Путто

редактировать
Пухлый ребенок мужского пола, обычно обнаженный, а иногда и крылатый, изображенный на произведениях искусства Путти из Гробницы Фердинанда ван ден Эйнде. Путти из гробницы Ван ден Эйнде считаются вершиной эволюции путто. Venditrice di amorini, фреска с Виллы Арианна, Stabiae (Национальный археологический музей, Неаполь ). Саркофаг Музея Пио-Клементино (Музеи Ватикана ).

A putto (итальянский: ; множественное число putti ) - фигура в произведении искусства, изображенная в виде пухлого ребенка мужского пола, обычно обнаженного, а иногда и крылатого. Первоначально ограниченный в символике мирскими страстями, путто стал символом священного херувим (множественное число херувимов), а в искусстве барокко путто стал олицетворять вездесущность Бога. Путто представлял купидон также называется аморино (множественное число аморини ) или аморетто (множественное число аморетти ).

Содержание
  • 1 Этимология
    • 1.1 Возрождение путто в эпоху Возрождения
  • 2 Где встречаются путти
    • 2.1 Иконография путто
  • 3 Историография
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Этимология

Чаще встречается форма putti во множественном числе итальянского слова putto. Итальянское слово происходит от латинского слова putus, означающего «мальчик» или «ребенок». Сегодня в переводе с итальянского «путто» означает либо крылатого ангела-малыша, либо, реже, мальчика-малыша. Возможно, он произошел от того же индоевропейского корня, что и санскритское слово «путра» (означающее «мальчик-ребенок», в отличие от «сын»), авестийское puθra-, староперсидское puça-, пехлеви (среднеперсидский) гной и пусар, что означает «сын», и новоперсидский песар «мальчик, сын».

Путти, в древнем классическом мире искусства, были крылатыми младенцами, которые, как полагали, влияли на человеческие жизни. В искусстве эпохи Возрождения форма путто была получена различными способами, включая греческий эрос или римский амор / Амур, бог любви и спутник Афродиты или Венеры ; римлянин, гений, тип духа-хранителя; или иногда греческий, демон, тип духа-посланника, находящийся на полпути между царствами человеческого и божественного.

Возрождение путто в эпоху Возрождения

Могила и памятник из Илария дель Карретто от Якопо делла Кверчия, c. 1413 г. (гипсовая повязка в Москве)

Путти - классический мотив, встречающийся в основном на детских саркофагах II века, где они изображены сражающимися, танцующими, участвующими в вакхические обряды, занятия спортом и т. д.

Путто на потолке Замка Стерлинг.

Путто исчез во время Средневековья и возродился во время Quattrocento. Возрождение фигуры путто обычно приписывается Донателло во Флоренции в 1420-х годах, хотя есть и более ранние проявления (например, гробница Илария дель Карретто, скульптура Якопо делла Кверчия в Лукке ). С тех пор Донателло был назван создателем путто из-за того вклада в искусство, который он внес в восстановление классической формы путто. Он придал путто особый характер, наполнив форму христианскими значениями и используя ее в новых контекстах, таких как музыкант ангелы. Путти также начали появляться в произведениях, изображающих фигуры из классической мифологии, которые стали популярными в тот же период.

Большинство путти эпохи Возрождения носят декоративный характер и украшают как религиозные, так и светские произведения, обычно не принимая реального участия в событиях, изображенных на повествовательных картинах. Существуют две популярные формы путто как основного предмета произведения искусства в искусстве XVI века итальянского Возрождения : спящий путто и стоящий путто с животным или другим предметом.

Где встречаются путти
Пример викторианских путти на здании в Лейте, Шотландия. Здесь они связаны с процветанием порта. Путти на строительстве в Монс, Бельгия

Путти, амуры и ангелы (см. ниже) можно найти как в религиозном, так и в светском искусстве 1420-х годов в Италии, на рубеже XVI века в Нидерландах и Германия, период маньеризма и поздний Ренессанс в Франции, и повсюду барокко потолочные фрески. Их изображало так много художников, что перечислять их было бы бессмысленно, но среди самых известных - скульптор Донателло и художник Рафаэль. Часто воспроизводятся два расслабленных и любопытных путти, которые появляются у подножия Сикстинской Мадонны Рафаэля.

Они также пережили большое возрождение в 19 веке, где играли в азартные игры через картины французских академических художников, от иллюстраций Гюстава Доре к Орландо Фуриозо до рекламы.

Иконография путти

Putto на строительстве в Птуй, Словения

Иконография путти намеренно не зафиксирована, поэтому трудно отличить путти, амуров и разные формы ангелов. У них нет уникальных, легко идентифицируемых атрибутов, так что путти могут иметь много значений и ролей в контексте искусства.

Некоторые из наиболее распространенных ассоциаций:

  • Связи с Афродитой, а также с романтической или эротической любовью
  • Связи с Небесами
  • Ассоциации с миром, процветанием, весельем и досугом
Историография

Историография этого предмета очень коротка. Многие искусствоведы отмечали важность путто в искусстве, но лишь немногие из них предприняли серьезное исследование. Одним из полезных научных исследований является книга Чарльза Демпси «Изобретая путто эпохи Возрождения».

См. Также
  • Пуэр-Мингенс - Художественные изображения мочящихся мальчиков
  • Четыре Кумара - Группа полубожественных мудрецов мальчики в индуизме
  • Гохо доджи - буддийские божества-хранители в форме мальчиков
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с путти.
Найдите putto в Wiktionary, бесплатном словаре.
Последняя правка сделана 2021-06-02 11:23:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте