Потлач

редактировать
Кваквака'вакв продолжают практику потлача. Здесь изображен Вавадит'ла в Thunderbird Park, Виктория, Британская Колумбия, большой дом, построенный вождем Мунго Мартином в 1953 году. у выдающихся хозяев был бы длинный дом специально для потлача и размещения гостей.

A потлач - это праздник подарков, практикуемый коренными народами северо-западного побережья Тихого океана из Канады и США, среди которых это традиционно основной правительственный институт, законодательный орган и экономическая система. Сюда входят Хейлцук, Хайда, Нуксалк, Тлинкит, Мака, Цимшиан, культуры нуу-ча-нулс, кваквака'вакв и прибрежных салиш. Потлачи также являются обычным явлением для народов Внутренних территорий и Субарктики, прилегающих к Северо-Западному побережью, хотя в большинстве случаев без сложных ритуалов и хозяйственной деятельности прибрежных народов, приносящих подарки (см. Атабаскский потлат ).

Потлач включает в себя раздачу или уничтожение богатства или ценных вещей, чтобы продемонстрировать богатство и власть лидера. Потлатчи также сосредоточены на подтверждении семейных, клановых и международных связей, а также на связи человека со сверхъестественным миром. Судебные разбирательства могут включать в себя наименование, деловые переговоры и сделки, браки, разводы, смерти, прекращение траура, передачу физической и особенно интеллектуальной собственности, усыновление, инициирование, разбирательство по договору, поминовение памятников и почитание предков. Потлач также служит режимом строгого управления ресурсами, когда прибрежные народы обсуждают, обсуждают и подтверждают права и использование определенных территорий и ресурсов. Potlatches часто включают музыку, танцы, пение, рассказывание историй, выступления с речами и часто шутки и игры. Почитание сверхъестественного и чтение устных историй - центральная часть многих потлатов.

Потлатчи были исторически криминализованы Правительством Канады, при этом коренные народы продолжали традицию подполья, несмотря на риск репрессий со стороны правительства, включая обязательное тюремное заключение не менее двух месяцев; практика была изучена многими антропологами. После того как эта практика была декриминализована в 1951 году, потлач возродился в некоторых общинах. Во многих он до сих пор является краеугольным камнем управления коренными народами, как, например, в народе хайда, который укоренил свою демократию в законе потлач.

Слово происходит от чинукского жаргона, что означает «давать прочь »или« подарок »; первоначально от Нуу-ча-нулт слова paɬaˑč, чтобы сделать церемониальный подарок в потлаче.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 История
    • 2.1 Запрет Потлача
    • 2.2 Настойчивость
  • 3 Антропологическая теория
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Обзор

Фигура спикера, 19 век, Бруклинский музей, цифра представляет собой спикер у потлача. Оратор, стоящий за фигурой, говорил бы через ее рот, объявляя имена прибывающих гостей.
Примечание. Этот обзор касается потлача кваквака'вакв. Традиции и формальности Потлача, а также системы родства в других культурах региона различаются, часто существенно.

Потлач проводился по случаю рождений, смертей, усыновлений, свадеб и других важных событий. Обычно потлач практиковался больше в зимнее время года, так как исторически более теплые месяцы были для накопления богатства для семьи, клана или деревни, а затем возвращения домой и обмена им с соседями и друзьями. Мероприятие проводил нумайм, или «Дом », в культуре кваквака'вакв. Нумайм представлял собой сложную когнатную родственную группу, обычно возглавляемую аристократами, но включающую простых людей и случайных рабов. В нем было около ста членов, и несколько из них были объединены в нацию. Дом черпал свою индивидуальность от своего предкового основателя, обычно мифического животного, которое спустилось на Землю и сняло свою животную маску, став таким образом человеком. Маска стала семейной реликвией, передаваемой от отца к сыну вместе с именем самого предка. Это сделало его лидером нумайма, считающегося живым воплощением основателя.

Только богатые люди могли проводить потлач. Рабам племени не разрешалось присутствовать на потлаче в качестве хозяина или гостя. В некоторых случаях на одной церемонии потлача могло быть несколько хозяев (хотя, когда это происходило, хозяева, как правило, были из одной семьи). Если член нации получил травму или оскорбление, проведение потлача могло помочь излечить его запятнанную репутацию (или «прикрыть свой позор», как выразился антрополог Х.Г. Барнетт). Потлач был случаем, когда титулы ассоциировались с масками. и другие предметы были «прикручены» к новому чиновнику. В этих случаях были переданы два вида титулов. Во-первых, каждый нумайм имел ряд именованных позиций ранжированных «мест» (которые давали им места на потлатах), переданных внутри себя. Эти ранжированные титулы давали права на охотничьи, рыболовные и ягодные территории. Во-вторых, существовал ряд титулов, которые передавались между нумаймой, обычно родственниками родственников мужа, которые включали названия праздников, которые давали человеку роль в Зимнем Церемониале. Аристократы чувствовали себя в безопасности, давая эти титулы детям своей вышедшей замуж дочери, потому что эта дочь и ее дети позже будут воссоединены с ее натальным нумаймом, и титулы будут возвращены вместе с ними. У любого человека могло быть несколько «мест», которые позволяли ему сидеть в порядке ранжирования в соответствии со своим титулом, поскольку ведущий демонстрировал и распределял богатство и произносил речи. Помимо передачи титулов на потлаче, событию придавалось «значение» за счет распределения других менее важных предметов, таких как одеяла чилката, шкуры животных (позже одеяла Гудзонова залива) и декоративные «медные». Распространение большого количества одеял из Гудзонова залива и уничтожение ценных медных плит впервые привлекли внимание правительства (и осуждение) к потлачу. Иногда во время церемонии потлача дарили консервы. Подарки, известные как sta-bigs, состояли из консервированных продуктов, которые были завернуты в циновку или содержались в корзине для хранения.

Дороти Йохансен описывает динамику: «В потлаче хозяин, по сути, потребовал от вождя гостей превысить он в его «власти» раздавать или уничтожать товары. Если гость не вернул 100 процентов полученных подарков и не уничтожил еще больше богатств в большем и лучшем костре, он и его люди потеряли лицо и, следовательно, свою «власть» было уменьшено ". Иерархические отношения внутри и между кланами, деревнями и нациями наблюдались и укреплялись посредством распределения, а иногда и разрушения богатства, танцевальных представлений и других церемоний. Статус любой семьи повышается не тем, у кого больше всего ресурсов, а тем, кто их распределяет. Хозяева демонстрируют свое богатство и известность, раздавая товары.

Церемонии потлача также использовались как ритуалы совершеннолетия. Когда рождались дети, им давали свое имя во время их рождения (которое обычно ассоциировалось с местом их рождения). Примерно через год семья ребенка устраивала потлач и дарила подарки присутствующим гостям от имени ребенка. Во время этого потлача семья давала ребенку свое второе имя. Когда ребенку исполнится около 12 лет, он должен был провести свой собственный потлат, раздав собранные им небольшие подарки своей семье и людям, после чего они могли получить свое третье имя.

В некоторых культурах, таких как кваквака'вакв, исполняются сложные театральные танцы, отражающие генеалогию и культурное богатство хозяев. Многие из этих танцев также являются священными церемониями тайных обществ, таких как хаматса, или демонстрация семейного происхождения сверхъестественных существ, таких как дзунуква.

Эдвард Кертис фотография кваквака'вакв потлача с танцорами и певцами

Вождь О'вакшаглагалис Квагу'л описывает потлач в своей знаменитой речи перед антропологом Францем Боасом,

Мы будем танцевать, когда наши законы приказывают нам танцевать, мы будем пировать, когда наши сердца желают пировать. Спрашиваем ли мы белого человека: «Делай, как индеец»? Нет, мы не. Почему же тогда вы спросите нас: «Делайте, как белый человек»? Это строгий закон, который заставляет нас танцевать. Это строгий закон, обязывающий нас раздавать нашу собственность нашим друзьям и соседям. Это хороший закон. Пусть белый человек соблюдает свой закон; мы будем соблюдать наши. А теперь, если вы пришли запретить нам танцевать, уходите; Если нет, то добро пожаловать к нам.

Важно отметить различия и уникальность различных культурных групп и народов, проживающих на побережье. У каждой нации, сообщества, а иногда и клана есть свой способ практиковать потлач с разнообразным представлением и смыслом. Например, тлинкиты и квакиутлы на северо-западе Тихого океана проводили церемонии потлача по разным поводам. Тлинкитские потлаты совершались для наследования (предоставления племенных титулов или земли) и похорон. Квакиутль потлачи, с другой стороны, имели место для браков и включения новых людей в нацию (то есть рождения нового члена нации). Потлач, как всеобъемлющий термин, является довольно общим, поскольку в некоторых культурах есть много слов на их языке для различных типов собраний. Важно помнить об этом изменении, так как большая часть наших подробных знаний о потлаче была получена от кваквака'вакв вокруг форта Руперт на острове Ванкувер в период с 1849 по 1925 год, период больших социальных преобразований, в котором многие особенности обострились. в ответ на британский колониализм.

История

Акварель Джеймса Дж. Суона, изображающая Клаллам людей вождя Четземока в Порт Таунсенд, одна из жен Четземоки раздавала потлач

До прихода европейцев дары включали в себя хранимую пищу (оолихан, свечу, масло или сушеную пищу), каноэ, рабы и декоративные «котлы» среди аристократов, но не ресурсы, генерирующие ресурсы, такие как охота, рыболовство и ягодные угодья. Медь представляла собой листы кованой меди, похожие на щит; они были около двух футов в длину, шире наверху, крестообразной формы и схематичного лица на верхней половине. Ни одна из используемых меди никогда не была коренным металлом. Медь считалась эквивалентом раба. Они когда-либо принадлежали только отдельным аристократам и никогда не принадлежали нумайму, поэтому могли перемещаться между группами. Медь начали производить в больших количествах после колонизации острова Ванкувер в 1849 году, когда закончились война и рабство.

Пример декоративной меди, используемой на потлаче

Прибытие европейцев привело к появлению множества болезней против коренные народы не имели иммунитета, что привело к массовому сокращению населения. Конкуренция за фиксированное количество титулов потлача росла, поскольку простолюдины начали искать титулы, из которых они ранее были исключены, делая свои собственные отдаленные или сомнительные утверждения, подтвержденные потлачем. Аристократы увеличивали размер своих даров, чтобы сохранить свои титулы и поддерживать социальную иерархию. Это привело к массовой инфляции подарков, ставшей возможным благодаря появлению массовых торговых товаров в конце 18 и начале 19 веков.

Запрет Potlatch

Potlatching был объявлен незаконным в Канаде в 1884 году поправкой к Индийскому закону, в основном по настоянию миссионеров и правительственных агентов, которые считали это " хуже, чем бесполезный обычай », который рассматривался как расточительный, непродуктивный и противоречащий« цивилизованным ценностям »накопления. Потлач рассматривался как ключевая цель политики и программ ассимиляции. Миссионер Уильям Дункан писал в 1875 году, что потлач был «самым серьезным из всех препятствий на пути индийцев стать христианами или даже цивилизованными». Таким образом, в 1884 году в Индийский закон были внесены поправки, в которые были включены статьи , запрещающие Потлач и запрещающие его практику. Раздел 3 Закона гласит:

Каждый индиец или другое лицо, которое участвует в праздновании индийского праздника, известного как «Потлач» или индийского танца, известного как «Таманава», или помогает ему в этом, виновно в правонарушении и должно быть подлежат лишению свободы на срок от шести до двух месяцев в любой тюрьме или ином месте лишения свободы; и любой индиец или другое лицо, которое прямо или косвенно поощряет индейца или индейцев встать на такой праздник или танец, или праздновать то же самое, или которое будет помогать в его праздновании, виновно в аналогичном преступлении, и подлежат такому же наказанию.

В 1888 году антрополог Франц Боас назвал запрет потлача неудачным:

Вторая причина недовольства среди индейцев - это закон, который был принят некоторое время назад, запрет на празднование фестивалей. Так называемый потлач всех этих племен мешает отдельным семьям накапливать богатство. У каждого вождя и даже у каждого человека есть огромное желание собрать большое количество собственности, а затем устроить большой потлач, пир, на котором все распределяется между его друзьями и, если возможно, между соседними племенами. Эти праздники так тесно связаны с религиозными представлениями туземцев и до такой степени регулируют их образ жизни, что христианские племена близ Виктории не отказались от них. Каждый подарок, полученный на потлаче, должен быть возвращен на следующем потлаче, и человек, который не устроит пир в положенное время, будет считаться неуплатившим свои долги. Следовательно, этот закон плохой, и его нельзя применять без всеобщего недовольства. Кроме того, правительство не может его обеспечить. Поселений так много, а индийские агентства так велики, что нет никого, кто мог бы помешать индейцам делать все, что им заблагорассудится.

В конце концов, закон о потлаче, как он стал известен, был изменен, чтобы сделать его более всеобъемлющим и устранить технические детали, которые привел к прекращению уголовного преследования судом. Законодательство включало гостей, которые участвовали в церемонии. Коренные народы были слишком многочисленны, чтобы полиция, а закон слишком сложно обеспечить. Дункан Кэмпбелл Скотт убедил Парламент изменить состав преступления с уголовного на упрощенный, что означало, что «агенты, как мировой судья, могут рассматривать дело, осуждать и выносить приговор». Тем не менее, за исключением нескольких небольших областей, закон в целом воспринимался как суровый и несостоятельный. Даже индийские агенты, используемые для обеспечения соблюдения законодательства считаются ненужными для судебного преследования, убеждено, что вместо этого потлач будет уменьшаться по мере молодой, образованный и более «продвинутые» индейцы захватили из старых индейцев, которые цеплялись цепко обычай.

Настойчивость

Запрет на потлач был отменен в 1951 году. Поддерживая обычаи и культуру своих предков, коренные народы теперь открыто держат потлачи, чтобы восстановить обычаи своих предков. Потлатчи сейчас случаются часто и с годами все чаще, поскольку семьи восстанавливают свое первородство. Антрополог Сергей Кан был приглашен тлинкитами для участия в нескольких церемониях потлача между 1980 и 1987 годами и заметил несколько сходств и различий между традиционными и современными церемониями потлача. Кан отмечает, что во время церемоний существовал языковой разрыв между старшими членами нации и младшими членами нации (в возрасте от пятидесяти лет и моложе) из-за того, что большинство младших представителей нации не говорят на тлинкитском языке.. Кан также отмечает, что в отличие от традиционных потлачей, современные тлинкитские потлачи больше не являются обязательными, в результате чего только около 30% взрослых членов племени решили участвовать в церемониях, которые Кан посетил в период с 1980 по 1987 год. Несмотря на эти различия, Кан заявил, что он верит что многие из основных элементов и духа традиционного потлача все еще присутствовали в современных тлинкитских церемониях.

Антропологическая теория

В своей книге Дар французский этнолог Марсель Мосс использовал термин потлач для обозначения всего набора практик обмена в племенных обществах, характеризующихся «тотальной престанцией», т. Е. Системой дарения подарков с политическими, религиозными, родственными и экономическими последствиями. Экономика этих обществ отличается конкурентным обменом подарками, при котором дарители стремятся превзойти своих конкурентов, чтобы занять важные политические, родственные и религиозные роли. Другие примеры этого «типа потлача» экономики подарков включают кольцо Кула, найденное на островах Тробриан.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с церемонией Потлач.
Последняя правка сделана 2021-06-02 12:49:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте