением Германии.

Октябрь 1929 г. генерал Гренер подтолкнул министерство иностранных дел Германии решить вопрос с Ватиканом относительно военных капелланов, которые не могли совершать таинства крещения или супружества предварительного разрешения местного священника или епископа. Гренер хотел, чтобы у военных был собственный епископ, и этот конкретный вопрос был предназначен для обозначения важных шагов в обсуждениях, которые в конечном итоге будут реализованы в конкордате с Ватиканом. В марте 1930 года новый папский государственный секретарь кардинал Пачелли дал понять, что Ватикан будет заинтересован в конкордате с Рейхом в случае, если какие-либо реформы конституции окажут неблагоприятное воздействие на действительность уже согласованных конкордатов. между германскими государствами и Ватиканом.

Переговоры между двумя сторонами происходили между 1931 и 1932 годами, и в какой-то момент представители Рейха указали, что в Италии есть армейский архиепископ, а кардинал Пачелли указал, что это произошло, потому что Италия подписал всеобъемлющий конкордат с Ватиканом. В течение 1931 года немецкие переговорщики продолжали обсуждать исключительно на основе отдельных пунктов общего конкордата, но даже они считались маловероятными, чтобы их принять Рейхстаг или Рейхсрат, независимо от их политических или теологических взглядов.

Нацистский период

Нацисты приходят к власти

В января 1933 года Гитлер стал канцлером. Принятие Закона 23 марта частично устранило Рейхстаг как препятствие для заключения конкордата с Ватиканом. Гитлер выгодного сотрудничества, пообещав не угрожать Рейхстагу, президенту, штатам или церквям в случае предоставления чрезвычайных полномочий. Когда нацистские военизированные формирования окружили здание, он сказал: «Это вам, господа рейхстага, - выбирать между войной и миром». Закон позволил Гитлеру и его кабинету править на основании чрезвычайного указа в течение четырех лет, хотя Гинденберг оставался президентом. Немецкие католики опасались нового правительства:

Католическая церковь... обычно относилась к нацистской партии со страхом и подозрением. Он чувствовал себя угрозой со стороны радикальной ультранационалистической идеологии, которая рассматривает как зловещий, правовой институт, выступала против деноминационного сепаратизма в образовании и культуре и временами, казалось, способствовала возвращению к нордическому язычеству. Создание Третьего рейха, кажется, предвещало начало ожесточенного конфликта между церковью и государством.

— Теодор С. Хамеров, По дороге в Волчье логово: сопротивление Германии Гитлеру

В начале 1933 года Гитлер сказал Герману Раушнингу, что Бисмарк поступил глупо, создав Kulturkampf, и изложил свою собственную стратегию для работы с духовенством, которая будет изначально основывается на терпимости:

Мы должны заманить священников в ловушку их пресловутой жадностью и потаканием своим слабостям. Таким образом, мы сможем уладить все с ними в полном мире и гармонии. Я дам им отсрочку на несколько лет. Зачем нам ссориться? Они проглотят все, чтобы сохранить свои материальные преимущества. Дело никогда не дойдет до головы. Они распознают твердую волю, и нам нужно только один или два раза показать им, кто здесь хозяин. Они будут знать, куда дует ветер.

Первоначально в основном спорадические преследования католической церкви в Германии последовали за захватом власти нацистами. Гитлер был враждебно настроен по отношению к католической церкви, но по политическим причинам другим был готов ограничить свой антиклерикализм и не позволил втянуть себя в публичные нападения на церковь, как это хотели бы нацисты. делать. Кершоу писал, что после назначения Гитлера канцлером президентом фон Гинденбергом Ватикан стремился достичь достижения с новым правительством, несмотря на «продолжающееся приставание к католическому духовенству и другим злодеяниям, совершаемым нацистскими радикалами против церкви и ее организаций».. В марте 1933 года британский римско-католический журнал Табличка в статье под названием «Мартовские иды» утверждал:

Диктатура [Гитлера] - это узурпация, а его применение к ней - жестокость. Когда мы пишем эти строки, и каждый час к нам приходят новости о новых арестах и ​​репрессиях, мы вспоминаем, что достигли мартовских ид и годовщины никогда не забытого убийства. Но кинжалы нацизма не могут убить самое благородное и лучшее в Германии. Церковь, теперь, когда Центр больше не является ключевой группой в немецкой политике, может подвергнуться преследованиям; но ГИТЛЕР не добьется успеха там, где потерпел неудачу БИСМАРК.

Роберт Вентреска писал, что из-за растущих преследований католиков и католического духовенства кардинал Пачелли добивался быстрой ратификации договора с правительством, стремясь таким образом защитить Германскую церковь. Когда вице-канцлер Папен и посол в Ватикане Диего фон Берген встретились с Пачелли в конце июня 1933 года, они появились, что на него «явно повлияли» сообщения о действиях, предпринимаемых против интересов немецких католиков.

Были некоторые мысли о том, что Церковь очень хотела прийти к соглашению с Гитлером, поскольку он представлял сильное сопротивление коммунизму. Папский нунций в Берлине (Чезаре Осениго), как сообщается, «ликовал» по поводу прихода Гитлера к власти и думал, что новое правительство скоро сделает те же уступки церкви, которые Муссолини сделал в Италии. Историк Майкл Фейер уравновешивает Леви и писателя и журналиста Джона Кормвелла, заявляет:

Джон Корнуэлл в «Папе Гитлера» утверждает, что Конкордат был результат сделки, по которой парламентские голоса были отданы Гитлеру, что дало ему диктаторскую власть (Закон о полномочиях от 23 марта). 1933 г.). Это исторически неточно. Согласно "Папену не удается заручиться поддержкой Ватиканом планов Гитлера. Папа отказывается от восстановления центристской партии в Рейхе и Генерального конкордата. Государственная служба очищена, Немецкий вытесняет неарийцев и левых и исключает их допуск в будущем" (The New York Times, 13 апреля 1933 г..), фон Папен и Геринг были приняты Пием XI в апреле 1933 г., но их миссия была сочтена неудачной. Они хотели заручиться поддержкой Ватикана схемы восстановления партии Центра, чтобы обеспечить ее стабильную поддержку правительства Гитлера и заключить общий конкордат между Святым Престолом и Рейхом, чтобы заменить нынешними конкордата с Пруссией, Баварией и Баденом.. Ни одно из предложений не было одобрено Папой. Провал был истолкован как свидетельство уверенности Ватикана в прочности нацистского правительства. Ватикан также не желал отказываться от конкордатов с Пруссией, Баварией и Баденом в пользу общего конкордата с Рейхом. Тем не менее, нет никаких сомнений цепкого настоянию Пия XII на удержании Конкордата до, во время и после Второй мировой войны.

Переговоры

Католические епископы в Германии было показано оппозицию к Гитлеру с самого начала о его приходе к власти. Когда Нацистская партия набрала шесть миллионов голосов во время выборов 14 сентября 1930 года, католическая иерархия призвала свой народ проверить свою совесть. В течение следующих двух лет, хотя некоторые смягчились, епископы продолжали выступать против неприемлемой политики нацистской партии. Когда 30 января 1933 года Гинденбург назначил Гитлера канцлером, епископы продолжали поддерживать католическую Центристскую партию (Zentrum), которая, в свою очередь, отказалась согласиться с предложением, которое можно бы Гитлеру взять на себя полную власть. 12 марта 1933 г. Папа Пий XI принял в Риме немецкого кардинала Фаульхабера. По возвращении Фаульхабер сообщил:

После моего недавнего опыта в Риме в высших кругах, который я не могу здесь раскрыть, я должен сказать, что, несмотря ни на что, я показал большую терпимость по отношению к новому правительству.... Давайте поразляем над словами Святого Отца, который в консистории, не упоминая своего имени, указал перед всем миром в Адольф Гитлер, государственный деятель, который первым после самого Папы возвысил свой голос против большевизма. 328>На уровне кабинета министров 20 марта 1933 года Гитлер «уверенно сообщил», что Центристская партия осознала ограничения о полномочиях и власти «принятие Центрум Закона о полномочиях будет означать укрепление престижа в отношении иностранных государств. стран ". В начале марта 1933 г. епископы рекомендовали католикам проголосовать за Центристскую партию на выборах, назначенных на 5 марта 1933 г.. Однако две недели спустя католическая иерархия изменила свою прежнюю политику - епископы позволили Центристской и Баварской католической партиям проголосовать за Закон о разрешении, который 23 марта предоставил Гитлеру диктаторские полномочия. Немецкий католический теолог Роберт Гроше описал Закон о полномочиях в терминах указа 1870 года о непогрешимости Папы и заявил, что Церковь «ожидала на более высоком уровне того исторического решения, которое принимается сегодня на политическом уровне: для Папы и против суверенитета Совета, за фюрера и против парламента ». 29 марта 1933 года кардинал Пачелли направил немецким епископам известие о том, что теперь они должны изменить свою позицию в отношении национал-социализма. 28 марта 1933 г. сами епископы заняли выгодную для Гитлера позицию. Согласно Фалькони (1966) поворот произош ел благодаря влиянию и указаниям Ватикана. Папа Пий XI указал в Mit brennender Sorge (1937), что немцы просили конкордата, и Папа Пий XII подтвердил это в 1945 году.

Фалькони считал реорганизацию Церкви мотивированной желание не остаться в одиночестве в оппозиции и избежать репрессалий. После того, как лидер Центристской партии, монсеньор Каас, убедил членов партии проголосовать за Гитлера и Закон о разрешении, он немедленно уехал в Рим и по возвращении 31 марта был принят Гитлером. Он вернулся в Рим в сопровождении католического вице-канцлера фон Папена 7 апреля с поручением Гитлера заключить конкордат с Ватиканом. В тот день, когда они отправились в Рим, чтобы подготовить почву для конкордата, в Германии были изданы первые два антисемитских закона (, исключающих неарийцев с государственных должностей и из профессии юриста), но это действительно так. не мешать обсуждениям. Папен записал в своих мемуарах, что по прибытии в Рим Папа «встретил меня с отцовской любовью, выразив свое удовлетворение тем, что во главе немецкого государства стоит человек, подобный Гитлеру, на знамени которого была начертана бескомпромиссная борьба с коммунизмом и нигилизмом.. " По мнению Фалькони, конкордат был платой Гитлера за то, чтобы заручиться поддержкой немецкого епископата и католических партий. Ян Кершоу рассматривал потерю политического католицизма как жертву, необходимую для защиты позиции Католическая церковь в Германии. По словам историка Майкла Фейера, точка зрения, «что Конкордат был результатом сделки, по которой Гитлер получил парламентское голосование от Католической Центристской партии, что дало ему диктаторскую власть (Закон о полномочиях от марта 1933 года)... исторически неверно.

10 апреля 1933 года кардинал Фаулхабер написал кардиналу Пачелли, что защищать евреев было бы неправильно, «потому что это превратит нападение на евреев в нападение на Церковь; и потому что евреи могут позаботьтесь о себе »- последнее утверждение, основанное на результатах апрельского бойкота, которое, несмотря на усилия нацистов, было по большей части проигнорировано и отвергнуто всего через день.

22 апреля 1933 года британ ский министр в Ватикане рассказал о том, что сказал ему заместитель госсекретаря Ватикана: «Святой Престол не заинтересован в Центристской партии. Нас больше интересуют массы католиков. избирателей в Германии, чем среди католических депутатов, которые представляют их в Рейхстаге ». Ранее, в рамках соглашения по Латеранскому договору 1929 года с фашистским правительством Италии, Ватикан дал согласие на роспуск католической политической партии Partito Popolare, распавшейся в 1926 году.

На встрече 26 апреля с епископом Оснабрюкским Вильгельмом Бернингом, представителем Конференции немецких епископов, Гитлер заявил:

На меня напали из-за того, что я занимался еврейским вопросом. Католическая церковь считала евреев чумой в течение полутора тысяч лет, помещала их в гетто и т. Д., Потому что она признавала евреев таких, какие они есть. В эпоху либерализма опасность перестала осознаваться. Я возвращаюсь в то время, когда была реализована полторы тысячи летних традиций. Я не ставлю расу выше религий, но я признаю представителей этой церкви, и, возможно, тем самым оказываю христианству большую услугу, выталкивая их из школ и общественных функций.

в примечаниях к собранию не зафиксировано никакого ответа Бернинга. По мнению Мартина Ронхеймера, который цитирует приведенную выше стенограмму: «В этом нет ничего удивительного: для католического епископа в 1933 году в этом исторически правильном напоминании действительно не было ничего ужасно предосудительного. И в этом случае, как всегда Гитлер скрывал свои истинные намерения ». Саул Фридлендер истолковал комментарии Гитлера как попытка «притупить возможную католическую критику его антиеврейской политики и переложить бремя аргументов на саму Церковь.

Эдит Штайн написал письмо XI в апреле 1933 года преследовании евреев в нацистской Германии. Текст письма легко доступ в Интернете. Она никогда не просила его выпустить энциклику по этому поводу, поскольку некоторые утверждали. На письмо ответил кардинал Пачелли. См. Уильям Уильям, «Письмо Эдит Штайн», Ватикан, март 2003 г., 22–31. (Эдит Штайн умерла в газовой камере в Освенциме, 9 августа 1942 г.).

Выпуск конкордата про с нетерпением ждал пребывания Кааса в Риме, оставив Центристскую партию без председателя, и 5 мая Каас окончательно ушел со своего поста. Затем партия избрала своим председателем Генриха Брюнинга. В то время партия Центра подверглась все возрастающему давлению после процесса Gleichschaltung и после того, как все другие партии распались (или были запрещены, как СДПГ). Партия центра распалась 5 июля 1933 года, поскольку конкордат между Ватиканом и нацистами нанес ей решающий удар, обмен запрет на политическую деятельность священников на продолжение католического образования. Кардинал Пачелли и Папен парафировали конкордат в Риме через три дня, подписание которого состоялось 20 июля. 2 июля ежедневная газета Ватикана L'Osservatore Romano заявила, что конкордат не является одобрением нацистского учения.

13 июля британский министр дал интервью кардиналу Пачелли и сообщил: «Его Высокопреосвященство сказал, что Ватикан действительно безразлично относится к роспуску Центристской партии».

На кабинете министров 14 июля Гитлер отмел любые дебаты по деталям конкордата, выразив мнение, «что рассматривать это только как великое достижение. Конкордат дал возможность и особое положение доверия, которое имеет важное значение в развивающейся борьбе против международного еврейства ». Саул Фридлендер предполагает, что Гитлер, возможно, поддержал «область доверия», которую он воспринимает как традиционную теологическую антипатию христианской церкви по отношению к евреям (см. Комментарии Гитлера к Бернингу 26 апреля), совпадающая с целями нацизма. Гитлер «одобрил триумф», который Конкордат означал для нацистского режима. Незадолго до этого он выразил сомнения, что «церковь будет готова передать епископов в это состояние. То, что это произошло, несомненно, было безоговорочным признанием нынешнего режима ».

22 июля 1933 года Папен присутствовал на собрании Католического академического сообщества, во время которого он впервые установил связь между роспуском Центристской партии и конкордатом. Он сказал, что Папа был особенно доволен обещанным уничтожением большевизма и что Пий XI согласился на договор «в знак признания того, что новая Германия вела решающую битву против большевизма и атеистического движения». Папен отметил, что существует «неоспоримая внутренняя связь между только что произошедшим роспуском немецкой Центристской партии и заключением Конкордата», и закончил свою речь призывом к немецкому католицизму избавить от прежних обид и помочь построить Третий рейх. Аббат Хервеген сказал собравшимся:

То, что литургическое движение для религиозной сферы, фашизм - для политической сферы. Немец стоит и действует под властью, под руководством - кто не следует за ним, подвергает опасности общество. Давайте новой искренне скажем «да» форме тотального Государства, которая во всем аналогична воплощению Церкви. Церковь стоит в мире, как сегодня Германия в политике.

23 июля британский министр встретился с кардиналом Пачелли, который, похоже, «очень доволен» подписанием конкордата. Кардинал выразил мнение, что с предоставлением гарантии в отношении католического образования был улучшен этот конкордат по соглашению 1929 года с Пруссией. Кардинал Пачелли высказал предостережение, поскольку его удовлетворение было основано на предположении, что правительство Германии «осталось верным своему обязательству», но также отметило, что Гитлер «становился все более умеренным».

24 июля Кардинал Фаульхабер направил Гитлеру рукописное письмо, в котором отмечал, что «для престижа Германии на Востоке и на Западе и перед всем миром это рукопожатие с папством, величайшей моральной силой в истории мира, является подвигом неизмоности.

4 августа 1933 года британский сообщил, что «в разговорах, которые я вел с кардиналом Пачелли и монсеньором Пиццардо, ни один из них не вызвал у меня ни малейшего сожаления по поводу затмения Центра [партии] и его последующая потеря влияния в немецкой политике ». 19 августа Ивоне Киркпатрик провел дальнейшую беседу с кардиналом Пачелли, в которой он выразил дипломату «отвращение и отвращение» к террору Гитлера. Пачелли сказал: «Мне пришлось выбирать между соглашением об их линиих и фактическим уничтожением католической церкви в Рейхе». Пачелли также сказал Киркпатрику, что он сожалеет о преследовании евреев, но к его голове приставили пистолет и что у него нет альтернативы, поскольку ему дается только одна неделя на принятие решений. Пинхас Лапид отмечает, что пока шли переговоры о конкордате, на Ватикан оказывалось давление в результате ареста девяноста двух священников, обыска в помещениях католического молодежного клуба и закрытия девяти католических изданий. Нацистская газета Völkischer Beobachter писала: «Католическая церковь подписью самым торжественным образом признала национал-социализм... Этот факт представляет собой огромное моральное укрепление нашего правительства и его престижа».

Конкордат был ратифицирован 10 сентября 1933 года, и кардинал Пачелли воспользовался, чтобы послать немцам ноту, поднимающую тему экономического положения евреев, перешедших в католицизм, но не евреев в целом.

Между тем, хотя протестантские церкви, были предложены ограниченными предложениями на иностранную поддержку, поддержку Госкомпаний заключили с ними другими соглашениями, которые, по сути, поставили нацистских чиновников, большинством из них были католиками, на влиятельные или прямые авторитеты. над протестантскими церквями. Предвидя возможность прямого государственного контроля над своими церквями, предвещали эти кампании, протестантские церковные лидеры просто реорганизовали свои общины из соглашений, вызвав раскол в протестантских церквях. Эти протестантские участники сопротивления пытались сплотить католических прелатов перед опасностями, предусмотренными этими соглашениями, но были просто отвергнуты после ратификации Рейхсконкордата. Многие из протестантского духовенства, выступавшие против нацистской религиозной программы (Bekennende Kirche или Исповедующая церковь), позже подверглись тюремному заключению или казни.

Церковные реалистично относились к предполагаемой защите конкордата. Сообщается, что кардинал Фаульхабер сказал: «С конкордатом мы повешены, без конкордата мы повешены, нарисованы и четвертованы». После подписания конкордата папский нунций призвал немецких епископов поддержать режим Гитлера. Епископы велели своего пастве попытаться ладить с нацистским режимом. По словам Майкла Фейера, конкордат помешал Пию XI выступить против нацистских Нюрнбергских в 1935 году, и хотя он действительно намеревался высказаться общенационального погрома 1938, кардинал Пачелли отговорил его от этого.

20 августа 1935 года конференция католических епископов в Фульде напомнила Гитлеру, что Пий XI:

обменялся рукопожатием с вами через конкордат - первым иностранным сувереном, сделавшим это.... Папа Пий очень хвалил вас.... Миллионы в зарубежных странах, католики и некатолики, преодолели свое первоначальное недоверие из-за этого выражения папского доверия и доверились вашему режиму.

В проповеди, произнесенной в Мюнхене в 1937 году кардиналом Фаульхабером провозгласил:

В то время, когда главой наций мира смотрели на новое Германию с сдержанностью и значительным подозрением, католическая церковь, величайшая моральная сила на земле, через Конкордат выразила свое доверие новой Германии правительство. Это акт неизмеримого значения для репутации нового правительства за рубежом.

Конкордат

Договор с Дополнительным протоколом [в скобках] был подписан 20 июля 1933 года. Он был ратифицирован и вступил в силу с 10 сентября 1933 г., действует по сей день. Текст конкордата был выпущен 22 июля 1933 года и начинался с преамбулы, в которой излагалось общее стремление обеих сторон к дружеским отношениям, изложенное в торжественном соглашении.

Преамбула

Его Святейшество Папа Пий XI и президент Германского Рейха [Пауль фон Гинденбург], руководствуясь общим желанием укрепить и улучшить существующие дружеские отношения между Католической церковью и государством на всей территории Германского Рейха стабильным и удовлетворительным образом обе стороны решили заключить торжественное соглашение, которое дополнит конкордаты, уже заключенные с некоторыми конкретными германскими государствами (землями), и закрепит для других принципы единообразного подхода к затронутым вопросам.

Его Святейшество Папа Пий XI назначил своим полномочным представителем [дипломатом, наделенным всеми полномочиями представлять] Его Высокопреосвященство достопочтимого кардинала Эухенио Пачелли, государственного секретаря Его Святейшества; а президент германского рейха [Пауль фон Гинденбург] назначил полномочным представителем заместителя председателя Германского рейха господина Франца фон Папена; которые, обменявшись своей надлежащей формой, согласились со следующими статьями:

Дополнительный протокол {в скобках}

. Нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные на это, сформулировали следующие пояснения, которые составляют неотъемлемую часть самого конкордата.

  • Статья 1 Германский Рейх гарантирует свободу профессии и публичной практики Католическая религия. Он признает право католической церкви регулировать и управлять своими собственными делами независимо в рамках закона, применимого ко всем, и издавать - в рамках своей собственной компетенции - законы и постановления, обязательные для ее членов.

Расплывчатость статьи 2 позже приведет к противоречивым толкованиям.

  • Статья 2 Конкордаты, заключенные с Баварией (1924 г.), Пруссией (1929 г.) и Баденом (1932 г.), и признанные в них права и привилегии католической церкви остаются неизменными в рамках территории соответствующих Штатов (земель). Для остальных штатов полностью применяются положения настоящего конкордата. Эти положения также являются обязательными для указанных трех государств в той мере, в какой они относятся к вопросам, не урегулированным конкордатами, заключенными с этими штатами, или в той мере, в какой они завершают уже достигнутые договоренности.

утверждает конкордаты штатов, Länderkonkordate с Баварией (1924), Пруссией (1929) и Баденом (1932) остаются в силе.

  • Статья 3 В целях укреплять хорошие отношения между Святым Престолом и Германским Рейхом, апостольский нунций будет продолжать проживать, как и прежде, в столице Германского Рейха, а посол Германского Рейха будет проживать при Святом Престоле. (Что касается статьи 3. В соответствии с обменом между апостольской нунциатурой и министерством иностранных дел Рейха 11 и 12 марта соответственно, апостольский нунций Германского Рейха должен быть деканом дипломатического корпуса аккредитован в Берлине.)

Подтверждает, что Ватикан имеет папского нунция (дипломата) в Берлине, а правительство Германии имеет посла в Риме.

  • Статья 4 Святой Престол пользуется полной свободой в своих контактах и переписка с епископами, духовенством и всеми другими членами католической церкви в Германии. То же самое относится к епископам и другим епархиальным властям в их контактах с верующими по всем вопросам их пастырского служения. Инструкции, таинства, пастырские письма, официальные епархиальные ведомости и другие постановления, касающиеся духовного руководства верующих, изданные церковными властями в рамках их компетенции, могут беспрепятственно публиковаться и доводиться до сведения верующих обычным способом.

Статья 4 гарантирует Святому Престолу полную свободу общаться с немецким духовенством и немецким епископам общаться с мирянами «по всем вопросам их пастырского служения». Слова квалификации в этом пункте Позже нацисты будут истолковывать аус в самом узком смысле, чтобы ограничить церковное общение только поклонением и ритуалами.

  • Статья 5 Когда в 1933 году нацистский школьный суперинтендант Мюнстера издал указ о том, религиозное обучение должно сочетаться с обсуждением «деморализующей силы» «народа Израиля», епископ Клеменс Август Граф фон Гален из Мюнстера отказался, что такое вмешательство в учебную программу было нарушено конкордата и что он опасался, что дети будут сбиты с толку в отношении их «обязанности действовать с милосердием для всех людей» и исторической миссии народа Израиля. Часто Гален напрямую протестовал Гитлеру по поводу нарушения конкордата. Когда в 1936 году нацисты сняли распятия в школах, протест Галена привел к публичным демонстрациям. Церковные детские сады были закрыты, распятия были удалены из школ, а католические программы социального обеспечения были ограничены на том основании, что они помогали «расово непригодным». Родителей вынудили забрать своих детей из католических школ. В Баварии преподавательские должности, ранее закрепленные за сестрами, были предоставлены светским учителям, а религиозные школы были преобразованы в «общинные школы». Когда в 1937 году власти Верхней Баварии попытались заменить католические школы «общеобразовательными школами», кардинал Фаульхабер оказал ожесточенное сопротивление. К 1939 году все католические религиозные школы были распущены или преобразованы в общественные учреждения.

    Вторая мировая война

    С 1940 года гестапо начало интенсивное преследование монастырей, вторгаясь, обыскивая и захватывая их. Провинциал доминиканской провинции Тевтония Лаврентийер, духовный лидер немецкого сопротивления, имеющий влияние в Комитете по делам, касающимся орденов, который сформирован в ответ на нападения нацистов на католические монастыри и нацелился на чтобыудить епископов заступаться за Ордены и более решительно выступать против нацистского государства.

    С расширением войны на Востоке с 1941 года, также произошло расширение режима на церкви. Монастыри и монастыри подверглись нападению, и резко увеличилась экспроприация церковной собственности. Нацистские власти утверждали, что это имущество было необходимо для нужд военного времени, но на самом деле использовали их в своих целях. «Враждебность к государству» была другой частой причиной конфискации, и действие одного члена монастыря могло привести к захвату всего монастыря. Особой мишенью были иезуиты. Папский нунций Чезаре Орсениго и кардинал Бертрам постоянно жаловались властям, но им сказали ожидать новых реквизиций из-за нужд военного времени.

    Такие фигуры, как епископы Клеменс Август Граф фон Гален и Конрад фон Прейзинг пытался защитить немецких священников от ареста. В знаменитых проповедях 1941 против эвтаназии Гален осудил конфискацию церковной собственности. Он атаковал гестапо за то, что оно использовало церковную собственность для своих целей, в том числе для использования в качестве кинотеатров и публичных домов. Он протестовал против жестокого обращения с католиками в Германии: арестов и тюремного заключения без судебного разбирательства, подавления религиозных монастырей и изгнания монастырей.

    22 марта 1942 года немецкие епископы выпустили пастырское письмо о "Борьба с христианством и церковью". В письме началась защита прав человека и верховенства закона, и правительство Рейха обвинялось в «несправедливом притеснении и ненавистной борьбе против христианства и церкви». Несмотря на лояльность немецких католиков Отечеству, и храбрую службу католических солдат:

    В течение многих лет в нашем Отечестве бушевала война против христианства и церкви, и никогда не велась с такой ожесточенностью.

    В июле 1942 года Гитлер сказал, что считает конкордат устаревшим и намеревается его после войны, и лишь колебался с тем, чтобы вывести представителя Германии из Ватикана из «военной» службы ». причины, связанные с войной":

    Как только война закончится, мы быстро положим конец Конкордату. Мне доставит величайшее личное время указать все случаи, когда она нарушала ее условия. Достаточно вспомнить тесное сотрудничество Церкви и убийц Гейдриха. Католические священники не только разрешили им спрятаться в церкви на окраине Праги, но даже позволили им закрепиться в алтаре алтаря.

    Фактически, коммандос операции «Антропоид» были осаждены в Православный Собор Святых Кирилла и Мефодия.

    После Второй мировой войны

    Пий XII уделял первостепенное внимание сохранению конкордата с нацистской эпохи, хотя епископы были без энтузиазма по этому поводу, и союзники рассмотрели просьбу неуместно. После войны конкордат оставался в силе, и католическая церковь была восстановлена ​​в своем прежнем положении.

    Когда Нижняя Саксония приняла новый школьный закон, Святой Престол пожаловался, что он нарушил условия конкордата. Федеральное правительство обратилось в Федеральный конституционный суд (Bundesverfassungsgericht) за разъяснениями. В своем постановлении от 26 марта 1957 года суд постановил, что обстоятельства, связанные с заключением конкордата, не отменяют его.

    Заявив о своей неподсудности в вопросах международного публичного права и учитывая тот факт, что Конституция Германии предоставляет полномочия по школьным вопросам правительствам штатов, Конституционный суд постановил, что федеральное правительство не имело права вмешиваться. Таким образом, хотя федеральное правительство было обязано конкордатом, суд не мог обеспечить исполнение его заявления во всех областях, потому что у указанного суда нет юридических полномочий для этого.

    Критики также говорят, что конкордат подорвал разделение церкви и государства.. Веймарская конституция (некоторые из положений которой, а именно статьи 136–139 и 141 были повторно введены в действие в статье 140 действующей конституции Германии) не говорит о «отделении», а скорее исключает любое государство религии, защищая религиозную свободу, религиозные праздники и оставляя открытой возможность сотрудничества. Однако между статьей 18 конкордата и статьей 138 Веймарской конституции существует постоянный конфликт.

    Оценка

    Энтони Роудс считал, что стремление Гитлера к конкордату с Ватиканом обусловлено главным образом престижем и респектабельностью, которые он принес его режиму за границей, в то же время устраняя оппозицию Центра Партия. Родс считал, что если выживание католических образовательных и молодежных организаций считалось основной целью папской дипломатии в этот период, то подписание конкордата для предотвращения большего зла было оправданным. Многие депутаты Центристской партии были священниками, которые в прошлом не боялись повышать свой голос и почти наверняка проголосовали бы против принятия Гитлером диктаторских полномочий. Добровольный роспуск Центристской партии устранил это препятствие, и теперь Гитлер получил абсолютную власть и принес уважение государству: «В течение шести месяцев после своего рождения Третий Рейх получил полное одобрение высшей духовной силы на земле». Ян Кершоу считал роль Центристской партии в снятии Гитлером почти всех конституционных ограничений «особенно постыдной».

    Джон Корнуэлл считает кардинала Пачелли примером «попутчика» Нацисты, которые через конкордат были готовы принять щедрость Гитлера в образовательной сфере (больше школ, учителей и ученических мест), пока Церковь ушла из социальной и политической сферы, в то время как евреи были количество отчисленных из университетов и еврейских студентов сокращалось. Он утверждает, что голосование католической Центристской партии имело решающее значение в принятии Гитлером диктаторских полномочий и что последующий роспуск партии произошел по инициативе Пачелли. Майкл Фейер придерживается мнения, что конкордат заставил немецких епископов воздерживаться от разговоров. против всего, что не было строго связано с церковными делами, что привело к сдержанной реакции на нападения на евреев Моисея. Карло Фалькони назвал конкордат «пактом дьявола с Гитлером». Альберт Эйнштейн в частной беседе, касающейся конкордата, сказал: «С каких это пор можно заключать договор одновременно с Христом и сатаной?» Даниэль Гольдхаген вспомнил, как Гитлер сказал: «Чтобы достичь нашей цели, мы не должны ни перед чем останавливаться, даже если мы должны объединить силы с дьяволом», и именно это, по мнению Гольдхагена, сделал Гитлер, согласовав конкордат с Гордон Зан чувствовал, что, хотя подписание конкордата было неприятно для кардинала Пачелли, оно избавило церковь в Германии от еще более тяжелых испытаний и преследований.

    Примечания

    Ссылки

    • Лапид, Пинхас. Три папы и евреи, 1967, Hawthorn Books
    • Леви, Гюнтер. Католическая церковь и нацистская Германия, 1964, Weidenfeld Nicolson
    • Phayer, Michael. Католическая церковь и Холокост: 1930–1965, 2000, издательство Indiana University Press, ISBN 978-0-253-21471-3
    • Родс, Энтони. Ватикан в эпоху диктаторов, 1973, Hodder Stoughton, ISBN 978-0-340-02394-5
    • Кэрролл, Джеймс. Меч Константина, 2001, Mariner Books, ISBN 0-618-21908-0
    • Фалькони, Карло. «Папы в двадцатом веке», Weidenfeld Nicolson, 1967

    Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-03 12:03:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте