Разнообразие в раннехристианском богословии

редактировать
Константин сжигает Арианские книги, иллюстрация из сборника канонического права, c.825

Традиционно в христианстве, ортодоксия и ересь рассматривались по отношению к «ортодоксии» как подлинная линия традиции. Другие формы христианства рассматривались как девиантные направления мысли и, следовательно, «инославные » или еретические. Эта точка зрения была оспорена публикацией Вальтера Бауэра Rechtgläubigkeit und Ketzerei im ältesten Christentum ("Православие и ересь в древнейшем христианстве") в 1934 году. Бауэр попытался переосмыслить раннее христианство исторически, независимо от взглядов нынешней церкви. Он заявил, что церковь 2-го века была очень разнообразной и включала множество «еретических» групп, которые имели равные права на апостольскую традицию. Бауэр интерпретировал борьбу между ортодоксами и иноверцами как «мейнстрим» Римской церкви, стремящийся к господству. Он представил Эдессу и Египет как места, где «ортодоксия» Рима не имела большого влияния во II веке. По его мнению, богословская мысль «Востока» (в данном случае Восточной Римской империи ) в то время позже была названа «ересью». Ответ современных ученых был неоднозначным. Некоторые ученые явно поддерживают выводы Бауэра, а другие выражают обеспокоенность по поводу его «нападок на ортодоксальные источники с инквизиционным рвением и почти абсурдной эксплуатации аргумента молчания ». Однако современные ученые подвергли критике и обновили модель Бауэра.

Содержание
  • 1 Разделы
    • 1.1 Адопционизм
    • 1.2 Арианство
    • 1.3 Докетизм
    • 1.4 Эбиониты
    • 1.5 Гностицизм
    • 1.6 Марционизм
    • 1.7 Монтанизм
  • 2 См. Также
  • 3 Ссылки
  • 4 Библиография
  • 5 Внешние ссылки
Разделы

Одна из дискуссий среди ученых раннего христианства в прошлом веке насколько уместно говорить о «ортодоксии » и «ереси ». Более высокая критика радикально изменила прежнее представление о том, что ересь - очень редкое исключение из ортодоксии. Бауэр оказал особое влияние на переосмысление исторической модели. В течение 1970-х годов все большее внимание уделялось влиянию социальных, политических и экономических обстоятельств на формирование раннего христианства, поскольку работа Бауэра нашла более широкую аудиторию. Отход от предположения о правильности или преобладании ортодоксии рассматривается как понятный в свете современных подходов. Однако некоторые считают, что вместо уравновешенного и нейтрального подхода к историческому анализу неортодоксальным сектам дается предположение о превосходстве над ортодоксальным (или протоортодоксальным ) движением. Текущие дебаты являются энергичными и широкими. Хотя трудно обобщить все текущие взгляды, можно сделать общие заявления, помня, что такие общие черты будут иметь исключения в конкретных случаях.

Адопционизм

Ранняя форма адопционизма, доктрина, которая Иисус стал сыном Божьим благодаря усыновлению, считал, что Иисус родился только человеком, и что он стал божественным, усыновлением в его крещением, избранным из-за его безгрешной преданности воле Бога. Первыми представителями этой точки зрения были эбиониты. Они понимали Иисуса как Мессию и Сына Божьего с точки зрения помазания при его крещении. В то время как 27 книг, которые стали канонами Нового Завета, представляют Иисуса как полностью человека, адопционисты (которые, возможно, использовали неканонические евангелия ) вдобавок исключили какое-либо чудесное происхождение его, увидев его как просто дитя Иосифа и Марии, рожденное от них обычным образом.

Некоторые ученые считают неканоническое евангелие, используемое евионитами, теперь утерянным, за исключением фрагментов, цитируемых в Панарион из Епифаний Саламинский, как первый из написанных, и полагает, что адопционистское богословие могло предшествовать Новому Завету. Другие, напротив, считают, что это произведение «явно предполагает канонические Евангелия». В этом евангельском рассказе о крещении Иисуса, цитируемом Епифанием, говорится, что голос с неба провозгласил: «В сей день родил тебя Я», и эта фраза перекликается с Псалом 2: 7, и некоторые видят в этой фразе поддержку учения о том, что именно при крещении («в этот день») Иисус стал (приемным) сыном Бога. Эти слова из Псалма 2 также дважды используются в каноническом Послании к Евреям, которое, напротив, представляет Иисуса как Сына, «через которого (Бог) создал вселенную» <. 210>

Взгляды адопционистов позже были развиты приверженцами формы монархианства, представленной Феодотом Византийским и Павлом Самосатским.

Адопционизм явно противоречил друг другу. с утверждением, как в Евангелии от Иоанна (см. Алоги для тех, кто отверг Евангелие от Иоанна), что Иисус есть вечное Слово, и это было объявлено ересью Папа Виктор I в конце II века. Оно было формально отвергнуто Первым Никейским собором (325 г.), на котором было написано ортодоксальное учение о единовластии Отца и Сына (о превосходстве Святого Духа, и, таким образом, Троица не возникла до Четвертого Вселенского [Халкидонского Собора] в 451 году нашей эры) и не опознала Иисуса как вечно рожденного.

Арианство

Арианство, объявленное Никейским собором ересью, отрицает полную божественность Иисуса Христа и названо так в честь своего лидера Ария. Это было названо самой сложной ересью в истории Церкви.

Арий, родившийся, вероятно, в Ливии между ок. 260 и 280, был рукоположен в священники в Александрии в 312–313 гг. Под епископом Александром (313-326), вероятно, примерно в 319 году, он выступил в качестве поборника субординационистского учения о личности Христа.

Арий, кажется, считали, что «Сын Божий » не был вечным, но был создан Отцом как инструмент для создания мира и, следовательно, не Бог по своей природе, отличающийся от других созданий тем, что он является единственным прямым творением Бога. Споры быстро распространились: Арий искал поддержки у других учеников своего учителя Лукиана Антиохийского, особенно Евсевия Никомидийского, в то время как местный синод под руководством Александра отлучил Ария от церкви. Из-за возбуждения, вызванного спором, император Константин I послал Осия Кордовского в Александрию для попытки урегулирования конфликта; но миссия провалилась. Соответственно, в 325 году Константин созвал Первый Никейский собор, на котором, во многом благодаря влиянию Афанасия Александрийского, затем диакона, которому суждено было стать преемником Александра, был определен со- вечность и равенство Отца и Сына, используя теперь известный термин «homoousios », чтобы выразить единство своего существа, в то время как Арий и некоторые епископы, которые поддерживавшие его, в том числе Евсевия, были изгнаны.

Этот собор знаменует конец периода раннего христианства и начало периода первых семи Вселенских соборов.

докетизма

Докетизм (от греческого δοκέω dokeō, «казаться») - это вера в то, что Иисус 'физическое тело было иллюзией, как и его распятие ; то есть, только казалось, что Иисус имел физическое тело и физически умер, но на самом деле он был бестелесным, чистым духом и, следовательно, не мог физически умереть. Это убеждение трактует предложение «Слово стало плотью» (Иоанна 1:14) как просто образное. Докетическое богословие было выдающейся чертой дуалистических гностиков.

эбионитов

эбионитов («бедняков») была секта еврейских христиан, которые процветали в первые века христианства, особенно к востоку от Иордана. Они подчеркивали обязательный характер Моисеева закона и считали, что Иисус был человеческим сыном Марии. Они, кажется, были аскетами и, как говорят, отвергли послания Павла и использовали только одно Евангелие.

Гностицизм

Несколько отдельных религиозных сект, некоторые из которых были христианскими, придерживались множества различных религиозных взглядов. верования, которые позже будут названы гностическими. Одна такая секта, секта симониан, была основана Симоном Магом, самаритянином, который упоминается в I веке Деяния 8: 9–24 и который занимает видное место в нескольких апокрифических и ересиологических отчетах ранних христианских писателей, считавших его источником всех ересей.

Самым успешным христианским гностиком был священник Валентин (ок. 100 - ок. 160), который основал гностическую церковь в Риме и разработал сложную космологию. Гностики считали материальный мир тюрьмой, созданной падшим или злым духом, богом материального мира (называемым демиургом ). Гностики идентифицировали Бога еврейской Библии как этого Демиурга. Считалось, что тайное знание (гнозис) освобождает душу, чтобы вернуться к истинному Богу в царстве света. Валентин и другие христианские гностики идентифицировали Иисуса как Спасителя, духа, посланного от истинного Бога в материальный мир, чтобы освободить души, застрявшие там.

Хотя в некоторых ранних христианских письменах, кажется, присутствуют гностические элементы, Ириней и другие осуждали гностицизм как ересь, отвергая его дуалистическую космологию и очернение материального мира и создателя этого мира.. Гностики думали, что Бог Ветхого Завета не был истинным Богом. Он считался демиургом и либо падшим, как учил Валентин (ок. 100 - ок. 160), либо злом, как учили сифианцы и Офиты.

Евангелие от Иоанна, согласно Стивену Л. Харрису, оба включают гностические элементы и опровергают гностические верования, представляя дуалистическую вселенную света и тьмы, дух и материя, добро и зло, очень похоже на гностические рассказы, но вместо того, чтобы убежать от материального мира, Иисус соединяет духовный и физический миры. Раймонд Э. Браун писал, что, хотя гностики интерпретировали Джона, чтобы поддержать их доктрины, автор этого не имел в виду. Послания Иоанна были написаны (автором Евангелия или кем-то из его круга), чтобы выступить против гностических доктрин.

Евангелие от Фомы, это часто утверждается, имеет некоторые гностические элементы, но не имеет полной гностической космологии. Однако даже описание этих элементов как «гностических» основано главным образом на предположении, что текст в целом является «гностическим» евангелием, и сама эта идея основана на немногом другом, кроме того факта, что он был найден вместе с гностическим евангелием. тексты на Наг Хаммади. Сцена в Иоанна, в которой «сомневающийся Фома » устанавливает, что воскресший Иисус является физическим, опровергает гностическую идею о том, что Иисус вернулся в духовную форму после смерти. Письменное Евангелие основывается на более ранней устной традиции, связанной с Фомой. Некоторые ученые утверждают, что Евангелие от Иоанна должно было противостоять верованиям этого сообщества.

Некоторые полагают, что гностическое христианство появилось позже, примерно в середине или конце 2-го века, примерно во времена Валентина. Гностицизм, в свою очередь, состоял из множества более мелких групп, некоторые из которых не заявляли о какой-либо связи с Иисусом Христом. В мандеистском гностицизме мандеи утверждают, что Иисус был mšiha kdaba или «ложным мессией », который извращал учения, доверенные ему Иоанном Креститель. Слово к (а) даба, однако, происходит от двух корней в мандаике: первый корень, означающий «лгать», традиционно приписывается Иисусу; второй, означающий «писать», может дать второе значение, значение слова «книга»; поэтому некоторые мандеи, возможно, руководствуясь экуменическим духом, утверждают, что Иисус был не «лживым Мессией», а «Книжным Мессией», причем рассматриваемой «книгой» предположительно были христианские Евангелия. Однако это, похоже, народная этимология, не имеющая поддержки в мандейских текстах. Современная точка зрения утверждает, что маркионизм ошибочно причислен к гностикам и на самом деле представляет собой четвертое толкование значения Иисуса. Гностики свободно обменивались концепциями и текстами. Считается вероятным, что Валентиний находился под влиянием предыдущих концепций, таких как София или Симон Волхв, так же как и другие.

Маркионизм

В 144 году Церковь в Риме изгнала Маркиона Синопского. После этого он основал свою собственную отдельную церковную организацию, позднее названную маркионизмом. Как и гностики, он продвигал дуализм. Однако, в отличие от гностиков, он основывал свои убеждения не на тайном знании (гнозисе), а на огромной разнице между тем, что он считал «злым» божеством Ветхого Завета и Богом любви Нового Завета, о чем он разъяснял. в его Антитезе. Следовательно, маркионисты были яростно антииудаизмом в своих убеждениях. Они отвергли иудейско-христианское Евангелие от евреев (см. Также иудейско-христианские Евангелия ) и все другие Евангелия за единственным исключением Евангелие Маркиона, которое, кажется, представляет собой отредактированную версию Евангелия от Луки.

. С точки зрения Тертуллиана и Епифания казалось, что Маркион отверг нелуканские евангелия; однако, во времена Маркиона, возможно, единственным евангелием, с которым он был знаком из Понта, было Евангелие от Луки. Хотя некоторые предполагали, что Евангелие Маркиона предшествовало каноническому Луке, преобладающая научная точка зрения состоит в том, что Маркионское Евангелие было редакцией канонического Луки, чтобы соответствовать антиеврейской позиции Маркиона.

Маркион утверждал. что христианство должно основываться исключительно на христианской любви. Он зашел так далеко, что сказал, что миссия Иисуса заключалась в том, чтобы свергнуть Демиурга - непостоянного, жестокого, деспотичного Бога Ветхого Завета - и заменить Его Верховным Богом Любви, Которого пришел явить Иисус. Ириней назвал Маркиона гностиком. Ириней назвал Маркиона так из-за того, что Маркион выразил эту основную гностическую веру, что Бог-творец евреев и Ветхого Завета был Демиургом. Эта позиция, по его словам, была поддержана десятью посланиями Павла, которые также принял Маркион. Его труды оказали глубокое влияние на развитие христианства и канон.

монтанизм

Около 156 года Монтан начал пророческое служение, критикуя христиан как все более мирских и епископов. как всё более вождь. Путешествуя по своей родной Анатолии, он и две женщины проповедовали возвращение к примитивной христианской простоте, пророчеству, целомудрию и аскетизму. Тертуллиан, «ставший пуританским с возрастом», принял монтанизм как более прямое применение учения Христа. Последователи Монтана почитали его как Параклета, обещанного Христом, и он вывел свою секту в поле, чтобы встретить Новый Иерусалим. Его секта распространилась по Римской империи, пережила преследования и смаковала мученичество. Церковь запретила их как ересь, и в VI веке Юстиниан приказал уничтожить секту.

Экстаз секты говорение на языках и другие подробности аналогичны к тем, которые встречаются в современном пятидесятничестве.

См. также
  • значок портал христианства
  • портал истории
Ссылки
Библиография
  • Вальтер Бауэр, Православие и ересь в древнейшем христианстве, Филадельфия: Крепость, 1971, (оригинальное немецкое издание: 1934).
  • Берард, Уэйн Дэниел. Когда христиане были евреями (то есть сейчас). Публикации Коули (2006). ISBN 1-56101-280-7.
  • Боутрайт, Мэри Талиаферро и Гаргола, Дэниэл Дж. И Талберт, Ричард Джон Александр. Римляне: от деревни к империи. Издательство Оксфордского университета (2004). ISBN 0-19-511875-8.
  • Дофин, С. "De l'Église de la circoncision à l'Église de la gentilité - sur une nouvelle voie hors de l 'тупик". Studium Biblicum Franciscanum. Liber Annuus XLIII (1993).
  • Джеймс Д.Г. Данн, Единство и разнообразие в Новом Завете: Исследование характера древнейшего христианства, Лондон, SCM Press, 1990.
  • Данн, Джеймс ДГ. Евреи и христиане: пути расходятся, 70–135 гг. Н. Э. Стр. 33–34. Wm. Б. Эрдманс Паблишинг (1999). ISBN 0-8028-4498-7.
  • Эдвардс, Марк (2009). Католицизм и ересь в ранней церкви. Ashgate. ISBN 9780754662914. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Эрман, Барт Д. Неправильное цитирование Иисуса: история того, кто изменил Библию и почему. HarperCollins (2005). ISBN 0-06-073817-0.
  • Эслер, Филип Ф. Ранний христианский мир. Рутледж (2004). ISBN 0-415-33312-1.
  • Харрис, Стивен Л. Понимание Библии. Mayfield (1985). ISBN 0-87484-696-X.
  • Хартог, Пол А., изд., Православие и ересь в раннехристианских контекстах: пересмотр тезиса Бауэра, Юджин, штат Орегон: Wipf Stock (2015). ISBN 9781610975049
  • Хант, Эмили Джейн. Христианство во втором веке: Дело Татиана. Рутледж (2003). ISBN 0-415-30405-9.
  • Кек, Леандер Э. Павел и его письма. Fortress Press (1988). ISBN 0-8006-2340-1.
  • Пеликан, Ярослав Ян. Христианская традиция: появление католиков Традиция (100-600). University of Chicago Press (1975). ISBN 0-226-65371-4.
  • Prit z, Рэй А., Назарянинское еврейское христианство с конца периода Нового Завета и до его исчезновения в четвертом веке. Magnes Press - Э.Дж. Брилл, Иерусалим - Лейден (1988).
  • Ричардсон, Сирил Чарльз. Ранние христианские отцы. Вестминстерская пресса Джона Нокса (1953). ISBN 0-664-22747-3.
  • Старк, Родни. Расцвет христианства. Харпер Коллинз Pbk. Ed edition 1997. ISBN 0-06-067701-5
  • Стамбо, Джон Э. и Балч, Дэвид Л. Новый Завет в его социальной среде. Пресса Джона Нокса (1986). ISBN 0-664-25012-2.
  • Фавор, Джеймс Д. «Древний иудаизм: назареи и эвиониты», Еврейский римский мир Иисуса. Отделение религиоведения Университета Северной Каролины в Шарлотте (1998).
  • Тейлор, Джоан Э. Христиане и святые места: миф об еврейско-христианском происхождении. Издательство Оксфордского университета (1993). ISBN 0-19-814785-6.
  • Тиде, Карстен Питер. Свитки Мертвого моря и еврейское происхождение христианства. Пальграб Макмиллан (2003). ISBN 1-4039-6143-3.
  • Тернер, HEW, Образец христианской истины: исследование отношений между православием и ересью в ранней церкви, Лондон, Моубрей (1954). Перепечатка: Юджин, штат Орегон, Wipf Stock (2004). ISBN 9781592449828
  • Валантазис, Ричард. Создание себя: древний и современный аскетизм. Джеймс Кларк и Ко (2008) ISBN 978-0-227-17281-0. [1]
  • Уайт, Л. Майкл. От Иисуса к христианству. ХарперКоллинз (2004). ISBN 0-06-052655-6.
  • Райт, Северная Каролина Новый Завет и народ Божий. Fortress Press (1992). ISBN 0-8006-2681-8.
  • Уайлен, Стивен М. Евреи во времена Иисуса: Введение. Paulist Press (1995). ISBN 0-8091-3610-4.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-17 09:34:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте