Родственник Женевской конвенции к Защите гражданского населения во время войны, чаще именуемой Четвертой Женевской конвенцией и сокращенно GCIV, является одним из четырех договоров Женевских конвенций. Он был принят на вооружение в августе 1950 года. В то время как первые три конвенции касались комбатантов, Четвертая Женевская конвенция была первой, которая касалась гуманитарной защиты гражданского населения в зоне боевых действий. В настоящее время 196 стран являются участниками Женевских конвенций 1949 года , включая этот и три других договора.
В 1993 году Совет Безопасности ООН принял отчет генерального секретаря и комиссии экспертов, который пришел к выводу, что Женевские конвенции стали частью обычного международного права, что сделало их обязательными для не- государства, подписавшие Конвенции, когда они участвуют в вооруженных конфликтах.
Стороны ЖК I – IV и PI – III | Стороны ЖК I – IV и PI – II |
Стороны ЖК I – IV и PI и III | Стороны ЖК I – IV и PI |
Стороны ЖК I – IV и P III | Сторон к ЖК I – IV и без P |
. В нем изложены общие параметры ЖК IV:
В статье 2 говорится, что подписавшие стороны связаны конвенцией как на войне вооруженные конфликты, где война не была объявлена , и при оккупации территории другой страны.
Объем статьи 2 широк:
В комментарии к статье Жан Пикте пишет:
Ст. Пункт 3 гласит, что даже там, где нет конфликта международного характера, стороны должны как минимум соблюдать минимальные меры защиты, описанные как: некомбатанты, военнослужащие, сложившие оружие, и комбатанты, которые вышли из боя (вне боя) из-за ран, задержания или по любой другой причине, должны при любых обстоятельствах обращаться гуманно, со следующими запретами:
В статье 4 определяется, кто является защищаемым лицом:
Он прямо исключает «граждан государства, не связанного Конвенцией», а также граждан нейтрального государства или союзного государства, если это государство имеет нормальные дипломатические отношения «внутри государства, в руках которого они находятся».
В ряде статей указывается, как державы-охранники, МККК и другие гуманитарные организации могут помочь защищаемым лицам.
Определение защищаемого лица в этой статье, пожалуй, самая важная статья в этом разделе, потому что многие из статей остальной части ЖИК применимы только к защищаемым лицам.
Статья 5 предусматривает приостановление прав лиц, предусмотренных Конвенцией, на период времени, который "наносит ущерб безопасности такого государства", хотя "такие тем не менее с людьми следует обращаться гуманно, и в случае судебного разбирательства они не должны быть лишены права на справедливое и регулярное судебное разбирательство, предусмотренное настоящей Конвенцией ".
Распространенное толкование статьи 5 заключается в том, что ее сфера действия очень ограничена. Отступление распространяется только на лиц, «подозреваемых в совершении определенных действий» или «участвующих в деятельности, направленной против безопасности государства». Во втором абзаце статьи упоминается «шпион или диверсант».
Список оснований, по которым может проводиться различие, не является исчерпывающим.
Охраняемое лицо не может совершать ничего "такого характера, чтобы причинить физические страдания или истребление... физические страдания или истребление охраняемых лиц в их руках. Этот запрет распространяется на убийство, пытки, телесные наказания, нанесение увечий и медицинские или научные эксперименты, не требующие медицинского лечения. В то время как популярная дискуссия по поводу того, что является юридическим определением пыток, продолжается, запрет на телесные наказания упрощает этот вопрос; даже самые Таким образом, обычное физическое насилие запрещено статьей 32 в качестве меры предосторожности против альтернативных определений пыток.
Запрет на научные эксперименты был добавлен отчасти в ответ на эксперименты немецких и японских врачей. во время Второй мировой войны, из которых Йозеф Менгеле был самым известным.
Согласно Женевским конвенциям 1949 г., коллективное наказание является военным преступлением. Под коллективным наказанием составители Женевских конвенций имели в виду репрессивные убийства во время Первой мировой войны и Второй мировой войны. Во время Первой мировой войны немцы казнили жителей бельгийских деревень в массовом наказании за сопротивление во время изнасилования Бельгии. Во время Второй мировой войны и немцы, и японцы применяли коллективное наказание, чтобы подавить сопротивление. Целые деревни, города или районы несли ответственность за любые действия сопротивления, имевшие место в этих местах. В конвенциях, чтобы противостоять этому, был подтвержден принцип индивидуальной ответственности. Комментарий Международного комитета Красного Креста (МККК) к конвенциям гласит, что стороны в конфликте часто прибегают к «мерам запугивания, чтобы терроризировать население» в надежде предотвратить враждебные действия, но такая практика наносит удар как виновные, так и невиновные. Они выступают против всех принципов, основанных на гуманности и справедливости ".
Дополнительный протокол II 1977 года прямо запрещает коллективное наказание. Но поскольку этот протокол ратифицировало меньше государств, чем ЖК IV, статья 33 ЖК IV является наиболее часто цитируемой.
Статьи 47–78 налагают существенные обязательства на оккупирующие державы. Наряду с многочисленными положениями, касающимися общего благосостояния жителей оккупированной территории, оккупант не может насильственно депортировать находящихся под защитой лиц, или депортировать или перемещать части своего собственного гражданского населения на оккупированную территорию (статья 49).
Ссылка в последнем абзаце на «депортация » обычно понимается как изгнание f иностранные граждане, тогда как высылка граждан будет называться выдачей, изгнанием или изгнанием. Если этнические группы затронуты депортацией, это также может обозначаться как перемещение населения. Перемещение в данном случае буквально означает переезд или переход с одного места на другое. Международный комитет Красного Креста выразил мнение, что «международное гуманитарное право запрещает создание поселений, поскольку это форма перемещения населения на оккупированную территорию».
В Женевских конвенциях от 12 августа 1949 г. Комментарий, Жан Пикте пишет:
Чтобы развеять какое-либо неправильное представление о сфере действия статьи 53, необходимо указать, что ссылка на собственность d, чтобы не была предоставлена общая защита; Конвенция здесь просто предусматривает его защиту на оккупированной территории. Таким образом, сфера действия статьи ограничивается уничтожением в результате действий оккупирующей державы. Следует помнить, что статья 23 (g) Гаагских правил запрещает ненужное уничтожение собственности противника; поскольку это правило помещено в раздел, озаглавленный «Военные действия», оно распространяется на всю собственность на территории, участвующей в войне; поэтому его сфера действия намного шире, чем охват обсуждаемого положения, которое касается только собственности, расположенной на оккупированной территории.
В статье 56 описываются медицинские обязательства оккупирующей державы. имеет на оккупированной территории:
Статья 78 касается интернирования. Он позволяет оккупирующей державе по «настоятельным соображениям безопасности» «подвергать их [покровительствуемых лиц] определенному месту жительства или интернированию». Статья не позволяет оккупирующей державе принимать коллективные меры: каждый случай должен решаться отдельно.
Эта часть содержит «формальные или дипломатические положения, которые обычно помещают в конце международной конвенции для урегулирования процедуры введения ее в действие, сгруппированы вместе под этим заголовком (1). Они аналогичны всем четырем Женевским конвенциям.
В комментарии МККК к Четвертой Женевской конвенции говорится, что при обсуждении создания больничных и безопасных зон на оккупированных территориях упоминалось проект соглашения, и было решено добавить его в качестве приложения I к Четвертой Женевской конвенции.
МККК заявляет, что «проект соглашения был предложен государствам только в качестве модели, но тот факт, что он в том виде, в каком он был тщательно разработан на Дипломатической конференции, которая в итоге приняла его, придает ему реальную ценность. Таким образом, его можно было бы использовать в качестве рабочей основы при создании больничной зоны ».
МККК заявляет, что Приложение II является«... проектом, который, согласно статье 109 (пункт 1) Конвенции, будет применяться при отсутствии специальных соглашений между Сторонами, касается условий приема и распределения коллективных отправлений помощи. Он основан на традициях Международного комитета Красного Креста, который его представил, и на опыте, накопленном Комитетом во время Второй мировой войны ».
Приложение III содержит образец карты интернирования, письма и корреспонденции. :
Wikisource содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Четвертая Женевская конвенция |