В оккупированном Израилем территориях относятся к территориям оккупированных со стороны Израилем во время Шестидневной войны 1967 г. Кроме того, иногда относится к районам Южного Ливана, где израильские военные присутствовали на поддержку местных ливанских боевиков во время гражданской войны и после нее. Первоначально единоличное управление территориями осуществлялось как аннексированный Иорданией Западный берег, оккупированный Египтом сектор Газа, египетский Синайский полуостров и сирийские Голанские высоты. Первое использование термина «оккупированные территории» было в Резолюции 242 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций после Шестидневной войны 1967 года, в которой содержался призыв к «установлению справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке», который должен был быть достигнут «странами». применение обоих следующих принципов:... Вывод вооруженных сил Израиля с территорий, оккупированных в ходе недавнего конфликта... Прекращение всех претензий или состояний войны "и уважение права каждого государства в этом районе жить в мире в пределах безопасные и признанные границы. В дополнение к территориям, оккупированным после Шестидневной войны, Израиль также оккупировал части Южного Ливана после Ливанской войны 1982 года и сохранял там военное присутствие до ухода в 2000 году.
С 1967 по 1981 год эти четыре области управлялись израильской военной провинцией, которую ООН называет оккупированными арабскими территориями. IMG была распущена в 1981 году после подписания мирного договора между Египтом и Израилем. В процессе Израиль передал Синайский полуостров Египту, Голанские высоты были включены в Северный округ в соответствии с Законом о Голанских высотах, а Западный берег продолжал управляться через Израильскую гражданскую администрацию, последние два из которых продолжала ссылаться ООН. как оккупированные арабские территории. Несмотря на роспуск военного правительства в соответствии с требованиями Египта, термин « оккупированные арабские территории» остался в употреблении, имея в виду Западный берег, включая Восточный Иерусалим, сектор Газа и Западные Голанские высоты. С 1999 по начало 2013 года термин оккупированные палестинские территории стал использоваться для обозначения территорий, контролируемых временным руководящим органом Государства Палестина или Палестинской национальной администрации на Западном берегу и в секторе Газа.
Международный Суд, Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности ООН рассматривают Израиль как «оккупирующую державу». Специальный докладчик ООН Ричард Фальк назвал оккупацию Израиля "вызовом международному праву". Верховный суд Израиля постановил, что Израиль считает, что Западный берег под «военной оккупацией». По словам Талии Сассон, Высокий суд в Израиле, в котором заседают самые разные судьи, на протяжении более четырех десятилетий неоднократно заявлял, что международное право применяется к присутствию Израиля на Западном берегу. Израильские правительства предпочли термин «спорные территории» в случае Западного берега. Официально Израиль утверждает, что Западный берег является спорной территорией.
Израиль в одностороннем порядке вышел из Газы в 2005 году. Организация Объединенных Наций, а также ряд правозащитных организаций продолжают считать Израиль оккупирующей державой на территории из-за контроля Израиля над воздушным пространством и береговой линией Газы. Израиль отвергает эту характеристику. 24 сентября 2021 года, в своей речи перед Генеральной Ассамблеей ООН, то президент Палестинской национальной администрации, Махмуд Аббас, дал Израилю один год ультиматум с тем чтобы положить конец оккупации палестинских территорий. Неспособность сделать это приведет к отмене "признания Израиля на основе границ 1967 года" Палестиной в 1993 году (в соответствии с Соглашением Осло I ), и затем дело будет передано в Международный Суд, сказал он. В своем выступлении Аббас назвал политику Израиля равносильной « апартеиду » и предполагающей «этническую чистку».
Значение определения этих территорий в качестве оккупированных территорий состоит в том, что определенные правовые обязательства возлагаются на оккупирующую державу в соответствии с международным правом. В соответствии с международным правом существуют определенные законы войны, регулирующие военную оккупацию, включая Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов и Четвертую Женевскую конвенцию. Одно из этих обязательств - поддерживать статус-кво до подписания мирного договора, решения конкретных условий, изложенных в мирном договоре, или до формирования нового гражданского правительства.
Израиль оспаривает, является ли он оккупирующей державой по отношению к палестинским территориям и если да, то в какой степени и в отношении того, нарушают ли израильские поселения на этих территориях обязательства Израиля как оккупирующей державы и являются ли они серьезным нарушением Женевских конвенций. и являются ли поселения военными преступлениями. В 2015 году более 800000 израильтян проживали за пределами линий перемирия 1949 года, что составляло почти 13% еврейского населения Израиля.
Современная эволюция ПалестиныСинайский полуостров | Южный Ливан | Голанские высоты | Западный берег (за исключением Восточного Иерусалима) | Восточный Иерусалим | сектор Газа | Территории в пределах линий прекращения огня 1949 года | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Период занятия | 1956–1957, 1967–1982 гг. | 1982–2000 | 1967 – настоящее время | 1967 – настоящее время | 1967 – настоящее время | 1956–1957, 1967–2005 (прямые), 2005 – настоящее время (косвенные) | 1948 – настоящее время |
Заявлено | Египет | Ливан | Сирия Ливан ( Шебаа ф. ) | Иордания (1967–1988) Палестина (1988 – настоящее время) | Иордания (1967–1988) Палестина (1988 – настоящее время) | Египет (1967–1979) Палестина (1988 – настоящее время) | Палестина (1947-настоящее время) |
В настоящее время администрируется | Египет | Ливан | Израиль | PNA (Зона A) Израиль (Зоны B и C ) | Израиль | ХАМАС | Израиль |
Израиль считает его частью своей территории | Нет | Нет | Да, в рамках Северного округа, по Высоте закона Голанской | Де-юре нет, но де-факто израильтянам разрешено жить в поселениях в зонах B и C, поскольку это часть Иудеи и Самарии, Израиль планировал аннексировать 60% территории к июлю 2020 года. Эти планы не были выполнены. | Да, как неразделенный Иерусалим по Иерусалимскому Закону | Нет, но Израиль сохраняет контроль над пограничными переходами, территориальными водами и воздушным пространством. | да |
Ранее часть британского мандата | Нет | Нет | Южная половина: до 1923 г. | да | да | да | да |
Содержит израильские поселения | Нет; эвакуирован в 1982 г. | Нет | да | да | да | Нет; эвакуирован в 2005 г. | да |
Израиль захватил Синайский полуостров у Египта в Шестидневной войне 1967 года. Он основал поселения вдоль залива Акаба и в северо-восточной части, чуть ниже сектора Газа. У него были планы расширить поселение Ямит до города с населением 200000 человек, хотя фактическое население Ямита не превышало 3000 человек. Синайский полуостров был возвращен Египту поэтапно, начиная с 1979 года в рамках мирного договора между Египтом и Израилем. В соответствии с требованиями договора Израиль эвакуировал израильские военные объекты и гражданские поселения до установления «нормальных и дружеских отношений» между ним и Египтом. К 1982 году Израиль демонтировал восемнадцать поселений, две базы ВВС, военно-морскую базу и другие объекты, включая единственные нефтяные ресурсы, находящиеся под контролем Израиля. Эвакуация гражданского населения, которая произошла в 1982 году, в некоторых случаях проводилась насильственно, например, при эвакуации из Ямита. Поселения были снесены, поскольку возникли опасения, что поселенцы могут попытаться вернуться в свои дома после эвакуации. С 1982 года Синайский полуостров не считался оккупированной территорией.
Израильская оккупация южного Ливана произошла после того, как Израиль вторгся в Ливан во время Ливанской войны 1982 года и впоследствии сохранил свои силы для поддержки ополчения христианской армии Южного Ливана в Южном Ливане. В 1982 году Силы обороны Израиля (ЦАХАЛ) и союзные им христианские ополчения Армии Свободного Ливана захватили большие районы Ливана, включая столицу Бейрут, в разгар боевых действий гражданской войны в Ливане. Позже Израиль покинул часть оккупированной территории в период с 1983 по 1985 год, но сохранил частичный контроль над приграничным регионом, известным как Южный Ливанский пояс безопасности, первоначально в координации с самопровозглашенным государством Свободный Ливан, которое осуществляло ограниченные полномочия в отношении части Южного Ливана до 1984 года, а затем с администрацией пояса безопасности Южного Ливана и его Армией Южного Ливана (преобразованной из Армии Свободного Ливана) до 2000 года. Заявленная цель Израиля для Пояса безопасности заключалась в создании пространства, разделяющего его северную границу города от террористов, проживающих в Ливане.
Во время нахождения в поясе безопасности ЦАХАЛ занимал много позиций и поддерживал ОАС. ОАС взяла на себя повседневную жизнь в зоне безопасности, сначала как официальная сила Свободного Ливанского государства, а затем как союзное ополчение. Примечательно, что армия Южного Ливана контролировала тюрьму в Хиаме. Кроме того, силы Организации Объединенных Наций (ООН) и Временные силы Организации Объединенных Наций в Ливане (ВСООНЛ) были развернуты в зоне безопасности (после окончания операции «Литани» в 1978 году).
Полоса была шириной в несколько километров и составляла около 10% всей территории Ливана, на которой проживало около 150 000 человек, проживавших в 67 деревнях и городах, состоящих из шиитов, маронитов и друзов (большинство из которых проживало в г. Хасбая ). В центральной зоне Стрипа находился маронитский город Марджаюн, который был столицей пояса безопасности. У жителей, оставшихся в зоне безопасности, было много контактов с Израилем, многие из которых работали там и получали различные услуги от Израиля.
До Израиля выборов в мае 1999 премьер - министр Израиля, Эхуд Барак пообещал, что в течение года все израильские силы будут выведены из Ливана. Когда переговоры между Израилем и Сирией не увенчались успехом - цель переговоров заключалась в том, чтобы заключить мирное соглашение между Израилем и Ливаном из-за сирийской оккупации Ливана до 2005 года - 24 мая Барак руководил выводом Армии Обороны Израиля к границе с Израилем. 2000. Во время передислокации на международно признанную границу « голубой линии» солдат не было убито или ранено.
Израиль захватил Голанские высоты у Сирии в Шестидневной войне 1967 года. Перемирие было подписано 11 июня 1967 года, и Голанские высоты перешли под израильское военное управление. Сирия отвергла резолюцию 242 СБ ООН от 22 ноября 1967 г., в которой содержался призыв к возвращению оккупированных Израилем государственных территорий в обмен на мирные отношения. Израиль принял резолюцию 242 в речи в Совете Безопасности 1 мая 1968 года. В марте 1972 года Сирия «условно» приняла резолюцию 242, а в мае 1974 года было подписано Соглашение о разъединении между Израилем и Сирией.
Во время войны Судного дня 1973 года Сирия попыталась отбить Голанские высоты военным путем, но эта попытка не увенчалась успехом. Израиль и Сирия подписали соглашение о прекращении огня в 1974 году, по которому почти все высоты остались под контролем Израиля, а узкая демилитаризованная зона вернулась под контроль Сирии. В 1974 году были созданы наблюдательные силы Организации Объединенных Наций в качестве буфера между сторонами. Официально приняв Сирией резолюцию 338 Совета Безопасности ООН, в которой было установлено прекращение огня по окончании войны Судного дня, Сирия также приняла резолюцию 242.
14 декабря 1981 года Израиль принял Закон о Голанских высотах, распространивший израильское управление и закон на территорию. Израиль прямо избегает использования термина « аннексия » для описания изменения статуса. Однако Совет Безопасности ООН отклонил фактическую аннексию в резолюции 497 СБ ООН, которая объявила ее «недействительной и не имеющей международно-правовой силы», и, следовательно, продолжая рассматривать Голанские высоты как территорию, оккупированную Израилем. Эта мера также подверглась критике со стороны других стран как незаконная или не способствующая ближневосточному мирному процессу.
Сирия желает возвращения Голанских высот, в то время как Израиль придерживается политики « земля в обмен на мир » на основе Резолюции 242. Первые публичные переговоры на высоком уровне, направленные на урегулирование сирийско-израильского конфликта, были проведены во время и после многосторонней встречи. Мадридская конференция 1991 года. На протяжении 1990-х годов несколько израильских правительств вели переговоры с президентом Сирии Хафезом Асадом. Хотя был достигнут серьезный прогресс, они не увенчались успехом.
В 2004 году на Голанских высотах было 34 населенных пункта, в которых проживало около 18 000 человек. Сегодня на территории проживает около 20 000 израильских поселенцев и 20 000 сирийцев. Все жители имеют право на израильское гражданство, которое дает им право на получение израильских водительских прав и дает им возможность свободно путешествовать по Израилю. Жители-неевреи, в основном друзы, почти все отказались от израильского гражданства.
На Голанских высотах есть еще одна территория, оккупированная Израилем, а именно фермы Шебаа. Сирия и Ливан заявили, что фермы принадлежат Ливану, а в 2007 году картограф ООН пришел к выводу, что фермы Шебаа действительно принадлежат Ливану (вопреки мнению Израиля). Затем ООН заявила, что Израиль должен отказаться от контроля над этим районом.
Обе эти территории входили в подмандатную Палестину, и обе имеют население, состоящее в основном из палестинских арабов, включая значительное количество беженцев, которые бежали или были изгнаны из Израиля и территории, контролируемой Израилем после арабо-израильской войны 1948 года. Сегодня палестинцы составляют около половины населения Иордании.
Иордания оккупировала Западный берег, включая Восточный Иерусалим, с 1948 по 1967 год, аннексировав его в 1950 году и предоставив иорданское гражданство жителям в 1954 году (заявления об аннексии и предоставление гражданства были отменены в 1988 году, когда Иордания признала Организацию освобождения Палестины (ООП) единственный представитель палестинского народа). Египет управлял сектором Газа с 1948 по 1967 год, но не аннексировал его и не сделал жителей Газы египетскими гражданами.
Западный берег был передан арабскому государству в соответствии с Планом раздела ООН 1947 года, но после войны 1948 года Западный берег был оккупирован Трансиорданией. В апреле 1950 года Иордания аннексировала Западный берег, но это признали только Великобритания и Пакистан. (см. Соглашения о перемирии 1949 г., Зеленая линия )
В 1967 году Западный берег перешел под израильское военное управление. Израиль сохранил систему правления мухтар ( мэров ), унаследованную от Иордании, и последующие правительства начали развивать инфраструктуру в арабских деревнях, находящихся под его контролем. (см. Палестинское и израильское право, Международно-правовые вопросы конфликта, Палестинская экономика ). В результате « закона об анклаве » большая часть израильского гражданского права применяется к израильским поселениям и жителям Израиля на оккупированных территориях.
Со времени подписания в 1993 году писем о признании израильско-палестинской Организации освобождения Палестины большая часть палестинского населения и городов перешла под юрисдикцию Палестинской администрации и только частично под военный контроль Израиля, хотя Израиль часто передислоцировал свои войска и полностью восстанавливал военную администрацию в различных регионах. части двух территорий. 31 июля 1988 г. Иордания отказалась от претензий к Западному берегу в пользу ООП.
В 2000 году израильское правительство начало строительство израильского заграждения на Западном берегу в пределах Западного берега, отделяющего Израиль и несколько его поселений, а также значительное число палестинцев от остальной части Западного берега. Кабинет министров Государства Израиль одобрил маршрут для строительства разделительного барьера общей протяженностью около 760 км (472 мили), построенного в основном на Западном берегу и частично вдоль линии перемирия 1949 года, или «зеленой линии» между Израилем и палестинским Западным берегом. 12% территории Западного берега находится на израильской стороне заграждения.
В 2004 году Международный Суд вынес консультативное заключение, в котором констатировал, что заграждение нарушает международное право. В нем утверждалось, что «Израиль не может полагаться на право на самооборону или на состояние необходимости, чтобы исключить противоправность строительства стены». Тем не менее, правительство Израиля обосновало возведение этого барьера премьер-министром Эхудом Бараком, заявившим, что он «необходим палестинскому народу для укрепления своей национальной идентичности и независимости, не будучи зависимым от Государства Израиль». Верховный суд Израиля, заседая в качестве Высокого суда, заявил, что Израиль удерживает районы Иудеи и Самарии в условиях военной оккупации с 1967 года. Суд также постановил, что применимы нормативные положения международного публичного права, касающиеся военной оккупации. Были процитированы Положение о законах и обычаях сухопутной войны, Гаага 1907 года и Четвертая Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 года.
Около 300 000 израильских поселенцев живут на Западном берегу вдоль израильского барьера Западного берега (и еще 200 000 живут в Восточном Иерусалиме и 50 000 - на бывшей израильско-иорданской нейтральной полосе). Барьер имеет множество последствий для палестинцев, включая ограничение свободы, закрытие дорог, потерю земли, увеличение трудностей с доступом к медицинским и образовательным услугам в Израиле, ограничение доступа к источникам воды и экономические последствия. Что касается нарушения свободы палестинцев, в отчете за 2005 год Организация Объединенных Наций заявила, что: [47]... трудно переоценить гуманитарное воздействие Барьера. Маршрут внутри Западного берега ограничивает общины, доступ людей к услугам, средствам к существованию, религиозным и культурным удобствам. Кроме того, планы точного маршрута Барьера и пунктов пересечения через него часто не раскрываются полностью до тех пор, пока не начнется строительство. Это вызвало у палестинцев серьезное беспокойство по поводу того, как это отразится на их будущей жизни... Земля между Барьером и Зеленой линией является одними из самых плодородных на Западном берегу. В настоящее время здесь проживают 49 400 палестинцев Западного берега, проживающих в 38 деревнях и городах.
6 февраля 2017 года, Кнессет принял спорное в правовое регулирование, цель которой задним числом легализовать 2000 до 4000 израильских поселений в зоне С. 9 июня 2020 года Верховный суд Израиля отменил закон как «ущемляющий права собственности жителей Палестины».
Иерусалим создал дополнительные проблемы в связи с вопросом о том, является ли он оккупированной территорией. План раздела ООН 1947 года предполагал, что весь Иерусалим станет международным городом в пределах международной территории, включающей Вифлеем, по крайней мере на десять лет, после чего жителям будет разрешено провести референдум, и вопрос может быть повторно рассмотрен. Совет по опеке.
Однако после арабо-израильской войны 1948 года Иордания захватила Восточный Иерусалим и Старый город, а Израиль захватил и аннексировал западную часть Иерусалима. Иордания на двусторонней основе аннексировала Восточный Иерусалим вместе с остальной частью Западного берега в 1950 году в качестве временного попечителя по просьбе палестинской делегации, и хотя аннексия была признана только двумя странами, она не была осуждена СБ ООН. Британцы не признавали эту территорию как суверенную по отношению к Иордании. Израиль захватил Восточный Иерусалим у Иордании в Шестидневной войне 1967 года. 27 июня Израиль распространил свои законы, юрисдикцию и управление на Восточный Иерусалим и несколько близлежащих городов и деревень и включил этот район в муниципалитет Иерусалима. В 1980 году Кнессет принял Закон об Иерусалиме, который был провозглашен Основным законом, провозгласившим Иерусалим «полной и объединенной» столицей Израиля. Однако резолюция 478 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций объявила это действие «недействительным» и что оно «должно быть немедленно отменено». Международное сообщество не признает суверенитет Израиля над Восточным Иерусалимом и считает его оккупированной территорией.
Резолюция 478 Совета Безопасности ООН также призвала страны, которые держат свои дипломатические представительства в Израиле в Иерусалиме, переместить их за пределы города. Большинство стран с посольствами в Иерусалиме подчинились и переместили свои посольства в Тель-Авив или другие города Израиля до принятия Резолюции 478. После вывода Коста-Рики и Сальвадора в августе 2006 года ни одна страна не имеет посольства в Иерусалиме, хотя Парагвай а в Боливии когда-то был их в соседнем Мевассерет-Сионе. Конгресс США принял Акт о посольстве в Иерусалиме в 1995 году, в котором говорится, что «Иерусалим должен быть признан столицей Государства Израиль; и посольство Соединенных Штатов в Израиле должно быть открыто в Иерусалиме не позднее 31 мая 1999 года». В соответствии с Законом о посольстве в официальных документах США и на веб-сайтах Иерусалим упоминается как столица Израиля. До мая 2018 года закон никогда не применялся, потому что сменявшие друг друга президенты США Клинтон, Буш и Обама воспользовались своим президентским отказом, ссылаясь на интересы национальной безопасности. 14 мая 2018 года США открыли посольство в Иерусалиме.
Сектор Газа был передан арабскому государству, предусмотренному Планом раздела ООН 1947 года, но ни одно арабское государство не образовалось в результате плана раздела 1947 года. В результате соглашений о перемирии 1949 года сектор Газа оказался оккупирован Египтом.
В период с 1948 по 1967 год сектор Газа находился под египетской военной администрацией, официально находясь под юрисдикцией Всепалестинского правительства, пока в 1959 году он не был объединен с Объединенной Арабской Республикой, фактически став под прямым военным управлением Египта.
С 1967 по 1993 год сектор Газа находился под израильским военным управлением. В марте 1979 года Египет отказался от всех претензий на сектор Газа в мирном договоре между Египтом и Израилем.
После подписания в 1993 году писем о признании Израиля и Организации освобождения Палестины сектор Газа перешел под юрисдикцию Палестинской администрации.
В заключении Международного Суда от июля 2004 года Газа рассматривалась как часть оккупированных территорий.
В феврале 2005 года правительство Израиля проголосовало за осуществление плана одностороннего ухода из сектора Газа. План начал осуществляться 15 августа 2005 года и был завершен 12 сентября 2005 года. Согласно плану, все израильские поселения в секторе Газа (и четыре на Западном берегу) и совместная израильско-палестинская промышленная зона Эрез были демонтированы. удаление всех 9000 израильских поселенцев (большинство из них в районе поселения Гуш-Катиф на юго-западе Газа) и военных баз. Некоторые поселенцы сопротивлялись приказу и были насильственно выселены ИДФ. 12 сентября 2005 г. израильский кабинет официально объявил о прекращении израильской военной оккупации сектора Газа. Чтобы избежать обвинений в том, что он все еще оккупировал какую-либо часть сектора Газа, Израиль также отказался от Филадельфийского маршрута, который представляет собой узкую полосу, прилегающую к границе сектора с Египтом, после того, как Египет согласился обезопасить свою сторону границы. Согласно соглашениям Осло, Филадельфийский маршрут должен был оставаться под контролем Израиля, чтобы предотвратить контрабанду материалов (например, боеприпасов) и людей через границу с Египтом. Если Египет согласился патрулировать свою сторону границы, появилась надежда на то, что цель будет достигнута. Однако Израиль сохранял контроль над переходами в Газу и из Газы. КПП Рафах между Египтом и Газой контролировался израильской армией с помощью специальных камер наблюдения. Официальные документы, такие как паспорта, удостоверения личности, экспортные и импортные документы и многие другие, должны были быть одобрены израильской армией.
Позиция Израиля заключается в том, что он больше не оккупирует сектор Газа, поскольку Израиль не осуществляет эффективного контроля или власти над какой-либо землей или учреждениями внутри сектора Газа. Министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни заявила в январе 2008 года: «Израиль вышел из Газы. Он демонтировал там свои поселения. После размежевания израильских солдат там не осталось». Израиль также отмечает, что Газа не принадлежит ни одному суверенному государству.
Сразу после ухода Израиля в 2005 году президент Палестинской автономии Махмуд Аббас заявил, что «правовой статус районов, намеченных для эвакуации, не изменился». Хьюман Райтс Вотч также утверждала, что это положило конец оккупации. Организация Объединенных Наций, Хьюман Райтс Вотч и многие другие международные организации и НПО продолжают считать Израиль оккупирующей державой в секторе Газа, поскольку Израиль контролирует воздушное пространство и территориальные воды сектора Газа, а также перемещение людей или товаров в или из Газа по воздуху или по морю.
Управление Организации Объединенных Наций по координации гуманитарных вопросов имеет отделение по «Оккупированной палестинской территории», которое занимается сектором Газа. В своем заявлении о конфликте между Израилем и сектором Газа 2008–2009 годов Ричард Фальк, Специальный докладчик Организации Объединенных Наций по «ситуации с правами человека на палестинских территориях », написал, что международное гуманитарное право применяется к Израилю «в отношении обязательств оккупирующей державы и в соответствии с требованиями законов войны ». В интервью 2009 года для Democracy Now Кристофер Ганнесс, представитель Ближневосточного агентства Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), утверждает, что Израиль является оккупирующей державой. Однако Миган Бурен, старший советник Израильского проекта, произраильской медиа-группы, оспаривает эту характеристику.
В 2007 году, после того как ХАМАС победил ФАТХ в битве при Газе (2007) и взял под свой контроль сектор Газа, Израиль ввел блокаду Газы. Ракетные обстрелы палестинцев и израильские рейды, такие как операция «Горячая зима», продолжались в 2008 году. В июне 2008 года было согласовано шестимесячное прекращение огня, но оно несколько раз нарушалось как Израилем, так и ХАМАС. По истечении срока его действия ХАМАС объявил, что не желает продлевать прекращение огня без улучшения условий. В конце декабря 2008 года израильские силы начали операцию «Литой свинец», начав войну в Газе, в результате которой погибло от 1 166 до 1417 палестинцев и 13 израильтян.
В январе 2012 года пресс-секретарь Генерального секретаря ООН заявил, что в соответствии с резолюциями Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН по-прежнему считает Газу частью оккупированной палестинской территории.
Большой Иерусалим, май 2006 г. Карта дистанционного зондирования ЦРУ, показывающая Восточный Иерусалим, Зеленую линию и границы Иерусалима, которые были в одностороннем порядке расширены Израилем 28 июня 1967 года, аннексированы Кнессетом (30 июля 1980 года) и изменены и расширены в феврале 1992 года.«Аль Хак», независимая палестинская правозащитная организация, базирующаяся в Рамаллахе на Западном берегу и являющаяся филиалом Международной комиссии юристов, заявила, что «как отмечено в статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров», сторона не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения им договора ». Таким образом, зависимость Израиля от местного законодательства не оправдывает нарушения им своих международно-правовых обязательств». Кроме того, палестинская миссия при ООН утверждала, что:
не имеет значения, придерживается ли государство монистического или дуалистического подхода к инкорпорации международного права во внутреннее право. Позиция, зависящая от таких соображений, противоречит статье 18 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, которая гласит, что « государство обязано воздерживаться от действий, которые противоречат объекту и целям договора, когда оно предприняло действие, выражающее свое согласие на это. «Договор, который по сути является кодификацией международного обычного права, также предусматривает, что государство« не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора »(статья 27).
Правительство Израиля утверждает, что согласно международному праву Западный берег имеет статус спорных территорий.
Вопрос важен с учетом того, имеет ли статус «оккупированных территорий» отношение к юридическим обязанностям и правам Израиля по отношению к ним. Следовательно, это обсуждалось на различных форумах, в том числе в ООН.
В двух делах, рассмотренных вскоре после обретения независимости, в делах Шимшона и Штампфера, Верховный суд Израиля постановил, что фундаментальные нормы международного права, признанные обязательными для всех «цивилизованных» стран, были включены во внутреннюю правовую систему Израиля. Нюрнбергский военный трибунал определил, что статьи, приложенные к IV Гаагской конвенции 1907 года, являются обычным правом, признанным всеми цивилизованными странами. В прошлом Верховный суд утверждал, что Женевская конвенция, поскольку она не поддерживается национальным законодательством, «не связывает этот суд, поскольку ее исполнение является делом для государств, которые являются участниками Конвенции». Они постановили, что «обычное международное право не становится частью израильского права посредством автоматической инкорпорации, но только в том случае, если оно принимается или объединяется с израильским законодательством путем принятия основного или вспомогательного законодательства, из которого оно вытекает в силу». Однако в том же решении Суд постановил, что правила Четвертой Гаагской конвенции, регулирующие военную оккупацию, действительно применяются, поскольку они признаны обычным международным правом.
Поселок Илон Морех, 2008 г. Военный контрольно-пропускной пункт на маршруте строительства заграждения на Западном берегу, недалеко от Абу-ДисИзраильский Верховный Суд определен в 1979 Элон Moreh случае, рассматриваема область находилась под оккупацией, и что, соответственно, только военачальником области может реквизировать землю, согласно статье 52 Правил, прилагаемых к IV Гаагской конвенции. Военная необходимость была учтена при планировании части поселения Элон-Морех. Эта ситуация не соответствовала точным ограничениям, изложенным в статьях Гаагской конвенции, поэтому Суд постановил, что приказ о реквизиции был недействительным и незаконным. В последние десятилетия правительство Израиля доказывало в Верховном суде Израиля, что его власть на территориях основана на международном праве «военной оккупации», в частности на Гаагских конвенциях. Суд неоднократно подтверждал это толкование, например, в своих постановлениях 2004 и 2005 годов по разделительному забору.
В своем постановлении от июня 2005 года, подтверждающем конституционность разъединения Газы, Суд определил, что «Иудея и Самария» [Западный берег] и территория Газы являются землями, захваченными во время войны, и не являются частью Израиля:
Районы Иудеи и Самарии удерживаются государством Израиль, находящимся под воюющей оккупацией. Длинная рука государства в этом районе - военачальник. Он не является сувереном на территории, находящейся под воюющей оккупацией (см. Дело Бейт Сурик, стр. 832). Его власть предоставлена ему международным публичным правом в отношении военной оккупации. Юридический смысл этой точки зрения двоякий: во-первых, израильские законы не применяются в этих областях. Они не были «аннексированы» Израилем. Во-вторых, правовой режим, который применяется в этих областях, определяется международным публичным правом в отношении военной оккупации (см. HCJ 1661/05 Региональный совет побережья Газы против Кнессета и др. (Еще не опубликован, пункт 3 заключения Суда; (далее - Дело о региональном совете побережья Газы). В центре этого публичного международного права находятся Положение о законах и обычаях сухопутной войны, Гаага, 18 октября 1907 года (далее - Гаагское положение). Эти правила являются отражением международного обычного права. Право военной оккупации также изложено в IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 года (далее - Четвертая Женевская конвенция).
Вскоре после войны 1967 года Израиль издал военный приказ о том, что Женевские конвенции применяются к недавно оккупированным территориям, но через несколько месяцев этот приказ был отменен. В течение ряда лет Израиль на различных основаниях утверждал, что Женевские конвенции неприменимы. Одна из них - теория пропавшего реверсионера, в которой утверждается, что Женевские конвенции применяются только к суверенной территории Высокой Договаривающейся Стороны и, следовательно, не применяются, поскольку Иордания никогда не осуществляла суверенитет над регионом. Однако такое толкование не разделяется международным сообществом. Применение Женевской конвенции к оккупированным палестинским территориям было поддержано Международным Судом, Генеральной Ассамблеей ООН, Советом Безопасности ООН и Верховным судом Израиля.
В делах, рассматриваемых Высоким судом Израиля, правительство согласилось с тем, что полномочия военного командира закреплены в Четвертой Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны и что применяются гуманитарные правила Четвертой Женевской конвенции. Министерство иностранных дел Израиля сообщает, что Верховный суд Израиля постановил, что Четвертая Женевская конвенция и некоторые части Дополнительного протокола I отражают обычное международное право, применимое на оккупированных территориях.
Бывший председатель Верховного суда Меир Шамгар, придерживаясь иного подхода, писал в 1970-х годах, что де-юре Четвертая Женевская конвенция 1949 года в отношении оккупированных территорий не применима к Западному берегу и сектору Газа, поскольку Конвенция " не применима ". основанный на предположении, что был свергнутый суверен и что он был законным сувереном ". Израильский дипломат Дор Голд заявил, что язык «оккупации» позволил представителям Палестины запутать эту историю. Неоднократно указывая на «оккупацию», им удается обратить вспять причинность конфликта, особенно перед западной аудиторией. Таким образом, нынешний территориальный спор якобы является результатом решения Израиля «оккупировать», а не результатом войны, навязанной Израилю коалицией арабских государств в 1967 году.
Гершом Горенберг, оспаривая эти взгляды, написал, что израильское правительство с самого начала знало, что оно нарушает Женевскую конвенцию, создавая гражданские поселения на территориях, находящихся под управлением ИДФ. Он пояснил, что в качестве юрисконсульта Министерства иностранных дел Теодор Мерон был экспертом правительства Израиля по международному праву. 16 сентября 1967 года Мерон написал совершенно секретную записку г-ну Ади Яфе, политическому секретарю премьер-министра, касающуюся «поселений на управляемых территориях», в которой говорилось: «Я пришел к выводу, что гражданское поселение на управляемых территориях противоречит четким положениям Четвертая Женевская конвенция ". В 1968 году Моше Даян написал секретную записку, в которой предлагалось массовое поселение на территориях, в которой говорилось: «Поселение израильтян на управляемой территории, как известно, противоречит международным конвенциям, но в этом нет ничего принципиально нового».
Различные израильские кабинеты сделали политические заявления, и многие граждане и сторонники Израиля оспаривают, что территории оккупированы, и заявляют, что использование термина «оккупированные» в отношении контроля Израиля над территориями не имеет никакого основания в международном праве или истории, и что это предрешает исход любых будущих или текущих переговоров. Они утверждают, что правильнее называть территории « спорными », а не « оккупированными », хотя они соглашаются применять гуманитарные положения Четвертой Женевской конвенции до разрешения спора. Йорам Динштейн отверг позицию, согласно которой они не заняты, как «основанную на сомнительных юридических основаниях». Многие веб-сайты израильского правительства действительно называют эти районы «оккупированными территориями». Согласно BBC, «Израиль утверждает, что международные конвенции, касающиеся оккупированных земель, не применяются к палестинским территориям, потому что они изначально не находились под законным суверенитетом какого-либо государства».
В Докладе о правовом статусе строительства в Иудее и Самарии, обычно называемом Отчетом Леви, опубликованном в июле 2012 года, комитет из трех членов, возглавляемый бывшим судьей Верховного суда Израиля Эдмундом Леви, который был назначен премьер-министром Биньямином Нетаньяху, приходит к вывод о том, что присутствие Израиля на Западном берегу не является оккупацией в юридическом смысле и что израильские поселения на этих территориях не противоречат международному праву. Отчет встретил как одобрение, так и резкую критику в Израиле и за его пределами. По состоянию на июль 2013 года отчет не был представлен ни в кабинет министров Израиля, ни в какой-либо парламентский или правительственный орган, который имел бы право утверждать его.
Не Согласно взглядам большинства приверженцев религиозного сионизма и к некоторым потокам ортодоксального иудаизма, не существует и не может быть, «оккупированные территории», потому что все земли Израиля ( иврит : אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל 'Éreṣ Исраэль, Эрец - Исраэль) принадлежит к евреям, также известный как дети Израиля, со времен библейской древности на основе различных Hebrew библейских пассажей.
Еврейское религиозное убеждение в том, что этот район является уделом еврейского народа, данным Богом, основано на Торе, особенно на книгах Бытия и Исход, а также на Пророках. Согласно Книге Бытия, земля была обещана Богом потомкам Авраама через его сына Исаака и израильтянам, потомкам Иакова, внука Авраама. Буквальное прочтение текста предполагает, что обетование земли является (или было когда-то) одним из библейских заветов между Богом и израильтянами, как показывают следующие стихи.
Определение границ этой территории варьируется в зависимости от библейских отрывков, некоторые из основных из них:
Границы Земли Израиля отличаются от границ исторических израильских царств. Государство Бар-Кохба, Иродианское царство, Хасмонейское царство и, возможно, Соединенное Королевство Израиля и Иудеи управляли землями с похожими, но не идентичными границами. Нынешнее государство Израиль также имеет аналогичные, но не идентичные границы.
Маленькая секта евреев- харедим, Нетурей Карта, выступает против сионизма и призывает к мирному демонтажу Государства Израиль, веря, что евреям запрещено иметь собственное государство до пришествия Мессии.
Официальный термин, используемый Советом Безопасности ООН для описания оккупированных Израилем территорий, - это «арабские территории, оккупированные с 1967 года, включая Иерусалим», который используется, например, в резолюциях 446 (1979), 452 (1979), 465 ( 1980) и 484. Конференция сторон четвертой Женевской конвенции и Международный комитет Красного Креста также постановили, что эти территории оккупированы и что применяются положения Четвертой Женевской конвенции, касающиеся оккупированных территорий.
Аннексия Израилем Восточного Иерусалима в 1980 году (см. Закон о Иерусалиме ) не была признана ни одной другой страной, а аннексия Голанских высот в 1981 году (см. Закон о Голанских высотах ) была признана только Соединенными Штатами. Резолюция 478 Совета Безопасности ООН объявила аннексию Восточного Иерусалима «недействительной» и потребовала ее отмены. Резолюция 497 Совета Безопасности ООН также объявила аннексию Голан «недействительной». После ухода Израиля с Синайского полуострова в 1982 году в рамках мирного договора между Египтом и Израилем 1979 года Синай перестал считаться оккупированной территорией. В то время как Палестинская администрация, ЕС, Международный Суд, Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности ООН считают Восточный Иерусалим частью Западного берега и оккупирован Израилем; Израиль считает весь Иерусалим своей столицей и суверенной территорией.
Международное сообщество официально возложило на Международный комитет Красного Креста (МККК) роль хранителя международного гуманитарного права. Это включает в себя функцию наблюдения, посредством которой он принимает непосредственные меры, чтобы побудить стороны в вооруженном конфликте соблюдать нормы международного гуманитарного права. Глава делегации Международного Красного Креста в Израиле и на оккупированных территориях заявил, что создание израильских поселений на оккупированных территориях является серьезным нарушением Женевских конвенций и представляет собой военное преступление.
В 1986 году Международный Суд постановил, что отдельные части Женевских конвенций 1949 года просто декларируют существующее международное обычное право. В 1993 году Совет Безопасности ООН принял обязательную резолюцию по главе VII об учреждении Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии. Резолюцией был утвержден Статут, в котором говорилось, что проблема присоединения некоторых, но не всех государств к Женевским конвенциям не возникает, поскольку, вне всякого сомнения, Конвенция декларативна в отношении обычного международного права. Последующее толкование Международного Суда не поддерживает точку зрения Израиля на применимость Женевских конвенций.
Президент Дональд Трамп подписывает прокламацию о признании суверенитета Израиля над Голанскими высотами, 25 марта 2019 г.В июле 2004 года Международный Суд вынес Консультативное заключение по «Правовым последствиям строительства стены на оккупированной палестинской территории». Суд отметил, что в соответствии с обычным международным правом, отраженным в статье 42 Правил, прилагаемых к IV Гаагской конвенции, территория считается оккупированной, когда она фактически находится под властью вражеской армии, и оккупация распространяется только на территорию, на которой такая власть установлена и может осуществляться. Израиль выдвинул ряд исключений и возражений, но Суд счел их неубедительными. Суд постановил, что территории были оккупированы израильскими вооруженными силами в 1967 году во время конфликта между Израилем и Иорданией и что последующие события на этих территориях не повлияли на ситуацию.
Профессора международного права Орна Бен-Нафтали и Эял М. Гросс написали в 2005 году, что сама оккупация, по их мнению, является незаконной. Майкл Линк, специальный докладчик Организации Объединенных Наций по правам человека на палестинских территориях, оккупированных с 1967 года, в своем докладе Генеральной Ассамблее ООН за 2017 год высказал мнение, что сама оккупация стала незаконной, и рекомендовал провести исследование ООН для определения этого и рассмотреть вопрос о том, чтобы запросить консультативное заключение в Международном Суде.
Создание израильских поселений считается перемещением гражданского населения Израиля на оккупированные территории и как таковое является незаконным в соответствии с четвертой Женевской конвенцией. Это оспаривается другими правоведами, которые спорят с такой интерпретацией закона.
В 2000 году редакторы Палестинского ежегодника международного права (1998–1999) Женевской академии международного гуманитарного права и прав человека заявили о "перемещении" оккупирующей державой, прямо или косвенно, части своего собственного гражданского населения на территорию он оккупирует, или депортация, или перемещение всего или части населения оккупированной территории в пределах или за пределами этой территории «равносильно военному преступлению. Они считают, что это, очевидно, применимо к израильской поселенческой деятельности на оккупированных арабских территориях».
В 2004 году Международный Суд в консультативном заключении, не имеющем обязательной силы, отметил, что Совет Безопасности охарактеризовал политику и практику Израиля по расселению части своего населения и новых иммигрантов на оккупированных территориях как «вопиющее нарушение» четвертого закона. Женевская конвенция. Суд также пришел к выводу, что израильские поселения на оккупированной палестинской территории (включая Восточный Иерусалим) были созданы «в нарушение международного права» и что все государства-участники Женевской конвенции обязаны обеспечить соблюдение Израилем норм международного права. как закреплено в Конвенции.
В мае 2012 года 27 министров иностранных дел Европейского союза опубликовали отчет, в котором решительно осуждалась политика Государства Израиль на Западном берегу и указывалась, что поселения на Западном берегу являются незаконными: «поселения остаются незаконными в соответствии с международным правом, независимо от недавнего решения правительства Израиля. ЕС повторяет, что он не признает никаких изменений границ, существовавших до 1967 года, в том числе в отношении Иерусалима, кроме тех, которые были согласованы сторонами ». В докладе всех министров иностранных дел ЕС также критиковалась неспособность израильского правительства демонтировать аванпосты поселенцев незаконными даже в соответствии с внутренним израильским законодательством ".
Израиль отрицает, что израильские поселения нарушают какие-либо международные законы. Верховный суд Израиля еще не вынес окончательного решения о законности поселений в соответствии с Женевской конвенцией.
В марте 2012 года Комиссия по правам человека Организации Объединенных Наций решила создать группу, которой поручено расследовать «последствия израильских поселений для гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав палестинского народа на всей оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим». " В ответ правительство Израиля прекратило сотрудничество с Верховным комиссаром ООН по правам человека и бойкотировало Комиссию ООН по правам человека. Правительство США согласилось с требованием правительства Израиля попытаться воспрепятствовать формированию такой группы.
31 января 2012 года независимая «Международная миссия Организации Объединенных Наций по установлению фактов об израильских поселениях на оккупированной палестинской территории» представила отчет, в котором говорилось, что израильские поселения привели к множеству нарушений прав человека палестинцев и что если Израиль не прекратит все поселения и начать вывод всех поселенцев с Западного берега, потенциально может быть возбуждено дело в Международном уголовном суде. В нем говорилось, что Израиль нарушил статью 49 четвертой Женевской конвенции, запрещающей перемещение гражданских лиц оккупирующей страны на оккупированную территорию. В нем говорилось, что поселения «ведут к ползучей аннексии, которая препятствует созданию непрерывного и жизнеспособного палестинского государства и подрывает право палестинского народа на самоопределение». После принятия Палестины в Организацию Объединенных Наций в качестве государства, не являющегося ее членом в сентябре 2012 года, ее жалоба потенциально может быть рассмотрена в Международном суде. Министерство иностранных дел Израиля ответило на доклад, заявив, что "контрпродуктивные меры - такие как представленный нам доклад - только затруднят усилия по поиску устойчивого решения израильско-палестинского конфликта. Совет по правам человека, к сожалению, отличился своей систематической односторонностью. и предвзятый подход к Израилю ».
После решения министров иностранных дел Европейского союза (ЕС) в декабре 2012 года о том, что «все соглашения между государством Израиль и ЕС должны недвусмысленно и прямо указывать на их неприменимость к территориям, оккупированным Израилем в 1967 году», Европейская комиссия издала руководящие принципы для финансовая структура на 2014–2020 годы, охватывающая все области сотрудничества между ЕС и Израилем, включая экономику, науку, культуру, спорт и академические круги, но исключая торговлю на 30 июня 2013 года. Согласно директиве, все будущие соглашения между ЕС и Израилем должны прямо исключить еврейские поселения и израильские учреждения и органы, расположенные по ту сторону Зеленой линии, существовавшей до 1967 года, включая Голанские высоты, Западный берег и Восточный Иерусалим. Гранты, финансирование, призы или стипендии ЕС будут предоставляться только в том случае, если включен пункт об исключении поселений, вынуждающий израильское правительство в письменной форме признать, что поселения на оккупированных территориях находятся за пределами государства Израиль, для обеспечения соглашений с ЕС.
В заявлении ЕС говорится, что
руководящие принципы... соответствуют давней позиции ЕС о том, что израильские поселения являются незаконными по международному праву, и с непризнанием ЕС суверенитета Израиля над оккупированными территориями, независимо от их правового статуса в соответствии с внутренним израильским законодательством. В настоящее время израильские организации пользуются финансовой поддержкой и сотрудничеством с ЕС, и эти руководящие принципы предназначены для обеспечения того, чтобы это продолжалось. В то же время в Европе была выражена обеспокоенность тем, что израильские организации на оккупированных территориях могут получить поддержку ЕС. Цель этих руководящих принципов - провести различие между Государством Израиль и оккупированными территориями, когда речь идет о поддержке ЕС.
Руководящие принципы не применяются ни к каким палестинским органам на Западном берегу или в Восточном Иерусалиме, и они не влияют на соглашения между ЕС и ООП или Палестинской властью, а также не применяются к министерствам правительства или национальным агентствам Израиля, частным лицам, правозащитным организациям, действующим на оккупированных территориях, или неправительственным организациям, работающим над продвижением мира, которые действуют на оккупированных территориях.
Этот шаг был описан как «землетрясение» израильским официальным лицом, пожелавшим остаться неизвестным, и вызвал резкую критику со стороны премьер-министра Биньямина Нетаньяху, который сказал в своем заявлении по радио: «Как премьер-министр Израиля, я не позволю сотням тысяч людей. израильтян, которые живут на Западном берегу, на Голанских высотах и в нашей объединенной столице Иерусалиме, будут причинены вреда. Мы не примем никаких внешних диктатов в отношении наших границ. Этот вопрос будет решен только путем прямых переговоров между сторонами ». Израиль также обеспокоен тем, что такая же политика может распространяться на продукцию из поселений и товары, экспортируемые на европейские рынки, поскольку некоторые государства-члены ЕС настаивают на проведении общеевропейской политики маркировки продуктов и товаров, происходящих из еврейских поселений, чтобы потребители могли делать осознанный выбор. Специальная министерская группа во главе с премьер-министром Нетаньяху решила обратиться к ЕС и потребовать нескольких ключевых поправок в руководящие принципы, прежде чем начинать какие-либо новые проекты с европейцами. Представитель ЕС подтвердил, что между Израилем и ЕС будут проводиться дальнейшие переговоры, заявив: «Мы готовы организовать обсуждения, в ходе которых могут быть предоставлены такие разъяснения, и надеемся на продолжение успешного сотрудничества между ЕС и Израилем, в том числе в области научное сотрудничество ".
Палестинцы и их сторонники приветствовали директиву ЕС как важную политическую и экономическую санкцию против поселений. Ханан Ашрави приветствовал руководящие принципы, заявив: «ЕС перешел от уровня заявлений, деклараций и осуждений к эффективным политическим решениям и конкретным шагам, которые представляют собой качественный сдвиг, который окажет положительное влияние на шансы на мир».