A baserri (баскское произношение: ; испанский : caserío vasco; французский : maison basque) - традиционный фахверковый или каменный тип сарай фермерский дом, найденный в Страна Басков в Северной Испании и Юго-Западной Франции. Басери с их пологими крышами и входными порталами очень характерны для этого региона и составляют важную часть традиционных баскских общественных структур. Также считается, что они играли важную роль в защите баскского языка в периоды преследований, предоставляя языку очень рассредоточенную, но значительную базу говорящих.
Термин басерри происходит от корней basa «дикий» и herri «поселение» и обозначает усадьбу, расположенную не в деревне или городе. Людей, живущих на басери, называют басерритаррак (баскское произношение: ), термин, который контрастирует с калетаррак (баскское произношение: ) (уличные люди), то есть люди, которые живут в городе или городе.
Современный термин baserri на баскском языке имеет довольно ограниченное значение, обозначающее здание и его обитателей, особенно на гипузкоанском диалекте. Первоначально, однако, он обозначал здание (в некоторых местах еще называемое baserri-etxea «дом базерри»), его обитателей и все поместье. Первоначально широкое значение этого термина связано с присущей ему двусмысленностью баскского слова herri, которое может быть переведено как «земля», «дом», «люди» или «поселение» в зависимости от контекста.
В испанском языке в основном используется термин caserío vasco, но обратите внимание, что caserío может также обозначать целое поселение в некоторых частях испаноязычного мира. В французском часто встречается термин maison basque, хотя он частично пересекается с баскским понятием (дом).
В целом, их почти нет на более равнинных территориях Алава и центральной и южной Наварры (Агер Васконум). Эти области прошли через более глубокий период романизации, когда древнеримские фунди предоставили почву для новых небольших скоплений населения и деревень, которые разбросали по всему региону на рубеже веков. первое тысячелетие после того, как мусульманские набеги прекратились. Их часто называют в честь старого землевладельца, например. Барбарин и т. Д. В Наварре, частях Алавы и некоторых частях Северной Страны Басков басери часто образуют довольно удаленные друг от друга поселения, но практически никогда не стоят вплотную друг к другу, чтобы минимизировать риск пожара. Басеррис в Гипускоа и Бискайский остров в целом представляют собой отдельные здания, но обычно находятся в пределах видимости другой басери.
Каменное басери в Гизабуруаге.Предшественник Басерри были фермерским сообществом позднего средневековья в холмистой атлантической зоне, которое в какой-то момент научилось и занялось сеянием и сбором урожая (см. легенду о Сан-Мартин Чики ). Семьи жили не в зданиях басерри, как мы знаем сегодня, а в группах небольших деревянных хрупких лачуг, в которых достаточно места для семьи, скота и хранимого сена. Однако цех печати, зернохранилища, свинарники и овчарни находились в отдельных зданиях. На этом этапе baserri четко обозначает все сообщество, стоящее за экономической единицей. В этот период также наблюдалось развитие лингвистического аналога baserri для религиозных вопросов, baseliza или «дикая церковь».
В течение 14-15 веков, когда население начало расти, увеличивалась сельскохозяйственная деятельность, а также увеличивалась связь между сельскохозяйственной деятельностью и животноводством в басери, что привело к увеличению числа басери. Конец 15 и 16 века - это период мира между враждующими дворянскими группировками после многих лет столкновений, когда поборы и злоупотребления в отношении фермеров были обычным явлением, что привело к времени оптимизма и стабильности. Американское и андалузское завоевание открыло новые возможности, благодаря небольшим состояниям, сделанным баскскими предпринимателями, которые стимулировали строительство басерриса, процветающего сотнями. Кукуруза из Америки заменила менее продуктивную пшено, получив баскское название арто. В то время как частная собственность на землю была известна, если не широко распространена в южных частях Алавы и Наварры со времен Римской империи, большая часть земель дальше к северу все еще была общей землей в этот период. Советы стимулировали строительную деятельность с освобождением от уплаты налогов на рубку деревьев для строительства басери, что позволило баскским фермерам превратить участки общей земли в частные басери. Некоторые из этих новых базерри были названы просто Etxeberria, «новый дом».
На этом переходном этапе постройки басери состояли из деревянных конструкций, которые едва ли напоминали жилища, часто сделанные из дуба из окрестных лесов. На самом деле центральное место в доме занимала пресса, поскольку сидр был очень важным видом экономической деятельности для хозяйства семьи. Затем семьи начали переезжать в первоначально завод по производству сидра, стойло для крупного рогатого скота и зернохранилище, в конечном итоге дополнив или даже заменив его первоначальную функцию жилищем. Хорошо известным примером этого типа басерри является базерри Игартубейти (построено в 1530 г.), ныне интерактивный музей и выставочное пространство, где проводятся мероприятия, связанные с изготовлением сидра (например, тхалапарта ) и традиционная сельская жизнь.
Первые каменные фермерские дома в Гипускоа (которые в любом случае были с деревянными каркасами) были построены в 15 веке и вызвали восхищение и зависть у соседей. Только самые богатые фермеры могли позволить себе роскошь построить дом «de cal y canto» («из камня и извести»), заплатив команде каменщиков, которые выкапывали и обрабатывали камень. С другой стороны, Oakwood был дешевым и доступным. Возросшая строительная активность привела к появлению некоторых из самых ранних зарегистрированных законов об охране окружающей среды, касающихся вырубки и лесовозобновления, таких как закон, принятый Батзаром из Азкойтии в 1657 г., который запрещал рубку молодых деревьев и требовал, чтобы каждый вырубал дерево, чтобы посадить на его месте два новых дерева.
Базелиза (скит) в Итурриоце в Айя.В Северной Стране Басков их часто называют борда, термин, первоначально относившийся к пастушеским приютам. Расширение, как структурно, так и терминологически, этого термина для обозначения фермерского дома, а не жилья, произошло в 17-18 веках, когда дальнейшее увеличение населения привело к превращению таких летних пастбищных укрытий в фермерские дома.
XVII век также является последним периодом строительства цокольных домов с фахверковыми фасадами. Практически все более поздние постройки выполнены из цельного камня (за исключением центральной части над углубленным порталом, чтобы избежать структурных проблем). Начиная с 18 века, оставшиеся фахверковые элементы были заменены каменными арками над входами.
Басерри представляет собой основную ячейку традиционного баскского общества, как прародину семьи. Традиционно домашним хозяйством управляют etxekoandre (хозяйка дома) и etxekojaun (хозяин дома), каждый из которых имеет четко определенные права, роли и обязанности. Когда пара достигает определенного возраста, по достижении которого они желают выйти на пенсию, басери официально передается ребенку. Необычно то, что по традиции родители были свободны выбирать любого ребенка, мужчину или женщину, первенца или позже рожденного, чтобы взять на себя роль etxekoandre или etxekojaun, чтобы гарантировать, что ребенок, наиболее подходящий для этой роли, унаследует родовой дом.
камень над Орбе басерри в Ангиосаре, Испания, на котором изображен гербБасерри согласно традиционному праву (фуэрос) не могут быть разделены или унаследованы более чем одним человеком. Это по-прежнему имеет место в Южной Стране Басков, но введение во Франции Наполеоновского кодекса, согласно которому такая практика является незаконной, сильно нарушило эту традицию на Севере. Хотя баски на севере предпочли проявить «творческий подход» к новым законам, в целом это привело к распаду и окончательному финансовому краху многих басерри.
На практике традиция не разрушать басерри означала, что оставшиеся дети должны были жениться на другой басери, оставаться в семье басери в качестве неженатых служащих или делать свой собственный путь в мире (Iglesia o mar o casa real, «Церковь, море или королевский дом»).
Таким образом, у большинства басерри есть большой вырезанный из камня знак, встроенный в переднюю стену, называемый армарриак (камни для гребня), и декоративный камень над входом, называемый атэ-буру или аталбуру (начальник двери). На камне перемычки обычно указывается, кто построил дом и в каком году он был построен. В армаре указывается либо название деревни или долины, либо фамилия семьи, и часто он выполнен в стиле герба, знака универсального дворянства, которым пользовались в Бискайи. Последняя практика отображения фамилии в основном встречается в Южной Стране Басков. На обоих часто вырезаны баскские символы, многие из которых дохристианские, например, лаубуру, животные, растения и мифические фигуры.
Многие баскские фамилии происходят от географических названий и, особенно, от базерриса. Однако эти фамилии обманчиво старше, чем baserri-etxe, то есть здание baserri, и относятся к сообществу и месту, предшествующему зданию.
У значительного числа людей также есть прессы для яблок и хранилища для бочек, встроенные в структуру Базерри для производства баскского сидра.
Хотя существуют разные стили зданий с особенностями, характерными для каждого региона, большинство из них имеют общий основной дизайн. Большинство из них имеют три этажа с конюшнями внутри здания и пологой крышей, каменными несущими стенами и внутренними конструкциями, сделанными в основном из дерева.
Baserri спроектирован как модульный в том смысле, что к основной конструкции могут быть добавлены дополнительные крылья, позволяющие при необходимости расширять здание. Основное здание, называемое биаррико («два камня, одно»), состоит из двух основных несущих стен; хирухаррико («трех каменный один») с пристройкой с одной стороны и лауаррико («четырех каменный один») с двумя пристройками, по одному с каждой стороны от исходного здания.
План этажа почти всегда прямоугольный, с узким концом, образующим фасад. На фасаде обычно есть окна на всех трех этажах и как минимум один большой вход, часто два.
Обычное распределение этажей обычно включает:
Внутри кухня (сукальде на баскском языке) была центром активности и социального взаимодействия. Первоначально огонь располагался в центре кухни (по аналогии с шотландскими черными домами ) с настенным железным поворотным рычагом, но в конечном итоге был заменен каминами, встроенными в стену с дымоходом.
Хотя обычно они встречаются на первом этаже, кухни нередко располагаются на втором этаже. Если это имело место в более холодных регионах Страны Басков, обязательная печь для выпечки хлеба была построена на небольшом балконе, с выходом только на кухню, чтобы минимизировать риск возгорания. В регионах с умеренным климатом печь для хлеба обычно располагалась отдельно от главного здания басери.
Исторически, кровельным материалом служила деревянная черепица, сделанная из бука, но сегодня в большинстве регионов басери имеют черепичные крыши. Считается, что баскская фамилия («черепичный дом») восходит к той эпохе, когда терракотовая черепица заменила ранее черепичные крыши и был первым человеком, у которого была черепица. По этому факту выделяется черепичная крыша. Деревянные крыши в основном сохранились в горных частях Наварры и Соул, страдающих от сильных снегопадов, поскольку деревянные крыши позволяют использовать более крутые крыши, предотвращающие накопление снега.
Карнизы обычно большие, особенно на передних фасадах, но обычно намного меньше или отсутствуют на противоположной стороне. Чтобы уменьшить сопротивление ветра, крыша, обращенная на север, часто строится в стиле, называемом миру-бузтана (воздушный змей хвост) - по сути, шатровая крыша.
На старых базах входной портал может занимать до трети поверхности фасада, часто для этого требуется одна или несколько опорных колонн. Он почти всегда смотрит на юго-восток (т.е. напротив погодной стороны ) и независимо от вида. Вместе с исчезновением фахверковых фасадов в 18 веке, порталы, которые изначально были деревянными, постепенно исчезли и были заменены каменными порталами.
Дерево фахверковых фасадов традиционно окрашивалось в красный цвет краской из оливкового масла, охры и бычьей крови, хотя сегодня часто используются коммерческие краски. Белизна между деревянными балками была достигнута путем окрашивания поверхности известковой штукатуркой.
. Портал (ataria на баскском языке) играл центральную роль в повседневной жизни базерритаррас, являясь домом для самых разных социальных мероприятий. деятельность по измельчению муки и забою животных.
В областях, где базерри сгруппировались в рыхлые поселения, портал был преобразован в большой дверной проем, обычно с двухстворчатой дверью, которая также была разделена по горизонтали.
Хотя большая часть продуктов басериса хранится внутри главного здания, у некоторых есть отдельные зернохранилища, называемые гарай в Басков. Это небольшие деревянные или каменные сооружения на каменных опорах, очень напоминающие такие зернохранилища в других частях света.
Некоторые басерри, похоже, не поддаются обычному определению басерри. Во многих случаях это результат генеральной хунты Бискайского и Гипускоа, которая приказала домам-башням (dorretxeak по-баскски) снесены после столетий партизанских войн басков. Многие из них были переоборудованы в невоенные здания, в результате чего получился довольно необычный базеррис.
Традиционно сельское хозяйство и скотоводство составляли основу жителей басери, но из-за недавних экономических и социальных изменений, агротуризм также стал основным видом деятельности на baserris.
Басери окружают различные культурные традиции и суеверия.
Одна из них - это привычка прикреплять сушеный чертополох (на баскском языке называемый эгузкилоре или «подсолнух», не путать с подсолнухом, называемым экилоре) к дверям. басери на удачу. Фольклор гласит, что некоторые нежеланные духи, такие как ламинат, ведьмы или дьяволы, действуют только ночью, и прикрепление этого цветка к двери заставит этих существ предположить, что солнце светит на басери, и поэтому держаться подальше. Согласно аналогичному распространению веры, они также должны были защищать от ударов молнии и повреждений штормом.