Евсевий Никомидийский | |
---|---|
Архиепископ Константинопольский | |
Установлен | 339 |
Срок действия истек | 341 |
Личные данные | |
Конфессия | Арианское христианство |
Евсевий Никомидийский (умер в 341 г.) был арианским священником, человеком, который крестил Константина Великого. Он был епископом Берита (современный Бейрут ) в Финикии. Позже он стал епископом Никомидии, где находился императорский двор. Жил окончательно в Константинополе с 338 г. до своей смерти.
Далекий родственник императорской семьи Константина, он был обязан своим развитием от менее значимого левантийца. епископство до самого важного епископального; его влияние при дворе, и огромная власть, которой он владел в церкви, была получена из этого источника. Фактически, во время его правления при императорском дворе Восточный двор и главные должности в Восточной церкви занимали ариане или сочувствующие арианам. За исключением короткого периода затмения, он пользовался доверием как Константина, так и Констанция II. Он также был наставником более позднего императора Юлиана Отступника ; и именно он крестил Константина Великого 22 мая 337 г. из-за его семейных отношений с императором. Также во время его правления при императорском дворе арианство стало более популярным в королевской семье. Можно логически предположить, что Евсевий приложил огромную руку к принятию арианства в семье Константинов. Влияние арианцев за время его пребывания при императорском дворе настолько возросло, что только с концом династии Константинов и назначением Феодосия I арианство утратило свое влияние в империи..
Особенно интересно то, что Евсевия чуть не преследовали из-за его близких отношений с императором Лицинием, когда он служил епископом Никомидии во время правления Лициния.
Как и Арий, он был учеником Лукиана Антиохийского и, вероятно, придерживался тех же взглядов, что и Арий с самого начала; он также был одним из самых горячих сторонников Ария, поддерживавших Ария. Также из-за этих отношений он был первым человеком, с которым Арий связался после того, как последний был отлучен от Александрии Александром I Александрийским в 321 году. Очевидно, Арий и Евсевий были достаточно близки, а Евсевий достаточно могущественен, чтобы Арий смог изложить свое богословие в письменной форме. Впоследствии он несколько изменил свои идеи, а может быть, только уступил давлению обстоятельств; но он был если не учителем, то во всяком случае лидером и организатором арианского совета.
На Первом Никейском соборе, 325 г. он подписал Исповедь, но только после долгого и отчаянного противодействия, в котором он, как было сказано, «подписывается только рукой, а не сердцем». к древним источникам. Это был огромный удар для арианской партии, поскольку предполагалось, что участники Первого Никейского собора были поровну разделены на неарианцев и ариан. Его защита Ария разозлила императора, и через несколько месяцев после совета он был отправлен в изгнание из-за его постоянных контактов с Ариусом и его последователями. По прошествии трех лет ему удалось вернуть себе имперское расположение, убедив Константина, что Арий и его взгляды не противоречат провозглашенному Никейскому символу веры. После своего возвращения в 329 г. он привел в действие весь аппарат правительства штата, чтобы навязать свои взгляды церкви.
В дополнение к своим теологическим интересам Евсевий был опытный политик. По возвращении он восстановил утраченные позиции в результате Первого Никейского собора, заключил союзы с другими группами, такими как мелитийцы, и изгнал многих противников.
Современные историки описывают его как «амбициозного интригана» и «непревзойденного политического игрока». Он также был описан в древних источниках как властный человек, который также был агрессивен в своих отношениях; он также использовал своих союзников, чтобы шпионить за своими противниками.
Он смог сместить и изгнать трех ключевых противников, которые поддержали Первый Никейский собор : Евстафий Антиохийский в 330 г., Афанасий Александрийский в 335 г. и Марцелл Анкирский в 336 г. Это был немалый подвиг, поскольку Константин считал Афанасия «человеком Божиим», а Евстафий и Афанасий занимали высшие должности в церкви.
Другим важным подвигом было его назначение Константинопольским Патриархом путем изгнания Павла I Константинопольского ; В конце концов, после смерти Евсевия Павел вернется патриархом.
Даже за пределами империи Евсевий имел большое влияние. Он привел Ульфила в арианское духовенство и послал последнего обратить языческих готов.
Евсевий крестил Константина Великого на своей вилле в Никомидии 22 мая 337 г. незадолго до смерти императора.
Он умер на пике своего могущества в 341 году.
Он был настолько влиятельным, что даже после его смерти Констанций II прислушался к его совету и совету Евдокса Константинопольского попытаться преобразовать Римскую империю в арианство, создав арианские советы и официальные арианские доктрины.
Это было из-за Евсевия. что «в целом Константин и его преемники сделали жизнь церковных лидеров, приверженных никейскому решению и его тринитарной формуле, довольно несчастной».
Евсевия Никомидийского не следует путать с его современником Евсевием из Кесария, автор известных ранних книг по истории Церкви.
Переписка Евсевия из Никомедии:
Эта статья включает текст из публикации, находящейся в общественном достоянии : Jackson, Samuel Macauley, ed. (1914). "". Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Funk and Wagnalls. Cite имеет пустые неизвестные параметры: | 1 =
и | coauthors =
()
Titles of the Great Christian Церковь | ||
---|---|---|
, предшествовавшая. Павлу I | Архиепископ Константинопольский. 339–341 | Преемник. Павел I |