Управление знаниями (KM) - это процесс создания, обмена, использования и управления знаниями и информацией организации. Это относится к мультидисциплинарному подходу к достижению целей организации путем наилучшего использования знаний.
Установленная дисциплина с 1991 года, KM включает курсы, преподаваемые в областях делового администрирования, информационные системы, менеджмент, библиотека и информационные науки. Другие области могут способствовать исследованиям УЗ, включая информацию и СМИ, информатику, общественное здравоохранение и государственную политику. Несколько университетов предлагают специальные степени магистра в области управления знаниями.
Многие крупные компании, государственные учреждения и некоммерческие организации имеют ресурсы, предназначенные для внутренних усилий по УЗ, часто как часть их бизнес-стратегии, IT или управление человеческими ресурсами отделов. Несколько консалтинговых компаний предоставляют этим организациям советы относительно УЗ.
Усилия по управлению знаниями обычно сосредоточены на таких организационных целях, как повышение производительности, конкурентное преимущество, инновации, совместное использование извлеченные уроки, интеграция и постоянное совершенствование организации. Эти усилия пересекаются с организационным обучением и могут отличаться от него большим вниманием к управлению знаниями как стратегическим активом и поощрению обмена знаниями. УЗ - это средство организационного обучения.
Усилия по управлению знаниями имеют долгую историю, включая обсуждения на рабочем месте, формальное ученичество, дискуссионные форумы, корпоративные библиотеки, программы профессионального обучения и наставничества. С увеличением использования компьютеров во второй половине 20 века, конкретные адаптации технологий, таких как базы знаний, экспертные системы, хранилища информации, группы системы поддержки принятия решений, интрасети и совместная работа с компьютерной поддержкой были введены для дальнейшего усиления этих усилий.
В 1999 г. был введен термин управление личными знаниями ; это относится к управлению знаниями на индивидуальном уровне.
На предприятии ранние сборники тематических исследований признали важность аспектов управления знаниями стратегии, процесса и измерения. Ключевые извлеченные уроки включают людей и культурные нормы, влияющие на их поведение, которые являются наиболее важными ресурсами для успешного создания, распространения и применения знаний; когнитивные, социальные и организационные процессы обучения имеют важное значение для успеха стратегии управления знаниями; и измерения, сравнительный анализ и стимулы необходимы для ускорения процесса обучения и стимулирования культурных изменений. Короче говоря, программы управления знаниями могут принести впечатляющую пользу отдельным лицам и организациям, если они будут целенаправленными, конкретными и ориентированными на действия.
КМ возникла как научная дисциплина в начале 1990-х годов. Первоначально он был поддержан отдельными практикующими специалистами, когда Скандия наняла Лейфа Эдвинссона из Швеции в качестве первого в мире директора по знаниям (CKO). Хьюберт Сент-Онж (ранее сотрудник CIBC, Канада) начал расследование КМ задолго до этого. Целью CKO является управление нематериальными активами своих организаций и их максимальное использование. Постепенно директора по маркетингу заинтересовались практическими и теоретическими аспектами УЗ, и возникло новое исследовательское направление. Идея УЗ была подхвачена академиками, такими как Икудзиро Нонака (Университет Хитоцубаши ), Хиротака Такеучи (Университет Хитоцубаши), Томас Х. Давенпорт (Babson College ) и Барух Лев (Нью-Йоркский университет ).
В 2001 году Томас А. Стюарт, бывший редактор журнала Fortune, а впоследствии редактор of Harvard Business Review, опубликовал статью, в которой подчеркивается важность интеллектуального капитала в организациях. Дисциплина УЗ постепенно приближается к академической зрелости. Во-первых, это тенденция к более тесному сотрудничеству между учеными; публикации с одним автором менее распространены. Во-вторых, изменилась роль практиков. Их вклад в академические исследования снизился с 30% общего вклада до 2002 г. до всего лишь 10% к 2009 г. В-третьих, количество журналов по управлению академическими знаниями неуклонно растет, в настоящее время охватывает 27 торговых точек.
Существует несколько дисциплин УЗ; подходы варьируются в зависимости от автора и школы. По мере развития дисциплины, академические дебаты по поводу теории и практики усилились, в том числе:
Независимо от школы мысли, основные компоненты УЗ примерно включают людей / культуру, процессы / структуру и технологии. Детали зависят от перспективы. Перспективы УЗ включают:
Практическая значимость академических исследований в области УЗ подвергается сомнению. исследование действий предполагает большую актуальность и необходимость воплощения результатов, представленных в академических журналах, в практику.
Различные структуры для существует различие между разными «типами» знаний. Одна предложенная структура для категоризации измерений знания различает неявное знание и явное знание. Неявное знание представляет собой внутреннее знание, о котором человек может не осознавать, например, для выполнения определенных задач. На противоположном конце спектра явное знание представляет собой знание, которое человек сознательно удерживает в ментальном фокусе, в форме, которая может быть легко передана другим.
Спираль знаний, описанная Нонака и Такеучи.Икудзиро Нонака. предложила модель (SECI, для социализации, экстернализации, комбинирования, интернализации), которая рассматривает спиралевидное взаимодействие между явным знанием и неявным знанием. В этой модели знание следует циклу, в котором неявное знание «извлекается», чтобы стать явным знанием, а явное знание «повторно интернализируется» в неявное знание.
Hayes and Walsham (2003) описывают знания и знания. менеджмент как две разные точки зрения. С точки зрения содержания предполагается, что знания легко хранить; потому что оно может быть кодифицировано, в то время как реляционная перспектива признает контекстуальные и реляционные аспекты знания, которые могут затруднить обмен знаниями вне конкретного контекста, в котором они разработаны.
Ранние исследования показали, что КМ необходимо преобразовать усвоенные неявное знание в явное знание, чтобы поделиться им, и то же усилие должно позволить людям усвоить и сделать персонально значимым любое кодифицированное знание, извлеченное из усилий УЗ.
Последующие исследования показали, что различие между неявным знанием и явным знанием представляет чрезмерное упрощение и что понятие явного знания противоречиво. В частности, чтобы знание было явным, оно должно быть преобразовано в информацию (т.е. символы вне нашей головы). Совсем недавно, вместе с Георгом фон Крогом и Свеном Фёльпелем, Нонака вернулся к своей более ранней работе в попытке продвинуть вперед дебаты о преобразовании знаний.
Секунда Предлагаемая структура для категоризации измерений знаний отличает встроенные знания системы за пределами человека (например, информационная система может иметь знания, встроенные в ее дизайн) от воплощенных знаний, представляющих усвоенную способность нервная и эндокринная системы человеческого тела.
Третья предлагаемая концепция различает исследовательское создание «новых знаний» (т. е. инноваций) и передачу или эксплуатацию «установленных знаний» внутри группы, организации или сообщества. Совместная среда, такая как сообщества практиков или использование инструментов социальных вычислений, может использоваться как для создания, так и для передачи знаний.
Доступ к знаниям можно получить на трех этапах : до, во время или после деятельности, связанной с УЗ. Организации испробовали поощрение, основанное на накоплении знаний, включая обязательную отправку контента и включение вознаграждений в планы измерения эффективности. Существуют серьезные разногласия по поводу того, работают ли такие стимулы, и консенсуса не возникло.
Одна из стратегий управления знаниями включает активное управление знаниями (стратегия продвижения). В таком случае люди стремятся явно закодировать свои знания в общем хранилище знаний, таком как база данных, а также извлекать необходимые им знания, предоставленные другими людьми (кодификация).
Другая стратегия вовлекает людей, которые запрашивают знания у экспертов, связанных с определенной темой, на разовой основе (стратегия вытягивания). В таком случае экспертные специалисты предоставляют информацию запрашивающему (персонализация).
Hansen et al. определили две стратегии. Кодификация сосредоточена на сборе и хранении кодифицированных знаний в электронных базах данных, чтобы сделать их доступными. Таким образом, кодификация может относиться как к неявному, так и к явному знанию. Напротив, персонализация побуждает людей делиться своими знаниями напрямую. Информационные технологии играют менее важную роль, поскольку они только облегчают общение и обмен знаниями.
К другим стратегиям и инструментам управления знаниями для компаний относятся:
Множественные мотивы приводят организации к использованию УЗ. Типичные соображения включают:
Технологии управления знаниями (KM) можно разделить на следующие категории:
Эти категории пересекаются. Рабочий процесс, например, является важным аспектом систем управления контентом или документами, большинство из которых имеют инструменты для разработки корпоративных порталов.
Проприетарные технологические продукты KM, такие как Lotus Notes определенные частные форматы для электронной почты, документов, форм и т. д. Интернет побудил большинство поставщиков принять Интернет-форматы. Открытые и бесплатные инструменты для создания блогов и вики теперь предоставляют возможности, которые раньше требовали дорогостоящих коммерческих инструментов.
KM стимулирует внедрение инструментов, которые позволяют организациям работать на семантическом уровне как часть Semantic Web. Некоторые комментаторы утверждали, что спустя много лет Семантическая паутина не получила широкого распространения, в то время как другие комментаторы утверждали, что это был успех.
Так же, как передача знаний и знания обмена, термин «барьеры знания» не является однозначно определенным термином и различается по своему значению в зависимости от автора. Барьеры в знаниях могут быть связаны с высокими затратами как для компаний, так и для частных лиц.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Управление знаниями |
На Викискладе есть материалы, связанные с Управление знаниями. |