Израильское законодательство в поселениях на Западном берегу относится к применению израильского законодательства в израильских поселениях и израильских гражданских лиц в зоне С на Западном берегу, на палестинской территории под военной оккупацией и, следовательно, при прочих равных условиях военного права. Некоторые положения применяются на индивидуальной основе, так что они применяются не к территории, а к резидентам Израиля. Применение законов создало « анклавы » израильского права на оккупированном Израилем Западном берегу, и термин « анклавный закон » или « анклавное правосудие » используется для описания образовавшейся правовой системы.
Параллельно с этим другие части израильского законодательства, включая израильское уголовное право, применяются к израильтянам на индивидуальной основе на Западном берегу. С января 2018 года все законы, предложенные Кнессетом, активно рассматриваются на предмет их применения в поселениях.
Существование двойной системы законов для израильтян и палестинцев на Западном берегу широко использовалось в качестве доказательства теми, кто утверждает, что Израиль практикует апартеид в этом регионе.
Территориальные аспекты «анклавного права» реализуются с помощью метода, называемого «конвейерная обработка». В соответствии с этим методом израильские военные приказы, которые представляют собой основные законы на Западном берегу, применяют израильские законы конкретно к юрисдикции местных советов израильских поселений. Этот метод используется, чтобы дать израильским министерствам, таким как министерство образования Израиля и министерство здравоохранения Израиля, юрисдикцию над государственными объектами, такими как школы и больницы на территориях.
Благодаря этой системе израильские поселенцы подчиняются значительной части израильского законодательства, тогда как палестинцы подчиняются сочетанию израильского военного права и некоторых местных законов, основанных на иорданском законодательстве. В 1989 году Эял Бенвенисти описал, как «благодаря обширному военному законодательству, экстерриториальному применению израильского законодательства и постановлений израильского суда» граница между Израилем и Западным берегом перестала быть актуальной для «почти всех юридических целей, отражающих интересы Израиля», но то же самое не было правдой для палестинского населения, особенно в отношении гражданских прав.
Израильские законы, применимые к израильским гражданам, проживающим на Западном берегу, часто носят административный характер и включают налогообложение, надзор за продуктами, национальное страхование, образование, социальное обеспечение, здоровье, работу, личный статус, но исключают законы, относящиеся непосредственно к самой территории, например как земельные и планировочные законы. Верховный суд Израиля постановил, что трудовое законодательство применяется таким образом, также применимо к этим палестинским рабочим в израильских поселениях из - за «существенные связи» испытание и принцип равенства в пределах населенных пунктов.
В ноябре 2014 года кабинет министров одобрил законопроект, обязывающий все новые израильские законы рассматривать их применение в отношении израильских поселений, но против него выступил генеральный прокурор Иегуда Вайнштейн. В мае 2016 года инициатива была возобновлена Айелет Шакед.
В декабре 2017 года более 1000 членов центрального комитета Ликуда единогласно проголосовали за «свободное строительство и применение израильского закона и суверенитета во всех освобожденных районах поселений в Иудее и Самарии».
В январе 2018 года комитет Кнессета согласился поручить юрисконсультам обсуждать каждый новый законопроект Кнессета, касающийся поселений на Западном берегу, в ходе законодательного процесса. За этим последовало, несколько недель спустя, первое в истории обсуждение Кнессетом применения предложенных законов к поселениям на Западном берегу.
Термин «анклавное право» был придуман в статье 1987 года Амноном Рубинштейном, израильским исследователем конституционного права. Рубинштейн отметил относительно правовой системы Западного берега, что:
когда-то воспринимавшиеся как «условное депонирование» по нормам международного права, то есть как траст, они превратились в «законных дворняжек» и постепенно стали применяться на практике в сфере правления Израиля.
В отчете за 2009 год, подготовленном Вирджинией Тилли, Южноафриканский научно-исследовательский совет по гуманитарным наукам написал, что «Результатом экстерриториального применения израильского законодательства на личной основе в сочетании с анклавным законом, как описано выше, является то, что поселенец живет в рамках закона Западного берега только частично ". Затем в отчете цитируется работа Рубинштейна на иврите 1986 года:
Например, житель Маале-Адумим предположительно подчиняется военному правительству и местному иорданскому законодательству, но на самом деле он живет в соответствии с законами Израиля как в отношении своего личного закона, так и в отношении местного муниципалитета. в котором он живет. Военное правительство - это не что иное, как символ, через который действуют израильские законы и управление.
Концепция и применение израильского законодательства в поселениях на Западном берегу неоднократно обсуждались в израильских судах. Примеры включают дело 2004 года, Yinon Food Manufacturing and Marketing Ltd против Караана, в отношении спора между палестинцем и его работодателем, проживающим в израильском поселении, дело Верховного суда 2006 года, Peace Now SAL Educational Enterprises против руководителя еврейского Поселения в Иудее и Самарии, кратко изложенные Эльякимом Рубинштейном, и дело Верховного суда 2007 г., Кав ЛаОвед против суда по трудовым спорам Иерусалима, краткое изложение которого представил Элиэзер Ривлин.