1-й воздушный флот (IJNAS) | |
---|---|
第一 航空 艦隊 (Daiichi Kōkū Kantai) | |
Флаг восходящего солнца | |
Действует | 10 апреля 1941 г. - 14 июля 1942 г.. 1 июня 1943 г. - 15 июня 1945 г. |
Страна | Японская империя |
Приверженность | Император Японии |
Ветвь | Императорский флот Японии |
Тип | Военно-морской воздушный флот ('Кантай' ) |
Боевые действия | Перл-Харбор. Остров Уэйк. Рабаул. Дарвин. Индийский океан. Коралловое море. Мидуэй. Восточные Соломоновы острова. Санта-Крус. Филиппинское море. Залив Лейте |
Командиры | |
Известные. командиры | Минору Генда |
Знак отличия | |
Рундель |
1-й Воздушный флот (第一 航空 艦隊, Дайичи Коку Кантай), также известный как Кидо Бутаи («Мобильные силы»), назывался объединенным авианосная боевая группа, состоящая из большей части авианосцев и авиагрупп из Императорского флота Японии (IJN), в течение первых восьми месяцев Тихоокеанской войны.
Во время самой известной операции, атаки на Перл-Харбор в декабре 1941 года, 1-й воздушный флот был крупнейшим в мире флотом авианосцев.
Во втором поколении 1-й воздушный флот был наземным флотом «кичи кокутай» (базовая авиационная часть).
В 1912 году британский Королевский военно-морской флот основал свой собственный летающий филиал, Royal Naval Air Service (РНАС). IJN был создан по образцу Королевского военно-морского флота, и Адмиралтейство IJN стремилось создать свою собственную военно-морскую воздушную службу. IJN также наблюдал за техническими разработками в других странах и видел военный потенциал самолета. В 1913 году авианосец IJN «Вакамия» был преобразован в тендер на производство гидросамолетов, и были закуплены самолеты. 1-й и 2-й воздушный флот должны были стать основной атакующей силой IJNAS.
Опыт японских авианосцев у берегов Китая помог дальнейшему развитию авианосной доктрины IJN. Один из уроков, извлеченных в Китае, заключался в важности концентрации и массы при проецировании мощи военно-морской авиации на берегу. Поэтому в апреле 1941 года IJN сформировал 1-й воздушный флот, чтобы объединить все авианосцы своего флота под одним командованием. IJN сконцентрировал свою доктрину на воздушных ударах, которые объединяли авиагруппы внутри авианосных дивизий, а не отдельные авианосцы. Когда вместе действовало более одной авианосной дивизии, авиагруппы дивизий объединялись друг с другом. Эта доктрина объединенных, массированных авианосных группировок была самой передовой из всех военно-морских сил мира. IJN, однако, по-прежнему беспокоился о том, что концентрация всех его авианосцев вместе сделает их уязвимыми для одновременного уничтожения массированным воздушным или наземным ударом противника. Таким образом, IJN разработало компромиссное решение, в котором авианосцы будут работать в тесном контакте внутри своих авианосных дивизий, но сами дивизии будут действовать в рыхлых прямоугольных строениях, примерно на 7000 метров (7700 ярдов) между авианосцами.
Хотя концентрация такого количества авианосцев в одном подразделении была новой революционной стратегической стратегией наступления, Первый воздушный флот страдал от нескольких недостатков в обороне, из-за которых, по словам Марка Питти, a «'стеклянная челюсть ': он мог нанести удар, но не мог его принять». Японские авианосные зенитные орудия и связанные с ними системы управления огнем имели ряд недостатков конструкции и конфигурации, которые ограничивали их эффективность. Флот IJN боевого воздушного патруля (CAP) состоял из слишком небольшого количества истребителей, и ему мешала неадекватная система раннего предупреждения, в том числе отсутствие радара. Плохая радиосвязь с истребителями препятствовала эффективному управлению и контролю над САП. Военные корабли сопровождения авианосцев были развернуты в качестве визуальных разведчиков в кольце на большом расстоянии, а не в непосредственной близости от зенитного сопровождения, поскольку им не хватало подготовки, доктрины и достаточного количества зенитных орудий. Эти недостатки в конечном итоге обречены на гибель Кага и других перевозчиков Первого воздушного флота.
Первый воздушный флот (Дай-ичи Коку Кантай) был основной компонент Объединенного флота (Рэнго Кантай). Когда он был создан 10 апреля 1941 года, в нем было три коку сэнтаи (воздушные флотилии; в случае авианосцев - авианосные дивизии): на тот день Первый Коку Сэнтай состоял из Акаги и Кага И их авиационные подразделения. Позже той же весной был добавлен ряд эсминцев. 10 апреля 1941 года Второй Коку Сэнтай состоял из Сёрю, Хирю и 23-го Кучикутая (отряд разрушителей). Четвертый Коку Сэнтай состоял исключительно из легкого авианосца Рюдзё и его авиационного подразделения, пока в августе не было добавлено два эсминца. (Вначале Первый Воздушный флот не включал в себя Третий Коку Сэнтай, и он не включал его 7 декабря 1941 года. Третий Коку Сэнтай (3-я авианосная дивизия, см. Таблицу ниже) был прикреплен к Первому флоту, в отличие от Первого воздушного флота. 1 апреля 1942 года Третий Коку Сэнтай был распущен. [1] ) См. Таблицу под названием «Переход» ниже.
При формировании 10 апреля 1941 года Первый воздушный флот представлял собой военно-морскую боевую группу с самой мощной концентрацией палубной авиации в мире в то время. Военный историк Гордон Прейндж назвал его «революционным и потенциально грозным инструментом морской мощи».
Пятая Kōkū Sentai (5-я авианосная дивизия) была создана 1 сентября 1941 года и была добавлена в First Air Флот [2]. Когда новый авианосец Zuikaku был добавлен к Пятому Kkū Sentai, Первый воздушный флот состоял из Акаги, Кага, Сурю, Хирю, Рюдзё, Касуга Мару (переименован в Тайю примерно 31 августа 1942 г.), Сёкаку и Дзуйкаку [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9pting [10] вместе со своими авиационными частями и несколькими эсминцами. [11] 25 сентября 1941 г. Касуга Мару был был переведен из Пятого Коку Сентаи в Четвертый Коку Сэнтай. [12] (Касуга Мару использовался для переправки самолетов на отдаленные японские базы и не должен считаться авианосцем на передовой. Статус любого авиационного подразделения, которое [13] ) Легкий авианосец Сёхо был добавлен в Четвертый Коку Сэнтай 22 декабря 1941 года. [14] Она была уничтожена 7 мая 1942 года в битве. Кораллового моря. [15] Акаги, Кага, Сёрю и Хирю были потеряны в битве за Мидуэй.
Каждый сэнтай из Первого Воздушного Флота, как правило, состоял из пары авианосцев, и каждый из них включал соответствующие hikōkitai / hikōtai (самолеты / авиационные подразделения) каждого авианосца. Каждый сэнтай Первого Воздушного Флота был тактическим подразделением, которое можно было развернуть отдельно или в сочетании с другими Коку Сэнтаем Первого Воздушного Флота, в зависимости от задачи. Например, в операциях против Новой Британии и Новой Гвинеи в январе 1942 года участвовали Первый Коку Сэнтай и Пятый Коку Сэнтай.
Количество (от примерно двух дюжин до примерно 80 самолетов) и тип самолетов варьировались в зависимости от по грузоподъемности авианосца. Большой авианосец имел три типа самолетов; истребители, уровень / торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики. Меньшие авианосцы, как правило, имели только два типа самолетов: истребители и бомбардировщики-торпедоносцы.
В начале Тихоокеанской войны Первый воздушный флот включал шесть авианосцев : Акаги, Кага, Сурю, Хирю, Сёкаку и Дзуйкаку, а также два легких авианосца : Рюдзё и Касуга Мару (позже переименованная в Тайё), как показано в таблице ниже.
14 июля 1942 года Первый воздушный флот был преобразован в Третий флот (第三 艦隊) и Восьмой флот (第八 艦隊), а 2-я авианосная дивизия (первое поколение) и 5-я авианосная дивизия были расформированы. В тот же день передовые авианосцы ВМС Японии и их авиационные части перешли под командование 3-го флота, который был создан в его шестом поколении на тот день.
Кидо Бутаи (機動 部隊, «Мобильное соединение / Сила») было тактическим обозначением Объединенного флота для его объединенных боевых групп авианосцев.. Название использовалось как термин для удобства; это не было официальное название организации. Он состоял из шести крупнейших авианосцев Японии, несущих 1-й воздушный флот. Эта мобильная оперативная группа была создана для выполнения атаки на Перл-Харбор под командованием вице-адмирала Чуичи Нагумо в 1941 году. Для атаки на Перл-Харбор «Кидо Бутай» состоял из шести авианосцев ( под командованием Чуичи Нагумо, Тамона Ямагути и Чуичи Хара ) с 414 самолетами, двумя линкорами, тремя крейсерами, девятью эсминцами, восемью танкерами, 23 подводными лодками и четырьмя сверхмалыми подводными лодками. Однако эти корабли сопровождения были заимствованы у других флотов и эскадрилий. Он считался самым мощным военно-морским флотом, пока четыре из шести авианосцев подразделения не были уничтожены в катастрофической битве за Мидуэй.
Дата | Нижние подразделения | Самые низкие подразделения и корабли |
---|---|---|
10 апреля 1941 г. (оригинал) | 1-я авианосная дивизия | Акаги, Кага |
дивизия эсминцев 7: Акебоно, Ушио | ||
2-я авианосная дивизия | Сурю, Хирю | |
Дивизия эсминцев 23: Кикузуки, Узуки | ||
4-я авианосная дивизия | Рюдзё | |
10 декабря 1941 года | 1-я авианосная дивизия | Акаги, Кага |
Дивизия эсминцев 7: Акебоно, Ушио | ||
2-я авианосная дивизия | Сурю, Хирю | |
Дивизия эсминцев 23: Кикузуки, Узуки | ||
4-я авианосная дивизия | Рюдзё, Тайю | |
дивизия эсминцев 3: Сиокадзе, Хокадзе | ||
5-я авианосная дивизия | Сёкаку, Зуйкаку, Оборо, Акигумо | |
10 апреля 1942 г. | 1-й авианосный дивизион | Акаги, Кага |
2-й авианосец Дивизия | Хирю, Сёрю | |
4-я авианосная дивизия | Рюдзё Сёхо | |
5-я авианосная дивизия | Сёкаку, Зуйкаку | |
10-й крейсер-разрушитель Эскадрилья | Нагара | |
Дивизия Разрушителей 4: Новаки, Араши, Хагиказе, Майкадзе | ||
Дивизия Разрушителей 10: Казагумо, Макигумо, Югумо, Акигумо | ||
Дивизия Разрушителей 17: Уракадзе, Исокадзе, Таникадзе, Хамакадзе | ||
14 июля 1942 г. | расформирован |
№ | Портрет | Главнокомандующий -Шеф | Вступил в должность | Ушел из офиса | Время в офисе |
---|---|---|---|---|---|
1 | Нагумо, ЧуичиВице-адмирал. Чуичи Нагумо. 南 雲 忠 一 . (1887–1944) | 10 апреля 1941 г. | 14 июля 1942 г. | 1 год, 95 дней |
№ | Портрет | Начальник штаба | Занял должность | Ушел из офиса | Время в офисе |
---|---|---|---|---|---|
1 | Кусака, Рюноскэ, старший адмирал. Рюноскэ Кусака. 草 鹿 龍之介 . (1893–1971) | 10 апреля 1941 года | 14 июля 1942 года | 1 год 95 дней |
1 июля 1943 года 1-й воздушный флот был воссоздан как флот исключительно наземного базирования. Он должен был состоять из почти 1600 самолетов, когда он был завершен, но военная ситуация помешала ему достичь этой цифры, и второе поколение этого флота началось только с двух кокутаев: Dai 261 Kaigun Kōkūtai (подразделение Zerosen, которому один месяц). и Dai 761 Kaigun Kōkūtai (отряд бомбардировщиков, который был создан в тот же день, что и этот флот). 30 сентября 1943 года на заседании кабинета министров была разработана стратегия Абсолютной зоны национальной обороны (絶 対 国防 圏, Zettai Kokubōken). План предназначался для Курильских островов, Бонинских островов, Марианских островов, Каролинских островов, Биак, Зондские острова и Бирма должны быть непотопляемыми авианосцами. 1-й воздушный флот стал главной силой этого плана. Однако в битве на Филиппинском море он потерпел поражение. Затем IJN перебросил воздушный флот на Филиппины для перегруппировки. Однако, отчасти из-за отсутствия у экипажей боевого опыта, воздушный флот понес серьезные потери в Воздушном сражении за Формозу. После боя у него было всего 30 самолетов. Единственной тактикой, оставшейся им, была атака камикадзе.
Дата | Высший отряд | Низший отряд | Самый низкий отряд |
---|---|---|---|
1 июля 1943 года | Имперский генеральный штаб | 261-й NAG (военно-морская авиационная группа или военно-морская авиационная группа)., 761-й NAG | |
1 января 1944 года | Имперский генеральный штаб | 121-я NAG, 261-я NAG, 263-я NAG, 265-я NAG, 321-я NAG,. 341-я NAG, 344-я NAG, 521-я NAG, 523-я NAG, 1021-я NAG | |
15 февраля 1944 г. | Объединенный флот | 121-я NAG, 261-я NAG, 263-я NAG, 321-я NAG, 341-я NAG,. 343-я NAG, 521-я NAG, 523-я NAG, 761-я NAG, 1021-я NAG | |
141-я NAG, 262-я NAG, 265-я NAG, 322-я NAG, 345-я NAG. 361-я NAG, 522-я NAG, 524-я NAG, 541-я NAG, 762-я NAG | |||
5 мая 1944 г. | Объединенный флот | 151-я NAG, 202-я NAG, 251-я NAG, 253-я NAG, 301-я NAG,. 503-я NAG, 551-я NAG, 755-я NAG | |
201-я NAG, 501-я NAG, 751-я NAG | |||
61-я воздушная флотилия | 121-я NAG, 261-я NAG, 263-я NAG, 321-я NAG, 341-я NAG AG,. 343-я NAG, 521-я NAG, 523-я NAG, 763-я NAG, 1021-я NAG | ||
7 августа 1944 г. | Юго-Западный флот | 22-я воздушная флотилия | Хигаси-Кэролайн NAG |
Gōhoku NAG | |||
26-я воздушная флотилия | Hitō NAG | ||
61-я воздушная флотилия | Мариана НАГ, Ниси-Кэролайн НАГ | ||
153-я НАГ, 201-я НАГ, 761-я НАГ, 1021-я НАГ | |||
15 декабря 1944 года | Юго-Западный флот | 23-я воздушная флотилия | Гохоку НАГ |
26-я воздушная флотилия | Хокухи НАГ, Тюхи-НАГ, Нанпи НАГ | ||
153-я НАГ, 201-я НАГ, 761-я НАГ, 1021-я НАГ | |||
1 марта 1945 | Юго-Западный флот | 26-я воздушная флотилия | Хокухи НАГ, Чухи НАГ, Nanpi NAG, 141-я NAG, 153-я NAG,. 201-я NAG, 221-я NAG, 341-я NAG, 761-я NAG, 763-я NAG |
Тайваньская NAG, 132-я NAG, 133-я NAG, 165-я NAG, 634-я NAG,. 765-я NAG, 1021-я NAG | |||
8 мая 1945 года | Объединенный флот | 132-я NAG, 133-я NAG, 205-я NAG, 765-я NAG | |
15 июня 1945 года | расформирована |
Нет. | Портрет | Главнокомандующий | Вступил в должность | Ушел из офиса | Время в офисе |
---|---|---|---|---|---|
1 | Какута, КакуджиВице-адмирал. Какудзи Какута. 角 田 覚 治 . (1890–1944) | 1 июля 1943 г. | 2 августа 1944 г. † | 1 год, 32 дня | |
2 | Тераока, КинпейВице-адмирал. [ja ]. 寺 岡 謹 平 . (1891–1984) | 7 августа 1944 г. | 20 октября 1944 г. | 74 дня | |
3 | nishi, TakijirVice Admiral. Такидзиро Ониши. 大西 瀧 治郎 . (1891–1945) | 20 октября 1944 года | 10 мая 1945 года | 202 дня | |
4 | Шима, КиёхидеВице-адмирал. Киёхидэ Шима. 志摩 清 英 . (1890–1973) | 10 мая 1945 г. | 15 июня 1945 г. | 36 дней |
№ | Портрет | Начальник штаба | Вступил в должность | Ушел из офиса | Время в офисе |
---|---|---|---|---|---|
1 | Мива, Ёситаке Капитан / контр-адмирал. [ja ]. 三 和 義勇 . (1899–1944) | 1 июля 1943 г. | 2 августа 1944 г. † | 1 год, 32 дня | |
2 | Одавара, капитан Тошихико. [ja ]. 小田原 俊彦 . (1899–1945) | 7 1 августа 944 | 1 января 1945 г. | 147 дней | |
3 | Кикучи, ТомозōЗадний адмирал. [ja ]. 菊池 友 三 . (1896–1988) | 1 января 1945 г. | 10 мая 1945 года | 129 дней | |
4 | Накадзава, Тасуку, старший адмирал. [ja ]. 中 澤佑 . (1894–1977) | 10 мая 1945 года | 15 июня 1945 года | 36 дней |
Адмирал Чуичи Нагумо (главнокомандующий 1-й авианосной дивизии)
Вице-адмирал Тамон Ямагути (2-я авианосная дивизия)
Вице-адмирал Какудзи Какута (4-я авианосная дивизия - с 1941 г.)
Вице-адмирал Чуичи Хара (5-я авианосная дивизия Дивизия)
Вице-адмирал Гуничи Микава (3-я дивизия линкоров)
Вице-адмирал Сентаро Омори (1-я эскадрилья эсминцев)
Вице-адмирал Сигэоши Мива (3-я эскадрилья подводных лодок)
Вице-адмирал Рюносуке Кусака (начальник штаба 1-го воздушного флота)
Контр-адмирал [ja ] (2-я авианосная дивизия: Хирю)
Контр-адмирал Рюсаку Янажимото (второй перевозчик Ди видение: Сорю)
Кидо Бутаи (также известные как Ударная оперативная группа авианосцев) отплыл из залива Хитокаппу, Япония, под командованием вице-адмирала Тюичи Нагумо 26 ноября 1941 года, прибыв в гавайские воды в воскресенье, 7 декабря 1941 года по гавайскому времени. Около 8 часов утра первая волна начала атаку на Тихоокеанский флот США, базирующийся в Перл-Харборе и на отдаленные аэродромы. К концу дня 21 американский корабль был потоплен или поврежден, 188 самолетов были уничтожены и почти 2500 американцев погибли. Теперь Япония формально находилась в состоянии войны с США.
Для атаки на Перл-Харбор этот флот имел численность 103 бомбардировщика уровня, 128 пикирующих бомбардировщиков, 40 торпед. бомбардировщики, 88 истребителей, плюс 91 самолет, всего 441 самолет.
Бомбардировка Дарвина 19 февраля 1942 года стала крупнейшей атакой, когда-либо совершенной иностранной державой на Австралию. В тот день 242 японских самолета в двух отдельных налетах атаковали город, корабли в гавани Дарвина и двух аэродромах города, пытаясь помешать союзникам использовать их в качестве баз. чтобы противостоять вторжению в Тимор и Яву Город был защищен лишь слабо, и японцы нанесли тяжелые потери союзным войскам с небольшими потерями для себя. Городские районы Дарвина также пострадали от рейдов, и было несколько жертв среди гражданского населения.
С 31 марта по 10 апреля 1942 г. японцы совершили вылазку против военно-морских сил союзников в Индийском океане. Оперативная группа быстроходных авианосцев (Кидо Бутаи), состоящая из шести авианосцев под командованием адмирала Чуичи Нагумо, нанесла тяжелые потери британскому флоту, потопив 1 авианосец, 2 крейсера, 2 эсминца и 23 торговых судна. корабли за потерю 20 самолетов. Также были совершены атаки на остров Цейлон.
Первый воздушный флот направил пятую авианосную дивизию в Коралловое море во время возвращения из Индийского океана. 7 мая USN заметил силы вторжения в Порт-Морсби и принял их за основные авианосные силы. Адмирал Флетчер нанес авиаудар, который потопил лёгкий авианосец IJN «Сёхо». После потери прикрытия с воздуха силы вторжения в Порт-Морсби отказались от своей миссии и отступили на север. В тот же день IJN обнаружил и потопил эсминец USN Sims и нефтяник Neosho. Первичная акция прошла 8 мая. Оба авианосца заметили и атаковали друг друга. В результате "Лексингтон" был потоплен, а Йорктаун был поврежден японским авианалётом. Самолету USN удалось повредить Сёкаку, а это значит, что она и ее родственный корабль не смогли участвовать в следующей операции. Оставшийся флот вернулся в Японию, чтобы подготовиться к вторжению на Мидуэй (операция MI).
Адмирал Исороку Ямамото планировал заманить и уничтожить авианосцы USN, атаковав острова Мидуэй в июне 1942 года. Японцы не знали, что Соединенные Штаты прорвались их военно-морской кодекс. В результате авианосцы USN уже находились в этом районе, когда японцы атаковали Мидуэй. 3 июня американские наземные бомбардировщики с Мидуэя атаковали японский флот, но ни разу не попали. 4 июня из-за неудачной разведки и тактических ошибок вице-адмирала Чуичи Нагумо пикирующие бомбардировщики USN смогли застать врасплох японские авианосные силы и уничтожили три авианосца (Акаги, Кага и Сурю). В момент атаки японские авианосцы готовились к нанесению воздушного удара по авианосцам США, и их ангары были забиты самолетами, бомбами и авиационным топливом, что в значительной степени способствовало их уничтожению. Авианосцу Хирю удалось выжить, и контр-адмирал Тамон Ямагути нанес удар по Йорктауну. Самолетам из Хирю удалось повредить Йорктаун, который позже был потоплен японской подводной лодкой I-168. В ответ США нанесли удар по Хирю и потопили ее. В тот день японцы потеряли четыре авианосца и большую часть своего опытного экипажа.
Атака ВМС США на японскую базу в Трук (Чуук) 17 февраля 1944 года (Операция «Град» ) удивила японских военных. В ответ ВМС Японии направили всю 61-ю воздушную флотилию на Марианские острова. Его номер 261 Kaigun Kōkūtai (истребитель) подошел к Сайпану примерно 19–24 февраля 1944 года, но истощение в воздушных боях и болезни сильно ослабили подразделение, и оно сыграло лишь незначительную роль в битве на Филиппинском море. Элементы № 263 Kaigun Kōkūtai (истребитель) 61-й воздушной флотилии дислоцировались на Гуаме с 15 июня 1944 года и участвовали в сражении.
После катастрофических потерь на море. Битва в Филиппинском море, японские авианосные силы снова практически не имели экипажей и самолетов. Это означало, что в битве при заливе Лейте авианосные силы IJN использовались только в качестве приманки, где они были в конечном итоге уничтожены, битва, в которой участвовал последний выживший Кидо Бутай, Зуйкаку, а также Зуйхо, Тиёда и Титосэ поддался воздушным атакам США адмирала Уильяма Ф. Холзи Оперативная группа 38.