Эускалдунаки (Басков ) | |
---|---|
Общая численность населения | |
c.3 миллиона | |
Регионы со численностью населения | |
Испания. (люди, проживающие в провинциях Басков Испании, включая некоторые районы, где большинство людей не идентифицируют себя как басков) | 2,410,000 |
Франция. (люди, проживающие в Французской Стране Басков, не все из которых идентифицируют себя как басков) | 239,000 |
США. (идентифицируют себя как имеющие баскское происхождение) | 57,793 |
Канада. (включая людей смешанного происхождения) | 6 965 |
Языки | |
Баскский • Испанский • Французский | |
Религия | |
Христианство (в основном католицизм ), другие |
баски (или ; Баскский : euskaldunak ; испански © : vascos ; французский : баски ) являются южноевропейскими этническая группа, характеризующаяся баскским языком, общей культурой и общей генетической родословной древним васконами и Аквитанцы. Баски являются коренными жителями и в основном населяют, традиционно, как Страна Басков (Басков : Euskal Herria), расположенный вокруг западной оконечности Пиренеев на побережье Бискайского залива и между частями северо-центральной Испании и юго-западной Франции.
Английское слово Basque может произноситься или и происходит от французского баскского (французского: ), которое происходит от гасконца Баско (произносится ), родственный испанскому Vasco (произносится ). Они, в свою очередь, произошли от латинского Vascō (произносится ; множественное число Vascōnes - см. раздел истории ниже). Латинский / w / обычно превратился в двухгубные /b / и / β̞ / в гасконском и испанском языках, вероятно, под местоположением баскского языка. и его отношение Аквитанский (латинское / w / вместо этого превратилось в / v / в французском, итальянском и других романских языки ).
На нескольких монетах II и I веков до нашей эры, найденных в Стране Басков, есть баркуны с надписью. Место, где они были отчеканены, не известно, но считается, что это где-то рядом с Памплоной, в самом сердце, который, как полагают историки, был населен Васконами. Некоторые ученые предложили кельтскую этимологию, основанную на bhar-s-, что означает «вершина», «точка» или «листья», в соответствии с тем, что барскюны могли означать «горные », «высокие люди». "или" гордые ", в то время как другие постулировали связь с протоиндоевропейским корнем * bar, означающим" граница "," граница "," марш ".
На баскском языке люди называют себя euskaldunak, единственное число euskaldun, образованное от euskal- (т. Е. «Баскский (язык)») и -dun (т. Е. «Тот, кто имеет»); euskaldun означает говорящий на баскском языке. Таким образом, неологизм euskotar, множественное число euskotarrak, был придуман в 19 веке для обозначения баскского человека, говорящего по-баскски или нет. Альфонсо Иригойен утверждает, что слово euskara происходит от древнего баскского глагола enautsi «Говорить» (ср. Современный баскский esan) и суффикса - (k) ara («путь (делать что-то)»). Таким образом, эускара буквально означает «способ говорить», «способ говорить». гипотезы находится в испанской книге Compendio Historial, написанной в 1571 году баскским писателем. т название баскского языка как enusquera. Однако это может быть письменная ошибка.
В XIX веке националистический активист Сабино Арана постулировал первоначальный корень эузко, который, по его мнению, произошел от эгузкико («солнца», связанного с предположением об исходном солнечная религия ). На основе предполагаемого корня Арана используется название Эузкади для независимой баскской нации, состоящей из семи баскских исторических территорий. Неологизм Араны Euzkadi (в упорядоченном написании Euskadi) до сих пор широко используется как в баскском, так и на испанском языках, поскольку теперь это официальное название Автономного Страны Басков.
Временный баскский язык не имеет отношения к индоевропейскому языку, долгое время считалось, что он людей представляет или культуру, которые населяли Европу до распространения там индоевропейских языков. Всесторонний анализ генетических паттернов басков показал, что генетическая уникальность басков предшествует появлению сельского хозяйства на Пиренейском полуострове около 7000 лет назад. Считается, что баски - это остатки жителей Европы, особенно франко-кантабрийского региона. Баскские племена включались в римские времена Страбоном и Плинием, в том числе Васконами, Аквитанами и другими. Существует достаточно доказательств, подтверждающих гипотезу о том, что в то время они говорили о версиях баскского языка (см.: Аквитанский язык ).
В раннем средневековье территории между реками Эбро и Гаронна была известна как Васкония, неопределенно определенная этническая территория и политическая единица. изо всех сил сопротивляясь давлению иберийского вестготского королевства и арабского владычества на юге, а также франкского толчка с севера. На рубеже первого тысячелетия территория Васконии разделилась на различные феодальные регионы, такие как Соул и Лабурд, а к югу от Пиренеев Кастилия, Памплона и округа Пиренеи Арагон, Собрарба, Рибагорса (позднее Королевство Арагон ) и Палларс возникли как основные региональные образования с баскским населением в IX и X веках.
Королевство Памплона, центральное баскское царство, позднее известное как Наварра, подверглось процессу известности и находилось под своими более крупными арагонских, кастильских и французских соседей. Кастилия лишила Наварру береговой линии, завоевав ключевые западные территории (1199–1201), оставив королевство без выхода к морю. Баски были опустошены Войной Банд, ожесточенными партизанскими войнами между местными правящими семьями. Ослабленная Наваррской гражданской войной, большая часть государства в итоге пала перед натиском испанских армий (1512–1524). Однако территория наваррцев к северу от Пиренеев оставалась недоступной для все более могущественной Испании. Нижняя Наварра стала провинцией Франции в 1620 году.
Тем не менее, менее менее значительным самоуправлением до Французской революции (1790) и Карлистские войны (1839, 1876), когда баски поддерживали наследника Карлоса V и его потомков. По обе стороны Пиренеев баски потеряли свои родные институты и законы, действовавшие во время Ancien régime. С тех пор, несмотря на текущий ограниченный статус самоуправления Баскского автономного сообщества и Наварры, установленный Конституцией Испании, многие баски пытались добиться более высоких степеней самоуправления (см. баскский национализм ), иногда с применением насилия. Labourd, Lower Navarre и Soule были интегрированы в французскую систему департаментов (начиная с 1790 г.) с усилиями басков по созданию региона - конкретная политико-административная единица, не взлетевшая на сегодняшний день. Однако в январе 2017 года было создано единое агломерационное сообщество для Страны Басков во.
Регион Басков разделен как минимум на три административных единицы, а именно: Баскское автономное сообщество и Наварра в Испании и округ из Байонн и кантонов из Молеон-Лихарр и Тардетс-Сорхолус в департаменте Pyrénées Atlantiques, Франция.
Автономное сообщество (закрепленная в Конституции Испании 1978 ), известное как Euskal Autonomia Erkidegoa или EAE на баскском языке и как Comunidad Autónoma Vasca или CAV на испанском языке (на английском языке: Basque Автономное Сообщество или BAC), в составе трех испанских провинций: Алава, Бискайя и Гипускоа. Соответствующие баскские названия этих территорий - Араба, Бискайя и Гипускоа, а их испанские названия - Алава, Бискайя и Гипускоа.
BAC включает только три из семи провинций, называемых в настоящее время историческими территориями. Иногда эти три западные провинции называют ее просто «Страной Басков» (или Эускади), рассматривая только эти три западные провинции, но также иногда просто как удобное сокращение, когда это не приводит к путанице в контексте. Другие отвергают это использование как неточное и стараются указывать BAC (или использовать это выражение, такое как «три провинции», до 1978 года называвшееся «Provincias Vascongadas» на испанском языке) при упоминании этого объекта или региона. Аналогичным образом, такие термины, как «баскское правительство» вместо «правительства БАК», используются обычно, хотя и не повсеместно. В частности, в общем употреблении французского термин Pays Basque («Страна Басков») при отсутствии уточнений относится либо ко всему Стране Басков («Euskal Herria» на баскском языке), либо нередко к северная ( или "французская") Страна Басков в частности.
Согласно нынешней конституции Испании, Наварра (Nafarroa на современном баскском языке, Navarra исторически на испанском языке) представляет собой отдельное образование, которое в современном французском языке называется Nafarroako Foru Erkidegoa, в испанском Comunidad Foral de Navarra (автономное сообщество Наварры)). Правительство этого автономного сообщества - правительство Наварры. Обратите внимание, что в историческом контексте Наварра может относиться к более широкой области, и что современная северная баскская провинция Нижняя Наварра может также называться (частью) Нафарроа, в то время как термин «Высокая Наварра» (Нафарроа Гарайя на на французском языке, Альта-Наварра, на испанском языке) также встречается как обозначения территории современного автономного сообщества.
В Стране Басков есть еще три исторические провинции: Лабурд, Нижняя Наварра и Соул (Лапурди, Нафарроа Бехерия и Зубероа на баскском языке; Labourd, Basse-Navarre и Soule на французском языке), лишенный официального статуса в современной политической и административно-территориальной организации Франции, незначительная политическая поддержка баскских националистов. Большое количество региональных и местных представителей националистов и ненационалистов в течение многих летних кампаний, выступило за создание отдельного баскского департамента, в то время как эти требования остались неуслышанными французской администрацией.
В Баскском автономном сообществе проживает 2 123 000 человек (279 000 в Алаве, 1 160 000 в Бискайя и 684 000 в Гипускоа). Наиболее важными городами в этом регионе, которые расположены административными центрами провинций, являются Бильбао (в Бискайи), -Себастьян (в Гипускоа) и Витория-Гастейс ( в Алаве). Официальные языки - баскский и испанский. Знание испанского языка является обязательным в соответствии с испанской конституцией (статья № 3), а знание и использование баскского языка является правом согласно Статуту автономии (статья № 6), поэтому только знание испанского языка является универсальным. Знание баскского языка, которое в течение многих лет преследует во время диктатуры Франко из-за исповеданий со стороны официальной власти, снова растет благодаря благоприятной политике официального языка и поддержки населения. В настоящее время около 33 процентов населения Баскского автономного сообщества говорит на баскском языке.
Население Наварры составляет 601 000 человек; его административная столица и главный город, также рассматриваемый многими басками-националистами как историческая столица басков, - это Памплона (Ирунья на современном баскском языке). Официальный язык является только испанским, а баскский язык является вторым официальным в северном регионе провинции, где большинство баскоязычных наваррцев.
Около четверти миллиона человек живут в Французской Стране Басков. В настоящее время носители баскского языка называют этот регион Ипарральде (баскский язык Севера), испанскую провинцию - Хегоальде (Юг). Большая часть этого населения проживает в городской полосе Байон-Англет-Биарриц (БАБ) на побережье или рядом с ней (на баскском языке это Байона, Ангелу и Миарриц). Баскский язык, который традиционно говорит большая часть населения за пределами городской зоны BAB, сегодня быстро уступает свои позиции французскому. Отсутствие самоуправления Французской Страны Басков во французском государстве сочетается с отсутствием официального статуса баскского языка в регионе. Попытки прямого двуязычие в местной администрации до сих пор встречали отказ со стороны французских властей.
Большое количество басков покинуло Страну Басков, чтобы прибыть в остальной части Испании, Франции или других частей мира в разные исторические периоды, часто по экономическим или политическим причинам. Исторически сложилось, что заграничные баски часто занимались пастушеством и скотоводством, а также занимались морским рыболовством и торговлей. Миллионы потомков басков (см. баскские американцы и баскские канадцы ) живут в Северной Америке (США; Канада, в основном в провинциях Ньюфаундленд и <536.>Квебек.> ), Латинская Америка (во всех 23 странах), Южная Африка и Австралия.
Мигель де Унамуно сказал: «Есть по крайней мере две вещи, которые однозначно можно отнести к баскам: Общество Иисуса и Республика Чили ». Чилийский историк Луис Тайер Охеда подсчитал, что 48 процентов иммигрантов в Чили в 17 и 18 веках были басками. По оценкам, от 2,5 до 5 миллионов потомков басков живут в Чили ; баски оказали большое, если не самое сильное влияние на культурное и экономическое развитие страны.
можно найти баскские топонимы, такие как Nueva Vizcaya (ныне Чиуауа и Дуранго, Мексика), залив Бискейн (США) и Агербери-Пойнт (США). Нуэва-Бискайя первая провинция на севере вице-королевства Новой Испании (Мексика), которую исследовали и заселили испанцы. Он состоял в основном из области, которая сегодня является штатами Чиуауа и Дуранго.
В Мексике большинство басков сосредоточено в городах Монтеррей, Сальтильо, Рейноса, Камарго и штаты Халиско, Дуранго, Нуэво-Леон, Тамаулипас , Коауила и Сонора. Баски играли роль в горнодобывающей промышленности; многие были владельцами ранчо и вакеро (ковбоями ), а остальные открывали небольшие магазины в крупных городах, таких как Мехико, Гвадалахара и Пуэбла. В Гватемале большинство басков было сосредоточено в департаменте Сакатепекес, Антигуа-Гватемала, Халапа в течение шести поколений, в то время как некоторые мигрировали в Город Гватемала.
В Колумбии баски поселились в основном в Антиокии и Кофейной оси. Подсчитано, что почти 2 500 000 человек из всей Антиокии (40% этого департамента ) также имеют баскское происхождение, в 19 веке около 10% всего Колумбии были потомками басков. В Антиокии проживает одно из самых больших в мире потомков басков. В 1955 году Хоакин Оспина сказал: «Есть ли что-то более похоже на басков, чем на« antioqueños ». Кроме того, писатель Артуро Эскобар Урибе сказал в своей книге« Mitos de Antioquia »(Мифы Антиокии) (1950):« Антиокия, который в своем чистом господстве преобладает над полуостровным фермером из баскских провинций, унаследовал добродетели своих предков... Несмотря на преобладание белой расы, ее распространение в горах... проецировало на карту Колумбии прототип своей расы; в Медельине с промышленным пайсой, предпринимателем, сильным и устойчивым... в своих городах авантюрист, высокомерный, исследователь мира... Его мифы, которые являются свидетельством глубокая доверчивость и несомненное доказательство их Пиренейского предка, являются продолжением крови завоевателя, который проходит через их жилах... ". бамбуко, колумбийская народная музыка, имеет баскские корни.
Самая большая из нескольких важных баскских общин в Соединенных Штатах находится в районе Бойсе, штат Айдахо, где находится Баскский музей и культурный центр, где ежегодно проводится фестиваль басков, а также фестиваль баскская диаспора каждые пять лет. Рино, Невада, где Центр исследований басков и Библиотека исследований басков расположены в Университете Невады, является еще одним значительным ядром баскского населения. Элко, Невада спонсирует ежегодный баскский фестиваль, посвященный танцам, кухне и культу ре баскских народов Испании. sh, французы и мексиканцы, прибывшие в Неваду с конца 19 века.
Техас имеет большой процент выходцев из Латинской Америки от басков, участвовавших в завоевании Новой Испании. Многие из первоначальных Теханос имели баскскую кровь, включая тех, кто сражался в битве при Аламо вместе со многими другими техасцами. Вдоль мексикано-техасской границы можно найти множество баскских фамилий. Самая большая концентрация басков, поселившихся на северо-восточной «границе» Мексики, включая штаты Чиуауа, Дуранго, Коауила, Нуэво-Леон и Тамаулипас , также проживавшие в Техасе Рио-Гранде от Южного Техаса до Западного Техаса. Многие исторические идальго или знатные семьи из этой области получили свои титулы и земельныегранты от Испании и Мексики; они по-прежнему дорожат своей землей. Некоторые из систем ранчо Северной Америки, которые были основаны на этих колониальных земельных грантах, можно найти в этом регионе.
Калифорния имеет большую концентрацию басков, особенно в долине Сан-Хоакин между Стоктоном, Фресно и Бейкерсфилдом. В городе Бейкерсфилд проживает большая баскская община, в том числе есть несколько баскских ресторанов, в том числе у Норьеги, получивший в 2011 году Американскую премию Фонда Джеймса Берда за классику. В Чино, Калифорния есть история баскской культуры. В Чино проводится два ежегодных баскских фестиваля, посвященных танцам, кухне и культуре народов. В окрестностях округа Сан-Бернардино проживает много баскских потомков. В основном это потомки поселенцев из Испании и Мексики. Эти баски в Калифорнии сгруппированы в группу, известную как калифорнийцы.
баски европейских испанско-французских и латиноамериканских стран, также расселенные по всей западной части США в таких штатах, как Луизиана, Нью -Мексико., Аризона, Юта, Колорадо, Вайоминг, Монтана, Орегон и Вашингтон.
Идентификационный язык басков называется Basque или Эускара, на котором сегодня говорят 25- 30% населения региона. Идея о центральном месте, которая занимает язык в культурном плане, дает тот факт, что баски идентифицируют себя термином euskaldun и свою страну как Euskal Herria, буквально «говорящий на басках» и «страна баскского языка» соответственно. Язык стал политической проблемой из-за официальной политики Испании и Франции, ограничивающей его использование либо исторически, либо в настоящее время; однако это не остановило обучение, устную речь, письмо и культивирование этого все более активного языка меньшинства. Это чувство баскской идентичности, связанное с местным языком, существует не только изолированно. Для многих басков это сочетается с ощущением испанской или французской идентичности, с использованием испанского и французского языков среди других басков, особенно во французской Стране Басков. Что касается Испанской Страны Басков, то баски, не обладающие чувством испанской идентичности, проверьте часть населения. Как и во многих европейских государствах, региональная идентичность, будь то лингвистическая или иная происхождения, не исключает более широкой национальной идентичности. Например, баскский игрок объедин регби Франции, Иманол Харинордоки, сказал о своей национальной принадлежности:
Я француз и француз баск. Никакого конфликта нет, я горжусь обоими.... У меня есть друзья, которые занимаются политической стороной дела, но это не для меня. Меня интересует только культура, язык Эускера, люди, наша история и обычаи.
В результате продвижения государственного языка, школьной политики, воздействия средств массовой информации и миграции сегодня практически все баа (за исключением некоторых детей) младше школьного возраста) говорят на официальном языке своего государства (испанском или французском). На баскском языке очень мало носителей, говорящих на одном языке: по сути, все говорящие на баскском языке говорят на двух языках по обе стороны границы. Испанский или французский, как правило, является первым языком граждан из других регионов (которые часто не чувствуют необходимости изучать баскский язык), а испанский или французский также являются первым языком многих басков, каждый из которых поддерживает доминирование государственных языков как во Франции. и Испания. Недавняя политика баскского правительства направлена на изменение этой модели, как показано потенциальная угроза распространенного использования языка меньшинства.
Баскский язык считает генет язык изолировать от других европейских языков, почти все из которых принадлежат к широкой индоевропейской языковой семье. Еще одна особенность баскского языка заключается в том, что на нем говорят постоянно in situ, в его нынешнем территориальном положении и вокруг дольше, чем на других современных европейских языках, которые были введены в исторические или доисторические времена в результате перемещения населения или других процессы культурной передачи.
Однако популярные стереотипы, характеризующие баскский язык как «самый старый язык в Европе» и «уникальный среди языков мира», могут быть неправильно поняты и привести к ошибочным предположениям. На столетии назад баскский язык оставался в постоянном контакте с соседними западноевропейскими языками, которые он стал разделять многочисленные лексические свойства и типологические особенности; поэтому неверно преувеличивать «диковинный» характер баскского языка. Баскский также является современным языком и считается современным и печатным, используемым в формах публикации и коммуникации, а также языком, на котором говорят и используются в очень широком диапазоне социальных и культурных контекстов, стилей и регистров..
Баски имеют тесную привязанность к дому (etxe ( a) «дом, дом»), особенно когда он состоит из традиционной самодостаточной семейной фермы или baserri (a). (a) В этом контексте является синонимом семейных корней. Из старых baserri или названий жилья. Обычно они связаны с географической ориентацией или другими значимыми в местных масштабах отличительными чертами. семей: Bengoetxea «дом внизу», Goikoetxea «дом наверху», «верх поля», «следующий к ручью», Элизальде «у церкви», Мендизабал «широкий холм», «птичий домик» Ибарретче «дом в долине», Этксеберри а «нов ый дом »и т. д.
В отличие от окружающих регионов, древние баскские модели наследования, признанные в fueros, способствовали сохранению единства унаследованной земли холдинги. В своего рода первородстве они обычно передавались по наследству старшему ребенку мужского или женского пола. Как правило, они предоставляют одному ребенку, что они предоставляют одному ребенку. Однако этот наследник часто обеспечен остальной частью семьи (в отличие от Англии, где было строгое первородство, где строго старший сын унаследовал все и часто не заботился о других). Несмотря на то, что они были обеспечены каким-то образом, младшие братья и сестры были зарабатывать на жизнь другими способами. В основном после наступления индустриализации эта система сельской эмиграции в Испанию, Францию или Америку. Суровый по современным меркам, этот обычай привел к появлению множества предприимчивых фигур баскского происхождения, которые отправились в мир, чтобы заработать себе дорогу, от испанских конкистадоров, как Лопе де Агирре и Франсиско Васкес де Коронадо, исследователи, миссионерам и святым католической церкви, такой как Франциск Ксавьер.
Широко распространенное мнение, что баскское общество изначально было матриархальным, расходится с существующей, явно патрилинейная система родства и структуры наследования. Некоторые ученые и комментаторы пытались согласовать эти моменты, полагаясь, что отцовское родство представляет собой новшество. В случае использования женщин как в традиционном, так и в современном современном обществе несколько лучше, чем в соседних культурах. В прошлом некоторые женщины участвовали в коллективных магических церемониях. Они были ключевыми участниками богатого фольклора, который сегодня в степени забыт.
Баскская кухня лежит в основе баскской культуры, на которую повлияли соседние общины и отличные продукты моря и суши. Особенность баскской культуры ХХ века - феномен гастрономических обществ (называемых txoko на баскском языке), кулинарных клубов, где мужчины собираются, чтобы готовить и наслаждаться собственной едой. До недавнего времени женщинам разрешался въезд только один день в году. Дома для сидра (Sagardotegiak ) - популярные рестораны в Гипускоа, открытые в течение нескольких месяцев, пока сезон сидра.
В конце 20 века, несмотря на ETA насилие (закончилось в 2010) и кризис тяжелой промышленности, экономическое положение Басков заметно улучшилось. Они вышли из режима Франко с обновленным языком и культурой. Баскский язык расширился географически, чему способствовал значительный рост в городских центрах Памплона, Бильбао и Байонна, где всего несколько десятилетий назад баскский язык практически исчез. В настоящее время количество говорящих на языке остается на прежнем уровне или немного увеличивается.
Традиционно баски были в основном католиками. В 19-м и даже в 20-м веке баски как группа оставались особенно набожными и верующими. В последние годы истории церкви упала. Этот регион был таким миссионеров, как Фрэнсис Ксавье и Мишель Гарикоитс. Игнатий Лойола, основатель Общества Иисуса, был баском. Калифорния Францисканец Фермин Ласуэн родился в Витории. Ласуэн был преемником францисканского Падре Хуниперо Серра и основал 9 из 21 существующей Калифорнийской миссии вдоль побережья.
Росток протестантизма в континентальной Стране Басков произвел первый перевод Нового Завета на баскский язык, сделанный Жоаном Лейсаррагой. Королева Жанна III Наваррская, набожная гугенот, заказала перевод Нового Завета на баскский и беарнский языки для своих подданных. К тому времени, когда Генрих III Наваррский обратился в католицизм, чтобы стать королем Франции, протестантизм практически исчез из баскского сообщества.
Байонна содержала еврейскую общину, состоящую в основном из евреев-сефардов, бежавших от испанской и португальской инквизиции. Были также важные еврейские и мусульманские общины в Наварре до кастильского вторжения 1512–1521 годов.
В настоящее время, согласно единственному опросу общественного мнения, лишь немногим более 50% басков исповедуют ту или иную веру в Бога, в то время как остальные либо агностики, либо атеист. Число религиозных скептиков заметно увеличивается среди молодых поколений, в то время как старшие более религиозны. Католицизм, безусловно, самая большая религия в Стране Басков. В 2012 году доля басков, считающих себя католиками, составляла 58,6%, в то время как это одна из самых секуляризованных общин Испании: 24,6% были нерелигиозными и 12,3% басков были атеистами.
Христианизация Страны Басков была темой некоторых дискуссий. Вообще говоря, есть две точки зрения. Согласно одной из них, христианство пришло в Страну Басков в IV и V веках, а по другой - только в XII и XIII веках. Основная проблема заключается в разных интерпретациях того, что считается христианизацией. Ранние следы христианства можно найти в крупных городских районах, начиная с 4-го века, в епископстве с 589 г. в Памплоне и в трех скоплениях пещер отшельников (две в Алаве, одна в Наварре), которые использовались с 6-го века. В этом смысле христианство пришло «рано».
Дохристианская вера, похоже, была сосредоточена на богине по имени Мари. Несколько топонимов содержат ее имя, что позволяет предположить, что эти места были связаны с поклонением ей, например, Анботоко Мари, который, похоже, был связан с погодой. Согласно одной традиции, она каждые семь лет путешествовала между пещерами на горе Анбото и одной на другой горе (истории разнятся); погода будет влажной, когда она будет в Анбото, и сухой, когда она будет в, или, или Горбеа. Одно из ее имен, Мари Уррака, возможно, связывает ее с исторической наваррской принцессой 11-го и 12-го веков, а другие легенды дают ей брата или кузена, который был римско-католическим священником. До сих пор дискуссии о том, является ли имя Мари оригинальным и просто случайно совпало с христианским именем Мария, или же Мари - это ранняя баскская попытка придать христианскую внешность языческому поклонению, оставались спекулятивными. В любом случае, Мари (Андрамари) - одна из старейших христианских икон на баскских территориях.
Супруга Мари - Сугаар. Эта хтоническая пара, кажется, обладает высшей этической силой и силой созидания и разрушения. Говорят, что, когда они собрались в высоких пещерах священных пиков, они породили штормы. Эти встречи обычно происходили в пятницу вечером, в день исторического акеларра или шабаша. Говорили, что Мари проживала на горе Анбото ; периодически она пересекала небеса ярким светом, чтобы достичь своего другого дома на горе Тксиндоки.
. Легенды также говорят о многих и многочисленных джиннах, таких как джентилак (эквивалент гигантов ), ламиак (эквивалент нимфы ), майруак (строители кромлехов или каменных кругов, буквально мавров ), иратчока (бесы ), соргинак (ведьмы, жрицы Мари), и так далее. Basajaun - это баскская версия Woodwose. Этот персонаж, вероятно, является антропоморфизмом медведя. Есть обманщик по имени Сан-Мартин Тксики («Святой Мартин Меньший»).
Неясно, имели ли неолитические каменные сооружения, называемые дольменами, религиозное значение или были построены для размещения животных или отдыхающих пастухов. Некоторые дольмены и кромлехи являются захоронениями, служащими также в качестве пограничных знаков.
Иоалдунакские танцоры из Наварры.Джентилак ('Гиганты '), с другой стороны, - легендарный народ, который объясняет исчезновение людей каменного века культура, которая жила на возвышенностях и не знала край железа. Многие легенды о них рассказывают, что они были вытеснены огромной силой, но были вытеснены ферронами, или производими литейных заводов, до их полного исчезновения. Они были язычниками, но один из них, Оленцеро, принял христианство и стал чем-то вроде баскского Санта-Клауса. Они дали название нескольким топонимам, как.
Старшие баскские женщины в 16 веке; одежда была запрещена Пьер де Ланкр во время вторжения в Страну Басков (1609-1612)Исторически, баскское общество можно охарактеризовать как несколько противоречащее римскому а позже европейские общественные нормы.
Отчет Страбона о севере Испании в его Geographica (написанный примерно между 20 г. до н.э. и 20 г. н.э.) упоминает «своего рода женское правление - вообще не знак цивилизации »(Hadington 1992), первое упоминание о необычном для того времени положении женщин. «Женщины могли наследовать и контролировать собственность, а также выполнять обязанности в церквях. Однако доказательства этого утверждения довольно скудны.
Такое предпочтение женского доминирования существовало и в 20 веке:
... законы о наследовании по материнской линии и сельскохозяйственные работы, выполняемые женщинами, продолжались в Стране Басков до начала двадцатого века. На более века ученые широко обсуждают высокий статус баскских женщин в кодексах, а также их статус судьи, наследники и арбитры в доримские, средневековые и современные времена. Система, регулирующих наследование во французском системном регионе Басков, отражающее полное равенство полов. Вплоть до кануна Французской революции баскская женщина действительно была хозяйка дома, потомственный опекун и глава рода.
Хотя женщины по-прежнему занимают высокое положение в басках, чем в других западноевропейских обществах, весьма маловероятно, хоть какое-то место в обществе было матричным. archal ', как это часто ложно утверждается о доиндоевропейских народах в целом. Аргумент «баскский матриархат» обычно связан с национализмом 20-го века и расходится с более ранними описаниями общества.
Хотя королевство Наварра действительно приняло феодализм, большинство басков также обладали необычными социальными институтами, отличными от институтов остальной феодальной Европы. Некоторые аспекты включают эту традицию elizate, когда местные домовладельцы собирались перед церковью, чтобы выбрать представителя для отправки к хунтам, и Генеральная хунта (например, Генеральная хунта Бискайя или Гипускоа), которые управляли большими территориями. Другим примером был тот факт, что в средневековом периоде большая часть земли принадлежала фермерам, а не церкви или королю.
У великой семьи игр с мячом есть свое уникальное потомство среди баскских игр с мячом, известное в общем как pilota (исп. пелота). Некоторые варианты были экспортированы в США и Макао под названием Джай Алай.
Есть несколько видов спорта, заимствованных басками из повседневных забот. Тяжелым рабочим бросили вызов, и на них сделали ставки. Примеры:
энсьерро (бег быков) в Памплоне фиестах Санфермин начался как перевозка быков в кольцо. Эти энсьерро, а также другие виды деятельности, связанные с быками и волами., не являются эксклюзивными для Памплоны, но являются традиционными для многих городов и деревень Страны Басков.
В Стране Басков есть несколько клубов, таких как Атлетик Бильбао, Реал Сосьедад, Депортиво Алавес, SD Eibar и, как клуб Navarre, CA Osasuna (единственный клуб в Ла Лиге, имеющий баскское название - osasuna означает «здоровье»). В сезоне 2016–17 эти пять клубов вместе играли в Ла Лиге, что стало первым случаем, когда пять баскских клубов достигли этого уровня одновременно. Политика «Атлетик» по найму означала, что клуб отказывается подписывать какие-либо игроки небаскского происхождения, при этом термин «баск» в настоящее время определен как включающий этнических басков или игроков любой национальности, подготовленных баскским клубом. Реал Сосьедад ранее также проводил такую политику.
В Стране Басков, которых также есть несколько профессиональных баскетбольных команд, наиболее известная из которых Саски Баскония из Витории-Гастейс, одного из 11 клубов, владеющих ставками. в Баскетбольная Евролиге, компания, которая управляет континентальной Евролигой и Еврокубком. В настоящее время они объединены в высшем дивизионе Испании, Лига ACB, с Бильбао Баскет, с двумя клубами, участвующими в давнем соперничестве. Другой клуб из Страны Басков, Gipuzkoa Basket из Доностиа, в настоящее время играет на втором уровне LEB Oro.
Союз регби - популярный вид спорта среди французских басков., с вводящими клубами Biarritz Olympique и Aviron Bayonnais, традиционно выступающими в высшем дивизионе французского регби (Top 14 ). Биарриц регулярно проводит матчи Кубка чемпионов, особенно матчи на выбывание, на стадионе Аноэта в Сан-Себастьяне. Игры между баскскими клубами и каталонским клубом США Перпиньяном всегда трудно бороться.
Велоспорт популярен, и профессиональная велосипедная команда Euskaltel - Euskadi, частично спонсируемая правительством Басков, участвовала в дивизионе UCI World Tour до 2014 года. их оранжевые вершины и способность лазать по их вершинам были известны тем, что прошли знаменитые пиренейские подъемы на Тур де Франс в поддержку своих соотечественников.
Каждый апрель недельный тур по Стране Басков знакомит с красивой холмистой сельской местностью Басков. Мигель Индурайн, родился в Вильяве, одним из самых знаменитых велосипедистов в мире, выигравший 5 подряд Тур де Франс.
В то время как независимого баскского государства не существует, автономное сообщество Испании Страны Басков, состоящей из провинций Алава (Араба), Бискайский (Бискайя) и Гипускоа, в первую очередь историческим следствием и ответом на широкое требование автономии ее населения.
У Наварры есть отдельный статут автономии, спорная договоренность, разработанная во время перехода Испании к демократии (Amejoramiento, «обновление» ее предыдущего статуса во время диктатуры). Это относится к статусу королевства Наварра (до 1841 г.) и их традиционной институциональной и правовой структуре (хартии ). Баскский язык, исходный и основной язык Наварры до конца 18 века, сохранил свою передачу, особенно в северной части. Наварры и в меньшей степени в центральных регионах, обозначенных как баскоязычные или смешанные области в законодательстве Наварры. Вопросы политической, языковой и культурной идентичности очень сложны в Наварре. В политическом плане некоторые баскские националисты хотели бы интегрироваться в Баскское автономное сообщество.
Французская Страна Басков сегодня не существует как формальная политическая единица и официально является частью французского департамента Pyrénées Atlantiques, с центром в Беарн. За последние годы количество мэров региона, поддерживающих создание отдельного баскского департамента, выросло до 63,87%. Пока что их попытки безуспешны.
И испанское, и французское правительство временами подавляли баскскую языковую и культурную идентичность. Французские республики, воплощение национального государства, долгую историю попыток полного культурного удивительного культурного меньшинств. Испания на большинстве этапов своей истории предоставляет степень лингвистической, культурной и даже политической автономии, но при режиме Франсиско Франко испанское правительство обратило вспять успехи баскского национализма. поскольку он боролся на другой стороне гражданской войны в Испании : культурная деятельность в Басках ограничивалась фольклорными вопросами и католической церковью.
Сегодня Южная Страна Басков Внутри Испании пользуется обширной культурной и политической автономией. Большинство школ, подпадающих под юрисдикцию системы образования басков, используют баскский язык в качестве основного средства обучения. Однако более деликатная ситуация в Северной Стране Басков во Франции, где баскский язык официально не признан и где отсутствие автономии и одноязычное государственное образование на французском языке оказывают большое давление на баскский язык.
В Наварре баскский язык был объявлен вымирающим языком, поскольку антибаскское и консервативное правительство Наваррского народного сообщества выступает против символов баскской культуры, подчеркивая испанскую идентичность Наварры.
на баскском языке также говорят иммигранты в крупных городах Испании и Франции, в Австралии, во многих частях Латинской Америки и в Соединенных Штатах. США, особенно в Неваде, Айдахо и Калифорнии.
Времен его формулировка Сабино Арана в конце 19 века, более радикальные течения баскского национализма потребовали права самоопределения и даже независимости. В Стране Басков этот элемент баскской политики часто находится в равновесии с концепцией Страны Басков, как еще одна часть испанского государства. Напротив, стремление к большей автономии или независимости распространено среди левых баскских националистов. Право на самоопределение было подтверждено Парламентом Басков в 2002 и 2006 годах. Самоопределение не признано в Конституции Испании 1978 года, подавляющее большинство басков воздержались (55%), а некоторые проголосовали даже против (23,5%) на ратификационном референдуме 6 декабря того же года. Тем не менее, он был одобрен явным большинством в целом на испанском языке (87%). Автономный режим Страны Басков был одобрен на референдуме 1979 года, но автономия Наварры (Amejoramiento del Fuero: «улучшение устава») никогда не подвергалась референдуму, а только утверждалась наваррскими кортесами (парламентом).
Как и их язык, баски явно указал собой особую культурную группу в своем регионе. Они считают себя культурно и особенно лингвистически отличными от своих соседей. Некоторые баски идентифицируют себя только как баски, тогда как другие идентифицируют себя как басков, так и испанцев. Испанию 1812 г. Испанию 1812 г., принятую в соответствии с определением национальных национальных меньшинств, является неполным, отдельным определением национальных национальных меньшинств. Конституция.
В нашем времени, как европейский народ, живущий в высокоиндустриальной зоне, культурные отличия в остальной Европе неизбежно стираются, хотя сознательная культурная идентичность как среди народа Европы, остается очень сильной, как и идентификация со родина, даже многих басков, которые эмигрировали в другие части Испании или Франции, или в другие части мира.
Самое сильное различие между басками и их традиционными соседями - лингвистическое. Окруженные носителями романского языка, который традиционно используется (и многие до сих пор говорят) на языке, был не только не романским, но и неиндоевропейским. Преобладающая вера среди басков, составляющая часть их национальной идентичности, заключается в том, что их язык имеет преемственность с людьми, жившими в этом регионе не только с доримских и докельтских времен, но и с каменной векой.
В 1920 году Х. Г. Уэллс называл иберийскую расу. Он считал ее четвертой подрасой кавказской расы наряду с арийской, семитской и хамитской подрасами. Он заявлен, что основная этнической группой, которая наиболее полно представляет собой принадлежность иберийской расы, были баски, и что баски были потомками кроманьонцев. В 1994 г. в своей книге «История и география генов человека» популяционный генетик Л. Лука Кавалли-Сфорца заявлено, что «есть поддержка со многих сторон» гипотезы о, что баски являются потомками первых кроманьонцев.
Баски в 1927 г.Еще до развития современной генетики, основанной на секвенировании ДНК, баски уже известны отличными генетическими паттернами, такими как обладание самой высокой глобальной долей группы крови Rh- (35% фенотипически, 60% генетически). Кроме того, у баскского населения практически нет ни группы крови B, ни родственной ей группы AB. У них высокий уровень группы крови O, но это, вероятно, связано с изоляцией.
Несмотря на то, что они генетически различны в некоторых отношениях, баски все еще очень типично европейцы с точки зрения их Y-ДНК и мтДНК, а также с точки зрения некоторых других генетических локусов . Эти же придерживаются широко распространены в западной половине Европы, особенно на западной окраине континента.
Отличная особенность, отмеченная исследованиями «классических» маркеров (таких как группы крови) и явно «пре- Индоевропейская« природа баскского языка »привела к популярному и давнему мнению, что баски - это« живые окаменелости »самых ранних генетических современных людей, колонизировавших Европу. Однако исследования Y-хромосомы показали, что подавляющее происхождение большинства современных басков общее с другими западными европейцами, а именно заметное преобладание гаплогруппы R1b.
. Первоначально гаплогруппа R1b предполагалась как маркер палеолита, когда Европа повторно появилась заселена после последнего ледникового максимума, около 25000 лет назад. Таким образом, баскское население использовалось в качестве источника неолитической диффузии в качестве компонента пищеварительной системы. Такие исследования пришли к каким-либо другим геномам, которые, по-видимому, являются аналогами современных басков и людей с Ближнего Востока (или Западной Азии), со средними значениями более 35%. для родительских популяций независимо от того, принимается во внимание генетическая информация или нет. Наименьшая степень примеси как басков, так и стран Ближнего Востока обнаружена в Финляндии, тогда как самые высокие значения составляют, соответственно, 70% «басков» в Испании и примерно 60% «Ближнего Востока » на Балканах.. Эта теория столкновения с противоречиями даже до самых последних хронологических переоценок. То, что R1b должен быть маркером палеолита, было специальным предположением, предложенным Семино и др. (2000) и распространен последующими учеными без дальнейшего анализа. Более высокое разрешение STR-анализ линий R1b из других западноевропейских популяций (например, Италии или Великобритании (Уэльс)) показывает, что их популяции, по-видимому, происходят от баскских.
Более поздние исследования вместо этого предполагают, что R1b распространился по Европе из юго-западной Азии в период неолита или позже, между 4000 и 8000 лет назад.
Аутосомно-генетические исследования подтвердили, что басков разделяют:
Несколько древних образцов ДНК были извлечены и амплифицированы из палеолитических участков в Баскский регион. Отобранные здесь коллекции гаплогрупп мтДНК значительно отличались от их современных частот. Авторы пришли к выводу, что существует «разрыв» между древними местными жителями и современными басками.
Таким образом, хотя у басков есть некоторые очень архаичные линии происхождения (такие как мтДНК Hg U8a), они не имеют «неразбавленного палеолитического происхождения» и не имеют являются ли они предками большей части Западной Европы. Скорее, их генетическая особенность является результатом столетий низкой численности населения, генетического дрейфа и эндогамии.
Современные баски и кантабрийцы обладают почти исключительно линиями U5b (U5b1f, U5b1c1, U5b2).
Баскские мальчики носили традиционные чапелас в 1990 годуВ 2015 году было опубликовано новое научное исследование ДНК басков, которое, похоже, указывает на то, что баски являются потомками неолитических фермеров, которые смешались с местными мезолитическими Охотники до этого стали генетически изолированными от остальной Европы на тысячелетия. Маттиас Якобссон из Университета Уппсалы в Швеции проанализировал генетический материал восьми человеческих скелетов каменного века, найденных в пещере Эль-Порталон в Атапуэрка на севере Испании. Эти люди жили между 3500 и 5500 лет назад, после перехода к земледелию в юго-западной Европе. Результаты показывают, что эти первые иберийские фермеры являются ближайшими предками современных басков.
Результаты были опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States. Согласно исследованию, «результаты показывают, что баски прослеживают свою родословную до ранних фермерских групп из Иберии, что противоречит предыдущим представлениям о них как о остатке населения, которое прослеживает свою родословную к мезолитическим группам охотников-собирателей». Эти ранние неолитические фермерские предки басков, однако, дополнительно смешивались с местными юго-западными охотниками-собирателями, и «доля примеси, связанной с охотниками-собирателями, в ранних земледельцах также увеличивалась в течение двух тысячелетий». Было обнаружено, что эта смешанная группа является предком других современных иберийских народов, но хотя баски оставались относительно изолированными на протяжении тысячелетий после этого времени, более поздние миграции в Иберию привели к отчетливому и дополнительному смешению со всеми другими иберийскими группами.
В 2019 году в журнале Science было опубликовано исследование, в котором был проанализирован более точный и глубокий временной разрез древних иберийских популяций, включая басков. В их аннотации говорится: «и мы обнаруживаем, что современных басков лучше всего описать как типичное население железного века без примесей, которые позже затронули остальную часть Иберии». Это указывает на то, что баски были изолированы от примеси с посторонними группами, по крайней мере, за 1000 лет до нашей эры или за 3000 лет до настоящего времени. В Иберии эти более поздние случаи смешения (скрещивания) происходили с центральноевропейскими (кельтскими), восточно-средиземноморскими и северноафриканскими популяциями, и геномное происхождение от них обнаруживается во всех или большинстве современных иберийских популяций, за исключением басков. 212>В 2007 году генетик Спенсер Уэллс, директор Генографического проекта в National Geographic, указал, что баски генетически идентичны остальным Иберийцы. Тем не менее, они имеют немного разные частоты, типичные для изолированной популяции.
Среди самых известных басков Хуан Себастьян Элькано (возглавил первую успешную экспедицию, совершившую кругосветное плавание после смерти Фердинанда Магеллана в середине пути); Санчо III Наваррский ; и Игнатий Лойола и Франциск Ксавьер, основатели Общества Иисуса. Дон Диего Мария де Гардоки-и-Аррикибар (1735–1798) был первым послом Испании в Соединенных Штатах. Мигель де Унамуно был известным писателем и философом конца 19-го и 20-го веков. Отец Альберто Уртадо, S.J., (1901-1952), священник-иезуит, основавший благотворительную жилищную систему Hogar de Cristo, что означает очаг, или дом Христа, в Чили. Эль-Хогар обеспечил бездомным домашнюю атмосферу. Он также основал Чилийскую ассоциацию профсоюзов для продвижения профсоюзного движения, основанного на социальных учениях католической церкви. Он был другом и спасителем для всех бедных и бездомных. Он был беатифицирован Папой Иоанном Павлом II 16 октября 1994 г. и канонизирован Папой Бенедиктом XVI 23 октября 2005 г.
Найдите Basque в Wiktionary, бесплатном словаре. |
Wikisource имеет Текст статьи Британской энциклопедии 1911 года Баски. |
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с народом Страны Басков. |