Заметное потребление - это трата денег и приобретение предметов роскоши товаров и услуг для публичной демонстрации экономическая сила дохода или накопленного богатства покупателя. Для заметного потребителя такая публичная демонстрация дискреционной экономической власти является средством либо достижения, либо поддержания данного социального статуса.
Разработка Thorstein Социология демонстративного потребления Веблена породила термин оскорбительное потребление, показное потребление товаров, призванное вызвать зависть других людей; и термин демонстративное сострадание, преднамеренное использование благотворительных пожертвований денег для повышения социального престижа дарителя с демонстрацией превосходного социально-социального статуса. экономический статус.
экономист и социолог Торстейн Веблен (1857–1929) ввел термин «демонстративное потребление» в 1899 г. его книга Теория праздного класса: экономическое исследование эволюции институтов. Веблен описал поведенческие характеристики нуворишей (новые богатые) социального класса, возникшего в результате накопления капитала во время Второй промышленной революции (c.1860–1914). В том социальном и историческом контексте девятнадцатого века термин «демонстративное потребление» применялся узко в отношении мужчин, женщин и семей высшего класса, которые использовали свое огромное богатство как средство публичной демонстрации своих социальная власть и престиж, реальная или мнимая.
В двадцатом веке значительное улучшение материального уровня жизни общества и последующий рост среднего класса привели к появлению термина «демонстративное потребление» широко применяется к мужчинам, женщинам и домохозяйствам, которые обладали дискреционным доходом, который позволял им практиковать модели экономического потребления - товаров и услуг, - которые были мотивированы желанием престиж, публичная демонстрация социального статуса, а не внутренняя, практическая полезность товаров и собственно услуг. В 1920-х годах экономисты, такие как Пол Нистром (1878–1969), предположили, что изменения в образе жизни, которые стали возможными благодаря экономике индустриальной эпохи, вызвали Для массы общества существует «философия тщетности», которая увеличит потребление товаров и услуг как социальную моду - то есть деятельность, совершаемую ради нее самой. В этом контексте комментаторы обсуждают «демонстративное потребление» либо как поведенческую зависимость, либо как нарциссическое поведение, либо как и то, и другое, подчеркивая психологические условия, вызванные потреблением - стремление к немедленному удовлетворению гедонистических ожиданий.
В соответствии с теорией Веблена, демонстративное потребление предполагало социально-экономическое поведение, практикуемое людьми с высоким или высоким уровнем дохода. Более поздние экономические исследования показали, что демонстративное потребление на самом деле менее распространено среди богатых и более распространено среди групп с низкими доходами, независимо от расовой или этнической принадлежности, а также характерно для обществ стран с развивающейся экономикой : «Это свидетельствует о том, что владелец пришел из бедной группы и ему есть что доказывать». В Соседский миллионер: удивительные секреты богатства Америки (1996) Томас Дж. Стэнли и Уильям Д. Данко сообщили, что американцы с чистым капиталом более одного миллиона долларов могут избежать демонстративного потребления, и что миллионеры склонны практиковать бережливость - например, предпочитая покупать подержанные автомобили за наличные, а не новые автомобили в кредит, чтобы избежать материального обесценивания и уплаты процентов по ссуде чтобы купить новую машину.
Выраженное сочувствие, практика публичного пожертвования больших сумм денег благотворительности для повышения социального престижа дарителя, иногда описывается как вид демонстративного потребления. Такое поведение давно признано и иногда подвергается критике - например, в Новом Завете история Урок вдовьей лепты критикует богатых людей, которые демонстративно делают большие пожертвования, в то же время восхваляя бедных, которые делают небольшие, но сравнительно более сложные пожертвования в частном порядке.
Как было предложено Торстейном Вебленом в 19 веке, демонстративное потребление (трата денег на покупку товаров и услуг ради них самих) объясняет психологическую механику общества потребления, а также увеличение количества и видов товаров и услуг, которые люди считают необходимыми для своей жизни в развитой экономике.
Подтверждающие интерпретации и объяснения современного демонстративного потребления представлены в Consumer Culture (1996), C. Lury, Consumer Culture and Modernity (1997), D. Slater, Symbolic Exchange and Death (1998), by Жан Бодрийяр и «Потраченные: секс, эволюция и секреты консьюмеризма» (2009), Джеффри Миллер. Более того, «Скрываясь в свете» (1994) Д. Хебдиге предположил, что демонстративное потребление является формой демонстрации личной идентичности и последующей функцией рекламы, как предложено в Реклама, причуды и культура потребления (2000), А. А. Бергер.
Каждая вариантная интерпретация и дополнительное объяснение основаны на первоначальном социологическом предложении Торстейна Веблена в «Теории досуга»: демонстративное потребление - это психологическая цель сам по себе, из которого практикующий (мужчина, женщина, семья) получил честь высшего социального статуса.
Негабаритные дома способствовали другим формам демонстративного потребления, таким как негабаритные гараж для негабаритных автомобилей семьи или покупка одежды, чтобы заполнить большие гардеробные. Заметное потребление превращается в самопроизвольный цикл траты денег ради социального престижа. Аналогичной потребительской тенденции в отношении негабаритных домов является тенденция к покупке негабаритных легких грузовиков, в частности внедорожных внедорожников типа (см. универсал и универсал ), как форма психологически успокаивающего демонстративного потребления, потому что такие большие автомобили обычно покупают люди, проживающие в городе, городской нуклеарной семье.
Высокий уровень демонстративного потребления может рассматриваться как социально нежелательный по двум причинам; во-первых, поскольку это часто связано с высоким относительным доходом, высокие уровни демонстративного потребления могут быть показателем высокого уровня неравенства доходов, которое может быть признано внутренне или инструментально нежелательным; во-вторых, демонстративное потребление отличается от других форм потребления тем, что основная причина покупки позиционных товаров связана не с дополнительной прямой полезностью, обеспечиваемой предполагаемым высоким качеством товара, а с социальным престижем, связанным с расход того хорошего. Обратной стороной этого поиска статуса является то, что индивидуальные покупки позиционных товаров на социальном уровне могут быть обречены на провал из-за внешних эффектов. В этом случае внешний эффект - это статусная тревога, потеря социального статуса, которую испытывают люди, чей запас высокостатусных товаров (позиционных товаров) уменьшается по сравнению с запасами другие заметные потребители, поскольку они увеличивают потребление высокостатусных товаров и услуг; По сути, стремление к статусу - это игра с нулевой суммой - по определению подъем одного человека в социальной иерархии может происходить только за счет других людей. Таким образом, демонстративное потребление предметов роскоши и услуг (позиционные товары) - это экономическая потеря, как и конкурентные военные расходы (гонка вооружений ), когда каждая страна должна соответствовать военным расходам других стран в гонке вооружений., или потерпите относительную военную мощь. В случае демонстративного потребления налоги на предметы роскоши уменьшают общественные расходы на товары высокого статуса, делая их более дорогими, чем непозиционные товары. В этом смысле налоги на роскошь можно рассматривать как сбой рынка, исправляющий Пиговский налог - с очевидным отрицательным безвозвратным убытком, эти налоги являются более эффективным механизмом для увеличение доходов, чем «искажающие» налоги на рабочую силу или капитал.
A налог на роскошь, применяемый к товарам и услугам для демонстративного потребления, является разновидностью прогрессивного налога с продаж, который, по крайней мере, частично исправляет отрицательное внешность, связанная с демонстративным потреблением позиционных товаров. В книге «Полезность от накопления» (2009) Луи Каплоу сказал, что активы выполняют объективную функцию социальной полезности, то есть богатый мужчина и богатая женщина копят материальные активы, потому что сокровища сами по себе функционируют как статусные блага, которые определяют его и ее социальную ценность. экономическое положение в обществе. Когда полезность извлекается непосредственно из накопления активов, это снижает чистую потерю, связанную с налогами на наследство, и повышает оптимальную ставку налога на наследство.
Вместо налогов на роскошь экономист Роберт Х. Франк предложил применить прогрессивный налог на потребление; в статье «Большой город: богатые и бедные, потребляемые потреблением» (1998) Джон Тирни сказал, что в качестве лекарства от социального и психологического недуга, связанного с явным потреблением, должен быть установлен личный подоходный налог. заменен на прогрессивный налог на годовую сумму дискреционного дохода, потраченного на демонстративное потребление товаров и услуг. Другой вариант - перераспределение богатства либо посредством политики доходов - например, сознательные усилия по продвижению сжатия заработной платы в вариантах социальных корпоративизм, такой как модель Рена – Мейднера, и / или посредством некоторого сочетания прогрессивной политики налогообложения и трансфертов, а также предоставления общественных благ. Когда люди озабочены своим относительным доходом или потреблением по сравнению с их сверстниками, повышается оптимальная степень предоставления общественных благ и развития налоговой системы. Поскольку деятельность демонстративного потребления сама по себе является формой высшего блага, уменьшая неравенство доходов в распределении доходов посредством эгалитаризма политика уменьшает заметное потребление позиционных товаров и услуг. В книге «Богатство и благосостояние» (1912) экономист А. К. Пигу сказал, что перераспределение богатства может привести к большим успехам в общественном благосостоянии :
Теперь роль, которую играет сравнительный, а не абсолютный доход, вероятно, будет мала для доходов, которых хватает только на обеспечивать предметы первой необходимости и основные удобства для жизни, но при этом быть большим с большими доходами. Другими словами, большая часть удовлетворения от доходов богатых людей исходит от их относительной, а не абсолютной суммы. Эта его часть не будет уничтожена, если доходы всех богатых людей уменьшатся вместе. Потеря экономического благосостояния, которую испытывают богатые, когда контроль над ресурсами передается от них к бедным, будет, следовательно, значительно меньше по сравнению с ростом экономического благосостояния бедных, чем предполагает рассмотрение закона убывающей полезности, взятого само по себе.
Экономическое обоснование налогообложения позиционных предметов роскоши имеет долгую историю; в середине XIX века в «Принципах политической экономии с некоторыми из их приложений к социальной философии» (1848) Джон Стюарт Милль сказал:
Я отвергаю всякий аскетизм и никоим образом не хочу видеть не поощряется, по закону или по мнению, любой снисходительности, которая достигается из подлинной склонности к любому удовольствию от самой вещи; но большая часть расходов высшего и среднего классов в большинстве стран... несутся ради удовольствия от вещей, на которые тратятся деньги, а из уважения к мнению и представлению, которое расходы ожидаются от них, как от станции; и я не могу не думать, что такого рода расходы являются наиболее желательным объектом налогообложения. Если налогообложение препятствует этому, будет сделано некоторая польза, а если нет - никакого вреда; ибо поскольку налоги взимаются с вещей, которые желательны и которыми обладают по мотивам этого описания, никто не хуже для них. Когда вещь покупается не для ее использования, а из-за ее дороговизны, дешевизна не является рекомендацией.
«Явное непотребление» - это фраза, используемая для описания сознательного выбора отказа от потребления с намерением посылать сознательные социальные сигналы.
![]() | Найдите демонстративное потребление в Wiktionary, бесплатном словаре. |