Четвертая Женевская конвенция

редактировать

Один из договоров Женевской конвенции Беженцы и солдаты в Варшаве 1939 г.

Родственник Женевской конвенции к Защите гражданского населения во время войны, чаще именуемой Четвертой Женевской конвенцией и сокращенно GCIV, является одним из четырех договоров Женевских конвенций. Он был принят на вооружение в августе 1950 года. В то время как первые три конвенции касались комбатантов, Четвертая Женевская конвенция была первой, которая касалась гуманитарной защиты гражданского населения в зоне боевых действий. В настоящее время 196 стран являются участниками Женевских конвенций 1949 года , включая этот и три других договора.

В 1993 году Совет Безопасности ООН принял отчет генерального секретаря и комиссии экспертов, который пришел к выводу, что Женевские конвенции стали частью обычного международного права, что сделало их обязательными для не- государства, подписавшие Конвенции, когда они участвуют в вооруженных конфликтах.

Содержание

  • 1 Часть I. Общие положения
    • 1.1 Статья 2: Применение Конвенции
    • 1.2 Статья 3: Конфликты немеждународного характера
    • 1.3 Статья 4: Определение покровительствуемых лиц
    • 1.4 Статья 5: Отступления
  • 2 Часть II. Общая защита населения от определенных последствий войны
    • 2.1 Статья 13: Сфера применения части II
  • 3 Часть III. Статус и обращение с лицами, пользующимися защитой
    • 3.1 Раздел I. Положения, общие для территорий сторон в конфликте и оккупированных территорий
      • 3.1.1 Статья 32: Запрещение телесных наказаний, пыток и т. Д.
      • 3.1.2 Статья 33: Индивидуальная ответственность, коллективные наказания, грабежи и репрессалии
    • 3.2 Раздел III. Оккупированные территории
      • 3.2.1 Статья 49: Депортация, перемещение, эвакуация
      • 3.2.2 Статья 50: Дети
      • 3.2.3 Статья 53: Запрещенное уничтожение
      • 3.2.4 Статья 56: Гигиена и здоровье населения
      • 3.2.5 Статья 78: Меры безопасности. Интернирование и постоянное место жительства. Право на обжалование
  • 4 Часть IV. Выполнение Конвенции
  • 5 Приложения
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Часть I. Общие положения

Стороны ЖК I – IV и PI – IIIСтороны ЖК I – IV и PI – II
Стороны ЖК I – IV и PI и IIIСтороны ЖК I – IV и PI
Стороны ЖК I – IV и P IIIСторон к ЖК I – IV и без P

. В нем изложены общие параметры ЖК IV:

Статья 2: Применение Конвенции

В статье 2 говорится, что подписавшие стороны связаны конвенцией как на войне вооруженные конфликты, где война не была объявлена ​​, и при оккупации территории другой страны.

В дополнение к положениям, которые будут применяться в мирное время, настоящая Конвенция будет применяться ко всем случаям объявленной войны или любого другого вооруженного конфликта, который может возникнуть между двумя или более Высокими Договаривающимися Сторонами, даже если государство война не признается ни одним из них.

Объем статьи 2 широк:

Хотя одна из находящихся в конфликте Держав не может быть стороной настоящей Конвенции, Стороны, участвующие в ней, будут оставаться связанными это в их взаимоотношениях.

В комментарии к статье Жан Пикте пишет:

Они [конвенции] все меньше и меньше рассматриваются как контракты, заключенные на основе взаимности в национальные интересы сторон и все более и более как торжественное подтверждение принципов, уважаемых ради них самих, серии безусловных обязательств со стороны каждой из Договаривающихся сторон «по отношению» к другим.

Статья 3 : Конфликты немеждународного характера

Ст. Пункт 3 гласит, что даже там, где нет конфликта международного характера, стороны должны как минимум соблюдать минимальные меры защиты, описанные как: некомбатанты, военнослужащие, сложившие оружие, и комбатанты, которые вышли из боя (вне боя) из-за ран, задержания или по любой другой причине, должны при любых обстоятельствах обращаться гуманно, со следующими запретами:

  • (а) насилие над жизнью и личностью, в частности, убийства всех видов, нанесение увечий, жестокое обращение и пытки ;
  • (б) изъятие заложников ;
  • (в) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее достоинство обращение;
  • (г) вынесение приговоров и выполнение казней без предварительного приговор, вынесенный надлежащим образом учрежденным судом, предоставляющий все судебные гарантии, которые признаны необходимыми цивилизованными народами.

Статья 4: Определение защищаемого права ersons

В статье 4 определяется, кто является защищаемым лицом:

Лицами, защищаемыми Конвенцией, являются те, кто в данный момент и каким-либо образом оказывается в случае конфликта или оккупации в руки стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются.

Он прямо исключает «граждан государства, не связанного Конвенцией», а также граждан нейтрального государства или союзного государства, если это государство имеет нормальные дипломатические отношения «внутри государства, в руках которого они находятся».

В ряде статей указывается, как державы-охранники, МККК и другие гуманитарные организации могут помочь защищаемым лицам.

Определение защищаемого лица в этой статье, пожалуй, самая важная статья в этом разделе, потому что многие из статей остальной части ЖИК применимы только к защищаемым лицам.

Статья 5: Отступления

Статья 5 предусматривает приостановление прав лиц, предусмотренных Конвенцией, на период времени, который "наносит ущерб безопасности такого государства", хотя "такие тем не менее с людьми следует обращаться гуманно, и в случае судебного разбирательства они не должны быть лишены права на справедливое и регулярное судебное разбирательство, предусмотренное настоящей Конвенцией ".

Распространенное толкование статьи 5 заключается в том, что ее сфера действия очень ограничена. Отступление распространяется только на лиц, «подозреваемых в совершении определенных действий» или «участвующих в деятельности, направленной против безопасности государства». Во втором абзаце статьи упоминается «шпион или диверсант».

Часть II. Общая защита населения от определенных последствий войны

Статья 13: Сфера применения части II

Положения части II охватывают все население стран, находящихся в конфликте, без каких-либо неблагоприятных различий, основанных, в частности, по расе, национальности, религии или политическим убеждениям, и предназначены для облегчения причиненных страданий войной.

Список оснований, по которым может проводиться различие, не является исчерпывающим.

Часть III. Статус и обращение с лицами, пользующимися защитой

Раздел I. Положения, общие для территорий сторон в конфликте и оккупированных территорий

Статья 32: Запрещение телесных наказаний, пыток и т. Д.

Охраняемое лицо не может совершать ничего "такого характера, чтобы причинить физические страдания или истребление... физические страдания или истребление охраняемых лиц в их руках. Этот запрет распространяется на убийство, пытки, телесные наказания, нанесение увечий и медицинские или научные эксперименты, не требующие медицинского лечения. В то время как популярная дискуссия по поводу того, что является юридическим определением пыток, продолжается, запрет на телесные наказания упрощает этот вопрос; даже самые Таким образом, обычное физическое насилие запрещено статьей 32 в качестве меры предосторожности против альтернативных определений пыток.

Запрет на научные эксперименты был добавлен отчасти в ответ на эксперименты немецких и японских врачей. во время Второй мировой войны, из которых Йозеф Менгеле был самым известным.

Статья 33: Индивидуальная ответственность, коллективные наказания, грабежи и репрессалии

«Ни один защищаемый человек не может быть наказан за любое преступление, которое он или она не совершил лично. Коллективные наказания, а также все меры запугивания или терроризм запрещены.
Разграбление запрещено.
Репрессии в отношении покровительствуемых лиц и их собственности запрещены. "

Согласно Женевским конвенциям 1949 г., коллективное наказание является военным преступлением. Под коллективным наказанием составители Женевских конвенций имели в виду репрессивные убийства во время Первой мировой войны и Второй мировой войны. Во время Первой мировой войны немцы казнили жителей бельгийских деревень в массовом наказании за сопротивление во время изнасилования Бельгии. Во время Второй мировой войны и немцы, и японцы применяли коллективное наказание, чтобы подавить сопротивление. Целые деревни, города или районы несли ответственность за любые действия сопротивления, имевшие место в этих местах. В конвенциях, чтобы противостоять этому, был подтвержден принцип индивидуальной ответственности. Комментарий Международного комитета Красного Креста (МККК) к конвенциям гласит, что стороны в конфликте часто прибегают к «мерам запугивания, чтобы терроризировать население» в надежде предотвратить враждебные действия, но такая практика наносит удар как виновные, так и невиновные. Они выступают против всех принципов, основанных на гуманности и справедливости ".

Дополнительный протокол II 1977 года прямо запрещает коллективное наказание. Но поскольку этот протокол ратифицировало меньше государств, чем ЖК IV, статья 33 ЖК IV является наиболее часто цитируемой.

Раздел III. Оккупированные территории

Статьи 47–78 налагают существенные обязательства на оккупирующие державы. Наряду с многочисленными положениями, касающимися общего благосостояния жителей оккупированной территории, оккупант не может насильственно депортировать находящихся под защитой лиц, или депортировать или перемещать части своего собственного гражданского населения на оккупированную территорию (статья 49).

Статья 49: Депортация, перемещение, эвакуация

Статья 49. Индивидуальные или массовые насильственные перемещения, а также депортации находящихся под защитой лиц с оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или в любую другую страну, оккупированные или нет, запрещены, независимо от их мотивов.
Тем не менее, оккупирующая держава может предпринять полную или частичную эвакуацию данного района, если этого требует безопасность населения или настоятельные военные соображения. Такая эвакуация не может включать перемещение защищаемых лиц за пределы оккупированной территории, за исключением случаев, когда по материальным причинам невозможно избежать такого перемещения. Лица, эвакуированные таким образом, должны быть переведены обратно в свои дома, как только боевые действия в рассматриваемом районе прекратятся.
Оккупирующая держава, предпринимающая такие перемещения или эвакуацию, должна обеспечить, в максимально возможной степени, наличие надлежащих помещений для приема охраняемых лиц, что выселение осуществляется в удовлетворительных условиях гигиены, здоровья, безопасности и питания и что члены одной семьи не разлучены.
Держава-покровительница должна быть проинформирована о любых перемещениях и эвакуациях, как только они
Оккупирующая держава не должна задерживать покровительствуемых лиц в районе, особенно подверженном опасности войны, если этого не требуют безопасность населения или настоятельные военные соображения.
Оккупирующая держава не должна депортировать или перемещать части территории его собственного гражданского населения на территорию, которую он оккупирует.

Ссылка в последнем абзаце на «депортация » обычно понимается как изгнание f иностранные граждане, тогда как высылка граждан будет называться выдачей, изгнанием или изгнанием. Если этнические группы затронуты депортацией, это также может обозначаться как перемещение населения. Перемещение в данном случае буквально означает переезд или переход с одного места на другое. Международный комитет Красного Креста выразил мнение, что «международное гуманитарное право запрещает создание поселений, поскольку это форма перемещения населения на оккупированную территорию».

Статья 50 : Дети

Статья 50. Оккупирующая держава в сотрудничестве с национальными и местными властями будет способствовать надлежащей работе всех учреждений, занимающихся заботой о детях и их образованием.
Оккупирующая держава предпримет все необходимые шаги для облегчения идентификации детей и регистрации их отцовства. Он ни в коем случае не может изменять их личный статус или привлекать их к подчиненным ему формированиям или организациям.
Если местные учреждения не подходят для этой цели, оккупирующая держава должна принять меры для содержания и обучения, если возможно лицами их собственной национальности, языка и религии, детьми, осиротевшими или разлученными со своими родителями в результате войны и о которых не может должным образом заботиться близкий родственник или друг.
Особый раздел Бюро, созданное в соответствии со статьей 136, несет ответственность за принятие всех необходимых мер для установления личности детей, личность которых вызывает сомнения. Подробные сведения об их родителях или других близких родственниках должны всегда записываться, если таковые имеются.
Оккупирующая держава не должна препятствовать применению каких-либо преференциальных мер в отношении питания, медицинского обслуживания и защиты от последствий войны, которые могли быть приняты ранее. оккупации в пользу детей до пятнадцати лет, будущих матерей и матерей с детьми до семи лет

Статья 53: Запрещенное уничтожение

Статья 53. Любое уничтожение оккупирующей державой недвижимого или личного имущества, принадлежащего индивидуально или коллективно частным лицам, государству, другим государственным органам, общественным или кооперативным организациям запрещено, за исключением случаев, когда такое уничтожение становится абсолютно необходимым в результате военных действий.

В Женевских конвенциях от 12 августа 1949 г. Комментарий, Жан Пикте пишет:

Чтобы развеять какое-либо неправильное представление о сфере действия статьи 53, необходимо указать, что ссылка на собственность d, чтобы не была предоставлена ​​общая защита; Конвенция здесь просто предусматривает его защиту на оккупированной территории. Таким образом, сфера действия статьи ограничивается уничтожением в результате действий оккупирующей державы. Следует помнить, что статья 23 (g) Гаагских правил запрещает ненужное уничтожение собственности противника; поскольку это правило помещено в раздел, озаглавленный «Военные действия», оно распространяется на всю собственность на территории, участвующей в войне; поэтому его сфера действия намного шире, чем охват обсуждаемого положения, которое касается только собственности, расположенной на оккупированной территории.

Статья 56: Гигиена и здоровье населения

В статье 56 описываются медицинские обязательства оккупирующей державы. имеет на оккупированной территории:

В максимальных пределах имеющихся у нее средств оккупирующая держава обязана обеспечивать и поддерживать, в сотрудничестве с национальными и местными властями, медицинские и больничные учреждения и службы, а также общественное здравоохранение. и гигиена на оккупированной территории, с особым упором на принятие и применение профилактических и профилактических мер, необходимых для борьбы с распространением заразных болезней и эпидемий. Медицинскому персоналу всех категорий должно быть разрешено выполнять свои обязанности.
Если новые больницы открываются на оккупированной территории и если там не работают компетентные органы оккупированного государства, оккупационные власти должны, в случае необходимости, предоставить их признание, предусмотренное в статье 18. В аналогичных обстоятельствах оккупационные власти должны также предоставить признание больничному персоналу и транспортным средствам в соответствии с положениями статей 20 и 21.
Принимая меры по охране здоровья и гигиены и при их применении, Оккупирующая держава принимает во внимание моральные и этические предрасположенности населения оккупированной территории.

Статья 78: Меры безопасности. Интернирование и постоянное место жительства. Право на обжалование

Статья 78 касается интернирования. Он позволяет оккупирующей державе по «настоятельным соображениям безопасности» «подвергать их [покровительствуемых лиц] определенному месту жительства или интернированию». Статья не позволяет оккупирующей державе принимать коллективные меры: каждый случай должен решаться отдельно.

Часть IV. Выполнение Конвенции

Эта часть содержит «формальные или дипломатические положения, которые обычно помещают в конце международной конвенции для урегулирования процедуры введения ее в действие, сгруппированы вместе под этим заголовком (1). Они аналогичны всем четырем Женевским конвенциям.

Приложения

В комментарии МККК к Четвертой Женевской конвенции говорится, что при обсуждении создания больничных и безопасных зон на оккупированных территориях упоминалось проект соглашения, и было решено добавить его в качестве приложения I к Четвертой Женевской конвенции.

МККК заявляет, что «проект соглашения был предложен государствам только в качестве модели, но тот факт, что он в том виде, в каком он был тщательно разработан на Дипломатической конференции, которая в итоге приняла его, придает ему реальную ценность. Таким образом, его можно было бы использовать в качестве рабочей основы при создании больничной зоны ».

МККК заявляет, что Приложение II является«... проектом, который, согласно статье 109 (пункт 1) Конвенции, будет применяться при отсутствии специальных соглашений между Сторонами, касается условий приема и распределения коллективных отправлений помощи. Он основан на традициях Международного комитета Красного Креста, который его представил, и на опыте, накопленном Комитетом во время Второй мировой войны ».

Приложение III содержит образец карты интернирования, письма и корреспонденции. :

  1. Образец карточки интернирования размером 10 x 15 см.
  2. Образец письма размером 29 x 15 см.
  3. Образец карточки переписки размером 10 x 15 см.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Wikisource содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Четвертая Женевская конвенция
Последняя правка сделана 2021-05-20 12:56:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте