Часть серии о |
ислам |
---|
Верования |
Практики |
История |
Культура и общество |
похожие темы |
|
|
Макасид ( арабский : مقاصد, букв. Цели, задачи) или макасид аль-шарина (цели или задачи шариата ) - это исламская правовая доктрина. Вместе с другой родственной классической доктриной, maṣlaḥa (благосостояние или общественный интерес), она стала играть все более заметную роль в наше время. Понятие Макасид была впервые четко сформулирована аль-Газали, который утверждалчто (d 1111.) Маслаха был Бога общего назначения «S в раскрытии божественного закона, и что его конкретная цель состояласохранении пятипервой необходимости из человеческого благополучия: религия, жизнь, интеллект, происхождение и собственность. Хотя большинство юристов классической эпохи признавали маслаху и макасид важными правовыми принципами, они придерживались разных взглядов на роль, которую они должны играть в исламском праве. Некоторые юристы рассматривали их как вспомогательные доводы, ограниченные библейскими источниками ( Коран и хадисы ) и кияс (рассуждения по аналогии). Другие считали их независимым источником закона, общие принципы которого могут иметь приоритет над конкретными выводами, основанными на букве Священного Писания. Хотя последней точки зрения придерживалось меньшинство классических юристов, в наше время ее в различных формах отстаивали видные ученые, которые стремились адаптировать исламское право к изменяющимся социальным условиям, опираясь на интеллектуальное наследие традиционной юриспруденции. Эти ученые расширили перечень макасидов, включив в него такие цели шариата, как реформы и права женщин ( Рашид Рида ); справедливость и свобода ( Мохаммед аль-Газали ); и человеческое достоинство и права ( Юсуф аль-Карадави ).
Юрист Имам Абу Исхак аль-Шатиби (ум. 1388) также написал о Макасид аш-Шариа в своем труде « Аль-Мувафакат фи Усул аль-Шариа». Он определил макасид аш-шариат как «достижение добра, благополучия, преимущества, выгоды и предотвращение зла, травм, потерь существ». Согласно аль-Шатиби, юридические цели исламского права «являются выгодами, предусмотренными законом. Таким образом, тот, кто сохраняет юридическую форму, растрачивая ее сущность, не следует закону».
Однако только в наше время исламские ученые вновь проявили интерес к макасиду. Стипендия началась с работы тунисского ученого Мухаммада ат-Тахира ибн Ашура (ум. 1973 г. н.э.). С начала века ряд исламских ученых, в том числе Мохаммад Хашим Камали, профессор Имран Ахсан Хан Нязи, Ахмад Райсуни, Халим Ране, Джассер Ауда и Тарик Рамадан, отстаивали подход макасидов и внесли свой вклад в его развитие.
Шейх Мухаммад Абу Захра считал, что шариат - это «милосердие к человечеству» с тремя основными целями: «воспитание праведника», «установление справедливости» и «реализация благ».
10 июля 2014 года премьер-министр Малайзии Наджиб Разак выступил с речью, в которой призвал положить конец конфликту между шиитами и суннитами. Он заявил, что Малайзия может быть «примером для других мусульманских стран в том, что значит быть прогрессивной и развитой страной, основанной на пяти целях шариата - отстаивать веру, жизнь, интеллект, потомство и собственность». «Политика нашего правительства всегда основывалась на этих пяти принципах макасидского шариата... давайте будем примером мусульманской страны, которая является развитой и прогрессивной, основанной на макасидском шариате ».
Исламские ученые, работающие в области исламских финансов, пытались уточнить цель богатства ( плохой) или финансовой транзакции. Современный ученый (Лайдин) ставит перед собой пять целей: