Японский линкор Fusō

редактировать
Линкор

Заголовок пробной версии Fuso Left.jpg Fusō проходит испытания 10 мая 1933 года после капитального ремонта
История
Япония
Имя:Fusō (японский : 扶桑)
Тезка:Fusang, классическое название для Японии
Строитель:Военно-морской арсенал Куре
Заложен:11 марта 1912 г.
Спущен:28 марта 1914 г.
Введен в эксплуатацию:8 ноября 1915 г.
Пораженный:31 августа 1945 г.
Судьба:Затонул во время битвы при проливе Суригао, 25 октября 1944 г.
Общие характеристики (в исходном состоянии)
Класс и тип:Fusō-class линкор
Водоизмещение:
Длина:
  • 192,1 м (630 футов 3 дюйма) (pp )
  • 202,7 м (665 футов) (общая )
Ширина:28,7 м (94 фута 2 дюйма)
Осадка:8,7 м (28 футов 7 дюймов)
Установленная мощность:
Тяговая установка :4 × вала; 2 × паровая турбина устанавливает
Скорость:23 узлов (43 км / ч; 26 миль / ч)
Диапазон:8000 морских миль (15000 км; 9200 миль) на скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль / ч)
Дополнение:1198
Вооружение:
Броня:
Общие характеристики (1944 г.)
Водоизмещение:34,700 длинных тонн (35,300 т)
Длина:212,75 м (698 футов) (общая)
Ширина:33,1 м (108 футов 7 дюймов)
Осадка :9,7 м (31 фут 10 дюймов)
Установленная мощность:
  • 6 водотрубных котлов
  • 75000 л.с. (56000 кВт)
Движущая сила :4 × паровые турбины
Скорость:24,5 узла (45,4 км / ч; 28,2 мили в час)
Дальность:11 800 миль (21 900 км; 13,600 миль) на высоте 16 узлов тс (30 км / ч; 18 миль в час)
Дополнение:примерно 1900
Датчики и. системы обработки:
Вооружение:
Броня:Палуба: 51–152 мм (2–6 дюймов)
Самолеты:3 × гидросамолеты
Авиационные средства:1 × катапульты

Fusō (扶桑, классическое название для Японии) был головной корабль из двух линкоров дредноутов класса дредноутов, построенных для Императорского флота Японии. Спущенный на воду в 1914 году и введенный в эксплуатацию в 1915 году, он первоначально патрулировал у побережья Китая, не участвуя в Первой мировой войне. В 1923 году она оказывала помощь выжившим после Великого землетрясения Канто.

Фусо был модернизирован в 1930–1935 годах и снова в 1937–1941 годах, улучшив его броню и двигательную установку, а также перестроив надстройку в стиль мачты пагоды. Имея только 14-дюймовые (356-мм) орудия, в начале Второй мировой войны он превосходил другие японские линкоры, и большую часть войны играл вспомогательные роли.

Фусо был частью вице-адмирала Южных войск Сёдзи Нисимуры в битве при заливе Лейте. Он был потоплен рано утром 25 октября 1944 года торпедами и артиллерийским огнем во время битвы у пролива Суригао. В некоторых сообщениях утверждалось, что «Фусо» сломался пополам, и что обе половины оставались на плаву и горели в течение часа, но, по рассказам выживших, корабль затонул после 40 минут наводнения. Из нескольких десятков сбежавших членов экипажа только 10 выжили и вернулись в Японию.

Содержание
  • 1 Описание
    • 1.1 Силовая установка
    • 1.2 Вооружение
    • 1.3 Броня
    • 1.4 Самолет
    • 1.5 Управление огнем и датчики
  • 2 Строительство и обслуживание
    • 2.1 Мировая война II
      • 2.1.1 Битва у пролива Суригао
  • 3 Обломки корабля
  • 4 Примечания
  • 5 Сноски
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Описание
Фусо на ходовых испытаниях, 24 августа 1915 г.

Корабль имел длину 192,1 метра (630 футов 3 дюйма) между перпендикулярами и 202,7 метра (665 футов) общая. У нее была ширина 28,7 метра (94 фута 2 дюйма) и осадка 8,7 метра (29 футов). Fusō вытеснил 29,326 длинных тонн (29,797 т ) при стандартной нагрузке и 35,900 длинных тонн (36,500 т) при полной нагрузке. Ее экипаж состоял из 1198 офицеров и рядовых в 1915 году и 1396 человек в 1935 году. Во время Второй мировой войны экипаж, вероятно, насчитывал около 1800–1900 человек.

Во время первой модернизации корабля в 1930–1933 годах его носовая надстройка была увеличена за счет добавления нескольких платформ к фок-мачте треноги. Ее задняя надстройка была перестроена, чтобы в ней можно было разместить 127-миллиметровые (5 дюймов) зенитные (AA) орудия и дополнительные средства управления огнем. Фусо также получил выпуклости торпед, чтобы улучшить ее подводную защиту и компенсировать вес дополнительной брони и оборудования. Во время второго этапа ее первой реконструкции в 1934–1935 годах выпуклость торпеды Fus была увеличена, а ее корма была удлинена на 7,62 метра (25,0 футов). Эти изменения увеличили его общую длину до 212,75 м (698,0 футов), ширину до 33,1 м (108 футов 7 дюймов) и осадку до 9,69 метра (31 фут 9 дюймов). Его водоизмещение увеличилось почти на 4000 длинных тонн (4100 т) до 39 154 длинных тонны (39 782 т) при глубокой загрузке.

Движущая сила

Корабль имел два комплекта Brown-Curtis прямого привода паровых турбин, каждая из которых приводила в действие два гребных вала. Турбины были спроектированы для выработки в общей сложности 40 000 лошадиных сил на валу (30 000 кВт ) с использованием пара, производимого 24 водотрубными котлами типа Miyahara , каждый из который потреблял смесь угля и нефти. Вместимость Fus составляла 4000 длинных тонн (4100 т) угля и 1000 длинных тонн (1000 т) мазута, что давало ей дальность действия 8000 морских миль (15000 км ; 9 200 миль) на скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль / ч). Корабль превысил проектную скорость 22,5 узла (41,7 км / ч; 25,9 миль / ч) во время ходовых испытаний, достигнув 23 узлов (43 км / ч; 26 миль / ч) на скорости 46 500 л.с. (34 700 кВт).

Во время ее первой модернизации котлы Miyahara были заменены шестью новыми котлами Kampon, работающими на жидком топливе, установленными в бывшей кормовой котельной, а передняя воронка была удалена. Турбины Брауна-Кертиса были заменены четырьмя редукторными турбинами Kanpon с проектной мощностью 75 000 л.с. (56 000 кВт). Во время своих испытаний в 1933 году Fusō достиг максимальной скорости 24,7 узла (45,7 км / ч; 28,4 миль / ч) от 76889 л.с. (57 336 кВт). Запас топлива на корабле был увеличен до 5100 длинных тонн (5200 т) мазута, что дало ему дальность полета 11 800 морских миль (21 900 км; 13 600 миль) при скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час).

Вооружение

Двенадцать 45- калибров 14-дюймовых орудий Fusō были установлены в шести двухорудийных башнях, пронумерованных от одного до шести спереди назад, каждый с диапазоном возвышения от –5 до +30 градусов. Башни были расположены в необычном стиле 2-1-1-2 с супрострельба парами турелей в носовой и кормовой частях; средние турели не вели сверхстреле, и между ними была воронка. Главные орудия и их башни были модернизированы при реконструкции корабля 1930 года; Угол возвышения орудий увеличен до +43 градуса, увеличена их максимальная дальность с 27 800 до 35 450 ярдов (с 25 420 до 32 420 м). Первоначально пушка могла вести огонь со скоростью 1,5 выстрела в минуту, и это также было улучшено во время ее первой модернизации. При модернизации ориентация башни № 3 была изменена на противоположную; теперь он был обращен вперед.

Первоначально Fus был оснащен шестнадцати шестидюймовыми орудиями 41st Year Type 50 калибра , установленными в казематах на верхнем борта корпуса. Орудие имело максимальную дальность 22 970 ярдов (21 000 м) и стреляло со скоростью до шести выстрелов в минуту. В 1918 году она была оснащена пятью зенитными орудиями 40-го калибра трехдюймовым (76-мм). Пушки под большим углом находились в одинарных установках по обеим сторонам передней надстройки и по обеим сторонам второй воронки. а также с левой стороны кормовой надстройки. Эти орудия имели максимальную высоту +75 градусов и могли стрелять снарядом весом 5,99 кг (13,2 фунта) со скоростью от 13 до 20 выстрелов в минуту на максимальную высоту 7200 метров (23 600 футов). Корабль также был оснащен шестью подводными торпедными аппаратами диаметром 533 мм (21,0 дюйма) , по три на каждом бортовом борту.

. На первом этапе модернизации Fus в начале 1930-х годов все пять трехкамерных аппаратов. дюймовые орудия были сняты и заменены восемью 40-калибровыми 127-миллиметровыми орудиями двойного назначения, установленными с обеих сторон носовой и кормовой надстроек в четырех спаренных артиллерийских установках. При стрельбе по надводным целям дальность стрельбы была 14 700 метров (16 100 ярдов); у них был максимальный потолок 9 440 метров (30 970 футов) при максимальной высоте +90 градусов. Их максимальная скорострельность составляла 14 выстрелов в минуту, но их постоянная скорострельность составляла около восьми выстрелов в минуту. В это время на корабле также были установлены четыре четырехместные установки для лицензионных пулеметов Тип 93 13,2 мм, две на мачте пагоды и по одной с каждой стороны воронки.. Максимальная дальность стрельбы этих орудий составляла 6500 метров (7100 ярдов), но эффективная дальность поражения самолетов составляла всего 1000 метров (1100 ярдов). Циклическая скорострельность регулировалась от 425 до 475 выстрелов в минуту, но необходимость замены 30-патронных магазинов снизила эффективную скорострельность до 250 выстрелов в минуту.

Улучшения, сделанные во время первого Реконструкция увеличила осадку Fus на 1 метр (3 фута 3 дюйма), пропитав два передних шестидюймовых орудия, поэтому они были удалены во время первой фазы второй модернизации корабля в 1937 и 1938 годах. На этом же этапе Type 93 13.2 -миллиметровые (0,52 дюйма) пулеметы были заменены на восемь 25-мм легких зенитных орудий Тип 96 в спаренных артиллерийских установках. Четыре из этих опор были установлены на передней надстройке, по одной с каждой стороны воронки и две на задней надстройке. Это была стандартная японская легкая зенитная пушка во время Второй мировой войны, но она страдала серьезными конструктивными недостатками, которые делали ее в значительной степени неэффективным оружием. По словам историка Марка Стилла, двойная и тройная установки «не обладали достаточной скоростью в поезде или на возвышении; прицелы не могли справиться с быстрыми целями; ружье демонстрировало чрезмерную вибрацию; магазин был слишком мал, и, наконец, ружье давало слишком много дульный взрыв ". Конфигурация зенитных орудий существенно различалась; в июле 1943 года было добавлено 17 одноместных и две сдвоенных артиллерийских орудий, всего 37. В июле 1944 года корабль был оснащен дополнительными зенитными орудиями: 23 одиночными, шестью сдвоенными и восемь трехместных артиллерийских орудий, всего в нем 95 единиц. окончательная конфигурация. Эти 25-миллиметровые (0,98 дюйма) орудия имели эффективную дальность стрельбы 1500–3000 метров (1600–3 300 ярдов) и эффективный потолок 5 500 метров (18 000 футов) на высоте +85 градусов. Максимальная эффективная скорострельность составляла всего от 110 до 120 выстрелов в минуту из-за частой необходимости менять магазины на пятнадцать патронов.

Броня

ватерлиния корабля броневой пояс имел толщину от 305 до 229 миллиметров (от 12 до 9 дюймов); под ним была обшивка толщиной 102 мм (4 дюйма). Броня палубы имела толщину от 32 до 51 мм (от 1,3 до 2,0 дюйма). Башни были защищены толщиной брони 279,4 мм (11,0 дюйма) на лице, 228,6 мм (9,0 дюйма) по бокам и 114,5 мм (4,51 дюйма) на крыше. барбеты башен были защищены броней толщиной 305 мм, а казематы 152-мм орудий - 152-мм бронелистами. Борта боевой рубки имели толщину 351 миллиметр (13,8 дюйма). Судно имело 737 водонепроницаемых отсеков (574 под бронепалубой, 163 вверху) для сохранения плавучести в случае боевых повреждений.

Во время ее первой реконструкции броня Фусо была существенно модернизирована. Броня палубы была увеличена до максимальной толщины 114 мм (4,5 дюйма). Продольная переборка из высокопрочной стали длиной 76 мм (3,0 дюйма) была добавлена ​​для улучшения защиты под водой.

Самолет

Fus на короткое время был оснащен самолетом отлетная платформа на башне № 2 в 1924 году. На первом этапе ее первой модернизации на крыше башни № 3 была установлена ​​катапульта , и корабль был оборудован для работы три гидросамолета, хотя никакого ангара предоставлено не было. Первоначальные бипланы Nakajima E4N 2 были заменены на бипланы Nakajima E8N 2 в 1938 году. Способность Fus управлять своим самолетом была значительно улучшена во время второго этапа ее второй модернизации в 1940–41 годах, когда подъемно-транспортное оборудование перенесено на корму и установлена ​​новая катапульта. Mitsubishi F1M бипланы заменили E8N с 1942 года.

Управление огнем и датчики

По завершении строительства в 1915 году у Fusō было два 3,5-метровых (11 футов 6 дюймов) и два 1,5-метровых (4 фута 11 дюймов) дальномеров в ее носовой надстройке, 4,5-метровый (14 футов 9 дюймов) дальномер на крыше башни № 2 и 4,5-метровые дальномеры в башне 3, 4, 5. В конце 1917 г. на платформе фок-мачты был установлен начальник управления огнем. В 1923 году 4,5-метровые дальномеры были заменены 8-метровыми (26 футов 3 дюйма) приборами. Во время первой модернизации корабля были добавлены четыре директора для 12,7-мм зенитных орудий, по одному с каждой стороны носовой и кормовой надстроек. а на вершине мачты пагоды был установлен восьмиметровый дальномер. В 1938 году он был заменен 10-метровым дальномером. В то же время два 3,5-метровых дальномера на передней надстройке были заменены директорами для 25-мм зенитных орудий. На платформах с каждой стороны воронки были установлены дополнительные 25-миллиметровые директора.

Находясь в сухом доке в июле 1943 года, Тип 21 поиск воздуха радар Был установлен 10-метровый дальномер на крыше мачты пагоды. В августе 1944 года на мачте пагоды были установлены две радиолокационные станции поиска поверхности Type 22, а на воронке - две радиолокационные станции дальнего обнаружения Type 13 . Фусо был единственным японским линкором, который установил радар на своей воронке.

Запуск Фусо, 28 марта 1914 г.

Учитывая классическое название Японии, Фусо был заложена на военно-морском арсенале Куре 11 марта 1912 г. и спущена на воду 28 марта 1914 г. Она была введена в строй 8 ноября 1915 г. и назначен на 1-ю дивизию 1-го флота 13 декабря под командованием капитана Козо Сато. Во время Первой мировой войны корабль не участвовал ни в каких боевых действиях, поскольку к моменту завершения строительства в Азии уже не было сил Центральных держав ; в то время она патрулировала у берегов Китая. Корабль служил флагманом 1-й дивизии в 1917 и 1918 годах. В период нахождения корабля в резерве в 1918 году было установлено пять 76,2-мм зенитных орудий. Она помогала выжившим после Великого землетрясения Канто между 9 и 22 сентября 1923 года. Капитан Мицумаса Йонай принял командование 1 июля 1924 года и был освобожден 1 ноября капитаном Санкичи Такахаши. В 1920-х годах Фусо проводил тренировки у берегов Китая и часто был помещен в резерв.

Фусо на якоре в Йокогаме, 3 февраля 1928 года

Первая фаза первой модернизации корабля началась в 12 апреля 1930 г. в военно-морском арсенале Йокосука ; заменена техника, усилена броня, установлены отбойники торпед. «Фусо» прибыла 26 сентября 1932 года в Военно-морской арсенал Куре, где ее вооружение было модернизировано и сняты торпедные аппараты. Ходовые испытания начались 12 мая 1933 года, а второй этап модернизации начался менее чем через год. Корма корабля была удлинена, и работы были завершены в марте 1935 года. Капитан Джиничи Кусака был назначен командиром с ноября 1935 года по декабрь 1936 года. После периодического использования для тренировок в течение следующих двух лет, Фусо был назначен учебным кораблем. в 1936 и 1937 годах.

«Фусо» начала первую фазу своей второй модернизации 26 февраля 1937 года, а капитан Хироаки Абе принял командование 1 декабря. Он был заменен капитаном 1 апреля 1938 года, на следующий день после завершения этой фазы ее модернизации. 15 ноября корабль снова был передан в состав 1-й дивизии 1-го флота. В начале 1939 года он недолго работал в водах Китая, прежде чем 12 декабря 1940 года начался второй этап его второй модернизации. Она была завершена 10 апреля 1941 года, и Fusō был передан во 2-ю дивизию 1-го флота. Капитан принял командование 15 сентября, когда дивизия состояла из двух линкоров класса Fusō и двух линкоров Ise-класса .

Вторая мировая война

Fus (в центре) с Ямасиро (на переднем плане) и Харуна (дальше), Токийский залив, 1930-е годы

10 апреля 1941 года Фусо был назначен во 2-ю дивизию 1-го флота.. Когда 8 декабря началась война за Японию, дивизия, усиленная линкорами Нагато и Муцу и легким авианосцем Хошо, вышла в поход от Хаширадзима до островов Бонин в качестве удаленной поддержки 1-го воздушного флота, атакующего Перл-Харбор, и вернулся через шесть дней. 21 февраля 1942 года корабль вернулся на верфь в Куре, чтобы заменить стволы орудий, отправившись 25 февраля. Вместе с остальной частью 2-й дивизии линкоров она преследовала, но не догнала американские авианосные силы, которые 18 апреля 1942 г. начали рейд Дулиттла.

Фусо и остальная часть 2-го подразделения. Дивизия линкоров отправилась в плавание 28 мая 1942 года с Алеутской группой поддержки в то время, когда большая часть Имперского флота начала атаку на остров Мидуэй (операция MI ). Под командованием вице-адмирала Широ Такасу дивизия состояла из четырех старейших линкоров Японии, включая Fus, в сопровождении двух легких крейсеров, 12 эсминцев и двух нефтяники. Официальные записи не показывают, что это подразделение является частью более крупной операции Midway, известной как Operation AL ; они должны были сопровождать флот под командованием адмирала Исороку Ямамото, но должны были только оказывать поддержку Алеутской оперативной группе в случае необходимости.

Чертеж Фусо, как он появился в 1944 году

14 июня, Фусо вернулся в Йокосуку и вернулся в Хаширадзиму 24 июня. Стремясь заменить авианосцы, потерянные в битве за Мидуэй, военно-морской флот планировал преобразовать два корабля класса «Фусо» в гибридные линкоры-носители, но вместо них были выбраны два линкора класса «Исэ». Корабль был передан в состав Японской императорской военно-морской академии в Этадзима, Хиросима, для использования в качестве учебного корабля с 15 ноября 1942 года по 15 января 1943 года. Капитан Кейдзо Комура принял командование 5 декабря и сменил капитан 1 июня следующего года. Семь дней спустя Фусо спас 353 выживших из Муцу, когда тот корабль взорвался в Хаширадзиме.

С 18 по 24 июля 1943 года корабль находился в сухом доке Куре для установки радара и дополнительных 25-мм зенитных орудий. Фусо отплыл из Внутреннего моря 18 августа на военно-морскую базу Трук с припасами и прибыл через пять дней. Японцы перехватили американские радиопередачи, которые предполагали атаку на остров Уэйк, и 17 октября Фусо и основная часть 1-го флота отплыли в Эниветок, чтобы быть в состоянии перехватить любая такая атака. Флот прибыл 19-го числа, отбыл через четыре дня и вернулся в Трук 26 октября.

1 февраля 1944 года Фусо покинул Трук с Нагато, чтобы избежать налета американской авиации, и прибыл на Палау 4-го числа. Февраль. Они уехали 16 февраля, спасаясь от очередного налета. Корабли прибыли 21 февраля на остров Лингга, где Фусо использовался в качестве учебного корабля. Через неделю капитан освободил Цуруоку. Корабль был переоборудован в Сингапуре с 13 по 27 апреля и возвращен в Линггу. Она была переведена в Тави-Тави 11 мая и обеспечивала прикрытие для конвоя, который не укрепил остров Биак в конце месяца. Фусо был переведен на остров Таракан у берега Борнео для дозаправки в начале июля, после чего вернулся в Японию и избежал атаки подводной лодки Помфрет. В начале августа в Куре он был переоборудован дополнительными радарами и легкими зенитными орудиями. Фусо и ее родственный корабль были переведены во 2-ю дивизию линкоров 2-го флота 10 сентября, а Фусо стал флагманом дивизии под командованием вице-адмирала Сёдзи Нисимура 23. Сентябрь. 23 сентября они отправились из Куре в Линггу, избежав атаки подводной лодки Plaice на следующий день, и прибыли 4 октября, где Нисимура передал свой флаг Ямасиро. Затем корабли переброшены в Бруней для дозаправки в рамках подготовки к операции Sh-G, попытке уничтожить американский флот, проводящий вторжение в Лейте.

Битва при проливе Суригао

Битва при проливе Суригао

Командовал контр-адмирал Масами Бан, Фусо покинул Бруней в 15:30 22 октября 1944 года в составе южных сил Нисимуры, направляясь на восток в море Сулу, а затем на северо-восток в Море Минданао. Намереваясь присоединиться к войскам вице-адмирала Такео Куриты в заливе Лейте, войска прошли к западу от острова Минданао в пролив Суригао, где встретили большие силы броненосцев и крейсеров, подстерегающих. Битва при проливе Суригао стала самым южным сражением в битве при заливе Лейте.

В 09:08 24 октября Фусо, Ямасиро и тяжелый крейсер Могами заметил группу из 27 самолетов, в том числе бомбардировщики-торпедоносцы Grumman TBF Avenger и Curtiss SB2C Helldiver пикирующие бомбардировщики в сопровождении Grumman F6F Hellcat истребителей с авианосца Enterprise. Бомба одного из них уничтожила катапульту и оба гидросамолета. Еще одна бомба попала в корабль около башни № 2 и пробила палубу, убив всех во вторичной батарее № 1; корабль начал крен на 2 градуса правого борта. Рано утром следующего дня Фусо открыл огонь около 01:05 после того, как объект был замечен у левого борта; это оказался Могами; Огонь Фусо убил трех матросов в лазарете этого корабля.

. Одна или две торпеды, возможно выпущенные эсминцем Мелвином, попали в Фусо на миделе по правому борту в 03: 09 25-го; она развернулась на правый борт, снизила скорость и вылетела из строя. Некоторые японские и американские очевидцы позже утверждали, что «Фусо» сломался пополам, и что обе половины оставались на плаву и горели в течение часа, но они специально упомянули только размер пожара на воде, а не какие-либо детали корабля. Историк Джон Толанд согласился в 1970 году, что Фусо раскололся надвое, но, согласно историку Энтони Талли в 2009 году:

Фусо и Могами подверглись воздушной атаке во время битвы при проливе Суригао

[Рассказы выживших ] и отчет USS Hutchins описывают затопление и событие, противоречащее общепринятым рекордам - ​​то, что кажется далеким от зрелища неизменно предполагаемого взрыва огромного журнала и расцвета света в 0338, предположительно взорвавшего линкор пополам!... Фусо был торпедирован и в результате постепенного затопления перевернулся и перевернулся в течение сорока минут.

Фусо затонул между 03:38 и 03:50, выпустив большое количество масла, которое воспламенилось на поверхности, когда она двигалась. вниз; только несколько десятков человек пережили быстрое затопление и последующий нефтяной пожар. Есть данные, что некоторые из них были спасены эсминцем Asagumo, который сам вскоре был потоплен; также возможно, что некоторые, кто избежал затопления, достигли Лейте только для того, чтобы быть убитыми филиппинцами, как известно, случилось с выжившими с других японских военных кораблей, затонувших в битве при проливе Суригао. Известно, что десять членов экипажа выжили, и все они вернулись в Японию. Общее количество погибших оценивается в 1620 моряков. Fus 1945 был исключен из военно-морского списка 31 августа 1945 года.

Wreck

RV Petrel обнаружил обломки Fus в конце 2017 года. Корабль лежит вверх дном на высоте 607 футов. (185 м) от воды и в основном цельный, с поломанной носовой частью, отклоненной от основного корпуса. Было обнаружено, что мачта пагоды оторвалась, когда корабль затонул, и впоследствии лежала на некотором расстоянии от корпуса.

Примечания
Сноски
Ссылки
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Военно-морское оружие Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4.
  • Chesneau, Roger, ed. (1980). Боевые корабли всего мира Конвея 1922–1946. Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7.
  • Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5.
  • Хакетт, Боб (2003). «IJN FUSO: Табличная запись движения». Combinedfleet.com. Проверено 16 февраля 2013 г.
  • Jentschura, Hansgeorg; Юнг, Дитер; Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг. Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-X.
  • Паршалл, Джонатан; Талли, Энтони (2007). Расколотый меч: невыразимая история битвы за Мидуэй. Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги. ISBN 978-1-57488-924-6.
  • Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918. Нью-Йорк: Книги Галахад. ISBN 0-88365-300-1.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: военно-морская история Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США. ISBN 1-59114-119-2.
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник мировых капитальных кораблей. Нью-Йорк: Книги Гиппокрены. ISBN 0-88254-979-0.
  • Скульски, Януш (1998). Линкор «Фусо». Анатомия корабля. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-665-5.
  • Стилл, Марк (2008). Линкоры Императорского флота Японии 1941–45. Новый авангард. 146 . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84603-280-6.
  • Толанд, Джон (1970). Восходящее солнце. Нью-Йорк: Random House. OCLC 944111.
  • Талли, Энтони П. (2009). Битва при проливе Суригао. Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета. ISBN 978-0-253-35242-2.
Внешние ссылки
  • icon Портал линкоров
На Викискладе есть материалы, связанные с Fusō (корабль, 1915 г.).
Последняя правка сделана 2021-05-24 03:14:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте