Сабино Арана

редактировать
Баскский национальный активист, писатель и политик

Сабино Арана
Сабино Арана Сабино Арана
РодилсяСабино Поликарпо Арана Гойри. 26 января 1865 года. Абандо, Бискайский регион, Испания
Умер25 ноября 1903 (1903-11 -25) (38 лет). Сукарриета, Бискайский регион, Испания
ПсевдонимАрана та Гойри'таŕ Сабин
Род занятийПисатель
НациональностьИспанец
СупругНиколаса де Ачика-Альенде Итурри (1900–1903; его смерть)
РодственникиЛуис Арана ( брат)

Сабино Поликарпо Арана Гойри, самопровозглашенный как Арана та Гойри'та Сабин (26 января 1865 - 25 ноября 1903), был баскским писателем. Он был основателем Баскской националистической партии (PNV) и отцом баскского национализма.

. Он умер в Сукарриета в возрасте 38 лет после того, как заболел Болезнь Аддисона во время пребывания в тюрьме. Его обвинили в государственной измене за попытку отправить телеграмму президенту Теодору Рузвельту, в которой он хвалил Соединенные Штаты за помощь Кубе в обретении независимости от Испании.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Сторонник баскского языка
  • 3 Идеология
  • 4 Наследие
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Предыстория

Статуя в Абандо, недалеко от Сабин-Эчеа

Одно из последствий Первая карлистская война была заменой Ancien Régime баскского домашнего правила (fueros ) ограниченной, но все еще актуальной автономией. Большинство в Наварре и остальных округах Басков поддержали претендента на испанскую корону Карлоса V за его поддержку их институтов и законов (характеризующихся тем, что более либеральны, чем в другом месте в Испании). Однако в 1839 году они потерпели поражение, и Наварра, Бискайя, Алава и Гипускоа были интегрированы в испанскую таможенную систему. Баскские промышленники наживались на приватизации предприятий и испанского зависимого рынка с железной рудой и конвертером Бессемера, и Бискайский остров стал «железной Калифорнией ». Рабочие со всей Испании были привлечены в этот район в качестве рабочих для растущей промышленности.

Арана родился в («мелкой дворянской») семье из Абандо, квартала, который недавно был включен в состав города Бильбао в качестве нового расширения для рост индустриальной эпохи. Абандо был городом, в котором говорили на баскском языке, но, следуя позиции элиты в районе Бильбао в этот период, баскский язык не передавался братьям и сестрам Араны в семье. Абандо и его порт были в центре Замаколада восстания против попыток испанского премьера Мануэля Годоя набрать басков в испанскую армию (1804 г.), контрафуэро или нарушение базового баскского языка. законодательство.

После Третьей карлистской войны (1876 г.) Арана вместе со своим братом Луисом (1876–1881) посещал иезуитскую школу Ордуньи. Ордунья стал горячей точкой и местом встречи pro-fueros, первобытных баскских националистов, озабоченных утратой местных институтов басков. Арана утверждал, что на Пасху 1882 года у него было квазирелигиозное откровение, которое он передал своему брату Луису Арана. С тех пор он посвятил себя националистическому делу Бискайского полуострова, которое позже распространилось на Страну Басков.

Сторонник баскского языка

Флаг ikurriña является совместной разработкой братьев Арана.

Он был одним из первых защитников использования баскского языка Во всех сферах общества, чтобы избежать его растущей маргинализации перед лицом проникновения испанского языка, введены в качестве обязательных в школьном обучении и управлении даже ряд культурных мероприятий (театр и т. д.).

Он выучил язык в молодости, но был готов побороться за должность профессора баскского языка в Instituto de Bilbao, борясь против Мигеля де Унамуно и победителя, Resurrección María de Azkue, которая стала эрудированным знатоком языка. Он приложил большие усилия для создания кодифицированной орфографии и грамматики для баскского языка и предложил несколько неологизмов для замены заимствованных слов испанского происхождения.

Некоторые из этих нововведений, такие как символы ĺ и ŕ, были в конечном итоге отвергнуты в усилиях по стандартизации баскского языка, предпринятых с 1968 года, что привело к созданию Стандартный баскский - Эускара Батуа.

Идеология

Его первой опубликованной работой была Bizkaya por su independencia («Бискайский остров за независимость»), в котором он призывает к независимости Бискайского района от Кастилии-Испании («как это было до 1200 "), перекликаясь с предложениями, выдвинутыми представителями правительства Гипускоа перед Национальным съездом должностными лицами Пинета и Кавеньяка в Гетарии во время Пиренейской войны (1793–1795).

Документ представляет собой собрание исторических событий, мифических историй, а иногда и неточных отчетов о более ранних битвах древнего народа Бискайя. Так же, как и другие националистические идеологии того периода, например Испанский национализм, исторические отчеты Араны искажали и преувеличивали события из истории Басков.

Отстраняясь от сторонников pro-fueros, Арана отказался требовать отмены фуэро, подавленных в мае 1876 ​​, вместо этого делая упор на полное восстановление самоуправления, подавленного в 1839. Он считал испанский закон 1839 г., «поддерживающий» самоуправление, как акт, положивший конец собственным источникам власти басков и «светскую независимость басков», а также нарушение международного права.

В 1894 году он основал первую новую националистическую партию (Partido Nacionalista Vasco - Eusko Alderdi Jeltzalea ), вторую по возрасту политическую партию в Испании, чтобы обеспечить место для собраний и прозелитизма. Сабино Арана, как и многие европейцы его времени, считал, что сущность страны определяется ее кровью или этническим составом. В Испании главенство испанской расы и ее "цивилизованное" стремление к народам, считавшимся нижестоящими, защищали главные политические фигуры и партии, в то время как ряд испанских интеллектуалов и даже басков, включая социалистов, выступали за исчезновение баскский язык - все более отчужденный от семьи и неформальной среды.

Многие баски считают его оводом, который положил начало движению за культурное возрождение басков и за свободу своего народа. В этом отношении Арана защищал конституционные основы упраздненной баскской институциональной и правовой базы (fueros). PNV, партия, находящаяся у власти в Баскском автономном сообществе с конца франкизма (кроме периода 2009-2012 гг.), Развивалась в более тонких и прагматических направлениях в отношении религии и взглядов. о расе, уходя от своих самых противоречивых идей, но не от его политической персоны.

Сабино Арана, заключенный в тюрьму в Ларринаге за поддержку независимости Кубы, изображенный здесь в 1902 году

Сабино Арана создал ксенофобскую идеологию, основанную на чистоте баскской расы и ее предполагаемом моральном превосходстве над другими (производное системы limpieza de sangre современной Испании ), антилиберального католицизма интегризма и глубокого противодействия миграции испанцев в Страну Басков. Напротив, в отличие от многих современных консервативных политиков в Испании, он был против рабства в испанских колониях, таких как Куба.

. Он был обеспокоен иммиграцией в Бискайский регион. многих рабочих из западной и центральной Испании во время промышленной революции на небольшую территорию, чьи местные политические институты были недавно подавлены (1876 г.), полагая, что их влияние приведет к исчезновению чистая баскская раса. Он представил басков в отличие от (людей из остальной части Испании):

«Необходимо изолировать себя от макетос. В противном случае, в этой стране, по которой мы идем, невозможно работать во славу Бог." Bizkaitarra, No. 19

Он был плодовитым писателем, написавшим более 600 журналистских статей, большинство из которых имели пропагандистские цели. Он любил шокировать и провоцировать, чтобы привлечь внимание общества, которое, как он считал, не знало о его судьбе. Есть два ключевых аспекта политической личности Сабино Арана:

  • Он не был традиционным консерватором; он решительно выступал против рабства (законного на контролируемой испанцами Кубе за десять лет до обретения ею независимости) и защищал право южноафриканских зулусов на их землю.
  • Он был неутомимым тружеником, действующим во многих сферах; он выучил баскский язык, будучи взрослым, предпринял ряд мероприятий по популяризации баскского языка и культуры, создал политическое движение и изобрел символы (флаг, гимн, название страны ), используемое по сей день не только баскскими националистами, но и другими политическими партиями и представителями, особенно в Баскском автономном сообществе.

Другой важной частью его идеологии был набожный католицизм. Он считал это важной частью баскской идентичности, которая контрастировала с секуляризмом, импортированным из других частей Испании и из-за границы вместе с новыми средствами производства и рабочей силы, часто беспрецедентной иммиграцией. Однако его баскский национализм удерживал его от карлизма, который был доминирующим ультракатолическим и консервативным движением в этом районе и идеологией его отца.

Арана и его баскское националистическое движение подвергались преследованиям за их идеи против испанского империализма, за что он был осужден, когда отправил телеграмму Теодору Рузвельту с благодарностью за его помощь в «освобождении». «Куба в 1902 году и приговорен к суровому заключению в тюрьме, которая подорвала его здоровье и вскоре умер. Перед его кончиной был выпущен приписываемый ему сбивающий с толку манифест, в котором он отказался от сути своих идей ко всеобщему удивлению. Характер этого документа, устанавливающего Liga de Vascos Españolistas («Лига испано-настроенных басков»), все еще является предметом споров относительно того, искренне ли он изменил свои взгляды или вместо этого просто пытался улучшить условия своего заключения.. Смерть Араны оставила вопрос без ответа, и ни его брат Луис, ни партия не выполнили его предложение.

Наследие

Считается, что идеи Сабино Арана породили баскское националистическое движение.

В 2015 году был выпущен телевизионный фильм под названием Sabin. В феврале 2017 года Народная партия Страны Басков призвала переименовать улицу, названную в честь Арана, из-за его «расизма» и потому, что он «сделал возможным существование таких явлений, как ETA террористическая группа ». Национальная партия Васко сохранила лишь более умеренную часть своего послания. С другой стороны, некоторые баски до сих пор почитают его как отца баскского националистического движения, которому удалось начать перелом в упадке баскского языка и культуры. Его именем названы улицы многих баскских городов.

Сабин-Эткеа в 2007 г.

Поместьем его дома в Абандо сейчас является Сабин-Эчеа («Дом Сабино»), штаб-квартира EAJ-PNV.

Йон Джуаристи заметил, что, возможно, наиболее влиятельной частью его наследия является неологистический список баскских версий имен в его Deun-Ixendegi Euzkotarra («Баскский сборник имен святых», опубликованный в 1910 году). Вместо традиционных преобразований романских имен он предложил придуманные им другие, которые, по его мнению, были более верны оригиналам и адаптированы к баскской фонологии.

Например, его брат Луис стал Колдобиком из франкского Хлодвига. Традиционное Перу, Пелло или Пиаррес («Петр ») превратилось в Кепа из арамейского כי K (Кепха). Он считал, что суффикс - [n] e по своей сути женский, и новые имена, такие как Nekane («боль» + ne, «Долорес ») или Garbine («чистый» + ne, «Immaculate [Conception] ") часты среди баскских женщин. Даже зятя короля Испании зовут Иньяки Урдангарин, причем Иньяки является альтернативой Аране для Игнатия вместо традиционных баскских Инацио, Иньиго или Энеко (которые являются все связанные).

Ссылки

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Сабино Арана.
Последняя правка сделана 2021-06-06 05:42:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте