Валентин (гностик)

редактировать
Христианский гностический теолог 2-го века

Валентин (также пишется Валентин ; c.100 г. н.э. - c. 160) был самым известным и какое-то время самым успешным раннехристианским гностиком теологом. Он основал свою школу в Риме. Согласно Тертуллиану, Валентин был кандидатом в епископа, но основал свою собственную группу, когда был выбран другой.

Валентин написал множество сочинений, но сохранились только фрагменты, в основном те, что включены в опровергнутые цитаты. в работах его оппонентов недостаточно, чтобы реконструировать его систему, кроме как в общих чертах. Его учение известно только в развитой и измененной форме, данной ему его учениками. Он учил, что есть три типа людей: духовные, психические и материальные; и что только духовные люди получили гнозис (знание), которое позволило им вернуться к божественной Плероме, в то время как обладающие психической природой (обычные христиане) получили бы меньшее или неопределенная форма спасения, и материальные люди были обречены на гибель.

У Валентина было много последователей, валентинианцев. Позже он разделился на восточную и западную или итальянскую ветви. Маркозианцы принадлежали к западной ветви.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Образование
    • 1.2 Обучение
  • 2 Валентинизм
    • 2.1 Космология
    • 2.2 Троица
  • 3 хулители Валентина
  • 4 Евангелие истины
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Цитаты
    • 6.2 Источники
  • 7 Внешние ссылки
Биография

Образование

Епифаний писал (ок. 390), что он узнал из уст в уста (хотя он признал, что это было спорным моментом), что Валентин «родился фребонитом» в прибрежной области Египта и получил свое греческое образование в Александрии, важном и столичном центре раннего христианства. Слово «фребонит» иначе неизвестно, но, вероятно, относится к древнему городу Фрагонис, расположенному недалеко от наших дней. В Александрии Валентин, возможно, слышал гностического философа Василида и, конечно же, познакомился с эллинистическим средним платонизмом и культурой эллинизированных евреев, таких как великий аллегорический еврейский аллегорист и философ Филон.

Климент Александрийский записывает, что его последователи говорили, что Валентин был последователем Феуда, а Феуда, в свою очередь, был последователем апостола Павла. Валентин сказал, что Феуда передал ему тайную мудрость, которой Павел в частном порядке учил свое ближайшее окружение, о чем Павел публично упоминал в связи со своей визионерской встречей с воскресшим Христом (Римлянам 16 : 25; 1 Коринфянам 2 : 7; 2 Коринфянам 12 : 2–4; Деяния 9 : 9–10), когда он получил от него тайное учение. Такие эзотерические учения были преуменьшены в Риме после середины 2 века.

Учение

Валентин, по-видимому, сначала учил в Александрии и перешел в Рим около 136 г., во время понтификата папы Гигина, и оставался там до понтификата папы Аникета, умершего, вероятно, около 160 или 161. Христианские ересиологи Писал подробности о жизни Валентина, часто нецензурные.

В Adversus Valentinianos, iv, Тертуллиан говорит, что Валентин был кандидатом в епископа, после чего он обратился к ереси в припадке досады. Он сделал это, очевидно, вместе с Маркионом, который в то же время действовал в Риме. Обычно непринятый, мы не можем знать точность этого утверждения, поскольку оно сделано его ортодоксальным противником и может быть не чем иным, как риторическим оскорблением.

Валентин ожидал стать епископом, потому что он был талантливым человеком как по гениальности, так и по красноречию. Возмущенный, однако, тем, что другой получил достоинство по причине притязаний, которые ему давало исповедание, он порвал с церковью истинной веры. Подобно тем (беспокойным) духам, которые, разбуженные честолюбием, обычно воспламеняются желанием мести, он приложил все свои силы, чтобы искоренить истину; и найдя ключ к некоторому старому мнению, он обозначил себе путь хитростью змея.

И наоборот, Епифаний Саламинский писал, что Валентин благочестиво учил в Риме, но что он отказался от истинной веры после того, как потерпел кораблекрушение на Кипре и сошел с ума. Епифаний мог поверить в это благодаря присутствию валентинианских общин на Кипре.

Валентинианство

Валентинианство - это название школы гностической философии, восходящей к Валентину. Это было одно из главных гностических движений, имевшее широкое распространение по всей Римской империи и вызвавшее многочисленные сочинения христианских ересиологов. Среди выдающихся валентинианцев были Гераклеон, Птолемей, Флорин, Марк и Аксионик.

Валентин утверждал, что заимствовал свои идеи от Феода или Феуда, ученика Павла. Валентин свободно рисовал на некоторых книгах Нового Завета. В отличие от множества других гностических систем, которые явно дуалистичны, Валентин разработал систему, которая была более монистической, хотя и выражалась в дуалистических терминах.

В то время как Валентин был живым он сделал множество учеников, и его система была наиболее широко распространенной из всех форм гностицизма, хотя, как заметил Тертуллиан, она развилась в несколько различных версий, не все из которых признавали свою зависимость от него («они влияют на то, чтобы отрицать свою название"). Среди наиболее выдающихся учеников Валентина были Гераклеон, Птолемей, Марк и, возможно, Бардайсан.

Многие из сочинений этих гностиков и большое количество отрывков из произведений Валентина, существовавших только в цитатах, показанных их ортодоксальными недоброжелателями, до 1945 года, когда в тайнике сочинений в Наг Хаммади была обнаружена коптская версия Евангелия Истины - название текста, который, согласно Иринею, был таким же, как Евангелие от Валентина, упомянутое Тертуллианом в его «Против всех ересей».

Космология

валентинианская литература описывала первобытное существо, называемое Бифосом, как начало всего сущего. После долгих лет молчания и созерцания Битос в процессе эманации породил другие существа. Первая серия существ, эонов, насчитывала тридцать, что представляло пятнадцать сизигий или пар, дополняющих друг друга в сексуальном плане. Из-за ошибки Софии, одного из низших эонов, и невежества Сакла, нижний мир с его подчинением материи возник. Человек, высшее существо в нижнем мире, участвует как в психической, так и в хилической (материальной) природе, и работа искупления состоит в освобождении высшего, духовного от рабства низшему. Это было слово и миссия Иисуса и святого духа. Христология Валентина, возможно, постулировала существование трех искупляющих существ, но Иисус, находясь на Земле, имел сверхъестественное тело, которое, например, «не испортилось» из-за испражнения, согласно Клименту: также нет упоминание описания страданий Иисуса в Первом послании Петра, ни какого-либо другого в любом валентинианском тексте. Валентинианская система была всеобъемлющей и была разработана, чтобы охватить все фазы мысли и действия.

Валентиний был среди первых христиан, которые пытались согласовать христианство с платонизмом, черпая дуалистические концепции из платоновского мира идеальных форм (плерома ) и нижний мир явлений (кенома ). Из мыслителей и проповедников середины II века, объявленных еретиками Иринеем и более поздними христианами, только Маркион Синопский является столь же выдающейся личностью. Современным ортодоксальным противником Валентинию был Иустин Мученик, хотя именно Ириней Лионский бросил валентинианам самый серьезный вызов.

Троица

Имя Валентина всплыло в арианском споре в четвертом веке, когда Марцелл Анкирский, стойкий противник арианства, осудил веру в Бога, существующую в трех ипостасях, как еретическую. Марцелл, который считал Отца и Сына одним и тем же, напал на своих противников, пытаясь связать их с Валентином: В четвертом веке Марцелл Анкирский заявил, что идея Божества, существующего как три ипостаси (скрытые духовные реальности) пришли от Платона через учение Валентина, который цитируется как учение о том, что Бог есть три ипостаси и три просопа (личности), называемые Отцом, Сыном и Святой Дух:

Теперь с ересью ариоманов, которая развратила Церковь Бога... Затем они учат трем ипостасям, точно так же, как ересиарх Валентин впервые изобрел в своей книге, озаглавленной «О трех природах».. Ибо он был первым, кто изобрел три ипостаси и три личности Отца, Сына и Святого Духа, и обнаруживается, что он заимствовал это у Гермеса и Платона.

, хотя это обвинение часто источник - утверждение, что Валентин верил в Триединое Божество, на самом деле нет никаких подтверждающих доказательств того, что Валентин когда-либо учил этим вещам. Ириней не упоминает об этом ни в одной из своих пяти книг против ересей, хотя он подробно рассматривает валентинианство в них. Скорее, он указывает на то, что Валентин верил в предсуществующий Эон, известный как Проарх, Пропатор и Биф, который существовал вместе с Эннеей, и вместе они породили Моногена и Алетею: и они составили первородную Пифагорейскую Тетраду, из которой произошли тридцать Эонов.. Точно так же в работе, цитируемой Марцеллом, говорится, что три природы были тремя природами человека, о которых Ириней пишет: «Они зачатие трех видов людей: духовных, материальных и животных, представленных Каином., Авель и Сет. Эти три природы больше не встречаются в одном человеке, но составляют различные типы [людей]. Материал, как само собой разумеется, разрушается ». Согласно Евсевию, Марцелл имел привычку безжалостно нападать на своих противников, даже на тех, кто не причинил ему ничего плохого.

хулители Валентина

Вскоре после смерти Валентина, Ириней начал свою масштабную работу Об обнаружении и ниспровержении так называемого гнозиса (более известного как Adversus Haereses) с крайне негативного изображения Валентина и его учений, которое занимает большую часть его первой книги.. Современный студент отмечает, что в книге Тертуллиана «Adversus Valentinianos» некоторые отрывки из Иринея были переведены без добавления оригинального материала. Позже Епифаний Саламинский обсудил и отклонил его (Haer., XXXI). Как и все нетрадиционные раннехристианские писатели, Валентин был известен в основном благодаря цитатам из произведений его недоброжелателей, хотя последователь Александрии также сохранил некоторые фрагменты в виде расширенных цитат. Учитель-валентиниан Птолемей ссылается на «апостольское предание, которое мы тоже получили по наследству» в своем Письме Флоре. Птолемей известен только благодаря этому письму богатой гностической леди по имени Флора, а само письмо известно только благодаря его полному включению в Епифаний «Панарион». В письме описывается гностическая доктрина о законах Моисея и их связи с демиургом. Не следует игнорировать возможность того, что письмо было составлено Епифанием в манере составленных речей, которые древние историки вкладывали в уста своих главных героев, как сжатый способ резюмировать.

Евангелие истины

Новое направление в валентинианских исследованиях открылось, когда в 1945 году в Египте была обнаружена библиотека Наг-Хаммади. gnostic - это серия сочинений, которые могут быть связаны с Валентином, в частности коптский текст, названный Евангелие истины, который имеет то же название, что и Ириней как принадлежащий к тексту Валентина. Это провозглашение неизвестного имени божественного отца Иисуса, обладание которым позволяет знающему проникнуть за завесу невежества, отделяющую всех созданных существ от указанного отца. Кроме того, он заявляет, что Иисус явил это имя с помощью множества способов, наполненных языком абстрактных элементов.

Это неизвестное имя Отца, упомянутое в Евангелии Истины, оказывается не таким загадочным. Фактически в тексте сказано: «Имя Отца - Младенец». Действительно, всеобъемлющая тема текста - это откровение единства верующих христиан с «Отцом» через «Сына», ведущее к новому жизненному опыту, характеризующемуся словами «полнота» и «покой». Основное утверждение текста состоит в том, что «поскольку потребность возникла, потому что Отец не был известен, когда Отец известен, с этого момента потребности больше не будет». Тон мистический, а язык символический, он напоминает тон и темы канонического Евангелия от Иоанна. Также есть поразительное лингвистическое сходство с раннехристианскими песнями, известными как «Оды Соломона». В нем особенно отсутствуют необычные имена божеств, эманаций или ангелов, которые можно найти во многих других текстах Наг-Хаммади. Его доступность привела к новой популярности, о чем свидетельствует включение в такие религиозные сборники, как Новый Завет.

См. Также
Ссылки

Цитаты

Источники

Энциклопедии
Викиисточник содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Валентин и Валентинианцы.
Первоисточники
Современная наука
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-18 08:47:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте