Часовня Торнабуони

редактировать
Вид на часовню Торнабуони Джованни Торнабуони

Часовня Торнабуони (итальянский: Cappella Tornabuoni) - главная часовня (или алтарь ) в церкви Санта-Мария-Новелла, Флоренция, Италия. Он знаменит обширным и хорошо сохранившимся фресками на его стенах, одним из самых полных в городе, который был создан Доменико Гирландайо и его мастерской между 1485 и 1490 годами..

Содержание
  • 1 История
  • 2 Структура цикла
  • 3 Сцены из жизни Пресвятой Девы Марии
    • 3.1 Изгнание Иоакима
    • 3.2 Рождение Марии
    • 3.3 Представление в храме
    • 3.4 Венчание Богородицы
    • 3.5 Поклонение волхвов
    • 3.6 Избиение младенцев
    • 3.7 Смерть и Успение Богородицы
  • 4 Сцены из жизни Иоанна Богослова Креститель
    • 4.1 Явление Ангела Захарии
    • 4.2 Посещение
    • 4.3 Рождение Крестителя
    • 4.4 Захария записывает имя Иоанна
    • 4.5 Иоанн проповедует в пустыне
    • 4.6 Крещение Христа
    • 4.7 Банкет Ирода
  • 5 Центральная стена
  • 6 Убежище
  • 7 Хор и другая мебель
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
История

Главная часовня Санта-Мария Новелла была первой фреской d в середине 14 века, автор Андреа Орканья. Остатки этих картин были найдены во время реставрации в 1940-х годах: они включали, в основном, в склепе, фигуры из Ветхого Завета. Некоторые из них были отдельно стоящими и сегодня их можно увидеть в Музее церкви.

К концу 15 века фрески Орканьи были в плохом состоянии. Сассетти, богатая и влиятельная флорентийская семья, которая была банкирами Медичи, долгое время имела право украшать главный алтарь часовни, в то время как стены и хор были переданы семье Риччи. Однако Риччи так и не оправился от своего банкротства в 1348 году, и поэтому они договорились продать свои права на хор Сассетти. Франческо Сассетти хотел, чтобы на новых фресках были изображены истории о Св. Франциск Ассизский ; однако доминиканцы, которым была доверена Санта-Мария-Новелла, отказались. Поэтому Сассетти переместил заказ в церковь Санта-Тринита, где Гирландайо выполнил одно из своих шедевров, капеллу Сассетти. Права на часовню в Санта-Мария-Новелла, которые были утеряны Сассетти, были затем проданы Риччи Джованни Торнабуони.

Гирландайо, у которого тогда была самая большая мастерская во Флоренции, однако не потерял комиссию, потому что на 1 сентября 1485 года Джованни Торнабуони поручил ему расписать главную часовню, на этот раз с житиями Богородицы и Св. Иоанн Креститель, покровитель Торнабуони и города Флоренции. Возможно, что новые сцены следовали той же схеме, что и в Орканье.

Гирландайо работал над фресками с 1485 по 1490 год в сотрудничестве с мастерами своей мастерской, среди которых были его братья Давиде и Бенедетто, его зять. Себастьяно Майнарди и, вероятно, молодой Микеланджело Буонарроти.

Структура цикла. Зеленым цветом: Истории Богородицы. Красным цветом: Истории святого Иоанна Крестителя. Фиолетовым цветом: Эпизоды из житий доминиканских святых и двух покровителей. Желтым: Четыре евангелиста.

Окна также были выполнены по проекту Гирландайо. Комплекс был завершен алтарем, изображающим Мадонну дель Латте во славе с ангелом и святыми, в окружении двух панелей со святыми Екатериной Сиенской и святым Лаврентием. На лицевой стороне изображено Воскресение Христово. Эта работа в настоящее время разделена между Gemäldegalerie, Berlin и Alte Pinakothek, Munich.

Структура цикла

Цикл изображен на трех стены Жития Богородицы и Жития Иоанна Крестителя, покровителя Флоренции. Левая и правая стены состоят из трех рядов, каждый разделен на две прямоугольные сцены, обрамленные вымышленной архитектурой и увенчанные большим люнетом под сводом. На каждой боковой стене находится всего семь сюжетных сцен, которые читаются, начиная с низа.

Стена алтаря имеет большое оконное стекло из трех светильников с цветным стеклом, созданное в 1492 году Алессандро Аголанти по проекту Гирландайо. В нижней части стены находится портрет донора Джованни Торнабуони и его жены Франчески Питти, а по обе стороны от окна - четыре меньшие сцены с изображением доминиканских святых. Над окном находится еще один большой люнет, в котором находится Коронация Богородицы. В склепе изображены Четыре евангелиста.

Житие Пресвятой Богородицы

Сцены в левой части часовни:

  1. Изгнание Иоахима из Храма
  2. Рождество Марии
  3. Обручение Богородицы
  4. Благовещение (центральная стена, посередине слева)
  5. Рождество Христово (Поклонение волхвов)
  6. Избиение младенцев
  7. Смерть и Успение Богородицы (люнет)
  8. Коронация Богородицы (люнет на центральной стене)

Житие святого Иоанна Крестителя

Сцены в правой части часовни:

  1. Явление Ангела Захарии
  2. Посещение
  3. Рождение Крестителя
  4. Захария записывает имя своего сына
  5. Св. Иоанн в пустыне (центральная стена, в середине справа)
  6. Проповедь Крестителя
  7. Крещение Христа
  8. Пир Ирода (люнет)

Доминиканские святые и дарители

Сцены верхнего и нижнего ярусов центральной стены:

  1. Св. Доминик проверяет книги в огне
  2. Убийство Св. Петр Мученик
  3. Покровитель Джованни Торнабуони
  4. Покровитель, его жена Франческа Питти

Четыре евангелиста

На склепе изображены:

  1. Св. Иоанн Богослов
  2. Св. Матфей
  3. Св. Лука
  4. Св. Марк
Сцены из жизни Пресвятой Девы Марии
Изгнание Иоакима из храма

Изгнание Иоакима

Первый эпизод представляет изгнание Иоакима, отец Марии из Иерусалимского храма. Происходит церемония, во время которой несколько фигур несут ягнят для жертвоприношения. Однако Иоахима запретили посещать из-за его предполагаемого бесплодия.

Гирландайо устроил сцену в роскошной лоджии в плане греческого креста, с чередой арок на заднем плане и восьмиугольным алтарем в середине, где разжигается жертвенный огонь. Персонажи освещены сверху, как будто естественным светом из окон настоящей часовни.

Две группы флорентийцев, представляющих население, показаны по бокам сцены. Они носят современную модную одежду (для которой фрески являются известным источником), в отличие от главных библейских персонажей, которые носят обычный «иконографический костюм». Слева две фигуры могут быть идентифицированы как Лоренцо Торнабуони, сын покровителя Гирландайо, и Пьеро ди Лоренцо де Медичи, друг первого. В правой группе автопортрет художника с некоторыми из его родственников. Лоджия на заднем плане могла быть изображением Ospedale di San Paolo (больница Святого Павла), которая строилась на той же площади, что и Санта-Мария-Новелла. Два здания по бокам являются образцами типичных построек Флоренции 15 века, характеризующихся рустикацией и верхней лоджией.

Рождество Марии

Рождество Марии

Вторая сцена изображает Рождество Марии в роскошной комнате с инкрустированными деревянными панелями, увенчанными фризом из барельефа музицирования путти и карниза крылатых херувимов. Помещение разделено рельефными простенками. Слева, около двери наверху лестницы, символически изображен ранний эпизод этой истории - объятия Анны и Иоахима у Золотых ворот Иерусалима.

Справа святая Анна возлежит в постели, а три молодые женщины готовятся купать новорожденную Марию. Медсестра, наливающая воду в таз, - единственная фигура в комнате, которая быстро двигается. Ее струящиеся мантии и кружащийся шарф делают ее культовым мотивом, который можно найти на многих картинах как Гирландайо, так и других художников и скульпторов того времени. Подготовительный рисунок этой женщины сохранился в Кабинете эстампов и рисунков Уффици.

Несколько хорошо одетых флорентийских дам приехали с поздравительным визитом. Первой в шествии дворянки, изображенной в профиль, идет Людовика, дочь Джованни Торнабуони. Особенно примечательно рендеринг великолепной женской одежды. Сцена считается одной из лучших выполненных в часовне. В отличие от предыдущей сцены, почти все портреты демонстрируют большую тщательность: они, вероятно, выполнены самим мастером, а менее удачно выполненные, вероятно, написаны его помощниками.

Над шкафами на заднем плане есть надпись: «NATIVITAS TUA DEI GENITRIX VIRGO GAUDIUM ANNUNTIAVIT UNIVERSO MUNDO» («Твое рождение, о Дева Мать, возвестило радость всей вселенной»), а в интарсия. Художник поставил свою подпись: «БИГОРДИ» (его настоящая фамилия Бигорди) и «ГРИЛЛАНДАЙ» (флорентийский вариант его прозвища).

Эта сцена, как и предыдущая, реалистично освещена, фриз справа в тени. Хотя большинство сцен в часовне имеют полностью симметричное расположение по своей внутренней архитектуре и даже по расположению фигур, эта картина заметно асимметрична, с пирсом, разделяющим ее на две части на основе золотой середины. Эта асимметричная структура связывает ее со сценой «Посещения», в которой стена помещена таким же образом, чтобы разделить пространство картины. Однако расположение фигур, когда св. Анна лежит в постели, а группа входит слева, отражено в "Рождении св. Иоанна", хотя там фигуры помещены в гораздо более обычное внутреннее пространство.

Представление в храме

Представление в храме

Представление представляет собой сложную композицию, в которой множество персонажей размещены на разных уровнях. В центре юная Мария с книгой поднимается по лестнице Храма к священнику, но смотрит в сторону зрителя. Ее неуклюжая поза, возможно, предполагает ее юную застенчивость, но фигура выглядит довольно неуклюжей.

Роль и значение других фигур, составляющих классическую архитектуру сцены, все еще частично неясны. Женские фигуры справа, изображенные с заметным вниманием к деталям, вероятно, являются портретами настоящих современных женщин. Рядом с ними находятся святая Анна и Иоаким, которых можно отличить по ореолам, которые указывают на свою дочь Марию. Две молодые женщины, нарисованные сотрудниками мастерской, выбегают из Храма.

Две маленькие фигурки в центре переднего плана не идентифицированы. Они могли быть детьми, но иметь взрослые черты. Было высказано предположение, что при наблюдении снизу они приобретают более молодой вид, поэтому их необычная визуализация может быть технической уловкой Гирландайо. Символическая роль обнаженного мужчины, сидящего на ступеньках справа, неизвестна. Рядом с ним двое стариков.

Обручение Богородицы

Обручение Богородицы

Обручение Богородицы разворачивается в красивой архитектуре эпохи Возрождения, а композиция сцены довольно традиционна. В центре - священник храма, с теми же чертами, что и в Представлении. Он скрепляет брак между Иосифом и Марией. По бокам две процессии, мужчины слева и женщины справа. Некоторые из первых, недовольные тем, что их не выбрали для женитьбы на Марии, показаны, ломая палки или поднимая кулаки (история, восходящая к апокрифическим легендам о жизни Марии). Дубинка Иосифа, которая была выбрана как самая сильная, едва видна через его плечо. Большинство портретов краткое по стилю, за исключением некоторых очень тщательно выполненных портретов рядом со священником.

Неясно, являются ли более короткие фигуры в обоих нижних углах дочерними или имеют другое символическое значение.

Подготовительный набросок этой сцены сохранился в Gabinetto dei Disegni e Stampe в Уффици, в котором священник в центре отсутствует.

Поклонение волхвов

Поклонение волхвов

В некоторых деталях эта сцена напоминает версию в часовне Сассетти (также созданную Гирландайо), например, в руинах и холмах, которые Маги шествие переправляется. Это наиболее поврежденный участок цикла, поскольку он потерял большую часть интонако в центральной области.

Мария и Младенец Иисус в центре, обрамленные аркой с надписью: CAES [AR] AUGUSTO XXXVIII AP. Маги великолепно казнены: в частности, младший слева, который уже снимает корону в знак почтения.

павлин на арке - символ Воскресения. Мужчины справа, чья одежда предполагает, что они могли быть иностранными послами, скорее всего, являются портретами современников Гирландайо. В процессии на правом холме можно увидеть жирафа, изображенного с примечательным реализмом (жирафа представили Лоренцо Медичи и привезли во Флоренцию в 1486).

Избиение невинных

Избиение невиновных

Эта сцена была той, которую Вазари в своей биографии Гирландайо считал лучшей в цикле из-за ее драматической и безумной композиции. Вероятно, Гирландайо был вдохновлен сценами древнеримских барельефов, подобных изображенному на арке на заднем плане.

На переднем плане две матери борются за своих младенцев. Левая убегает от всадника, который атакует ее ребенка с кинжалом. Другой справа хватается за волосы солдата, держащего своего ребенка. Примечательны яркие цвета и подвижный рендеринг одежды.

На земле лежат трупы множества детей, истекающих кровью и с отрезанными частями тела. Сзади справа солдаты атакуют матерей; один из солдат резко падает с лошади. На заднем плане несколько человек рассматривают сцену с террас, соединяющих два здания по бокам с центральной триумфальной аркой.

Смерть и Вознесение Богородицы

Смерть и Успение Богородицы

Цикл левой стены завершается большим люнетом со сценой Смерти и Успения Богородицы. Эта картина уступает по качеству живописи остальным, показывая, что Гирландайо оставил большую часть ее исполнения своей мастерской.

Тело престарелой Богородицы лежит на лужайке в окружении Двенадцати Апостолов, которые целуют ее ноги в знак почтения, плачут и молятся. Ангелы держат факелы, а один из апостолов держит ладонь, символ Воскресения.

В верхней части картины снова изображена Дева, молодая и привлекательная, в мандорле, поддерживаемой ангелами. Бог приветствует ее. На заднем плане холмы с замками, укрепленные города и (справа) вилла, которая является виллой Медичи во Фьезоле.

История Марии заканчивается в люнете центральной стены коронацией Богородицы.

Цикл присоединяется к циклу Иоанна Крестителя в сцене Посещения.

Сцены из жития Иоанна Крестителя
Явление ангела святому Захарии

Явление ангела Захарии

Как и другие в нижней стене, эта сцена - одна из лучших в цикле. Библейский эпизод явления Ангела Захарии изображен в великолепной церковной архитектуре эпохи Возрождения. Захария изображен на алтаре в центре, с ангелом Гавриилом внезапно появляющимся слева от него, чтобы объявить ему, что у него будет сын.

Сцена заполнена шестью группами персонажей на шести разных уровнях. Помимо группы из шести девушек справа, все остальные - портреты современных флорентийских знати. Внизу слева изображены гуманисты эпохи Возрождения, в том числе Кристофоро Ландино (тот, что с черным воротником) и Аньоло Полициано (второй справа). Фигуры справа - родственники покровителя; позади них автопортрет Гирландайо (второй справа, рядом с юношей с длинными волосами, вероятно, его сыном или братом, который также присутствует в Изгнании Иоахима).

Надпись на арке слева отмечает завершение цикла (в 1490 году) и содержит цитату Аньоло Полициано. Алтарь в классическом стиле напоминает алтарь, написанный Леонардо да Винчи в его Благовещении.

Посещение

Посещение

Эта сцена изображает встречу Марии с престарелыми Элизабет. Сложная композиция включает в себя ключевой эпизод, актуальность которого усиливается сходящимися линиями стены в перспективе и оврагом на заднем плане. Позади Елизаветы две девушки, а на двух концах - другие группы женщин. Группа справа включает портреты современников: первая в профиль - Джованна дельи Альбицци, вышедшая замуж за сына Джованни Торнабуони Лоренцо. Вазари ошибочно идентифицировал ее как Джиневра де 'Бенчи.

Прекрасный фон показывает влияние как классического, так и фламандского искусства на Гирландайо. Справа - старинное здание, а городской пейзаж справа типичен для ранней нидерландской живописи. Балкон посередине, на котором вытянулись двое молодых людей, вероятно, является отсылкой к Мадонне канцлера Ролина Яна ван Эйка или Рогье ван дер Вейдену с. Две другие фигуры изображены идущими вверх рядом с разделительной стеной. Город фантастический, но такие детали, как башня Палаццо Веккьо во Флоренции и колокольня Санта-Мария-Новелла, а также Колизей в Риме, взяты из реальных зданий.

Все элементы этой картины явно требовались в контракте Торнабуони с Гирландайо: пейзаж, город, животные, перспектива, портреты и классические элементы.

Рождение Крестителя

Рождение Крестителя

Эта сцена связана со сценой в противоположной стене, Рождеством Богородицы, с которой она разделяет элемент композиции, в которой кровать расположена симметрично. Эта комната менее роскошна, чем другая, но все же, вероятно, изображает комнату богатого флорентийского купца того времени.

Свет сильно падает на фигуры на переднем плане, тогда как остальные частично находятся в тени. Элизабет изображена на кровати в спокойной и величественной позе с книгой в левой руке. Как и в другой сцене, две медсестры раскрашены яркими красками, чтобы привлечь внимание наблюдателя. Три женщины, также на переднем плане, посещают Елизавету. Первый, роскошно одетый, мог быть родственником Торнабуони. Из двух других фигур старшая, скорее всего, Лукреция Торнабуони, сестра Джованни, которая недавно умерла. Служанка, входящая справа с корзиной фруктов на голове, похожа на одну из нимф Боттичелли Примавера и Саломею, нарисованную Филиппино Липпи в Соборе Прато. На подготовительном рисунке, хранящемся сейчас в Gemäldegalerie, Берлин, служанка изображает Саломею, несущую голову баптиста.

Примечательно внимание к домашним деталям, которое еще раз показывает влияние нидерландской школы на Гирландайо, которое ощущалось в Тоскане в тот период: две бутылки вина и воды, которые держала горничная, кровать -рамка с вазой и двумя гранатами над кроватью.

Захария записывает имя Иоанна

Захария записывает имя Иоанна

Эта сцена изображает момент, когда Захария, уже немой, записывает имя своего нового сына на листе бумаги. Он расположен под большим портиком, который открывается на великолепный пейзаж, созданный в соответствии с воздушной перспективой.

. Основная сцена находится посередине, где Захария сидит и смотрит на своего сына, которого держит Елизавета в руке. Фигуры слева симметрично уравновешены группой из двух женщин справа: эта композиция позволяла ребенку появиться точно в середине сцены, выровненной с центральной пилястрой портика. Позади Захарии двое стариков, а фигура помоложе в современной одежде изображена сзади.

Gabinetto delle Stampe e dei Disegni Уззи содержит предварительный набросок для женщин слева.

Предсказание Крестителя

Иоанн проповедует в пустыне

В этой сцене Иоанн Креститель изображен в центре на скале, наставляя толпу, которая образует круг вокруг него. Он носит верблюжьи шкуры, упомянутые в Евангелиях, и показывает на крест. Слушающего Иисуса можно увидеть на дорожке в левом верхнем углу.

Как часто бывает с Гирландайо, слева есть группа женщин. Особый интерес представляют женщина, сидящая в центре, и ребенок у ног Джона.

Выполнение остальных фигур довольно поспешное, скорее всего, в мастерской художника, как и многие другие детали в сценах на стенах верхней часовни.

Крещение Христа

Крещение Христа

Сцена крещения следует традиционной схеме: например, обнаженный мужчина напоминает сцену из Мазаччо Бранкаччи Часовня, а Христос похож на панно Верроккьо и Леонардо в Уффици.

Примечательна фигура стоящего на коленях человека справа, который снимает обувь, с любопытством глядя на сцену, в то время как традиционное изображение снова видно с Богом, благословляющим между ангелами, в верхней части, который выполнен в стиле квази-поздней готики.

Изящный пейзаж на заднем плане разделен шпором, который образует рамку вокруг фигуры Христа. Две пары фигур по бокам, снова наскоро нарисованные, были выполнены мастерской Гирландайо по его рисунку.

Пир Ирода

Пир Ирода

Сцена банкета Ирода завершает рассказ о Иоанне Крестителе. Он расположен в величественном зале в классическом стиле с расписной аркой. бочкообразный свод напоминает хранилище базилики Максенция в Риме. Два стола по бокам подчеркивают перспективную композицию: женщины сидят слева, а мужчины - справа. Позади женщин группа музыкантов.

За столом в центре стоит Ирод, за ним - открытое окно. На переднем плане Саломея исполняет свой танец. Другие мужчины (в том числе карлик) смотрят налево, где слуга передает голову Иоанна Ироду. Мужчина поблизости делает жест отвращения при виде. Сцена вдохновлена ​​работами Филиппо Липпи в Соборе Прато, но менее драматична; Художественные работы, скорее всего, были почти полностью предоставлены мастерской Гирландайо.

Центральная стена

На средней стене изображены следующие сцены:

  • Коронация Богородицы и Святых (люнет)
  • Св. Доминик проверяет книги в огне (№1 фиолетовым цветом - см. Рисунок)
  • Убийство святого мученика Петра (№2 фиолетовым цветом - см. Рисунок)
  • Благовещение (№5 зеленым цветом - см. рисунок)
  • Ст. Джон в пустыне (№ 5 красным цветом - см. Рисунок). На этой картине изображен Иоанн, блуждающий по пустыне в юности.
  • Покровители в молитве (№3 и №4 фиолетовым цветом). Это портреты двух покровителей, Джованни Торнабуони и его жены Франчески Питти.
Убежище

В паховом своде четыре портрета евангелистов ; они пишут или показывают свои работы (кроме Св. Марка, режущего перо ножом) в окружении своих символов.

На рисунке это:

  • St. Иоанна Богослова (1 желтый)
  • Св. Матфей (2 желтых)
  • Св. Лука (3 желтых)
  • Св. Марк (4 желтый)

Как и в капелле Сассетти, картины, несмотря на то, что они находятся далеко от зрителя, очень хорошо выполнены, в основном, самим Гирландайо. Это можно увидеть, например, в реалистичном изображении быка Луки.

Хор и другая мебель

Великолепный деревянный хор был вырезан Баччо д'Аньоло в тот же период, что и исполнение фресок (1485-1490). Две сцены, Святой Иоанн в пустыне и Святой Лаврентий, приписываются Филиппино Липпи, который в то время работал в часовне Филиппо Строцци в той же церкви. Хор был восстановлен Вазари в 1566 году.

Алтарь - неоготическое творение XIX века. Распятие принадлежит Джамболонье, а правая пасхальная свеча приписывается Пьеро ди Джованни Тедеско (конец 14 века); аналогичный левый - современная репродукция.

Ссылки
  • Quermann, Andreas (1998). Гирландайо. Кельн: Könemann.
  • Guida d'Italia, Firenze e Provincia. Милан: Туристический клуб Edizioni Italiano. 2007.
  • ван дер Сман, Герт Ян (2010). Лоренцо и Джованна. Вневременное искусство и мимолетная жизнь во Флоренции эпохи Возрождения. Флоренция: Мандрагора.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Cappella Tornabuoni.

Координаты : 43 ° 46'30,46 ″ N 11 ° 14'57,93 ″ E / 43,7751278 ° N 11,2494250 ° E / 43,7751278; 11.2494250

Последняя правка сделана 2021-06-11 07:39:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте